Как родители влияют на формирование личности ребенка

Родители окружают детей любовью, проводят время вместе. Разговаривают с ними и занимаются их дисциплиной. При этом они думают, что так они смогут направить ребенка на правильный вектор развития. Да, это так. Как родители влияют на формирование личности ребенка.

Но глубинную основу формирования личности ребенка далеко не всегда определяют методы воспитания. Основными же факторами являются личностные качества самих родителей. Они напрямую влияют на то, как ребенок воспринимает сам себя. Независимо от того, хотят ли этого сами родители.

Индивидуальность ребенка формируется в значительной мере опираясь на мировоззрение родителей. Их манеры и отношение к окружающему миру. У каждого родителя есть определенный «багаж» опыта, унаследованный от своих предков. Который пополнялся в течение жизни.

Каждый родитель непроизвольно влияет на своего ребенка как благотворно, так и не очень. Поэтому им будет не лишним узнать, как же они могут влиять на свое чадо. И по возможности корректировать моменты, которые они не хотели бы передавать свои детям.

Как правило, мать становится для малыша первым источником жизненного опыта. Если мама окружает ребенка теплотой и заботой, то он будет развиваться целостным. В противном случае нередко появляются нарушение в развитии и последующие психологические проблемы и зажимы.


Фото из картинок yandex.ru

Роль же отца заключается в помощи при установлении связи с миром за пределами материнских объятий. Папа учит ребенка взаимодействовать с миром и демонстрирует возможные методы этого, занимается с ним различными видами деятельности.

Если папа спокоен, способен увлечь и заинтересовать ребенка миром вне зоны безопасности, которую создает мама, то ребенку проще будет адаптироваться в дальнейшем. Мир не будет восприниматься им враждебно.

И напротив, если у отца есть трудности в общении с окружающим миром, то велика вероятность, что ребенок перенесет и в свою жизнь такой подход.

Не редкость, что даже самые чуткие родители передают часть своих негативных черт ребенку, даже не подозревая об этом.

Часто встречаются следующие примеры:

Излишний интерес к жизни ребенка

Обитая в атмосфере излишнего внимания к себе, ребенок становится излишне скрытным. И впоследствии это входит у него в привычку.

Данная черта может сыграть не самую лучшую роль в дальнейшей жизни при попытке завязать романтические или дружеские отношения. Человек внезапно поймет, что просто не способен разделить свои глубокие чувства с окружающими.

Постоянная излишняя критика в адрес ребенка

Родители, считают, что поступают так в благих целях. Ради воспитания своего чада. Не всегда замечают, что следствием такого подхода становится излишняя пассивность ребенка. Ребенок просто теряет смысл делать что-либо, чтобы снова не подвергнуться осуждению.


Фото из картинок yandex.ru

Дом, где родители так и не смогли найти общий язык

Малыш, вырос в доме, где родители любят его. Но здесь он не видел любви между самими родителями. Такой ребенок часто вырастает неуверенным в себе. Нет внутреннего ощущения безопасности и целостности.

Чрезмерно тревожные родители

У такого типа родителей дети, как правило, вырастают очень нервные. Они попросту не могут расслабиться из-за энергетики своих родителей.

Излишняя опека родителей

Атмосфера излишней заботы может поспособствовать развитию у ребенка депрессивного состояния.

Как видно из примеров выше, в отношениях родителей с его чадом могут обнаружиться личностные проблемы самих родителей. Это в дальнейшем может серьезно сказаться на сознании ребенка в процессе его взросления.

Зачастую дети в зрелом возрасте начинают копировать даже подходы своих родителей к воспитанию, хотя сами часто даже не осознают этого. Можно найти бесконечно много примеров этого в реальной жизни.

Можно бесконечно много говорить о том, что мы не похожи на своих родителей, что мы другие, но не зря же бытует фраза: «Хочешь увидеть жену (супруга) в старости, посмотри на мать (отца)».

