Дивергентное мышление: новый подход к решению старых задач. Что собой представляет эта парадигма умственной деятельности и можно ли развить необходимые навыки?

Человечество мыслит по-разному, оттого люди делятся на артистов, научных деятелей, спортсменов. Среди разных видов мышления человека выделяют дивергентное, отличающееся быстротой и широтой процесса. Диагностировать его можно в детстве, но есть возможность развить у взрослого человека.

Дивергенция отличается нестандартными решениями

Определение мышления человека базируется на его психологической составляющей. Это процесс отражения действительности, а также умение решать поставленные задачи. Человеку свойственно делать попытки связать несколько явлений воедино для получения некоторой картины мира. Направление мыслей зависит от навыков индивида, полученных врожденным талантом либо тренируемых долгие годы.

Основные виды мышления

К основным видам мыслительных процессов относят следующие:

  1. Наглядно-действенный. Суть в том, чтобы начать действовать, исходя из ситуации. Человек видит проблему, его задача – выбрать подходящий инструмент для ее решения;
  2. Наглядно-образный. Присущ артистам, начало берет у детей дошкольников, когда они воспринимают мир, как сочетание образов. Суть этого вида в том, чтобы глубже охарактеризовать некий предмет, ситуацию;
  3. Абстрактный. Его называют словесно-логическим мышлением, основывается оно на неком суждении, базируясь на существующих понятиях об объекте или явлении;
  4. Теоретический. Предмет познается применением на нем правил, законов, закономерностей. О людях с теоретическим направлением мышления нередко отзываются, как об «интеллектуальной экономии», поскольку именно благодаря им делаются новые открытия, или хотя бы приоткрываются завесы будущих открытий;
  5. Практический. В отличие от мыслительной базы теоретического направления, практическое означает действие над предметом. Хотя нередко основывается на теоретическом, которое следует доказать на примере практической операции;
  6. Аналитический. Аналитики по своей природе – планировщики. Они поэтапно решают некую задачу, основываясь на существующих фактах;
  7. Интуитивный. В отличие от предыдущего вида, интуиции чуждо планирование, нередко она поступает, как велит подсознание, получает положительные результаты;
  8. Творческий (продуктивный, репродуктивный). Вид мышления, нацеленный на получение новых знаний. При этом репродуктивное творческое течение мыслей основывается на известных фактах. Продуктивное – раскрывает творческий потенциал индивида. Это способствует ускоренному получению новых знаний для самостоятельного направления их в нужное русло.


Дивергентное мышление может предложить неожиданные идеи

Обратите внимание! Дивергенция – это в психологии составная часть творческого мышления, обеспечивающая индивиду продуктивные мыслительные процессы.

Структура

В основе способности нестандартно подходить к задачам и вопросам лежит группа особенностей, которые составляют структуру названного способа деятельности. Их можно определить следующим образом.

Объекты

Некие предметы, которые используются для дальнейшей мыслительной манипуляции над ними, для достижения определенных целей. Это далеко не всегда вещи в материальном смысле этого слова. Вполне может быть, что речь предельно крупных структурах, которые не могут быть «выделены в натуре». Дорога, дом, планета. Также понятия на стыке материального и абстрактного: общество, пр. А то и вовсе идеальные, нематериальные сущности. Последнее особенно типично для философского и научного знания: жизнь, смерть, любовь, свобода, вселенная, материя, прочие категории, не имеющие материального выражения.

Подходы

Собственно, методология. Перечень методов, которые используются для оперирования объектами. Их систематизации, анализа, прикладного использования. Наиболее хорошо заметна методология при оценке материальной, преобразовательной деятельности человека. Например, в работе изобретателя, инженера-механика и пр.

Если конвергентный подход предполагает некую академичность и даже шаблонность, действие по конкретному алгоритму, дивергентное мышление требует творческого переосмысления заданных стандартов. Новых принципов манипуляции объектами. Если утрировать: повар с конвергентным подходом строго следует технологической карте, рецепту и ни на йоту от них не отступает. С нелинейным — старается модифицировать рецепт, чтобы добиться большего эффекта, улучшить вкус, снизить себестоимость без ущерба качеству, ускорить процесс приготовления. Словом — оптимизировать работу и добиться лучшего результата.

Идеи

В основе идей лежит конкретная концепция, основанная на примерных способах влияния на объекты, их сочетания, отношения. Это интегральный компонент.

