Демонстративное поведение в условиях современной реальности не только не порицается обществом, но и является мерилом социального успеха. Пока одни люди одеваются совершенно обычно, ведут себя достаточно скромно и стараются лишний раз не привлекать к себе внимание окружающих, другие индивиды делают все возможное и невозможное, чтобы оказаться в центре всеобщего внимания и продемонстрировать другим людям свою индивидуальность, аутентичность и уникальность.
Не выходящее за рамки приличия демонстративное поведение – явление вполне обычное. Благодаря такому поведению, которое, если верить специалистам, свойственно большинству женщин и обладающим харизматичным типом личности лидерам, можно легко и просто решить множество жизненных проблем и задач.
Если же человек, не считаясь с желаниями и потребностями окружающих людей, совершает неразумные, алогичные или глупые поступки для того чтобы эти самые люди обратили на него свое внимание, то назвать такое демонстративное поведение нормой никак нельзя. Очень часто деструктивное демонстративное поведение становится причиной того что человек, для которого «весь мир – театр, а люди в нем – актеры», разочаровывается не только в обществе, но и в самом себе! Такой индивид, пытаясь отыскать смысл жизни и привлечь к себе внимание других, начинает нарушать социальные нормы и со временем может превратиться в циничного и обиженного на весь мир нигилиста.
Что такое демонстративное поведение? Какому типу личности свойственно демонстративное поведение? Как демонстративное поведение проявляется у детей и подростков? В данной статье рассмотрим эти и некоторые другие важные вопросы, касающиеся демонстративного поведения и его влияния на нашу повседневную жизнь.
Определение истероидности
Истероидами называют тех индивидуумов, которые обладают эмоциональной нестабильностью и склонностью к демонстративности, посредством которой они добиваются всеобщего внимания. Зачастую у таких людей наблюдается истерическая психопатия. Данное расстройство личности имеет выраженные симптомы, а именно: вызывающее поведение, эмоциональность, внезапные перепады настроения, склонность к суициду.
Женщины с истероидным типом личности обладают лидерскими качествами, поэтому стремятся во всём показать своё превосходство. Они привыкли проявлять упорство и целеустремлённость, причём не только в работе, но и в личной жизни. Чтобы получить желаемое нередко принимают нестандартные решения и совершают отчаянные поступки.
Девушка-истероид любит общаться и может быстро найти общий язык со многими людьми. При знакомстве она многим кажется весёлым, позитивным человеком, который не боится показаться смешным, готов на смелые поступки и откровенно выражает свою точку зрения. Но пообщавшись дольше, становится заметна резкость и некая неадекватность реакций на различные ситуации. Истероидная девушка может внезапно начать психовать, рыдать, кричать. Следует отметить, что такое поведение является демонстративным и проявляется лишь в том случае, если вокруг находится некоторое количество людей.
Демонстративность Демонстративный
Демонстративность – пузырение изнанки.
Стремление некоторых господ быть на виду у всех – вполне объяснимо. Однако иногда в попытках утолить свою страсть к славе такие люди поднимаются даже на эшафот.
В демонстративном горе — много слез, но мало боли.
Решили мы как-то с другом друг друга при встрече демонстративно не узнавать. Какое-то время испытывали при встречах неловкость, но зато вскоре разбогатели.
Поговаривают, что если демонстративно-вызывающе не гоняться за успехом, то раззадоренный равнодушием успех начнёт гоняться за тобой.
Самая страшная месть — это демонстративно не мстить. Твой обидчик ожиданием кары сам себя изведёт.
Демонстративность как качество личности – склонность проявлять навязчивое желание привлечь к себе внимание утрированными, внешними проявлениями эмоциональности, поступками, выставленными на всеобщее обозрение, или вызвать на них резонанс общественного мнения.
Демонстративность – это гонка за тотальным вниманием. Демонстративность – это самореклама, стремление достичь желаемого через «показуху». Демонстрант каждое шевеление волоса подчиняет желанию привлечь к себе внимание. Как правило, демонстранты обожают только позитивное, заинтересованное внимание к своей особе. Демонстративность – это дешевое актерствование в угоду своего тщеславия. Мысль «быть на виду» становится для демонстранта доминантной. Чтобы быть в центре внимания он готов идти на самообман, ложь и выдумки.
Демонстративность, пока она находится в разумных границах, является эффективным способом решения множества проблем. Она присуща большинству женщин и харизматичным лидерам. В этом нет ничего зазорного – любая женщина, согласно своей природе, стремится привлечь к себе внимание. Поэтому женская демонстративность, дружная со здравым смыслом и благоразумием, может считаться нормой.
Образчиком демонстративности, несомненно, являлся председатель Временного правительства России Керенский, сумевший в смутное время из простых адвокатов выскочить на гребень политической власти революционной России. Как отмечали его современники, загадка этого стремительного восхождения на политический Олимп во многом объясняется мастерством проявления демонстративности, когда она выглядела, как смелость, решительность и уверенность в себе.
