Системное мышление как эффективная парадигма умственной деятельности: особенности применения и развития

Мы живем в мире систем – начиная от человеческого организма и заканчивая социально-экономическим устройством общества. Все, что существует в форме процесса, является системой, потому что ни один процесс не может происходить хаотично, он должен подчиняться определенным закономерностям, сохраняя баланс соотношения производительности и отдачи внутренних элементов.

Если мы подумаем, что такое системность, то на ум придут следующие синонимы: «дисциплинированность», «планирование», «продуманность», «слаженность» и т.д. Данное понятие не стоит путать с систематичностью, которая предполагает повторение какого-то действия с определенным промежутком времени. Но что же получится, если мы обратимся к более комплексному понятию «системное мышление»? Для этого введем еще один термин – «мышление».

Мышление – понятие, неразрывно связанное с сознанием, которое функционирует с целью познания окружающего мира, выявления образов и построения связей между ними, представления, обозначения, определения их возможностей, их измерения и применения [В. Кемеров, В. Мацкевич]. Указанный термин подвергается классификации по множеству критериев, многие из которых вы можете увидеть в нашей статье «Мышление: что это такое и каким оно бывает». Одной из важнейших разновидностей мышления является как раз-таки системное мышление.

В своем выступлении перед аудиторией менеджеров руководитель «Сбера» Герман Греф высказывал мнение о том, что отсутствие системного мышления (лично для него) является «катастрофой по жизни». При этом, руководитель крупнейшего банка России указывает на две ключевые составляющие данного понятия: способность к анализу (погружение в детали, структурирование изучаемой проблемы) и способность к синтезу (абстрагирование от мелочей, переключение на более крупный масштаб) [Г. Греф, 2018].

Конечно, трудно не согласиться с тем, что системное мышление – действительно важный навык, желательно присутствующий в сознании человека, выученный им и применяемый в повседневной практике. Однако не стоит печалиться, если вы им не обладаете, ведь этому можно научиться. Один из отличнейших способов это сделать – пройти нашу онлайн-программу «Когнитивистика», уделяя которой около 15-25 минут в день, вы за два месяца разовьете свои когнитивные способности, прокачаете различные виды мышления (в том числе и системное) при помощи нескучных тренировок для мозга.

Возвращаясь к определению, указанному Г. Грефом, сделаем небольшую поправку – конечно, системное мышление гораздо шире и объемнее и включает в себя не только две указанные компоненты. Ниже мы раскроем этот термин более широко, расскажем, как тренировать данный вид мышления и стоит ли вообще этим заниматься.

Что значит мыслить системно?

Первоначально необходимо указать, что системное мышление – это навык, который понадобится в абсолютно любой ситуации, и вот почему:

  • во-первых, системное мышление – это не точечное умение, не какая-то обособленная практика, помогающая вам в сфере профессиональной деятельности; это своего рода стиль жизни, руководство при любых действиях, потому что, имея в арсенале такую операционную модель поведения, вы влияете на всю систему своей действительности, на ее подсистемы, да и в принципе начинаете относиться к ним, как к структурным явлениям со своими чертами функционирования, что уже немаловажно;
  • во-вторых, не случайно большинство работодателей серьезных компаний и организаций, прививающих культуру лидерства, предъявляют в списке обязательных компетенций именно данный навык, потому что считают его определяющим для потенциального сотрудника, т.к. умение разглядеть проблему, понять, что к ней привело, как от нее уйти, какие факторы являются дестабилизирующими, а какие – вспомогательными, сегодня приобрело колоссальную значимость;
  • в-третьих, системное мышление обязательно поможет людям, не находящим своего пути, призвания, смысла систематизировать внутренние жизненные процессы и добиться рационализации и выхода из ситуации, потому что зачастую мы просто не осознаем хаотичности и непоследовательности представлений о собственном мире, что как раз и нивелирует рассматриваемое нами понятие;
  • в-четвертых, в мире, где наступила глобализация и одна система стала зависеть от другой, а та, в свою очередь, от третьей, Барри Ричмонд, лидер в области системного мышления и системной динамики, а также автор данного понятия, указывает на то, что этот феномен является незаменимым методом познания, своего рода отдельным языком, помогающим сблизить разнородные и ранее не связанные между собой системы [B. Richmond, 1994].

Теперь остановимся на сущности системного мышления, в частности на его первой части – определении «системное».

