Адаптация ребёнка к детскому саду. Этапы, виды, негативные стороны. Советы психологов по скорейшему привыканию

Одним из основных психолого-педагогических процессов, которые рекомендованы для полноценного воспитания маленького человека, его развития и подготовки к взрослой жизни, является посещение детского сада. Здесь он учится общаться в широком кругу сверстников и взрослых, постигает азы самостоятельности и организованности, развивает навыки различных видов деятельности (игровой, учебной, познавательной).

Поступление в детский сад — это смена режима и правил поведения, другой стиль общения. Из тесного круга близких людей, домашней обстановки, он попадает в совершенно другой мир, полный незнакомых лиц, предметов. А главное — это длительное отсутствие рядом родителей.

Кто-то из ребятишек легко преодолевает изменения, но для большинства это страх, слезы, переживания. Как максимально безболезненно изменить привычный уклад малыша? Как помочь ему преодолеть это стресс?

В предыдущей статье мы постарались ответить на вопрос, нужен ли ребенку детский сад, взвесили все плюсы и минусы и рассмотрели возможные альтернативы. В этом материале разберемся, как родителям помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

Что включает в себя процесс адаптация к детскому саду?

Процесс приспосабливания к определенным условиям называется адаптацией. Его проходит каждый человек, попадая в новый коллектив или обстановку. Приводя ребенка в дошкольное учреждение, родители и воспитатели также оказываются вовлеченными в адаптационный период. Но взрослым гораздо проще, их организм более стрессоустойчив.

А ребенку предстоит:

  • привыкать к строгому распорядку дня;
  • обходиться без помощи и поддержки родителей и близких;
  • длительное время оставаться в обществе сверстников;
  • слушать и выполнять наставления незнакомого человека;
  • осваиваться в новом пространстве, выйдя из зоны привычного комфорта.

Также малышу сложно привыкнуть к тому, что резко снижается уровень персонального внимания.

Вполне естественно то, что кардинальные перемены в жизни маленького человека вызывают невротические реакции. Они выражаются в слезах и истерике, отказе принимать пищу, капризах, частых заболеваниях и пр.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Три степени адаптации к детскому саду.

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.

Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками. Предлагаем изучить основные проблемы, могущие возникнуть перед мамами и папами, а также основные способы их решения.

Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Следующая >

Этапы адаптации

Адаптационный период можно разделить на три условные фазы:

  • подготовительная;
  • ключевая;
  • завершающая.

Родителям стоит подойти к каждой из них со всей ответственностью.

Подготовительный этап

Прежде всего, необходимо постепенно расширять круг общения малыша. Поддерживать позитивные эмоции, получаемые в совместных играх с другими детьми. Постараться заранее рассказать о детском учреждении, показать его будущий сад, обратив внимание на яркие павильоны, красивые площадки, весело играющих сверстников.

Предварительно договорившись с сотрудниками садика, можно провести экскурсию. Не помешает и непринужденное знакомство с будущим воспитателем, детьми. Также стоит показать ребенку, чем занимаются его сверстники в детском саду.

До начала посещения ДДУ ребенка необходимо научить элементарным действиям:

  • ходить в туалет;
  • самостоятельно принимать пищу;
  • мыть руки, умываться, чистить зубы.

Минимум за два месяца постараться скорректировать режим крохи, максимально адаптируя его к распорядку дня в садике. То есть, подъем, завтрак, прогулку и пр. необходимо выполнять в одно и то же время. Особенно это касается дневного сна. Выходные дни также должны проходить в заданном режиме.

Ключевой и завершающий этапы

И вот настал важный день. Пусть он будет позитивным с самого утра. Важно не оставлять ребенка надолго! Максимальное время пребывания в саду — от 1 до 3-х часов. В некоторых случаях мама может остаться вместе со своим малышом, принимать участие в играх, помогать выполнять просьбы и указания воспитателя. Но постепенно следует подводить ребенка к тому, что он не надолго останется с детьми и воспитателем.

Длительность основного этапа адаптации варьируется в каждом конкретном случае. Чаще всего, это две недели.

Далее рекомендуется оставлять малыша в саду на период дневного сна. По желанию, можно продлить время пребывания (полдник, послеобеденные развлечения и т. п.). Чем больше позитивных эмоций получает ребенок на данном этапе, тем быстрее он привыкнет и будет с радостью оставаться в новом коллективе.

По завершении процесса адаптации ребенок:

  • спокойно идет в детский сад;
  • хорошо взаимодействует с воспитателем и сверстниками;
  • ориентируется в своей группе;
  • активно играет, занимается;
  • хорошо кушает, спит.

То есть эмоциональное и физическое состояние ребенка полностью нормализуется.

Судить о полной адаптации ребенка к новой среде общения, пребывания можно только после нескольких месяцев. Особенно это касается младших дошкольников, так как из-за частых болезней, присущих этому возрасту, малышу приходится снова и снова проходить процесс привыкания.

Адаптационный период

Существует несколько степеней адаптации ребенка в детском саду.

Легкая степень

Обычно длится до недели. Это довольно короткий период, характеризующийся плохим сном малыша, потерей аппетита, нежеланием вступать в игры с прочими малышами. Постепенно все приходит в норму, наступает полное привыкание к новым условиям. К концу первой недели аппетит возвращается к прежнему уровню, режим сна восстанавливается немного дольше. Может наблюдаться затормаживание речи. Обычно эта степень адаптации не сопровождается внезапными заболеваниями.

