Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду»

Тема адаптации ребёнка в детскому саду актуальна всегда, но в последние годы она становится всё более острой. Темп современной жизни диктует свои правила, и родители не хотят отставать от него, поэтому с малых лет отдают ребёнка в детский сад, где сталкиваются с трудностями привыкания малыша к новым условиям и не понимают, как верно их разрешить.

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

В этой статье мы рассмотрим, что такое адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие степени и этапы адаптации существуют, и как помочь малышу успешно преодолеть этот сложный период.

Адаптация в детском саду — что это?

Представьте себе мир двух-трёхлетнего малыша. У него есть любимые мама и папа, дорогие ему игрушки, уютная и тёплая кровать, привычная обстановка и удобный режим дня. А в один момент это меняется! Родители отводят его в незнакомое место, где находится чужая тётя, повсюду незнакомые дети, которые могут и ударить, и отобрать игрушки, постоянно кто-то плачет, и вообще становится грустно и так хочется домой! Это место — детский сад.

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок чувствует себя растерянным, испытывает сильный стресс. Чтобы привыкнуть к новым условиям, должно пройти время, которое называют периодом адаптации.

Когда малыш начинает посещать садик, адаптация затрагивает не только его, но и родителей. Но взрослым намного проще с ней справиться, потому что их организм более стрессоустойчивый. Детская адаптация протекает сложнее, потому что малышу предстоит:

  • привыкать к другому режиму дня;
  • научиться быть самостоятельным и обходиться без помощи родителей (использовать горшок, мыть руки, пить и есть, раздеваться, одеваться);
  • оставаться без мамы и папы среди сверстников, которые отличаются характерами, и не со всеми из них будет взаимопонимание;
  • слушать и выполнять требования воспитателей;
  • быть вдали от привычных вещей и домашней обстановки;
  • не получать достаточно внимания. Особенно тяжело бывает единственным детям в семье, которые привыкли, что им всегда уделяют время.

Степени адаптации к детскому саду

Педагоги и психологи выделяют три степени адаптации детей к детскому саду: лёгкую, среднюю и тяжёлую, каждая из которых имеет свои сроки и особенности.

Лёгкая степень длится от двух недель до месяца. Для неё характерны:

  • Спокойный сон малыша, включая дневной и ночной. Если ребёнок просыпается, то засыпает вновь легко и быстро.
  • Хороший аппетит. Иногда присутствует избирательность в еде, это нормально.
  • Спокойное и уравновешенное состояние малыша.
  • Ребёнок без истерик остаётся без родителей, может играть самостоятельно.
  • Лёгкость в поведении со сверстниками и воспитателями.

Даже при такой степени адаптации у малыша могут в первые недели посещения детского сада наблюдаться нарушения сна и аппетита, небольшая нервозность и капризность, потому что меняется режим дня, появляются новые люди и обязанности.

Средняя степень адаптации длится 1-2 месяца. Ребёнок чаще болеет, поэтому посещает детский сад с перерывами.

Что указывает на среднюю степень адаптации?

  • Беспокойный сон малыша, который часто прерывается. Иногда ребёнок вовсе не может заснуть в саду.
  • Сниженный аппетит: малыш мало ест или наотрез отказывается от любой пищи.
  • Непостоянство эмоций. Ребёнок грустит и плачет, его настроение часто меняется. Малыш может играть один, но недолго.
  • Ребёнок с трудом расстаётся с родителями, затем сидит в одиночестве.
  • Малыш не проявляет особого интереса к общению с другими детьми, постоянно спрашивает воспитателя, когда его заберут.

Тяжёлая степень адаптации длится от 2 месяцев до полугода. В редких случаях ребёнок не привыкает к детскому саду вовсе. Тогда психологи и педагоги рекомендуют сделать длительную паузу или перестать водить малыша в дошкольное учреждение.

Как понять, что у ребёнка тяжёлая степень адаптации к детскому саду?

