Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.

Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.

Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.

В словаре Д.Н. Ушакова

ФОРМИРОВА́НИЕ, формирования, ср. 1. только ед. Действие по гл. формировать» title=’что такое формировать, значение слова формировать в словаре Ушакова’>формировать и состояние» title=’что такое состояние, значение слова состояние в словаре Ушакова’>состояние по гл. формироваться» title=’что такое формироваться, значение слова формироваться в словаре Ушакова’>формироваться в 1 и 2 ·знач. (·книж., воен., ·ж.-д. ). Формирование взглядов. Формирование полков. Формирование организма. 2. Сформированная, вновь организованная воинская часть (воен.). В армию влиты свежие формирования. Прибытие формирований на фронт.

РАЗВИТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Развитие

Формирование

Социализация

Воспитание

Пояснения:

Развитие

– самое широкое понятие, характеризующее становление личности. Развитие – это процесс количественных и качественных измене­ний наследуемых и приобретаемых свойств индивида.

Уже понятие «формирование».

Это процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов (целенаправленных и стихий­ных, позитивных и негативных). Еще уже понятие
«социализация».
Социа­лизация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагаю­щий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизвод­ство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социали­зация хотя и включает в себя как целенаправленные, так и стихийные воз­действия на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер.

Воспитание

– процесс, направленный на усвоение личностью зна­ний и умений, формирование определенных качеств.

РАЗВИТИЕ

Пояснения:

На воспитуемого действует множество факторов. Благодаря этим воздействиям человек изменяется, развивается. Развитие – это сложный и противоречивый процесс приобретения человеком новых качеств и их со­вершенствования.

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Пояснения:

Ведущим фактором является воспитание, так как оно имеет цель, осуществляется подготовленными людьми и опирается на теорию.

Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей.

Среда – это окружающие человека материальные, духовные, при­родные условия его существования, а также совокупность людей, связан­ных общностью этих условий.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Понятия формирования и развития взаимосвязаны, но не тождественны друг другу.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта – его состава и структуры.

Развитие – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований особей с момента их зарождения до конца жизни.

Формирование – придание определенной формы.

Употребление понятий формирование и развитие объясняется стремлением подчеркнуть единство внешних и внутренних процессов изменения качеств личности.

В психологии термин формирование обоснованно употребляется в отношений таких сторон личности как, например, формирование характера, формирование умений, формирование навыков, формирование отношений личности с окружающими людьми и т.п., то есть тех сторон которые обращены

Термин развитие употребляется в отношении способностей, воли, внимания и т.д.

Психолог Роберт Семенович Немов вполне осознанно пишет о формировании и развитии памяти личности (в кн. Психология. Т.1. 1994. – с.207).

В педагогике речь однозначно ведется о формировании и развитии коллектива.

Определяя процесс формирования и развития личности, мы стремимся подчеркнуть единство внешних и внутренних изменений, происходящих с личностью в результате личностно ориентированной воспитательной деятельности

.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ

так как есть:

Пояснения:

Можно ли считать педагогику наукой? Ответ будет утвердительным, если будут названы:

— ее предмет;

— специфические, характерные только для педагогики категории;

— объективные законы (закономерности);

— специфические методы исследований.

Все это в педагогике названо. Следовательно, педагогика является наукой. Но возникает вопрос – на каком этапе развития она находится?

И. Марев выделяет этапы развития педагогики:

1 этап – этап накопления фактов (с древних времен до 1632 г.)

2 этап – этап объяснения и обобщения фактов (от Я.А. Коменского до середины 20 века);

3 этап – этап математизации педагогики (с 1948 г. до настоящего времени).

В словаре Синонимов

вырабатывание, выковывание, развитие, воспитание, созревание, развитие; организация, создание, основание, образование, составление, учреждение; часть, агроформирование, эволюция, становление, создавание, отряд, порождение, устройство, соединение, генерирование, образовывание, сколачивание, установление, возникновение, литогенез, строительство, пневмоформование, турма, развертывание, моллирование, комплектование, морфогенез, налаживание, устраивание, комплектовка, рождение, основывание, формировка

Происхождение слова

Корни слова «формирование» немецкие (от former или formieren). Затруднения в правописании заимствованных слов обычно вызываются переносом написания с версии оригинала. Поскольку немецкий вариант слова, как всегда, лаконичен, для благозвучного произношения русской разновидности используется интерфикс «ир» и два суффикса.

Существительное образовано от глагольной формы «формировать» (создавать что-нибудь из имеющихся частей). Значение слова «формирование» не слишком отличается от смысла исходника. Истолкование зависит от сферы применения: философия, педагогика, психология, естественные науки. Формирование – это составление требуемой формы чего-либо. Предмет, над которым производится данное действие, изменяется в соответствии с разделом науки.

Философия и социология

Древнейшая из наук, как всегда, придает термину универсальность. Поэтому формирование – это процесс, антагонистичный распаду. Хаосу и стагнации противопоставляются устойчивость и целостность. В связи с этим синонимами слова «формирование» являются: выстраивание, развитие, становление, эволюция. Из ряда антонимов самыми употребляемыми являются «расформирование», «уничтожение», «ликвидация».

В социологии термин используется давно в значении «создание требуемого результата из каких-либо управляемых процессов». Специалисты формируют общественное мнение, лояльность граждан к определенной личности, компании, даже потребление определенных товаров (которые являются абсолютно бесполезными).

