Цветотерапия в психологии и медицине: как происходит лечение цветом на практике

В последнее время стало модно использовать скрытые значения цветов в интерьере. Например, считается, что жёлтый улучшает мыслительную деятельность — значит, он уместен в рабочем кабинете, красный возбуждает — окрашиваем в него спальню, а зелёный умиротворяет и успокаивает, так что впечатлительным и нервным натурам лучше покупать салатовые или изумрудные обои.

Подобные маркеры используются повсеместно: чёрный — для похорон, белый — для свадьбы. В технических системах красный — тревога, жёлтый — внимание, зелёный — безопасность.

Всё это складывалось тысячелетиями и было интересно ещё древним мыслителям и врачам. Так родилась цветотерапия, которая сегодня широко используется в психологии, социологии, некоторых отраслях медицины и многих других сферах.

Что это такое

Цветотерапия — это метод нетрадиционной медицины, применяющий воздействие на человека разнообразно окрашенного света, который может вылечить и от физических заболеваний, и от психических расстройств, а также повлиять на настроение, внутреннее состояние и принятие жизненно важных решений.

Несмотря на попытки найти научные объяснения применяемым методам и постоянные исследования, данное направление не является официально признанным, так как все эксперименты дают слишком неоднозначные результаты.

Несмотря на статус псевдонаучной методики, лечение цветом активно применяется в разных сферах: в рефлексологии, офтальмологии, педагогике, геронтологии, фен-шуе, психологии и психотерапии. В некоторых странах даже есть такая специальность — цветотерапевты.

Второе название данного направления — хромотерапия.

Это интересно. Немецкие психологи после проведения ряда исследований высказали предположение, что оттенок спортивной формы влияет в соревнованиях на решения судей. В течение нескольких лет они анализировали результаты футбольных матчей и выяснили, что команда в красной форме всегда получает меньше штрафных карточек и чаще побеждает.

Из истории

Древний Египет

IV в. до н. э. Фруктовый сок у египтян — напиток Ра, бога солнца, который наполнял человека положительной энергией. Чтобы насытить его ещё больше, в него клали драгоценный камень того же оттенка и давали больным, веря в их скорейшее выздоровление.

Персия

I в. н. э. Средневековый персидский учёный, философ, придворный врач Авиценна советовал своим пациентам для исцеления души и тела выбирать конкретные цвета для одежды, драгоценных камней в украшениях, покраски стен в домах. Ещё одним интересным методом в его терапии было окрашивание воды для принятия ванны.

Рождение науки

XIX в. Американец Август Плисонтон проводил масштабные эксперименты о влиянии цветовых волн на растения, животных и людей. На их основе два других американца, С. Пэнкоуст и Э. Бэббитт, провели дополнительные изыскания и сделали вывод, что цвет в тандеме со светом может быть полезен в лечении различного рода заболеваний. С тех пор цветотерапия стала развиваться семимильными шагами и стала популярной в народе.

Гхадиали

1930-е гг. Индийский учёный Гхадиали описал терапевтический эффект, который оказывают на здоровье человека разные цветовые спектры. Согласно его теории, каждый орган тела чутко реагирует на какой-то определённый оттенок, начиная под его воздействием активнее функционировать. Получается, что практически любое заболевание можно вылечить без медикаментов, одной только цветотерапией.

Люшер

1950-е гг. По всему миру о цветотерапии заговорили только после того, как швейцарский психолог Макс Люшер опубликовал свой оригинальный цветовой тест, который сегодня включён практически во все диагностические методики. В течение нескольких лет он проводил многочисленные эксперименты. Согласно документам, он проработал 4 500 различных оттенков и выбрал лишь 8 из них, которые наиболее ярко влияют на здоровье и психологию человека.

В своих трудах он подробно описал, как люди реагируют на различные цветовые гаммы. Красный не просто возбуждающе действует на ЦНС, но и повышает давление и ЧСС, учащает дыхание. А синий оказывает обратный эффект. Люшер впервые высказал мысль о том, что данный «язык» универсален и не зависим от религии и национальности.

Отечественная цветотерапия

В России яркими представителями цветотерапии являются специалист в области психодиагностики Л. Н. Собчик, психолог И. И. Цыганок, арт-терапевт В. М. Элькин. Были совмещены тесты Люшера и Сонди, результаты объяснены с точки зрения учения Павлова о типах высшей нервной деятельности, связаны психологией Юнга. Разработаны методики лечения психических расстройств с помощью комплексного подхода, соединившего цветотерапию и арт-терапию.