Место ребенка в семье

Мы уже выяснили, что такое семья и кто к ней относится. Какую же позицию в ней занимает ребенок? В системе семейных отношений ребенок — наиболее слабое звено, он маленький, мало к чему приспособлен и нуждается в защите и заботе. Одеть, накормить, обогреть и защитить — таковы основные родительские инстинкты.

В то же время, он не имеет ни знаний, ни умений, ни опыта, поэтому его учат. Учат всему, что умеют и знают сами. Дети очень восприимчивы к окружению, поэтому многие элементы характера, поведения, реакций взрослых членов семьи они копируют, как маленькие обезьянки.

Важно

Семья является основополагающим звеном в жизни и развитии детей. Именно она имеет наибольшее влияние на их формирование и становление как личностей.

Общее желание и повседневные модели

Разве не каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным в жизни, желательно с первых дней? И кажется, что это вполне разумное желание.

Тем не менее большинство матерей ожидают, что их дети с первых дней будут держать вещи в порядке, особенно в своих комнатах. Но если подумать, кто может рассчитывать на «порядочного» ребенка?

Родитель, который часто ищет документы или предметы, потерянные в хаосе. Или хорошо организованный родитель, у которого всегда все в порядке и на своем месте?


Фото из картинок yandex.ru

Вероятно, для подавляющего большинства читателей очевидно, что у второго родителя больше шансов на то, чтобы его ребенок следил за порядком.

Однако, дело не только в примере. Чтобы приучить ребенка к порядку, необходимо, чтобы ребенок сам в первую очередь признал преимущества такого поведения.

Родители — самая легкодоступная модель поведения. Поэтому очень важно осознавать это влияние при выполнении определенных требований или ожиданий.

Дети, как и взрослые, учатся посредством наблюдения. Но, в отличие от взрослых, они не ставит под сомнение то, что видят. А просто подражают им.

Как это связано с коучингом и всеми навыками и характеристиками, упомянутыми в начале? Все просто!

Трудно воспитать ребенка, который заботится о порядке, родителю, который этого не делает. Точно так же будет трудно воспитывать спокойного и эмоционально стабильного ребенка родителю, который легко подвергается вспышкам гнева или плача.

Родительский пример: как родители влияют на формирование личности ребенка

Кто же должен учиться — ребенок или родитель? Оба! Родители, желающие, чтобы дети слушали их, должны сами учиться активно слушать своих детей. Говорить с ними, учиться посвящать свое время и внимание разговору. Чтобы дети верили в себя и укрепляли свою самооценку.

Трудно представить коучинг с двухлетним ребенком. Но если родитель развивает в себе все особенности и навыки. Которые он ожидает от своего ребенка с первых дней его жизни, он может научить ее моделям, которым стоит следовать.

Во время так называемой родительской тренировки можно не только развить жизненные навыки. В них родитель хочет показаться примером для ребенка. Но и также научиться инициировать и усиливать желаемые качества.

Как себя вести, чтоб не травмировать психику детей

Нормальная, здоровая обстановка в семье тоже имеет свои признаки. Давайте же разберем, как выглядит идеальная семья.


  1. Между родителями и детьми существует разумная привязанность.

  2. С раннего возраста ребенок развивает коммуникативные навыки. Он способен просить и объяснять, с ним можно договориться.
  3. Родители совместно ухаживают за детьми, что дает им почувствовать заботу каждого из родителей.
  4. Понимание особенностей детского развития.
  5. Соответствующее возрасту сексуальное воспитание, не входящее в противоречие с моралью и конституцией.
  6. Достаточное количество внимания, которое получают дети.
  7. Адекватная оценка возможностей ребенка, отсутствие непосильных требований и нагрузок.
  8. Помощь и поддержка детям в их начинаниях.
  9. Разумное планирование финансов семьи, знакомство детей с основами планирования.
  10. Обучение детей согласно возрасту домашним делам. Не нужно требовать непосильного. Помыть яблоки способен уже 2-х летний малыш, а 3-х летний может помочь маме достать ложки к обеду, в 5 лет можно детей ознакомить с пылесосом и т.д.

