Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях


Основные понятия

Воображение — орудие не только творческого человека.

Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.

Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.

Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:

  1. Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.
    К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.
  2. Творческое. Это способность создавать оригинальные образы, концепты, схемы. Безусловно, любой творческий человек опирается на уже существующие концепты, правила, идеи, создавая что-то свое, но при этом продукт работы его фантазии будет отличаться в той или иной мере от всего, что существовало ранее.

Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.

Творческое воображение во многом работает на основе схемы «анализ-синтез»: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь; после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.

Операции воображения — это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.

Основные операции воображения — это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.

Эмоции и чувства, свойства и виды эмоций.

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, испытывает те или иные чувства. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие – нет, одних людей он любит, других ненавидит, к третьим равнодушен.

Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции — физические состояния и процессы, возникающие в результате действия на индивида значимых явлений и ситуаций и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний.

Эмоции и чувства для человека выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее.

Функции эмоций и чувств:

1. Отражательная (позволяют определить полезность или вредность события).

2. Побудительная (эмоциональное переживание содержит образ предмета и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию).

3. Подкрепляющая (значимые события быстрее и надолго запечетлеваются в памяти).

4. Переключательная (обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность).

5. Приспособительная (благодаря эмоциям устанавливается значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей, поэтому организм может эффективно приспособиться к тем или иным окружающим условиям).

6. Коммуникативная (мимика и пантомимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям). Благодаря этой функции человек может воздействовать на других людей.

Приемы

Что относится к приемам воображения?

Агглютинация

Агглютинация — это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.

Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.

Примеры агглютинации:

  1. Морская дева. Традиционно морские девы — это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии. В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.
  2. Сфинкс. Это мифическое существо стало достаточно известным, и многие народы изображали его по-разному. Наиболее известный образ сфинкса — создание с телом льва и человеческой головой.
  3. Кентавр. Известное мифическое существо — наполовину человек, наполовину конь, — перекочевавшее из мифов во многие известные фэнтезийные вселенные, например во вселенную Гарри Поттера.
  4. Избушка на курьих ножках. Зловещий атрибут множества русских народных сказок: изба, стоящая на прочных ногах (двух или четырех), напоминающих куриные, часто способная перемещаться с их помощью и ведущая себя как относительно разумное существо.
  5. Животные из популярных мультсериалов «Аватар: Легенда об Аанге» и «Аватар: Легенда о Корре». В фэнтезийной вселенной этих мультсериалов существует огромное количество животных, созданных при помощи приема «агглютинация»: кротобарсуки, львы-черепахи, крольгуру (кролик и кенгуру), черепахокрабы, медведи-утконосы и многие другие.
  6. Гиппогриф из серии книг и фильмов о Гарри Поттере. Согласно описанию в книгах, гиппогриф — это крупное животное, которое представляет собой смесь лошади (туловище, хвост и задние конечности) и орла (голова, крылья и передние конечности). Может иметь различный окрас.

С латинского языка слово «агглютинация» переводится как «приклеивание». Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.

Гиперболизация

Гиперболизация — явление или существо намеренно изображается более крупным или маленьким для того, чтобы его образ работал в контексте рассказываемой истории, создавал определенные эмоции, выглядел на фоне других более или менее значительным.

Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.

Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.

Примеры:

  1. Дюймовочка. Крошечный размер девочки из сказки Андерсена позволил реализовать тот сюжет, который был представлен (взаимодействие с маленькими животными и насекомыми на равных), и подчеркнуть ее уязвимость.
  2. Дракон с несколькими головами. Во многих историях и сказках драконы имеют больше одной головы: обычно их три, или семь, или двенадцать. Так как драконы традиционно предстают в художественных произведениях в качестве отрицательных персонажей, которых необходимо победить, количество голов подчеркивает опасность, исходящую от них, и затрудняет бой главному герою.
  3. Многорукие индийские боги. Многие индийские божества изображаются с большим количеством рук. Их руки символизируют их могущество и умение выполнять множество дел в одно и то же время. В некоторых случаях дополнительным рукам приписывается философский подтекст.

Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.

Придача

Придача — некому объекту (часто это материальный предмет) добавляют характеристики, которые не являются нормой для него в обычной жизни.

Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.

Примеры:

  1. Шапка-невидимка. Делает полностью невидимым того, кто ее наденет. Сходное умение имеет мантия-невидимка из серии книг о Гарри Поттере.
  2. Скатерть-самобранка. Особая скатерть, которая способна материализовывать неограниченное количество вкусной и разнообразной еды, нужно лишь ее расстелить и сказать волшебные слова.
  3. Волшебная палочка. В более ранних художественных произведениях такие палочки просто выполняли желание владельца при взмахе. К примеру, в серии о Гарри Поттере волшебная палочка стала инструментом, высвобождающим силу волшебника.
    Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.

Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.

Типизация

Типизация — прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.

Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.

Примеры:

  • Фауст;
  • Евгений Онегин;
  • Митрофанушка из пьесы «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
  • Помещики из произведения «Мертвые души» Гоголя (Коробочка, Манилов, Ноздрев).

Акцентирование

Акцентирование — прием, при котором на отдельные характеристики персонажа или другого существа делается акцент, нередко чрезмерный, необходимый для высмеивания или большей выразительности.

Примеры:

  1. Карикатуры. Этот вид искусства нацелен на высмеивание различных явлений, идей, личностей, исторических событий, пороков общества, нередко в грубой форме, с использованием черного юмора и стереотипов. Карикатуристы делают акцент на тех особенностях, которые стремятся высмеять. К примеру, болтуну может быть пририсовать длинный язык.
  2. Шаржи. Эта разновидность искусства имеет прямую связь с карикатурой, но ничего не высмеивает, лишь акцентирует внимание на внешних особенностях человека или животного. Обычно шарж представляет собой узнаваемый портрет в шутливой стилистике, неправдоподобно преувеличивающий отдельные черты объекта. Шаржи вызывают улыбку, беззлобный смех у тех, кто их разглядывает.

