Действие как элемент деятельности
Слово «элемент» часто ассоциируется с чем-то мелким, незначительным. Но если учесть, что все состоит из взаимосвязанных частиц, то очевидной становится значимость каждой из них в общей структуре объекта. Неравноценная замена, перестановка, выпадение одного элемента может привести к изменению свойств и качеств предмета в целом (не всегда в лучшую сторону).
Любая работа — продуктивная или непродуктивная — состоит из ряда единичных действий, выстроенных в определенной последовательности. Для получения задуманного результата человек должен поступать планомерно, рационально, используя необходимый инструмент, приспособления, материалы и пр. То есть, такие элементарные части деятельности, как действия, определяют ее успех, если их подбор правильный и последовательность логична. Хаотичность, избыточность или их недостаточность — причина бесполезной работы, в чем бы она ни заключалась.
Склонение существительного действие
Падеж | Вопрос | Ед.число | Мн. число |
Именительный | (кто, что?) | действие | действия |
Родительный | (кого, чего?) | действия | действий |
Дательный | (кому, чему?) | действию | действиям |
Винительный | (кого, что?) | действие | действия |
Творительный | (кем, чем?) | действием | действиями |
Предложный | (о ком, о чём?) | действии | действиях |
Что такое человеческая деятельность
Как и многие представители животного мира, человек является деятелем. Он способен изменять, совершенствовать собственную среду обитания и условия своей жизни в результате труда, присущего ему преобразовательного отношения к окружающему.
В природе нет такого объекта (живого или не живого) как «деятельность»: ее нельзя нарисовать или сфотографировать. Тем не менее деятельность и человек не существуют по отдельности.
Видимые сознательные изменения условий жизни — один из ее результатов, она продуктивна. Другой — это изменения внутренние, самосовершенствование. Человек, трудясь, открыл, познал и изобрел новые способы развития собственных мыслительных, физиологических, психических процессов. То есть, являясь активным субъектом, он имеет объектом своих преобразований не только весь мир, но и себя, свой социум.
Активность
Действия связаны с общей активностью человека в жизни. Чем человек активнее, тем больше действий он производит. И такие люди обычно чувствуют себя намного лучше пассивных людей, они более жизнерадостные и оптимистичные, и, разумеется, чаще добиваются успеха в жизни, в самых разных делах. Сама по себе активность обладает хорошим терапевтическим эффектом. Она говорит о любви человека к жизни, которая есть постоянное движение, постоянный процесс изменений. Человек должен жить, чтобы чувствовать себя хорошо. А жить, значит быть активным, значит действовать.
Жизнь невозможна, если в ней ничего не происходит и ничего не меняется. Это всегда какой-то процесс изменений, какое-то движение. Человек тем больше живет, чем выше его активность. А чем больше он живет, чем он, скажем так, живее, тем лучше себя чувствует. И что самое интересное, через активность человек познает себя. Когда он совершает какие-то действия, он видит, на что способен, в чем он силен, а в чем слаб. Удачные действия говорят нам о том, что мы уже умеем делать, а неудачные указывают на то, чему нам нужно научиться. А учеба – это опять действие, с помощью которого мы себя улучшаем. Такой процесс улучшения можем быть непрерывным. Постоянно чему-то обучаясь, мы даем себе понять, что нет в этой жизни тупиковых ситуаций, всегда есть выход, в какой бы ситуации мы не оказались. Просто надо чему-то научиться, чего мы пока еще не знаем. То есть, всегда можно что-то сделать, чтобы что-то изменить. Мириться с тем, что нас не устраивает, необязательно. Действие – это прекрасный ключик ко многим дверям возможностей. Чем больше мы всего делаем, тем сильнее расширяем свои возможности. А чем большими возможностями мы обладаем, тем спокойнее и увереннее себя чувствуем, потому что знаем, что на многое в этом мире способны повлиять, чтобы что-то получить или от чего-то себя уберечь. Так что я считаю, что действия, не только на уровне мыслей положительно на нас влияют, но и на уровне инстинктов. Когда мы к ним переходим, мы настраиваем свой ум на борьбу, из которой состоит вся наша жизнь. Мы на самом базовом, животном уровне доказываем себе, что заслуживаем жизни и не абы какой, а достойной, качественной жизни. Потому что активный человек всегда достоин большего, ведь он готов ради этого большего и лучшего бороться, преодолевать трудности, конкурировать с другими, чтобы побеждать.