Из воспоминаний Суханова: «Вдруг раздались выстрелы. Среди народа в Таврическом дворце смятение. Керенский бросился к окну и, высунув голову в форточку, прокричал осипшим прерывающимся голосом: «Все по местам! Защищайте Государственную Думу! Слышите? Это я вам говорю, Керенский! Керенский вам говорит! Защищайте вашу свободу, революцию! Все по местам!» — «Чего орешь то?» — донеслось со двора спокойно, отчетливо. — «Не видишь, что ли? Пулемет пробуем». Было смешно и немного неловко».
Источник
Возрастные этапы
Первое проявление приходится на возраст 2-3 года. В это время ребенок устраивает демонстративные сцены, плачет на публике и старается всеми силами достичь желаемого. Истеричность ему нужна для получения игрушки или сладости.
Настоящий истероид всегда таким остается. Для детей младшего дошкольного возраста характерно желание выступать на публике, но постепенно оно угасает. При патологическом типе личности этого не происходит.
Второй этап приходится на подростковый возраст
В 13-14 лет ребенок будет стараться выглядеть необычно и ярко. Это может касаться и поведения
Дети курят, употребляют алкоголь и всеми силами стараются привлечь внимание
У взрослого человека редко, когда проявляются первые признаки истероидности. Обычно такой характер виден с раннего возраста. При своевременной помощи психолога поведение можно скорректировать. Для этого используют рекомендации специалиста, и каждый день работают над собой. Иногда помогает терапия в группах, которая позволяет людям лучше понимать друг друга.
Правила общения
Столкновение с истерической личностью может приносить определенные проблемы, особенно, если такой человек работает в маленьком коллективе. При взаимодействии с таким индивидом нужно помнить о том, что он эгоцентричен и любит преувеличивать свои чувства.
При общении нужно игнорировать эмоциональные выпады и смягчать конфликты. Можно влиять на истероида через его желание быть идеальным. Например, при конфликте нужно указать, что сейчас он выглядит некрасивым.
Если необходимо общаться долгое время, то не стоит напоминать об ошибках и промахах, иначе это приведет к серьезным переживаниям и проблемам. Также не стоит пытаться переубедить его в чем-то – это бесполезно, так как такие люди всегда уверены в своей правоте.
Общение с истероидным психопатом требует от других людей высокой устойчивости и невосприимчивости. Выдерживать такие эмоциональные качели может не каждый.
Женщины
В доме этой девушки всегда царит чистота. Ее мировосприятие не должно быть загрязнено немытой тарелкой в раковине или выпавшим из шкафа носком. Она коммуникабельна, имеет много друзей, часто оказывается в центре внимания всей компании, легко вливается в новый коллектив, но недостатки характера не всегда позволяют до конца удерживать интерес публики.
Макияж, украшения и одежда этих дам всегда на высоте и полностью соответствуют последнему писку моды. Броская одежда, масса знакомств, умение подстроиться под окружающих – все это делается с ее стороны только для того, чтобы оказаться в центре всеобщего внимания. Нередко она не получает нужного результата.
Если новый знакомый начинает ею восхищаться, то она сблизится с ним, но если со временем этот человек эмоционально охладеет к женщине «истероиду», то она не просто отдалится от него, но даже начнет испытывать чувство ненависти.
Дамы этого типа характера очень женственны, но одновременно с этим достаточно смелы.
Готовы вовлекаться в авантюры и проявлять упорство. Но все это опять же обусловлено потребностью во всеобщей заинтересованности. В толпе они всегда заметны – громко смеются, навзрыд плачут, активно ругаются. Отношения с мужчинами даются им непросто. Из-за отсутствия чувства ответственности эти девушки часто разводятся.
Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции
Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭТОЙ ТЕМЫ
заключается в том, что демонстративность, как нарушение поведения — это очень часто встречающаяся, как личная особенность подрастающего поколения нашего времени, которая может как помочь личности в достижении значимых для неё целей, так и создать множество проблем в социальных и межличностных отношениях, в частности в образовательных учреждениях и семье.
Демонстративное поведение
– подчеркнуто-выразительное поведение с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое внимание окружающих без учёта их потребностей и желаний.
Демонстративность- личная особенность. В её основе лежит повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Детям с высоким уровнем демонстративности свойственно несколько нарочитое «театрализованное» поведение, любовь к украшениям. Для привлечения внимания дети могут использовать самые разные средства: кривляние нарочитое нарушение правил поведения, подчёркнуто «идеальное» поведение и даже подчёркнутая застенчивость, когда ребёнок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь», у таких детей высокая эмоциональная лабильность, т.е. склонность к частым колебаниям настроения, кратковременность и неустойчивость переживаний. Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания дети «эксплуатируют» свои заболевания: подчёркнуто демонстрируют симптомы, ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности (аггравируют). Это относится не только к телесным (соматическим) симптомам, но и к психологическим: демонстрируют свои страхи, утомляемость, тревожность. Эта тенденция чревата последующим развитием истерии, при которой без всяких физиологических причин возникают болезненные симптомы, служащие для истерика средством решения социальных и межличностных проблем.
