Теория темперамента по Гиппократу и Галену
Четыре темперамента в виде наглядных смайликов (названия слева направо и сверху вниз: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик)
Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».
Слово «темперамент» (от лат. peramentum) в переводе с латинского обозначает «устойчивая смесь, соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален. Они предположили, что существуют устойчивые индивидуальные различия в соотношениях между химическими системами, регулирующими поведение человека. Несмотря на то, что Гиппократ среди первых указал на роль мозга в общей регуляции поведения, наиболее устойчивые индивидуальные различия он приписывал различиям в смесях нейро-гуморальных жидкостей тела. Гиппократ предположил, а Гален объяснил темперамент более детально как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
- Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма
, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным —
флегматиком
. - Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе
, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» —
холериком
. - Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис
,
сангуа
, «кровь») делает человека подвижным и весёлым —
сангвиником
. - Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе
, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым —
меланхоликом
.
Темпераменты: эскиз статуй XVII века, часть Grande Commande, автор Шарль Лебрён
Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента:
Холерик
— быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Флегматик
— неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Сангвиник
— живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик
— склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.
Эта концепция до сих пор оказывает влияние на литературу, искусство и науку. Типы темперамента играли важную роль в психологии нового времени, в философии Иммануила Канта и Рудольфа Германа Лотце. Причина «живучести» теории Гиппократа-Галена может быть в том, что они впервые описали четыре типа поведения, действительно связанные с дисбаллансом в нейротрансмиттерных (нейрохимических) системах, которые, при крайних дисбалансах, проявляются как психиатрические профили. Эти профили узнавались человечеством более 2500 лет и отражены в международных классификациях психиатрических заболеваний (DSM или ICD). Ниже представлен список пограничных состояний, которые наблюдаются при ярко выраженном темпераменте.
Типы по Гиппократу-Галену | Черты темперамента | ICD-10 диагнозы | ICD-10 коды † |
Холерик | Импульсивность, агрессия | Импульсивное расстройство личности | F60.30 |
Флегматик | Социально отстраненный, погруженный в себя | Шизоидное расстройство личности | F60.1 |
Меланхолик | Грустный, боязливый, подавленный, слабый | Тревожное расстройство личности | F60.6 |
Сангвиник | Подвижный, социальный, уверенный в себе | Гипомания | F30.0 |
Введение
Как вы знаете, ни у одного человека нет совершенно одинаковых отпечатков пальцев; ни у одного дерева нет двух одинаковых листьев. Точно так же нет двух одинаковых людей, каждый человек уникален.
Однако человек не рождается уже сформировавшейся личностью. Он постепенно становится личностью. Но еще до того, как человек становится личностью, он обладает индивидуальными психическими особенностями. Эти специфические психические особенности достаточно консервативны и стабильны. Они формируют в каждом человеке своего рода психическую почву, на которой впоследствии, в соответствии с их выражением, вырастают качества личности, присущие только конкретному человеку. Это означает, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, на которой можно писать любые узоры, и в процессе воспитания и обучения ребенка необходимо опираться на его существующие с рождения качества. Эти характеристики у всех разные. Когда мы наблюдаем за поведением студентов, за тем, как они работают, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, конечно, обращаем внимание на большие индивидуальные различия между людьми. Некоторые из них быстрые, стремительные, порывистые — в то время как другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Следует отметить, что эти различия относятся не к содержанию личности, а к некоторым внешним проявлениям. Эта страница характеризует понятие «темперамент».
Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки — одну спокойную, равнинную, другую стремительную, горную. Поток первого едва уловим, он плавно несет свою воду, в нем нет ярких брызг, бурных водопадов и всплесков. Поток второго — полная противоположность. Река мчится быстро, вода в ней бурлит, кипит и превращается в хлопья пены, когда ударяется о камни…». Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей.
Наблюдения показали, что все люди разные не только внешне, но и в поведении, в движениях. Например, если проследить за поведением учеников в классе, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого ученика. Одни неторопливые, правильные движения, заметное спокойствие в глазах, а другие резкие движения, суета в глазах. Чем объясняется разница в поведении? Во-первых, темперамент, который проявляется в любой деятельности (игровой, трудовой, учебной, творческой), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуально-психологические особенности личности, ее темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.
Под темпераментом следует понимать природные поведенческие характеристики, свойственные конкретному человеку, проявляющиеся в динамике, тоне и балансе реакций на воздействия жизни. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он влияет на характер течения эмоций и мышления, волевое воздействие, темп и ритм речи. Но мы должны помнить, что темперамент не зависит от интересов или увлечений или социальной позиции и морального воспитания человека. Приведенные выше примеры приводят к пониманию того, что темперамент — это категория поведения, которая представляет собой набор формальных, динамических характеристик поведения. В данном случае это в первую очередь относится к энергетическому уровню поведения. Ученые выделяют большое количество различных характеристик темперамента, включая импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, реактивность и многое другое. Однако двумя основными характеристиками темперамента считаются общая активность и эмоциональность.
Учение Гиппократа о типах темперамента
Гиппократ (древнегреческий врач) под темпераментом понимал анатомо-физиологические и индивидуальные психологические особенности индивидуума. Гиппократ, а позднее и Гален говорили о темпераменте, как об особенностях поведения личности, в организме которой преобладает одна из четырех жидкостей «жизненных соков».
- У холериков — преобладает желтая желчь («желчь, яд»), которая делает его импульсивным и безудержным.
- У флегматиков — преобладает лимфа («мокрота»), которая делает человека невозмутимым, спокойным, медлительным.
- У сангвиников — преобладает кровь («кровь»), которая делает его веселым и подвижным.
- У меланхоликов — преобладает черная желчь («черная желчь»), которая делает его робким, боязливым, грустным.
Список литературы
- С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии // СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных различий. Учебник. М., 2000.
- Кант. О темпераменте//Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,1982.
- W.Sheldon. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.,1982.
- В.С. Мерлин, «Очерк теории темперамента», 1973.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: тексты. — М., 1982.
- Пастелов И.Г. Темперамент глазами обычного человека // Жизнь и здоровье. — M., 2001.
- Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — СПб, Питер, 2004.
Дополнительная литература
- Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», —.
- Chess., S. (1997). Temperament: Theory and Clinical Practice. Harvard Mental Health Letter, 14(5), 5-7.
- Davidson, D. A. (2005). Psychosocial Issues Affecting Social Participation. In J. Case-Smith (Ed.), Occupational Therapy for Children (pp. 449—480). St. Louis: Elsevier Mosby.
- Maziade, M. (1983). Le tempérament de l’enfant, les différences individuelles et les forces environnementales. Santé mentale au Québec, 8(2), 61-67.
- Olson, L. J. (1999). Psychosocial Frame of Reference. In P. Kramer & J. Hinojosa (Eds.), Frames of Reference for Pediatric Occupational Therapy (pp. 323—375). Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins.
