РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. Психология развития ребенка от рождения до года.


Что такое комплекс оживления в психологии

Комплекс оживления – это проявление двигательной активности и выражение эмоций ребенком на появление в сфере досягаемости и видимости значимого для него взрослого. Малыш реагирует на родителей примерно с третьей недели жизни. Физиологи считают, что с возникновением комплекса оживления младенец вступает в новый жизненный этап – младенчество.

Дети рождаются на свет с базовым набором рефлексов, а со временем, вырабатывая новые способы реагирования на внешние события, адаптируются к незнакомым условиям существования. Психологи высказывают мнение, что начальная адаптация младенца к социуму проходит успешно, если он на 3-й неделе:

  • способен сосредоточить внимание на людях, предметах, звуках;
  • замирает при появлении родителей или взрослых родственников;
  • отвечает улыбкой на ласковые слова;
  • может выражать радость восторженными звуками.

История

Понятие «аутизм» впервые было описано в 1911 году Эйгеном Блейлером, но рассматривалось оно в контексте шизофрении, как один из ее симптомов. В переводе с латыни оно означает «ненормальное самолюбование». Этим термином психиатр пытался указать на уход больного в свой внутренний мир, отгороженность от назойливого вмешательства посторонних, отрыв от реальности. В современной интерпретации оно стало применяться с подачи Ганса Аспергера, в честь которого было названо одно из расстройств аутистческого спектра — синдром Аспергера.


Понятие «синдром раннего детского аутизма» в психиатрию ввел Лео Каннер. В 1943 году он в совершенно новом контексте представил термин «аутизм», описав истории 11 детей и поставив им диагноз: инфантильный аутизм. Он указал, что данное состояние заметно отличается от шизофрении у детей. В картине заболевания отметил наличие таких симптомов, как стереотипные движения, эхолалии. В честь Лео Каннера также был назвон один из вариантов РАС — синдром Каннера.

В каком возрасте формируется комплекс?

При нормальном развитии младенца начальные признаки эмоционального оживления можно заметить уже в первый месяц жизни. В двухмесячном возрасте малыш уверенно отыскивает в комнате значимого взрослого, внимательно всматривается в лица, в ответ на обращенные к нему голоса близких людей улыбается, двигается, вскрикивает и гулит. Комплекс оживления в этот период характеризуется следующими проявлениями:

  1. улыбкой;
  2. замиранием и сосредоточенным долгим взглядом, который малыш задерживает на близком человеке;
  3. активным двигательным оживлением: кроха вертит головой, вскидывает ручки и ножки, прогибает спинку;
  4. вокализацией: гуканье, гуление, отрывистые гласные звуки.

Все эти действия младенец совершает одновременно, поэтому они и получили название комплекса.

.

Этапы комплекса оживления

Если родители создали дома благоприятную психологическую обстановку для малыша, то комплекс оживления проявится своевременно. Благоприятной обстановкой считается:

  • гармоничное чередование тишины и покоя с моментами активного бодрствования;
  • достаточное количество внимания и ласки;
  • исключение сильного психоэмоционального потрясения на первом месяце жизни.

Если ваш малютка никак не реагирует на красочную погремушку, не расстраивайтесь раньше времени. Нужно набраться терпения, ведь всего-то через пару недель ваш наследник по достоинству оценит все игрушки. Посредством комплекса оживления малыш сообщает вам, что готов к познанию окружающего мира.

Комплекс эмоционального оживления происходит в несколько этапов:

  1. Появляются новые реакции, которые психологи и называют комплексом оживления (замирание, сосредоточенность на лице взрослого и его голосе, улыбка, восторженное вскрикивание, двигательная активность).
  2. Малыш начинает различать голоса окружающих, узнает материнский голос.
  3. Примерно через две недели после окончания периода новорожденности (этот период длится с первого дня жизни до момента появления комплекса оживления), ребенок фокусирует внимание на привлекательных красочных предметах, может отследить взглядом движение.
  4. В начале третьего месяца жизни малыш эмоционально реагирует не только на материнские облик и голос, но и на прикосновения, и на процесс кормления. Когда мама находится рядом, малыш спокоен и счастлив.
  5. К концу третьего месяца жизни поведение ребенка приобретает более сложные формы, в этот период он уже способен отличать близких от чужих.

Если младенец находится в хороших условиях и психологически развивается в соответствии с нормами, то в 4-5 месяцев комплекс оживления уже будет включать в себя первые навыки саморегуляции, то есть малыш научится контролировать свое настроение.

Речь, интеллект, мировосприятие

У детей аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.

Для таких детей не свойственно стремление к познаванию мира, изучение свойств объекта, его назначения. Они выбирают для себя привлекательные элементы и следуют им. Познавательные вопросы «зачем, почему» запаздывают во времени.

Аутичных детей сложно заинтересовать игрушкой, но они фокусируются на сенсорных стимулах. Например, малыш настолько любит классическую музыку, что уже в год находит в стопке нужную пластинку и устанавливает ее в проигрыватель.

Однако поражает способность таких детей запоминать то, на что они, смотря со стороны, не обращают внимания, слышат то, к чему не прислушиваются, видят то, к чему не приглядываются. Когда впоследствии с ними удается наладить словесный контакт, дети повествуют о многих вещах, которые, как казалось, их не интересовали.

Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т.п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.

Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни.

Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.

У многих малышей речь или очень скудная, с малым словарным запасом, или вообще практически не развита. Они мычат, чмокают, разговаривают на каком-то своем языке. Слова бессвязны, могут использовать вырванные выражения из просмотренных мультиков.

