Использование метода эксперимента в психолого-педагогическом исследовании


Эксперимент – это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности. Этот метод строится индивидуально в зависимости от выбранной области, на основании теорий или выдвинутых гипотез и происходит в специально контролируемых или управляемых условиях, удовлетворяющих запросу исследования. Стратегия эксперимента предполагает целенаправленно выстроенное наблюдение за выбранным явлением или объектом в заранее определенных гипотезой условиях. В психологической отрасли эксперимент предусматривает совместное взаимодействие экспериментатора и обследуемого, направленное на выполнение разработанных предварительно экспериментальных заданий и изучение возможных изменений и взаимосвязей.

Эксперимент относится к разделу эмпирических методов и выступает критерием истинности установленного явления, поскольку безоговорочным условием построения экспериментальных процессов является их повторная воспроизводимость.

Эксперимент в психологии используется как основной способ изменения (в терапевтической практике) и исследования (в науке) реальности, и имеет традиционное планирование (при одной неизвестной переменной) и факторное (когда неизвестных переменных несколько). В случае, когда исследуемое явление или его область представляются недостаточно исследованными, применяется пилотажный эксперимент, помогающий уточнить дальнейшее направление построения гипотез.

Отличается от исследовательского метода наблюдения и невмешательства активным взаимодействием с объектом изучения, намеренным вызыванием изучаемого явления, возможностью изменения условий процесса, количественного соотношения параметров и включает в себя статистическую обработку данных. Возможность контролированного изменения условий или составляющих эксперимента позволяет исследователю более глубоко изучить явление или заметить ранее не выявленные закономерности. Основная трудность применения и оценки достоверности экспериментального метода в психологии заключается в частой включенности экспериментатора во взаимодействие или общение с испытуемыми и косвенным образом, под воздействием подсознательных мотивов, может оказать влияние на результаты и поведение обследуемого.

Специфика метода эксперимента:

1. Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2.

Создание заранее продуманной искусственно созданной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче определить.

3.

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др.

4.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счёт достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

11 стр., 5166 слов

История метода «эксперимент» в психологии

… связан, или доказательству, которое он дает”. 1. История метода «эксперимент» в психологии 1.1. История метода «эксперимент» в России Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее … которые встречали и преодолевали исследователи прошлого. Нашей целью является попытка изложить специфические проблемы экспериментального подхода в психологии.Экспериментальный метод в действительности является лишь …

5.

Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указывается характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь и т.д.

6.

При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребёнком может восприниматься не так, как её сформулировали, а по-другому.

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором

, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на
наблюдаемое следствие
, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул

(
St(r)
), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (
R
) испытуемого, его психики (
P
) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы

(
St(1)
) и случайные стимулы (
St(2)
), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R

=f(
St(r)
), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R

=f(
S, P
) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае,
R
— реакция испытуемого,
S
— ситуация, а
P
— личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Виды эксперимента:

1.Лабораторный эксперимент

проводится в преднамеренно созданных условиях (специально оборудованном помещении), с использованием средств регистрации полученных данных, действия испытуемого определяются инструкцией.

2.Естественный эксперимент

организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор почти не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни, поэтому занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

3. Формирующий эксперимент

его замысел состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.

Примеры похожих учебных работ

Психологические условия предупреждения конфликтных ситуаций

… исследование проводилось на базе трудового коллектива ЗАО НПО «Стромэкология» Центрпроект. В эксперименте участвовало 24 человека. Средний возраст испытуемых 20-35 лет. Цель исследования: определить причины возникновения конфликтных ситуаций. Для …

Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества

… исследователи Иозеф Лангмайер и ЗденекМатейчик называют депривацией состояние, возникшее в результате определённых жизненных ситуаций, … семей группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества. Задачи нашего исследовании: …

Понятие конфликтной ситуации. Условия перерастания конфликтной ситуации в конфликт

… при определенных условиях. Конфликтная ситуация — это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт … напряжённости в трудовом коллективе могут быть выявлены методом обычного наблюдения. Возможны следующие формы проявления …

Методы психолого-педагогических исследований

… моделирование. Обычно методы теоретического характера применяют для анализа литературных источников. Исследователь призван повысить … условия эффективного учебно-воспитательного процесса в данной области выделены учеными [3, с. 44]. Особенность методов …