- Zeanah, C. H., & Fox, N. A. (2004). Temperament and Attachment Disorders. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 33(1), 32-41.
Виды темперамента
Сегодня наиболее распространена типология, которая включает в себя 4 темперамента.
Индивид с сангвиническим типом темперамента выделяется сравнительно слабой интенсивностью процессов психики и быстротой сменой одних процессов другими. Сангвинику присущи легкость и скорость возникновения новых состояний эмоционального характера, которые вследствие быстрой смены одного состояния на другое, не оставляют глубокого следа в его сознании.
Часто сангвинический индивид отличается довольно богатой мимикой, а его эмоциональным волнениям сопутствуют разнообразные выразительные жесты и движениями. В принципе, сангвиника можно назвать жизнерадостным субъектом, отличающимся высокой подвижностью. Внешняя подвижность связана с быстротой психических процессов. Поэтому он довольно впечатлителен, менее сконцентрирован, быстро откликается на внешние раздражители и устремлен в собственные персональные переживания.
Сангвиники довольно легко справляются с порученными задачами, которым необходима быстрота мышления при условии, что такие задачи не будут чрезмерно трудными или серьезными. Сангвинический субъект легко берется за выполнение различной деятельности, однако вместе с тем также легко забывает о ней вследствие появления заинтересованности новым делом. В принятии решений он часто поспешен и редко их долго обдумывает. Он характеризуется легкостью в коммуникационном взаимодействии с окружающим социумом. Вместе с тем, его отношение к людям можно охарактеризовать как поверхностное, так как он легко и просто расстается со всеми привязанностями, очень быстро забывает неприятности и радости, разочарования и обиды.
Холерический индивид характеризуется большой силой и ярким проявлением эмоциональных реакций и скоростью их протекания, что демонстрируется в горячности и отходчивости, которая следует сразу за бурными переживаниями. Холерик характеризуется вспыльчивостью, страстностью и отличается резкой сменой эмоциональных состояний и чувств. У холерика все чувства очень глубоки, что и обуславливает то, что они могут захватить его целиком. Он всегда глубоко и сильно переживает все горести и радости, что проявляется в его мимике, жестах и действиях. Индивиды холерического типа выделяются высокой подвижностью, но природа их подвижности немного другая, чем у сангвиников. Сангвиник характеризуется быстротой, плавностью и ловкостью в движениях, а холерик – резкостью и стремительностью. Для холерического типа свойственна высокая активность и энергичность.
Меланхолическому индивиду свойственно довольно медленное протекание процессов. Эмоциональные переживания у людей с этим типом отличаются значительной глубиной, что накладывает отпечаток на всю структуру его личности. Эмоции, настроения и чувства меланхолика отличаются однообразностью, но вместе с тем и устойчивостью. Нередко они имеют астенический характер. Меланхолические индивиды нередко довольно болезненно реагируют на внешние обстоятельства, довольно легкоранимые, тяжело переживают жизненные трудности. Часто среди них можно встретить замкнутых и необщительных людей. Внешний облик меланхолика характеризуется медлительностью движений, однообразностью и сдержанностью. Психологическая характеристика темперамента меланхолика выражается в упадничестве, отсутствии бодрости и твердости в своих поступках, постоянными сомнениями, а в более резких проявлениях и пассивности, вялости, незаинтересованности доверенным индивиду делом.
Внешне флегматический субъект отличается, главным образом, малой подвижностью, медлительностью и вялостью движений, не энергичностью. От такого человека не следует ожидать быстроты реакций и действий. Его характеризует низкая эмоциональная возбудимость. Чувства и настроения флегматика отличаются ровностью и медленной изменчивостью. Такой человек характеризуется невозмутимостью и размеренностью действий. Мимика и жесты флегматика довольно однообразны и бледны, речь неторопливая, лишенная живости, ее не сопровождают выразительные движения. Перед любой деятельностью флегматичная личность будет долго и основательно обдумывать грядущие действия. Однако наряду с этим, принятые решения флегматик будет выполнять спокойно, и следовать им неотступно. Он характеризуется привязанностью к привычной работе, и плохим переключением на новые виды деятельности.
Однако не стоит думать, что личность можно отнести только к одному из представленных выше видов темперамента. Чистые сангвиники или флегматики, холерики или меланхолики в реальной жизни практически не встречаются. Характер любого индивида обычно неординарно объединяет в себе черты, свойственные разным темпераментам. Также не существует типов высшей нервной деятельности, которые бы идеально подходили для выполнения той или иной деятельности, так как любой ее вид предъявляет психике индивида и ее динамическим свойствам определенные требования. Поэтому можно сделать вывод, что темперамент и деятельность между собой тесно взаимосвязаны. Деятельность может способствовать развитию тех или иных качеств темперамента.
Современные теории темперамента
Современная интерпретация учения о темпераментах отличается лишь утверждением, что каждому человеку присущи все виды темперамента, но с преобладанием одного из них. Однако ученые больше склонны рассматривать зависимость поведения человека от типа фигуры, чем от взаимодействия внутренних жидкостей.
Группа западноевропейских ученых на рубеже 19 и 20 веков выдвинула теорию взаимосвязи темперамента с конституционными особенностями строения тела индивидуума. Например, немецкий психиатр Кречмер выдвинул идею, что психические заболевания связаны с конституционными особенностями строения организма:
- Астеники — хрупкое угловатое телосложение; автор теории предлагает называть их лептосоматиками.
- Пиквик — это человек крупного телосложения, иногда имеет бочковидную фигуру. Отличается сутулостью.
- Атлетик — мускулистый тип без выраженной жировой прослойки. Отличается широким плечевым поясом при узких бедрах.
- Диспластик отличается неправильным телосложением. Например, имеет слишком большой или малый рост.
Кречмер сделал выводы из своих наблюдений за психотипами, что к шизофрении склонны астеники, а к эпилепсии — атлеты.
Позже американский психолог и ученый В. Шелдон выделяет три соматипа в зависимости от конституционных особенностей строения тела:
- эндоморфный;
- мезоморфный;
- эктоморфный.
Эндоморфный тип отличается наличием большой жировой прослойки и чрезмерной развитостью внутренних органов. Эти индивидуумы выглядят физически неразвитыми и слабыми.
Мезоморфный тип принадлежит к атлетическому телостроению и отличается развитой мускулатурой вместо жировой прослойки. Эти индивидуумы, как правило, обладают крепким здоровьем, сильной волей и жизнерадостностью.
Эктоморфный тип характеризуется отсутствием жировой прослойки и мускулатуры, а также невыраженным развитием внутренних органов. Эти индивидуумы легко возбудимы, впечатлительны и ранимы.
Шелдон утверждает, что существует еще один, четвертый тип темперамента: смешанный. Однако по его наблюдениям, такой тип встречается крайне редко.
Далее, Шелдон предложил сочетать интроверсивные и экстраверсивные качества человека с его телосложением, в результате чего он выделил 3 типа личности:
- висцеротоники;
- соматотоники;
- церебротоники.