Некорректно будет проигнорировать пионера в области системного мышления, уже упомянутого Барри Ричмонда, предложившего следующее определение: «Искусство и наука формирования надежных связей в поведении с помощью глубокого погружения в понимание внутренних структур явления». В дополнение автор приводит также выражение «умение видеть как отдельное дерево, так и лес, сохраняя визуальный контакт с обеими частями одновременно» [B. Richmond, 1994].

И действительно, самое главное, что мы можем выделить в системном мышлении – это умение разглядывать как подробности, детали, мелочи объекта или явления (метод индукции), так и сохранять целостную его картину, не терять ощущение масштабности (метод дедукции).

В научной работе американских ученых из частного Технологического института Стивенса анализируется ряд определений с целью достижения наиболее правильного и полного. Авторы приходят к следующему терминологическому объяснению системного мышления: «это набор синергетических аналитических навыков, используемых для улучшения возможности идентификации и понимания систем, предсказания их поведения, а также возможности их изменений с целью достижения желаемых результатов. Все данные навыки работают, как система».

Авторы также указывают на три обязательные составляющие любой системы:

  1. Элементы (они будут характеризовать систему).
  2. Взаимодействие элементов (связи, создающие отношения между элементами).
  3. Цель (то, ради чего существует система, что может быть легко понято) [R. D. Arnold, J. P. Wade, 2015].

Теперь давайте рассмотрим любую систему, к примеру, палисадник:

  1. Почва, кустарники, рассада цветов, предметы декора, дождь, периодически падающий с небес, солнечный свет, воздух, собака, пробегающая по рассаде, насекомые, обитающие в пределах палисадника – все это и многое другое есть системообразующие элементы.
  2. Если на кусты случится нашествие краснощеких муравьев, это может их сгубить, однако если хозяин палисадника решит избавиться от них, вредители погибнут, но химикат может повлиять на цветы, причинив им ущерб, хотя его действие может и вовсе не оказать никакого эффекта, если постоянные дожди вымоют средство против муравьев. Таким образом, связей между элементами создается большое количество и все они влияют друг на друга.
  3. Хозяин может планировать выиграть конкурс по декорированию дачных палисадников, и поэтому ему важно сохранять красивый внешний вид, а значит, и здоровую экосистему его ландшафтного мини-проекта. Однако бывает и так, что хозяин не так часто приезжает на дачу, и его вовсе не беспокоит состояние палисадника – он полностью отдал его во власть стихии. Как видно, в обоих случаях совершенно разные цели.

Еще раз глядя на второй пункт, мы можем сделать вывод, что системное мышление действенно как раз из-за того, что оно учит видеть те связи, которые раньше вы, казалось, не замечали, но значимость которых не менее важна, чем тех, что очевидны и явны. Конечно, влияние на существующие и возникающие системы – ключевое свойство для человека. Но чтобы правильно (т.е. в рамках поставленной цели) повлиять, недостаточно просто взять и изучить структуру, нужно понимать, какой реальный синергетический эффект возникает при отношениях между элементами системы [Ц. Церенов].

Тематике системного мышления посвящена довольно обширная литература. Перечислим наиболее яркие и популярные из них:

  • «Азбука системного мышления», Донелла Медоуз.
  • «Системное мышление 2020», А. И. Левенчук.
  • «Системное мышление: границы ментальных моделей и системное видение мира», Е. В. Ксенчук.
  • «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», Дж. О’Коннор, И. Макдермотт.

Возможно, вы уже знакомы с какой-либо из данных книг либо читали что-то другое по системному мышлению. Будем рады увидеть ваши отзывы в комментариях.

Заострить же ваше внимание нам хотелось в большей степени на последней книге. Остановимся на ней чуть более подробно, т.к. именно она считается классикой в освоении рассматриваемого навыка.

Общие выводы

Из указанного содержания требований к компетенции «Системное мышление» можно сделать вывод о высокой сложности развития подобной компетенции. Надо честно отметить – Системное мышление, это трудно развиваемая комплексная компетенция, но очень нужная и ценная способность человека. Отдельные компоненты такого навыка мы развиваем в течение продолжительного времени. Когда мы в школе учимся решать задачи, в вузе пишем курсовые и дипломные работы, подробно анализируем существующую информацию, предлагаем новые выводы, мы действительно формируем свой персональный фундамент для такой компетенции.

