Эффект Зейгарник: психология незавершенного действия


Эффект Зейгарник – психологический феномен, который был открыт в одном берлинском кафе. До наших дней он активно используется в гештальт-терапии и для повышения продуктивности. Описывая особенности психологических процессов, развивающихся в случае отсутствия логического завершения дела, эффект Блюмы Зейгарник помогает объяснить природу таких чувств, как тревога и вина.

Сталкивались ли вы когда-либо с неприятными ощущениями в отношениях, когда диалог уже закончен, но его развитие в мыслях продолжается? Или может трудность, давно оставшаяся в прошлом, до сих пор навеивает страх и не дает покоя? Такие ситуации в психологии обозначаются незавершенным гештальтом и представляют собой яркие примеры эффекта Зейгарник.

Блюма Зейгарник и ее важное открытие

Открытие этого интереснейшего эффекта незавершенного действия было совершено советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник еще в студенчестве. Общаясь в кафе со своим дипломным руководителем Куртом Левином, она обратила внимание на особенности поведения одного официанта. Он обслуживал клиентов без ручки и блокнота, которыми остальные сотрудники активно пользовались.

Вместе со своим наставником она подозвала официанта к себе и попросила вспомнить, какие блюда заказывали посетители за соседним столиком. Он без труда перечислил немалый список, не упустив ни один пункт. Затем Блюма и Курт спросили его о заказе посетителей, уже расплатившихся и покинувших кафе. И тут официант не смог вспомнить ни одного блюда, хотя до этого передал повару заказ абсолютно точно.

Этот случай очень заинтересовал студентку. Находясь в поисках объяснения феноменальной памяти сотрудника кафе и ее мгновенного «отключения», она и сделала удивительное открытие. Оказывается для человека завершенные и неоконченные дела имеют разную значимость. Она развивала и изучала эту идею, позднее признанную официальной психологией и названную в ее честь – эффект Блюмы Зейгарник.

Научная деятельность Блюмы Вульфовны

В годы Великой Отечественной войны, после эвакуации из Москвы, Блюма Вульфовна работала в нейрохирургическом госпитале «Кисегач» на Урале и активно участвовала в восстановлении психической деятельности тяжелораненых. Результаты этих исследований были позже опубликованы.

В этот период укрепились ее научные и личные контакты со многими выдающимися психологами страны — А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, С.Г.Геллерштейном и другими. Впоследствии Б.В. Зейгарник отзывался о ней с большой добротой и любовью, упоминая, что в то время под влиянием общения с психологами школы Выготского сформировалось ее представление о патопсихологии как особой области знания.

В послевоенные годы Блюма Вульфовна работала в НИИ психиатрии МЗ РСФСР, где до 1967 года возглавляла основанную ею лабораторию экспериментальной патопсихологии. В это время многие выдающиеся российские психиатры стали ее научными партнерами: М.Ю. Бабанский, В.В. Серейский, С.Г. Жислин, И.Г. Равкин, Г.Е. Сухарева, Д.Е. Мелехов и др.

В этот период жестких идеологических репрессий, нарастающей физиологизации психиатрии (особенно после знаменитых «совещаний Павлова» 1950 года) клиницисты старой школы врачей не только остались верны лучшим традициям психиатрии прошлого (которая не представляла себе эффективной работы с психиатрическими больными без психологии), но поддерживали и защищали и Зейгарник, и ее «молодую» лабораторию. В частности, она чувствовала надежную защиту со стороны профессора Д.Е.Мелехова, бывшего директора Института психиатрии в то время, когда готовился суд над «врачами-убийцами». Именно он помог сохранить лабораторию и удержать ее в штате института (хотя уже было решение о ее увольнении). В эти годы она провела обширный цикл исследований, которые стали научным фундаментом современной психологии.

