Воображение как психический процесс
оксана прокопенко
Воображение как психический процесс
Из данной статьи вы можете узнать о функциях, видах воображения. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К. И. Чуковский, Дж. Родари, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, О. А. Христ и др.). И это — вторая особенность детского творчества.
Основа творчества-воображение.
В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.
Другими словами, воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (характерно только для человека).
Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта. По мнению И. М. Сеченова: «Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила».Воображение своеобразно отражает действительность. Оно обусловлено жизнью.
Функции воображения
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
— Гностическая функция. Воображение активно способствует познанию (напр., что бы понять не известное явление приходится воображать его) созданный воображением образ облегчает процесс усвоения, особенно при участие образного мышления.
— Прогностическая функция. Воображение позволяет увидеть. прокрутить в сознание эпизод, ситуацию, скорректировать её детали.
— Воспитательная функция. Выступает при намеренном создании на уровне фантазии и последующей реализации тех или иных качеств человека.
— Защитная функция. Человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя в том качестве, которого ему не достаёт в реальности : сильным, находчивым, успешным (Ребёнок в игре воображает себя лидером при низком уровне социометрического уровня в классе)
— Коммуникативная функция. Всякий продукт творчества всегда адресован другим людям. (Писатель при написании книги всегда ориентируется на потенциальных читателей, даже при условии, что она не будет издаваться).
Виды воображения
1. Активное воображение направленно на преобразование окружающей действительности:
а) воссоздающее. В основе создания образов соответствующих описанию
б) творческое. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в ординальных и целостных действиях. Происходит всегда большая эмоциональная разрядка.
2. Пассивное. Образы, которые не воплощаются в жизни делятся на:
а) непреднамеренные (при ослаблении роли, контролирующей сознание – сон-сновидения, галлюцинация, состояние аффекта)
б) преднамеренные, но не грезы, с волевым усилием.
а так же:
Аффективное воображение
Возникает в ситуациях когда возникают противоречия между теми образами которые сложил в своей голове ребёнок и самой реальностью которая его окружает. Когда ребёнок не может разрешить эти противоречия, у него растёт внутреннее напряжение, чувство тревоги и страха. Доказательством этого является большое число страхов у детей трёхлетнего возраста. Стоит отметить что многие противоречия дети решают самостоятельно. И в этом им как раз помогает аффективное воображение. В связи с эти, можно смело утверждать, что основная е функция эффективного воображения — это защитная, которая помогает ребёнку преодолеть внутренние противоречия. Также эффективное воображение выполняет и регулирующую функцию в ходе усвоения ребенком норм поведения. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний. В основном они связаны с переживаниями страха. И если родители организуют дома такие игры, они способствуют изживанию страха.
Познавательное воображение
Наряду с аффективным воображением выделяется и познавательное воображение, которое не только помогает ребёнку преодолевать возникающие противоречия, но достраивать и уточнять целостную картину мира. С помощью познавательного воображения дети овладевают схемами и смыслами, выстраивают целостные образы событий и явлений. Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в игре с игрушками.
Развитие творческого воображения
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов
.Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
воображение переходит во внутренний план, отпадает надобность в наглядной опоре для создания образов.
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.
Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.
В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и перессказе. В возрасте пяти лет
Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.
Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.
Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.
Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение.»
Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление.
Как справедливо подчеркивал Л. С. Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно».
Способы воображения
Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенок особенно) неосознанно. Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).
Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер.
Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
Заключение
В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимовсячески помогать его развитию. Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Свойства
Воображение связано с сознанием. Если содержание сознания, охватывающие также опыт и представления, называются идеями и составляют предмет познания, то главная задача интеллекта заключается в поиске законов, которые управляют окружением и общими ощущениями и представлениями.
Воображение человека несет в себе не только психологическую нагрузку (как у животных), но и выполняет важнейшие познавательные операции, связанные с синтезом чувственной и рассудочной сферы человека.
К основным свойствам можно отнести:
- Мысленный выход за пределы непосредственного восприятия личности.
- Упреждение и предвидение будущего, основываясь на предыдущих результатах деятельности.
- Восстановление прошлых воспоминаний.
Воображение и органические процессы также тесным образом взаимосвязаны. У человека с богатой фантазией могут изменяться и органические процессы. Учащаться пульс, подниматься давление и т.д.
Функции
Мотивация к деятельности. Если создать достаточно яркий образ своего желания, то он будет придавать энергии для его достижения. Регуляция поведения. При возникновении сложных ситуаций, требующих принятия решений, воображение может помочь обнаружить наиболее действенные, творческие и креативные варианты. Иллюзорное удовлетворение потребностей с помощью замещения реальности фантазиями. Иногда это позволяет сохранить душевное равновесие и психологическое, моральное состояние в момент трудностей. Но, к сожалению, если часто использовать воображение для облечения проживания жизненных неурядиц, появляется высокий риск утратить полностью связь с реальностью. Так случается при игровой зависимости. Организация познания
Если по каким-либо причинам не удаётся осуществить изучение важного объекта или предмета, то с помощью образов его вполне возможно смоделировать, достроив недостающие элементы.