Один из важнейших источников познания окружающего мира – его изучение при помощи органов чувств. Научное название этого явления – перцепция. Известно, что основы перцепции, то есть чувственного восприятия, закладываются у человека еще в то время, когда он находится в материнской утробе. С возрастом перцепция начинает играть все большую роль в мировоззрении и формировании картины мира.
Чувственное восприятие мира помогает людям правильно оценивать обстановку
Перцепция в психологии
Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:
- помогает выработать правильное отношение к людям;
- способствует активизации когнитивной функции мозга;
- способствует эффективной коммуникации;
- дает возможность правильно оценить себя и окружающих.
Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.
Определение, плюсы и минусы
Рефлексия — что это в психологии, определение
Человек перцептивный – это остро чувствующая личность. У такого состояния психики есть свои достоинства и недостатки. Как и имя существительное, слово перцептивный от латинского perceptio произошло, что означает восприятие. Основной минус человека с обостренными чувствами – то, что даже самый незначительный звуковой, зрительный или тактильный раздражитель может вывести его из равновесия. Плюсы – в том, что такой индивид может легко найти общий язык с любым человеком, а также отличается большой восприимчивостью к разным видам и жанрам искусства. Родители и педагоги должны максимально использовать эти качества ребенка и развивать их. Обычно такие личности с детства отличаются одаренностью и талантом в какой-либо отдельной сфере деятельности.
Природа процесса восприятия
Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.
Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.
Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека. Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта. Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».
Виды перцепции
В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:
- познание с помощью зрения;
- познание с помощью слуха;
- формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.
Самоконтроль — что это такое в психологии, определение
Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.
Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.
Зрительная
Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.
Слуховая
Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.
Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира
Осязательная
Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.
Родителям на заметку
Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).
Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.
Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.
Социальная перцепция
Социальная перцептивность – это восприятие другого человека через призму конкретных социальных установок и стереотипов. Оно далеко не всегда бывает адекватным. Действия перцептивные – это широкое понятие, в которое, в частности, входит оценка окружающих, ориентируясь на существующие в обществе нормы.
Умения перцептивные в социальном плане – это навыки, позволяющие правильно воспринимать окружающих. Они пригодятся и педагогу, и социальному работнику, и сотруднику психологической службы. Овладеть сутью этих умений очень важно. Для этого необходимо:
- внимательно относиться к окружающим;
- стараться замечать важные детали;
- воспринимать внешний и внутренний мир человека как одно целое.
Все это поможет создать правильное преставление о других людях, составе их психики.
Понять другого человека поможет интенсивное общение
Механизмы социальной перцепции
Основными механизмами социальной перцепции являются:
- мышление при помощи стереотипов:
- рефлексивные механизмы;
- эмпатия (проектировочная способность переносить на себя чувства других);
- идентификация человека с каким-либо типом личности.
При помощи данных механизмов индивид видит окружающих в том или ином свете.
Эффекты социальной перцепции
Социальное восприятие, в отличие от физического, может характеризоваться отношением человека к окружающему миру и другим людям. Значение этого эффекта нельзя недооценивать, так как именно от правильной перцепции во многом зависит простая или сложная социальная адаптация индивида. Также данное явление непосредственно влияет на характер человека и его уровень общительности, открытости.
Перцептивный компонент
Представленный элемент дает возможность грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника.
На основании приобретенной информации делается заключение об отличительных чертах личности, факторах поступков.
Без перцепции коммуникации были бы довольно нерезультативными и поверхностными. Человек воспринимал бы лишь «внешнюю картинку» ‒ образ оппонента и его слова.
Реальные мысли, поведенческие мотивы, скрытые переживания и многое другое могло быть просто не замечено. Как раз благодаря социальной перцепции возникает возможность верного восприятия окружающих объектов, выстраивания успешного взаимодействия с ними.
В полной мере этот элемент имеет место быть, когда человек освобожден от стереотипов, прежде сформированных убеждений и установок. Они препятствуют объективному оцениванию партнера и сформировывают некоторый образ в сознании, который зачастую далек от действительности.
Также важно не торопиться с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки собеседника. Часто люди делают ложные выводы о собеседнике, с которым не было выстроено длительного общения.
Адекватно дать оценку личности человека можно только вследствие получения полной информации о нем, наблюдения за ним в различных ситуациях повседневной жизни.
Замечание 1
Перцептивный компонент дает возможность изменить уже сформировавшееся мнение об индивиде.
Такая возможность отказаться от первичной оценки, возникает вследствие принятия и понимания тех черт собеседника, которые отмечаются у него в данный момент времени.
Проявления в отношениях с окружающими
У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.
Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими
Гендерные особенности перцепции
Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.
Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.
Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.