Причины возникновения: (по слайду)
Недостаток внимания взрослых к детям
По наблюдениям и диагностическим данным за детьми можно выделить четыре основных мотива » демонстративного » поведения.
Очень часто причиной такого поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе.
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом», мы хотим ощущать свой вклад в группу, к которой себя причисляем. Однако есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание и никогда не удовлетворены получаемым вниманием, требуя его все больше и больше.
Привлекая внимание учителя или одноклассников на уроке, ученики делают самые разные вещи: стучат по парте ручкой, тянут без конца руку, шепчутся, пишут записочки и т. д.
Возникает вопрос, что чувствует учитель,
наблюдающий это на своём уроке. Что чувствует нормальный человек, которого всё время отвлекают? Да, совершенно верно — раздражение. Из него легко рождается негодование и возмущение.
Отсюда следующий вопрос — что хочется сделать?
Сделать замечание. Иногда прочитать нотацию.
Какова же ответная реакция ученика.
Временно прекращает выходку (обратите на это внимание, если ученик не прекращает вертеться или стучать после Вашего замечания — мотив другой), их мы рассмотрим дальше.
Итак, дети привлекают внимание на уроке и основная трудность педагога — как дать внимание (ведь они имеют на него право), не подкрепляя при этом условный рефлекс «хочешь внимания — делай плохо».
Постарайтесь до урока подчеркнуть громко «что-то» хорошее в этом ученике, предложить выполнить поручение: достать мел, написать число т. п. (полить цветок) и похвалить.
Следующий мотив — власть
Одна из главных причин такого поведения — мода на «сильную» личность, на «крутых». Дети и подростки видят только внешнюю эффективную сторону властолюбивого поведения. Они ещё не знают того, что знают люди мудрые: против лома нет приёма, окромя другого лома. Страх — оборотная сторона власти.
Многие молодые родители полагают, что «крутой» и есть сильная личность. А сильная личность — это человек, который принимает решения за других.
Однако сильная личность ничего не решает за других, а просто не позволяет другим решать за неё. Для этого не нужно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе.
Рассмотрим чувства учителя
, наблюдающего властолюбивое поведение: гнев, негодование, возмущение, часто также страх.
Действия учителя — что же он хочет сделать?
Этот момент особенно важен для различия власти и привлечение внимания. Властолюбца хочется «убить своими руками», то есть, говоря методически правильно, немедленно прекратить выходку. Иными словами, когда кулаки сжимаются — имеешь дело с мотивом «власть».
Какова ответная реакция ученика.
Эта реакция также весьма характерна — ученик прекратит выходку, когда сам решит. Он провоцирует Вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя — именно этого он и добивался.
Он победил и наслаждается минутами торжества. Почему же он должен прекращать?
Конечно, можно забыть про гуманизм и унизить или напугать его. Но тогда Вы сделаете из него мстителя. А «месть» — более тяжёлый, чем «власть» мотив «плохого» поведения.
Месть
Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения здесь глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель изживает внутреннюю боль, которую нанесли, может быть, вы сами, не заметив этого, а скорее всего, кто- то другой.
Непрофессиональное и неэтическое поведение педагога часто также является причиной мести.
Первоклассник полгода отчаянно мстил хорошей учительнице, пока она не решилась выяснить причину его ненависти. Он сказал: » Вы всех посылали за журналом, даже Мишку, хоть он глупее меня. А меня не разу!».
Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что произведёт впечатление именно на этого человека. Если учительница любит цветы можно «нечаянно» уронить цветочный горшок, остричь их ножницами.
Если требует пунктуальности — мститель будет методично опаздывать на каждый урок. Если учительница много говорит о приличном внешнем виде, можно специально соорудить костюмчик, увидеть который, она не останется равнодушной.
Каковы здесь чувства учителя.
Это растерянность, гнев, негодование, обида, страх. «Как это вообще могло произойти?»
Что хочется сделать учителю?
«В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я».
Ответно мстить или убегать — древняя, первобытная формула. Она включается в момент опасности, и изменить её крайне трудно.
Учитель в эти минуты забывает о гуманизме, о том, что перед ним ещё ребёнок, о том, что из двоих участников конфликта именно он профессиональный воспитатель с дипломом.
Какова ответная реакция ученика.
Она та же, что и у властолюбца.
Особая проблема — как изменить поведение мстителей? Личная проблема учителя: как научиться прощать учеников, которые им мстят, как вообще относится к ним?
Одна из психологических тонкостей здесь следующая. Нужно разделять личность (в данном случае человека, который пытается выжить, выражая внутреннюю боль с помощью агрессии) и поведение, то есть человека, и то что он сказал. Проступок, очевидно, нуждается в санкциях, а вот личность — в поддержке.
Избегание неудачи
Эти тихие на уроках дети вполне послушны, только не выполняют заданий. Происходит это потому, что они боятся вновь столкнуться с ощущением полного ничтожества: ведь получается у всех кроме меня!