Средняя степень

Длится от недели до месяца. Эмоциональное состояние малыша приходит в норму медленнее, нежели при легкой форме. В первый месяц начинают проявляться болезни: обычно в виде острых респираторных инфекций. Заболевание длится около недели и заканчивается без осложнений. На восстановление аппетита требуется месяц или немного больше. Эмоциональный фон неустойчив, настроение часто меняется. В течение дня наблюдается плаксивость. В отношениях с близкими людьми ребенок эмоционально возбужден: при расставании и встрече плачет или кричит. Отношение к сверстникам чаще безразличное, но заинтересованность тоже может проявлять. Замедляется речевая активность.

Характерные внешние проявления:

  • красные щеки или бледность;
  • темные круги под глазами;
  • потливость;
  • диатез.

Эти симптомы длятся около 2-х недель. Чувствуя эмоциональную поддержку близкого человека, ребенок начинает проявлять познавательную активность и адаптируется быстрее.

Тяжелая степень

Самая сложная степень адаптации ребенка в детском саду, длящаяся 1-2месяца (или больше). Эмоциональное состояние малыша очень медленно восстанавливается. Дошкольник может перенести несколько заболеваний, протекающих с осложнениями.

Тяжелая степень характеризуется стойкими нарушениями в поведении:

  1. Сон прерывистый, тревожный.
  2. Малыш может просыпаться со слезами или вскрикивать во сне.
  3. Аппетит практически пропадает – временами вплоть до отказа от еды.
  4. Возможна невротическая рвота.

Ребенок сознательно и бессознательно пытается выйти из положения, и все его эмоции направлены на это: крик, плач, агрессия. Может наблюдаться активный двигательный процесс или отсутствие активности при очевидных отрицательных эмоциях (подавленности, пассивное подчинение, тихий плач, напряженность). Малыш старается избегать сверстников, может проявить агрессию. Отказывается от игр.

Степени адаптации к детскому саду

Для того, чтобы родители могли набраться терпения и спокойно воспринимать период привыкания своего чада к детскому саду, необходимо отметить, что адаптация может проходить в:

  • легкой степени — от 2-х недель до месяца;
  • средней — от 30 дней до 2-х месяцев;
  • тяжелой — до полугода.

Совсем немного детей, которые быстро и легко вливаются в новую среду пребывания. У большинства малышей этот процесс затягивается. Новичок плачет, отказывается выполнять привычные действия, принимать пищу, постоянно требует к себе внимания и т. д. Подобное может повторяться очень длительный период. Только совместная работа родителей и воспитателей поможет пережить этот сложный период и ребенку, и взрослым.

Виды привыкания

Лёгкая адаптация

В среднем ребёнок привыкает к новому месту и коллективу за 2-4 недели. Это, к счастью, характерно для большинства детишек. Адаптация протекает ускоренно, негативные реакции проходят достаточно быстро и безболезненно. Понять, что ребёнок приспособился к новым условиям можно по следующим признаками:

  • он больше не плачет, когда заходит в группу утром, спокойно остаётся с воспитателем.
  • при разговоре со взрослыми смотрит в глаза.
  • достаточно понятно может попросить о чём-либо.
  • проявляет инициативу в общении с ровесниками.
  • спокойно придумывает себе игры и может занять самого себя на какой-то отрезок времени.
  • без истерик подстраивается и принимает новый распорядок и режим детского сада.
  • на обращения воспитателя реагирует спокойно и понимающе, адекватно воспринимая критику или похвалу.
  • делится с родителями происходящим в садике, своими новыми друзьями и занятиями.

Адаптация средней тяжести


В этом случае привыкание длится не менее полутора месяцев, возможно, дольше. В это время ребёнок может очень часто болеть, демонстрировать всевозможные негативные реакции, может агрессивно себя вести или, наоборот, замкнуться и много плакать.

Тем не менее говорить о том, что малыш неспособен влиться в коллектив нельзя. Определяется такая адаптация следующими нюансами:

  • плачет утром, расставаясь с мамой.
  • отвлекается на игру и способен забыть про разлуку.
  • общается и поддерживает взаимосвязь со сверстниками и воспитателем.
  • соблюдает и придерживается новых правил и распорядков.
  • спокойно и адекватно реагирует на замечания воспитателя.
  • очень редко становится зачинщиком или инициатором конфликтов или драк.

Тяжёлая адаптация

Такие дети встречаются намного реже и их очень легко можно отличить от сверстников. Для них характерна открытая агрессия или другая крайность, замкнутость, отстранённость, уход в себя. Тяжёлая адаптация может длиться от 2 месяцев до нескольких лет.

Встречаются ребята с полной дезадаптацией и невозможностью посещать детские учреждения. Основные поведенческие типы:

  • истерики, слезы и крики при расставании с родителями, которые не проходят длительное время.
  • полный отказ заходить в группу к детям.
  • абсолютное игнорирование и нежелание общаться ни со сверстниками, ни со взрослыми.
  • нежелание и отказ от новых правил и распорядков, отказ от еды, игр, сна и прочего.
  • любая крайность, в виде агрессии или замкнутости.
  • острая реакция на замечания воспитателя, проявляющаяся в виде слёз, истерики или страха, испуга.

Важно! В случае выявления полной дезадаптации и неприспособленности к детскому саду стоит понимать, что это явление достаточно редкое, и необходимо обратиться к детскому психологу и неврологу.

Вместе со специалистами продумать свои дальнейшие действия. Бывают случаи, когда с любыми дошкольными учреждениями лучше повременить.

Что влияет на адаптацию ребенка к садику?

К факторам, которые влияют на процесс привыкания малыша к дошкольному учреждению, относятся:

  • его возраст;
  • общее физическое развитие и состояние здоровья;
  • наличие или отсутствие основных навыков самообслуживания;
  • соответствие домашнего режима и распорядка дня дошкольного учреждения;
  • уровень контактности и общительности;
  • развитие игровой деятельности.