Любопытный факт. Одна из крупнейших компаний в сфере инновационных и информационных технологий Hewlett-Packard провела исследование, согласно которому, текст, набранный в зелёной цветовой гамме, заставляет людей принимать быстрые и положительные решения, а в красной — сомневаться и выносить чаще всего отрицательные вердикты.

«Цветотерапия в развитии речевых навыков у старших дошкольников с общим недоразвитие речи»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Нам очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе, поделиться своим опытом со своими коллегами.

Наше выступление хотелось бы начать со слов французского писателя Антуану Экзюпери – «Все мы родом из детства».

Эти слова означают, что многие проблемы человека берут начало из детства. В детстве мы проходим и неудачи, и победы. Поэтому, важно вовремя выявить проблему еще в детстве, чтобы она не сопровождала нас в будущем.

Нам, как педагогам, стало интересно какие инновационные технологии будут эффективно применяться в обучении, не доставляя ущерба для внутреннего мира ребёнка.

Мы выделили несколько технологии, которые на наш взгляд оказывают положительное развитие на психоэмоциональное состояние ребёнка и совершенствование речевых навыков.

Пальчиковая гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Динамические паузы;

Песочная терапия.

Но особое предпочтение отдаём хромотерапии или цветотерапии.

Цветотерапия (хромотерапия)– наука, изучающая свойства цвета, который

воздействует на состояние человека.

С помощью цвета можно скорректировать психоэмоциональное состояние ребёнка, повысить уровень речевых навыков, поэтому педагоги, работающие с детьми должны владеть элементарной информацией о цветотерапии.

Красный цвет

В цветотерапии этот цвет используют тогда, когда жизненные силы человека нуждаются в поддержке или восстановлении, когда необходимо наполнить ослабленный организм новыми силами. Красный иногда помогает бороться с сильными стрессами. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным.

Оранжевый цвет

Способствует общему укреплению организма, нормализует деятельность эндокринной системы. Этот цвет придает ощущение психологической свободы, уменьшает эмоциональную нестабильность. Оранжевый улучшает пищеварение, повышает аппетит.

Желтый цвет

Поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Он помогает научиться легче относиться к событиям, избавиться от бесполезных волнений. Этот цвет положительно действует прежде всего на меланхоличных, склонных к внутренним конфликтам и пассивности людей, имеющих проблемы в общении.

Зеленый цвет

Длительное воздействие этого цвета делает характер уравновешенным, одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна.

Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Этот цвет помогает бороться с лишним весом, снижает аппетит.

Голубой цвет

Выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Синий цвет

Психологи рекомендуют синий цвет людям, нуждающимся в чувстве безопасности. Он создает положительный психотерапевтический эффект при меланхолии, истерии, эпилепсии. Оттенки синего помогают при бессоннице.

Синий цвет снимает боль при заболеваниях костной и эндокринной систем, его рекомендуют при заболеваниях позвоночника, мозга, глаз, воспалениях носовых пазух.

Полагают, что этот цвет связан с духовностью, способен воодушевлять.

Фиолетовый цвет

Следует применять, когда возникают беспричинные сомнения, недоверие, подозрительность. Благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.

Чрезмерное влияние фиолетового угнетает нервную систему, может вызвать апатию.

Белый цвет

Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием.

Черный цвет

Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но склонным к депрессии не рекомендуют носить черное, ведь в избыточном количестве этот цвет может подавлять.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета — красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаем немного поиграть!

игровое упражнение «Отгадай цвет»: уважаемые, коллеги я предлагаю немного поиграть в игру «Отгадай цвет»

• Это — самый зимний цвет. Скажите правильный ответ. (белый цвет)

• У вас ответ найдётся, — Цвет какой имеет солнце? (жёлтый цвет)

• Этот цвет темнее ночи, И его вы знаете точно. (чёрный цвет)

• Цвет травы и листвы. Назовёте его вы? (зелёный цвет)

• Им часто море называют. Кто цвет возьмёт и отгадает? (синий цвет)

• Такого цвета наша кровь. Какого, — кто сказать готов? (красный цвет)

«Угости гномов фруктами и овощами»

Задачи:

Учить распространять предложения

Развивать мелкую моторику

Развивать зрительное восприятие, мышление.

