Слёзы представляют собой вполне физиологический процесс, возникающий при определённых факторах, таких как попадание инородного предмета в глаз, физическая или эмоциональная боль, а также при других сильных переживаниях. Но часто люди оказываются абсолютно беспомощными в ситуациях, когда пытаются понять, почему иногда хочется плакать без причины.
Это случается, когда логически проанализировав ситуацию, понимает, что причин для печали нет, но подступающие слезы и комок в горле говорят об обратном. Тут мы имеем дело не с отсутствием причин для расстройства и его выражения в слезах, а с неосознаванием травмирующих процессов. Так случается часто, что наша психика использует рационализацию и объясняет даже фрустрирующие вещи с точки зрения необходимости и даже полезности, когда при этом подсознание продолжает сопротивляться, раниться и кричать о том, что происходит что-то не то при помощи беспричинных слёз.
Разбираясь, почему постоянно хочется плакать, необходимо анализировать не то, что сейчас, но также учитывать всю жизненную историю человека. Накатывающие слезы могут свидетельствовать о стрессе, накапливаемом годами, а могут говорить о надвигающихся неприятностях, переживания относительно которых запрещены на сознательном уровне. В некоторых случаях удаётся разобраться самостоятельно или, поговорив с друзьями, если же чувствуете, что выход не приближается, то есть смысл записаться на консультацию к психотерапевту и там, на специализированной сессии узнать свои истинные причины плача, а дальше разработать план стабилизации ситуации.
Норма или патология
Вам наверняка интересно узнать, как ведут себя другие родители, кричат ли они на детей. Мы поможем вам найти ответ.
В 2022 году психологи провели на улицах Москвы опрос среди родителей и людей, ставших свидетелями сцены с криками. У родителей спрашивали о том, допустимо ли кричать на ребенка. А у свидетелей просили дать характеристику подобным сценам.
Какие результаты в итоге получили исследователи:
- 52 % родителей сказали, что кричать на ребенка нельзя, но при этом 37 % из этой группы отметили, что сами иногда срываются. Свое поведение они оправдывали неуправляемостью ребенка, его капризами и выставлением родителей в плохом свете.
- 27 % родителей считают, что крики и наказания – самый эффективный метод воспитания, без этого нельзя обойтись.
- 21 % не приемлют такого формата общения с ребенком, никогда не повышают голос.
- 73 % наблюдателей считают, что такое поведение родителей недопустимо.
- 15 % равнодушны к проблеме.
- 12 % считают, что родители все делают правильно, без криков и наказаний не воспитаешь.
Как видите, вы не одиноки в своей проблеме. Но это не значит, что можно успокоиться и продолжить воспитание криками. Нужно разобраться в причинах такого поведения.
Почему родители срываются на ребенка:
- бессилие и отчаяние;
- психофизиологическое истощение;
- ненависть к ребенку, ярость, сожаление о его рождении;
- невыполнимый объем требований, обязанностей (чувство, что вы разрываетесь на части);
- завышенные ожидания, требования к ребенку;
- личные триггеры и психотравмы (например, срыв после того, как вас перебивают или игнорируют);
- страх потерять контроль над ситуацией;
- страхи, повышенная тревожность на фоне слабой саморегуляции (крики после того, как ребенок чуть не травмировался или получил какую-то травму);
- разочарование в себе, несоответствие реальности идеалам и представлениям о родительстве.
Психологи, педагоги, социологи и педиатры единогласно утверждают, что такой стиль воспитания оказывает негативное влияние на психофизиологическое здоровье и развитие ребенка. Значит, с проблемой нужно бороться.
Что делать
Проанализируйте результаты опроса и свои чувства. Не кажется ли вам, что причина кроется в родителях:
- Непослушание и капризы ребенка – результат непонимания его просьб или подавления его как личности.
- Переживания из-за того, что ребенок позорит, выставляет не в лучшем свете – результат зависимости родителя от чужого мнения или создания завышенных требований для ребенка.
Я говорю это не для того, чтобы усилить чувство вины, а чтобы вы поняли, что работать нужно над собой.
Крики родителей – это крик о помощи, признание собственного бессилия, педагогического провала. А может быть, вас беспокоит что-то стороннее (работа, отношения с партнером), но вы вымещаете злость на ребенке. Или так выходят ваши комплексы, неспособность управлять эмоциями. Или вы оказались заложником жизненного сценария, навязанного вам вашими родителями.
Итак, что делать:
- Научитесь отличать вину от ответственности. Вина – это негативная оценка, отношение к ситуации. Ответственность – это признание факта, понимание своей сопричастности к случившемуся. Чувство вины разрушительно, признание ответственности необходимо и полезно.
- Определите истинную причину срывов. Признайтесь сами себе, какие чувства кроме гнева испытываете. Подумайте, как это исправить, как устранить стрессогенный фактор.