При этом, при последовательной системной работе в направлении своего развития:

  • понимая критерии и индикаторы компетенции Системное мышление,
  • используя передовые технологии развития как бизнес-симуляции, деловые игры и тренинговые форматы,
  • достигая осознанности в персональном совершенствовании,

возможно овладеть искусством принятия решений высокого качества, преодолеть многие ограничения «пределов роста».
С чего лучше начинать? Сначала понять текущий уровень развития компетенции. Для этого посмотреть результаты последнего участия в Центре оценки или пройти экспресс-самодиагностику, см приложение 2. Следующий шаг – сформировать и реализовать план системного персонального развития!

Максим Чернышов, май 2022 #системноеМышление, #принятиеРешений, #управленческиеКомпетенции

Что подскажет Джозеф О’Коннор?

Коротко опишем основы системного мышления, изложенные в книге О’Коннора и Макдермотта.

Любую систему можно представить, как составную из ее дробных частей (анализ), что позволит познать ее несколько проще, а воссоединение их вновь (синтез) даст понимание того, как они между собой взаимодействуют. При этом размер для каждой системы должен быть свой – «больше, не значит лучше». Это особенно полезно понимать при построении организационной системы, выбирая оптимальное количество участников коллектива.

Сложность системы – один из ее важных показателей. Сложность бывает детальная (когда слишком много компонентов; пример – мозаика) либо динамическая (когда слишком много связей между компонентами; пример – шахматы). При этом, последние системы чаще всего более стабильны в силу сложности взаимозависимости между элементами, однако и они подвергаются изменениям за счет эффекта рычага.

Эффект заключается в том, что необходимо найти самый слабый элемент системы, точку ее развития и направить изменения конкретно на нее, что приведет к усовершенствованию всей системы. Так, наблюдая неэффективность какого-сотрудника, руководитель стремится к повышению его квалификации, дополнительному отпуску либо замене.

Какие же изменения системы могут претерпевать? О’Коннор приводит такое понятие как «петли обратной связи» (при воздействии на систему, мы возвращаемся в исходную точку, но уже в модифицированном виде) или, иначе, способы воздействия на систему:

  1. Усиливающая обратная связь. Словно снежный ком, каждое изменение приводит к еще большим изменениям. Например, при внедрении нового оборудования мы получаем все больший рост выпуска продукции.
  2. Уравновешивающая обратная связь. Сдерживающая связь, приводящая к обратному состоянию, т.к. именно оно признается равновесным, идеальным. Например, человек при повышении температуры тела потеет, испарина охлаждает тело, тем самым возвращая температуру к равновесному состоянию.
  3. Уравновешивающая упреждающая связь. Предвидение события становится его причиной. Наверняка вы и сами видели такое, когда в новостях просачивались слухи и фейки о дестабилизации рентабельности какого-либо финансового учреждения, и вкладчики тут же забирали свои денежные средства, чтобы избежать рисков, даже если изначально ничего не предвещало беды.
  4. Усиливающая упреждающая связь. Предвидение событий приводит к обратному состоянию системы. Например, если вы пригрозите своему сотруднику увольнением, это может его подстегнуть, и он начнет работать с тройным усердием, что сделает его более ценным для компании.

Все указанные виды изменений не могут признаваться эффективными, если делать акцент на одном из компонентов системы. Всегда нужно помнить об их устойчивом соотношении, о балансе, приводящем к эффективности.

Вторая часть книги посвящается ментальным моделям – убеждениям, ценностям, идеалам (они в совокупности также являются системой), в которые верит тот или иной человек и которые определяют ориентацию системного мышления. Сначала автор рассматривает способы их образования, в частности:

  • вычеркивание (часть опыта, представляющаяся нам маловажной, не задерживается в памяти);
  • конструирование (мы сами «достраиваем» наши представления о том или ином явлении, даже если они не являются правдивыми);
  • искажение (человеческому сознанию свойственно подтасовывать имеющиеся знания, преуменьшая или преувеличивая их);
  • обобщение (заключение выводов из недостаточной информации, построение ложных стереотипов).

Если вы хотите достичь рациональности системного мышления, помните об указанных способах построения ментальных моделей, старайтесь быть объективными и нивелировать те из них, что искажают реальность, запоминайте и анализируйте все исходы событий без привязки к конкретным эмоциональным реакциям.