Закреплять знания цветового спектра у детей

Оборудование: гномы (жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, оранжевый); набор фруктов и овощей.

Ход игры: Гномики пришли в гости. Они очень устали проголодались. Угостим их? Какими фруктами овощами ты его угостишь? Педагог предлагает детям угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы? Например, Жёлтый гномик любит банана, красный – яблоко. Как вы думаете, почему?

«Письмо от Незнайки»

Задачи:

Развивать слуховое восприятие.

Учить сопоставлять цвета с предметами.

Ребята, а вы помните кто такой незнайка?

Незнайка прислал письмо и просит исправить в нем ошибки. Поможем ему?

Ход игры: Педагог читает детям письмо от Незнайки, и предлагает найти в нём ошибки.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Давненько мы с вами не виделись. Это лето я провёл в Солнечном городе. Было очень жарко, синее солнце так и палило. все ли верно в этом предложении В зеленом небе не было ни одного облачка. Целыми днями я купался в оранжевой реке, загорал. Стал фиолетовым, прямо как огурец. Но вот лето закончилось, наступила осень. Листья на деревьях посинели, стали опадать. Совсем скоро наступит зима, выпадет жёлтый снег, все поставят в домах красные ёлки. После Нового года я приеду к вам в гости и привезу угощение – розовые апельсины и сиреневые бананы. До свидания ваш друг Незнайка».

«Слова и краски»

Задачи:

Обогащать словарь детей эпитетами.

Развивать чувство цвета у детей.

Учить видеть связь между цветом и настроением.

Оборудование: иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.

Ход игры: Педагог показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов:

— Небо какое? (голубое, ячное, безоблачное, высокое и т.д.)

— Когда небо голубое? (летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный день)

— Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение, у нас какое? (радостное, весёлое, хорошее и т.д.)

Игра «Разноцветный дождик»

Позволит ребенку закрепить представления об основных цветах радуги, будет способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук.

Пальчиковые гимнастики с использованием разноцветных шариков способствуют развитию ловкости пальцев; активизируют речевые центры;

развивают внимание, память, воображение; вызывают положительные эмоции, создают позитивную атмосферу в группе.

«Твистер»

Эта игра очень хорошо помогает развивать логическое мышление, внимание, речь, ориентировку в пространстве, а также закрепляет понятие о цвете.

«Выложи радугу»

Раскладываем перед ребёнком белый холст или лист бумаги и предлагаем выложить на нем радугу из определенных цветов. В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной или прямой формы из тесьмы или картона различных оттенков.

Разноцветные сказки

В коррекционной работе удачно используются «цветные сказки». В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, выбирается соответствующая «цветная сказка», например, в «желтой сказке» речь идет о осени и все что желтого цвета, аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка». Текст каждой сказки соответствует названию сказки, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).

Цветные фишки

Проговаривая слова на нужный звук, дети раскладывают разноцветные фишки, что способствует и развитию мелкой моторики в силу их маленького размера.

Цветные стаканчики

Повторяя за логопедом слова, робким детям можно выкладывать фишки в стаканчики с яркими цветами, а гиперактивным в стаканчики спокойных цветов.

«Цветик-семицветик»

Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и взять лепесток и подуть на него.

Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. В зависимости от автоматизируемого звука, логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом.

Таким образом, использование хромотерапии или цветотерапии в коррекционной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает воздействие на формирование личности ребенка в целом.

Зачем нужна

Каждая сфера по-своему ответит на вопрос, зачем нужна цветотерапия. Например:

  • в психологии она используется для диагностических измерений субъективного состояния человека;
  • в психотерапии — для уточнения диагноза и лечения психических расстройств;
  • в медицине — для улучшения психосоматического состояния пациента;
  • в офтальмологии — для диагностики и лечения зрительных патологий;
  • в геронтологии — для улучшения качества жизни пожилых людей и в физиологическом и психологическом плане.

Многими образовательными учреждениями и обычными компаниями цветотерапия используется как здоровьесберегающая технология. Несмотря на её псевдонаучность, многим известно, что зелёный располагает к доверию и успокаивает, благоприятно воздействует на ЦНС, — поэтому офисы и классы часто окрашивают в один из его оттенков. А вот красный провоцирует ссоры, приступы гипертонии и тахикардии, слишком возбуждающе действует — поэтому вы вряд ли увидите его в школах и детских садах (если только его самые мягкие оттенки).