  • Малыш не спит днём, ночью сон также беспокойный, ребёнка мучают страхи.
  • Аппетит сниженный, малыш часто отказывается есть.
  • Эмоции нестабильны: ребёнок задумчив, уходит “в себя” или наоборот возбуждён и агрессивен.
  • Расставание с родителями даётся с большим трудом и сопровождается криками, рыданиями и истериками.
  • Малыш не желает общаться ни со взрослыми, ни со сверстниками, замкнут или агрессивен.

О завершении адаптации любой степени можно говорить после налаживания сна, аппетита, эмоционального состояния, поведения малыша при расставании с родителями и стремления к общению с другими детьми и взрослыми.

Этапы адаптации детей в детском саду

Это непростое время делится на три основных этапа:

  • подготовительный;
  • ключевой;
  • завершающий.

К каждому из них родителям нужно подойти ответственно, ведь от этого будет зависеть, насколько легко пройдёт адаптация ребёнка в детском саду.

Подготовительный этап

Это самый длительный и значимый этап, именно от подготовки во многом зависит успешность адаптации. Что же нужно делать родителям в этот период?

  1. В первую очередь, постепенно расширяйте круг общения малыша и вовлекайте его в совместные игры с другими детьми.
  2. Во-вторых, начните заранее говорить о детском саде. Гуляя, проходите рядом с ним, рассказывайте, как там много детей и как им весело играть друг с другом. Показывайте яркие площадки в саду, понаблюдайте за резвящимися там малышами. Пусть у вашего ребёнка формируется представление, что сад — место для активных игр в компании задорных сверстников.
  3. Научите малыша навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, умываться, посещать туалет.
  4. Хотя бы за пару месяцев постарайтесь настроить режим, соотнося его с режимом работы детского сада. То есть подъём, дневной сон, завтрак, обед и ужин, прогулки и отход ко сну должны быть примерно в одно и то же время. Если вам это удастся, то вы сократите процесс адаптации своего ребёнка.

Ключевой этап

Наступил этот важный для малыша день — он впервые идёт в детский сад! Пусть это утро будет наполнено хорошим настроением! Поднять его смогут вкусный завтрак или любимая одежда.

На этом этапе ребёнок остается в детском учреждении максимум на 1-3 часа, чтобы познакомиться с воспитателями, сверстниками и привыкнуть к режиму. Чем больше приятных эмоций получает малыш на этом этапе, тем быстрее привыкает и начинает с удовольствием приходить в новый коллектив.

Завершающий этап

Ребёнок остаётся в детском саду на 3 и более часов, включая дневной сон, а потом и дольше.

Как понять, что малыш успешно адаптировался?

  • он спокойно остаётся в дошкольном учреждении;
  • легко общается с воспитателем и другими детьми;
  • имеет хороший сон и здоровый аппетит;
  • эмоционально стабилен, нет резких и частых перепадов настроения, апатии и агрессии.

Судить о завершении процесса адаптации можно только через несколько месяцев посещения ребёнком детского сада, потому что частые болезни дошкольников удлиняют этот процесс. Запаситесь терпением, ваша поддержка и любовь помогут малышу спокойно преодолеть этот нелёгкий путь.

Рекомендации для родителей как облегчить расставание с малышом

Информация для родителей про адаптацию к детскому саду часто располагается на стендах в раздевалке и выдается в виде памяток и буклетов. Будет хорошо, если родители подготовятся и настроят ребенка на новые условия жизни задолго до того, как он окажется на пороге группы.

Необходимые действия

  • Придумать с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Оставляя малыша с кем-либо из других взрослых, производить одно и то же действие, чтобы ребенок его запомнил. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с мамой в раздевалке ДОУ.
  • Примерно за полгода до того, как пойти в сад, начать привлекать к общению с ребенком других взрослых, чтобы у него появился опыт расставания с мамой и взаимодействия с другими взрослыми. Можно начать с их общения в присутствии мамы, а затем начать отлучаться на все более длительное время.
  • Постепенно оставлять малыша одного в комнате, пока мама находится вне зоны его видимости. Иногда стоит предложить ему самостоятельно поиграть, без участия взрослых – этот навык также понадобится в детском саду.
  • Стараться формировать положительную самооценку и представления крохи о себе: говорить ему, какой он умный, самостоятельный, веселый и общительный. При этом необходимо избегать высказываний о том, что ребенок нелюдимый, капризный или сердитый.

