Сначала было «Слово». Вот дар, который заложила в нас природа. Человек может говорить. Это отличает его от животного мира. Проблема в том, что используя вроде бы одни и те же слова, мы говорим по-разному. Кого-то могут слушать «открыв рот», а кого-то начинают перебивать с полуслова и зевать с самого начала его повествования.
Так как же научиться интересно рассказывать истории и держать публику в напряжении до самой последней минуты в рассказе?
Правило №1
Чтение. Как бы странно это не звучало, но чтение увеличивает наш словарный запас и помогает избавиться от слов — паразитов: «Мммм», «Эээээ», «Вооот», «Нууу»…
В рассказах, аудитория пытается воспринимать текст «на слух», вряд ли они обрадуются вашим заминкам. Еще хуже, когда вы начнете подбирать слова у себя «в голове» и возникнет неловкая пауза. Связь с аудиторией потерять очень легко.
Чтение — это прекрасный способ улучшить свою речь, запастись богатыми эпитетами, крылатыми фразами. Они помогут быть «на коне», когда вы увлеченно захотите поделиться своей историей с публикой.
Особенную пользу принесет чтение вслух.
Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому
Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приемы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться – это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причем не только в написании текстов, но и в обычной речи. Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространенными и эффективными литературными приемами. Каждый из них будет снабжен ярким примером для более точного понимания. Читать подробнее…
9
Правило №2
Начинаем вести дневник. Что как не письменный навык поможет вам отследить пробелы в вашей речи. Учитесь писать грамотно, без ошибок. Пытайтесь контролировать «поток ваших мыслей» сначала на бумаге, а потом устно. Бумага укажет вам на ваши минусы, вы наглядно, без посторонней помощи сможете анализировать вашу речь.
Тренинг
Я уверена, что теория должна подкрепляться практикой. Поэтому спешу сообщить вам приятную новость: есть отличный обучающий курс Павла Воли “Юмор. Стендап 2.0”. Пройдя его, вы почувствуете мощный приток знаний, эмоций, опыта и инициативы. Чем полезен курс? Он вам даст навыки хорошо шутить, ясно мыслить и правильно общаться с людьми, доносить публике эмоции, заражать ими, говорить образно.
Вы сможете увидеть себя в новом амплуа актера, приобретете ораторские навыки. А еще у меня маленький сюрприз – я дарю вам промокод на 25-процентную скидку:
PRT3081CBA
Если вы хотите быть суперрассказчиком, то вам сюда.
Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны. На нашем блоге, кстати, есть статья-обзор проекта, прочитайте:
- Курсы проекта “Сила Воли” – самый подробный обзор тренингов Павла Воли и Ляйсан Утяшевой + отзывы
Правило №3
Записывайте свои слова на диктофон. Это поможет проследить, насколько взаимосвязана речь. Запишите свою историю, потом прослушайте. Постарайтесь понять, насколько вам было интересно ее слушать.
Слушали бы вы эту историю, если бы ее рассказывал кто-то другой, в таком же формате, как вы записали?
Если вам понравилось то, что вы услышали, поздравляем, вы интересный рассказчик. Если нет — работайте над своей речью, пока не получите отличный результат.
Способы научиться сторителлингу
Давайте сначала поймем, чему именно мы хотим научиться. Сторителлинг: “стори” с английского – история, “теллинг” – говорить, сказать. Этот термин сравнительно новый и подразумевает “сказать, говорить историю”. Но мы вкладываем в это понятие именно интересный, интригующий рассказ истории.
В сторителлинге никто никого за ногу не тащит на свою сторону. Здесь нет прямолинейных заявлений. Тут не подходит прямолинейный формат, и четкого разграничения на “добро-зло”, “хорошо-плохо” тоже нет. Читателю, слушателю прокладывается путь, пройдя который он решит, как именно будет теперь относиться к сюжету, как воспринимать новую информацию.
А теперь мы подошли к самому важному – техникам сторителлинга. Не буду вас обманывать, учиться этому жанру легче людям творческим. Но любой может научиться интересно и смешно доносить сюжет истории, если отработает техники их рассказа.
