Перцептивные действия: определение, виды, свойства характеристика, этапы формирования и развития


Перцептивные действия: что это?

Перцепция, или восприятие — это способность человека отражать окружающие предметы и ситуации. На основе полученных в процессе восприятия данных осуществляется познание окружающей действительности и формируется индивидуальное (субъективное) ее понимание.

Каждый человек уникален, благодаря этому человеческие культура и искусство настолько разнообразны. Однако, несмотря на различия в восприятии, каждый человек проходит в своем развитии определенные стадии, которые сопровождаются осуществлением конкретных действий. Эти действия были изучены и названы перцептивными.

Перцептивные действия входят в структуру процесса восприятия и структуру деятельности человека. Восприятие является активным процессом, поэтому оно неразрывно связано с деятельностью. С самого раннего возраста человек совершает действия, направленные на познание и научение. Ведь, чтобы жить в этом мире, ему необходимо знать этот мир и уметь с ним взаимодействовать.

Природа процесса восприятия

Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.

Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.

Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека. Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта. Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».

Этапы формирования и развития

Формирование перцептивных действий восприятия происходит в процессе обучения. Их развитие делится на три этапа.

На первом этапе происходит само формирование перцептивного действия, которое начинается с выполнения ребенком практических действий с незнакомыми предметами. В результате происходит становление перцептивных задач — формирование адекватного образа предмета, которое впоследствии становится сенсорным эталоном.

На втором этапе происходит перестройка сенсорных процессов (происходящих в органах чувств), которые становятся перцептивными действиями под влиянием практической деятельности. Действия осуществляются с помощью рецепторных аппаратов (тактильного и зрительного), дети знакомятся с пространственными свойствами предметов.

На третьем этапе происходит процесс сокращения и сворачивания внешних действий. Они становятся скрытыми, протекающими на уровне сознания и подсознания. Внешний процесс восприятия становится актом мгновенного усмотрения.

К этому времени у ребенка сформирована система сенсорных эталонов (общественно выработанные системы сенсорных качеств, например, система геометрических форм и т. п.). Благодаря им сенсорно-перцептивные действия меняются. Они превращается из процесса построения образа в процесс опознания.

Значение перцепции

Проводниками, посредниками между человеком и внешним миром являются органы чувств. Именно они (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые) обеспечивают целостное восприятие окружающего, получая на рецепторные поверхности сигналы-раздражители. В результате человек получает полное представление о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, и строит свои «отношения» с ними.

Кроме ощущений, восприятие мира обеспечивают мышление, речь, память, поэтому перцептивная деятельность индивидуума — сложный совокупный процесс, зависящий от многих индивидуальных свойств его психики.

Уровни

В перцептивном действии можно выделить четыре уровня:

  • обнаружение (характеризуется обнаружением стимула);
  • различение (на этом уровне происходит восприятие с последующим формированием перцептивного образа);
  • сличение или идентификация (на этом уровне воспринимаемый объект отождествляется с образом, который хранится в памяти; или происходит сличение нескольких объектов);
  • опознание (происходит извлечение соответствующего эталона из памяти и категоризация объекта).

Игра и развитие

Перцептивные действия у дошкольников — это плодотворная связь действий ориентировки и исследования с действиями исполнения. А единство зрительных и ручных действий обеспечивают точность перцептивного анализа.

Познание окружающего мира дети осуществляют в процессе игры. Играя, они активно обрабатывают и усваивают новую информацию. Таким образом, они принимают социальные нормы и правила для успешной адаптации в обществе.

У детей дошкольного возраста выделяют следующие виды перцептивных действий:

  • действия идентификации (опознание объекта);
  • действия по отношению к эталону (сравнение свойств объекта с эталоном);
  • моделирующие действия восприятия (овладевая продуктивной деятельностью, ребенок учится создавать новые объекты: лепка, рисование, придумывание).

Перцептивные системы

В процессе деятельности человеку постоянно нужно решать какие-то задачи, которые требуют от восприятия наиболее адекватного отражения ситуации. Для решения этих задач предусмотрены перцептивные системы человека. К ним относятся:

  • зрительная система;
  • слуховая;
  • кожно-мышечная;
  • обонятельно-вкусовая;
  • вестибулярная.

Все они обеспечивают мозг необходимой информацией, которая используется для нормального функционирования и развития человека как в физическом, так и в психическом плане.

Механизмы социальной перцепции, помогающие взаимопониманию

Далее поговорим об основных механизмах перцептивной стороны социального общения.

Рефлексия

– так называется умение индивидуума проводить самоанализ с целью выяснить, как его воспринимает собеседник. При участии в процессе социальной коммуникации любому человеку важно понимать, как его видит оппонент, какое мнение он сформировал, какое воздействие оказали слова.

Идентификация

– с помощью этого механизма появляется возможность поставить себя на место собеседника для того, чтобы примерить его точку зрения. Таким образом происходит полное или частичное принятие взглядов и мнений партнера.

Эмпатия

– она заключается в умении испытывать неподдельное сочувствие и сопереживание к другому человеку. В ее основе лежит абсолютное понимание и принятие эмоций, внутренних переживаний собеседника.

