Подросток в депрессии: советы психолога, как избежать беды


Симптомы, возрастная группа

Детская депрессия — психическое и эмоциональное расстройство, симптомы которого затрагивают поведение и физическое самочувствие.
У детей до 3 лет депрессия проявляется в проблемах с аппетитом, частых рвотах и срыгиваниях пищи. Наблюдается недостаток массы тела. Заметна медлительность движений, присутствует задержка психоэмоционального развития. Ребенок с депрессией плаксивый, капризный.

У детей от 3 до 7 лет наблюдаются проблемы с двигательной активностью, пассивность, недостаток энергии. Пациент стремится к уединению, избегает контактов даже с родителями. Утрачивается интерес к любимым играм и занятиям. Мимические реакции угнетенные, голос тихий. Характерны различные страхи и соматические жалобы. У младших школьников доминируют соматические симптомы перед психическими.

Симптомы у детей 8-11 лет:

  • психосоматика — наличие энуреза, проблемы со сном и речевым общением (его угнетение);
  • расстройства ЖКТ, боли в животе;
  • тревожность;
  • заторможенность мыслительной деятельности и эмоциональных проявлений, которые заметны в речи;
  • стремление к самоизоляции;
  • потеря интереса к ранее любимым играм, учебному процессу;
  • трудности в освоении школьной программы;
  • прогулы занятий;
  • проблемы с личной гигиеной;
  • уходы из дома;
  • сосание пальцев;
  • мысли и высказывания о собственной неполноценности;
  • суицидальные мысли;
  • резкие перепады настроения;
  • агрессивное поведение, раздражительность, подавленность.

У девочек депрессия возникает раньше и чаще, чем у мальчиков. Вероятно, это связано с тем, что девочки демонстрируют более высокий уровень социальности. По каким-то причинам они более зависимы от социального одобрения. Причины развития патологии у девочек чаще касаются потерь друзей или животных. Риски заболевания увеличиваются по мере взросления человека.

Подросток в депрессии: советы психолога, как избежать беды

Родители подростков часто обращают внимание на то, что их дети вдруг меняются: еще недавно жизнерадостный ребенок теряет интерес к учебе, друзьям, к жизни вообще. Ему все не в радость. Сын или дочь выглядит устало, отказывается от еды. Худеет или, наоборот, полнеет. Многие склонны списывать это на переходный возраст, но тут важно не пропустить начало депрессии. Как ее распознать и вовремя забить тревогу, рассказывает Елена Сизикова, психолог семейного .

— Какие симптомы должны насторожить родителей?

— Нарушение сна — бессонница или сонливость. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации. Испытывать чувство никчемности и вины (часто необоснованной). Иногда депрессия у детей проявляется в поведении — гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе. Подросток беспокоен, брюзглив, все отрицает. Доходит до антисоциального или агрессивного поведения. Может стать угрюмым, избегать контактов в семье. Или наоборот — казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно со сверстниками. Его не волнует его внешний вид, успеваемость в школе.

— Чем опасно такое состояние?

— Оно часто сопровождается навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками. Подросток в таком состоянии может начать употреблять алкоголь, наркотики. Нельзя недооценивать депрессию у подростка: она может повлечь за собой серьезные, опасные, даже непоправимые последствия.

— Как этого не допустить? Что делать, если появились симптомы депрессии?

— Если вы знаете или догадываетесь, что ваш ребенок думает о смерти или состоит в деструктивных группах в социальных сетях, то надо срочно обращаться за помощью к психологу. Например, в один из семейных центров Москвы. Самостоятельно тут трудно справиться.

Если речь о профилактике подростковой депрессии, то важно понимать: подростковый возраст — очень сложный, конфликтный. Избегать конфликтных ситуаций невозможно. Да и не нужно. Самое главное — стараться создать такой психологический климат в семье, чтобы подросток чувствовал поддержку, знал, что его слышат и с ним считаются.