У детей этот мотив формируется в первые годы обучения в школе. Постоянное ощущение неуспеха, что ты не оправдал чьих — то ожиданий: «Опять не успел сделать примеры! Почему «4» , а не «5»? Только ты один, Петров, опоздал в школу!» и т.д.- заставляет всё это ребёнка защищаться: злость или отчаяние в первом классе сменяются со временем защитным безразличием или «скукой». Это дети, которым уже всё равно. Самый страшный мотив, ибо с таким поведением нет шансов «выжить».
Какие чувства возникают у учителя в данной ситуации?
Сначала это жалость, затем, когда раз за разом попытки позаниматься дополнительно, объяснить материал ещё раз ни к чему не приводят, возникает ощущение профессиональной беспомощности.
Что хочется сделать учителю, чтобы исправить ситуацию?
Хочется отвести ребёнка к психологу и получить ответ на вопрос «Почему он не тянет?». А психолог пишет: «Интеллектуальное развитие соответствует возрасту». А вот мотивация и эмоциональная сторона — запущены в процессе обучения.
Какова ответная реакция ученика.
Ученик впадает в зависимость. Он готов на всё: мыть класс, носить парты, и т. д., но он по-прежнему не выполняет задания.
Сильные и слабые стороны демонстративного поведения (слайд)
Как и у любой личностной черты человека, у демонстративности есть свои сильные и слабые стороны. Давайте вместе подумаем, какие сильные стороны у такого поведения, а какие слабые?
Рассмотрим принципы профилактики демонстративного поведения (слайд)
Работа с учащимися (слайд)
Работа с родителями (слайд)
Работа с учителями (слайд)
Можно выделить несколько стратегий педагогического воздействия на учащегося с демонстративным поведением.
1 Стратегия «Минимизация внимания»
Это парадоксально: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя тем самым их плохое поведение. Они начинают ощущать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе (классу) только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать с помощью внимания такое поведение, которое нарушает ведение урока и отвлекает других учеников? Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.
Игнорируйте такое поведение. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать. «Нет ответа» — значит, цель не достигается с помощью этого действия. Когда ученик ведет себя демонстративно, задайте себе вопрос: «Что будет, если я проигнорирую его выходку?» Если вы ответите себе, что ничего не случится, кроме того, что он лишится вашего внимания, смело применяйте прием игнорирования. Через несколько попыток ученик прекратит вести себя подобным образом.
Установите зрительный контакт. «Пристально посмотрите на них, — советуют опытные учителя. — Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) — это все внимание, которое они «выручили» за свою проделку. Никаких слов — только взгляд».
Встаньте рядом. Физическое приближение — другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.
Упоминайте имя ученика. Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока. Это может звучать так: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме…» Или: «Тогда, Игорь, Петр Первый издал указ о…».
Эти простые приемы могут быть легко использованы с учениками, часто нарушающими поведение.
Пошлите «секретный сигнал». Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «Тсс». Вот интересный рассказ одной учительницы.
Однажды, разговаривая с второклассником Борей, который очень раздражал меня на уроке, я поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими детьми?» Боря поднял над головой скрещенные руки, как это делает баскетбольный судья. «Что это значит?» — спросила я. «Это означает, что игра окончена», — ответил Боря.
Всегда и везде теперь, когда Боря шалил, я делала ему этот знак — и он помогал! К этому основному сигналу я часто добавляла подмигивание, и Боря улыбался и успокаивался, удовлетворенный тем, что получил хотя бы две секунды моего внимания только себе. Прошло время, Боря вырос. Но где бы мы ни встречались с ним, в коридоре или на школьном дворе, я подмигивала ему и скрещивала руки — это были наши особые отношения.
Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано. Этот прием, конечно, работает с учениками, которые хорошо и быстро читают.
Формулируйте «Я-высказывания». Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают и просто хочется крикнуть ученику, который
Психологи советуют в этих случаях применять «Я-высказывание». Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Вот пример: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!»
«Я-высказывание» состоит из трех частей:
Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»
Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»
Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»
«Я-высказывание» сообщает ученикам только то, что мы чувствуем. Если, используя «Я-высказывание», вы будете искренни на словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих учеников.
2 Стратегия. «Разрешающее поведение»
Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным.
Вот конкретные приемы стратегии разрешающего поведения.
Стройте урок на основе вопиющего поведения. Вот пример такого урока математики.
Ученики четвертого класса помешались на плевках из трубочек. Они не поддавались никаким воспитательным методам. Плевались на уроках и переменах. Тогда учитель математики сказал, что раз они так любят плевки, он собирается учить их математике исключительно на плевках. Он сделал мишень и движущийся контур, начертил на полу зоны, обозначающие разную степень успешности, и велел тщательно записывать результаты своих достижений. Довольно скоро дети больше не хотели и слышать о плевках.
Этот прием хорошо работает с ругательствами, которые могут быть изучены в теме «Сленг», с надписями на английском языке (названия рок-групп и молодежных лозунгов) — в английском, с выкриками запомнившихся рекламных слоганов — в обучении орфографии, пунктуации и практической стилистике.
Доведите до абсурда демонстративную выходку. А вот другой прием, используемый в той же ситуации массовой эпидемии плевания.