Мотивы и виды деятельности
Что толкает людей действовать? Это мотив, причина, необходимость удовлетворить какую-то собственную потребность (физиологическую, духовную, общественную), толкающая человека к активным поступкам. Они формируются под влиянием воспитания, социальных отношений, культуры, обычаев.
Чем занимается индивид в течение жизни? Игрой, учебой, трудом — это и есть основные виды его деятельности. Они осваиваются постепенно, по мере его психофизиологического развития. Один из видов становится преобладающим, который удовлетворяет основные потребности человека и соответствует его возможностям. Так игра, будучи основным видом активности для ребенка, сменяется учебной (школа, профобразование), а затем трудовой.
Своеобразными видами человеческой деятельности являются творчество и общение.
Результат творчества — новое в науке, искусстве, производстве материальных ценностей. Стремление к общению объясняется потребностью человека в удовлетворении как материальных, так и духовных запросов.
Развивающий потенциал предметно-орудийных действий
Первые недели и месяцы жизни двигательная активность ребенка характеризуется недифференцированными движениями, они, скорее всего, представляют рефлекторные реакции.
К первым дифференцированным движениям относятся движения рук, ощупывание и хватание – ребенок способен уже в тоническом напряжении удерживать отдельные группы мышц.
Рука ребенка на функциональном уровне становится элементом активного расширения пространства его активности. Захватывая и удерживая предмет, малыш фиксирует на нем свой взор. Акт хватания формируется к пяти месяцам, и закладываются основы развития пространственно-предметного восприятия. Роль взрослого в этот период становится определяющей, поскольку он создает ситуацию развития ориентировки ребенка в окружающем пространстве.
Предложенный ребенку предмет, вызывает его направленную активность – дотянуться, прикоснуться, схватить. Если ситуацию манипулирования с предметом не создавать, ребенок будет полностью поглощен эгоцентрическими действиями, такими как сосание своего пальчика, раскачивание и др.
Арсенал ребенка к началу второго года жизни содержит достаточное количество специфических действий для подражания взрослому, однако – это только подражание, а не свое собственное предметное действие.
На втором году жизни начинается этап функционального действия – ребенок более активен и часто подражает действиям взрослого, например, разговору по телефону. Действие переносится двумя путями:
- перенос с одного предмета на другой — действие с чашкой переносится на действие со стаканчиком,
- перенос действия с одним предметом в другую ситуацию, например, научившись надевать себе носочек, малыш натягивает его на другой предмет.
Осваивая предметные действия, ребенок формирует их произвольность, которая сначала должна быть ощущаема, т.е. иметь сигнальное значение. Предметно-орудийные действия и освоение ими являются благодатной почвой формирования наглядно-действенного мышления.
Экспериментальные исследования Л.С. Выготского в области формирования психологических механизмов детского мышления, позволили сделать вывод, что первые интеллектуальные решения ребенка ориентируются на взрослого человека – ребенок обращается к взрослому с просьбами, требованиями, чтобы добиться успеха.