- Изучайте возрастные нормы и особенности развития детей. Раздражение спадет, если вы поймете и примете своего ребенка. И если индивидуальные особенности понять сложнее, то есть общие принципы развития, которые прописаны в любом учебнике или популярной литературе по психологии. Например, дети 3-4 лет плохо ориентируются во времени, они не могут мыслить абстрактно, а потому понятия не имеют, сколько длится час, как быстро пройдут 15 минут. А в момент кризиса трех лет детям нужна свобода, уважение их личности, поощрение самостоятельности.
- Выходите из «заточения», устраивайте личную и социальную жизнь. Социальная изоляция, невозможность разделить заботу о ребенке с кем-то еще заставляет видеть причину личного неблагополучия в ребенке.
- Восстановите ресурсы организма. Крик – примитивная защитная реакция в ответ на усталость, перенапряжение, переутомление, недосып, недоедание, депрессию, хронические заболевания, усталость от жизни и прочее.
- Избавьтесь от идеализма и перфекционизма. Не пытайтесь быть лучше всех, идеальным родителем или воспитать идеального ребенка по придуманному образцу. Будьте собой и позвольте ребенку быть собой.
Будьте готовы к срывам. Вам предстоит изменить привычки, сломать стереотип поведения и построить новый. На это уйдет несколько месяцев. При срывах и разочаровании в себе, возврате чувства вины перечитывайте первый пункт рекомендаций. Снова выделяйте факты и стройте новый план действий.
Как правильно наказывать
Воспитание без наказаний действительно невозможно, но нужно выбирать педагогически правильные способы и соблюдать баланс порицания и похвалы.
Как правильно наказывать детей:
- Спокойным голосом выражайте свое недовольство, давайте оценку поступкам, а не личности ребенка.
- Четко определяйте границы наказания, и лучше делать это заранее. Придерживайтесь двухуровневой системы наказаний: сначала предупреждение, объяснение ситуации и подробное объяснение будущего наказания, потом само наказание. Если вы еще не объяснили, что красть игрушки других детей нельзя, то нельзя и наказывать малыша за это. Объясните, а уже в следующий раз накажите. Ребенок должен заранее знать, чем он жертвует, если сознательно нарушает ваши требования. И должен понимать, за что его наказывают. Уделяйте внимание мелочам, точному указанию времени и продолжительности наказания.
- Подробно объясняйте свое недовольство, почему поступок ребенка расценивается как плохой. Старайтесь понять позицию ребенка, выслушивайте его мнение, причину поступка.
- Не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым, но учите его ответственности. Для этого сами анализируйте каждую ситуацию и определяйте причастность ребенка.
- Придерживайтесь единой воспитательной позиции с мужем, другими родственниками. Всегда сдерживайте слово, не обещайте того, что не сможет сделать («я тебя убью за это»). Избегайте двойных стандартов, например, если вы запрещаете ребенку кричать на вас и других людей, то и сами не имеете права кричать на него и кого-либо.
- Проговорите, что вам неприятно наказывать ребенка, но вы вынуждены это сделать, потому что его поведение противоречит нормам семьи. Объясните, какое поведение устроило бы вас. Разговаривайте с ребенком, объясняйте, почему так нельзя делать.
- Не ставьте ребенка в угол – в таком положении расслабиться, успокоиться и осмыслить поведение не получится.
- Не позволяйте наказанию зависеть от вашего настроения.
Нельзя оскорблять, высмеивать, бить, публично наказывать ребенка и сравнивать его с другими детьми или вами в детские годы. Недопустимо лишать ребенка еды, но оставить без десерта или пиццы можно. Нельзя игнорировать другие физиологические и эмоциональные потребности («я тебя больше не люблю», «я не буду с тобой разговаривать»). Нельзя угрожать, запугивать и унижать ребенка.
Похвалы в детско-родительских отношениях всегда должно быть больше. Мы охотнее выражаем негатив, лучше замечаем чьи-то недостатки и ошибки. Учитесь выражать позитивные эмоции, не обесценивайте хорошее поведение ребенка.
Причины плаксивости
Плаксивость зачастую является симптомом психического расстройства – депрессии или неврастении. Кроме этого, она бывает обусловлена гормональными изменениями, заболеваниями ЦНС, переутомлением или хроническим стрессом. Причины плаксивости многообразны, часто слезливость провоцируется внешними событиями, но имеет физиологическую основу.
Предрасполагающие физиологические факторы
О некоторых людях говорят, что они плаксивы с детства, о других – наоборот, что никогда не плачут. Плаксивость чаще всего развивается на основе физиологической предрасположенности, которая складывается из особенностей функционирования нервной системы, скорости производства некоторых гормонов. Повышенная слезливость бывает обусловлена следующими причинами:
- Неустойчивость нервной системы.