Тяжелее всего адаптируются дети, которые не привыкли к:

  • режиму;
  • выполнению элементарных гигиенических процедур;
  • самостоятельной игре в игрушки;
  • взаимодействию со сверстниками и малознакомыми людьми.

Кроме этого, малыш может иметь своеобразные привычки, которые негативно влияют на его развитие. Очень сложно проходит адаптация, если ребенок слишком привязан к маме.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

Возраст ребёнка

Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

Читайте подробный материал с мнением экспертов на эту тему – Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.

Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

Уровень развития умений и навыков

К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Как разговорить ребёнка, если вы подозреваете, что его обижают или бьют в садике?

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в сад?

Часто эта проблема решается в зависимости от складывающихся обстоятельств. Если маме нужно выходить на работу, то вопрос отпадает сам собой. Заканчивается время отпуска по уходу за ребенком — необходимо подумать о ДДУ. То есть, это период от полутора до 3-х лет.

Стоит помнить, что малышу необходимо дать время для адаптации, то есть начать процесс привыкания следует за полтора-два месяца до выхода мамы на работу.

Если подойти к решению вопроса с точки зрения психологии, то оптимальный срок для привыкания к детскому коллективу — после 3-х лет. Именно в этот период у детей формируется стойкий интерес к сверстникам, совместным играм, общению с ними. Более того, дети этого возраста, как правило, имеют навыки элементарного самообслуживания, могут контролировать физиологические потребности организма.

Чтобы не нанести ребенку серьезную психологическую травму, лучше не начинать приучать ребенка к детскому саду в период каких-либо изменений в семье (переезд, появление младшего, развод).

Лучший возраст для того чтобы отдать ребёнка в детский сад

Большинство психологов считают, что оптимальный возраст для привыкания к детскому саду — 3 года.

Всё дело в том, что к трём годам ребёнок подбирается к «кризису 3 лет» — периоду, когда активизируется уровень самостоятельности, теперь малыш заявляет, что хочет всё делать сам, и главное, снижается психологическая зависимость и связь с мамой.

Теперь ребёнок потихоньку, но чаще бессознательно начинает понимать свою обособленность. Он больше не единое целое с мамой, а отдельная личность. А значит и расставание с ней уже не будет причинять такую боль, да и страх будет не таким огромным, как, например, в полтора года.

Также спешить не стоит ещё и потому, что в 1-3 года устанавливаются отношения ребёнок-родитель, а также формируется привязанность к матери. Это необходимо для правильных установок семейных связей. Поэтому долгая разлука с мамой может вызвать даже нервный срыв и разрушить базовое доверие к миру в целом.

В дополнение стоит заметить, что в возрасте 3 лет, ребёнок намного более самостоятелен в бытовом плане. Он уже хорошо знаком с туалетом, умеет пользоваться столовыми приборами, а некоторые уже вполне могут одеваться и раздеваться, пусть и немного неловко.

Адаптация в яслях

Отдавать малыша в 3-4 годика в детский сад очень сложно и волнительно — переживает вся семья. А вот отдавать кроху в год или два в ясли, ещё сложнее, в тысячу раз сложнее. Потому как до этого мама с ребёнком, скорее всего, не разлучались больше чем на несколько часов.

Каким бы сложным ни было это решение, но чаще всего оно обусловлено серьёзными жизненными обстоятельствами, в виде срочного выхода на работу, финансовыми трудностями, эмоциональным выгоранием, материнской депрессией или другими ситуациями.

Пройдите

тест на послеродовую депрессию

Начинать подготовку необходимо заранее, желательно за пару, тройку месяцев. В самую первую очередь нужно начать с мамы.

Всё просто, в год или полтора ребёнок абсолютно не нуждается ни в детском коллективе, ни в срочной социализации, он совершенно не стремится к сверстникам, ему необходима только мама. Поэтому для начала нужно твёрдо осознать тот факт, что детский сад нужен маме, а не ребёнку.

Но и страшную трагедию из этого делать не стоит, обвинять себя в предательстве и затем страдать от этого: ситуации бывают разные и иногда ясли — это единственный выход.

Маме нужно быть спокойной, уверенной и уравновешенной. Для этого можно выполнить простейшее задание. Взять листочек с ручкой и расписать все плюсы и минусы отправления чада в ясли. Вполне возможно, что таким образом вы примете верное решение, все взвесив и обдумав.

Мама должна излучать спокойствие и уверенность в своём решении, а не терзать сомнениями себя, родных и главное ребёнка.

Следующие действия направлены на подготовку ребёнка. Стоит закончить грудное вскармливание или оставить только в ночь.

Затем необходимо заняться одним из важнейших организационных моментов: выбрать детский сад и воспитателя. Важно понимать, что грамотный, образованный и любящий детей воспитатель — это лучшее, что вы можете сделать для своего, столь маленького и беззащитного малыша. Воспитатель по призванию — вот ваша цель.

Почитайте отзывы о садах и их работниках, сходите на знакомство, поговорите, обсудите все важные и интересующие вас моменты, от распорядка дня, меню, воспитания, до средств связи. Будет замечательно, если удастся сходить на пробный день вместе с малышом, убедиться, что обстановка, воспитатели и всё остальное вас устраивает.

Далее наберитесь терпения, адаптация у всех детей проходит по-разному, там, где один привыкнет через неделю, второй может три месяца привыкать, будьте терпеливы.