В книге рассматривается также проблема причинно-следственных связей, где автор указывает, что нужно в большей мере оперировать не причинами, а факторами. На данном пути тоже выделяется три ошибочных суждения системного мышления в контексте причинно-следственных связей, в частности:

  1. Причина и следствие разделимы во времени, второе следует за первой (по сути, они составляют одну сущность, и причина плавно перетекает в следствие либо даже является им).
  2. Во времени и пространстве следствие идет сразу за причиной (фактор задержки).
  3. Следствие пропорционально причине (зачастую мелочь приводит к громадным последствиям) [И. Макдермотт, Дж. О’Коннор, 2020].

Эти и многие другие темы, аспекты и навыки системного мышления (к примеру, эффект бабочки, формальная логика, рекурсия, ограничивающие ментальные модели и т.д.) раскрыты далее в «Искусстве системного мышления…» Советуем вам обратиться к книге, чтобы узнать побольше нового и интересного. А мы бы хотели поделиться тем, как все-таки развивать системное мышление, если вы чувствуете, что вам не его не хватает.

Деловая игра Beer Game

Деловая играя The Beer Distribution Game, изначально была разработана Джоном Стерманом, профессором университета Слоун, Massachusetts Institute of Technology. Здесь моделируется цепочка поставок пивной продукции, где задействованы 4 стороны: пивоварня, как производитель, и далее: дистрибьютор, распределительный центр (РЦ) и розничный магазин.

В ходе игры Beer Game, в каждом раунде (который моделирует 1 неделю) клиенты совершают покупку продукта у розничного продавца. Объем покупки определяется карточкой соответствующего раунда. Затем продавец, с целью сохранения запасов продукции на своем складе формирует независимый заказ в РЦ. Далее уже РЦ самостоятельно формирует заказ Дистрибьютору, а уже эта компания – отправляет запрос на Производство. В начале игры положение всех элементов системы сбалансировано. На каждом локальном складе системы есть необходимый запас продукции, по 12 кейсов. В течение нескольких первых раундов объемы согласованы и составляют 4 кейса/неделю. Целью каждой команды, является в течение 40 недель обеспечивать бесперебойное наличие продукта у розничного продавца и достичь при этом минимальных расходов по своей команде. Суммарные затраты в команде определяются по формуле – при наличии продукта в каждом звене системы поставки затраты составляют $0.5 на кейс, при недостатке продукта в любом звене от объема заказа, расходы — $1.0/кейс. В соответствии с реальным поведением динамических систем, в деловой игре реализован нелинейный характер бизнес-системы. Если движение информации происходит быстро, то в поставках продукции реализована естественная задержка – 2 недели, как на варку нового пива, так и на поставку кейсов по каждому элементу системы. По сути, участникам необходимо обеспечить прогнозирование спроса объемов заказа и производства, чтобы избежать дорогостоящего отсутствия продукта и обеспечивать бесперебойную работу данной логистической цепочки. В бизнес-симуляции нет других дополнительных ограничений. Не происходит ни ограничений объема производства, нет лимитов по финансированию, не возникает трудностей с персоналом или системой доставки [5]. Вопрос только в том, какой опыт для себя обретут участники данной бизнес-симуляции.

Результаты игры Beer Game

Деловая игра Beer Game позволяет участниками расширить собственные ментальные модели, которые используются для понимания реально происходящих процессов в системах, изучить следующие важные аспекты поведения динамических систем:

  • Влияние систем обратной связи на общее поведение системы. Особенности влияния усиливающей петли обратной связи, формирующей значительное изменение состояние системы;
  • Возникновение эффекта системы «Предел роста» и проявление балансирующей петли обратной связи в динамической системе;
  • Формирование фазовой задержки поведения системы, когда уровень заказа может значительно смещаться от реальной потребности продукта в системе.

Описание деловой игры Beer Game доступно на странице: https://grow-time.ru/growth/games Содержание тренинговой программы по развитию системного мышления, https://grow-time.ru/growth/trainings#managerCompetenceLink

Развитие системного мышления

Перед тем как приступить к тренировке системного мышления, советуем пройти тест, который покажет, стоит ли вообще это делать – возможно, ваше системное мышление и так развито отлично (хотя дополнительная, так сказать, профилактическая тренировка лишней не будет). Среди рекомендаций предлагаем вам тест от платформы «Россия – страна возможностей», где вы можете авторизоваться с помощью социальной сети или регистрации, и от другой платформы по трудоустройству TestOnJob, где прохождение теста свободно.

