Виды аналогий метода синектики.статья (подготовительная группа)

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор — У. Гордон (США, 1952 г.). Фактически это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное — известным».

Синектика — это процесс поиска и создания новых ассоциативных связей. Синектика — это коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза.

Метод синектики, действует по тому же принципу, что другие методы ассоциативного поиска идей. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать аналогии — самые разные связи связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями. Это свойство приводит к тому, что отдельное слово или наблюдение может вызвать у нас целый поток мыслей. Аналогии помогают «подключить» самый разнообразный опыт, знания и впечатления для решения поставленной задачи.

Виды аналогий

Прямая аналогия


Пример прямой аналогии в рекламе ЛЕГО

Прямая аналогия — поиск аналогичных решений, бизнес-идей. Ищем похожие факты в разных отраслях, сравниваем и исследуем. Чаще всего сравнения проводят с биологическими (растения, деревья) и техническими системами (транспортные средства, летательные аппараты). Для хорошей работы с прямыми аналогиями требуются люди с разносторонними знаниями, склонные к системному анализу задач и проблем, легко выходящие за свои профессиональные границы.

Личная (субъективная) аналогия


Личная (субъективная) аналогия

Нужно представить себя тем, о чём идёт речь в задаче. Предметом, явлением, проблемой. Личная аналогия — это вживание в проблему. Можно представить себя клиентом или рекламируемым продуктом и попытаться описать «свои» возможности и ощущения. Для работы с этой аналогией требуется хорошее воображение и способности к перевоплощению. Важно «вжиться» в роль, стать частью рассматриваемой проблемы. Стоит на время отключить своего рационального цензора, который обычно блокирует «глупые» фантазии. Личные аналогии могут показаться довольно странными, лежащими за пределами логики. Но именно личные аналогии наталкивают команду на свежие идеи.

Символическая аналогия


Символическая аналогия в рекламе «Сникерс»

Парадоксы помогают взглянуть на проблему по-новому. Символическая аналогия — поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Синектор должен понять и описать самую суть явления, затем найти противоположность этому явлению. Требуется обнаружить общее у противоположных явлений и… кратко, одной-двумя фразами (порой совершенно нелогичными и странными), описать связь между этими явлениями. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого.

Фантастическая аналогия

Фантастическая аналогия позволяет придумать самые необычные образы. В двух словах — вы описываете желаемый результат и при этом не учитываете никаких объективных законов реальности, даете волю своей фантазии. Нужно лишь включить на максимум своё воображение и образное мышление, и всё получится!


Фантастическая аналогия

Инстаграм Adobe — подборка работ, способных вас удивить

Особенности метода

Прямая аналогия. Прием, направленный на рассмотрение решений сходных проблем в самых разных областях человеческого знания, в природе

Особое внимание следует уделять биологической аналогии. У природы запас идей практически неисчерпаем

Мост и паутина, сердце и насос, строение кожи дельфина — мягкая обшивка для подводных лодок…

Субъективная аналогия.

Личностная аналогия, эмпатия. Прием вхождения в чужую «шкуру», вживания в образ совершенствуемого объекта, пытаясь слиться с ним воедино, с целью понять и представить состояние самого объекта. Например, что он почувствует, если будет выполнять функцию лопасти винта вертолета, какие силы на него будут воздействовать; что он будет испытывать в роли футбольного мяча? Вхождение в роль кого-то или чего-то тренируется, как у актера, нужны навыки и знания, необходимо развивать творческое воображение.

Символическая аналогия.

При формулировании задачи пользуются поэтическими сравнениями, образами и метафорами, отражающими сущность символической аналогии. Необходимо наглядно показать суть конфликта, лежащего в основе проблемы. Нахождение СА может облегчить прием «поиск названия книги»:

  1. Из формулировки проблемы выделяется ключевое слово.
  2. Затем необходимо в двух словах дать образное определение сути этого, содержащее парадокс.

Фантастическая аналогия

. Прием, при котором для решения задачи предлагается ввести какие-либо нереальные, фантастические средства (например, волшебную палочку) или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Как эту задачу решили бы сказочные персонажи?

Что бы стало, если… (имя существительное)… (глагол)? Случайным образом выбирается имя существительное и глагол. Затем дается ответ.

Как работает синектика. Основные этапы

1 этап

Сначала подбирается группа специалистов из 4-6 человек – так называемый «отдел разработок». Она состоит из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные области знаний или профессии, и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Нужно отбирать специалистов, опираясь на комбинацию их знаний, гибкость мышления, разнообразие практического опыта, возраста и психологического типа. Желательно, чтобы у всех он был разный. Группа должна размещаться в отдельном помещении. В этом помещении должно быть оснащено требуемой аппаратурой, в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

2 этап

Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по применению аналогий для «разогрева» всех участников и тренировки их креативных навыков. Синектики должны обсудить найденные аналогии для того, чтобы проанализировать сам творческий процесс. На этом этапе важно понять сам принцип поиска решений.

Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Важно, чтобы каждый член группы преодолел свой страх и смело выражал самые необычные мысли.

3 этап

На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:

  • Формулировка основной проблемы. Для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу;
  • Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
  • Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
  • Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
  • Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).

Когда аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более практичное и понятное для всех участников всех русло. При появлении хоть одной перспективной идеи, её обязательно нужно развивать до того состояния, когда она станет применима на практике.

Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные. Это повышает вероятность нахождения нужного решения. Кроме того, это помогает использовать знания и опыт участников в процессе поиска этого решения.

4 этап

Решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным. На последнем этапе группе предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.

Каков план действий?

Понятие «аналогия» включает в себя четыре фундаментальных вида этого способа решения задач: прямую, символическую, субъективную и фантастическую аналогии, каждая из которых охватывает опыт и мысли людей.

Каждому из этих видов присущи свои правила поиска аналогии.

Они становятся более очевидными, если ввести следующую классификацию:

  • Прямые – реальные.
  • Символические – абстрактные.
  • Субъективные – телесные.
  • Фантастические – нереальные.

Простые аналогии подразумевают вывод, в процессе которого на основании сходства двух предметов в одних признаках заключают об их сходствах и в других. Их используют при классификации ряда предметов. Сложные аналогии – это выводы, которые сделаны на основании совокупности признаков предметов путем различных умозаключений.

Чем синектика отличается от мозгового штурма?

Есть два отличия.

  1. Синектика не предполагает доработку идей, она ограничивается ассоциациями, аналогиями, образами, метафорами, сравнениями и описанием ощущений.

2. В отличие от классического «мозгового штурма», при использовании синектики допускается критика.

Эти два отличия в сумме позволяют улучшать, изменять или отказываться от высказанных идей.

На начальном этапе метода синектики аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Необходимо отказываться от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели.

В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

Немного истории

Этот метод возник примерно в 1950-х годах благодаря Уильяму Гордону, который длительное время пытался создать более адаптивные и совершенные варианты мозгового штурма, и в итоге изобрёл этот метод. Несмотря на то, что он является усовершенствованным вариантом, синектика значительно отличается от своих истоков тем, что допускает критику и использование аналогий.

Приведу пример, чтобы было понятнее. Знаете, как появились чипсы Принглс? Компания Kellogg обратилась к Гордону с просьбой помочь придумать способ, чтобы сделать максимально компактную упаковку для чипсов, но при этом защищающую от повреждений продукта, как при транспортировке, так и во время хранения или продажи. Уильям предложил вариант, который применяется для уборки улиц от опавшей листвы.

Если пытаться собрать сухие листья в мусорный мешок, то процесс будет долгим и кропотливым, потому что они будут ломаться, разлетаться в разные стороны и занимать много места. Но если кучу с листьями намочить – они «слипнутся» и не будут оставлять зазоров в пакете, как и крошиться при любом воздействии на них. Гениально, правда?

Пример

У. Дж. Дж. Гордон использовал эту стратегию для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», которое выражает суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость». В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles. Несколько лет назад я проводил семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную очистку кованых металлических деталей. Для очистки деталей они использовали песок, но он попадал в полости, и, чтобы убрать его оттуда, требовалось много времени и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы должны быть твёрдыми и в то же самое время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано «название книги» «Исчезающая твёрдость». Это навело их на мысль о льде как аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы будут очищать детали и затем превращаться в газ и испаряться.

Майкл Микалко, Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2007 г., с. 302.

Морфологический анализ

Для генерации новых идей. Придумал швейцарский астроном Фриц Цвикки. Основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.

Последовательность действий при этом следующая:

  1. Точно сформулировать проблему. Например: Визитка. Более точно: яркая уникальная визитка стоматолога, которую сложно забыть).
  2. Определить важнейшие элементы объекта. Пример: форма, покрытие визитки
  3. Определить варианты исполнения элементов.
  4. Основная рекомендация — никаких оценок вариантов не следует проводить до полного оформления морфологического множества. Пример параметров объекта: форма визитки — шар, прямоугольник и др., покрытие — пластик, картон, колбаса и др..
  5. Занести их в таблицу.
  6. Оценить все имеющиеся в таблице варианты, проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты Примеры: круглая съедобная, прямоугольная из пластика и др. Выбрать оптимальный вариант.
    Например

    , нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]