При неустойчивом типе нервной деятельности процессы возбуждения и торможения быстро сменяют друг друга, что внешне проявляется частыми перепадами настроения, внезапными эмоциональными всплесками. Людей с такой особенностью по типу темперамента относят к меланхоликам или холерикам. Для них плаксивость характерна с рождения. - Гормональный дисбаланс.
Раздражительность, слезливость усиливаются в периоды гормональных перестроек организма у женщин: при половом созревании, менструации, беременности, климаксе, после родов. Усиленное производство одних гормонов и недостаток других приводят к изменению активности отделов мозга, отвечающих за эмоциональное состояние. - Физические перегрузки.
При неподготовленности организма интенсивные занятия спортом или тяжелый физический труд являются источником стресса, нарушают работу внутренних органов и систем. При невозможности полноценно восстановить силы повышается плаксивость и раздражительность, накапливается усталость. Постепенно формируется состояние истощения. - Дефицит витаминов.
Причина плаксивости при неполноценном питании – недостаток витаминов группы B. Они отвечают за работу нервной системы, производство гормонов, состояние кожи, тонус мышц. При их дефиците повышается раздражительность, снижается настроение и работоспособность, развивается инсомния, ухудшается аппетит. При продолжительном гиповитаминозе формируется депрессия, неврозы, гормональные нарушения, болезнь Бери-Бери.
Психологические факторы
К психологическим причинам плаксивости относятся особенности личности, сформированные в процессе жизни, и внешние стрессовые психотравмирующие воздействия. В зависимости от этого различают людей плаксивых по характеру, и тех, у кого излишняя слезливость объясняется сложившейся тяжелой ситуацией. Наиболее очевидными причинами плаксивости являются:
- Особенности воспитания.
Причина плаксивости ребенка – отношение родителей. Иногда плач становится инструментом для привлечения внимания взрослых и получения желаемого. Если родители делают все, чтобы слезы прекратились – покупают игрушки, разрешают не идти домой с прогулки, не умываться – у ребенка формируются истерические черты характера. Другая причина плаксивости – неуверенность в себе, страхи, ощущение ненужности. Такой тип характера называется неврастеническим. При недостаточной любви и поддержке родителей плаксивость усиливается. - Стрессы.
Негативные переживания, вызванные травмирующей ситуацией или ежедневными мелкими неурядицами, способны привести к состоянию стресса. На начальных этапах организм борется, активизирует физиологические и психические резервы. Благодаря этому человек сохраняет прежнюю работоспособность и эмоциональную уравновешенность. Затем наступает стадия истощения – организм устает бороться, а неблагоприятные воздействия продолжаются. На физиологическом уровне это проявляется головными болями и общим недомоганием, на психологическом – плаксивостью, раздражительностью, подавленностью. - Рутина.
К нервному истощению могут привести не только стрессы, но и рутина в повседневной жизни. В ситуациях однообразной работы с повторяющимися стереотипными действиями и обедненной внешней средой снижается работоспособность. Монотония сопровождается переживанием скуки, апатии и неудовлетворенности жизни, плаксивостью. Особенно подвержены эмоциональным нарушениям женщины. Их плаксивость увеличивается при отсутствии дружеского общения и разнообразия досуга.
Психические расстройства
Слезливость и повышенная плаксивость развиваются при некоторых психических расстройствах. Все они сопровождаются снижением адаптационных способностей организма, усталостью, подавленностью, неустойчивостью эмоций. Пациенты плачут часто, не всегда имеют внешнюю причину для слез, не контролируют свое состояние. Плаксивость может быть симптомом следующих расстройств:
- Депрессия.
При депрессивных расстройствах больные практически постоянно находятся в состоянии пониженного настроения, грусти, печали. У них отсутствует интерес к происходящему, поэтому их трудно отвлечь и развеселить. Слезы и плач появляются легко, часто без внешних причин. - Астено-невротический синдром.
Неврастения возникает при сочетании психотравмирующего воздействия и интенсивных физических или умственных нагрузок. Провоцирующим фактором может стать хроническое недосыпание, эмоциональное выгорание. Проявляется раздражительностью, легкой утомляемостью, плаксивостью. - ПТСР.
Иногда ничем не объяснимая плаксивость – симптом посттравматического стрессового расстройства. Внезапные слезы вызываются воспоминаниями о жутких сценах и травмирующих событиях из прошлого. Образы всплывают в голове непроизвольно, во сне и наяву, когда окружающая обстановка чем-то напоминает давнюю ситуацию (такой же запах, звук, фраза). - Генерализованное тревожное расстройство.
Причины плаксивости у пациентов с тревожным расстройством – постоянная тревога, страх, навязчивые мысли, расстройства сна. При длительном течении данной патологии возникают панические атаки с вегетативными кризами (головокружениями, нарушениями дыхания, сердцебиения). Слезливость становится еще более заметной, особенно у женщин. - Детские страхи.