Перенос

Перенос (или перемещение) — прием, при котором существо или другой объект помещают в нестандартные условия, в которые он не должен был попадать.

В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют «попаданцами»: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.

Примеры известных попаданцев:

  1. Старик Хоттабыч. Историю о древнем джине, который попал в советские реалии и познакомился с мальчиком Волькой, знают большинство тех, кто родился в девяностых годах и раньше.
  2. Дети из серии произведений о Нарнии, созданной Клайвом Льюисом. Классика фэнтези, находящаяся рядом с работами Толкина.

Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.

К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.

Аналогия

Аналогия — оригинальный образ создается на основе чего-то, что уже присутствует в реальности и имеет необходимые способности.

Примеры:

  1. Самолеты и другие устройства, предназначенные для полета, создавались на основе наблюдений за птицами и животными, которые планируют с помощью крыльев (белки-летяги).
  2. Аналогией для радаров, локаторов являются рот и уши летучих мышей, с помощью которых они ориентируются.

Выражение эмоций и чувств.

Нередко слова «эмоции» и «чувства» употребляются как синонимы. Но эмоции имеют ситуативный характер. Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Например, эмоцией называется не само чувство любви к музыке, а состояние восхищения, которое человек переживает в данный момент, слушая концерт.

Эмоции и чувства по своему качеству могут быть положительными и отрицательными. Но иногда отрицательные эмоции могут иметь положительную окраску (гнев на плохой поступок). А иногда возможно переживание противоположных эмоций («Мне грустно и легко», — Пушкин). Это явление называют амбивалентностью (двойственностью) чувств (любовь и ненависть при ревности).

Эмоции и чувства можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают они активное или пассивное состояние. Если эмоции побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил, их называют стеническими (от греч. «стенос» — сила). Например, человек готов «свернуть горы». Радость, гнев, ненависть — стенические эмоции. Если же переживание эмоции характеризуется пассивностью, расслабляет человека, то говорят об астенических эмоциях («астенос» — слабость).

Как говорят, «подкашиваются ноги». Печаль, тоска, уныние — астенические эмоции. Но у некоторых людей одни и те же эмоции могут переживаться как стенические, у некоторых — как астенические. Например, эмоция страха может вызвать у одного человека беспомощное состояние, у другого — бурную реакцию.

По форме протекания все многообразие эмоций и чувств можно разделить на эмоции (в узком смысле этого слова), аффекты, настроения, фрустрация, стрессовые состояния, высшие чувства, страсти, увлечения. Эти формы переживания эмоций и чувств и образуют эмоциональную сферу личности.

Эмоции (в узком смысле этого слова) — непосредственное переживание какого-либо чувства.

Выделяют следующие «фундаментальные эмоции» (по К. Изарду) или основные эмоциональные состояния:

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствует развитию умений и навыков, приобретению знаний.

2. Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.

3. Удивление — не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака, возникает внезапно, тормозит все предыдущие эмоции и направляет внимание на объект его вызвавший. Может переходить в интерес.

4. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Им астенический характер.

5. Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности. Имеет стенический характер.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (людьми, предметами, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами субъекта.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями или поведением самого объекта.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Имеет как стенический так и астенический характер.

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении.

Аффект – (от лат. аffectuctus – душевное волнение) сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания. Быстро овладевает человеком и бурно протекает. Аффекты кратковременны, т.к. вызывают огромную затрату сил. Если обычная эмоция — это душевное волнение, то аффект — буря, взрыв.

Человек утрачивает контроль над собой, совершая безрассудные действия, а потом может жалеть об этом и вспоминать как сквозь сон. После аффективной вспышки наступает разбитость и упадок сил. Любая эмоция может перерасти в аффект: радость в восторг, злость в гнев, страх в ужас, страдание в отчаяние. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какая эмоция переживается человеком. Человек может управлять аффектом, сдерживать его наступление на первых этапах.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека (радостное, печальное, серьезное, легкомысленное, бодрое, вялое). Обычно настроение не осознается человеком, но иногда имеет значительную интенсивность и накладывает отпечаток и на умственную деятельность и на продуктивность работы (все спорится).

Настроение – бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Источники настроения: удовлетворенность или нет ходом жизни, делами на работе, в семье; состояние здоровья, погода и т.д. Настроения различаются и по продолжительности. Это зависит от: возраста (у детей – быстро меняется), характера, темперамента, силы воли и т.д. Настроение оказывает влияние на поведение, стимулирует или подавляет деятельность.

Стресс — (от англ. stress — давление, напряжение) возникает в необычно трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. По своим психологическим характеристикам близок к аффекту, по длительности протекания — к настроению. Может иметь стенический или астенический характер (пример с экзаменом). Возникает при опасности, больших физических и умственных нагрузках и т.д. Стресс может быть физиологическим и психическим.

Психологический стресс в свою очередь – информационным (человек не справляется с задачей, не успевает быстро принять верное решение при высокой ответственности) и эмоциональным (угроза, опасность, обида). Разные люди по-разному переживают стресс («стресс льва», «стресс кролика»). По своей направленности выделяют стресс (положительная направленность, обеспечивает мобилизацию систем организма, например, в случае опасности) и дистресс (отрицательная направленность, носит разрушающий характер, приводит к истощению организма).

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации.

Фрустрация – (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность.

В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию, расстройство, двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные движения), апатию. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека, типа темперамента и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источник фрустрации — отрицательная социальная оценка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]