— Легко сказать, но как родителям создать такую атмосферу?

Есть несколько методов: активная эмоциональная поддержка ребенка в состоянии депрессии и поощрение его положительных устремлений. Это поможет облегчить ситуацию. Можно и нужно учить подростка социализироваться и преодолевать стресс — тут тоже помогут психологи. Еще один метод — расширение временной перспективы и самопонимания.

Вы сказали, что конфликтов не нужно не избегать, а позитивную атмосферу за короткий срок не создать. Как правильно вести себя, когда конфликт неизбежен?

— Четко излагать подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять. Вывести подростка на откровенный разговор, чтобы выяснить, что происходит с ним. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения. Подростку нужно, чтобы родители его выслушали, но не давали советов, пока он сам не попросит их об этом. С этим трудно смириться, но родителям надо принять и понять: подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших. Он делает свой выбор.

Только при таком подходе возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми — взрослым и подростком. Только на такой базе можно строить конструктивное общение и поведение.

КАК ГОВОРИТЬ С ПОДРОСТКОМ

Если вы слышите Обязательно скажите Никогда не говорите
«Ненавижу учебу, класс…» «Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным…» «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
«Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
«Я совершил ужасный поступок…» «Давай сядем и поговорим об этом» «Что посеешь, то и пожнешь!»
«А если у меня не получится?» «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» «Если не получится —значит, ты недостаточно постарался!»

Источник

Причины детской и подростковой депрессии

Исследователи указывают на несколько возможных причин детской депрессии или подталкивающих к ней факторов:

  • наследственная предрасположенность (часто) — касается не обязательно родственников первой линии;
  • педагогическая непросвещенность родителей (часто) — жестокое, неуважительное отношение к ребенку, ссоры между мамой и папой;
  • социальные причины (реже, скорее как пусковой фактор) — проблемы в школе, развод родителей, разногласия с одноклассниками, изменения в составе семьи и пр.;
  • психологические — эмоциональные потрясения, потеря родителей или смерть домашнего животного, психологическое давление со стороны родителей;
  • физическое или сексуальное насилие;
  • биохимические (особенно у подростков) — проблемы в соматическом здоровье, гормональные сбои;
  • алкоголизм или наркомания родителей, наличие психически больных родственников;
  • легкие сезонные депрессии — чувствительность организма к климатическим изменениям.

Даже при наличии генетической детерминированности депрессия запускается после каких-либо факторов риска. Это часто неадекватное воспитание со стороны родителей, разводы, напряженные отношения в доме между членами семьи.

Второй распространенный фактор риска, запускающий болезнь — школьный буллинг, травля со стороны одноклассников. В таком случае ребенок демонстрирует страх или отказ посещения школы.

Что делать, если у ребенка депрессия

Справиться с детской депрессией можно только при условии правильных и своевременных действий родителей.

Если вы заподозрили у своего ребенка депрессию, попытайтесь для начала:

✓ поговорить с ним. Это может быть трудно: подростки и в нормальном состоянии неохотно идут на контакт со взрослыми, а во время депрессии нежелание делиться проблемами многократно обостряется;

✓ выразить свою поддержку. Сказать, что вы приложите все усилия, чтобы справиться с проблемой. Заверить в своей любви и готовности помочь. Быть всегда рядом.

Следующие действия:

  • пройти комплексную диагностику организма;
  • записаться на прием к психотерапевту и следовать его предписаниям;
  • в дополнение к лечению у психотерапевта стоит пройти курс работы с психологом, чтобы выявить причину депрессии и не допустить ее повторного появления;
  • посетить консультацию психолога родителям, чтобы научиться правильно поддерживать и реагировать на проявления депрессии у своего ребенка.

Патогенез

Существуют биологические предпосылки формирования болезни, которые возможно проверить в медицинских условиях. Речь идет о дефиците нейромедиаторов в синапсах мозга (норадреналин, дофамин), о повышении уровня кортизола. Характерны нарушения секреции мелатонина. У пациентов обнаруживаются морфологические изменения в области миндалины, фронтальной коре мозга.

