Человек – это в первую очередь социальное существо: он не может строить свою жизнь, не взаимодействуя с другими членами общества, следовательно, он подчиняется общепринятым правилам и нормам, установленным в определенной общественной группе. Следование поведенческим нормам, характерным для общества, в котором человек живет, лежит в основе его социализации.
Навыки, необходимые для активного и полноценного взаимодействия с социумом, не являются врожденными: их человек приобретает в процессе развития. В некоторых ситуациях человек сознательно или неосознанно отказывается соблюдать установленные правила: в таком случае психологи говорят о девиантности или делинквентности его поведения. И делинквентное, и девиантное поведение считаются отклонением от поведенческих норм.
Определение девиантного и делинквентного поведения
Психологи выделяют два вида нестандартных социальных поступков: девиантность и делинквентность. Люди, далекие от психологии, часто считают эти понятия тождественными, что не совсем верно.
Девиантное поведение – это относительное понятие, подразумевающее под собой несоблюдение определенных общественных норм. Относительным это понятие считается по той причине, что определенные поступки могут иметь неоднозначную трактовку в разных общественных группах: то, что считается нормальным для одних людей, для других – отвратительный и неадекватный поступок.
К неформальным правилам в таком случае относят:
- национальные традиции и местные обычаи;
- хорошие манеры и этикет;
- нормы поведения в каком-либо закрытом обществе.
Термин «делинквентное поведение» происходит от латинского существительного delictum, использующегося в значении «проступок». Обычно этим термином обозначают асоциальное и противоправное поведение, нарушающее общественный порядок и угрожающее правам и свободам других граждан. Этим понятием оперируют не только психологи, но и криминалисты, юристы, социологи, педагоги.
Сходства и различия между терминами «девиантность» и «делинквентность»
Общие черты девиантности и делинквентности:
- оба термина подразумевают под собой отклонение от общепринятых социальных норм. При этом поступки людей сравниваются как с законодательно закрепленными государственными нормами, так и с неформальными поведенческими установками;
- и девиация, и делинквентность подразумевают под собой отсутствие у человека стремления найти свое место в обществе, отвечать его требованиям и соблюдать общепринятые правила.
Если говорить о различиях между этими терминами, они заключаются в следующем:
- делинквентное поведение – это поведение человека, включающее в себя абсолютно противоправные действия. Яркими примерами делинквентного поведения могут стать грабеж, убийство, любые насильственные действия, мошенничество, буллинг. Делинквентность включает в себя в первую очередь те отклонения, которые несут за собой юридические последствия;
- девиантность – это более широкое понятие, включающее в себя общепринятые отклонения от социально одобряемых норм.
В узком смысле девиантное поведение может включать в себя проступки, не влекущие за собой уголовную ответственность, а делинквентное поведение – то, что влечет за собой административные штрафы и уголовное наказание.
Делинквентное поведение — еще не криминальное
Взрослого человека, который возьмет чужое, вступит в групповую драку с применением оружия или будет всерьез угрожать другому, скорее всего, ждет уголовное наказание. Специалисты сочтут такое поведение криминальным. Поведение подростка, который совершает незначительные противоправные поступки или в силу возраста еще не подпадает под действие уголовного кодекса, называют делинквентным (от англ. delinquency
— правонарушение, провинность).
По статистике МВД, в 2022 году каждое 27-е преступление в России было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Это гораздо меньше, чем в начале 2000 годов — тогда подростки были вовлечены в каждое 10-е криминальное деяние.
Причины делинквентного поведения
Говоря о предпосылках отклонения от поведенческих норм, нельзя выделить какую-то единую причину, вследствие которой поведение человека внезапно становится асоциальным. Обычно существует множество предпосылок такого поведения, к которым можно отнести как психоэмоциональное состояние человека, так и воздействующие на него внешние факторы.
К психофизиологическим факторам возникновения делинквентного поведения можно отнести тип личности и характер, наличие различных зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие), психических заболеваний, уровень тревожности.
Если говорить о внешних факторах воздействия на человеческую психику, то можно выделить семейные причины прогрессирования делинквентности и социально-экономические предпосылки возникновения такого состояния.
К семейным факторам относят:
- развод родителей;
- смерть близкого родственника, с которым у человека были особенно теплые отношения;
- алкоголизм или наркоманию у одного из членов семьи;
- неблагоприятную обстановку в доме: постоянные ссоры, ругань и драки;
- чрезмерную опеку со стороны родителей, стремление контролировать каждый шаг ребенка;
- физическое и моральное насилие в семье.