Висцеротоники отличаются преобладанием внутренних чувств, соматотоники проявляют свой темперамент в активности и действии, церебротоники предпочитают действию аналитику и размышление.
Несмотря на акцентирование соматических особенностей в теории о сущности личности, жидкостная идея психических проявлений индивидуума остается в силе. Поэтому учение Гиппократа и его последователей и поныне остается основополагающим в теориях о сущности человека и его психических особенностях.
Кто разработал классификацию темпераментов
Из истории известно, кто придумал темпераменты, дал им названия и определение. Эта классификация далеко не нова и впервые об отличиях в темпераменте заговорил древнегреческий врач и философ Гиппократ.
Его заинтересовал факт, что пациенты по-разному реагируют на лечение. Кто-то выздоравливал легко, других же болезни преследовали по пятам, несмотря на выполнение всех рекомендаций. Его коллеги современники объясняли такую разницу между поведением пациентов климатическими и природными факторами, но Гиппократ предположил, что виной всему мозговая деятельность и нейрогуморальные жидкости организма. Их соотношение индивидуально и преобладание одной из них влияет на поведение человека и на его устойчивость к внешним факторам.
Теория Гиппократа некоторое время так и оставалась теорией, пока её не развил другой античный лекарь, последователь Гиппократа.
Кто первым ввёл классификацию личности по темпераменту, нам также известно по древним рукописям. Это Клавдий Гален, чьи работы легли в основу современной медицины и его наработки являлись обязательными к изучению всеми студентами медиками, вплоть до XIX века.
Теории темперамента XX века за рубежом
С точки зрения психологии четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например типы Юнга, «интроверсия — экстраверсия» Ганса Айзенка). Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов. Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов (И. П. Павлов, Г. Ю. Айзенк, Б. М. Теплов и другие), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом. Блюминой (1996) и Трофимовой предприняты попытки сопоставить теорию темпераментов со всеми известными на тот момент (более 100) психологическими типологиями, в том числе с точки зрения методов определения данных типов. Современная наука видит в учении о темпераментах отголосок ещё античной классификации четырёх типов психического реагирования в сочетании с интуитивно подмеченными типами физиологических и биохимических реакций индивида.
Многие психологи, так же как было предложено Кантом в конце 18 века, Хеймансом в начале 20го века и Г. Ю. Айзенком в 1960-х делят компоненты темперамента на 2 группы: «Активность» поведения и «Эмоциональность». Активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).
Грей, проанализировавший работы российских психологов в области темперамента, предложил 2-мерную модель, в которой 4 Гиппократовских типа размещались на шкалах Системы Активации Поведения и Системы Торможения Поведения Соотношение «высокого» и «низкого» уровней, для каждого из этих двух независимых параметров, даёт некую индивидуальную характеристику человека, и, как результат — формальное определение каждого из четырёх темпераментов. На смайликах (см. рисунок вверху) можно интерпретировать улыбку, как лёгкость процессов торможения, а насупленные брови — как проявление лёгкости возбуждения.
За рубежом основные исследования в области темперамента проводились в областях детской психологии (Buss & Plomin, 1984; Chess & Thomas, 1996; Kagan & Snidman, 2009; Rothbart et al, 2000; Windle & Lerner, 1986), клинической психологии и психиатрии (Akiskal, 1998; Cloninger, 1986, 1994; Mehrabian, 1996; Panksepp et al, 1987; Zuckerman, 1994). В отношении темперамента взрослых, это понятие за рубежом сливается с понятием личности, и анализировалось как «биологически-основанные черты личности» (Cattel, 1965; Digman & Takemoto-Chock, 1981; Goldberg 1993; Guilford & Zimmerman, 1956; McCrae & Costa 1997; Norman, 1963). Такое слияние не рекомендуется, так как понятие личности относится к социо-культурным процессам, ценностям, установкам, личному опыту, самооценке и спектру отношений человека с другими людьми, в то время как темперамент, согласно начальному определению, относится к нейро-химическому балансу организма.
Теория типов темперамента Э. Кречмера и В. Шелдона
Особое место среди рассматриваемых теорий занимают те, согласно которым темперамент, как наследственная и врожденная характеристика, связан с индивидуальными различиями в телосложении — формой тела, его пропорциями, ростом, весом, количеством жира в организме. В 1920-х годах была опубликована ставшая впоследствии знаменитой книга Э. Кречмера «Телосложение и характер». Как и многие эффективные психологические интерпретации, эта концепция возникла в результате клинических исследований, посвященных анализу психологических расстройств. Кречмер особенно интересовался проблемой предрасположенности людей к различным психозам. Наблюдая за пациентами, страдающими маниакально-депрессивными расстройствами и шизофренией, исследователь обращал внимание, в том числе, на особенности строения тела этих людей.
Кречмер различал три типа конституций (названия которых происходили от соответствующих греческих слов)
- лептосоматический (лептос — хрупкий, сома — тело) — хрупкое телосложение, высокая, плоская грудь, вытянутое лицо;
- pyknos (pyknos — плотный, толстый) — значительные жировые отложения, ожирение, маленький или средний рост, рыхлая форма туловища, большой живот, круглая голова на короткой шее;
- атлетический ( athlon — борьба, борьба) — крепкое тело с хорошо развитой мускулатурой, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выдающиеся лицевые кости.
Наблюдая в клинике за поведением людей с различным телосложением, Э. Кречмер обратил внимание на четыре группы психических качеств, связанных с темпераментом. Вот краткий перечень этих качеств:
- Психастения — повышенная чувствительность или нечувствительность к психическим раздражителям;
- Фон настроения — окраска удовольствия или неудовольствия в душевных переживаниях, отмечаемая по шкале Happy-Sad;
- Психический темп — ускорение или замедление психических процессов в целом и их специфический ритм;
- Общий двигательный темп или психомоторный диапазон — подвижность или вялость, особый характер движений (быстрые, мягкие, округлые и т.д.).
Так, Э. Кречмер, связывая понятие темперамента с аффективностью и общим психомоторным темпом, описал три типа темперамента, соответствующие конституциональным типам:
- шизотимический (характерен для лептосоматической или астенической конституции) — замкнутость до аутизма, эмоциональные колебания от раздражительности до сухости, упрямство, плохая приспособляемость к убеждению и изменению отношения, трудности в адаптации к окружающей среде, склонность к абстрагированию. Предрасположенность к шизофрении обнаруживается при психических расстройствах;
- циклотимик (соответствует пикническому типу телосложения) — противоположность шизотимику, легко общается с окружающими, эмоции колеблются между радостью и печалью, жизнерадостностью и унынием. В некоторых циклоидах центр этих колебаний направлен к гипоманиакальному полюсу, в других — к депрессивному. При психотических расстройствах обнаруживается склонность к циркулярному или маниакально-депрессивному психозу;
- Иксотимический (греч. ixos — тянущий) — характерный для атлетического телосложения. Иктимный человек тихий, невыразительный, у него сдержанные жесты и мимика, низкая гибкость мышления и он с трудом адаптируется к изменениям в окружающей среде. Предрасположенность к эпилепсии проявляется при психических расстройствах.