Мономиф
Это рассказ о разных приключениях, путешествиях героя. Во главе рассказа один герой, который встречается с разными ситуациями в своей жизни. Конечно, нужно добавить немного драматизма, собственно, и жанр драматический тут тоже работает: есть вступление, завязка сюжета, его развитие, кульминация всей истории и окончание.
Этот прием помогает понять, из-за каких ситуаций герой пришел к определенным выводам. Такая техника отлично работает в сказках для детей, когда взрослый хочет привить какие-то ценности ребенку. Конечно, добавляя разные, на первый взгляд, неразрешимые ситуации, таинственных героев.
Наше народное творчество в своих сказках преуспевало в этой технике. Например, сказка о Маше и медведях или Василисе Прекрасной и т. д. Важно в этом жанре не сделать историю скучной. Для этого добавляйте юмор, развивайте его в себе.
Гора
То же самое, только с одним нюансом – героя не ждет мир во всем мире или беспредельное счастье. Он проходит разные испытания, что-то теряет, в конце его ждет неудача, но он не отчаивается, а уверен, что все это было не напрасно.
Заканчивается рассказ тем, что он прошел этот путь не зря. Отличная история для новоявленного лидера группы. Таким образом можно в короткие сроки завоевать уважение.
Рамка
Техника, позволяющая объединить разные истории в одной концепции. Что это значит? Когда вы рассказываете разные ситуации, но в одной “рамке”. То есть в рассказе есть что-то, что объединяет их все. По такому принципу построена “Тысяча и одна ночь”. В этом рассказе дворец царя объединяет все рассказанные Шехерезадой сказки.
Здесь важно обрамление. Когда вы рассказываете историю, начните с обрамления. Например, вы семьей выезжаете на природу. Вы описываете, как вы собирались, готовили продукты вместе, какие-то казусы. Но во всем этом вы подчеркиваете единство и сплоченность вашей семьи. И впоследствии, когда будете рассказывать другие путешествия семьи, основа – единство и сплоченность.
Сравнение
Часто мы используем эту технику, воспитывая детей, при этом сами того не подозревая! Техника сравнения (sparklines – как есть уже и как могло бы быть) основана на контрасте реальной ситуации и возможной воображаемой. Например, мы говорим ребенку: “Вот у тебя низкая оценка по математике, а если бы ты вчера больше позанимался, этот пример решил бы легко”.
Это маленький пример контраста. В интересной истории сравнение тоже активно применяется. Часто оно используется в бизнесе, рекламе или мотивационных постах. Авторы направлены на побуждение к переменам. Технику признают эмоциональной, так как она воздействует сначала на эмоциональную сферу человека. Слушатель видит положение своих дел, сравнивает, как могло бы быть, и хочет все изменить.
Реверсивная драматургия
Помните начало статьи, где речь шла о лестнице? Так вот мы подошли к одному из приемов, которые там использовались, – начало с середины. Общаясь с людьми, вы успешно привлечете внимание к своей персоне с помощью этого приема. Часто такая техника видна в кинопродукции. Режиссеры интригуют зрителей кадрами из середины фильма.
В рассказе вы можете начинать с кульминации, тогда ваш слушатель будет внимательно слушать начало, развитие событий, чтобы понять, как герой оказался в такой ситуации. Этот прием хорошо работает в историях, которые вы рассказываете девушке. Представительницы прекрасного пола особенно эмоционально воспринимают кульминацию, особенно если она касается близкого человека.
Например: “Вчера чуть не уволили с работы… (у девушки дух захватило: почему? как? а что дальше?). Пришел на рабочее место, смотрю, а вчера неправильно сделал отчет. Пришлось за 5 минут до оперативки доделывать, а то точно бы вылетел, испытательный срок-то завтра только заканчивается!..”
Если вы хотите рассказывать длинную историю, то вам нужно постоянно держать интригу. Не нужно раскрывать сразу все карты, чтобы удержать внимание слушателя. Этот прием важно использовать для интересного рассказа историй в музее. Не всем интересны исторические данные. Но если вы этим приемом их обыграете, то будете самым востребованным экскурсоводом!