Основные задачи цветотерапии:

  • повышение уровня коммуникативности, эмоциональной отзывчивости;
  • обогащение сенсорного и эмоционального опыта;
  • формирование навыков самоконтроля;
  • улучшение психологического микроклимата в коллективе;
  • стимуляция интеллектуальной деятельности;
  • создание особого настроения;
  • психофизическая релаксация, снижение эмоционально-психического и телесного напряжения;
  • коррекция психоэмоционального состояния;
  • лечение психических расстройств и некоторых соматических состояний.

С миру — по нитке. В северных странах, где катастрофически не хватает света, людей спасают от депрессии с помощью цветотерапии. А именно: красят дома в яркие и разные оттенки.

Показания

Цветотерапию применяют при лечении болезней психического и соматического происхождения. Показаниями служат:

  • мигрень;
  • бессонница, ночные кошмары;
  • астения;
  • аллергии, кожные заболевания;
  • ослабленный иммунитет;
  • реабилитация после затяжных болезней и операций;
  • нервные тики;
  • патологии зрительной системы;
  • энурез, запоры;
  • анорексия, булимия и прочие пищевые расстройства;
  • расстройства личности и поведения;
  • межличностные конфликты, социальная дезадаптация, девиантное поведение.

Цветотерапия предлагается пациентам оздоровительных центров, санаториев, спортивных учреждений, кабинетов психологической разгрузки. Чаще всего она используется психологами для снятия стресса. Достаточно посидеть в зелёной комнате и выпить чая из зелёной кружки, как тревожность и напряжение заметно слабеют.

А Вы знали, что… цветотерапия может излечить ребёнка от энуреза? Для этого рекомендуется рисовать только карандашами и фломастерами, убрав всё растекающееся (краски, гуашь, воду), и заменить жёлтый цвет влажности на коричневый — показатель сухости.

Показания к проведению цветоимпульсной терапии

Регулярное проведение оздоровительных сеансов цветоимпульсной терапии обеспечивает выраженный эффект при лечении близорукости, дальнозоркости, компьютерного синдрома, начальных стадий катаракты и глаукомы. То есть, прямыми показаниями для назначения данной процедуры, являются:

  • Компьютерный синдром;
  • Спазм аккомодации;
  • Дистрофические изменения волокон зрительного нерва;
  • Возрастная макулярная дегенерация;
  • Амблиопия, пресбиопия;
  • Близорукость и дальнозоркость различных степеней;
  • Астигматизм;
  • Глаукома и катаракта (начальные стадии).

Кроме того, при регулярном проведении визуальной цветостимуляции, обеспечивается психоэмоциональная коррекция и улучшение работы головного мозга. Снимается стрессовое напряжение, улучшается эмоциональное состояние, нормализуется сон. Цветоимпульсное воздействие приносит ощущение расслабленности и комфорта, поднимает настроение, улучшает концентрацию внимания, обучаемость и работоспособность.

Значение цветов

В психологии и психотерапии

Белый

Настраивает на позитивный лад. Выражает доброе отношение. Запасает энергией. Поднимает настроение.

Бирюзовый

Успокаивает, придаёт уверенность, освежает, снимает раздражение, усталость, стресс. Улучшает настроение. Помогает находить нужные слова, налаживать контакты. Его выбирают люди с богатым воображением, но сложным характером.

Голубой

Призывает к терпеливости и толерантности. Провоцирует пассивность. Способствует повышению интеллектуальных способностей. Противопоказан манипуляторам.

Жёлтый

Очищает от негативных эмоций. Способствует проявлению креативной составляющей. Активизирует мыслительную деятельность. Вселяет уверенность, настойчивость перед важными событиями и решениями. Противопоказан чрезмерно возбуждённым.

Зелёный

Умиротворяет, успокаивает, расслабляет, помогает достичь внутренней гармонии. Вселяет оптимизм. Противопоказан вялым и нерешительным.

Коричневый

Способствует телесной и психологической стабильности. Расслабляет. Воодушевляет на карьерный рост.

Красный

Возбуждает, бодрит, тонизирует нервную систему, согревает. Может вызвать эмоциональный взрыв. Вселяет самоуверенность. Структурирует эмоции и мысли. Противопоказан агрессорам.

Оранжевый

Придаёт силу и энергию. Его выбирают позитивные и целеустремленные люди. Противопоказан лентяям и нарциссам.