Итак, существует несколько способов раскрытия потенциала и формирования системного мышления:

Расширение кругозора и эрудиции

Не случайно данный метод мы поставили на первое место. Чем больше образовательного, коммуникативного, эмпирического опыта вы получаете, тем шире вы раздвигаете рамки своего сознания. Знакомьтесь с интересными людьми, путешествуйте, читайте правильную качественную литературу, приобретайте новые навыки, увлекайтесь дополнительным хобби, учите языки – совершайте больше нового!

Зачем? Ответ прост: это все опыт, позволяющий вам понять многообразие мира, закономерности его функционирования. Системное мышление сродни междисциплинарности, смежности предметных областей, и чем больше профильных и непрофильных компетенций вы наберете, тем легче вам будет ориентироваться в мире систем.

Крушение стереотипов

Об этом также пишут Дж. О’Коннор и И. Макдермотт. Все мы, так или иначе, окутаны совокупностью стереотипов, мешающих нам жить. Стереотип представляет собой устоявшееся убеждение относительно какого-то явления, выработанное на основе предыдущего опыта.

Проблема со стереотипами заключается в том, что они не позволят вам быть эффективными в трудных ситуациях, порой требующих риска, потому что стереотипы – это форма ригидного и консервативного мышления. Новаторство, креативность даются людям со стереотипным мышлением с трудом, что и становится препятствием на пути формирования системного мышления.

Изучение успешных кейсов

Наверняка вам в голову приходила мысль посмотреть фильм о какой-то личности или прочитать биографическую книгу. Вряд ли эта идея была связана с неудачником или проблемным проектом с печальным результатом, и это совершенно правильно.

Обращая внимание на показательные случаи из практики, вы волей-неволей учитесь хорошему опыту, запоминаете, как правильно, изучаете положительные факторы, приведшие к успеху, и сопоставляете их с негативными, которые могли повлиять отрицательно и привести к плачевным последствиям. Поэтому учитесь на хороших примерах, читайте истории успеха – как отдельных людей, так и их совместной работы.

Развитие креативности

Незаменимое средство для развития системного мышления – это умение мыслить нестандартно, искать разные подходы к разбору объекта на составные части и последующему синтезу. О том, как развивать креативное мышление, указано в нашей статье «Приемы развития креативности». Рекомендуем ознакомиться с техниками и приступить к интересной и увлекательной тренировке головного мозга [Е. Зиброва, 2020].

Вводя в свою ежедневную практику указанные рекомендации, вы безоговорочно придете к развитому системному мышлению. Также помните, что вы можете знать очень много приемов повышения эффективности, таких как SWOT-анализ, AGILE-подход, матрица Эйзенхауэра, бизнес-модель Остервальдера и т.д., но бесконечно метаться от одного к другому далеко не выход и уж тем более не показатель развитого системного мышления. Главное – это уметь выбирать нужный инструмент в конкретной ситуации, распознав проблемные факторы, как симптомы, требующие правильного подхода в лечении.

Однако не все ученые соглашаются с неоспоримой эффективностью системного подхода. Посмотрим, какие минусы можно увидеть в данном виде мышления.

Свойства систем

Разберем несколько базовых свойств систем, которые в большинстве источников признаются правильными.

  1. Система состоит из элементов.
  2. Элементы должны взаимодействовать между собой.
  3. Вместе они в виде системы выполняют какую-то полезную функцию. Если что-то поменять в схеме взаимодействия, составе элементов, система начнет меняться, а также изменится ее основная функция.

Системный подход обязательно нужен в менеджменте. Его можно использовать в процессном и проектном подходе, стратегическом менеджменте, оргпроектировании. Любая функциональная область в компании — финансы, персонал, маркетинг — при выходе на самый минимальный уровень управления нуждаются в системном подходе.

Критика системного мышления

Действительно ли системное мышление настолько универсально и неоспоримо полезно? Как правило, да, ведь в структурировании и приведении к порядку и системности нет ничего плохого. Тем не менее китайский экономист Вей-Бин Занг в своей монографии о синергетической экономике размышляет на тему системного анализа и приходит к выводу, что данный тип анализа «заведомо предполагает устойчивость. В этом отношении он все еще находится в рамках традиционной экономики» [W.-B. Zhang, 1999].