Провинившиеся ученики получали задание плюнуть 500 раз. После первой сотни плевков они уже мечтали только об одном — никогда больше не видеть трубочек для плевания, ибо это было скучное и однообразное занятие, от которого сохло горло.
Этот прием годится для многих хамских выходок: учеников, которые не хотят сидеть на своем месте, заставьте стоять весь урок, ученики, которые постоянно болтают или издают неприличные звуки, должны записать полную часовую аудиокассету своих речей или звуковых упражнений и принести завтра в класс и т.п.
Ира без конца стучит ручкой по парте. Учитель: «Ну, хорошо. Класс, возьмите свои ручки и три минуты стучите ими по парте. Начали!» Весь класс присоединяется к выходке. Ира стучит со всеми и не получает какого-то особого внимания. И интерес к этому виду деятельности у Иры пропадает.
Используйте «разрешенную квоту». Этот прием рекомендует доктор Рудольф Дрейкурс в книге «Психология в классе». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться.
В качестве примера того, как работает этот прием, Дрейкурс описывает следующий случай.
Джонни громко икает на каждом уроке гражданского права по меньшей мере десять раз. Однажды утром, перед началом занятий, учитель договорился с Джонни, какое количество «иканий» будет позволено ему на каждом уроке, а также, что каждый день он будет икать меньшее число раз, чем вчера. А уж учитель проследит за этим. Каждый раз, когда Джонни икал, учитель просто улыбался ему и делал пометку мелом в углу классной доски. Когда «лимит» на сегодня был исчерпан, учитель говорил Джонни: «На сегодня — все!» Так постепенно число громких иканий было сведено на нет.
Скептики, возможно, скажут: «А что будет, если ученик продолжит выходку после слов учителя «На сегодня — все»?» Если это случится, оставьте эту технику и используйте другую технику из этой главы. Или же проанализируйте еще раз это нарушение поведения с точки зрения его цели — возможно, дело в том, что истинная цель не привлечение вашего внимания, а, например, власть. Техника «разрешенной квоты» работает только в отношении поведения, направленного на привлечение внимания.
Учителя, которые использовали эту технику, утверждают, что ученики соблюдают правило «разрешенной квоты». Почему? Потому что особые’ отношения между вами и учеником, ваши улыбки, отметки мелом — все это знаки внимания, которые так нужны ученику. Ведь эти ученики не нуждаются в утверждении своей власти над нами, они не хотят свергать ничьих авторитетов. Им нужно лишь немного внимания, чтобы не чувствовать себя «пустым местом».
3 Стратегия. «Поступайте неожиданно!»
Часто мы можем прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно. Когда мы что-то неожиданно «выкидываем», мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру». Игра требует по меньшей мере двух участников. Когда же учитель отказывает в игре, лучше делать это необычным способом. Скажем, короткие вспышки хохота лучше, чем что-либо другое, могут разрядить атмосферу в классе. Чем больше юмора в вашем классе в момент нарушения поведения, тем быстрее оно прекратится. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии.
Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, что ученики плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают правила поведения. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова.
Используйте музыкальные инструменты. Учителя музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован любой музыкальный инструмент, и не только на занятиях по музыке.
Начните говорить тихим голосом. Известны результаты социологического опроса учеников разных классов. На вопрос «Что вам больше всего не нравится в школе?» большинство учеников ответили: «Учителя, которые орут».
Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок и сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу учеников. Когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.
Измените манеру речи. Используйте необычную манеру говорить, измените произношение, ударения или начните вдруг говорить на другом языке, может быть, даже на бессмысленном. Шепчите или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон. Какие-то из этих вокализаций отвлекут учеников от того, чем они занимаются, нарушая правила, и заставят обратить на вас внимание.
Говорите со стеной или «с портретом Пушкина». Этот прием хорошо работает в 5—7 классах. Когда один или несколько ваших учеников плохо ведут себя, повернитесь к стене и начните монолог: «Уважаемая стена, (Александр Сергеевич!) ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. Не хочешь ли посмотреть на ученика, который пускает бумажные самолетики с задней парты? Вот оно, племя младое, незнакомое!»
Решив попробовать этот прием, заранее предупредите об этом директора, в противном случае он может решить, что вы — кандидат в психиатрическую клинику.
Временно прекратите вести урок. Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок», — вот все, что вам нужно сказать. Ненавязчивое давление старшего вскоре подействует, мир и порядок будут быстро восстановлены.
4 Стратегия. «Отвлеките ученика»
Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик плохо ведет себя. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-либо другом. Как это сделать практически?
Задавайте прямые вопросы. В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?», или: «Миша, что ты думаешь об этой физической проблеме?» Такие вопросы и отвлекают от «плохого» поведения, и направляют внимание ученика на тот урок, на котором он сейчас находится. Попросите об одолжении. «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!», «Маша, не могла бы ты отнести эту тетрадь в учительскую прямо сейчас?», «Гриша, сходи к Марье Ивановне в 8 «А» и спроси, не могла бы она дать нам цветной мел?»