Фальстарт
Прием, заставляющий слушателя постоянно обновлять внимание. Начинается все с обычного повествования, ничего не предвещает эмоций… Потом все резко меняется, история получает новый оборот и эмоции слушателей тоже. Человек уже не знает, что ожидать от рассказа, поэтому он постоянно напряжен. А вам-то того и нужно?!
Этот прием часто используется в сериалах, когда речь идет сначала про одного героя, затем с ним что-то случается, и его родственник, знакомый, начинает всем мстить. Зрителя заинтересовало то, что в этом сериале может случиться что угодно, и это заставляет постоянно смотреть кинопродукт. С историями то же самое.
Сходящиеся идеи
Прием направлен на объединение нескольких историй в один вывод. Например, в сериале “Меч” используется такой прием. Несколько людей с отдельными жизненными историями и эмоциональными ранами встретились и пришли к одному выводу: должна быть социальная справедливость и равенство, богатые должны делиться с бедными, даже если не хотят…
Такая же история с веб-разработчиками Сергеем Брином и Ларри Пейджем. Этот союз стартует с разных ситуаций, жизненных историй, но они объединяются в одну известную ситуацию: создание проекта под названием Google.
Так, я постаралась максимально понятно объяснить классические приемы сторителлинга, которыми вы можете уже начинать пользоваться. Под каждого человека подстроиться не получится, но, например, рассказать внуку-подростку о своей жизни можно, применяя сравнение. А своему парню рассказывать истории из своей жизни можно, используя мономиф или рамку. Парни не любят изобилие эмоций.
Правило №5
Уверенность в себе. Это очень важный навык при рассказе увлекательных историй. Вы когда-нибудь видели на сцене неуверенного артиста или спикера? Все эти люди переживают свое волнение до выхода на сцену. Ваша задача научиться делать так же.
Здесь вам понадобиться помощь родных и близких друзей.
Им придется пережить период оттачивания вашего мастерства речи. Перестанете стесняться близких — перестанете стесняться и всех остальных. Главное — получайте обратную связь. Критика тоже должна присутствовать и ее нужно воспринимать достойно. Лучше пусть друг скажет, что ваша история «мягко говоря», не очень впечатлила, чем потом из зала в вас будут лететь «тухлые помидоры».
Сценарное мастерство: как создать отличный сценарий
Сценарий в его общем виде может понадобиться всем, кому приходится выступать на публике. Возможно, вам уже приходилось испытывать неловкость, произнося речь перед аудиторией. Если это так, причиной этому могут быть неумение пользоваться приемами риторики или неправильно подготовленный сценарий выступления. Для решения первой проблемы рекомендуем прокачивать риторические способности, а вот начало решению второй проблемы положит наша статья. Что такое сценарное мастерство, почему сценарий так важен и как освоить основы сценарного мастерства, мы и расскажем в предложенном материале. Читать подробнее…
8
Правило №7
Импровизация. Это упражнение можно делать в компании друга или с помощью диктофона. Суть простая. Выберите в комнате любой предмет, который попадется вам на глаза. Начните вслух рассказывать про этот предмет, так как будто это самая увлекательная история в мире.
Сначала будет тяжело. Ведь с первого раза сложно красочно рассказать о чайной ложке или шторах на окне. Минимальное время рассказа — 5 минут. Позже, когда ваш рассказ действительно станет интересным, информативным, связанным — увеличиваем количество минут.
Важно! Если вас слушает друг, то это должен быть постоянно один и тот же человек. Иначе вы не сможете проанализировать ваши успехи в рассказе историй.
Гора
Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.
Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.
Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.
Пример
Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.
https://goo.gl/YohE67
Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.
https://goo.gl/2GrBR7
Правило №9
Начинаем рассказывать свою историю с середины. Вспомните чудесные школьные годы. С чего там начинались лучшие истории? Верно, со слов: «Ты представить себе не можешь. На меня упал рояль. Да. Я жива и не пострадала. Нет, я не железный человек. Просто шла мимо своего дома. Никого не трогала. Возвращалась из магазина — и тут БАЦ упал рояль! Ну, не прямо на меня. Просто грузчики пытались его занести через окно. И уронили рядом со мной. Ну как рядом. Я стояла на другой стороне улицы…».