При этом лучшим советом является тот, что гласит, что на работу маме нужно выходить чуть позже, через пару месяцев, когда картина по привыканию к саду будет более или менее ясна. А при заболевании или недомогании ребёнка, вы сможете побыть с ним дома, не лишая своей любви и заботы.

В идеале было бы устроить мягкую адаптацию, то есть первый день вы проводите вместе с ребёнком в группе, полностью участвуя и следя за происходящим, затем можно сесть в сторонке и просто наблюдать, а малыш будет видеть вас и при любой необходимости обращаться за помощью.

Далее попробуйте выходить за дверь, и так постепенно увеличивайте время своего отсутствия. Ну а следить за этим процессом должен воспитатель, именно ей предстоит завоевать доверие и расположение маленького друга.

В свободное от сада время старайтесь уделять внимание чаду, проводя выходные качественно, не отвлекаясь на гаджеты и прочие дела, выделите для совместных игр хотя бы несколько часов в день. И напоследок, можете придумать свои ритуалы прощания, например, знаменитый поцелуй в «ладошку» или « в кармашек», который будет напоминать о вашей любви весь день.

Совет психолога Поцелуй в кармашке — при прощании с малышом, вы посылаете множество воздушных поцелуев в его кармашек, и говорите, что если ему станет скучно, неуютно или грустно, он всегда сможет «достать» один из ваших поцелуев из кармашка и подбодрить себя.

Адаптация в 2 года

В 2 года адаптация ребёнка в детском саду проходит ещё сложнее и острее. Причин на это достаточно.

  • Во-первых, дети в этом возрасте расставание с мамой, новых знакомых и смену обстановки, воспринимают со страхом и недоверием.
  • Во-вторых, малыш ещё не умеет сам себя обслуживать, чаще всего и есть ещё не умеет сам, навыки правил и способов гигиены, культуры развиты ещё очень слабо, соответственно и в группе, где приветствуется самостоятельность, ему будет сложно.
  • В третьих, многие детки ещё не очень хорошо разговаривают, могут формулировать свои мысли, и, значит, им тяжело будет обратиться за помощью или пожаловаться вам, если что-то идёт не так.

Ребята в 2 года также ещё не нуждаются в общении со сверстниками, и взаимодействия с мамой и близкими родственниками ему вполне достаточно. Сильная привязанность к маме не даёт расслабиться и малыш испытывает постоянное напряжение и стресс.

Немаловажен и тот факт, что режим и распорядок дня в детском саду чаще всего сильно отличается от домашнего, а это ещё один стресс для маленького организма.

Ощутимое снижение внимания к ребёнку также сказывается, ведь теперь воспитатель один на 15-20 детей и уделить каждому время нереально.

Ну и без болезней, инфекций и прочего также мало кто прошёл адаптацию. Ребёнок много болеет, а это также усложняет процесс привыкания, так как посещение нерегулярное.

К новым условиям каждый привыкает по-разному. Бывает, что малыш заходит в группу спокойно и без слёз, однако, потом через некоторое время начинает плакать и переживать. Дома же, родители могут заметить всё те же изменения и нарушения, в виде плохого сна или аппетита, апатии или агрессии, снижении интереса к новому, ну и, конечно же, частые простуды и вирусные заболевания.

Бытует мнение, что чем раньше отдать ребёнка в сад, тем легче и быстрее он привыкнет и адаптируется в новых условиях. Однако, здесь много возражений. В возрасте 2 лет, ребёнок ещё несамостоятельный и часто не умеет даже разговаривать, от этого пережитый страх и тревога, может быть даже не замечен и не понят родителями, что впоследствии приводит к не самым лучшим ситуациям, малыш может замкнуться, а последствия стресса могут оказывать последствия и в далёком будущем.

Адаптация в 3 года

Следует повториться, что, по мнению психологов, этот возраст является идеальным для адаптации в детских учреждениях. К трём годам ваш маленький ребёночек постепенно начинает превращаться в отдельную личность, самостоятельную, протестующую, отрицающую и противоречащую. Проявляется характер, темперамент, он начинает отстаивать своё «я».

В этом возрасте, как правило, родных стен и любимой мамочки, уже становится мало. Появляется потребность в коллективе, общении со сверстниками, совместных играх и стремление познавать и изучать всё новое. Увеличиваются и обогащаются знания о мире, а контакты с ребятами схожего возраста и развития доставляют удовольствие и радость.

Нарабатывается опыт взаимодействия с разными людьми, ребёнок учится строить отношения, выходить из конфликтов, формируется личность. Эта личность просто жаждет общения, просит играть родителей в различные игры, читать сказки и прочее. Вот на этом этапе начинается подготовка к общественной жизни.

Стоит отметить, что и в 3- летнем возрасте адаптация может проходить различно, одни дети будут уже через неделю спокойно засыпать и обедать в группе, в то время как другие слёзно умолять маму не идти в сад.

Однако в этот период перед вами уже не грудничок, а вполне самостоятельная личность, поэтому и привыкание пройдёт с меньшим психологическим стрессом и последствиями.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

Большинство родителей очень переживают, оставляя ребенка в дошкольном учреждении. Это вполне нормально, ведь малыш остается с малознакомыми людьми, в непривычной для себя обстановке. Эмоциональный настрой взрослых очень важен для детей. Поэтому необходимо соблюдать спокойствие и постараться помочь своему крохе преодолеть такой сложный период.

