«Мама, я боюсь»: как избавить ребенка от детских страхов во время самоизоляции

Проблема детских страхов знакома многим родителям. Маленькие дети боятся Бабы-Яги, школьники – отвечать у доски, подростков страшит быть непривлекательным для противоположного пола.

Большинство страхов связаны с возрастом ребёнка и со временем проходят. Однако если страх сохраняется долгое время и приносит беспокойство не только ребенку, но и родителям, – это повод серьезно задуматься.

В этой статье вы узнаете, какие бывают дневные и ночные страхи у детей, с чем они связаны и как помочь ребенку одержать победу в борьбе с собственным страхом.

Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».

Содержание:

  • Виды страхов Дневные страхи
  • Ночные страхи
  • Чего боятся дети в разном возрасте?
      Во время беременности мамы
  • В первые месяцы жизни
  • С 1 года до 3 лет
  • С 4 до 5 лет
  • С 6 до 7 лет
  • С 8 до 11 лет
  • С 11 до 16 лет
  • Причины страхов у ребенка
  • Как распознать детский страх?
  • Как помочь ребенку справиться со своими страхами?
      Психотерапевтические техники
  • Как победить ночные страхи?
  • Рекомендации родителям
  • Общие сведения о состоянии

    Страх – естественный инстинкт человека, возникающий как ответ на угрозу, возможную опасность. В детском возрасте в силу развитого воображения и эмоциональной нестабильности такие страхи в большинстве случаев надуманны, не имеют под собой реального основания. Тем не менее, такое состояние очень распространено, является угрозой для психики ребенка и требует обязательного вмешательства специалистов. Пущенный на самотек детский страх впоследствии может стать причиной настоящей фобии, которая сохранится в течение всей дальнейшей жизни.

    Виды страхов

    Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.

    Дневные страхи

    Дневные страхи у детей бывают:

    1. Природные (основаны на инстинкте самосохранения): страх смерти, темноты, высоты, животных, стихии, громких звуков, замкнутого пространства, боли.
    2. Социальные: страх одиночества, людей, наказания, опоздания, осуждения.
    3. Ситуативные: страх как последствие психотравмирующей ситуации (ребенок, который чуть не утонул в озере, теперь боится плавать даже в бассейне).
    4. Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).
    5. Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д.
    6. Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.

    Ночные страхи

    Ночные страхи у детей могут проявляться в виде кошмарных сновидений, снохождения и сноговорения. Страшные сны могут повторяться и преследовать ребенка почти каждую ночь. Процесс появления таких сновидений связан с работой мозга, который продолжает работать ночью и перерабатывает информацию, полученную днем.

    Исследования показали, что ночными страхами страдают примерно 3% всех детей на планете до 14 лет.

    Причины ночных страхов у детей:

    • чувствительность, тревожность и мнительность детей, а также их родителей;
    • перенесенный стресс;
    • смена привычной обстановки;
    • болезненное состояние, лихорадка;
    • несчастные случаи, испуг;
    • неблагоприятные семейные ситуации (ссоры отца и матери, развод);
    • эмоциональная отчужденность родителей;
    • повышенные требования к ребенку, частые физические наказания.

    Чаще всего кошмарные сновидения преследуют детей с 5 до 12 лет.

    Ребенок начинает бояться засыпать один, просит оставить включенным свет или лечь с кем-то из родителей. Спит беспокойно, ворочается, иногда даже вскрикивает. Утром чувствует себя вялым, разбитым, подавленным, начинает капризничать. Родители тоже начинают нервничать, раздражаться, срываются на ребенке. Вечером повторяется все заново – беспокойство, нарастающая тревога, нежелание ребенка идти спать.

    Чтобы ситуация не стала критической, а ночные страхи ребенка не переросли в патологию, необходима помощь невропатолога или психотерапевта. Родителям же следует выполнять рекомендации, о которых будет сказано позднее.

    Классификация

    По видам детские страхи классифицируют по самым разным направлениям, начиная от причин возникновения и заканчивая выраженностью симптоматики. В целом все состояния подразделяют на три группы:

    • навязчивые страхи, которые обусловлены реально пережитыми жизненными ситуациями (боязнь животных, высоты, замкнутого пространства, воды);
    • бредовые страхи, когда логическая взаимосвязь между объектом опасения и причиной возникновения боязни нелогична, даже абсурдна;
    • сверхценные страхи, когда точкой отсчета становится любое событие, активизировавшее фантазию ребенка; такое состояние не проходит, боязнь постепенно разрастается, охватывая все мысли и чувства малыша.

    У детей наиболее распространены сверхценные виды страха, которые ребенок взращивает в себе, придумывая все новые подробности, наделяя объект боязни удивительными способностями и качествами.