Только не используйте этот прием часто, так как демонстративные дети могут решить, что их «плохое» поведение награждается особыми поручениями. Но как единовременная мера он работает очень хорошо.
Измените деятельность. Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое задание и так далее.
5 Стратегия. «Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения»
Гораздо полезнее уделить внимание кому-то из учеников, ведущих себя хорошо, чем указывать ученику-нарушителю на его «плохое» поведение. Этим вы подчеркнете, что внимания учителя и его уважения заслуживает хорошее, а не «плохое» поведение.
Благодарите учеников. Благодарите и отмечайте тех учеников, которые делают то, что вы просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!», «Спасибо, Оля, что твои руки на парте, а ноги — под партой». Такие утверждения, обращенные к соседу по парте или приятелю ученика-нарушителя, должны точно описывать то самое поведение, которое мы ждем от шалуна.
Этот прием работает, только если мы описываем желаемое поведение в объективных терминах. Общие и неконкретные утверждения типа: «Спасибо, Юля, что ты была такой доброй» или «Спасибо, Саша, что ты делаешь то, что я ожидал», — абсолютно неэффективны, так как неясны эти ваши ожидания. Будьте внимательны, избегайте благодарить одних и тех же учеников слишком часто, дабы не представить их «любимчиками» и не навлечь насмешки класса.
6 Стратегия. «Пересаживайте учеников»
Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются и в аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться. Есть два приема, подходящих для пересаживания.
Просите ученика сесть на другое место. Иногда этого вполне достаточно: «Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду», — и продолжайте вести урок, пока Игорь пересаживается. Так он не получит желаемого внимания. А возможно, что такой вид внимания с вашей стороны окажется вполне достаточным и будет воспринят как награда.
«Стул размышлений». Некоторые учителя в своем классе ставят специальный «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников). Этот стул должен отличаться от остальных. Его можно купить в комиссионке и перекрасить, например, в ярко-красный цвет. Подойдет любой стул, непохожий на остальные.
Этот стул — место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».
Но может быть так, что, когда вы говорите ученику-нарушителю: «Женя, пожалуйста, сядь на стул размышлений», он не идет туда. Это не означает, что плох прием, просто цель ученика другая — власть, а не внимание.
Теперь мы предлагаем вам пройти диагностику, которая позволяет судить о психолого-педагогической готовности педагога объективно реагировать на демонстративное поведение ученика.
Методика автора «Педагогические ситуации» состоит из 14 вопросов. Сами вопросы представлены на слайде. На каждый их вопросов необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответов.
Теперь оцените свои ответы в соответствии с предложенным ключом.
Спасибо за внимание!
Причины формирования психотипа
Чаще всего истероидный тип формируется в период полового созревания. В это время у подростка определяется его эго и сексуальность, а все меры родительского воспитания не воспринимаются как основной предмет, заслуживающий внимания. Однако именно упущение со стороны родителей может стать причиной, которая и спровоцировала зарождение истероидной акцентуации.
Поэтому в будущем повзрослевший ребенок будет неосознанно вступать в деструктивную борьбу с противоположным полом и пытаться захватить тотальную власть над его представителем.
Еще один недочет в воспитании ребенка, способный сформировать истероидный тип личности, связан с желанием родителей подавить раскрывающуюся сексуальность. Им подсознательно хочется, чтобы их чадо всегда оставалось ребенком, и потому они навязывают ему характерную модель поведения. На определенном этапе развития психики подростка эта манера воспитания оказывает обратный эффект, который закрепляется и ведет к формированию истероидного психотипа.
Также истерические психопатии могут развиваться уже в половозрелом возрасте, и обусловлены они не только воспитанием и индивидуальными психическими особенностями, но и жизненными обстоятельствами:
- стрессы, негативные новости, несчастный случай с одним из близких людей могут конкретно влиять на мировоззрение человека и развитие психики;
- неудовлетворенность на работе, конфликты с коллегами, постоянное недовольство руководства – все это может стать причиной формирования истерического расстройства;
- вредные привычки, а именно злоупотребление алкоголем, транквилизаторами, антидепрессантами, таблетками снотворного, играют огромную роль в формировании психотипа.
Тип личности и неадекватное демонстративное поведение
Какому же типу личности свойственно неадекватное демонстративное поведение? Многие специалисты утверждают, что демонстративное и вызывающее поведение характерно истероидному типу личности. Такие люди свято верят в свою уникальность, аутентичность и неповторимость. Они, демонстрируя окружающим не только положительные, но и отрицательные качества, любуются собственной неповторимостью и желают, чтобы другие люди каждую секунду думали только о них и восхищались только ими.
Истероидам, демонстрирующим демонстративное поведение, необходимо тотальное внимание других людей. Все же остальные люди, по сравнению с ними, не достойны тотального внимания, а их желания и потребности – это что-то совершенно неважное, неинтересное и довольно-таки второстепенное.