К социальным факторам можно отнести:
- социальное и материальное неравенство между людьми;
- конфликты на почве национальной нетерпимости;
- потерю работы, недостаток средств к существованию;
- смену социальной среды.
ВВЕДЕНИЕ
История развития клинической психологии представляет собой извилистый путь. Располагаясь на границе между медициной и психологией, новая наука то и дело прибивалась то к одному, то к другому берегу реки под названием «человекознание». Ради справедливости следует отметить, что до настоящего времени месторасположение клинической психологии не вполне определено, что можно объяснить междисциплинарным характером этой науки.
Точкой отсчета зарождения клинической психологии можно считать призыв медиков «лечить не болезнь, но больного». Именно с того времени начало происходит взаимопроникновение психологии и медицины. Вначале клиническая психология, которую активно разрабатывали психиатры, была нацелена на изучение отклонений интеллектуального и личностного развития, коррекцию дезадап-тивных и делинквентных форм поведения. Однако впоследствии сфера интересов клинической психологии была расширена за счет изучения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями.
Термин «клиническая психология» происходит от греческого kline, что обозначает постель, больничную койку. В современной психологии, как правило, термины «клиническая» и «медицинская» психологии используются как синонимы. Учитывая данный факт, в дальнейшем изложении мы будем использовать лишь один из них. Однако, учтем существующую традицию медиков обозначать эту область знаний «медицинской психологией», а психологов — «клинической психологией».
Клиническая (медицинская) психология
— наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний.
Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозоло-гия, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако, все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии. В соответствии с традициями в клиническую психологию включаются следующие разделы:
- психология больного
- психология лечебного взаимодействия
- норма и патология психической деятельности
- патопсихология
- психология индивидуальных различий
- возрастная клиническая психология
- семейная клиническая психология
- психология девиантного поведения
- психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия
- неврозология
- психосоматическая медицина
Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов — феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».
Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей как: психотерапия, вегетология, валеология.
Наиболее полно перечень теоретических знаний и практических навыков клинического (медицинского) психолога можно почерпнуть из квалификационной характеристики специалиста в данной обалсти. В соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 медицинский психолог обязан иметь следующие
Теоретические знания:
Психология и её значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии, история становления медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.
Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношения биологического и социального, проблема нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.
Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.
Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многомерный или многоосевой) диагноз.
Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.
Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушение психической адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния.
Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностики как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.
Понятие психологического диагноза, функциональный диагноз как результат интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.
Основные категории медицинской психологии: психическая активность, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потреб-
ности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая зашита, копинг, алекситимия.
Теория эксперимента, понятия стандартизованных и не стандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надёжность, стандартизация, норма и др.).
Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий — основные концепции и практика, соотношения обшемозгового и локального в нейропсихологии, нозологическая специфика нарушения высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.
Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, Патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.
Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребёнка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых форм патологического реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии.
Учение о характере: понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.
Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятие о защитных механизмах личности, личность и болезнь.
Основные концепции психосоматических соотношений. Психосоматическое и соматопсихическое. Внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренняя картина болезни. Теоретические и методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.
Теоретические, методологические и методические подходы в решении задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска, психической дезадаптации и болезни.
Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.
Психология экстремальных и кризисных состояний, понятие травматического стресса, социальной фрустрированности и социально-стрессовых расстройств.
Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях. Взаимоотношения врач-больной, психолог-врач-лечебный кабинет и др.
Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.
Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.
Особенности работы медицинских психологов в стационарных, ам—булаторных и профилактических учреждениях различного типа, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.
Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.
Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно-ориенти-рованная психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.
Психотерапия и психологическое консультирование при кризисных состояниях.
Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.
Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога.
Практические навыки:
Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.
В области психодиагностики:
- умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы; создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции; планирование и организация исследований; выбор адекватного методического аппарата; умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др., владение основными интерпретационными схемами и подходами, адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении, владение основными клинико-психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, естественный эксперимент);
- владение основными экспериментально-психологическими методиками , направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, личности, мотивационных характеристик и потребностей, самосознания и межличностных отношений.
- владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.);
- владение основами компьютерной диагностики.
В области психологического консультирования и применения психокоррекционных методов:
- использование основных методов психологической коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики;
- владение методами индивидуального, группового и семейного консультирования здоровых с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики;
- владение основными приемами восстановительного обучения;
- владение подходами организации психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества;
- владение навыками проведения личностно- и профессионально ориентированных тренингов.
Рисунок 1.