Полезные умения для детсадовца

Чтобы маленькому человеку было легче влиться в детсадовскую «семью», его необходимо заранее к этому готовить. То есть, родители должны постараться научить его:

  • простейшим навыкам самообслуживания (пользоваться горшком или унитазом, мыть руки и лицо, одеваться/раздеваться, кушать ложкой): если приходится отдавать малыша в сад слишком рано, постарайтесь привить ему стремление выполнять все эти действия самостоятельно и свободно просить о помощи;
  • оставаться без мамы (пусть кроха пару часов побудет с папой, бабушкой, няней, иначе ему очень сложно будет расстаться с ней даже на час);
  • играть игрушками, находить интересное развлечение (складывать кубики, играть с машинкой и т. п.);
  • взаимодействовать с другими людьми (делиться, просить, обращаться к взрослым и детям).

Сегодня существуют группы раннего развития, которые могут стать первым шагом к детскому саду.

Беседы с ребенком о детском саде

На этапе подготовки к детскому саду с ребенком необходимо ненавязчиво разговаривать об этом, вызывая интерес, желание присоединиться к сверстникам. Беседы должны носить не только ознакомительно-повествовательный характер. Чем старше ребенок, тем чаще следует задавать наводящие вопросы, подводить к высказыванию собственного мнения.

Постепенные, целенаправленные прогулки в направлении детского учреждения, сопровождающиеся рассказами родителей и рассуждениями малыша, помогут скорее свыкнуться с мыслью, о возможности присоединиться к сверстникам, поиграть с ними и т. д.

Чтобы избежать серьезных проблем и длительного периода адаптации, необходимо настраивать ребенка исключительно в позитивном ключе.

Если кроха задает вопросы, обязательно отвечайте, максимально точно рисуя возможное развитие ситуации. Не обманывайте и не обещайте то, что не сможете выполнить.

Не забывайте, что в детском саду ребенку придется больше самостоятельно двигаться. Поэтому разговоры о садике лучше вести прогуливаясь пешком, без коляски, санок и пр.

Цель бесед родителей с ребенком перед походом в д/сад — вселить уверенность в том, что новое пространство и окружающие люди не причинят ему вреда, станут «вторым домом» и дружным коллективом, в котором весело играть, постигать новые знания и умения.

В детский сад без слёз. Советы и рекомендации психологов

Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть

  1. В первую очередь тщательно выбирайте учреждение, поговорите с воспитателями, прочитайте отзывы и прочее. Будьте уверены в своём выборе. Это первый и важный шаг для упрощения адаптации, так как добрый и отзывчивый воспитатель уже половина дела.
  2. Начинайте адаптацию со смены режима. Подкорректируйте график и распорядок дня своего чада, близкий к режиму в саду, это значительно облегчит привыкание и не доставит такого шока для психики ребёнка. Например, если вы привыкли спать по утрам до 10-11, то приблизительно за месяц-два стоит постепенно вставать и укладываться вечером раньше, иначе утренние истерики из-за недосыпа вам обеспечены.
  3. То же самое касается и питания. Если ваш рацион значительно отличается от меню в саду, постарайтесь хотя бы немного приблизится к нему. Очень многие дети отказываются есть в садике — это сильно усложняет привыкание.
  4. Рассказывайте ребёнку про сад, что это такое и зачем он нужен. Проходя мимо сада, показывайте это место. Объясняйте, что там будут другие детки, а родители в это время будут работать. Придерживайтесь золотой середины, не приукрашивайте это заведение и не критикуйте, говорите предельно честно и понятно.
  5. С первых дней адаптации будьте уверены в своём решении и спокойны, сохраняйте равновесие. Так вы транслируете своему чаду понимание важности посещения этого заведение и спокойствие. Дайте ему понять, что всё будет хорошо. От вашего эмоционального фона будет многое зависеть. Приводите малыша в сад с улыбкой, говорите по дороге о хороших и позитивных вещах.
  6. Начинайте привыкание с нескольких часов, постепенно увеличивая время пребывания.
  7. Есть мнение, что если ребёнка по утрам будет отводить в сад папа или другой родственник, то процесс расставания будет намного проще и спокойнее, нежели с мамой, так как, мужчины, например, более сдержаны в проявлении эмоций.
  8. Постарайтесь перед садом научить ребёнка самостоятельно есть, пить, проситься на горшок, снимать одежду, просить о помощи. Эти навыки и умения значительно облегчат привыкание, так как теперь внимание к каждому в группе будет ограничено, воспитатель физически не успеет качественно уделить время всем ребятам.
  9. В выходные, по вечерам уделяйте время ребёнку, искренне интересуйтесь его успехами и делами, новыми друзьями и одногруппниками. Не дайте ему почувствовать себя брошенным и одиноким.
  10. Давайте ему с собой какую-нибудь игрушку из дома. Имея при себе «кусочек дома», ребёнок будет чувствовать себя спокойнее.

Совет психолога Вы можете «назначить» одну из игрушек, дежурной по садику. Она будет всегда сопровождать ребёнка в сад, «следить», чтобы всё было хорошо и вечером «рассказывать» вам о том, как прошёл день. Для этого поговорите с игрушкой, а малыш буде вам отвечать за неё. Так вы можете много того, что ребёнок сам бы вам не рассказал.

Чего делать нельзя

  1. Ни в коем случае, не убегайте и не исчезайте, приводя ребёнка в группу. Так вы рискуете вызвать сильный страх, что мама исчезла, а это, в свою очередь, может спровоцировать даже невроз у маленького человечка. Не обманывайте, что вы через пару минут вернётесь. Ребёнок запомнит и будет ждать, а вы не придёте, и тут опять страх: а вдруг мама вообще не вернётся?

    Обязательно сообщайте и уверяйте, что вы вернётесь вечером и не оставите своё любое дитя в саду, проговариваете когда приедете за ним.