    Чего боятся дети в разном возрасте?

    Во время беременности мамы

    Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.

    В первые месяцы жизни

    Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.

    С 1 года до 3 лет

    Ребенок растет, а вместе с ним растет его двигательная активность и стремление к познанию мира. И вдруг ласковая и добрая мама начинает ему что-то запрещать, ограничивать его свободу, повышать голос. Естественно, ребенок в этой ситуации начинает испытывать тревогу и беспокойство.

    Если взрослые соблюдают баланс между тем, что можно и тем, что нельзя, ребенок растет спокойным и уверенным в себе. Он получает первый опыт знакомства с опасностями окружающего мира (огонь жжется, лед холодный, если прищемишь палец дверью – будет больно) и учится их избегать.

    Если же в жизни ребенка существуют только одни ограничения и запреты, в семье царит гиперопека, тогда ребенок растет тревожным и несамостоятельным, боящимся собственной тени.

    Малыши также испытывают сильный страх перед болью. Отсюда капризы и истерики перед походом к врачу, боязнь уколов и прочих хирургических вмешательств.

    С 4 до 5 лет

    К 4 годам у детей появляются страхи сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Волк и другие). Боязнь этих существ связана с тревожащими ребенка взаимоотношениями со взрослыми людьми, в первую очередь, в семье. Баба-Яга – образ злой жестокой, бескомпромиссной женщины. Кощей Бессмертный – грубый, скупой, бессердечный. Волк – агрессивный, несущий в себе опасность.

    Также дети боятся темноты, боятся засыпать и оставаться дома одни. Это связано с тем, что ребенок, оставшись без родителей, чувствует, что не может самостоятельно защититься от окружающих его опасностей.

    С 6 до 7 лет

    В старшем дошкольном возрасте дети начинают бояться смерти. Как своей, так и смерти родителей.

    Также остаются сильны страхи темноты и одиночества. Страх сказочных персонажей сменяется страхом привидений, монстров, агрессивных персонажей мультфильмов и компьютерных игр.

    С 8 до 11 лет

    К тому времени, как ребенок идет в школу, количество его страхов уменьшается.

    Но появляются так называемые «школьные» страхи: опоздать в школу, неправильно ответить у доски, боязнь строгого учителя и одноклассников.

    Существует даже термин «школьная фобия» – навязчивый страх перед посещением школы. Зачастую этот страх связан с тем, что чрезмерно опекаемый ребенок переживает разлуку с родителями, находясь в школе, и сомневается в своей возможности справиться со всеми школьными задачами.

    Родители также могут неосознанно способствовать развитию «школьной фобии», постоянно контролируя выполнение домашних заданий ребенком и ругая его за плохие оценки.

    Также младшие школьники боятся не соответствовать социальным требованиям: быть плохим учеником, ненадежным товарищем, нелюбимым сыном или дочкой.

    Кроме «школьных» страхов дети в этом возрасте боятся стихийных бедствий: урагана, смерча, землетрясения, а также мертвых и призраков.

    Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».

    С 11 до 16 лет

    В подростковом возрасте у детей идет активное половое созревание, меняется фигура, голос, увеличивается или уменьшается масса тела. Поэтому многие начинают испытывать страх изменения, страх быть некрасивым, уродливым, непривлекательным для противоположного пола.

    Страх смерти достигает своего пика именно в этом возрасте. Дети боятся войны, тяжелой болезни, террористического акта.

    Также достигают своего пика «социальные» страхи: боязнь насмешек, осуждения, неприятия коллективом сверстников и даже травли.

    Девочки оказываются больше подвержены страхам, чем мальчики, в силу своей впечатлительности и эмоциональной ранимости.

    В подростковом возрасте, как и в дошкольном: чем строже и нетерпимее относятся родители к своему ребенку, тем большее количество страхов у него бывает.

    Страхи способствуют появлению у подростка неуверенности в себе, замкнутости, повышенной тревожности и депрессивных мыслей.

    От 1 года до 3–4 лет

    После года ребенок начинает ходить, обретает свободу действий и активно познает мир. Важно, чтобы родители нашли баланс между поощрением самостоятельности и здоровой опекой. Чрезмерные запреты могут развить робость, апатичность, или же, напротив, породить склонность обходить ограничения и рисковать.

    Также в этом возрасте появляется страх боли — дети обычно связывают его с походами к врачу. Важно на доступном языке объяснить ребенку суть медицинских манипуляций, избегать грубого давления, по возможности быть рядом во время процедур.

    Причины страхов у ребенка

    1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.

    Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».

    Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.