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

… трудной жизненной ситуации. В эксперименте приняли участие 30 человек испытуемых (возраст 35-45 лет). Выбранных нами испытуемых мы … им системы. При этом, какие аспекты ситуации — ее физические условия или, например, социальные нормы, правила и …

Приобретённая (выученная) беспомощность

Приобретённой беспомощностью называют психическое состояние, при котором индивид не делает абсолютно ничего для того, чтобы как-то улучшить своё положение, даже имея такую возможность. Это состояние появляется, в основном, после нескольких безуспешных попыток повлиять на негативные воздействия среды. В итоге, человек отказывается от любых действий по перемене или избеганию пагубной среды; теряется ощущение свободы и вера в собственные силы; появляется депрессия и апатия.

Впервые этот феномен был открыт в 1966 году двумя психологами: Мартином Селигманом и Стивом Майером. Ими был проведён опыт на собаках. Собак разделили на три группы. Собаки из первой группы немного посидели в клетках и были отпущены. Собак из второй группы подвергали небольшим ударам тока, но давали возможность отключать электричество, нажав лапами на рычаг. Третью группу подвергали тем же ударам тока, но без возможности его отключения. Через некоторое время собак из третьей группы поместили в специальный вольер, откуда можно было легко выбраться, просто перепрыгнув стенку.

В этом вольере собак так же подвергли ударам тока, но они продолжали оставаться на месте. Это сказало учёным о том, что у собак выработалась «приобретённая беспомощность» они стали уверенны в том, что беспомощны перед воздействием внешнего мира. После учёными был сделан вывод, что человеческая психика ведёт себя подобным образом после нескольких неудач. Но стоило ли подвергать мучениям собак для того чтобы узнать то, что, в принципе, мы все и так давно знаем?

Наверное, многие из нас могут вспомнить примеры подтверждения того, что доказали учёные в вышеупомянутом эксперименте. У каждого человека в жизни может быть полоса неудач, когда кажется, что всё и все настроены против тебя. Это такие моменты, когда опускаются руки, хочется всё бросить, перестать желать чего-то лучшего для себя и своих близких. Здесь нужно быть сильным, проявлять стойкость характера и силу духа. Именно эти моменты закаляют нас и делают сильнее. Некоторые люди говорят, что так жизнь проверяет на прочность.

И если это испытание пройти стойко и с гордо поднятой головой, то удача станет благосклонна. Но даже если вы не верите в такие вещи, просто помните о том, что не бывает всегда хорошо или всегда плохо, т.к. одно всегда сменяет другое. Никогда не опускайте головы и не предавайте свои мечты, – они, как говорится, вам этого не простят. В трудные моменты жизни помните, что выход есть из любой ситуации и всегда можно «перепрыгнуть стенку вольера», а самый тёмный час перед рассветом.

Больше информации о том, что такое приобретённая беспомощность и о связанных с этим понятием экспериментах вы можете прочитать здесь.

11

Преимущества и недостатки

В психологии выделяется ряд достоинств и недостатков эксперимента. Плюсы:

  1. Можно повторить изучаемое событие, чтобы подтвердить данные или получить новую информацию.
  2. Высокая точность получаемых результатов.
  3. Можно выбрать любой момент изучаемого события для его углубленного изучения.
  4. Возможность манипулировать независимыми переменными для получения новой информации.

Минусы:

  1. Умышленное влияние на психику испытуемого.
  2. Возможность получения агрессивной реакции на создаваемые условия.

Опыты проводятся после прохождения психологических тестов, чтобы не навредить испытуемому.

Этапы экспериментальной деятельности

  1. Формулировка когнитивного задания, цель, связанная с экспериментальным методом.
  2. Подбор оборудования и проектирование экспериментальной установки.
  3. Изложение физического принципа, на основе которого будет применяться экспериментальный метод.
  4. Наблюдение за явлением, процессом.
  5. Измерение (считывание необходимых измерений на оборудовании, получение некоторых экспериментальных данных).
  6. Описание, интерпретация экспериментальных данных и их анализ.
  7. Формулировка выводов, заключение, практическая значимость полученных результатов.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]