Наблюдаются эхолалии – повторение обращенных к аутисту слов. Порой повторяются очень сложные выражения, но чисто автоматически, без понимания смысла. Наблюдается реверсия местоимений, когда малыша с РАС спрашивают, как тебя зовут, он отвечает: «Тебя зовут Петя».

Смысл речи аутистичного малыша понятен только близким людям, так как он оперирует отвлеченными понятиями. Например, когда мама сердится, отвечает ей: «Смилуйся, государыня».

Даже если речь малыша достаточно хорошо развита, а его словарный запас очень богатый, он все равно неспособен к диалогу. Говорит только о том, что интересует его, в форме монолога, при этом страдает интонация высказываний.

Аутисты легко осваивают иностранные языки. Но, как замечают преподаватели, родной язык они также осваивают как зарубежный.

В целом, речь при РДА тоже отличается стереотипностью. Она часто непонятна для окружающих, так как выражает личные интересы ее носителя. Спонтанная речь, используемая при общении, плохо развита, дети лучше воспринимают косвенную, обращенную к другим. Они могут говорить чисто и без запинок, оперируя сложными выражениями, в форме монолога или эхолалий, но спотыкаются, путаются и говорят смазано при попытке начать диалог.

Максимальная активность

Мы выяснили, что младенец постепенно овладевает навыками общения с близкими взрослыми, и такая его способность будет основной деятельностью первого полугодия жизни.

Психологи утверждают, что комплекс оживления напрямую зависит от уровня удовлетворения потребностей маленького ребенка в эмоциональном общении. Пиком проявления комплекса оживления является возраст малыша от 3 до 4 месяцев, после чего трансформируется в более сложные формы поведения, поэтому именно в этот период родителям рекомендуется все свои действия сопровождать словесными комментариями.

Классический аутизм

Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.

Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может.

Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними.

Классической триадой симптомов РДА являются:

  • низкий уровень социального взаимодействия, взаимного общения;
  • скудная сфера интересов;
  • стереотипность движений.

Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше.

Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него.

Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.

Исследования подтверждают, что на развитие нервной системы влияет иммунная система еще на ранних стадиях эмбрионального развития, а, точнее, ее недостаточная функция.

Существует теория, согласно которой у аутистичных личностей недоразвита система зеркальных нейронов. Эти клетки возбуждаются во время двигательной активности, а также в момент наблюдения за активностью других людей. По этой причине у таких людей отсутствует возможность перенимать поведение окружающих, следить за ними.

Несмотря на большое количество исследований причин заболевания, вопрос с его природой остается открытым. Множественные теории, размышляющие над этой проблемой, не дают внятного и полноценного ответа.

Что должен уметь четырехмесячный малыш?

Благодаря правильному проявлению комплекса оживления, к четырем месяцам малыш:

  • откликается на свое имя;
  • интересуется своим телом (разглядывает ручки и ножки, прикасается к личику и волосам);
  • имеет зачатки предметно-манипулятивной деятельности (игра, труд, рисование);
  • разглядывает себя в зеркале;
  • узнает знакомые предметы (удивляется, если они исчезают, и радуется, когда они находятся);
  • может сидеть с поддержкой, держа головку прямо;
  • умеет сам переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • хлопает в ладоши;
  • отталкивается от поверхности пальцами ножек;
  • способен определить простые эмоции (радость, грусть, страх, интерес, удивление, отвращение).

Что происходит с ребенком после эмоций оживления?

Комплекс оживления в психологии – это начало нового этапа в развитии младенца, задача которого познание окружающего мира.

После возникновения комплекса оживления, малыш:

  • ощущает потребность двигаться;
  • стремится взаимодействовать со взрослыми людьми;
  • психологически благополучен;
  • отвечает реакцией на зрительный и/или слуховой раздражитель.

Смысл появления комплекса оживления. Когда родителям нужно бить тревогу?

К шести месяцам становится понятно, зачем малышу нужен был комплекс оживления: ребенок осознанно пытается взаимодействовать со взрослым окружением, используя различные интонации, позы, мимику и жесты, ежедневно знакомится с новыми предметами, людьми.

Уровень личностного развития младенца напрямую будет зависеть от того, в каком возрасте обнаружился комплекс оживления, ярко ли он был выражен. Если какое-то структурное звено комплекса проявлялось слабо или вовсе отсутствовало; если комплекс появился несвоевременно или имеет затяжной характер – это сигнал родителям показать кроху врачу, поскольку такие моменты могут отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка. Выявить причину и выбрать способ ее устранения под силу только квалифицированному специалисту.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

Советы психологов молодым родителям

Иногда молодые родители пренебрегают потребностью и желанием младенца общаться, считая, что для крохи важны лишь комфортные условия существования. А некоторые родители просто не умеют общаться с ребенком и учиться этому не хотят, полагая, что в этом возрасте малыши еще не способны ничего понять.

Психологи советуют новоиспеченным родителям ценить каждое мгновение, проведенное со своими детьми. Правильное развитие комплекса оживления провоцируют и ласковые слова, и поглаживания, и поцелуи, и улыбка.

Дорогие родители, все просто! Если кроха заливается смехом в ответ на мамин поцелуй – значит, нужно целовать его снова и снова! Если зазывно гулит – поговорите с ним, спойте песенку. Если малыш в хорошем настроении – пора с ним поиграть, покачать на руках или пощекотать.

На наших курсах опытные преподаватели рассказывают обо всех аспектах психологии, в том числе, детской. Такие знания помогут не только освоить полезные психотерапевтические приемы, но и дадут возможность получить новую профессию.

Необходимо помнить, что эмоциональное оживление – это уникальное время в жизни ребенка, и грамотные действия родителей в этот период чрезвычайно важны.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы:

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]