Если сравнивать со структурой конвергентной парадигмы, все более просто, человек использующие такой метод имеет больше свободы для самовыражения и поиска нетривиальных способов деятельности. Линейный стиль имеет более жесткую структуру, обладает рамками:

  • объекты;
  • методы;
  • идеи;
  • строго заданные алгоритмы, шаблоны (их можно сочетать, но отступать от них — нельзя);
  • признаки объектов;
  • определение их функций.

Определение дивергентного типа мышления изначально предполагает не логический и тем более не чисто механический, а творческий подход. Поскольку структура дает больше свободы, человеку куда труднее на начальных этапах воспользоваться столь широкими возможностями. Дивергентному мышлению нужно учиться. Это практическая группа навыков. Однако, как ни странно, этот метод куда более эффективный, если нужно решать задачи, не предполагающие единого подхода.

Согласно теоретическим и практическим исследованиям, наибольшая эффективность достигается при возможности переключаться между разными парадигмами или использовать их параллельно.

Дивергентное мышление в психологии

Логическое мышление — что это такое и как его развить у взрослого и ребенка

Дивергентное мышление – это часть творческого направления мыслительного процесса человека. Его особенностями являются поиск и получение множества вариантов решения поставленной задачи. Оригинальность, быстрота, гибкость – это дивергентное мышление. Примечательно, что его можно развить еще у младшего поколения и натренировать у старшего. О данном способе мышления говорят, что человек «идет в разных направлениях». Перебирая те или иные варианты решений некоторой задачи, дивергент способен получить весьма неожиданный исход, хотя, безусловно, верный.

Люди могут относиться к разным группам по образу мышления. Одни обладают творческим складом ума, другие отличаются аналитическим.

Нередко они считают, что превосходят друг друга по образу мыслей. Это неправильно, поскольку нельзя определить, кто из них лучше. Но можно совместить разные виды мышления: творческому человеку натренировать аналитический склад ума и наоборот.

Зачастую эта тренировка памяти проходит за счет методов мозгового штурма, карт памяти, ассоциаций. Перечисленный инструментарий подходит для развития у человека дивергентного мышления.

История возникновения понятия

Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.

Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.

Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.

Диагностика дивергентного мышления

Арт-терапия для детей дошкольного возраста — что это такое

Обычно у человека больше развито какое-то одно направление мышления, отличающееся определенным набором характеристик.

Сочетание таких качеств, как легкость, гибкость, скорость мышления, и ряда прочих элементов в психологии – это дивергентность. Ее можно диагностировать с раннего возраста.


Дивергентное мышление выявляют с детского возраста

Это интересно

Вот простой тест на креативность, который был придуман самим отцом понятия «Дивергентное мышление» Джоем Гилфордом: За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:

  • Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;
  • 10 – 12 – средний уровень;
  • 12-20 – хороший уровень;
  • Больше 20 – высокий уровень креативности.

Можно ли измерить дивергентность мышления

Дивергентность мышления можно определить, измерить, оценить посредством диагностики по Дж. Гилфорду и тестированию Э. Торренса. Первый способ призван дать оценку нескольким важным параметрам креативного образа мыслей: оригинальность, семантика, адаптивность и спонтанность. Диагностика состоит из 14 так называемых субтестов, результаты которых определяют уровень развития и активности дивергентного направления.

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Примером диагностики по Гилфорду служит задание, которое определяет легкость словоупотребления предполагаемым дивергентом: за некоторый отрезок времени необходимо составить максимально большое количество слов с определенной буквой (например, «д»). Сюда же относят диагностику внимательности: найти среди множества предметов некоторый заданный. Также господин Гилфорд ввел задание, в ходе которого испытуемый должен составить рисунок из геометрических фигур.

Обратите внимание! Дж. Гилфорд отнёсся к диагностированию дивергенции с большим разнообразием, но его тесты не подходят для детей. Поэтому данная диагностика не имеет большого распространения среди специалистов ввиду сложности испытаний.

Тестирование Торренса предлагает простой вариант определения дивергенции человека любого возраста, начиная с дошкольного. Тест состоит из десятка абстрактных фигур, само задание предлагает испытуемому дорисовать их до полноценных изображений, подкрепив названием. В ходе тестирования внимание уделяется 4 элементам:

  1. Легкость (определяется скоростью выполнения задания);
  2. Гибкость (переключение между заданиями);
  3. Оригинальность;
  4. Разработанность, точность идеи.

Помимо творческого тестирования, Э. Торренс предложил вербальные и аудио испытания, но они пользуются гораздо меньшим спросом.

