Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности тест (старшая, подготовительная группа) на тему

Тест Люшера – это тест, разработанный швейцарским психотерапевтом Максом Люшером для исследования личности. Суть теста заключается в ранжировании цветных карточек. На основе ваших индивидуальных предпочтений между цветами можно сделать определённые выводы о вашей личности.

Предлагаем вам пройти нашу онлайн-программу «Самопознание», чтобы лучше узнать себя. За 4 недели с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Для чего создан тест Люшера?

Тест Люшера – это проективная методика, которая используется для измерения психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных навыков. Цветовой тест способен выявить уровень стрессоустойчивости, коммуникативные способности, психофизиологическое состояние, наличие и причины стресса.

Этот тест очень легок и быстр в прохождении, и одновременно считается «глубинным», созданным для специалистов, психиатров, психологов и врачей. Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд, который вызывает у человека как физиологический, так и психологический эффект.

Он является проективной методикой и основан на том, что выбор цвета зачастую отражает направленность человека на определенного рода деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.

Теоретические (методологические) основы

Разработка теста Люшера базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека в целях дифференцированного психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования, намеки на которое появилось лишь в поздних работах как самого Люшера, так и его последователей. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

История теста

Созданный Максом Люшером еще в середине XX века, тест поначалу не встретил одобрения среди научного общества, однако же со временем его идеи набрали популярность. Первый вариант теста опубликован в 1948 году, а в 1970 году вышло руководство к нему. Также основы метода цветодиагностики Люшер осветил в своих книгах «Сигналы личности» и «Четырехцветный человек». В основу теста легли 4500 цветовых тонов, которые он подбирал самостоятельно.

Полный и легкий сокращенный варианты теста Люшера

«Клинический цветовой тест Люшера»

Это семь цветовых таблиц, громоздкий вариант, который применяется в тех случаях, когда в нем действительно возникает необходимость. Цвета этих семи таблиц следующие:

  • «серый»;
  • «8 цветов»;
  • «4 основные цвета»;
  • «синий»;
  • «зеленый»;
  • «красный»;
  • «желтый».

«Быстрый» или «Сокращенный тест Люшера»

Лаконичный и удобный тест с восемью рядами цветов:

  • серый (0);
  • темно-синий (1);
  • сине-зеленый (2);
  • красно-желтый (3);
  • желто-красный (4);
  • красно-синий или фиолетовый (5);
  • коричневый (6);
  • черный (7).

«Метод цветовых выборов»

В 2010 году Собчик Людмилой Николаевной был предложен адаптированный вариант сокращенного теста — «Метод цветовых выборов» (МЦВ). Так она прокомментировала свою работу: «<…> терминология и суть интерпретирующих сентенций в модифицированном тесте значительно переработаны в соответствии с выявленными недостатками оригинальной версии методики и с учетом современного психологического тезауруса

».

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 Назначение методики
  • 3 Преимущества методики
  • 4 История создания
  • 5 Адаптации и модификации
  • 6 Теоретические (методологические) основы
  • 7 Структура методики
  • 8 Процедура проведения 8.1 Инструкция (для психолога)
  • 9 Обработка результатов
      9.1 Разметка выборов
  • 10 Интерпретация результатов
  • 11 Стимульный материал
      11.1 Карточки
  • 12 Литература
  • Автор теста

    Макс Люшер (M. Luscher) родился 9 сентября 1923 года в Швейцарии в городе Безель. Изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию, психотерапевтические методы. В 1949 году успешно защитил свою диссертацию по философии и психологии «Цвет как инструмент психодиагностики». Основной деятельностью Люшера является проведение обучающих семинаров для психологов психотерапевтов, поддержка научных исследований в области цветовой диагностики, а также чтение лекций в Восточной и Западной Европе, США и Австралии. Был почетным членом международного роршахского общества в Риме, президентом центра диагностики Люшера в Риме и Института Макса Люшера в Падуе.

    Инструкция к прохождению теста Люшера

    Сама процедура тестирования очень проста: испытуемый раскладывает карточки с цветами по убыванию степени его личной, субъективной приязни к ним. При прохождении теста следует отвлечься от любых ассоциаций и общепринятых вкусов, только ваше личное отношение.

    Считается, что при тестировании следует использовать только оригинальные цветовые карточки, что впрочем не мешает проходить его на компьютере — проведенные исследования не показали значительной разницы в результатах.

    Преимущества методики

    Каждый из восьми цветов теста тщательно подбирался по своему специальному психологическому и физиологическому значению — своей структуре — с этой целью в течение пяти лет производились предварительные опыты с 4500 оттенками цветов. Их значение является универсальным, оно остается неизменным для разных стран, не зависит от возраста, одинаково для мужчин и женщин, образованных и необразованных или «цивилизованных» и «нецивилизованных». Многие испытывают предубеждение против «психологических тестов» прежде всего, если им приходится давать ответы на бесчисленные, отнимающие много времени вопросы, или если их заставляют сортировать множество карточек. Опыт работы с тестом Люшера показывает, что число тех, кто его не приемлет, очень невелико. Тест привлекателен, его можно быстро провести, а испытуемые при этом не считают, что они роняют свое достоинство, выбирая цвета. Возможно, они изменили бы свое мнение, если бы знали, насколько разоблачающим является тест на самом деле.