  2. Терпеливость и спокойствие. Будут и слёзы, и истерики. Сохраняйте равновесие. Категорически запрещается наказывать и кричать на ребёнка в период адаптации. Этим вы только усугубите ситуацию.
  3. Избегайте и другой крайности. Не затягивайте прощания по утрам, излишняя опека и переживания также отрицательно повлияют на привыкание. Особенно это касается родителей, которые после первых криков и слёз, немедленно возвращаются в сад и забирают обратно своё домой.
  4. Никогда не угрожайте детским садом, не пугайте им. Никогда не грозите, что вы оставите там ребёнка и не придёте за ним. Так вы сами создадите впечатление о саде, как о самом страшном месте, месте наказания.

    Более того, в присутствие детей, никогда не говорите плохого о воспитателях или о самом саде, даже если они того и заслуживают. В этом случае лучше защитить своего ребёнка, перевести его в другой детский, а не воспитывать в нём чувство выученной беспомощности

  5. Не подкупайте и не приучайте ребёнка к подаркам или сюрпризам, за то, что он просто сходил в сад. Так вы обречёте себя на бесконечный шантаж, лишь только малыш поймёт что к чему. Вы можете похвалить за определённые успехи и выполненные задания в саду.

Программа постепенной адаптации к детскому саду

Родители должны понимать, насколько сложно ребенку перестраиваться, отрываться от привычного уклада и шагать в новую жизнь. Их задача — облегчить этот период для своего чада, тем самым уберечь и себя от лишних переживаний и хлопот. За 2-3 месяца мамам и папам стоит начать активную подготовку к детскому саду.

На подготовительном этапе

Кроме вышеперечисленных пунктов о предварительной работе с детьми (максимальное приспособление к режиму детского сада, привитие необходимых навыков и умений, беседы и пр.), родители должны:

  • наладить тесный контакт с сотрудниками детского учреждения;
  • поддерживать дома спокойные, ровные отношения;
  • проявлять внимание, заботу, терпение к малышу;
  • не перегружать его большим объемом новой информации.

Заранее сообщите воспитателю о привычках и предпочтениях ребенка. Старайтесь разумно справляться с собственными переживаниями и страхами. И, ни в коем случае, не показывайте их ребенку. Никаких негативных высказываний и обсуждений при нем.

В процессе адаптации

Переход к основному (ключевому) этапу адаптации, стресс для всех! Ребенок переживает расставание с родными, привыкание к новой обстановке и людям и пр. Родители опасаются за здоровье ребенка, отношение к нему со стороны других детей и взрослых. Воспитатель также переносит определенные потрясения с каждым новеньким (старается поскорее завоевать доверие ребенка и его родителей, обеспечить комфорт для других детей группы). То есть получается один замкнутый круг.

Поэтому очень важен целостный подход, взаимодоверие и взаимопомощь. Родителям стоит прислушиваться к советам педагогов, откликаться на их просьбы.

Рекомендуется:

  • не оттягивайте время расставания;
  • придумайте мотивацию для быстрого прощания (помоги няне накрыть на стол и пр.);
  • увеличивайте время пребывания в саду постепенно;
  • не делайте беспричинных перерывов в посещении детского учреждения;
  • не оставляйте надолго (не более 8 часов);
  • продумайте действия, которые предшествуют расставанию (поцелуй, махание рукой и т. д.) и повторяйте их ежедневно;
  • всегда выполняйте обещание (сказали, что заберете до сна — это безоговорочно);
  • дайте ребенку домашнюю игрушку или мамину фотографию.

Если совсем уж тяжело карапузу расставаться с мамой, лучше пусть его отводит в сад кто-то из членов семьи. Любые возникающие вопросы и ситуации старайтесь выяснять сразу. Никакого негатива при малыше!

Что такое адаптация?

Адаптация — это умение приспособиться к новым условиям, среде, кругу общения. Даже для взрослого человека резкая смена привычного образа жизни является стрессом, а для маленького человечка, с ещё неокрепшей психикой и вовсе может стать тяжёлым испытанием.

От ребёнка потребуются огромные энергозатраты и маленький организм будет перенапрягаться. Причин много:

  • В первую очередь — любимых мамы и папы рядом больше не будет.
  • Совершенно незнакомое место, с незнакомыми взрослыми.
  • Новые правила и распорядок дня.
  • Необходимость подчинения чужим взрослым.
  • Необходимость контактировать с другими детьми.
  • Нехватка внимания, со стороны взрослого, то есть воспитателя, который разрывается один на 15-25 детей.

Вследствие этих изменений, жизнь малыша изменится коренным образом. Это стрессовое состояние, в котором будет находиться ребёнок, может начать выражаться в поведении, а именно в нарушении правил и норм, «плохих» поступках, а также вы можете заметить:

  • Нарушение сна, бессонницу или резкое пробуждение среди ночи с криком, возможны страшные сны, в которых ребёнок одни или его кто-то обижает, на этом фоне он может внезапно просыпаться в слезах.
  • Проблемы с аппетитом, его снижение или даже отсутствие. В большинстве случаев, «садовское» меню сильно отличается от домашнего, поэтому вполне возможно что ребёнок может отказываться есть новые, незнакомые блюда.
  • Регресс умений и навыков. Малыш, который давно умеет ходить на горшок, разговаривать и самостоятельно есть, вдруг теряет этот навык.
  • Исчезновение или снижение интереса узнавать новую информацию. Ребёнку неинтересны игрушки и ровесники в группе. Это нормально — психика в стрессе стремится к покою, всё новое только усугубляет стресс, поэтому на этапе адаптации, ребёнок может отказываться от познавательной активности.
  • Несвойственное поведение. Активный, весёлый и общительный малыш может замкнуться в себе, а спокойный ребёнок вдруг начинает проявлять агрессию и злость по отношению к окружающим.