Аттракция

– такой механизм восприятия основан на уже сложившемся позитивном впечатлении о человеке. Положительные эмоции способствуют развитию дружбы, привязанности, любви. Добиться аттракции можно при схожих интересах, ценностях, мнениях и проч.

Сенсорно-перцептивная система человека

Сенсорные процессы — это ощущения. Человек постоянно ощущает воздействия внешнего мира на свой организм: видит, слышит, чувствует запахи и вкусы, чувствует тактильные и температурные воздействия на свое тело. А также ощущает процессы, протекающие внутри организма: голод, боль, возбуждение или слабость и т. п.

Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.

Это особенно заметно при сравнении с людьми, имеющими нарушения в развитии восприятия. Жизнь человека с ограниченными возможностями (слепота, глухота, немота и прочие), отличается от жизни абсолютно здорового человека. Перцептивные действия играют здесь значительную роль: чем незначительнее дефект восприятия, тем легче его скорректировать и возможно исправить. Этим занимаются специалисты — дефектологи.

Проявления в отношениях с окружающими

У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.

Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими

Значимость системы восприятия для человека

Ученые уже много лет занимаются изучением высших психических функций человека (мышление, память, произвольность действий). Была доказана взаимосвязь системы восприятия и деятельности с развитием мышления человека. В свою очередь, мышление оказывает значительное влияние на состояние человека, на его способности и возможности. Восприятие относится к высшим психическим функциям человека.

Для того чтобы жить, человеку необходимо постоянно отражать окружающую действительность и проявлять ответную реакцию на воспринятую информацию. Восприятие как раз обеспечивает индивидуальное и в то же время адекватное отражение действительности. Особенно это важно для решения перцептивных задач. Перцептивные действия в процессе восприятия играют важную роль, они обеспечивают полноценное развитие психики человека.

Проще говоря, чтобы быть здоровым и счастливым, человеку нужно быть включенным в какую-либо деятельность. Мозг устроен так, что ему постоянно нужно обрабатывать и усваивать новую информацию иначе он начинает «лениться». А «ленивый мозг» — это первый шаг к развитию слабоумия.

Свойства перцепции

Восприятие обеспечивает работу разных психических процессов.

Восприятие предмета как конкретного образа независимо от его расположения обеспечивает такое свойство перцепции как предметность.

Одновременно с восприятием образа (натурального или, к примеру, нарисованного) воспроизводятся в сознании и его свойства.

  1. Такое свойство как целостность выражается в том, что объект узнается независимо от того, все ли его части присутствуют, искажены они, или их расположение в объекте неправильное.
  2. Осмысленность перцепции при нормальном функционировании психики человека прослеживается в том, что наблюдаемый объект соотносится с конкретным классом, категорией (классифицируется).
  3. Наблюдаемые объекты (или ситуации) воспринимаются как не измененные, даже если меняются условия их демонстрации. Так, например, ощупывая предмет в полной темноте, человек может правильно определить, что это, назвать его основные характеристики. Это свойство перцептивной деятельности называется константностью.
  4. Такое свойство перцепции, как структурность, позволяет воспринимать окружающее достоверно, даже если не подключаются ощущения. Выражение «стеклянная гладь озера» рисует конкретный образ идеально гладкой, блестящей, голубовато-зеленоватой поверхности водоема.
  5. Индивидуальное состояние психики обязательно оказывает влияние на восприятие: грозовая погода кого-то восхищает, а кого-то безмерно пугает, порождает паническое состояние. Такое свойство восприятия называется апперцептивностью.
  6. Перцепция зависит от условий, в которых она происходит. Восприятие той же грозы в реальной обстановке и, например, при просмотре кинофильма будет происходить по-разному, в чем и проявляется такое свойство перцепции как контекстность.

Влияние культурно-исторического опыта на человека

Современный человек настолько привык свободно получать любую информацию, что даже не задумывается о том, что это результат деятельности огромного количества людей. Их вклад в развитие современного общества колоссален. Все что умеет и знает человек — это не только его заслуга, но и достояние общества в целом.

Восприятие — система перцептивных действий, овладение которыми происходит в процессе специального обучения и практики. Ребенок может освоить сенсорные эталоны только с помощью взрослого, который руководит им и помогает выделить наиболее существенные признаки предметов и ситуаций. Это очень важно для анализа действительности и систематизации личного сенсорного опыта ребенка.

Известны случаи, когда дети были лишены общения с себе подобными. Это так называемые «дети маугли», воспитанные животными. Даже вернув их в человеческое общество, редко удавалось адаптировать их в человеческом социуме.

Есть ли перцептивная деятельность у взрослого человека?

Так как перцептивные действия — это действия научения и познания, то может показаться, что они присущи только детскому возрасту. Однако это не так: каждый раз, когда взрослый человек осваивает что-то новое (хобби, новая профессия, иностранные языки и т. п.), то включается система перцептивных действий, которая помогает быстрее овладеть новыми знаниями и навыками.

Человек — уникальное существо, его возможности безграничны, и все это благодаря сознанию и психике. Именно они выделяют человека из всего живого на планете. Только человек способен произвольно регулировать свою деятельность в соответствии со своими желаниями. Деятельность человека не хаотична и бессистемна, а входит в структуру сознания и мышления. До сих пор ученые всего мира изучают психику человека, делают новые открытия — и все равно она остается загадкой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]