Э. Кречмер, как и многие до него, видел связь между телосложением и темпераментом в обусловленности этих параметров химическим составом крови, который влияет на свойства эндокринной системы.
Обзор конституциональных и типологических теорий темперамента был бы неполным без имени еще одного исследователя — американского психолога Уильяма Шелдона, который сформулировал соматотипическую концепцию темперамента. Важно отметить, что эта теория зародилась не в клинике и не в психиатрической практике. Более того, классификация была основана не на дискретных «типах», а на постоянно распределенных «компонентах» телосложения.
Эндоморф (с большим животом, множеством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями) проявляет склонность к висцеротонии (от лат. viscera — внутренности). Он общительный и коммуникабельный, дружелюбный, любит комфорт. Ему легко выражать свои чувства. В трудные моменты он протягивает руку помощи людям. Не любит напряжения и становится чувствительным и мягким в состоянии опьянения.
Мезоморфы (характеризующиеся крепким телосложением, грудной клеткой, квадратной головой, широкими ладонями и ступнями) склонны к соматотонии (от лат. soma — тело). Это беспокойный и часто агрессивный человек, который любит приключения. Он довольно скрытен в своих чувствах и мыслях. В позе и действиях он выражает уверенность, сложные жизненные ситуации он стремится решить поведенчески, изменяя окружающий мир. В состоянии опьянения устойчив к навязчивым и агрессивным действиям.
Эктоморф (худой и высокий, имеет слабо развитые внутренние органы, худое лицо, узкую грудную клетку, тонкие длинные конечности) обычно отличается церебротонией (от лат. cerebrum — мозг). Он заторможенный и интровертный человек, необщительный и замкнутый. Чувствуется скованность в позе. В сложных ситуациях он склонен к замкнутости. Самые продуктивные и счастливые для него события обычно происходят в конце жизни. Под воздействием алкоголя он практически не меняет своего обычного поведения и состояния.
Учение о темпераменте
Темпераментом называют биологическую основу, которая является базой для формирования индивидуума как социальной единицы. Иными словами, это набор поведенческих реакций, обусловленных особенностями органических процессов внутри организма. Темперамент не приобретается в процессе жизнедеятельности человека, он дается от рождения. Человек в процессе своей жизнедеятельности познаёт себя как личность, знакомится с особенностями своих реакций на окружающую действительность, но не управляет этими реакциями и не создает их.
Обратите внимание! Темперамент в переводе с древнегреческого обозначает правильную меру и соразмерность. Древнегреческий ученый врачеватель Гиппократ, клятву которого произносит каждый медик после окончания обучения в институте, приложил немало усилий в познании сущности человека и его поведенческих особенностей
В ходе многочисленных экспериментов и размышлений ученый пришел к выводу, что реакция на происходящее обусловлена влиянием жидкостей внутри организма
Древнегреческий ученый врачеватель Гиппократ, клятву которого произносит каждый медик после окончания обучения в институте, приложил немало усилий в познании сущности человека и его поведенческих особенностей. В ходе многочисленных экспериментов и размышлений ученый пришел к выводу, что реакция на происходящее обусловлена влиянием жидкостей внутри организма.
К жизненным сокам ученый причислял:
- кровь;
- желчь (черную и желтую);
- флегму (слизь).
Например, кровь разогревает организм человека, является источником тепла. Флегма охлаждает организм, желчь желтого цвета подсушивает внутренние среды, желчь черного цвета отвечает за уровень влажности внутренних сред организма.
Таким образом, Гиппократ положил начало изучению сущности человека и ее особенностей в непосредственной связи с биологическими процессами.
Продолжили развитие учения о темпераментах уже последователи и ученики Гиппократа: Клавдий Галлен дал определение типологии темпераментов. Впоследствии типы темперамента по Гиппократу и Галлену получили название гуморальных. Далее развитие теории продолжил немецкий философ Иммануил Кант, он дал точное описание четырем темпераментам человека:
- сангвиник;
- холерик;
- флегматик;
- меланхолик.
Также Кант уточнил, что реакции сангвиников и меланхоликов обусловлены чувствами и эмоциями, а реакции холериков и флегматиков порождаются сферой деятельности человека. В соответствии с этим, холерики и флегматики отличаются активностью в своих проявлениях, а сангвиники и меланхолики — эмоциональностью.
Характеристика темпераментов человека по Гиппократу:
- Холерический тип темперамента управляется желтой желчью.
- Сангвиник обладает большим объемом крови.
- Меланхолик управляется черной желчью.
- Организм флегматика переполнен холодной слизью.
Характеристика темпераментов по Канту:
- Сангвиник отличается жизнерадостностью и беззаботностью.
- Меланхолик проявляет тревожность и мрачный настрой.
- Холерик быстро загорается и быстро охладевает к предмету своего интереса.
- Флегматик проявляет холодность и безразличие, отличается ленью.
Время зарождения темперамента.
Ученые в течение длительного времени пытаются понять, на каком этапе развития человека формируется его темперамент, а также какие факторы влияют на его становление. Недавно журнал Brain, Behavior, and Immunity опубликовал статью, авторы которой утверждают: на поведение детей, ассоциирующееся с тем или иным типом психики, влияет состав микрофлоры кишечника.
В исследовании приняли участие 77 детей в возрасте от 18 до 27 месяцев. Их родители заполняли подробные анкеты, содержащие вопросы о поведении детей в различных ситуациях, включающих в себя общение с окружающими и реакцию на внешние раздражители. Сами ученые исследовали микрофлору желудочно-кишечного тракта детей.
Результаты работы показали, что обитающие в кишечнике микроорганизмы — число их видов обычно варьируется от 400 до 500 — действительно влияют на психику и, соответственно, поведение ребенка, причем в случае с мальчиками эта зависимость выражена сильнее.
Исследователям удалось выяснить: если в пищеварительном тракте мальчика преобладают бактерии из семейств Rikenellaceae и Ruminococcaceae, а также родов Dialister и Parabacteroides, то ребенок будет сочетать в себе черты холерика и сангвиника. Если говорить о девочках, то здесь ученые установили, что чем ниже численность различных видов бактерий в пищеварительном тракте ребенка, тем сильнее в его характере выражены сдержанность и сосредоточенность, а высокая концентрация микроорганизмов из семейства Rikenellaceae повышает боязливость ребенка. Авторы исследования предупреждают, что родителям не стоит пытаться изменить состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта своего ребенка посредством медикаментов, так как это может привести к непредвиденным негативным последствиям для здоровья. Кроме того, ученым пока не удалось выяснить суть процессов, которые обеспечивают связь между составом микрофлоры кишечника и характером ребенка.