Классификация действий (психология)
Любой вид деятельности возможен при последовательном выполнении конкретных действий. Психология называет четыре их вида:
Виды действий | Описание, примеры |
Инстинктивные | То есть, генетические, бессознательные. Например, во время пожара мать бросается на спасение ребенка, несмотря на смертельную угрозу ей самой (материнский инстинкт). Инстинкт может вызвать действия осознанного характера — та же мать ищет оптимальные средства и пути спасения из пожара |
Рефлекторные | Не осознаваемые человеком реакции на раздражители: потирание больного места, кашель в задымленном помещении |
Импульсивные | а) Неосознанная реакция на неожиданности любого характера: восклицание «Ух ты!» характерно для испугавшегося человека и для неожиданно обрадовавшегося. б) Частично осознанные импульсивные действия: испуганный при нападении человек предпринимает оборонительные меры |
Волевые | Основные, осознанные действия. Например, обученный работе с книгой, ученик правильно выстраивает цепочку своих действий: внимательно прочитать текст несколько раз, выделить главную тему, действующих героев, дать им характеристику и т. д |
Для человека основные виды действий — волевые. Воспитанный человек умеет подчинять своей воле инстинкты и достаточно обдуманно действовать в критических ситуациях, когда избыток эмоций способен частично или полностью отключить рациональное мышление.
Социология: классификация действий по М. Веберу
Человек ежедневно производит так называемые социальные действия, которые имеют цель так или иначе повлиять на других людей.
По классификации М. Вебера (социолог, 1865-1920 гг., Германия), существуют такие виды действий:
- Целерациональные, то есть, имеющие практичную цель и продуманные средства ее достижения. Такие действия организует, например, врач при лечении больного, предусматривая, какие осложнения могут возникнуть, какие средства лечения и профилактики следует использовать.
- Ценностно-рациональные действия вызываются морально-нравственными установками личности. Действия многих героев ВОВ продиктованы чувствами патриотизма, долга по защите Отечества.
- Аффективные — вызываются сильными чувствами (страх, любовь). Например, молодой человек, чтобы доказать свои чувства девушке, прыгает с обрыва.
- Традиционные действия повторяются в похожих ситуациях, когда следует соблюдать обычаи (похороны, свадьба, чествование героев, организация и проведение праздников).
По Веберу, действия человека диктуются его личными мотивами и его ожиданием реакции окружающих (одобрение, осуждение).
Ответственность
Но враждебные нам идеи пассивности приживаются в головах людей и по их собственной воле. Мы сами часто рады сослаться на кого угодно и что угодно, объясняя свои неудачи и пассивность, лишь бы только самим ничего не делать. Но при этом многие из нас не понимают, что обманываем мы ни кого-то другого, а самих себя, отказываясь вести активный образ жизни. Вот это стремление все свои проблемы и заботы на кого-то переложить – это абсолютно ложное чувство легкости. Жизнь от такой позиции человека в лучшую сторону точно не изменится. Как жизнь может быть легкой, если ты не являешься в ней хозяином? Ну не будет человек ничего делать, что он с этого получит? Силы сохранит, сам чуть лучше сохранится, а для чего? Вечно мы все жить не будем, сколько бы мы не бездельничали. А здоровье наше зависит ни от того, сколько мы всего делаем, а от того, что именно мы делаем.
Нет, никаких оправданий пассивности и лени нет и быть не может. Когда мы ленимся, мы просто не понимаем, как устроена жизнь, для чего она нам дана. Один из смыслов жизни в том, чтобы что-то делать. Ждать чего-то или просто наблюдать, значит отказываться от полноценной жизни. Поэтому, разумеется, при таком несоответствии внутреннего настроя человека самой идее жизни, он будет чувствовать себя плохо. Так и депрессия может прийти и разного рода саморазрушительные мысли, как, например, стремление получить удовольствие от таких вредных для здоровья вещей, как алкоголь и наркотики. Пассивность – это губительное состояние. И им людей часто заражают специально, чтобы получить над ними власть. А сами люди выбирают пассивную жизнь из-за своего ее непонимания. Надо не отказываться от ответственности, а принимать ее и даже стремиться к ней, чтобы жить полной жизнью и иметь власть хотя бы над собой. Тогда человек будет чувствовать себя намного счастливее. Ведь ответственность за свою жизнь – это путь к свободной жизни. А свободная жизнь – это путь к счастью.