ВРАЧ
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА
ПАЦИЕНТ
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ
Клинический (медицинский) психолог, наряду с врачом, медицинской сестрой и социальным работником составляют ближайший круг, оказывающий пациенту медико-психологическую помощь (рисунок 1). При этом роль клинического психолога существенна как в диагностическом, так и в психокоррекционном и психотерапевтическом плане.
Практическое руководство предназначено как для врачей (психиатров, психотерапевтов, невропатологов и представителей иных дисциплин), медицинских и практикующих психологов, медицинских сестер и социальных работников, так и для студентов, изучающих клиническую (медицинскую) психологию.
Виды делинквентного поведения
Аддикция. Под этим термином психологи в первую очередь подразумевают пагубные зависимости. К таким относят алкоголизм, наркотическую зависимость, различные формы сексуальной и пищевой зависимости, игроманию. Одной из форм аддикции становится принадлежность человека к какой-либо секте. В случаях аддикции наблюдается добровольное дистанцирование человека от общества, стремление к жизни в мире искаженной реальности.
Дисциплинарные нарушения. Дисциплинарные проступки включают в себя умышленное нарушение утвержденного распорядка, невыполнение трудовых и общественных обязанностей, систематические опоздания, игнорирование техники безопасности.
Административные правонарушения. К этой категории относят нарушения общественного порядка, влекущие за собой административную ответственность. К их числу можно отнести распитие спиртных напитков в общественных местах, нецензурную брань, нарушение правил дорожного движения.
Преступления. Все деяния, наказания за которые предусмотрены Уголовным кодексом государства, в котором находится человек, попадают под категорию преступлений. Преступлением считаются особо серьезные правонарушения, влекущие за собой тяжелые последствия.
Особенности делинквентного поведения у подростков
Особо часто понятие делинквентного поведения рассматривается в контексте изучения поведенческих нарушений у детей и подростков. В наши дни эта проблема не теряет своей актуальности, так как психологи и сотрудники правоохранительных органов отмечают рост числа тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними людьми.
Особенности делинквентного поведения у подростков:
- часто противоправные действия совершаются группой подростков, так как причастность к какому-то сообществу дает ощущение анонимности и безнаказанности;
- делинквентное поведение часто начинается с отрицания авторитета взрослых;
- в юном возрасте человек проявляет наиболее сильную склонность к аддикции;
- совершению правонарушений способствует нестабильность психики молодых людей, чрезмерная возбудимость и стремление идти на риск.
Различные формы делинквентного поведения в подростковой среде могут быть обусловлены корыстными и насильственными мотивами. Корыстные действия совершаются подростком для получения сиюминутной выгоды, при этом зачастую молодой человек сам не может объяснить мотивы своих поступков. Насильственные действия дают подростку мнимую возможность самоутвердиться, выделиться в какой-либо социальной группе, сделать акцент на своей значимости.
Глава 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним при выполнении профессиональных обязанностей. Диагностическая функция диктует использование психологических методик (батареи тестов, опросников и др.), способных оценить как деятельность отдельных психических функций, индивидуально-психологических особенностей, так и дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы. Психокоррекцион-ная функция подразумевает применение различных шкал, на основании которых возможен анализ эффективности психокоррекционных и психотерапевтических методик. Подбор необходимых методик осуществляется в зависимости от целей психологического обследования; индивидуальных особенностей психического, а также соматического состояния испытуемого; его возраста; профессии и уровня образования; времени и места проведения исследования. Всевозможные методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия. Остановимся на них подробнее.
Примеры делинквентного поведения
Наиболее яркие примеры делинквентного поведения:
- жестокое обращение с животными;
- насильственные действия в семье;
- занятие проституцией;
- вандализм;
- умышленная дестабилизация ситуации в обществе в кризисные времена;
- создание фейковых новостей;
- алкоголизм, наркомания и их последствия;
- попрошайничество;
- участие в террористических группировках;
- создание и распространение порнографических материалов;
- склонение к суицидальным действиям;
- другие административные и уголовные правонарушения.
Одна из важнейших причин делинквентности – искаженное моральное сознание человека. Склонность к таким проявлениям формируется еще в совсем юном возрасте, поэтому профилактику поведенческих отклонений нужно проводить с ранних лет жизни ребенка.
Регулирование и коррекция поведения людей, склонных к проявлению делинквентности, происходят посредством установления законодательных норм. Люди, не соблюдающие традиционные поведенческие нормы, подвергаются общественному осуждению, что на ранних этапах проявления делинквентности также бывает эффективным.