Последняя работа британских и итальянских исследователей доказывает, что если темперамент ребенка лучше не пытаться изменить, то предсказать его можно сразу же после рождения. Ученые сумели обнаружить прямую взаимосвязь между способностью новорожденного ребенка концентрировать взгляд на каком-либо объекте и его будущим складом характера.
Участниками эксперимента стали 80 новорожденных (44 мальчика и 36 девочек) в возрасте от одного до четырех дней. Детям показывали разнообразные картинки, фиксируя при помощи камер время, в течение которого они концентрировали взгляд на каждом изображении. Обычно считается, что слишком долгое рассматривание одного и того же предмета говорит о замедленной мозговой деятельности человека. Тем не менее в случае с маленькими детьми очень важно определить границу, разделяющую быстрый осмысленный взгляд и неспособность сконцентрировать внимание.
В течение следующих нескольких лет — до тех пор, пока дети не достигли возраста 5–9 лет — родители регулярно заполняли анкеты, целью которых было фиксирование этапов психологического развития ребенка. После анализа всех собранных в ходе работы данных выяснилось, что предсказать будущее психологическое развитие ребенка можно непосредственно после его рождения. Ученые выяснили: если ребенок в возрасте нескольких дней способен фокусировать внимание на предмете, то в будущем он будет обладать менее импульсивным и экспрессивным характером, свойственным флегматикам и меланхоликам. Те новорожденные, которые в возрасте нескольких дней были неспособны концентрироваться на изображении, через несколько лет чаще страдали от гиперактивности, были легковозбудимыми и нервными, то есть проявляли черты холериков и сангвиников.
Основные черты психики человека формируются еще до его рождения.
Российские исследования темперамента
Российская традиция исследования темперамента началась в 1906 году, с исследований типов и свойств нервной системы в школе Ивана Петровича Павлова и продолжилась в исследованиях Лаборатории дифференциальной психофизиологии при Институте Психологии, Российской Академии Наук, в исследованиях Б. М. Теплова (1963), В. Д. Небылицына(1972), и затем В. М.Русалова (1979).
- Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
- Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
- Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
- Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.
Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой».
Небылицын и Русалов рассматривали темперамент так же как Павлов, как формально-динамические свойства поведения — энергетические (такие, как выносливость), динамические (скорость интеграции акта — мобильность, темп), а также эмоциональность. В их лаборатории при Институте Психологии Академии Наук СССР использовались измерения ЭЭГ, вызванные потенциалы, кофеиновые пробы, исследования абсолютных порогов восприятия в визуальной, слуховой и тактильной модальностях, силу возбуждения и мобильность в слуховой и визуальных модальностях, эффективность решения проблем в определенных (детерминистких) и необпределенных (вероятностных) условиях, и скорость выполнения различных тестов. Русалов показал, что черты темперамента регулирующие разные типы активности имеют разные психофизиологические корреляты, то есть специфику в зависимости от типа активности.
На основе этих исследований был предложен Активностно-специфический подход к структуре темперамента. Этот подход предлагает разделять черты, относящиеся к трем специфическим аспектам деятельности — физическому, социально-вербальному и умственному. Эта идея была озвучена сначала В. Д. Небылицыным. В полном масштабе этот подход был затем развит в дифференциальной психологии и психофизиологических экспериментах 1970—1990-е Русаловым, приемником лаборатории Небылицина.
После того, как Русалов предложил активностно-специфичную структуру темперамента, Трофимова, которая защищала диссертацию в его лаборатории, развила этот подход и предложила свою версию, основанную на Русаловской модели, в виде Компактной версии Опросника Структуры темперамента (STQ-77).
Поскольку этот подход был разработан в исследованиях темперамента взрослых, он не был распространен в детской психологии на Западе (где теория темперамента в основном ассоциируется с индивидуальными различиями детей). В противоположность к этому подходу, все другие модели темперамента также включают «энергетические» черты (например, Активность или Экстраверсию), но не различают типы энергетически черт относящиеся к регуляции трех указанных специфических аспектов поведения. Идея структура темперамента, которая различает черты регулирующие разные типы активности была взята за основу нейроимической модели Функциональный Ансамбль Темперамента которая описывает роль моноаминных нейромедиаторов, нейропептидов и гормонов в регуляции 12 черт темперамента.
Неврологическая теория типов темперамента И. П. Павлова
Согласно учению Ивана Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в нервной системе. В основе индивидуальных различий в нервной деятельности лежит выраженность и соотношение характеристик двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.
По мнению И.П. Павлова, темпераменты — это «основные черты» индивидуальных особенностей человека.
Изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, И.П. Павлов обращал внимание на индивидуальные различия в их поведении и протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность формирования условных рефлексов, а также в особенностях их фазы покоя. Это обстоятельство позволило выдвинуть гипотезу о том, что выявленные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций, и что в их основе лежат какие-то фундаментальные свойства нервных процессов. По Павлову, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, его уравновешенность и подвижность.
Павлов различал силу возбуждения и силу торможения и считал их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работу нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, то есть в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение без перехода в противоположное состояние торможения. Тормозная сила — это эффективность работы нервной системы при осуществлении торможения и выражается в способности формировать различные тормозные реакции, такие как угасание и дифференцировка.
Типы темперамента И. П. Павлова основаны на типах нервной системы. И.П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежат три компонента: Сила (человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительной и напряженной работе, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), Самообладание (человек сохраняет спокойствие в возбужденной обстановке, легко подавляет свои неразумные желания) и Ловкость (человек быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки).
Нервная деятельность.
Так, более активный темперамент имеют холерики и сангвиники, а меланхолики и флегматики обладают некоторой пассивностью. Самые живые и подвижные люди — холерики и сангвиники. Кроме того, холерик — самый неуравновешенный среди них, и это хорошо заметно по тому, что он неуравновешен и внешне, и внутренне. Сангвиник внутренне уравновешен, хотя внешне может быть очень эмоциональным. Меланхолик, с другой стороны, внутренне неуравновешен, хотя это не всегда проявляется внешне. Принадлежность к одной из четырех групп темперамента можно определить по реакции, которая возникает в ней на возникновение препятствия:
- Холерик сметает препятствие;
- Сангвиник избегает этого;
- Флегматик часто даже не замечает этого;
- меланхолика, прежде чем препятствие исчезнет.
Нормально чистые темпераменты практически не встречаются. Каждый человек обладает сочетанием двух темпераментов, один из которых — основной, а другой дополнительный. Но постоянное проявление только основного и дополнительного темперамента — скорее исключение, чем правило. Каждая личность содержит все четыре темперамента, но в разных пропорциях. Каждый из них выходит на первый план в зависимости от ситуации.
В первую очередь, ведущий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в привычной обстановке, с близкими людьми) в приятной психологической атмосфере.