В целом, ничего сложного или невозможного. Большинство родителей знакомы с этими пунктами и практикуют их. В жизни могут быть небольшие несоответствия, ведь все мы люди. Могут быть нечастые ссоры, недопонимание. Но воспитать из малыша хорошего, успешного человека — это то, к чему мы все стремимся. А все, что нужно ребенку — это адекватная любящая семья.

Кроме того

Можно стимулировать развитие ребенка . Его творческий потенциал, независимость и находчивость с помощью различных инструментов коучинга.

Для некоторых из них, безусловно, будет полезно научиться задавать вопросы. Побуждать ребенка самостоятельно искать решение. Вместо того, чтобы предлагать ему готовые ответы «на подносе».

Другие могут найти наиболее ценным развить в ребенке уверенность в себе, опираясь на свои сильные стороны. Через занятия с наставником родитель учится становиться наставником для своего ребенка.

Это не значит, что родитель должен постоянно выступать в роли наставника. Иногда важно просто обнять ребенка и поддержать. А не спрашивать, как он может справиться со своими эмоциями.

Благодаря приобретенным навыкам родитель может взять на себя роль наставника в те моменты, когда это будет нужно для ребенка .

Дом без фундамента

Является ли тренировка ребенка просто ненужной модой? А родительская тренировка — еще одной формой активности современных родителей?

Насколько людям легче было бы в школе, на работе, в повседневной жизни. Если бы в них в раннем детстве создали устойчивость и веру в себя и свои собственные способности.

Если бы они научились распознавать, принимать и регулировать свои собственные эмоции , вступать в ценные отношения , планировать и организовывать?

Сейчас время, когда можно строить модульные дома без фундамента. Они строятся быстро и могут быть размещены практически в любом месте.

Их долговечность, равная кирпичным домам, во многом зависит от качества материалов и качества изготовления. Погрешность в несколько миллиметров и стойкость здания становится сомнительной.

Особенности и навыки, связанные с управлением эмоциями, взаимоотношениями, самооценкой, можно считать также основами развития ребенка.

Если родители позаботятся о том, чтобы формировать их с первых дней, месяцев и лет. Тогда кризисы, стрессы и неприятные переживания не будут слишком сильно нарушать психику ребенка.

Благодаря высокой психической стойкости, ребенку будет легче понять, принять и справиться с произошедшими событиями. Это как прочный фундамент дома.

Без этой стабильной базы, при любом трудном опыте, при любой ошибке можно снизить выносливость ребенка. И сделать проблемы более обременительными. Это не означает, что их невозможно будет преодолеть.

Разрыв в отношениях или небольшие карьерные трудности в дальнейшем могут оставить только безвредные трещины в стенах. А без прочного фундамента могут разрушить и большую часть дома.

Чтобы нас не выследили

Однажды вечером, не зажигая света, мать рассказала пятилетней Дарье, что их хотят убить. Женщина называла новую соседку ведьмой и считала, будто в любой момент в квартиру могут ворваться враги. Спасаясь от недоброжелателей, семья дважды переезжала, пока окончательно не заперлась дома. Еду привозила бабушка, а жили на ее пенсию и алименты от отца Дарьи.

С пяти до 13 лет девочка просидела взаперти. В школу ее не отдали, и все обучение сводилось к «прорешиванию учебников от корки до корки». «Я до сих пор не понимаю, почему никто из родственников не обратил на это внимания, — рассказала Дарья Трофимова из Москвы. — Впоследствии я общалась с ними на эту тему, но они переваливали ответственность друг на друга. Говорили: “Мы считали, это должен был сделать отец. Мы считали, это должна была сделать бабушка. Мы считали, что это должна была сделать твоя тетка”. В общем, замкнутый круг».

Все болезни мать девочки объясняла тем, что их облучают лазером. Какую-то часть тела повредили, вот и болит. Так Дарья перенесла дома отит. В поликлинику ее отвели всего раз, после чего мать сказала, что зря они это сделали. Ведь теперь враги точно узнали их местоположение! Отныне точно на улицу ни ногой. Квартира, по мнению матери, тоже прослушивалась, поэтому говорили шепотом, чтобы соседи не узнали содержание разговоров.