Поступок как форма действия
В поступках, как в зеркале, отражается нравственная сущность человека, поскольку они диктуются сознательным выбором между «хорошо» и «плохо». Эта форма действия — компонент поведения, соответствующего или не соответствующего принятым в обществе правилам и нормам.
Любой поступок имеет свою цель и план реализации, диктуется намерениями человека. Не всегда его последствия совпадают с ожидаемыми, и он характеризуется как необдуманный, легкомысленный.
Поступок может быть выражен:
- непосредственно в действии физическом (поднять упавший предмет и отдать уронившему его человеку);
- словесном (поддержать словом, одобрить или осудить кого-то);
- в демонстрации отношения к событиям, к другим лицам, к их поступкам, словам (ирония, жест, телодвижения, взгляд);
- бездействием (невыполнение распоряжения начальника, неоказание помощи терпящему бедствие).
Поступок неизбежно оценивается со стороны в соответствии с принятыми в обществе (или группе) моральными нормами. Даже воровство, например, может быть одобрено в асоциальной среде, как признак ловкости и бесстрашия.
За любую деятельность, за свои поступки человек непременно несет ответственность, даже если ее перспектива кажется неясной или отдаленной.
Связь с другими словами
Слова заканчивающиеся на -действие:
- бездействие
- быстродействие
- взаимодействие
- воздействие
- макродействие
- последействие
- противодействие
- радиопротиводействие
- серводействие
- содействие
Гипо-гиперонимические отношения
действие набор сервиз
Каким бывает действие (прилагательные)?
Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.
военным боевым дальнейшем активным любым подобным решительным магическим неприятельским побочным враждебным ответным следственным первым лечебным наступательным необходимым совместным сильным другим всяким странным определенным благотворным обратным разрушительным последним возможным конкретным нужным последующем иным собственным следующем насильственным вторым успешным желаемым основным арифметическим обычным самостоятельным противоправным неожиданным преступным успокаивающем агрессивным немедленным противоположным необдуманным физическим простым волшебным реальным незаконным неким быстрым привычным совершенным прямым удивительным развратным практическим ритуальным
Что может действие? Что можно сделать с действием (глаголы)?
Подбор глаголов к слову на основе русского языка.
происходить начаться вызвать разворачиваться оказаться произвести выглядеть развиваться совершиться присоединиться казаться закончиться иметь оказать являться переместиться руководить перенестись требовать остаться возыметь идти привести оставаться развертываться вызывать продолжаться находиться кончиться занять наблюдать выходить разыгрываться управлять принести начать длиться следовать стоить напоминать заставить представляться пойти относиться сопровождаться составить носить наступить погибнуть следить заканчиваться показаться лежать обсудить вести участвовать оказываться придтись говорить завершиться потребовать переноситься последовать проходить
Ассоциации к слову действие
сторона отношение случай территория состав условие помощь тыл море район германия организм качество цель европа течение чечня россия ход защита будущее фронт польша север сцена предел прибытие суша момент связь земля франция год прошлое тема восток конец спасение гора человек япония москва воздух начало космос расстояние точка война поле депутат применение борьба соответствие запад рамка италия действие планета область афганистан бой финляндия враг
Синонимы слова действие
акт аллюр битва влияние воздействие выделка выходка делание дело детище занятие изготовление изделие исполнение манипуляция мастерство махинация нужда операция осуществление плод подвиг подготовка поделка поступок походка предприятие препарат прибежище приготовление пристанище приют произведение производство профессия процедура процесс работа реализация ремесло рукоделие сбор сделка следствие случай снаряжение создание спор суд суть труд тяжба убежище устройство фабрикат фабрикация ход шаг маневр
Гипонимы слова действие
- комплементация метка хрип раскопка одолжение кашель рычание расправа совершение делегация оплата раствор приспособление удостоверение кашель подряд окончание отражение пересечение мобилизация отчуждение глажение сечка калибровка чекан цитирование вандализм отрез подливка плетение упрощение увещевание зарядка проектирование уведомление нырок пожертвование прерывание прием прицел набор присыпка прочерк помощь решение счет направление организация поступок выпечка рассеяние провал дача вклад ограждение курение отвар гребля выделение распоряжение справка забор выступление воздействие церемония побег утешение писание свод сопротивление жалоба пересказ бомбировка улаживание шествие удобрение откат помолвка мена выходка сверление пуск рокировка
- казнь деятельность упряжка население подвиг логин умножение деление
- выпад травля штука отправление
- мера
Сфера употребления слова действие
Военный термин Техника Общая лексика Медицина Юридический термин
Виды действий в учебной деятельности
Каждое поколение вынуждено овладевать опытом, знаниями, умениями, навыками, которые ушли с предыдущим, то есть оно должно учиться. С развитием науки и техники, с обновлением социальных процессов видоизменяются содержание, формы, методы обучения, появляются новые виды учебных действий.