Все эти процессы происходят на базе детального изучения и мониторинга ситуации и населения. Формированием в социологии также называют образовавшуюся группу или коллектив. На страницах некоторых СМИ термины «бандформирования» и «террористические формирования» появляются постоянно, как ни прискорбно.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Как изменить мировоззрение: подсказки психологов

Возможно, вы задаетесь вопросом: «Если мировоззрение формируется самостоятельно через пассивный путь, то зачем его менять?» Но такой взгляд на мир остается поверхностным. Вы хотели бы, чтобы ваши личные ценности зависели от мнения других людей? Мировоззрение можно поменять, но в зрелом возрасте сделать это сложнее.

Как можно попробовать изменить свое мировоззрение:

  1. Проведите анализ своих убеждений. Подумайте о своем отношении к жизни. Самоанализ – сильное оружие, если пользоваться им в меру, не превращая в самобичевание. Определите вещи, которые вас не устраивают.
  2. Взвесьте все плюсы и минусы устоявшихся убеждений. Что случится, если убрать из жизни некоторые из них?
  3. Проработайте проблемные зоны. Так как начальное мировоззрение формируется через семью, то проблемы с восприятием мира почти всегда возникают из-за неправильного воспитания и детских травм. Поэтому рекомендуется обратиться к психологу, чтобы проработать все болевые точки.
  4. После анализа и проработки травм уберите из жизни все убеждения, которые доставляют дискомфорт или не приносят вам никакой пользы.
  5. Замотивируйте себя. Важно помнить, для чего вы отказались от прежних убеждений. Дисциплина, терпение и самоконтроль помогут придерживаться новой позиции. А осознание того, что вы освободились от груза мешающих вам установок и стали лучше, будет для вас путеводной звездой на пути к новому «я».

На формирование мировоззрения влияет много факторов. Если вы хотите перемен, но боитесь, что уже слишком поздно, то пройдите курс «Как удалить из головы сомнения в себе. И всего за 14 дней поверить в себя». Всего за 2 недели можно поверить в свои силы и больше никогда не сомневаться в своих способностях, независимо от возраста или воспитания.

Важнейшие факторы, влияющие на формирование успешной личности

Личность человека развивается в течение длительного времени. Во время этого процесса у индивида меняется мировоззрение, моральные устои, приоритеты. Именно от этих условий зависит формирование личности и то, насколько успешным становится человек в жизни.

Факторы формирования успешной личности следующие:

  1. Баланс. Первый шаг к успеху человека – гармония между внутренним и внешним миром. Он возможен, если индивид знает, кто он, чего он хочет и как этого добиться.
  2. Напористость. Является важным аспектом на пути к успеху человека. Если он пытается до тех пор, пока не получит желаемый результат, трудится ради того, чего хочет, мечта обязательно исполнится благодаря приложенным усилиям.
  3. Целеустремленность. Если действия совершаются целенаправленно, имеют под собой логическое обоснование и соответствуют моральным принципам, индивид развивается.

При наличии этих факторов человек сможет прийти к поставленной цели в кратчайшие сроки.

Кто и что влияет на процесс формирования индивида

Процесс формирования личности происходит под воздействием ряда факторов. Выделяют 4 основных источника, из которых индивид черпает знания и опыт. Рассмотрим, какие именно факторы оказывают влияние на формирование личности:

  1. Наследственность. Этот фактор определяет многое в человеке: именно он закладывает фундамент для формирования личности.
  2. Окружающий мир. Из него человек получает знания и опыт. Среда, в которой растет и развивается ребенок, накладывает на его психику серьезный отпечаток. Если он жил в бедности, во взрослом возрасте человек старается экономить, с умом подходит к планированию расходов, даже если денег у него достаточно.
  3. Воспитание и обучение. Родители и другие взрослые люди, окружающие ребенка, посредством общения передают ему свой опыт. Именно от них дети впервые узнают об опасностях и радостях, которые встречаются в жизни. Те ценности и моральные установки, которые родители дают ребенку, остаются с ним на всю жизнь. То же самое касается и психологических травм, перенесенных в раннем возрасте. Также дети перенимают поведение родителей, а во взрослом возрасте часто проецируют образы близких людей на партнеров.
  4. Собственный опыт. Это решающий фактор формирования личности. Переживая определенные события, человек осознает их и делает выводы. Приобретенный опыт считается уникальным. Именно он дает индивиду толчок к саморазвитию и позволяет двигаться дальше.

Выделяют и пятый критерий, без которого формирование человека как личности невозможно. Он называется привязанностью. Это чувство может возникать по отношению к людям или вещам, идеям.

Очень важно понимать, кто и что влияет на человека в большей степени в процессе формирования его личности. Таким образом можно скорректировать влияние этих факторов на индивида.

Внутренние установки, под воздействием которых формируется человек

Внутренние установки представляют собой часть мировоззрения индивида. Они являются своеобразным фундаментом и влияют на механизмы формирования личности.

Первые внутренние установки прививают человеку родители. Со временем они меняются под воздействием общества и ближайшего окружения индивида.

Гармония внешних условий и личностных характеристик как решающий фактор

Гармония между характеристиками личности и окружающими ее условиям – крайне важный критерий дальнейшего развития.

Например, талантливые от рождения люди нередко перестают работать над собой и совершенствоваться, из-за чего упускают шанс добиться успеха в конкретной сфере. Здесь происходит конфликт внутреннего характера (индивид слишком самоуверен) и внешнего (врожденного таланта не хватает, чтобы продвигаться по карьерной лестнице или развиваться в творческой сфере).

Также нельзя забывать про факторы, влияющие на формирование личности, и условия, в которых рос и воспитывался ребенок. Если они изначально были плохими, но человеку хватило мотивации, чтобы расти, – он победил внешние факторы. Бывает и обратная ситуация: избалованный в детстве ребенок не хочет развиваться и принимать самостоятельные решения, из-за чего стагнирует или даже деградирует. stakhanovets.ru/dlp

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]