Адаптация — это очень сложный период, одни дети начинают вести себя неузнаваемо, другие отказываются идти в сад и льют слёзы, третьи спокойно заходят в группу и забывают о маме. Поведение может поменяться просто кардинально, однако со временем, эти и похожие проблемы чаще всего исчезают или становятся менее заметны и чувствительны.

Успех адаптационного процесса судят по вышеперечисленным проблемам, точнее, по их количеству и времени прохождения. На основе этих данных психологи выделяют несколько видов адаптации.

Как снизить стресс для ребенка?

Самым большим переживанием и стрессом для малыша является расставание с мамой и страхи.

При правильном поведении родителей в период подготовки ребенка к детскому саду снижается уровень стресса, вызываемого расставанием. То есть, важно научить ребенка оставаться с другими членами семьи, занимать себя игрушкой в ожидании мамы и пр. Это поможет преодолеть состояние растерянности в отсутствии самого близкого человека.

Страх у малыша вызывает:

  • новая обстановка;
  • незнакомые лица;
  • общение с незнакомыми;
  • предположение, что о нем забудут и не заберут домой.

Если первые три причины страхов устраняются довольно быстро и зависят, в основном, от работы педагога и общей готовности ребенка к детскому саду, то четвертый — от поведения родителей. Оставляя кроху в детском саду, сразу оговаривайте срок его пребывания. Не задерживайтесь, пообещав прийти перед обедом или после дневного сна. И неважно, совсем недавно он посещает дошкольное упреждение или уже совсем освоился.

Чем родители могут помочь ребенку в период адаптации

Помощь родителей можно назвать основополагающей в адаптации.

Общие рекомендации:

  1. Позаботьтесь о приобретении ребенком простых навыков (умение пользоваться ложкой, проситься на горшок, одеваться, контактировать с окружающими, пользоваться носовым платком, выражать свои просьбы словами или жестами).
  2. Не обсуждайте свои переживания в присутствии ребенка.
  3. Одевайте малыша по сезону. Обувь и одежда не должны создавать для него трудностей. Выбирайте обувь не на шнурках, а на липучках, а одежду не на пуговицах, а на кнопках.
  4. Изучите заранее режим детского сада. Соблюдайте его каждый день (в выходные тоже).
  5. Слишком частые посещения общественных организаций (спектакли, кружки) в сочетании с множеством интеллектуальных занятий дома могут перегрузить нервную систему малыша.
  6. Часто рассуждайте при дошкольнике, как полезен детский сад, и как важно ему там бывать (уложить спать кукол, напоить цветочки, поиграть с мягкими игрушками).
  7. Регулярно проверяйте содержимое карманов малыша, исключая наличие в них колющих, мелких или острых предметов.
  8. Встречаясь с воспитателем, рассказывайте ему о настроении и здоровье малыша. Интересуйтесь, как он ведет себя с садике.
  9. Не давайте ребенку слишком дорогие игрушки, и если это произошло, и малыш не уследил за вещью, не будьте к нему слишком строги.
  10. Планируйте собственный график так, чтобы в первый месяц пребывания в садике, дошкольник не находился там до конца дня, и мог быстрее оказаться в привычных домашних условиях.
  11. Приучайте сына или дочь к общению с другими людьми. Ходите в гости или чаще бывайте на многолюдных детских площадках.
  12. Посещение детского сада допустимо лишь здоровыми детьми. Помните о профилактике ОРВИ и ОРЗ.

Если вы пришли к выводу, что малыш испытывает потребность в контактах со знакомыми взрослыми и не боится незнакомцев, то это хороший знак. Если он стремиться к самостоятельности, охотно вступает в игры, владеет некоторыми навыками самообслуживания, доброжелателен и открыт, то, вероятно, он уже готов к детскому садику.

Главные ошибки родителей

Многие родители допускают ошибки, мешающие адаптации к детскому саду. Итак, рассмотрим наиболее распространенные заблуждения:

«Чем раньше отдать ребенка в ясли (год-два), тем скорее он адаптируется

По возможности, лучше отказаться от яслей, если в них нет острой необходимости. Детям до трех лет (некоторым и дольше) важно чувствовать связь с семьей и желательно большую часть дня проводить в своем доме. В этот период особенно крепка его эмоциональная связь с матерью и отцом, она формирует в ребенке уверенность в себе, обеспечивает чувством безопасности. Также многие физиологические и психологические потребности может «закрыть» лишь мать или отец. Замечено, что дети, пребывавшие в раннем возрасте не в яслях, а с мамой, более эмоционально устойчивы.

Специалисты, занимающиеся дошкольным развитием, пришли к выводу, что в последние годы у дошкольников зачастую наблюдаются трудности в развитии, поэтому в раннем возрасте лучше пребывать под наблюдением и заботой матери. Это не исключает совместного посещения игровых занятий для раннего развития, что станет первым шагом к социализации.

«Трехлетний ребенок может весь день находится в садике»

Детские садики в основном принимают детей с трехлетнего возраста. Однако не у каждого дошкольника в 3 года имеется такая готовность, в особенности, если речь идет о пребывание на полный день. Кому-то удается адаптироваться в три года, другим – в четыре, а третьи – и в пять нелегко переносят разлуку с мамой или папой. Адаптированный ребенок ходит в сад с желанием и прощается с мамой без плача и страданий.