Ненужные действия

  • Никогда не уходить от ребенка в тот момент, когда он отвлекся. В этой ситуации он сильно пугается, что мама исчезла неизвестно куда. В следующий раз он будет всеми силами стараться не отпустить маму от себя ни на шаг.
  • Не пытаться оставить ребенка одного дома, отправившись даже в магазин, располагающийся в соседнем доме. Во-первых, это повысит у малыша уровень тревожности, а во-вторых, он и за несколько минут может попасть в опасность в собственной квартире.
  • Не нужно каждый раз после расставания покупать малышу вкусное или игрушки: если у него закрепится понимание, что после разлуки его ждет что-то материальное, подобные покупки придется делать каждый день, когда ребенок пойдет в детский сад.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Математика

Чтение

Окружающий мир

Логика

Английский язык

Этапы привыкания

Мы рассказали о степенях и этапах адаптации детей к детскому саду, но также каждый малыш проходит через период привыкания. Что важно знать об этом?

1 этап — дезадаптация.

Как бы ни была успешна подготовительная адаптация, в первое время малыш всё равно будет находиться в состоянии стресса и беспокойства. Даже самым активным и общительным детям нужно время, чтобы привыкнуть к расставанию с родителями. Появляются простудные заболевания.

2 этап — адаптация.

Ребёнок начинает постепенно привыкать к новому режиму, другим детям и взрослым, участвует в играх, хотя продолжает тосковать по родным и спрашивать, заберут ли его. Может наблюдаться переменчивое настроение, капризы, отказ выполнять просьбы воспитателя.

3 этап — компенсация.

На финальном этапе привыкания малыш уже эмоционально устойчив и спокойно остаётся на целый день в саду, хорошо ест и спит. Ребёнок начинает реже болеть.

Советы от Комаровского для родителей по адаптации ребенка в садике

Про адаптацию ребенка раннего возраста в детском саду говорит и известный доктор. Евгений Олегович считает, что успешное привыкание в ДОУ – это одно из условий гармоничного развития ребенка. Он дает следующие советы родителям, касающиеся адаптации ребенка к детскому саду:

  • Не выходить на работу в тот же день, когда ребенок первый раз идет в детский сад. Комаровский считает, что адаптация в детском саду пройдет лучше, если у мамы в запасе будет несколько недель для того, чтобы посидеть несколько дней с малышом в случае его недомогания, при этом не создавая себе проблем на работе.
  • Привыкание к детскому саду лучше проходит зимой и летом, в межсезонные периоды более высокая вероятность отправиться на больничный, отходив в сад лишь несколько дней. В этом случае после болезни адаптация в детском саду, по мнению Комаровского, начнется заново.
  • Обязательна подготовка иммунитета к столкновению с новыми вирусами и бактериями: закалять, есть свежие фрукты и овощи для витаминизации организма, чаще и дольше гулять.
  • По совету Комаровского, адаптация в детском саду пройдет легче, если на ее начальных этапах снизить уровень требований к малышу: позволять ему немного больше, чем обычно, снисходительнее относиться к его капризам и просьбам.

Влияние различных факторов на адаптацию

Почему одни дети адаптируются легко, а другие с трудом? Что влияет на этот процесс?

Возраст ребёнка

Во многих семьях после рождения малыша меняется уровень материального благополучия, поэтому матери стремятся скорее отдать ребёнка в садик и выйти на работу. Неудивительно, что в последние годы увеличилась потребность в яслях, в которые принимают детей с 1,5 лет.

