Что такое комплекс оживления в психологии
Комплекс оживления – это проявление двигательной активности и выражение эмоций ребенком на появление в сфере досягаемости и видимости значимого для него взрослого. Малыш реагирует на родителей примерно с третьей недели жизни. Физиологи считают, что с возникновением комплекса оживления младенец вступает в новый жизненный этап – младенчество.
Дети рождаются на свет с базовым набором рефлексов, а со временем, вырабатывая новые способы реагирования на внешние события, адаптируются к незнакомым условиям существования. Психологи высказывают мнение, что начальная адаптация младенца к социуму проходит успешно, если он на 3-й неделе:
- способен сосредоточить внимание на людях, предметах, звуках;
- замирает при появлении родителей или взрослых родственников;
- отвечает улыбкой на ласковые слова;
- может выражать радость восторженными звуками.
История
Понятие «аутизм» впервые было описано в 1911 году Эйгеном Блейлером, но рассматривалось оно в контексте шизофрении, как один из ее симптомов. В переводе с латыни оно означает «ненормальное самолюбование». Этим термином психиатр пытался указать на уход больного в свой внутренний мир, отгороженность от назойливого вмешательства посторонних, отрыв от реальности. В современной интерпретации оно стало применяться с подачи Ганса Аспергера, в честь которого было названо одно из расстройств аутистческого спектра — синдром Аспергера.
Понятие «синдром раннего детского аутизма» в психиатрию ввел Лео Каннер. В 1943 году он в совершенно новом контексте представил термин «аутизм», описав истории 11 детей и поставив им диагноз: инфантильный аутизм. Он указал, что данное состояние заметно отличается от шизофрении у детей. В картине заболевания отметил наличие таких симптомов, как стереотипные движения, эхолалии. В честь Лео Каннера также был назвон один из вариантов РАС — синдром Каннера.
В каком возрасте формируется комплекс?
При нормальном развитии младенца начальные признаки эмоционального оживления можно заметить уже в первый месяц жизни. В двухмесячном возрасте малыш уверенно отыскивает в комнате значимого взрослого, внимательно всматривается в лица, в ответ на обращенные к нему голоса близких людей улыбается, двигается, вскрикивает и гулит. Комплекс оживления в этот период характеризуется следующими проявлениями:
- улыбкой;
- замиранием и сосредоточенным долгим взглядом, который малыш задерживает на близком человеке;
- активным двигательным оживлением: кроха вертит головой, вскидывает ручки и ножки, прогибает спинку;
- вокализацией: гуканье, гуление, отрывистые гласные звуки.
Все эти действия младенец совершает одновременно, поэтому они и получили название комплекса.
.
Этапы комплекса оживления
Если родители создали дома благоприятную психологическую обстановку для малыша, то комплекс оживления проявится своевременно. Благоприятной обстановкой считается:
- гармоничное чередование тишины и покоя с моментами активного бодрствования;
- достаточное количество внимания и ласки;
- исключение сильного психоэмоционального потрясения на первом месяце жизни.
Если ваш малютка никак не реагирует на красочную погремушку, не расстраивайтесь раньше времени. Нужно набраться терпения, ведь всего-то через пару недель ваш наследник по достоинству оценит все игрушки. Посредством комплекса оживления малыш сообщает вам, что готов к познанию окружающего мира.
Комплекс эмоционального оживления происходит в несколько этапов:
- Появляются новые реакции, которые психологи и называют комплексом оживления (замирание, сосредоточенность на лице взрослого и его голосе, улыбка, восторженное вскрикивание, двигательная активность).
- Малыш начинает различать голоса окружающих, узнает материнский голос.
- Примерно через две недели после окончания периода новорожденности (этот период длится с первого дня жизни до момента появления комплекса оживления), ребенок фокусирует внимание на привлекательных красочных предметах, может отследить взглядом движение.
- В начале третьего месяца жизни малыш эмоционально реагирует не только на материнские облик и голос, но и на прикосновения, и на процесс кормления. Когда мама находится рядом, малыш спокоен и счастлив.
- К концу третьего месяца жизни поведение ребенка приобретает более сложные формы, в этот период он уже способен отличать близких от чужих.
Если младенец находится в хороших условиях и психологически развивается в соответствии с нормами, то в 4-5 месяцев комплекс оживления уже будет включать в себя первые навыки саморегуляции, то есть малыш научится контролировать свое настроение.
Речь, интеллект, мировосприятие
У детей аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.
Для таких детей не свойственно стремление к познаванию мира, изучение свойств объекта, его назначения. Они выбирают для себя привлекательные элементы и следуют им. Познавательные вопросы «зачем, почему» запаздывают во времени.
Аутичных детей сложно заинтересовать игрушкой, но они фокусируются на сенсорных стимулах. Например, малыш настолько любит классическую музыку, что уже в год находит в стопке нужную пластинку и устанавливает ее в проигрыватель.
Однако поражает способность таких детей запоминать то, на что они, смотря со стороны, не обращают внимания, слышат то, к чему не прислушиваются, видят то, к чему не приглядываются. Когда впоследствии с ними удается наладить словесный контакт, дети повествуют о многих вещах, которые, как казалось, их не интересовали.
Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т.п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.
Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни.
Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.
У многих малышей речь или очень скудная, с малым словарным запасом, или вообще практически не развита. Они мычат, чмокают, разговаривают на каком-то своем языке. Слова бессвязны, могут использовать вырванные выражения из просмотренных мультиков.
Наблюдаются эхолалии – повторение обращенных к аутисту слов. Порой повторяются очень сложные выражения, но чисто автоматически, без понимания смысла. Наблюдается реверсия местоимений, когда малыша с РАС спрашивают, как тебя зовут, он отвечает: «Тебя зовут Петя».