Чтобы привлечь внимание окружающих, истероиды используют совершенно разные средства. Некоторые покупают красивую и дорогую брендовую одежду, раздают всем подряд вычурные визитные карточки и учатся «стрелять глазками». Другие же красят волосы во все цвета радуги, делают татуировки, прокалывают брови, загорают топлесс, задают мимо проходящим людям провокационные вопросы («Не найдется ли у вас лишнего презерватива?», «Когда у вас последний раз был секс?» и т.д.).
Любой совершаемый истероидом поступок рассматривается им же не сквозь призму содержания, а лишь как очередная возможность привлечь к себе внимание других людей. Истероид старается постоянно производить впечатление на людей для того чтобы потом насладиться своими собственными впечатлениями от того, как именно люди отреагировали на его очередное действие или поступок.
Человека, которому свойственно демонстративное поведение, можно сравнить с актером на авансцене. Всех людей в зале он рассматривает только как зрителей. Если же зрителей поблизости нет, то истероид становится не только актером, но и собственным зрителем. Он, проявляя эмоциональную живость, нарочитый артистизм, склонность к фантазерству, притворству и лживости, пытается как можно быстрее отыскать хоть парочку зрителей, которым можно было бы продемонстрировать свою незаурядность и уникальность. Очень часто истероиды пытаются приукрасить самих себя, чтобы возвыситься в глазах окружающих их людей.
Для истероида совсем не имеет значения тот факт, какие именно люди его окружают в тот или иной момент. Чем больше людей он впечатлит своим демонстративным поведением, тем больше у него появится поводов для упивания собственным величием.
Хотя люди с неадекватным демонстративным поведением и хотят, чтобы окружающие думали о них хорошо, а не плохо, но они не стремятся совершать только хорошие и приятные поступки. Для истероидов очень важно, чтобы их поступки (и хорошие, и плохие) привлекли внимание других людей. Они могут попросить домочадцев ответить на адресованный им важный звонок, а потом в самый неподходящий момент крикнуть практически в трубку: «скажи этому звонящему, что меня нет дома!».
Истероида можно по праву назвать очень целеустремленным и активным человеком. Его цель – внимание окружающих, которое истероиду приходится постоянно привлекать и завоевывать. Чтобы сделать это, очень часто истероид наедине с самим собой репетирует речь, учит наизусть стихи, отказывает себе в маленьких удовольствиях и экономит на еде, чтобы приобрести очередное брендовое платье или костюм и т.д.
Что такое истероидность?
Многие путают понятия «истероидность» и «демонстративность», считая их синонимами. Но это не совсем так. В психологии иногда для упрощения терминологии «истероидность» называется «демонстративностью», хотя в целом же понятие демонстративности не раскрывает всей полноты значения истероидности.
Для истероидного типа личности характерно демонстративное поведение и выход наружу всех эмоций
, но это не единственная черта. Такие люди не просто выказывают свои эмоции напоказ, но также имеют лабильную эмоциональность, то есть очень подвижны в своих эмоциях. В связи с этим им свойственна частая смена настроения.
К окружающим людям истероидные личности предъявляют высокие требования
, они постоянно испытывают желание нравиться всем, и потому очень боятся ошибок. То есть за сложные задания эти люди никогда не возьмутся, так как провал будет предметом отчуждения окружающих по отношению к «истероиду», по крайней мере, так считает он сам.
В связи со страхом не понравиться этот человек часто подделывает свои искренние чувства.
Одновременно с этим «истероид» достаточно открыт в своих собственных ощущениях: если ему смешно, то смеется, если обидно – обязательно выразит это чувство через упреки.
Даже внешне эти люди стараются выглядеть так, чтобы произвести впечатление на окружающих.
Они элегантны, чисты от пят до кончиков ногтей, их одежда имеет нестандартный крой и обычно очень яркого цвета. Лицо отличается живой мимикой, что позволяет расположить к себе собеседника и привлечь к своему разговору. Часто эти люди выделяются на праздниках – активно участвуют в конкурсах, могут быть ведущими. Их характеризует обаяние, харизма, экстраординарность, за что они и получают так необходимую для них любовь публики.
Демонстративность в психологии что это
Каждого ли человека с артистическими способностями, стремящегося произвести впечатление на аудиторию, можно считать демонстративной личностью?
Рассмотрим более подробно, что значит в психологии демонстративная акцентуация (понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Акцентуация определяется как дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных черт, что затрудняет адаптацию. Акцентуация не является патологией, а крайним вариантом нормы. В других классификациях встречается термин «истероидная акцентуация»
Любая типология достаточно условна, однако, когда речь идет о демонстративных личностях, все начинают понимающе кивать и улыбаться. Да, мы знакомы с этими акцентами, потому что в каждом человеке в той или иной степени есть желание понравиться, произвести впечателение, каждому из нас хочется внимания. НО только демонстративная личность будет привлекать внимание любой ценой, не задумываясь, как это отражается на других людях.
Характерными чертами демонстративной личности являются:
Какие существуют правила для противостояния их манипуляциям?
Часто отвечая на эти вопросы, многие говорят, что, конечно, они догадывались, что, возможно, их используют, но было очень заманчиво чувствовать себя единственным, кто может разобраться и помочь человеку с такой сложной судьбой. Да уж, о своей жизни и своих проблемах демонстративная личность рассказывает так интересно и обаятельно, что невольно вовлекаешься в этот водоворот событий и приключений.