Большинство детей с депрессией переживают недостаток материнской любви. У многих перед началом заболевания присутствовали социальные и экономические перемены, острые стрессы. Заболевание чаще диагностируется у детей, которые до болезни уже были довольно интровертированы, тревожны, ранимы и невротичны.

Что еще можно сделать

Родителям всегда кажется, что они делают недостаточно много для своих детей. Особенно если речь идет о лечении не самого простого психического расстройства. Детская депрессия — что еще вы можете сделать для своего ребенка:

Организуйте любимые занятия.

Во время терапии важно создать максимально комфортные домашние условия для ребенка. В силу его сложного на данный момент состояния, стоит отказаться от поездок, шумных праздников, изменения образа жизни.

Наоборот, вспомните то, что доставляло радость ребенку в прошлом. Например, пение в караоке, настольные игры, совместное приготовление еды, уход за питомцем. Вернитесь к этим занятиям.

Создайте пространство доверия.

Дети легче идут на контакт не во время так называемой доверительной беседы, а в процессе какой-либо совместной деятельности. Займитесь чем-то с ребенком и ненавязчиво поговорите. Не расспрашивайте с нажимом, а просто дайте возможность выразить свои эмоции, планы, страхи. Введите в привычку такое общение во время совместных занятий.

Не наказывайте за откровения.

Неудобную правду слышать трудно. Но если вы вышли на определенный уровень откровенного общения, терапия приносит результат, и ребенок решился рассказать вам о не самых приятных моментах из своей жизни, не предавайте его доверие. Откажитесь от порыва осудить, вычитать, наказать. Этими действиями вы лишь закроете бетонной стеной маленькую дверцу доверия, которая открылась перед вами.

Постепенно вовлекайте ребенка в социальное общение.

Если шумная компания пока что не вызывает у него энтузиазма, начните с малого. Общение даже с одним другом поможет постепенно вернуть ребенка к полноценному социальному взаимодействию с окружающими.

Верните в жизнь ребенка физическую активность.

Пешие прогулки, велопокатушки, спортивные игры, ролики или скейт — подойдет любая физическая нагрузка. Двигательная активность не только отвлечет от грустных мыслей, но и поможет снять мышечное напряжение.

Контролируйте увлечение гаджетами.

Залипание в телефоне само по себе негативно сказывается на детях, а в период депрессии может стать фактором, замедляющим выздоровление. Онлайн-игры и соцсети лучше оставить на потом — когда ребенок почувствует себя лучше.

Следите за питанием.

Доказано, что обилие углеводной пищи негативно сказывается на настроении. Подпитывайте энергетический баланс ребенка полезными продуктами: здоровыми жирами, качественными белками, свежими фруктами и овощами. Не забывайте о полезных вкусняшках.

Давайте ребенку достаточно времени на сон.

Если он спит — не будите. Если не может уснуть, включите спокойную музыку, дайте стакан теплого молока, посидите рядом. Полноценный сон — залог быстрого восстановления как физических, так и психических сил ребенка. При устойчивой бессоннице проконсультируйтесь с врачом на предмет приема мягких снотворных.

Классификация

Чтобы классифицировать депрессии, стоит ознакомиться с рубриками МКБ-10:

  • F93.0 «тревожное расстройство на фоне разлуки» — тревога по отношению к тому человеку, к которому ребенок привязан и с которым его разлучили;
  • F93.1 «фобическое расстройство» — страхи, не соответствующие определенной возрастной фазе, патологический уровень тревожности;
  • F93.2 «социальное тревожное расстройство» — проблемы в социальном взаимодействии, высокий уровень стеснительности и зажатости при общении с незнакомыми людьми, но отсутствие таких показателей при взаимодействии с членами семьи;
  • смешанные варианты патологии – присутствие симптомов всех трех категорий.