    Расшифровка результатов теста Люшера

    Каждый цвет обозначает конкретную потребность:

    • серый (0) — в ограждении, создании границы;
    • синий (1) — в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
    • зеленый (2) — в самоутверждении, желание нравиться;
    • красный (3) — в активных действиях, добиваться успеха;
    • желтый (4) — в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;
    • фиолетовый (5) — в самоидентификации;
    • коричневый (6) — в свободе от напряжения, уюте;
    • черный (7) — в отказе из своенравного протеста, восстание против собственной судьбы.

    Если основные цвета располагаются на первых пяти позициях, то считается, что потребности человека, соответствующие этим цветам, в какой-то мере удовлетворяются, если же они на последних трех позициях, то имеется напряжение из-за их неудовлетворенности.

    Значения цветов

    Синий

    Синий цвет символизирует покой, душевное спокойствие.

    • Если “нравится”.Стремление к покою, согласию, пониманию, сочувствию. Означает, что человек находится в гармонии с самим собой. Испытывает эмоциональный комфорт, спокойствие, мягкость, даже мечтательность. Настроен на общение.
    • Если “не нравится”. Беспокойство. Суетливость. Отсутствие романтических привязанностей, связей. Указывает на недовольство имеющимся партнером. А возможно, что разрыв близких отношений уже произошел. Совсем недавно. Человек одинок и растерян.

    Зеленый

    Цвет “мягкой силы” и “гибкости ума”.Смелость, целеустремленность — главные характеристики сторонников зеленого цвета.

    • Если “нравится”.Уверенность в себе, граничащая с самоуверенностью. Человек, отдавший предпочтение зеленому, находится на пике собственных сил и самоуважения.
    • Если “не нравится”. Состояние фрустрации. Испытуемый страдает от недостатка внимания. Самолюбие уязвлено. Силы на исходе.

    Красный

    Символизирует жизненную силу. Наполненность. Активная жизненная позиция. Вовлеченность в происходящее. Стремление к получению эмоций.

    • Если “нравится”.Означает сильное эмоциональное возбуждение. Символизирует приподнятое настроение. Выражает ярое стремление к достижению успеха. Напористость, граничащую с агрессией.
    • Если “не нравится”. Характеризует человека, переживающего сильный стресс. Перевозбуждение и раздражение. Вследствие переизбытка негативных эмоций возникает опустошенность, бессилие и утомление.

    Желтый

    Желтый цвет выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию. Наполненность радостными надеждами. Изменчивость в том случае, когда отсутствует последовательность и планомерность.

    • Если “нравится”. Выбор в пользу желтого цвета говорит о надежде или ожидании большого счастья. О стремлении к новым перспективам. Человека, выбравшего желтый цвет, переполняет оптимизм. Его сердце “предчувствует” перемены и стучится быстрее. Символизирует готовность к предстоящим переменам.
    • Если “не нравится”. Эмоциональное состояние постоянно меняется. То резкий подъем, то такой же неожиданный спад. Как правило, это связано с пережитым разочарованием. Наступает отчаяние. Развивается недоверчивость и подозрительность.

    Фиолетовый

    Фиолетовый цвет олицетворяет мечтательных личностей. Указывает на склонность выдавать желаемое за действительное. С одной стороны, жизнь, полная иллюзий, выступает своего рода защитным барьером от серых будней и негативных эмоций. С другой — уход от реальности может означать неприятие действительности вследствие закомплексованности, неуверенности в себе и собственных силах.

    • Если “нравится”.Характеризует игривое настроение испытуемого. Человек настроен на флирт. Стремиться понравиться. Ищет поддержки или комплимента. Настроение ровное, но далеко не спокойное.
    • Если “не нравится”.Неприятие фиолетового цвета в моменте означает желание спрятаться от излишнего внимания. Человек явно не настроен на романтические приключения. Скромен. Сдержан. Чувства и поведение под строгим внутренним контролем.

    Коричневый

    Коричневый цвет символизирует переживаемый кризис. Пассивность.

    • Если “нравится”. Человек, остановивший свой выбор на коричневом цвете, испытывает эмоциональную усталость, стремится к отдыху. Нуждается в психологической стабильности. Испытывает незащищенность. Ищет “безопасное” место.
    • Если “не нравится”.“Нервы натянуты как струны”. Раздражительность. Отрицание собственных психологических и физиологических потребностей. Непринятие слабостей.

    Черный

    Черный цвет в данном контексте символизирует сгусток негативных эмоций граничащий с полным опустошением. Стремление к разрушению и уничтожению.

    • Если “нравится”. Враждебность. Негатив. Полное неприятие, отказ от удовольствий. Наполненность агрессией. Люди, остановившиеся на выборе черного цвета, способны “взорваться” в любую секунду. Готовы “крушить и ломать” все вокруг.
    • Если “не нравится”. Испытуемый воспроизводит внешнее спокойствие и уверенность. Но это показное. На самом деле внутри прячется агрессия. Ее питает отрицание и самобичевание.

    Серый

    Серый цвет символизирует пустоту. Нейтральность. Характеризует пограничное эмоциональное состояние.

    • Если “нравится”.Человек, выбирающий серый цвет, находится в поисках опоры. Партнера, на которого можно положиться. Испытывает острое желание “укрыться” от существующей реальности. Ищет пристанище для обретения душевного покоя и равновесия. Прячет истинные чувства, демонстрируя безразличие и безучастность.
    • Если “не нравится”.Отказ от серого цвета символизирует активность. Человек словно “заряжен” энергией. Излучает бодрость и настойчивость. Полностью проактивен. Вовлечен в происходящее “здесь и сейчас”. Имеет четкую цель. Видит пути ее достижения.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]