    Возраст родителей тоже играет не последнюю роль. Чем старше родители, тем сильнее они проявляют беспокойство за жизнь и здоровье ребенка.

    2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.

    Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.

    3. Эмоциональная «холодность» родителей.

    У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.

    4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.

    Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.

    5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.

    Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.

    6. Психические расстройства.

    Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.

    Эксперимент Харлоу доказал, что для здоровья детям необходимо родительское тепло

    В 1950-х американский психолог Гарри Харлоу провел серию экспериментов, которые может и были жестокими, но в корне изменили представления об уходе за ребенком. Харлоу сформировал группу из детенышей обезьян, которых отделили от матерей и посадили в клетку с двумя «заменителями мамы» — проволочной фигурой с бутылочкой молока и мягкой фигурой, покрытой тканью. Вот что выяснилось.

    Без доброй мамы — плохо. Очень быстро выяснилось, что обезьянки предпочитают проводить время, повиснув на мягкой фигуре, хотя у нее нет молока, а к проволочной «маме» подходят только для того, чтобы поесть. Когда оставили только ее, обезьяны начали вести себя подобно детям-аутистам — сжимались на полу, избегали контактов, раскачивались взад-вперед.

    Злая мама — все равно мама. На последней стадии эксперимента Харлоу создал модель «злой матери» — поместил в клетку мягкую фигуру, которая была оборудована приспособлением, внезапно отталкивающим обезьянок или выпускающим шипы. Но даже пострадав от такого обращения, животные возвращались к «злой маме» и сохраняли привязанность к ней.

    После окончания эксперимента обезьянки так и не восстановились. Во взрослом возрасте они оставались более робкими, нервными, по сравнению с обезьянами, которые выросли в нормальных условиях.

    В итоге ученый сделал вывод, что ребенку недостаточно одного питания и хорошего ухода — без тактильного контакта (прикосновений, объятий, ласкового обращения) он не сможет сохранить психическое здоровье.

    Как распознать детский страх?

    У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.

    Дошкольники и школьники не всегда могут рассказать о том, что их пугает. Родителей должны насторожить постоянная напряженность ребенка, двигательное возбуждение, повышенная утомляемость, беспокойный сон, частые головные боли, капризность и плаксивость. Все это говорит о том, что ребенок находится в состоянии хронического беспокойства и тревоги, и ему потребуется помощь психолога.

    Основные методы диагностики страхов у детей старше 3-х лет основаны на рисунках («Рисунок семьи», «Нарисуй, чего ты боишься»). Также используются такие методики, как «Страхи в домиках», «Закончи сказку». С их помощью можно узнать, что тревожит и беспокоит ребенка, какие страхи у него преобладают.

    В старшем школьном и подростковом возрасте психологи используют опросники, которые позволяют оценить степень психоэмоционального напряжения ребенка, уровень тревожности и предрасположенность к неврозу.

    Осторожно выясните, что на самом деле происходит с вашим ребёнком и помогите ему справиться со страхами. Установите приложение родительского контроля «Где мои дети», чтобы знать, где он находится, что делает и с кем проводит время.

    Диагностика

    Основной способ определить наличие, причину и уровень страха – беседа ребенка со специалистом. С помощью психотерапевтических методик и опросников врач может выявить изначальный источник переживаний, оценить текущее эмоциональное состояние малыша. Немалую диагностическую ценность в этом отношении имеют так называемые проективные методики, когда психолог просит детей нарисовать или иным творческим способом выразить свой страх.

    В случае реальных психических нарушений проводится стандартный комплекс обследования, включающий лабораторные анализы, ЭЭГ, МРТ головного мозга, консультации невролога, педиатра и других узких специалистов.

    Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

    Психотерапевтические техники

    В борьбе с детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые при определенной подготовке могут использовать и родители:

    Рисование

    Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

    Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть в окно со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»

    Игра

    В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенные навыки, усваивают социальные формы поведения, берут на себя разные роли.

    Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, обретает уверенность в себе.

    В детских учреждениях популярна игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь». Дети «превращаются» в страшного персонажа (Кощей Бессмертный, дракон и т.д.), которого называет водящий, и замирают. Водящий выбирает ребенка, у которого лучше всех получился данный персонаж, и тот становится водящим.

    Сказкотерапия

    Этот метод используется в коррекции страхов и тревожности у детей, начиная с пяти лет. Выбирается специальная сказка или сочиняется авторская, которая отражает конкретный страх ребенка. По ходу повествования персонажи одерживают над ним победу.

    Ребенок на примере сказочных героев учится смотреть своим страхам в лицо и не бояться бороться с ними.

    Как победить ночные страхи?