Тревожное расстройство первого типа выражается в беспокойстве ребенка о возможных несчастных случаях, связанных с человеком, с которым произошла разлука. Характерно нежелание посещать школу вследствие страха расставания. Наблюдается страх одиночества, ночные кошмары по теме разлуки.

При социальном тревожном расстройстве на первый план выходит нарушение социальных взаимодействий. Отмечается наличие дистресса и дискомфорта в тех ситуациях, когда ребенок поневоле участвует в социальных мероприятиях. Он начинает плакать, его речь спутана, отсутствует спонтанная речь. Симптоматика не уходит на протяжении минимум 4-х недель. При этом заболевание не прогрессирует как грубое нарушение эмоций или поведения, отсутствуют характерные симптомы ПТСР или других заболеваний.

Нормальное или депрессивное состояние

Ваш ребенок какое-то время может чувствовать грусть, быть подавленным, плакать. Это естественный и крайне необходимый нашей психике способ дать выход эмоциям.

Не стоит сразу же бежать к психоаналитику, если ребенок поругался с друзьями или целый день пролежал в кровати. Наблюдайте!

Беспокоиться нужно тогда, когда симптомы депрессии проявляются всё чаще. А в нормальном расположении духа ребенок пребывает всё реже. Грань между нормой и не нормой очень тонкая.

Депрессивная триада

В психотерапии существует симптомокомплекс под названием депрессивная триада — три основных проявления депрессии:

  1. Плохое настроение.
  2. Ухудшение качества и скорости мышления.
  3. Отсутствие двигательной активности (заторможенность, апатия).

Эти три симптома являются индикаторами состояния ребенка. Наблюдаете перегибы по одному или нескольким из них — обращайтесь к специалистам.

Осложнения

Без медицинской помощи детская депрессия прогрессирует во взрослые формы расстройства. Симптоматика обостряется, возникают новые проявления. Нарушения все больше затрагивают соматическое состояние. В подростковый период внимание стоит уделить суицидальному поведению. Многие подростки с депрессией демонстрируют намерения навредить себе или убить себя. Это проявляется в настораживающих моментах:

  • в разговоре заметно отсутствие надежд на будущее, веры в себя;
  • нет заинтересованности в ранее любимых занятиях;
  • безразличное отношение к себе или к родителям;
  • грубые девиации в поведении;
  • приготовления к суициду — написание прощальных записок, завещаний;
  • аутоагрессия — нанесение себе увечий или увлечение опасными для жизни занятиями;
  • увлеченность темой смерти;
  • прямолинейные высказывания или угрожающие заявления о намерениях закончить свою жизнь суицидом.

Единственный перенесенный приступ депрессии — огромная вероятность повторения заболевания.

Гендерные различия в проявлении депрессии

Депрессия оказывает различное влияние на мозговую активность пациентов мужского и женского пола в определенных областях мозга. Открытие гендерно-специфического воздействия на деятельность мозга показывает, что девочки-подростки и мальчики-подростки могут испытывать депрессию по-разному. В возрасте 15 лет девочки в два раза чаще страдают депрессией, чем мальчики. Существуют различные возможные причины этого, в том числе проблемы с восприятием своего меняющегося тела, гормональные колебания и генетические факторы, где девочки больше подвержены риску наследования депрессии.

Различия между полами накладывает отпечаток и на то, как проявляется расстройство и его последствия. Юноши более склонны страдать от постоянной депрессии, тогда как у девушек депрессия имеет тенденцию быть более эпизодической. По сравнению с девушками у депрессивных молодых людей также больше шансов пострадать от последствий депрессии, таких как злоупотребление психоактивными веществами и самоубийство. Но девичья депрессия все-таки более распространена.

Диагностика

При подозрении на депрессию для точной диагностики стоит посетить врача-психотерапевта или психиатра. Диагностика основывается не только на видимых для обычного человека симптомах.