Такую историю было не возможно не дослушать до конца. Итак, рассказываем по схеме: середина — начало — конец.
Мономиф
Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.
В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».
Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.
Мономиф поможет вам объяснить, как вы пришли к тем выводам, которыми хотите поделиться, и добавит вашей истории убедительности. Эта техника хорошо подходит для демонстрации преимуществ риска, а также для объяснения, как вы открыли для себя новые знания.
Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.
Примеры
Пример не новый, но показательный. Популярный рекламный ролик «Coca-cola. Пей легенду!» рассказывает современный вариант сказки об Иване-царевиче и Сером Волке.
Или история со счастливым концом: рассказ в инфографике о том, как маленький стартап сделал 10 миллиардов долларов, начав с надувных матрасов.
Автор: Anna Vital
https://notes.fundersandfounders.com/post/82297315548/how-airbnb-started
Избавьтесь от слов паразитов
Включаете диктофон, или садитесь напротив камеры и говорите, говорите, говорите. Но тут есть одно но. Таким же способов развивается способность говорить три часа подряд даже при полном, казалось бы, отсутствии темы. Избавление от слов-паразитов — процесс не быстрый.
Практика
Тут все так же предельно просто. Под девизом «Чем больше, тем лучше» выбираем себе жертву и забалтываем ее до коматозного состояния. Друзья, родственники, коллеги, случайные прохожие – выбор велик. А если начинаете замечать, что от вас уже убегают – на помощь приходит все тот же диктофон или камера. Чисто теоретически техника должна продержаться дольше.
Со временем вы станете замечать, что говорить становится намного проще. И уже вы слушаете, открыв рот и источая легкую зависть, а вас.
Переключите эмоциональный режим на «любопытство»
Вам не комфортно находиться в одном помещении с незнакомыми людьми? Большинству из нас тоже. Но раз уж вы там оказались, приходится устанавливать с ними связи и отношения, и это как раз подходящий момент. Но вместо того, чтобы идти «на штурм», стиснув зубы, или источать тревогу и неуверенность, попробуйте переключиться. Расслабьтесь. Да, это работа, но она совсем не обязательно должна приносить расстройство и боль.
Постарайтесь перевести ваш эмоциональный «тумблер» в положение «любопытство» — вместо «когда-же-я-смогу-отсюда-сбежать» или «все-должны-меня-заметить». Это словно включить внутреннюю улыбку, — внезапно вы начинаете выглядеть, как потенциальный друг и союзник, и перестаете нести угрозу.
Люди скорее открываются, если вы демонстрируете искренний интерес и любопытство.
Разумеется, важную роль играет язык тела. Перестаньте скрещивать руки, замедлите темп речи, смотрите собеседнику в глаза. Позвольте себе улыбнуться и непринужденно рассмеяться.
Пусть вашей целью станет выяснить, что из себя представляют другие, а не продемонстрировать «отполированные до блеска» грани собственной личности.
Ваши эмоции говорят сами за себя.
Время для смеха
Как рассказывать истории смешно? Желательно добиваться того, чтобы первые смешки у слушателей возникали уже в первые тридцать секунд. Смешные истории не следует перегружать ненужными деталями, разумеется, если подробности не изобилуют забавными моментами, помогающими подойти к кульминации.
Вовсе не обязательно пытаться уложить рассказ в полминуты, важно лишь максимально насытить первые 30 секунд забавными и интригующими деталями. В этом случае высока вероятность, что слушателям захочется узнать продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.
В памяти большинства людей откладывается лишь кульминационный момент истории или ее финальная часть. Поэтому конец важно тщательно продумать, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прервать монолог на том этапе, когда аудитория заливается смехом.
Задавайте более открытые вопросы
Вас самих не раздражает вечное банальное «Как дела?»