    Чтобы ребенок спокойно спал ночью без кошмарных сновидений, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что ему ничего не угрожает.

    1. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за то, что он капризничает и не хочет спать один. Посидите с ним рядом, успокойте, погладьте по голове, дождитесь, пока он уснет.
    2. Днем ребенку необходима двигательная активность на свежем воздухе, подвижные игры.
    3. За 2-3 часа до сна у ребенка не должно быть:
        компьютерных игр;
    4. мультфильмов и сказок с пугающими персонажами;
    5. ссор и выяснения отношений в семье;
    6. тяжелой пищи;
    7. духоты в комнате;
    8. тесной, неудобной одежды для сна.
    9. Время засыпания должно быть одним и тем же, независимо будний это или выходной день.
    10. Пробуждение ребенка не должно быть резким. Лучше использовать не будильник, а мамины прикосновения и поглаживания.
    11. Укрепляйте организм ребенка. Занятия спортом и здоровый образ жизни станут лучшей профилактикой ночных страхов.

    С 7 до 12 лет

    Начало школьной жизни — тот экватор, за которым природные и «фантазийные» страхи все больше уступают место социальным. Дети, выросшие в гиперопеке, могут тяжело переживать разлуку с родителями и необходимость самостоятельно справляться с заданиями в школе.

    Родители же часто усугубляют ситуацию, придавая чрезмерную важность оценкам, заставляя многократно переписывать домашние задания и т. д.

    Как преодолеть детские страхи, связанные со школой, и помочь ребенку не бояться этого нового жизненного этапа? В первых классах стоит сосредоточиться не столько на отметках, сколько на том, понимает ли ребенок программу в целом, какие него есть белые пятна.

    Если будет понимание, отметки подтянутся сами собой. И не забывайте, что школа — это лишь часть жизни, помимо уроков у детей должны оставаться увлечения и хобби.

    Рекомендации родителям

    Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.

    • Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
    • Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
    • Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
    • Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
    • Не обсуждайте при ребенке катастрофы, несчастные случаи, истории о призраках и потустороннем мире. Дети впечатлительны, и такие разговоры надолго остаются в памяти. Многие, даже становясь взрослыми, до сих пор помнят, чем их пугали в детстве и какие страшные истории рассказывали взрослые.
    • Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
    • Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
    • Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
    • Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
    • Психология детских страхов такова, что большинство из них рождается в семье. Обратите внимание на собственное психологическое благополучие. Если вы сами по природе тревожны и беспокойны, старайтесь не передавать этих чувств ребенку.
    • Не игнорируйте страхи ребенка. Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.

    Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.

    5

    С 12 до 16 лет

    Подростковый возраст — время социальных страхов, которые вытесняют все остальные. Ребенок переживает половое созревание, у него быстро меняется внешность, идет гормональная перестройка.

    Так появляется страх стать некрасивым и превратиться в объект насмешек. Чтобы свести такие страхи к минимуму, важно привить подростку навыки ухода за собой, привычку регулярно заниматься спортом, следить за питанием.

    Также важно, чтобы у подростка были увлечения, своя компания единомышленников и друзей. Спортивные или творческие секции, хобби помогают избежать депрессивных мыслей и легче пройти кризис идентичности.

    Рисуночные психотехники

    Попросите ребенка нарисовать семью и проанализируйте, где он расположил себя и своих близких. Дети, которые рисуют себя в стороне от родных, переживают одиночество, чувство брошенности.

    Обратите внимание, к кому ближе всего расположена фигурка ребенка — это самый значимый для него взрослый человек, от которого ожидается поддержка. Посмотрите, чья фигура больше всего заштрихована. Сильный нажим — признак эмоционального напряжения, связанного с данным человеком.

    Еще можно попросить ребенка нарисовать свой страх и расспросить, где он живет, что любит и что не любит, чего сам боится. В результате получится сказка о страхе — придумайте ей хороший конец.

    Сказкотерапия

    Суть метода в том, чтобы с помощью сказочных героев дать ребенку пример, как бороться со страхами и победить. Для этого можно взять готовые психотерапевтические сказки или сочинить свою собственную.

    Выберите персонажей, обозначьте их фигурками кукол или животных, а затем вместе с ребенком придумайте сюжет. Готовые сказки можно читать детям от 3 лет, но придумать свою получится только с ребенком постарше.

    Детские страхи — неотъемлемая часть взросления, и если они не переходят в фобии, стоит воспринимать их как норму. Ребенок легко преодолеет эти эмоции, если растет в атмосфере заботы и понимания.

    Помните, что советы психолога лишь дают инструмент для борьбы со страхами, но создать подходящую обстановку для этого могут только родители.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]