В это же время Б.В. Зейгарник начал читать курс патопсихологии сначала в Психологическом институте философского факультета МГУ, затем (с 1966 года) в Психологическом институте. С 1967 года она стала профессором факультета психологии, где с увлечением продолжала свою работу до последних дней жизни. Заслуги Б.В. Зейгарник были отмечены Ломоносовской премией I степени (1978) и Международной премией имени К.В. Левина (1983). Блюма Вольфовна принадлежала к поколению, которое сильно пострадало от войн, русской революции со всеми ее социальными последствиями, тоталитаризма и репрессий. Колесо истории оставило глубокие следы (или, скорее, раны) в ее судьбе. Это не могло не сформировать ее личность и все ее мировоззрение. Какой она была в молодости, во время работы в Берлине у К. Левина, мы никогда не узнаем. Современников и очевидцев не осталось. Сама Блюма Вульфовна, как и многие люди ее поколения, помнящие то время, рассказывала о себе мало, скупо и неохотно. Конечно, те, кто знал ее после возвращения из Германии (А.Н.Леонтьев, С.Я.Рубенштейн), вспоминали, что она производила впечатление блестящего, жизнерадостного человека, одаренного во всем.

В чем заключается психологический феномен Зейгарник?

Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.

Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».

Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:

  1. Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
  2. Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
  3. Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.

По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.

Что нужно запомнить

  • Эффект Зейгарник – это стремление мозга завершить незаконченные задачи.
  • Он возникает вследствие когнитивного напряжения, которое постоянно возвращает задачу в рабочую память мозга.
  • Разделите изучаемый материал на части и делайте перерывы в процессе изучения – это поможет лучше запомнить.
  • Чтобы победить прокрастинацию, сделайте маленький первый шаг. Этим вы запустите эффект Зейгарник – ваш мозг будет стремиться закончить дело.
  • Этот метод не эффективен, если вам платят за работу, а не результат; и в тех случаях, если у вас слишком много невыполненных задач.

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.

Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».

Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).

Создание научных основ патопсихологии

Вся жизнь Б.В. Зейгарник была подчинена идее создания научных основ новой области знаний — патопсихологии. Все свои творческие силы, энергию и интеллект она направила на отстаивание (часто в дискуссиях с другими психиатрами) профессиональной автономии этой области науки и практики.

Она понимала психологию как науку гуманитарную, построенную на системе наук о человеке и обществе. Попытки биологизировать и математизировать психологию подвергались резкой критике и рассматривались как тупой редукционизм, пренебрежение реальным предметом психологического исследования.

Для Б.В. Зейгарник патопсихология — это часть психологии, а не медицины или психиатрии. В соответствии с таким пониманием предмета патопсихологии, она выделила и описала особый класс психологической феноменологии, качественно отличающийся от психиатрической феноменологии. Это психологические феномены отклонений познавательной деятельности при психических заболеваниях (патология мышления, памяти, восприятия и т.д.), расстройствах личности и эмоционально-волевой сферы пациентов. Он создал новую систематику этих явлений, основанную на психологических критериях. Он также изучил ряд основных психологических закономерностей, лежащих в основе психических расстройств: Изменения, искажения мотивационной связи психической деятельности, различные нарушения в системе опосредования и саморегуляции личности. Все это позволило подойти к выделению особого класса синдромов — патопсихологических, что, в свою очередь, открыло новые перспективы для исследования и практической психодиагностики в клинике психических заболеваний.

Проблема соотношения интеллекта и аффекта, одна из центральных для психологии и по сей день, была самой важной для Б.В. Зейгарник, и она постоянно возвращалась к ней, как в научных публикациях, так и в устных выступлениях и в беседах со своими учениками. Таким образом, она сама является человеком, гармонично сочетающим рациональность с высокой чувствительностью, эмоциональной восприимчивостью и столь тонким выражением чувств. Здравый смысл, умение смотреть «в корень» проблемы, видеть суть за фасадом событий, гармонично сочетались с романтикой науки и жизни, духовной высотой помыслов и целей. У Блюмы Вульфовны был ясный и глубокий ум. Ее научные тексты были прозрачны и просты. Простота в изложении сложных научных положений была главным принципом ее научной работы. Она любила простой язык, критически относилась к его «замусориванию» англицизмами, сленговыми выражениями и т.д.