Когда Дарье было 13, снова пришлось бежать. Зимней ночью они с матерью собрали вещи, укутались посильнее (чтобы не было видно лица) и отправились в Подмосковье, к бабушке. Там провели следующие полтора года, в течение которых Дарью уже стали выпускать на улицу. Она начала общаться с соседскими девочками, даже приглашала их в гости. Те узнали, что Дарья не ходит в школу, а ее мать не работает. Начались намеки и смешки, непонятные девочке.

«Однажды моя тетка спросила: “Ты что, не понимаешь, что твоя мать психически больная?” Я тогда очень обиделась на нее, но спустя год агрессия матери направилась на меня. Она сказала: “Ты вступила в сговор с людьми, которые хотят нас убить, ты меня предала”. Начались регулярные побои. И я в какой-то момент боялась, что она меня просто убьет, потому что она била кулаком в лицо посреди ночи. Бабушка знала о происходящем и сказала потерпеть. Я подождала еще несколько месяцев и где-то за месяц до 16-летия сбежала», — поделилась Дарья.

Она уехала к дедушке в Москву, где спустя три месяца ее и нашли другие родственники. Дарью наконец отправили в школу, и после девятого класса она самостоятельно поступила в колледж. За это время ее мать дважды побывала в психбольнице, ей диагностировали параноидную шизофрению. После очередной выписки женщина повесилась. От этой новости у Дарьи было шоковое состояние, и, по ее словам, следующие 12 лет она переживала случившееся.

После долгой жизни взаперти девушка почти не умела общаться. Во всех коллективах держалась особняком и не понимала, как завязывать близкие отношения. А в 24 года началась сильная депрессия, и до сих пор Дарья принимает лекарства: ей поставили тревожно-депрессивное расстройство. Свой травматичный опыт Дарья прорабатывает на психотерапии и считает, что еще остается много вопросов.

«Я сменила кучу бессмысленных работ и только в 30 лет поняла, чем хочу заниматься (сейчас героине 34. — Прим. ТД). Уверена, что именно болезнь матери спровоцировала у меня интерес к психологическим проблемам людей. Но в целом с таким бэкграундом я достаточно хорошо живу. Я смогла самостоятельно отучиться, поступить на высшее и работать. Наверное, все не так плохо, как могло быть», — сообщила Дарья. Сейчас она сама учится на психолога.

Фото: Adam Winger / Unsplash.com

Необходимая тренировка

Все ли родители или пары, готовящиеся к рождению ребенка, спешат пойти к тренерам. Чтобы усердно работать над собой? Чтобы обеспечить успех и счастье своих детей в будущем?

Нет. Не всем это нужно, у некоторых пар достаточно навыков и психологической подготовки для обучения своего ребенка. Однако, если есть ощущения или растерянность в правильности своего поведения с ребёнком.

Если возникают трудности в самостоятельном воспитании, то лучше обратиться к психическим основам родительского воспитания. Весьма вероятно, что от этого выиграет не только ребенок, но и родитель.

Обмен положительными эмоциями на статью: Как родители влияют на формирование личности ребенка. Я вам Благо Дарю, а вы пройдитесь по звездочкам!

  • Ваш жизненный опыт: как подготовить ребенка к взрослой жизни
  • Нравственный выбор или жизненные ценности ребенка

Что такое семья

Психологи определяют семью, как группу взаимодействующих людей, которых объединяют супружеские отношения и родственные связи. Семьи могут быть разные по количеству членов и структуре, но все они имеют одну задачу — взаимопомощь во всестороннем развитии каждого члена семьи.

Объединенные общим жильем, бытом, бюджетом, родственной связью и семейными ценностями люди становятся единой группой. К составу семьи относят мужа, жену и их детей. Все остальные родственники остаются близкими и родными, но как бы на расстоянии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]