Дополнительный темперамент проявляется более ярко в напряженной и (или) конфликтной ситуации. Например, для защиты своих личных интересов, навязывания своего мнения и т.д.
Третий тип темперамента проявляется в формальной обстановке, на далекой психологической дистанции (по отношению к руководству, подчиненным или партнерам из других организаций, просто незнакомым людям.
Люди). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, поскольку в данной ситуации человек ограничен условностями и, приспосабливаясь к обществу, играет определенную социальную роль.
Четвертый тип темперамента, наименее часто проявляющийся. Как краткосрочная реакция на стрессовые ситуации (крах компании и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, стихийное бедствие: Пожар, наводнение и т.д.).
Тип нервной системы, хотя и определяется наследственностью, не является абсолютно неизменным. С возрастом и под влиянием систематического обучения, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабевать или усиливаться, ускоряться или замедлять свою переключаемость. Например, у детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются, плачут, через минуту могут отвлечься и радостно смеяться, то есть наблюдается высокая подвижность нервных процессов). У пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.
Таким образом, из природы нервной системы Павлов понял врожденную и относительно низкую восприимчивость к изменению под влиянием среды и воспитания свойств нервной системы.
Роль исследований Павлова в развитии современной науки чрезвычайно важна. Однако открытие им свойств нервной системы и разработанная на этой основе типология нервной системы дали ему основание утверждать, что все поведение человека, как и поведение животных, может быть объяснено с физиологической точки зрения.
Эта точка зрения сильна и сегодня, ее часто придерживаются физиологи и врачи, но она не соответствует действительности. Поведение человека очень сложно и определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.
Психологическая характеристика основных типов темперамента
Понятие темперамента
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.
С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека (типом ВНД).
От темперамента человека зависят
- Оценка и контроль деятельности.
- Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
- Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
- Темп, ритм и ускорение деятельности.
- Дисциплинарные воздействия.
- Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
К типу темперамента человека не относится
- Характер – определяет, как человек действует, приобретенный, подвержен изменениям.
- Способности – определяют, с какой скоростью, глубиной, легкостью и прочностью овладевает знаниями, умениями, навыками.
Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.
Темперамент – врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Взрослым, занимающимся воспитанием и обучением ребёнка необходимо учитывать тип темперамента ребенка, для того чтобы применяемые методы и приемы воспитания и обучения были эффективны и не наносили вред ребенку.
Свойства темперамента
Каждый темперамент обладает определенными свойствами.
Сензитивность
Подразумевается необходимая минимальная сила раздражения извне для начала реакций в психике индивида. Кроме этого, сензитивность предполагает оценку скорости этой реакции.
Реактивность
Определяет силу и скорость ответа на неожиданный раздражитель, то есть это непроизвольные реакции на свет, громкий звук, неожиданное действие. От реактивности зависит отвлекаемость человека и возможность сосредоточения.
Активность (пассивность)
Степень влияния темперамента на окружающие его раздражители. Проще говоря, это то, с какой скоростью человек может влиять на обстоятельства, препятствия, мешающие ему получить свою цель. Активность вытекает из соотношения ориентации человека на внешний мир (предыдущий пункт) и сосредоточенности на своих целях, желаниях, потребностях, убеждениях.
Пластичность (ригидность)
Так характеризуют скорость приспособления человека к изменениям внешней среды. Пластичность – хорошая способность к приспособлению, ригидность – невозможность, трудность в изменении убеждений, взглядов, интересов.
Экстраверсия (интроверсия)
Ориентация человека на внешний мир либо внутренний (направленность жизненной энергии). Вторая трактовка: ориентация человека на настоящее внешнее (экстраверсия) или образное прошлое либо будущее (интроверсия).
Возбудимость эмоций
Определяет скорость эмоционального реагирования на минимальный раздражитель извне (минимальная сила, на которую происходит эмоциональная реакция).
Темп реакций
Это скорость психических процессов и реакций (продолжительность): быстрота реакции, темп речи, быстрота ума.
Свойства темперамента проявляются в зависимости от ситуации и конкретных условий. Потому люди разного темперамента могут совершенно по-разному действовать в идентичных ситуациях, но одинаково в отличных условиях.
Что такое темперамент
Темперамент — это совокупность генетически обусловленных психических качеств человека, которые зависят от особенностей высшей нервной деятельности. То есть это врожденное свойство психики, которое человек не может изменить. Однако личность способна успешно “замаскировать” или “сгладить” некоторые качества своего темперамента. Впрочем, в стрессовых ситуациях (включая эффект неожиданности) с большей вероятностью проявится именно врожденное качество, а не приобретенное.
Кстати, темперамент есть не только у людей, но и у некоторых животных. К ним относятся собаки, коты, обезьяны, лошади, дельфины и т. д. Человеческие и животные типы темперамента во многом похожи, но у людей они более сложные и глубокие.
4 основных типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Существует условно еще и пятый темперамент — амбиверт, к нему относят людей, у которых нет ярко выраженных качеств других темпераментов, то есть они всегда где-то посередине.
Но сейчас главный фокус — соотношение этих свойств в психике индивида. В природе нет людей с одним типом темперамента. В одном и том же человеке могут уживаться все 4 вида. Однако 1-2 из них будут доминантными. Что это значит?
К примеру, есть личность, которая на 50% — сангвиник, на 30% — меланхолик, на 15% — флегматик и на 5% — холерик. Это условный подсчет, так как точный процент установить невозможно. Очевидно, что доминантный тип — сангвиник, и в большинстве жизненных ситуаций человек будет вести себя согласно сангвиническому темпераменту. Однако в некоторых случаях может проявиться меланхолик, который временно и частично затмит доминантный тип. Флегматик и холерик тоже будут периодически появляться, но редко и кратковременно. Определить склонность к тому или иному темпераменту поможет наш тест.
Но нельзя точно сказать, в какой момент тот или иной психотип решает проявить активность. Есть сразу несколько предположений:
- один тип темперамента сменяется другим, когда первый не справляется с ситуацией. Например, если жизни флегматика что-то угрожает, он может вдруг обнаружить в себе холерика;
- смена активности происходит из-за сильного или продолжительного стресса. После предательства мужа холерическая женщина замыкается в себе и позволяет проявиться внутреннему меланхолику;
- разные типы активизируются в разных сферах жизни. К примеру, в рабочих вопросах холерик, в отношениях — сангвиник.
Однако все эти свойства не возникают из ниоткуда. Если в индивиде изначально не заложен какой-то тип темперамента, он никогда не появится. Личность может делать вид, будто она холерик/сангвиник/флегматик/меланхолик, но никогда не станет им по-настоящему. То есть меланхолику будет страшно пробовать новое, как бы он не старался казаться храбрым. А флегматик продолжит выполнять рабочие поручения медленно, но вдумчиво, даже если дедлайн уже пришел и грозно смотрит на него.