Розовый

Расслабляет, настраивает на романтический лад. Используется в лечении депрессивных состояний.

Синий

Избавляет от переживаний, нервного напряжения, навязчивых мыслей. Способствует развитию интуиции. Обезболивающий и в физиологическом, и психическом плане. Помогает бороться с зависимостями. Противопоказан при сезонной депрессии.

Сиреневый

Позволяет проникнуть в подсознание, разобраться в себе. Провоцирует чувственность.

Фиолетовый

Настраивает на философский лад, пробуждает желание порассуждать о бренности бытия, вселяет мудрые мысли. Его выбирают высокомерные люди. Противопоказан алкоголикам и при тяжёлых психических расстройствах.

Чёрный

Помогает сконцентрироваться. Улучшает мыслительные процессы. Усугубляет депрессивное состояние.

В медицине

  • Белый — выделительные системы организма, нервная система;
  • бирюзовый — кожа;
  • голубой — температура тела, давление, инфекции, мышечная система, аппетит, мочеполовая система;
  • жёлтый — пищеварение, солнечное сплетение, ЦНС, жизненный тонус, мозг;
  • зелёный — сердечно-сосудистая система, здоровый сон, зрение, лёгкие;
  • красный — кровообращение, метаболизм, иммунитет;
  • оранжевый — железы внутренней секреции, дыхание, репродуктивная система, гормональный фон;
  • розовый — сердце;
  • синий — эндокринная система, опорно-двигательный аппарат (лечит ревматизм), горло (помогает справиться с ангиной);
  • фиолетовый — кровь, костная ткань, щитовидная железа.

Голографическая цветотерапия

Популярное ответвление в общей цветотерапии. Согласно ей, здоровьем, телом, поведением, эмоциями и чувствами человека управляет энергоинформационное поле — аура. Чтобы изменить жизнь к лучшему, достаточно воздействовать на него языком цветов:

  • голубой (чакра Вишудха) — речь, откровенность, душевность, доверие;
  • жёлтый (чакра Манипура) — пищеварение, метаболизм, бодрость, хорошее настроение;
  • зелёный (чакра Анахата) — цвет души, освобождение от обид, всепрощение;
  • красный (чакра Муладхара) — желание жить, уверенность в себе;
  • оранжевый (чакра Свадхистана) — гармония в отношениях, омоложение, привлекательность для противоположного пола;
  • синий (чакра Аджна) — вера в себя, интуитивное мышление;
  • фиолетовый (чакра Сахасрара) — связь с Космосом, интуиция, постижение сути вещей, прозрение.

Основной научно-практический центр голографической цветотерапии находится в Израиле.

Цветотерапия — помощь радуги

В простых терминах это выглядит следующим образом: Каждый цвет излучает различные частоты вибрации, подобно клеткам человеческого тела. Поэтому определенные цвета влияют на определенные части тела. Если мы здоровы, то эта частота постоянна. Когда мы болеем, она нарушается, и только правильные цвета помогают нам вернуться к нормальной жизни. Кроме того, многие наши черты и функции — рост, сон, температура тела, сексуальное влечение, скорость пищеварения — зависят от гипофиза, а это очень чувствительная к свету железа.

Способы

Есть разные способы цветотерапии, которые используются как профессионалами в психологии, психотерапии, медицине, так и простыми людьми в домашних условиях:

  • цветовые диагностические тесты;
  • концентрация на одном цвете, который оказывает на пациента особое воздействие;
  • цвето-литотерапия — подбор камней соответствующего оттенка для устранения тревожных состояний и восстановления внутреннего равновесия;
  • фен-шуй: подбор оттенков для интерьера дома и рабочих кабинетов;
  • фэшн-индустрия: ношение одежды соответствующего колера;
  • диетология: сервировка стола в правильной цветовой гамме (которая возбуждает или подавляет аппетит);
  • заряженная вода: банка с водой заворачивается в бумагу определённого цвета и ставится на несколько часов на солнечный свет.

В детских садах цветовая терапия активно использует такой способ, как раскраска, которую любят все дети. Во-первых, это своеобразная диагностика, позволяющая отслеживать душевное состояние ребёнка. Во-вторых, корректируя инструменты для рисования (карандаши или фломастеры, гуашь или мелки, гелевые ручки или акварель) и предлагаемые оттенки, можно помочь малышу в преодолении многих трудностей.

Как применять цветотерапию?