Блюма Вульфовна была человеком длительного развития. Ее развитие продолжалось до последних дней ее жизни. Будучи гармоничного нрава, она всегда с осторожностью и подозрением относилась к любому «творению» в развитии человека, к любому разрыву и искажению. В повседневной жизни, в профессиональном сотрудничестве она старалась избегать людей с дефектами личности, дисгармонией, эмоциональной «дезадаптацией», то есть с тем, что психологи называют комплексом неполноценности.

Великие жизненные цели может воплотить в жизнь только человек с сильным, стойким характером. У Блюмы Вульфовны был такой характер. Тяготы жизни, казалось, закалили ее, она не утратила оптимизма, веры в людей, сохранила горячую жажду знаний, особенно человеческих.

Вслед за врачами прошлого, для которых в оценке человека было важно все: походка, речь, взгляд, рукопожатие и т.д., Б.В. Зейгарник также считал все эти внешние проявления важными, умел видеть и оценивать их и создавать психологический портрет человека. Она использовала их для обучения студентов-психологов, молодых специалистов и своих коллег.

Она очень скептически относилась к возможности широкого применения психотерапии. По мнению Б.В. Зейгарник, развитая, гармонично организованная личность должна уметь «настраивать» свой внутренний мир. Она считала, что в психотерапии нуждаются люди незрелые, с несформированной системой психологической саморегуляции.

Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник

Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.

В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.

Как он работает

Изучая проявления эффекта, ученые ввели понятие когнитивной напряженности. Как только вы начинаете выполнять какую-то задачу, в мозгу создается некое напряжение. Избавиться от него можно лишь в том случае, если вы завершите задачу и получите свою дозу дофамина в качестве награды.

Если же вы не закончили дело, мозг постоянно будет напоминать о нем. Когнитивное напряжение способствует возвращению незавершенной задачи в краткосрочную память. Оно будет напоминать о ней, пока вы не доведете ее до конца.

Как используется эффект Зейгарник в наше время?

Этот психологический феномен успешно применяется современными СМИ и рекламными агентствами. Именно на нем основано желание досматривать до конца сериалы. Причем даже в тех ситуациях, когда сюжет не особо соответствует личным интересам человека, желание построить целостный образ происходящего в сознании подталкивает к просмотру очередных серий.

Умело играя на значимости незавершенных дел, маркетологи подводят нас к переходу в Интернете на нужную страницу с предложением услуги или товара. Например, они создают баннер с объявлением, прерывающимся на самом интересном месте. Зачастую сложно устоять и не дочитать предложение до конца.

В личной жизни этот эффект также находит свое место в развитии отношений. Например, когда после знакомства заинтересовавшиеся влюбленные вынуждены резко расстаться, часто они подолгу не могут забыть друг друга. Вспыхнувшие в них чувства не нашли ни подтверждения, ни разочарования. Они повисли в сознании некой неопределенностью, не позволяющей успокоиться и оставить мысли о другом человеке в прошлом.

Когда проявляется?

Люди, испытывающие психологические проблемы во взрослом возрасте, получили какую-то травму или до сих пор держат обиду из детства. Они не могут отпустить и простить обидчика. Неприятные воспоминания сидят в голове и не дают жить дальше — гештальт открыт. Как только человек разберется со своим внутренним состоянием, то наступит эмоциональная разрядка и облегчение.

Также эффект может испытаывать влюбленный человек. Например, когда-то парень и девушка любили друг друга, но обстоятельства сыграли злую шутку, и одному из них пришлось уехать или просто разорвать отношения. Тот, кто испытывал сильные чувства, будет помнить о другом даже спустя 10-20 лет. Их отношения не завершились, а прервались, поэтому гештальт не закрыт.

Зейгарник решила учитывать и дополнительные факторы, играющие не последнюю роль в классическом эксперименте: социальные, личностные, мотивационные и так далее. Например, напряженная атмосфера в ходе решения задачи благоприятно влияет на запоминаемость проблемы. Соответственно, если обстановка будет расслабленной, то прерванное дело оставит в памяти менее заметный след. Учитывая особенности когнитивной функции мозга, можно использовать этот эффект себе во благо. Главное — знать, как его правильно применять.