Концепция темперамента
Темперамент — одна из важнейших характеристик личности. Интерес к этой теме возник более двух с половиной тысяч лет назад. Это было обусловлено очевидным существованием индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, уникальностью социальных связей и контактов. Среди биологически обусловленных структур личности, прежде всего, выделяется темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, включая интенсивность и стабильность эмоций, эмоциональную аффективность, темп и силу действий, а также ряд других динамических характеристик.
Под темпераментом понимается совокупность типологических характеристик человека, которые проявляются в динамике его психологических процессов: в скорости и силе его реакций, в эмоциональном тоне его жизни.
Темперамент — проявление врожденного типа нервной деятельности в психике человека. Итак, свойства темперамента включают в себя, прежде всего, врожденные и идиосинкразические качества человека. В чем их особенность? Представьте себе две реки — одну спокойную, мелкую, другую — стремительную, горную. Течение первой едва ощутимо, она несет свои воды мягко, в ней нет ярких брызг, бурных водопадов, ослепительных всплесков. Течение другой реки прямо противоположно. Река мчится быстро, ее воды несутся, ревут, превращаются в пену, ударяясь о камни. Характер течения этих рек зависит от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать и в динамике психической деятельности разных людей. У некоторых людей умственная деятельность носит регулярный характер. Внешне такие люди всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, их взгляд всегда серьезен и голоден. Попадая в сложные или смешные ситуации, эти люди внешне остаются невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. Умственная деятельность других людей носит отрывистый характер. Они очень подвижны, беспокойны и шумны. Их речь стремительна и страстна, движения хаотичны, мимика разнообразна и богата. Часто такие люди в разговоре размахивают руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Темпераментные качества и есть те природные качества, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, темперамент определяет характер протекания психической деятельности, а именно: 1) скорость психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность внимания) 2) психический ритм и темп, 3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли) 4) направленность психической деятельности на какие-то конкретные объекты (например, постоянное стремление контактировать с новыми людьми, получать новые впечатления от действительности или обратить человека к себе, к своим идеям и образам).
Динамика психической деятельности также зависит от мотивов и психического состояния. Каждый человек, независимо от особенностей его темперамента, работает более интенсивно и быстро при наличии интереса, чем при его отсутствии. В каждом человеке радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье — их упадок».
Напротив, качества темперамента проявляются одинаково в самых разных видах деятельности и для самых разных целей. Например, если студент нервничает перед экзаменом, проявляет страх перед уроком в школе во время классной практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, значит, высокая тревожность — свойство его темперамента. Черты темперамента являются наиболее стабильными и постоянными по сравнению с другими психологическими чертами человека. Различные свойства темперамента, конечно, взаимосвязаны, образуют определенную организацию, структуру, характеризующую природу темперамента.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и продолжающиеся попытки изучения проблемы темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и еще не решенных задач современной психологической науки. Сегодня существует множество подходов к изучению темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент является биологической основой, на которой формируется личность как социальное существо, и что черты личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговечными.
Четыре типа темперамента
Древнегреческий лекарь Гиппократ создал теорию, разделяющую людей на 4 психотипа, в зависимости от преобладающей в их организме жидкости. Это кровь, лимфа (слизь), желчь и черная желчь. Он же ввел термин темперамент.
Сангвиники.
У людей этого типа в организме доминирует кровь, что делает их жизнерадостными и общительными. Они легко адаптируются к новой обстановке, без труда заводят знакомства. Могут запросто переключиться с одного вида деятельности на другой, но рутинное занятие покажется им скучным. Их эмоции постоянно меняются. Настроение тоже, но чаще оно бывает веселым и бодрым. У сангвиников громкая, четко поставленная речь, сопровождающаяся эмоциональными жестами.
Флегматики.
В организме этого психотипа преобладает лимфа. На первый взгляд флегматики могут показаться ленивыми и равнодушными, но на самом деле они просто неторопливые и уравновешенные.
Они упорны в работе, любое дело доводят до конца.
В общении с людьми не проявляют излишних эмоций, ко всем событиям относятся спокойно. Флегматичных людей трудно вывести из равновесия, задеть их чувства. Но им следует проявлять большую активность в жизни, чтобы не превратиться в личности, безразличные ко всему происходящему.
Холерики.
Преобладающая жидкость этого типа – желчь. Они слишком эмоциональные, иногда даже неуравновешенные. Холерикам свойственны: раздражительность, импульсивность, вспыльчивость, резкие жесты, быстрая речь. Они ярко проявляют свои чувства, их настроение непредсказуемо.
Обычно холерики с удовольствием берутся за работу и оперативно выполняют ее. Но запас их энергии быстро расходуется, и они становятся вялыми и безразличными к проделанной работе.
В общении бывают резкими и раздражительными, что часто приводит к конфликтам.
Меланхолики.
Черная желчь определяет этот тип темперамента. Меланхолики зачастую неадекватно и агрессивно реагируют на внешние раздражители. Они обидчивы, тяжело воспринимают конфликтные ситуации, но скрывают свои переживания.
К работе относятся пассивно и чаще всего не проявляют инициативу. Но их не пугают однообразные занятия, в спокойной атмосфере очень работоспособны.
В незнакомых местах чувствуют себя неловко, смущаются при общении с новыми людьми. Меланхолики замкнуты и предпочитают одиночество.
Конечно, не существует 100% холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов. В каждом человеке есть что-то от каждого типа. Но определяющими темперамент личности являются преобладающие качества.
Темперамент и личность
Темперамент – врожденное качество, определяющее свойства ВНД, но это понятие нельзя приравнять к личности. Поведение и поступки человека не зависят только от природных свойств. Заложенные в утробе матери особенности могут немного меняться под влиянием воспитания и действия окружающей среды. Скорость протекания психических процессов кардинально изменить нельзя, но можно адаптироваться к особенностям своего темперамента. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны.
Особенно это важно при воспитании ребенка. Не стоит требовать от флегматика быстроты реакции, зато его вдумчивость и усидчивость позволяют решать учебные задачи и заниматься монотонной работой. Легкость контактных сангвиников можно применять в организационной деятельности, бесстрашие и сильную энергетику холериков стоит использовать для сложных задач, требующих напора и решительности. К скромным меланхоликам следует подходить аккуратно, внушать им уверенность в себе и поднимать самооценку. В спокойном состоянии такие дети могут работать не хуже ровесников с другими темпераментами.
Как определить свой тип личности
Произвести определение типа личности достаточно просто. Для этого можно использовать разные методики и тесты. Кроме того, для экономии сил и времени можно их пройти в онлайн режиме. Основная цель таких опросников – понять, как именно человек будет реагировать на ту или иную ситуацию.
Для получения объективных результатов психологи рекомендуют давать быстрые и четкие ответы. Не нужно много думать над решением того или иного вопроса, необходимо действовать в зависимости от тех эмоций, которые возникают первыми
Стоит обратить внимание, что в таких тестах нет правильных или неправильных вопросов. Тут нельзя ответить хорошо или плохо
Меланхолики могут работать только в спокойной и привычной для них обстановке
Воздействие собственного темперамента.