Один из способов применения цветовой терапии на практике — выбрать тот цвет, который даст вам необходимую энергетику, и начать “поглощать” его различными путями. Например:

  • употребляя в пищу продукты нужного вам цвета;
  • носить одежду и украшения этого цвета;
  • пить напитки из цветных стеклянных бутылок;
  • принимать ванны с добавлением аромамасел и прочих средств определенного цвета;
  • визуализировать образы необходимого цвета.

Наиболее универсальное действие цветотерапии можно наблюдать принимая ванны с добавками нужного цвета. Таким образом вы сможете оптимально воздействовать и на физическое и на душевное состояние.

Приборы

Несмотря на непризнание официальной медициной, терапия цветом активно используется в оздоровительных учреждениях. Создаются и применяются всевозможные медицинские приборы, воздействующие на отдельные органы определённым оттеночным спектром.

Очки

Оснащены импульсными излучателями. Осуществляют трансформацию ритмически пульсирующего света в мозговые структуры, улучшая биоэлектрическую активность нейронов и функциональных систем организма. Имеют широкий спектр применения.

АЦЛ-01-Стрела, АЦТ-02-М, АЦТ-03-М

Приборы, применяемые в офтальмологии. Улучшают зрительные функции. Полезны для глаз.

Биоптрон

Аппарат, используемый в физиотерапии и рефлексотерапии. Представляет собой лампу, излучающую поляризованный свет определённого цветового спектра. Он направляется на больную часть тела, стимулируя её.

Геска-Полицвет-Маг

Физиотерапевтический аппарат с магнитной насадкой для цвето- и светотерапии. Воздействует на биологически активные точки и зоны светом различных цветовых спектров.

Суть методики

В основе теории цветоимпульсной терапии лежит воздействие импульсами искусственного видимого света на сетчатку, зрительный анализатор глаза и опосредовано на центральную нервную систему. Метод отличается физиологичностью, неинвазивностью, отсутствием аллергических реакций и высокой результативностью.

Цветоимпульсная коррекция (терапия), как метод восстановления зрения и предупреждения развития многих болезней глаз, а также нарушений зрения, получил широкое применение и признание специалистами-офтальмологами.

Это специфическая гимнастика, укрепляющая мышцы глазного яблока, а также активизирующая процессы метаболизма и микроциркуляции в тканях органа зрения.

Тесты

В психологии для определения внутреннего состояния пациента используются различные цветовые тесты:

  • цветовые пирамиды Пфистера;
  • тест Фрилинга;
  • цветовой тест отношений (ЦТО) Бажина и Эткинда.

Но самым популярным был и остаётся тест Люшера. Представлен в двух вариантах.

Краткий вариант

Работа с таблицей из 8 квадратов, окрашенных в конкретные цвета: серый, тёмно-синий, сине-зелёный, красно-жёлтый, жёлто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, чёрный. Применяется чаще всего в психологии и педагогике.


8 квадратов теста Люшера

Полный вариант

Работа с восьмью цветовыми таблицами. Носит название «Клинического цветового теста», используется в запущенных случаях в психологии и при диагностике и лечении психических отклонений и расстройств в психотерапии.

Задача, стоящая перед пациентом, — расположить цвета по степени их субъективной приятности в порядке убывания.

Обязательные условия для проведения теста:

  • естественное освещение, но прямые солнечные лучи не должны падать на раздаточный материал;
  • все таблицы распечатаны на листах бумаги, показывать их в виде презентации или на компьютере нельзя;
  • предварительно с пациентом проводится работа: он предупреждается о том, что нужно отвлечься от общественных стереотипов и исходить только из личностных ощущений.

Результаты:

  • понимание того, что происходит с человеком на самом деле;
  • уточнение психотерапевтического диагноза;
  • индивидуальная оценка личности, её быстрый и глубокий анализ;
  • рекомендации, как избежать психологического стресса и улучшить состояние здоровья (в том числе физического).

Основная критика люшеровской методики — её результаты не совпадают с Миннесотским многоаспектным личностным опросником (более известен как MMPI) С. Хатуэйя и Д. МакКинли. Данный тест на сегодняшний день является наиболее изученным, одним из самых популярных и широко применяемым в клинической практике.

Применение на практике

Цветотерапия — универсальная методика, которая не имеет возрастных ограничений. В психологии её используют для детей, взрослых и пожилых.