Девочкам быстрее удается привыкнуть к новым людям и режиму, и им это проще дается в 3-4 года, чем мальчикам, которые адаптируются значительно медленней. Мальчики эмоционально сильнее привязаны к родителям, и тяжелее переживают разлуку даже на несколько часов. Ориентируйтесь на состояние малыша, анализируйте его.

«В садик нужно идти с осени»

Чаще детей приводят в сад в сентябре, но более благоприятное время для адаптации – конец весны и лето. В этот период обычно завершаются занятия познавательного цикла, дети больше гуляют, занимаются творчеством. Световой день становится длиннее, ярче и теплее. Пробуждение поутру проходит легче.

Осень сложно назвать удачным временем для адаптации. Первое время малышу важно наблюдать неспешность процессов, чтобы иметь возможность осмотреться вокруг, привыкнуть. Проще это сделать именно летом, когда в саду меньше детей, а воспитатели покончили с основными образовательными программами и больше времени уделяют ролевой игре.

Отметим прочие трудности, проявляющиеся весной:

  • Малыш быстрее утомляется, ему сложнее сконцентрироваться.
  • Наблюдается снижение эмоционального фона из-за недостатка солнечного света, мрачной погоды, раннего захода солнца.

«За недельку можно привыкнуть к садику»

Для некоторых детей это возможно, но далеко не для всех. Первый месяц желательно не оставлять ребенка на весь день. Одна-две недели – период привыкания для эмоционально устойчивого ребенка 5-6 лет или для того, кому уже доводилось посещать детский садик. Девочкам быстрее удается привыкнуть, мальчикам обычно нужно не менее месяца. Как уже упоминалось, первую неделю малышу желательно проводить время в саду до обеда, потом – до полдника, и лишь через месяц попробовать полное пребывание.

Случается, что ребенок сразу остается на полный день, не высказывая особых признаков беспокойства или неудобства, но через 1-2 месяца начинает проявляться психическое перенапряжение (навязчивые движения, тики, энурез, потеря аппетита, вирусные заболевания). Описанные факторы указывают на высокую нагрузку, оказавшуюся не по силам дошкольнику.

Что не нужно делать при расставании с ребенком

Есть перечень рекомендаций, которые должен соблюдать каждый взрослый, отводя ребенка в дошкольное учреждение:

  1. Фраза типа: «Не будешь меня слушать — отведу в садик!» — это табу! Ведь то, чем пугают, не может вызывать положительные эмоции.
  2. Если малыш при расставании плачет, не ругайте его и не сердитесь. Здесь лучший помощник — терпение, внимание, теплые слова и действия (обнять, поцеловать, не забыть сказать, что обязательно заберете).
  3. Не обещайте невыполнимое. Например, сегодня сходишь, а завтра останешься дома. А, если пообещали, обязательно держите данное слово.
  4. Старайтесь не приходить за малышом последним. Особенно в первые месяцы его пребывания в саду.
  5. Вместо перечисленных «не», чаще хвалите, внимательно и с интересом слушайте его рассказы о жизни в коллективе, о его достижениях и неудачах.

Рекомендации для родителей, как облегчить расставание с малышом

Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и прочих значимых взрослых, поскольку, как мы уж отмечали, на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей.

И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации.

В идеале необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке.
  5. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук.

Ошибки родителей во время адаптации ребенка

Нельзя забывать, что ребенок постоянно наблюдает за поведением родителей, их настроение, тембром голоса, мимикой.

Уважение и доброжелательность по отношению к воспитателям, залог позитивного настроя ребенка. Если мама приветлива и спокойна, в общении, значит это «хорошая тетя», то есть относиться к ней можно без опаски.

Иногда родители стараются поскорее убежать, когда малыш отвлекся или заигрался. Этого делать нельзя. Ему проще знать, что мама ушла и скоро вернется, чем переживать о том, куда она делась и придет ли вообще.

Если у крохи есть какая-нибудь не совсем хорошая привычка (например, сосание соски) не следует отучать от нее параллельно с первыми походами в детский сад (не усугубляйте стресс). Сделать это лучше намного раньше, чем наступит подготовительный этап адаптации к ДДУ.

Не стоит стоять под дверью, оставив ребенка с воспитателем и другими детьми. Дети очень чувствительны и, ощущая тревогу взрослых, сами начинают бояться.

Не нужно игнорировать чувства детей. Нотации только усугубят негативное отношение к садику. Вместо: «Хватит рыдать, ты уже большой…» — и т. п. Лучше отнеситесь с пониманием, сказав, что тоже скучаете и не хотите расставаться, но есть обязательства (нужно на работу и пр.)

Советы психолога: 6 разговоров о садике

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

  1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
  2. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
  3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
  4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.
  5. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.
  6. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Математика

Чтение

Окружающий мир

Логика

Английский язык

Этапы привыкания

Мы рассказали о степенях и этапах адаптации детей к детскому саду, но также каждый малыш проходит через период привыкания. Что важно знать об этом?

1 этап — дезадаптация.

Как бы ни была успешна подготовительная адаптация, в первое время малыш всё равно будет находиться в состоянии стресса и беспокойства. Даже самым активным и общительным детям нужно время, чтобы привыкнуть к расставанию с родителями. Появляются простудные заболевания.

2 этап — адаптация.

Ребёнок начинает постепенно привыкать к новому режиму, другим детям и взрослым, участвует в играх, хотя продолжает тосковать по родным и спрашивать, заберут ли его. Может наблюдаться переменчивое настроение, капризы, отказ выполнять просьбы воспитателя.

3 этап — компенсация.

На финальном этапе привыкания малыш уже эмоционально устойчив и спокойно остаётся на целый день в саду, хорошо ест и спит. Ребёнок начинает реже болеть.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]