Но насколько готов к этому сам малыш? Большинство педагогов и психологов считают, что подходящий возраст для начала адаптации к детскому саду— это 2,5-3 года, когда у ребёнка уже окреп иммунитет, он владеет элементарными навыками самообслуживания и не так остро нуждается в родительской заботе и внимании. Чем младше ребёнок, тем сложнее и тяжелее проходит адаптация. Поэтому, по возможности, детей младше 2,5 лет лучше оставить дома.

Разумеется, бывают исключения, когда малыш опережает своё развитие и нуждается в общении, проявляет интерес к сверстникам, активно участвует во всех играх, и дома ему попросту скучно. В таких случаях детский сад — это подходящая среда для маленького непоседы, даже если он не достиг 2,5 лет.

Состояние здоровья

Это один из ключевых факторов. Нередко даже здоровые дети, начав ходить в садик, часто болеют. У малышей с ограниченными возможностями здоровья или хроническими заболеваниями процесс привыкания протекает особенно тяжело.

Поэтому сначала укрепите здоровье ребёнка, а потом начинайте посещать детский сад. Так малыш сможет адаптироваться без серьёзных проблем.

Уровень развития

Тут важно сказать о необходимых умениях и навыках, которыми должен обладать ребёнок перед началом детсадовской жизни: держать ложку и чашку, самостоятельно пить и есть, пользоваться горшком, по возможности, одеваться и раздеваться и просить помощи у взрослого.

Если малыш не владеет навыками самообслуживания и привык, что родители делают всё за него, то процесс привыкания может сильно затянуться.

Социализация ребёнка

В дошкольном учреждении малыш ребёнок будет находиться в компании сверстников и воспитателей. Если у малыша есть опыт общения с другими детьми и взрослыми, кроме родителей, то ему будет легко влиться в коллектив. Когда ребёнок привык видеть рядом с собой только маму и папу, то процесс привыкания будет сложнее и дольше.

Другие факторы

Что ещё влияет на адаптацию и привыкание к саду?

  • Опытность и личность воспитателя. Некоторые педагоги умеет создать настолько благоприятную и дружественную атмосферу в группе, что даже необщительные и закрытые дети чувствуют лёгкость и комфорт и хотят возвращаться в сад. Поэтому часто говорят: “Нужно идти не в сад, а к педагогу”.
  • Количество детей в группе. Чем меньше воспитанников, тем больше внимания педагог может уделить каждому ребёнку.
  • Темперамент малыша также влияет на продолжительность адаптации в детском саду. Например, дети-сангвиники любят общение и комфортно чувствуют себя в группе, а потому и легче привыкают, чем дети-меланхолики.

Занятия с детьми по подготовке к садику

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – любимые развлечения маленьких детей. Поэтому советы психолога часто включают такие пункты, как занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте. Для этого лучше использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – использование подручных средств: презентация, мультфильмы и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инновационные материалы адаптируют малышей не хуже, а порой и лучше обычных рассказов.

Как помочь ребёнку адаптироваться в детскому саду?

Большинство взрослых переживают, оставляя ребёнка в детском саду. Это вполне нормально, так как малыш находится там один среди незнакомых взрослых и таких же растерянных сверстников.

Но каждый родитель хочет помочь своему ребёнку легко преодолеть такой сложный период! Как это сделать? Педагоги и психологи дают следующие рекомендации:

  1. Тревога родителей усиливает страхи малыша, поэтому старайтесь быть спокойными и уравновешенными, окружая своего ребёнка ощущением безопасности.
  2. Беседуйте с малышом о детском саде. Это хорошо делать на подготовительном этапе адаптации: вызывайте его интерес, рассказывайте, сколько там детей и как им бывает весело, в какие игры он сможет с ними играть.
  3. Во время прогулки проходите мимо детского сада, обращайте внимание малыша на яркие площадки и резвящихся там детей, вызывая желание присоединиться. Старайтесь чаще ходить пешком в любую погоду, пусть ребёнок привыкает к тому, что ходить в дошкольное учреждение вы будете и в снег, и в дождь. Цель бесед и прогулок у садика — создать положительный образ, понимание, как там весело, спокойно и безопасно, даже в отсутствие родителей.
  4. Проговаривайте режим дня малыша: завтрак, игры, прогулка, обед, сон, ужин и так далее. Сообщите, в какой момент вы придёте за ним сегодня, чтобы ребёнок был спокоен и знал, что после ужина он вновь увидит свою маму. И обязательно приходите в указанное время.
  5. Вместе с ребёнком придумайте ритуал прощания. Это может быть что угодно: поцелуй, рукопожатие, хлопок в ладоши, щекотка или смешные звуки. Важно придерживаться этого ритуала перед расставанием в саду и вне его. Это будет дарить малышу ощущение безопасности.
  6. Если правила детского сада позволяют, разрешите ребёнку брать с собой любимую игрушку. В отсутствие родителей она будет придавать спокойствие и напоминать о доме, где так тепло и уютно.
  7. Если малышу сложно расставаться именно с мамой, то тогда отводить в детский сад может отец или другой член семьи.
  8. В период адаптации постарайтесь не начинать нового и вообще менять привычный уклад жизни (например, путешествия, переезд, длительные командировки родителей, развод), чтобы у ребёнка не было причин для дополнительного стресса.
  9. Читайте книги, в которых главные герои начали посещать садик. Издания с такими сюжетами можно легко найти в любом книжном магазине. Создавайте разные ситуации с любимыми игрушками малыша: “Кролик Тим с детьми на прогулке”, “Лошадка Нина спит в тихий час” и так далее. Пусть для ребёнка эти сюжеты станут привычными и понятными.

Этапы адаптации


Специалисты выделяют несколько периодов, обобщая их выраженными негативными реакциями и несвойственным поведением. Все дети уникальны и индивидуальны, поэтому такое разделение на этапы довольно условно, оно помогает приблизительно разграничить периоды и понять, насколько лёгкой и успешной будет адаптация.

  1. Первый этап называют острым, он самый сложный, как правило. Ребёнок находится в стрессовом состоянии, весь детский организм в мобилизации, малыш напряжён и испуган. Чаще всего отмечается плаксивость, истеричность, капризы, крики. Меняется и физиология. Можно наблюдать увеличение давления, пульса, или, наоборот, снижение ритма сердца. Ребёнок более восприимчив к всевозможным инфекционным заболеваниям.
  2. Следующий этап — умеренно-острый. Происходит снижение негативных реакций ребёнка, он начинает приспосабливаться к новым обстоятельствам, месту и людям, возвращается аппетит, сон, психоэмоциональный фон налаживается. Однако, не стоит уповать, что ситуация наладилась, о полной адаптации говорить ещё рано, так как всё может вернуться на первую стадию, вместе с истериками, слезами и нежеланием отпускать маму по утрам.
  3. Заключительный этап — компенсаторный. На этом этапе эмоциональный фон ребёнка стабилизируется. Происходит полное восстановление психических и физиологических состояний. Малыш начинает взаимодействовать со сверстниками, воспитателем, вполне успешно вливается в новую «среду обитания».

Понятие

Адаптация – это приспособление к новой среде. При этом в психике происходят определенные изменения, что требует достаточно сильных энергетических затрат. Малыш испытывает массу эмоций, ему требуется подстроиться под новые условия.

Не все дети сразу привыкают к садику. У некоторых возникают проблемы. Связано это со многими факторами: особенности характера, психологическое состояние, проблемы в семье, методы воспитания, способность педагогов найти подход к детям.

Жизнь малыша при поступлении в дошкольное учреждение сильно меняется, а поход в сад связан еще и со стрессом:

  • мамы и родственников рядом нет, зато есть чужие люди и другие дети;
  • меняется распорядок дня, он становится более четким;
  • приходится взаимодействовать с другими детьми;
  • появляется необходимость подчиняться требованиям посторонних взрослых;
  • каждому отдельному малышу времени уделяется уже меньше – одновременно в группе может быть 10-20 человек.

Процесс приспособления к новым условиям у каждой личности протекать по-разному. Об успешности адаптационного процесса судят по длительности привыкания, выраженности проблем, которые могут возникнуть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]