Для детей

Цветотерапия активно применяется в детских садах и школах для того, чтобы выяснить проблемы ребёнка, касающиеся социальной адаптации и развития личности. На первом этапе ему предоставляется список основных жизненно важных приоритетов, которые подобраны индивидуально под возраст.

Список для детей дошкольного возраста:

  • мама;
  • папа;
  • отчим;
  • воспитательница;
  • брат;
  • сестра;
  • бабушка;
  • дедушка;
  • соседи;
  • игрушки и т. д.

Список для детей 7-11 лет:

  • родители;
  • друзья;
  • домашний питомец;
  • хобби;
  • учёба и т. д.

Список для подростков:

  • семья;
  • деньги;
  • учёба;
  • друзья;
  • признание в обществе;
  • поступление в институт;
  • работа и т. д.

Как проводится диагностика:

  1. Ребёнок расставляет концепты из списка по местам в зависимости от степени их важности лично для него.
  2. Перед ребёнком раскладываются 8 квадратов из краткого варианта цветового теста Люшера.
  3. Ребёнок для каждого слова из списка подбирает соответствующий цвет, исходя из своих личностных предпочтений. Оттенки могут повторяться, ограничений нет.
  4. Выбор ребёнка фиксируется в протоколе.
  5. Организуется получасовой отдых (обед, игры, отвлечённое общение).
  6. Опять раскладываются 8 квадратов Люшера. Ребёнок составляет из них список от самого приятного до самого нелюбимого.

При обработке результатов делаются выводы о том, совпадают ли два списка, составленных ребёнком, — концептуальный и цветовой. Считается, что первый выстраивается под влиянием и давлением общества (школьники могут написать на первом месте родителей, которых они боятся, или учёбу, которую могут ненавидеть из-за принудительной обязанности ходить в неё), а второй — исходя из истинного личностного отношения к данным понятиям.

Таким образом, цветотерапия помогает понять, что же на самом деле происходит с ребёнком. На основании этого психологи, работающие в садах и школах, выстраивают программы занятий с наиболее проблемными детьми.

Для детей с ОВЗ

Есть проекты по применению цветотерапии для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они основаны на предположениях, что определённые цвета через мозг:

  • нормализуют мышечный тонус;
  • нейтрализует негативные эмоции;
  • улучшают интеллектуальные способности;
  • развивают коммуникативные навыки;
  • оздоравливают речь, слух и опорно-двигательную систему.

В рамках данных проектов в работе с детьми с ОВЗ используют групповые приёмы:

  • «Волшебные краски». Их смешение и получение нового оттенка.
  • «Волшебные покрывала». Ребёнок и педагог накрываются ярким оранжевым платком, повышающим настроение, сидят, прижавшись, держась за руки, глядя друг другу в глаза.
  • «Цветные сказки»: синяя, зелёная, белая, жёлтая и т. д.

Эффективность подобных программ научно не доказана.

Для пожилых людей

В дома престарелых и санатории активно внедряется программа «Все краски жизни», разработанная на основе цветотерапии для граждан пожилого возраста и инвалидов. Её задачи:

  • формирование мотивации на сохранение здоровья;
  • психологическая поддержка через обучение новым методикам оздоровления;
  • социокультурная реабилитация.

В ходе реализации программы применяются такие приёмы цветотерапии, как:

  • цветной душ;
  • цветные ванны;
  • цветобар (заряженные напитки);
  • кулинарная цветотерапия;
  • активная творческая деятельность.

Используются методики «Цветодиагностика эмоциональных состояний» и «Цветовая социометрия», тест Люшера.

Цветоимпульсная терапия в МГК

В Московской Глазной Клинике, специалисты разработали и успешно применяются специальные программы цветоимпульсной терапии зрения. Процедуры проводятся с применением самой современной аппаратуры (включая устройства «Визотроник М», «Спекл М», «Монобиноскоп») в сочетании с медикаментозной терапией, и могут назначаться, как взрослым, так и маленьким пациентам. По окончанию необходимых диагностических исследований, для каждого пациента подбирают индивидуальную схему аппаратного лечения, которая по необходимости корректируется в соответствии с текущими результатами. Сеансы цветоимпульсной терапии проводятся под контролем высококвалифицированных специалистов, не вызывают ощущения боли и дискомфорта, не требуют от пациента ограничений в привычном ему образе жизни.

В медицинском все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Клиника консультирует детей от 4 лет. Мы открыты семь дней в неделю и работаем ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий.

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефонам в Москве 8 и 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]