Врач при диагностике проводит сбор информации, которую берет непосредственно от ребенка, его родителей и учителей. Пациент проходит краткое психологическое тестирование. Используется шкала Бекка, шкалы Гамильтона и тесты Монтгомери-Асберг.

Самостоятельная диагностика не эффективна. Установление ребенку диагноза «депрессия» затруднено даже для специалистов. Причины в том, что симптомы очень изменчивы, неустойчивы, маскированы соматическими проявлениями. Детская замкнутость и печаль нередко ложно воспринимается за депрессию. И наоборот — депрессию воспринимают как замкнутость и грусть. Один или три симптома — не признак заболевания.

Если ребенок раздражителен или печален — это не говорит о депрессии. Проявления зависят также от характерологических особенностей личности, возраста.

Депрессия у малышей

Заболеть депрессией может не только подросток, но и ребенок гораздо младшего возраста. В научной статье М. Г. Киселевой «Депрессия у детей младенческого и раннего возраста» приведены убедительные доказательства того, что данное психическое расстройство может быть и у годовалого малыша, и у дошкольника.

В статье также описан подтвержденный исследованиями факт: ребенок 1-5 лет крайне зависим от психического состояния матери. И именно это становится причиной депрессии.

В 1990-м году был проведен эксперимент: мамам предложили сохранять «каменное лицо» (нейтральную мимику) во время общения с ребенком. Те дети, матери которых пережили депрессию, проявили гораздо меньше недовольства «каменным лицом», чем дети из контрольной группы. Это значит, что во время депрессии матери ребенок привыкает к ее низкой вовлеченности, пассивности.

Не понимая, что происходит, ребенок безошибочно считывает эмоциональное состояние матери. И таким образом попадает в зону риска развития депрессии уже у него самого.

Вероятные причины

Депрессия развивается в результате сложного взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов, среди которых важное место занимают генетическая предрасположенность, травматичный ранний детский опыт и текущие стрессовые ситуации. Если первые два фактора самостоятельно оценить достаточно сложно, то на стрессовые ситуации и неблагоприятные события родители могут обратить внимание. Какие события могут выбить из колеи?

1. Изменения отношений со сверстниками, потеря близкого друга по разным причинам — сильная ссора, предательство, переезд, смерть; прекращение романтических отношений; исключение из значимой компании — важна значимость компании для самого подростка, при этом для взрослых с высоты их жизненного опыта она может казаться неважной; буллинг в школе (лагере, социальных сетях и др.).

2. Внезапные изменения привычного образа жизни: смена места жительства; переход в другое учебное заведение; неожиданная болезнь.

3. Серьезные, с точки зрения подростка, неудачи: низкие баллы на ОГЭ или ЕГЭ; невозможность поступить в желаемое учебное заведение; провал на соревнованиях, в конкурсе или на олимпиаде.

4. Чрезмерная нагрузка и нехватка времени на отдых и приятные любимые занятия.

5. Влияние семьи: недостаток или отсутствие качественного общения — не только про уроки, школу и домашние обязанности; ссоры между родителями или между родителями и детьми; игнорирование взрослыми чувств и психологических потребностей подростка; отсутствие поддержки в сложных жизненных ситуациях; частые обвинения, запугивания, угрозы, наказания — не обязательно физические; завышенные ожидания и требования.

6. Острые стрессовые ситуации: пожар, авария, нападение, насилие и др.

Эффективное лечение депрессивного расстройства

Учитывая тот факт, что в большинстве случаев болезнь протекает апатично, а на первый план выходят совсем не свойственным симптомы, приходится иметь дело с депрессивными эквивалентами. Поэтому важно обратиться к врачу, который в совершенстве знает тонкости лечения делинквентного, ипохондрического, астеноапатического течения заболевания. Как раз такие медики работают в Корсаковском центре и готовы оказать максимально грамотную помощь для успешного избавления от навязчивой подростковой депрессии.

Также рекомендуем прочитать статью про вялотекущую шизофрению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]