Как же работают люди с различными характеристиками личности?
Холерики обладают очень высокой работоспособностью, однако им свойственно чрезмерно увлекаться, из-за чего они растрачивают свою энергию впустую. Сангвиники также имеют огромную работоспособность, но реализуют её лишь в том случае, если работа им нравится; если же она им не по нраву, они начинают относиться к своему делу безразлично и скучают. Флегматики работают неспешно, однако отличаются невозмутимостью, спокойствием и настойчивостью, благодаря чему выполняют свою работу добросовестно. Меланхоликам свойственно остро реагировать на внешние раздражители, они поглощены своими внутренними переживаниями; добросовестно выполнять свои обязанности они могут лишь в максимально спокойной и положительной обстановке при наличии каких-либо положительных впечатлений.
Известный советский психолог Б. М. Теплов установил, что работники с различным темпераментом отличаются не конечными результатами своей деятельности, а способами достижения этих результатов. То есть от конкретного темперамента зависит в первую очередь индивидуальный стиль деятельности того или иного работника. Знание об этом позволяет организовать работу организации таким образом, чтобы от каждого сотрудника получить максимальную результативность.
Например, для меланхоликов можно установить гибкий график, можно посадить их в помещение с минимальным количеством раздражающих факторов; от флегматиков не стоит требовать выполнения работы в строго установленный срок, особенно сжатый, вместо этого лучше сделать акцент на качестве продукта. Сангвиников необходимо заинтересовать работой, создав им условия, в которых они могут проявить свои способности и продемонстрировать свои умения окружающим.
Темперамент является совокупностью врождённых свойств человека. И когда говорят, что эти врождённые, изначально заложенные свойства оказывают влияние на поведение, работу человека и его деятельность в целом, то у неподготовленных это может вызвать недоумение: ведь известно, что человек – существо обучаемое, и всему он учится на протяжении всей жизни. Действительно, многим вещам человек обучается, однако на пределы обучаемости всё-таки оказывают влияние врождённые свойства личности.
Эталоном учебного процесса является школа, и достаточно взглянуть на любой школьный класс, чтобы выделить добросовестных и погружённых в учёбу флегматиков (зачастую они и являются «ботаниками»), и пропускающих занятия ради спортивных достижений холериков, и привлекающих всеобщее внимание, артистичных сангвиников, и меланхоликов, которые нередко являются «трудными подростками» и также испытывают трудности в учёбе в силу своего характера. Конечно, нельзя говорить, что флегматик обязательно будет отличником, а удел меланхолика – коррекционное обучение, но для успеха в учебной деятельности к каждому школьнику необходим индивидуальный подход, а его может предоставить отнюдь не каждая школа.
Среди выдающихся людей были представители всех темпераментов и их сочетаний. Так, Петра Ильича Чайковского описывали как типичного меланхолика. Такими же были Есенин, Чехов, Гоголь, Шопен. Холериками были Бетховен, Пушкин, Байрон. Типичные флегматики – Иван Крылов, Кутузов, Галилей, Кант. Сангвиники – Моцарт, Прокофьев, Бальзак, В. И. Ленин.
Влияние темперамента на жизнь человека
Каждый из нас индивидуален. Течение жизни зависит от восприятия, жизненных ситуаций, а также собственных внутренних убеждений. Так и или иначе, жизненный опыт вносит свои коррективы в мировосприятие и тип поведения – характер.
Признаки депрессии у мужчин ее причины и самостоятельная борьба
Из сангвиников получаются хорошие руководители. Они очень расчетливы и хорошо знают, как расположить к себе собеседника. Таким людям подходят яркие профессии (администраторы, педагоги, журналисты, врачи, менеджеры, продавцы, экономисты, адвокаты, технологи, официанты и т.д.). Сангвиники не любят монотонную работу, поэтому, скорее всего, им такие профессии, как архивист, ювелир, реставратор, бухгалтер, не подойдут.
Холерики – превосходные лидеры, хорошие, справедливые начальники. Такие люди быстро адаптируются к переменам, легко меняют среду обитания. Холерикам хорошо подходят те профессии, которые требуют больших энергозатрат:
- дизайнер;
- журналист;
- специалист по PR;
- дипломат;
- тренер;
- геолог;
- педагог;
- следователь;
- летчик;
- артист;
- бизнесмен.
Холерики никогда не смогут монотонно перебирать бумаги в библиотеке или бухгалтерии.
Флегматики в случае стрессовой ситуации на работе способны абсолютно «трезво» проанализировать сложившийся неприятный момент и принять наиболее правильное решение. Флегматический тип темперамента очень силен в точных науках. Из флегматиков получаются первоклассные математики, физики, механики, инженеры, диспетчеры, астрономы и ботаники.
Меланхолики – хорошие труженики, они превосходно справляются с поставленными жизненными задачами. Такие люди успешны в деятельности, требующей внимания к деталям, наблюдательности. Меланхолики любят работу в одиночестве. Люди с меланхолическим типом темперамента могут стать прекрасными художниками, программистами, кинокритиками, архитекторами, учеными, бухгалтерами. Тонкая нервная организация меланхоликов не выдержит напряжения таких профессий, как врач (особенно хирург), летчик, спасатель, диспетчер.
Примечание. Рассматривая 4 типа темперамента, нельзя сказать, какой из них лучше или хуже, ведь у каждого есть свои преимущества и недостатки.
Все темпераменты и их характеристика хорошо описаны в спецлитературе
Отличия темперамента от характера
Люди часто отождествляют или путают два этих понятия, поэтому давайте внесем ясность. Темперамент, будучи врожденным и неизменным, служит фундаментом для такой категории личности, как характер. Характер является совокупностью приобретенных свойств личности, сформированных на основе темперамента.
Характеры людей, обладающих разным темпераментом, могут быть схожи, но проявляются они совсем по-разному. Для примера возьмем такое качество, как лидерство. Если сангвиник становится лидером за счет своего умения найти подход к людям, то лидерство холерика чаще всего основано на силе, подчинении и доминировании.
Врожденные свойства нервной системы могут предопределять развитие определенных черт характера. Но не обязательно. Как известно, психика человека очень гибкая и пластичная. В некоторых случаях срабатывают компенсаторные механизмы, которые позволяют сгладить нежелательные проявления врожденных особенностей. На первое место здесь выходит сила личности человека, которая помогать ему плыть против течения заложенных в нем характеристик.
Зная об этом, можно находить индивидуальный подход к формированию личности ребенка. У ребенка с любым типом темперамента можно развить какие угодно черты характера, только методы воспитания при этом будут различными. Да и взрослый человек может задаться целью сформировать у себя те или иные качества и подобрать подходящие приемы по своему темпераменту.
Подробнее об отличиях темперамента и характера читайте в отдельной статье.