Характерной особенностью детского возраста является легкость зарождения страхов. Они формируются под влиянием внешних ситуационных воздействий, провоцируют развитие невротических реакций, в том числе плача. Причина страха у младенцев, детей раннего возраста – уход матери. Чем чаще мама отсутствует, тем более плаксивым становится ребенок. Аналогичным образом плаксивость в детском саду развивается при страхе посторонних людей.
Соматические заболевания
Нередкие причины плаксивости – физические болезни. Частый плач может свидетельствовать об изменении работы мозга, выраженном гормональном дисбалансе. Не исключена и более очевидная связь: люди плачут, когда испытывают боль, переживают о необратимом ухудшении своего здоровья и внешности. Можно выделить несколько соматических причин плаксивости:
- Снижение качества жизни.
Тяжелые болезни характеризуются ограничением подвижности, ухудшением самочувствия, изменением внешнего вида пациента. Часто больные вынуждены отказаться от привычной физической активности и общения, выполнения профессиональных обязанностей, употребления любимых продуктов. Такое состояние может сопровождаться реактивной депрессией – плачем, переживанием чувства безысходности, подавленности, ненужности. - Болевой синдром.
Ощущение частой или постоянной боли – причина плаксивости соматических больных, особенно детей. Физическое страдание проявляется снижением активности пациента, фиксацией на ощущениях, поступающих от организма, подавленностью и раздражительностью. - Органическое поражение головного мозга.
Причиной плаксивости становится поражение нервных клеток в отделах головного мозга, ответственных за формирование эмоций и поведения. Примером такого нарушения является «слабодушие», слезливость пожилых с болезнью Альцгеймера, болезнью Паркинсона, атеросклерозом, рассеянным склерозом. Похожие эмоциональные расстройства возможны при опухолях мозга, нейроинфекциях, после черепно-мозговых травм. - Эндокринные заболевания.
На эмоции влияют такие эндокринные патологии как гипертиреоз, гипотиреоз, сахарный диабет, болезнь Аддисона. Недостаток или избыток определенных гормонов вызывает внезапные всплески раздражительности, злости, плача. Как правило, пациенты замечают их, но не могут объяснить причину.
Послесловие
Крики – это форма эмоционального насилия. Оно не проходит бесследно для будущего ребенка. Криками вы закладываете в ребенке сценарий неудачника, снижаете его самооценку, подрываете доверие к миру.
А если вы откажетесь от криков, то заметите, как дети начнут доверять вам, почувствуют себя в безопасности, начнут открываться. Они увидят в вас авторитет, опытного взрослого, который контролирует себя и ситуацию. Дети научатся решать свои проблемы, адекватно реагировать на противоречия. Подумайте, какое будущее вы хотите дать своим детям. Они обязательно скопируют ваше поведение и реакции.
В заключение рекомендуем познакомиться с нашей статьей «Как не кричать на ребенка – советы психолога».
Почему беременной хочется плакать
Плаксивость беременных является нормальным состоянием, которому не удивляются ни врачи, ни близкие, ни сами беременные, однако переносить его довольно трудно и хочется понять, чем это обусловлено. Первоначально свою роль играет физиологическая составляющая, а именно изменение гормонального фона, причём настолько сильное, что организм испытывает большие стрессовые перегрузки. Каждая клеточка и система органов начинают работать в особом режиме, когда повышается чувствительность к любым средовым воздействиям.
Дополнительного стресса добавляют постоянные переживания, связанные со своим состоянием и состоянием малыша. Формируется привязанность к ребёнку, и для многих ещё невозможно увидеть в этом чувство тревоги и заботы, а только повышенную чувствительность и переживательность, проявляющиеся слезами. Для многих присуще изменение самовосприятия и самооценки, поскольку теперь добавляются новые роли для этого.
Огромное количество страхов, преследующих женщину в течение всей жизни, в период беременности не только актуализируются, но возрастают и притягивают новые. Просмотренная передача может заставить переживать весь день, накрутить себя до самых плохих прогнозов и соответственно плакать из-за ничего. Но только отсутствие истинной причины плача можно заметить исключительно с помощью анализа ситуации или помощи близких, растолковывающих, что всё хорошо.
Из психологических составляющих, провоцирующих слёзы – это вхождение в полную неизвестность. Женщина понимает, что теперь изменится её тело, взаимоотношения с мужчиной, работа и возможность обеспечивать себя, основная деятельность и даже режим. Больше не будет ничего, что чётко соответствует её прежней жизни, но и понимания, как будет выглядеть новый виток, этапы и особенно детали ещё не появились. Тут поднимаются все экзистенциальные кризисы и страхи, связанные с неизвестностью, а значит, снижать количество слёз можно максимально определяя и организовывая новое пространство будущего.