Книги, рассказывающие об эффекте Зейгарник

Больше информации о проявлении этого психологического феномена в жизни, а также об исследованиях вокруг него можно узнать из тематической литературы:

  • Блюма Зейгарник «Патопсихология».
  • Сергей Степанов «Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов».
  • Джон Гот.
  • Рольф Добелли «Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди».

Научные исследования

Исследования обнаруженного эффекта проводились в разных вариантах:

  1. Добровольных участников эксперимента разделяли на две группы. Люди из первой группы получали задания, которые могли полностью завершить. Других добровольцев намеренно отвлекали, не позволяя довести предложенное дело до конца. Через несколько дней участников спрашивали о том, каково было содержание заданий. Те из них, которым не удалось завершить задание, в деталях рассказывали обо всех его нюансах. В отличие от них добровольцы, полностью справившиеся с заданием, описывали детали достаточно смутно.
  2. В 60-х гг. исследователь Джон Бадделей продолжил эксперименты, внеся в них некоторые изменения. Участникам испытаний предоставлялось определенное время для решения анаграмм. Когда они не справлялись с заданием, им демонстрировали слово-ответ. Позже добровольцев просили вспомнить слово в анаграммах. Быстрее всего срабатывала память относительно тех из них, решить которые не удалось. Этим подтверждался вывод Зейгарник о сохранении четкой памяти о незавершенной или прерванной деятельности либо информации.

Сама Блюма Зейгарник, проводившая многочисленные эксперименты, обнаружила следующую закономерность: участникам удавалось запоминать незавершенные задания на 90% лучше, чем в тех случаях, когда они выполняли повторно завершенные действия.

Подтверждение эффекта Зейганик

Эффект Зейгарник имел бы ограниченное применение, если бы его нельзя было воспроизвести, поэтому после публикации Зейгарник были проведены многочисленные исследования с целью повторить ее выводы. Эти исследования дали смешанные результаты, но в целом подтверждают ее первоначальные утверждения.


Зейганик- одна из самых известных психологов СССР и основательница обучения патапсихологии в СССР

Британский психолог Джон Бадделей, который позже разработал модель рабочей памяти с Грэмом Хитчем, в 1963 году провел эксперимент, в котором участников попросили решить набор анаграмм, каждая в пределах установленного периода времени. Если бы они не смогли вовремя решить анаграмму, им было бы дано решение. Когда он попросил участников вспомнить слова «решения», он обнаружил, что участники с большей вероятностью запомнят анаграммы, которые они не решили, чем те, которые они завершили, что подтверждает случай с эффектом Зейгарник (Baddeley, 1963)

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах выполнения задач. Он также наблюдал эффект Зейгарник для памяти, но отметил, что на запоминание незавершенных заданий также влияли и индивидуальные различия между участниками. Аткинсон отметил, что те люди, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией для их выполнения, будут в большей степени переживать над тем, что они не смогли выполнить, и с большей вероятностью их запомнят. Но если участник был менее мотивирован, неполный статус задачи будет менее значимым и поэтому менее запоминающимся для них.

Влияние психологического эффекта

Научно доказанное психологическое явление помогает увеличить эффективность в работе.
Нужно учитывать, как внутренние, так и внешние факторы влияния:

  • важность завершения конкретной процедуры, уровень эмоциональности увеличивает волнение от незавершенности;
  • вознаграждение, что упустит человек от не выполненной работы;
  • самооценку.

От степени своей значимости тоже зависит возникновение эффекта Зейгарник. При заниженной самооценке работник перестает что-то запоминать. Если он ценит себя сверх меры, берется за любые обязанности из-за большой мотивации.
Человеку свойственно долго помнить победы и забывать поражения. Люди часто, не у всех получается, вычеркивают неприятные явления и ситуации. Это не относится к работе, не разрешенная забытая задача остается в глубине и влияет на настроение.

Учёные пришли к выводу, что мозг людей, больных шизофренией, работает не у всех одинаково

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]