В современном обществе очень ценится добротное общее и специальное образование. Для человека оно является открытой дверью в интереснейший мир профессионалов, а обществу гарантирует появление высококвалифицированных и творческих кадров, способных вести его по дороге к прогрессу.
Учебная деятельность и виды действий преподавателей и обучающихся различаются, поскольку разнятся их функции: первые дают знания, а вторые — получают. Воспитатель, учитель, родители, лектор преподают, то есть являются активными субъектами этого процесса. Объекты обучения — ученики, студенты, слушатели различных курсов — усваивают данные им понятия и виды действий (умственных, практических).
Образование — сложный, долговременный процесс, требующий не только качественного обучения, но и постепенного и сознательного овладения учебными действиями, навыками работы с информацией.
Решению познавательных задач непременно сопутствует развитие личностных качеств обучающихся. То есть к концу обучения они должны в достаточном объеме овладеть действиями, направленными на самовоспитание, саморазвитие, установление коммуникативных связей и определение своего места в обществе. Подробный их перечень представлен в ФГОСе.
Правовые и неправовые действия
Деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав граждан в соответствии с принятым в стране законодательством.
Виды правовых действий определяются по разным основаниям. Например, по соответствию законодательству их можно разделить на такие группы:
- правомерные, то есть, соответствующие нормам права: купля или продажа недвижимости, обращение в суд за защитой своих интересов и пр.;
- неправомерные, противоречащие закону: различные преступления, умышленные и неумышленные проступки.
Правовыми действиями занимаются не только юристы, но и работники других областей деятельности. Например, чтобы заверить факт прибытия командированного лица на предприятие, не обязательно идти в органы юстиции: это сделают в отделе кадров. Или: выдачу свидетельства о заключении брака выдают по месту его регистрации в ЗАГСе.
Человек и другие люди
Социальная арена Конечно же, вы не в театре и не в цирке. Вы не актер и тем более не клоун. Вы – это Вы. И о себе вы знаете (интересно, откуда?), что вы – такой и такой, считаете, что у вас такие-то принципы и ваше усмотрение – мировоззрение рисует вам мир таким и таким. И все это так, но только до тех пор, пока перед вами не появляются зрители. На вас падает свет – и вас видно, ваш голос звучит – и вас слышно, за вашими движениями наблюдают… Неужели вы на сцене? Кто вы? И кто зрители? Где… Социальная психология Социально-психологическое мышление Человек Другой Люди
Источники
- https://www.SunHome.ru/psychology/deystviya-cheloveka
- https://psichel.ru/dejstvie/
- https://FB.ru/article/459014/ponyatie-i-vidyi-deystviy-v-deyatelnosti-cheloveka
- https://psychologist.tips/712-deyatelnost-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-vidy-deyatelnosti-i-ih-harakteristika.html
- https://www.calc.ru/Ponyatiye-I-Klassifikatsiya-Deystviy-Cheloveka.html