Смысл речи аутистичного малыша понятен только близким людям, так как он оперирует отвлеченными понятиями. Например, когда мама сердится, отвечает ей: «Смилуйся, государыня».
Даже если речь малыша достаточно хорошо развита, а его словарный запас очень богатый, он все равно неспособен к диалогу. Говорит только о том, что интересует его, в форме монолога, при этом страдает интонация высказываний.
Аутисты легко осваивают иностранные языки. Но, как замечают преподаватели, родной язык они также осваивают как зарубежный.
В целом, речь при РДА тоже отличается стереотипностью. Она часто непонятна для окружающих, так как выражает личные интересы ее носителя. Спонтанная речь, используемая при общении, плохо развита, дети лучше воспринимают косвенную, обращенную к другим. Они могут говорить чисто и без запинок, оперируя сложными выражениями, в форме монолога или эхолалий, но спотыкаются, путаются и говорят смазано при попытке начать диалог.
Максимальная активность
Мы выяснили, что младенец постепенно овладевает навыками общения с близкими взрослыми, и такая его способность будет основной деятельностью первого полугодия жизни.
Психологи утверждают, что комплекс оживления напрямую зависит от уровня удовлетворения потребностей маленького ребенка в эмоциональном общении. Пиком проявления комплекса оживления является возраст малыша от 3 до 4 месяцев, после чего трансформируется в более сложные формы поведения, поэтому именно в этот период родителям рекомендуется все свои действия сопровождать словесными комментариями.
Классический аутизм
Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.
Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может.
Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними.
Классической триадой симптомов РДА являются:
- низкий уровень социального взаимодействия, взаимного общения;
- скудная сфера интересов;
- стереотипность движений.
Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше.
Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него.
Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.
Исследования подтверждают, что на развитие нервной системы влияет иммунная система еще на ранних стадиях эмбрионального развития, а, точнее, ее недостаточная функция.
Существует теория, согласно которой у аутистичных личностей недоразвита система зеркальных нейронов. Эти клетки возбуждаются во время двигательной активности, а также в момент наблюдения за активностью других людей. По этой причине у таких людей отсутствует возможность перенимать поведение окружающих, следить за ними.
Несмотря на большое количество исследований причин заболевания, вопрос с его природой остается открытым. Множественные теории, размышляющие над этой проблемой, не дают внятного и полноценного ответа.
Что должен уметь четырехмесячный малыш?
Благодаря правильному проявлению комплекса оживления, к четырем месяцам малыш:
- откликается на свое имя;
- интересуется своим телом (разглядывает ручки и ножки, прикасается к личику и волосам);
- имеет зачатки предметно-манипулятивной деятельности (игра, труд, рисование);
- разглядывает себя в зеркале;
- узнает знакомые предметы (удивляется, если они исчезают, и радуется, когда они находятся);
- может сидеть с поддержкой, держа головку прямо;
- умеет сам переворачиваться со спины на живот и обратно;
- хлопает в ладоши;
- отталкивается от поверхности пальцами ножек;
- способен определить простые эмоции (радость, грусть, страх, интерес, удивление, отвращение).
Что происходит с ребенком после эмоций оживления?
Комплекс оживления в психологии – это начало нового этапа в развитии младенца, задача которого познание окружающего мира.
После возникновения комплекса оживления, малыш:
- ощущает потребность двигаться;
- стремится взаимодействовать со взрослыми людьми;
- психологически благополучен;
- отвечает реакцией на зрительный и/или слуховой раздражитель.
Смысл появления комплекса оживления. Когда родителям нужно бить тревогу?
К шести месяцам становится понятно, зачем малышу нужен был комплекс оживления: ребенок осознанно пытается взаимодействовать со взрослым окружением, используя различные интонации, позы, мимику и жесты, ежедневно знакомится с новыми предметами, людьми.
Уровень личностного развития младенца напрямую будет зависеть от того, в каком возрасте обнаружился комплекс оживления, ярко ли он был выражен. Если какое-то структурное звено комплекса проявлялось слабо или вовсе отсутствовало; если комплекс появился несвоевременно или имеет затяжной характер – это сигнал родителям показать кроху врачу, поскольку такие моменты могут отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка. Выявить причину и выбрать способ ее устранения под силу только квалифицированному специалисту.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
- Самостоятельно встает, садится;
- Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
- Пережевывает твердую пищу;
- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.
Психоэмоциональное развитие:
- Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
- По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Волнуется при встрече и прощании;
- Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
- Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.
Советы психологов молодым родителям
Иногда молодые родители пренебрегают потребностью и желанием младенца общаться, считая, что для крохи важны лишь комфортные условия существования. А некоторые родители просто не умеют общаться с ребенком и учиться этому не хотят, полагая, что в этом возрасте малыши еще не способны ничего понять.
Психологи советуют новоиспеченным родителям ценить каждое мгновение, проведенное со своими детьми. Правильное развитие комплекса оживления провоцируют и ласковые слова, и поглаживания, и поцелуи, и улыбка.
Дорогие родители, все просто! Если кроха заливается смехом в ответ на мамин поцелуй – значит, нужно целовать его снова и снова! Если зазывно гулит – поговорите с ним, спойте песенку. Если малыш в хорошем настроении – пора с ним поиграть, покачать на руках или пощекотать.
На наших курсах опытные преподаватели рассказывают обо всех аспектах психологии, в том числе, детской. Такие знания помогут не только освоить полезные психотерапевтические приемы, но и дадут возможность получить новую профессию.
Необходимо помнить, что эмоциональное оживление – это уникальное время в жизни ребенка, и грамотные действия родителей в этот период чрезвычайно важны.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы:
- Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
- Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
- Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.