ТолкованиеПереводПерцептивная деятельность
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
Смотреть что такое «Перцептивная деятельность» в других словарях:
- восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия
- восприятие — ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… … Психология общения. Энциклопедический словарь
- Восприятие — – 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»); 2) процесс формирования этого образа… … Словарь-справочник по социальной работе
- Восприятие — способность синтезировать наглядные образы из отдельных ощущений (А.Н.Леонтьев). Сам процесс восприятия протекает, предположительно, с в несколько стадий и с участием таких процессов. Последние таковы: 1. сосредоточение внимания на сенсорном… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
- Перцепция — (от лат. perceptio восприятие), процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т.п. * * * (лат. perceptio – восприятие) – восприятие (в отличие от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
- ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия
- общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия
Толкованиеперцептивные действия— структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
перцептивные действия
Этимология.Происходит от лат. рerteрtiо — восприятие.Категория.Основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.Специфика.Реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(англ. perceptual actions) — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно П. д., осуществляемых в плане чувственного образа. Генетическая связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет (см. Осязание), в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнивание образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция.Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного (симультанного) акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Важно отметить, что сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка» фонем родного языка или система геометрических форм. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности.Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных
перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание (категоризация), т. е. отнесение воспринятого объекта к тому или иному классу. Сравнительно мало изучены процесс координации различных П. д. и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени (см. Метод микроструктурного анализа). Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих П. д. с деятельностью, в контексте которой они осуществляются. Решение этих задач позволит приблизиться к пониманию психологических механизмов эстетического восприятия и визуального мышления.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Другие книги по запросу «перцептивные действия» >> —>
Конгруэнтность – соответствие переживаний клиента его физиологической реакции и выражения этих переживаний во внешнем плане.
Неконгруэнтность – это отсутствие единства в опыте, не искренность. Информация, которую передает человек, двойственна и не точна. Вызывает напряжение и защиту.
Роджерс разработал клиентцентрированную терапию.
Цель терапии – устранение диссонанса между реальным опытом и я – концепциями.
Условия – феноменологический подход. Важное понятие терапии – внутренний локус оценки (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним факторам), обеспечивающий автономность клиента. Если внутренний локус оценки сформулирован, то ведущий локус оценки становится мотивом личностного роста.
Мотив личностного роста задает вектор направленности всех жизненных сил личности. Мотив личностного роста Роджерс определяет как самореализацию (самоактуализацию).
Самореализация возможна при умении жить в настоящем, здесь и теперь. Здесь и теперь способна жить личность, у которой актуализирована самость. Понятие самость обозначает актуализированную личность, стремящуюся к самоактуализации и целостности.
Роджерс полагал, что терапия, основанная на феноменологической теории личности, должна быть индирективной. Психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит то «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорил вслед за Вертгеймером и Келером Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение.
Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии.
В 80-е годы 20-го столетия появилась работа К. Роджерса «Свобода учиться», в которой впервые был психологически обоснован человеко-центрированный подход к образованию. К. Роджерс, отмечая в качестве одного из недостатков традиционной системы обучения недооценку самого учащегося, его активности, предлагает организовать само преподавание как активизацию, облегчение (фасилитацию) процесса обучения.
Три универсальных условия (по К.Роджерсу), которые образуют климат, обеспечивающий рост и развитие:
Первый элемент — это искренность или конгруэнтность. Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе.Подлинность означает, что терапевт открыто проживает чувства и установки, которые имеют место в данный момент. Существует соответствие или конгруэнтность между тем, что испытывается на соматическом уровне, что представляется в сознании и тем, что выражается клиенту.
Второй по важности установкой является принятие, забота или признание — безусловный позитивный взгляд на клиента. Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании — смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловленно, продвижение вперед более вероятно.
Третий фасилитирующий аспект отношения — эмпатическое понимание. Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и коммуницирует это воспринятое понимание клиенту.В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — одна из самых мощных известных сил, обеспечиващих изменение.