Дивергенция (дивергент) – это …

«Дивергенция» переводится с латинского «divergere» как «расхождение». Следовательно, дивергенция – это процесс расхождения каких-либо объектов.

Объекты, к которым применимо данное понятие, могут быть разными, все зависит от области применения, но в повседневной жизни термин «дивергенция» не используется.

Теперь о том, почему полюбившийся фильм называется «Дивергент». Сюжет фильма о том, что в тоталитарном мире, где люди разделены на фракции по определенным признакам, появляются индивидуумы, не вписывающиеся ни в одну из очерченных ниш.

Дивергенты — это бунтари, не признающие существующее положение дел. Их жизненная позиция расходится (находится в дивергенции) с общепринятой.

Агрессивный дивергент опасен для общества. Для сохранения порядка такого человека нужно устранить (изолировать, уничтожить). О перипетиях противостояния дивергента и общества и идет речь в фильме.

Противоположным по значению к слову «дивергенция» является слово «конвергенция» (схождение). Подробно об этом термине и его употреблении рассказано в другой статье нашего блога.

Применение понятия «дивергенция» в различных областях имеет свои особенности.

Так, например, в математике дивергенция – это оператор, характеризующий расхождение входящего и исходящего потока при дифференцировании векторного поля. Для тех, кто хочет детально узнать про особенности дивергенции в высшей математике, привожу ссылку для просмотра.

В этой статье мы рассмотрим более распространенное применение термина в разных сферах.

Как развивать дивергентное мышление

Современное общество требует от человека творческого подхода и быстроты эффективного выхода из сложных ситуаций. Поэтому так важно отнестись к развитию дивергентного решения, даже если индивид считает, что это ему чуждо.


Необходимо развивать разные мыслительные направления

К методам развития дивергенции относят:

  1. Движение мыслей. Берется некий предмет, например, телефон, и на лист бумаги записывается все то, что можно с ним сделать. Важно дать волю нестандартным вариантам;
  2. Вопросы. Помогает найти решение там, где его как будто и нет. Нужно взять некую проблему, задавать как можно больше вопросов. Решение рано или поздно придет с неожиданной стороны;
  3. Ассоциации. Ассоциативная память – одно из самых интересных явлений, поэтому важно развивать это направление. На листочке бумаги пишут любое слово, отводят от него несколько «лучей» и описывают ассоциативные цепочки.

Радость питает ваше воображение

Есть такая концепция от известного психолога Дж. Нины Либерман называется она «Манифест Радости». Оказывается, чтобы креативно мыслить необходимы еще некоторые условия, такие как:

  • Радость
  • Хорошее настроение
  • Оптимизм
  • Хорошие отношения
  • Достаточный отдых
  • Жизнь без стресса и напряжения
  • Не должно быть тревоги
  • Внутреннее благополучие

Одним словом, человек должен быть в гармонии с самим собой, тогда он и генерирует новые идеи и идти он может разными путями, точно зная, что если он даже «упадет, то поднимется легко» и пойдет другим путем! И это все за счет дивергентного мышления… статья вот об этом!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Что такое конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это в психологии ответвление от логического, это дедукция и индукция. Учитывая, что дивергентов учат думать разносторонне, конвергенция основывается на линейном образе мыслей, т. е. в одну сторону.

Дивергентное мышление более широкое, нежели конвергентное направление. С одной стороны, линейность конвергента обеспечивает ему краткий путь к решению задачи, причем наиболее надежный. Дивергенты способны найти десятки способов решения проблемы, а иногда получить нечто уникальное, новое.

Скорость, гибкость, нестандартность мышления – все это характеристики дивергента. Современному человеку необходимо развивать в себе эти качества, чтобы повысить эффективность работы и жизни в целом. Весьма важно, что методы тренировки дивергентного мышления просты, нужны лишь желание и целеустремленность.

Планирование ради творчества — это возможно!

Вам может показаться, что планирование и творчество — два взаимоисключающих понятия. Но, оценив все плюсы и минусы дивергентного и конвергентного мышления, вы поймете, что они прекрасно уживаются вместе.

Вы всегда сможете найти время и место для обоих подходов, и самые эффективные менеджеры проектов понимают, когда и как ими можно воспользоваться. Следуйте нашим рекомендациям, и вы сможете успешно выполнять проекты и при этом действовать гибко и радоваться переменам и новым идеям.

Хотите испытать решение для управления проектами и совместной работы, поддерживающее и дивергентное, и конвергентное мышление? Подпишитесь на 14-дневную бесплатную пробную версию Wrike!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]