Конечно, у демонстративной личности есть и привлекательные черты. Это обаяние, легкость, эмоциональность, контактность, выразительность речи, умение произвести впечатление. И, если, несмотря на все неудобства общения с демонстративной личностью, вы все-такие продолжаете это делать, по-видимому, вам есть, чему у него учиться.
Источник
Коррекция
Истероидные и психосоматические расстройства тесно связаны. Поэтому человеку не нужно откладывать решение проблемы, иначе он может получить хронические заболевания.
Лучший метод лечения – это психотерапия. В ходе нее истеричная личность прорабатывает свои комплексы, страхи, проблемы. Она учится чувствовать и понимать других людей.
Важно! Психиатрия нужна только в случае, когда у клиента есть серьезные проблемы с нервной системой. Медикаментозное лечение назначают при бессоннице, тревожности и других нарушениях
Иногда нужна помощь семейного психолога, который позволяет выработать тактику поведения с партнером и спасти отношения
Медикаментозное лечение назначают при бессоннице, тревожности и других нарушениях. Иногда нужна помощь семейного психолога, который позволяет выработать тактику поведения с партнером и спасти отношения.
Коррекция истероидного психотипа личности проводится с помощью упражнений и тренингов. Это небыстрый процесс, он требует полной самоотдачи. Поэтому не нужно откладывать лечение при появлении первых симптомов истероидности – чем дальше, тем сильнее деформация личности.
Без своевременной помощи человек обрекает себя на постоянные конфликты
Нельзя однозначно сказать, какая терапия будет эффективной. В каждом случае специалист выбирает особую тактику воздействия. Некоторым людям помогает когнитивно-поведенческая терапия, другим – психоанализ.
Иногда человеку полезно разбирать примеры своего поведения и осознавать, что именно он сделал неправильно. Такой анализ позволяет лучше понять свои проблемы.
Истероидный характер может стать как преимуществом, так и недостатком. Люди с этим типом личности способны на любовь и дружбу, но только после правильной коррекции восприятия ситуации.
Демонстративное поведение у взрослых
Демонстративное поведение в психологии означает ярко выраженные в своем проявлении поступки и действия, обусловленные стремлением к привлечению внимания и заинтересованности в своей личности вне зависимости от желаний социума. Такое поведение может проявляться различными психопатологическими симптомами. Так, например, депрессивная личность будет демонстрировать потерю интереса ко всему, утрату смысла жизни; субъект с манией величия будет демонстрировать свое доминирование над другими, ценность своих мыслей и идей. Нередко термины «истерическая личность» и «демонстративная личность» применяются как синонимы к термину «демонстративное поведение».
Основными причинами такого поведения у взрослых могут служить желания получения или демонстрирования своего личного статуса в социуме или желания быть лучше, чем другие (своеобразная конкуренция). Это может проявляться в покупке дорогостоящих аксессуаров, демонстрации своих навыков, знаний.
Основным свойством демонстративного характера является огромная способность к вытеснению рационального, критического взгляда на самого себя, вследствие чего происходит проявление демонстративного или «актерского» поведения.
Главными чертами, характеризующими индивида, склонного к демонстративному поведению, являются: безграничный эгоцентризм, тяга к повышенному вниманию и признанию, потребность в любом эмоциональном проявлении по отношению к себе (эмоциональное проявление может быть, как позитивно окрашено, так и негативно). Такие люди не выносят равнодушия к своей персоне.
Многие психологи пришли к единому заключению, что суть демонстративной личности определяется аномальной способностью к вытеснению, избирательным отбором впечатлений о мире в общем и о своей личности в частности. Таким личностям будет приятно то, что устремлено на приукрашивание их. И, наоборот, все нейтральное или противоположное будет просто вытесняться из их сознания и памяти. Характерным для демонстративного поведения может быть осознанное и намеренное нарушение правил и норм поведения, принятых в социуме.
Как общаться с демонстративными личностями
С людьми такого психотипа нужно уметь правильно общаться. В этом помогут советы психологов.
- Выработайте нейтральное отношение к стремлению вашего оппонента показать, продемонстрировать себя. Не выказывайте эмоций по этому поводу, не акцентируйте внимание на его поведении, не ищите способы преодоления такого поведения у человека.
- Даже если вы знаете, что человек врет и приукрашивает свои достижения, не разоблачайте его публично. Этим вы только обидите собеседника, вставив его лгуном и фантазером.
- Поскольку демонстративные люди любят фантазировать и преувеличивать, доверять им не стоит. Не воспринимайте все сказанное ими всерьез, старайтесь проверять полученную информацию.
В умеренном виде эта акцентуация характера не причиняет вреда ни самому человеку, ни людям, окружающим его. Общаясь с демонстративной личностью, нужно просто учитывать особенности ее характера, чтобы не испытывать разочарований или негативных эмоций.
«Эхо»
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-у», или: «Тр-р-р-р», и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно
Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их