ТолкованиеПереводперцептивное полеAviation medicine: perceptual field
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
Смотреть что такое «перцептивное поле» в других словарях:
- СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ — 1. См. перцептивное поле. 2. См. область восприятия … Толковый словарь по психологии
- ТЕЛО — 1) название материальной протяженной вещи как чего то объективно физического; 2) неточное название материального носителя жизни организма, в частности организма человека; 3) название трехмерной фигуры в стереометрии. Философский энциклопедический … Философская энциклопедия
- Перцептивная организация (perceptual organization) — Для большинства психологов тема перцептивной орг ции служит символом гештальт психологии. Именно Курт Коффка возвестил научному миру о том, что восприятие является организованным процессом. Коффка резко критиковал т. н. «гипотезу константности»… … Психологическая энциклопедия
- БЕРКЛИ — (Berkeley) Джордж (1685 1753) англ. философ и религиозный деятель, один из наиболее ярких и последовательных представителей имматериализма в Новое время. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Основные соч.: «Опыт новой теории зрения» (1709),… … Философская энциклопедия
- КОНДИЛЬЯК — (Condillac) Этьен Бонноде (1715 1780) единственный крупный фр. философ эмпирик. В то же время один из немногих просветителей, занимавшийся логическими исследованиями. Брат Г.Б. де Мабли. С 1752до конца жизни королевский цензор. Воспитатель внука… … Философская энциклопедия
- ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ — ’ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ’ (‘Phénoménologie de la perception’. Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. ЭКЗИСТЕНЦИЯ) и ее отношений с миром как ‘жизненной… … История Философии: Энциклопедия
- ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ — ( Phenomenologie de la perception . Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и ее отношений с миром как жизненной коммуникации , как беспрестанного и… … История Философии: Энциклопедия
- ВИРИЛЬО (VIRILIO) Поль — (р. 1932) французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Изучал философию в Сорбонне, в молодости профессионально занимался искусством, в 1950 х был религиозным активистом. Принимал участие в кампаниях … Социология: Энциклопедия
- Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy) — Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в… … Психологическая энциклопедия
- Восприятие (перцепция) (perception) — Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия
- ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (от нем. Gestalt структура, образ, форма, конфигурация) одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит… … Философская энциклопедия
Используемые источники:
- https://srazu.pro/teoriya/percepciya-v-psixologii.html
- https://psihologiya_cheloveka.academic.ru/268/перцептивная_деятельность
- https://psychology.academic.ru/3799/перцептивные_действия
- https://studopedia.ru/10_219653_fenomenalnoe-pertseptivnoe-pole—eto-opit-poluchenniy-individom-v-hode-vsey-zhizni-i-yavlyayushchiysya-unikalnim-dlya-nego-igraet-bolshuyu-rol-v-formirovanii-ya-kontseptsii.html
- https://universal_ru_en.academic.ru/1980153/перцептивное_поле
Внешние и внутренние факторы восприятия
Вернемся к формуле Субъект-Объект. Итак, в процессе восприятия происходит взаимодействия субъекта и объекта. Проблема: чем детерминируется образ восприятия — внешними или внутренними факторами. Гештальтпсихология изучала, главным образом, детерминированность восприятия со стороны объективных факторов, и. прежде всего, структурных качеств стимуляции.
В теории деятельности проблема соотношения внеш.- них и внутренних факторов в процессе восприятия решается через понятие «перцептивная деятельность». С одной стороны, она есть проявление активности субъекта (действие внутренних факторов), с другой, перцептивные действия подчиняются свойствам объекта (идея уподобления А.Н.Леонтьева).
В исследованиях, направления «New Look» (Д.Брунер, Л.Постмен и др.) было показано, что восприятие также зависит от мотивов, намерений и целей субъекта, то есть от внутренних факторов. В русле этого направления были сформулированы три механизма селективности (избирательности) восприятия.
1. Принцип резонанса — стимулы, отвечающие (соответствующие) потребностям, ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответствующие им.
2. Принцип защиты — стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие потенциально враждебную информацию, узнаются хуже и подвергаются большему искажению.
3. Принцип настороженности или сенсибильности — стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным нарушениям в психическом функционировании. узнаются быстрее всех прочих.
Было также введено понятие перцептивной защиты. То есть искажения восприятия под действием эффективности (эмоциональных факторов).
Являясь функцией «Эго», перцептивная защита призвана оградить личность от травмирующих переживаний. Перцептивную защиту невозможно понять, не обращаясь к фрейдовской модели личности с ее асоциальными тенденциями и цензорными инстанциями, извечным конфликтом между «Оно». стремящимся к удовольствию, суровым цензором «Сверх-Я» и реалистом «Я».
Л.Беллак представил концепцию проективного поведения, которое демонстрирует индивидуальные различия в восприятии под влиянием мотивов и чувств воспринимающих людей. Проекция есть форма апперцептивного искажения. Л.Беллак дает следующий остроумный пример действия этого механизма. Предположим, Жан хочет попросить у Жака машинку для стрижки травы. Направляясь к соседскому двору, он мысленно представляет свой диалог с Жаком. «Жак скажет мне, что в прошлый раз я вернул машинку грязной. Я ему отвечу, что вернул такой, какой взял. Тогда он скажет, что в тот раз. когда я перетаскивал машинку, я попортил его изгородь…» Воображаемый диалог продолжается в таком духе до самого дома Жака. Завидя на крыльце дома приветливого хозяина, Жан неожиданно выпаливает: «Можете оставить при себе вашу драгоценную машинку». Очевидно, что поведение Жана представляет собой реакцию не на актуальную агрессивность соседа, а на собственные воспоминания о ней.
Зависимость восприятия от внутренних условий, опосредованность его личностными факторами (мотивами. эмоциями. интересами) выражается в понятии апперцепция. В качестве факторов, влияющих на восприятие, выступает и установка, то есть готовность воспринимать что-то или действовать определенным образом. Приведу пример. Испытуемым трех групп говорилось, что сейчас в комнату войдет человек, и они должны были оценить приблизительно его рост. В первой группе испытуемых этот человек выдавался за лаборанта, во второй—за преподавателя, в третьей—за профессора (разумеется, во всех трех группах это был один и тот же человек).
Выяснилось, что в первой группе рост человека был самым маленьким.