Я это искренне ненавижу. Потому что такой вопрос вынуждает людей самоопределяться (и определять собственную ценность) через их работу. Конечно, эта информация вам пригодится в контексте деловых отношений, но почему бы не позволить себе отнестись к этой теме более творчески?
Что можно было бы узнать, если спросить как-нибудь так: «Что в последнее время дает вам силы и энергию?»
Люди ОБОЖАЮТ этот вопрос. Он дает возможность ответить гибко и разнообразно. Внезапно оказывается, что вы не оцениваете их по статусу или влиянию, напротив, вы интересуетесь тем, что помогает им чувствовать себя «живыми». Это отличный вариант, не важно, разговариваете ли вы со стажером или генеральным директором. Вы неизменно будете вознаграждены формированием прочных глубоких связей.
Не стесняйтесь, берите и пользуйтесь!
Вот еще три вопроса, которые могут пригодиться:
— Откуда вы? — Как вы связаны с компанией/индустрией/хозяином_____? — Что привело вас сюда (на это мероприятие)?
Цель этих вопросов – постараться найти свое место в истории собеседника. Логично, да?
Креативные писательские упражнения
Писательский процесс является невероятно важным для развития мышления и креативности. Чтобы научиться излагать свои мысли письменно, необходимо упражняться. Это поможет избавиться от самоосуждений, внутренних фильтров и барьеров. Однако и упражнения должны быть соответствующими – опробованными, эффективными, развивающими необходимый навык. И именно такие упражнения мы собрали в представленной статье. Их не очень много, но все же вполне хватит, чтобы заметно подрасти в выбранном направлении. В общем, читайте, знакомьтесь и принимайтесь за дело. Читать подробнее…
10
С чего начать написание истории
Не торопитесь писать прямо сейчас. Одних сюжетных элементов для сторителлинга недостаточно. Нужно продумать подачу и тему, которые будут интересны не только вам, но и вашей аудитории.
Определите свою аудиторию
Для кого вы работаете? Кто должен увидеть вашу историю и отреагировать на нее? На кого история должна произвести впечатление, которого вы добиваетесь? Чего боится этот человек и на какие мысли или действия его натолкнет ваш рассказ? Составьте 3–4 подробных аватара клиента и держите в голове этих людей, когда будете писать историю.
Решите, какие эмоции будет вызывать история у аудитории
Заставить читателя чувствовать себя так, как вы этого хотите, — вот что важно в сторителлинге. Читатель может удивляться, злиться, плакать, хохотать в голос, спорить, писать гневные комментарии или вдохновляться вашим примером и пробовать что-то подобное.
Анализ аудитории поможет вам понять, чего хотят эти люди. От каких страхов и проблем хотят избавиться и какие эмоции заставят их совершить нужные действия.
Сформулируйте цель сторителлинга
Не нужно писать историю, чтобы написать историю. Подумайте, чего вы хотите добиться с ее помощью? Может, вы хотите, чтобы у клиентов появился интерес к новому учебному курсу и профессии, которую он дает? Или вы рассказываете историю, чтобы обосновать цену на тренинг? Или вы хотите, чтобы читатель сделал репост, и пост увидело еще больше людей? Или призываете подписать петицию?
«Я пишу эту историю, чтобы что?» — всего один этот вопрос поможет понять, какую задачу вы хотите решить с помощью сторителлинга.
Продумайте призыв к действию
Не бросайте своего читателя в финале истории. Подскажите, что ему делать дальше, какой шаг совершить, чтобы вы добились цели, которую ставили.
- «Расскажите в комментариях, как вы заработали свои первые деньги».
- «Подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые видеообзоры».
- «Пришлите слово “файл” в директ, и я вышлю вам подарок».
- «Введите свой email, чтобы скачать бесплатный чек-лист».
- «Используйте промокод, чтобы получить 20% скидки».
Эти призывы вы видели сотни раз. Используйте их, чтобы подтолкнуть аудиторию к нужному действию. Хотите повысить охват поста, вовлекайте в диалог читателей, просите лайков и шеров. Хотите продаж, мотивируйте купить продукт или услугу. И так далее.
Если вы определили цель истории правильно, то продумать целевое действие будет легко.