Данные слова можно трактовать следующим образом: чтобы анализировать какое-то явление с точки зрения системного мышления (системного анализа), оно должно быть относительно стабильным и устойчивым. И действительно, сложно подвергать разбору на части постоянно меняющуюся структуру и уж тем более делать выводы о том, какие факторы на нее влияют. Однако все дело в том, что в жизни нет ничего устойчивого, и в еще большей степени это доказывает современный мир.

Что же делать? Ответ на поверхности – подстраиваться. Не в наших силах остановить поток перемен, происходящих буквально каждую секунду. И даже в таких условиях системное мышление может быть отличным методом по проведению качественного анализа с правильными выводами. Согласны?

И перед тем, как перейти к заключению, предлагаем пройти проверочный тест, чтобы закрепить знания:

Теперь же давайте подведем итог.

Как развить

Системное мышление поддается развитию. Самый простой способ тренировки состоит в выборе произвольного объекта для изучения. Это может быть что угодно: материальный предмет, физиологическая особенность организма, процветающий бизнес, природное явление. Выбранный объект следует всесторонне изучить, выявив все его взаимодействующие частицы и элементы, определив прямые и обратные связи между ними.

Чем шире круг интересов человека, тем качественнее работает его мозг. Обогащая свой кругозор, следует каждое новое знание подвергать скрупулезному анализу: разбирать на элементы и складывать в целое. Так можно открыть в себе новые таланты и способности, обогатить собственную жизнь и, возможно, даже сделать мир лучше.

Литература

  1. Файоль А., Общее и промышленное управление
    . – М., 2000
  2. Сенге Питер М., Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. – МИФ Бизнес, 2018
  3. Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт, Искусство системного мышления. – Альпина Паблишер, 2018
  4. Библиотека компетенций Ломингер, FYI® For Your Improvement, https://www.kornferry.com/fyi-resources
  5. Flight Simulators for Management Education, «The Beer Game», Prof. John D. Sterman,
    MIT, https://web.mit.edu/jsterman/www/SDG/beergame.html
  6. Официальный сайт компании Cesim, https://www.cesim.com/ru/home

Приложение 1. Группа компетенций Lominger «Способность принимать сложные решения»

Качество принятия решений

Как справедливо отмечают составители компетенции, любое «решение может быть правильным лишь в данном промежутке времени… Никто не может быть прав всегда и во всем». Уровнем нормы для данного качества, считается когда:

  • Сотрудник предлагает взвешенные решения, основанные на сочетании анализа, здравого смысла, опыта и проницательности
  • Большая часть предлагаемых решений может быть реализована за отведенное время
  • Окружающие обращаются к сотруднику за советами и решениями

Интеллектуальный потенциал

Успех как в работе, так и в жизни сильно зависит от приобретённых знаний и навыков и их использования для разрешения проблем и сложных жизненных ситуаций. Уровень нормы для компетенции:

  • Наличие хороших интеллектуальных способностей
  • Сотруднику дается умственная работа, в том числе и сложная
  • Сотрудника характеризуют как наблюдательного, сообразительного, интеллектуально одаренного человека.

Способность «схватывать на лету»

Большинству не составляет труда решать те задачи, с которыми уже сталкивались ранее. Значительно сложнее анализировать проблемы в новых контекстах и формате применения отличающихся от прошлого решений. Требуется способность отбросить прошлый опыт, быстро увидеть суть ситуации, использовать новый подход. Уровень нормы для компетенции:

  • Быстро обучается при решении новых задач
  • Постоянно осваивает новое в разных областях
  • В поисках улучшений анализирует как успехи, так и неудачи
  • Готов экспериментировать, использовать доступные средства для поиска решения
  • Готов браться за трудные и незнакомые задачи
  • Быстро схватывает суть и скрытую структуру изучаемого явления

Решение проблем

Почему люди часто неуспешны в решении проблем? Типичные ловушки мышления – делать поспешные выводы; не изучать как следует проблему, собрав поверхностную, самую доступную информацию; не учитывать того, какие еще есть возможности и риски. Уровень нормы для компетенции, сотрудник:

  • Использует все доступные источники для поиска ответов
  • Применяет строгий логический подход для решения
  • Может видеть скрытые проблемы
  • Отлично справляется с объективным анализом, использует инструменты анализа
  • Не довольствуется очевидным и не останавливается, получив «сырой» ответ.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]