Психология воспитания и развития ребенка от 1 года

Одним из важнейших периодов жизни ребенка, способного оказать огромное влияние на его дальнейшее развитие, является период от первого до второго года. В это время он очень интенсивно растет и изо дня в день приобретает новые навыки и опыт взаимодействия с окружающими его людьми. Но, если физиологическое развитие ребенка от года изучено достаточно хорошо, то проблема воспитания в этот период стоит достаточно остро.


Воспитание после года происходит одновременно с развивающими занятие

Базовые потребности ребенка на первом году жизни

Психология развития выделяет две базовые группы потребностей детей этого возраста:

  1. Физиологические потребности. К физиологическим потребностям годовалого ребенка относятся потребность в пище, воде, сне, тепле, полноценном отдыхе.
  2. Психологические потребности. Потребности к безопасности, эмоционально-близком общении с родителями, потребность в познании окружающего мира

Несмотря на то, что формально эти группы потребностей существенно отличаются друг от друга, провести между ними четкие ограничения, достаточно сложно. Главная причина – это тесная взаимосвязь между ними, формирующаяся с самого рождения и сохраняющаяся в течение всей жизни.


Контакт с матерью – главное для ребенка после года

К примеру, кормление ребенка может удовлетворить не только физиологическую потребность (устранение чувство голода), но и психологическую (близкий контакт, взаимодействие с матерью).

Ошибки в воспитании

  • Несогласованность действий окружающих. Один запрещает, другой это же поощряет. Ребенку и так сложно усвоит кучу правил и норм поведения. Не создавайте сами дополнительные препятствия.
  • Обвинение и угрозы. Безусловно, нужны границы дозволенного, но при их нарушении не стоит чрезмерно сильно запугивать ребенка. Вы ведь хотите вырастить уверенного в себе инициативного гражданина.
  • Перепады настроения. Наше настроение не должно влиять на общение с ребенком. Контролируйте себя. Не срывайте на них свою злость и раздражение. Ваши требования должны быть всегда одинаковы.
  • Необоснованные запреты. Есть вещи которые нельзя делать малышам, есть даже опасные. Но ваше чадо должно четко знать почему нельзя. Незнание последствий толкает нас на эксперименты.
  • Гиперопека. Дайте малышу свободу. В любом возрасте есть вещи, которые они могут делать сами. Подарите себе свободное время, стимулируете их инициативу.
  • Недостаток времени. Детям очень важно не только наше присутствие, но и общение, взаимодействие. То что вы, приходя с работы, вместе смотрите телевизор, ничего не значит.

Разговаривайте, рассказывайте о себе, спрашивайте как у него прошел день, во что он играл, что нового узнал.

Поделись с друзьями!

more

Читайте нас в Дзен канале

Что говорят психологи о воспитании ребенка до одного года?

Одно из самых распространенных заблуждений, с которым связана психология воспитания и развития ребенка от 1 года, связано с тем, что в будущем ребенок все равно не будет помнить то, что происходило с ним в это время. А значит вовсе не обязательно уделять воспитанию должное время и внимание.

Безусловно – вряд ли кто-нибудь из нас сможет вспомнить те события, которые происходили с нами в раннем детстве, в частности – до двух лет. Тем не менее, период от года до двух лет – это тот самый период, когда начинают закладываться первые психические процессы. Ребенок получает первый в своей жизни опыт и первые воспоминания о достаточно активном (а не пассивном, как до первого года) взаимодействии с окружающим его миром.


Ребенок в полтора года изучает мир

Воспитанием ребенка необходимо заниматься с самого рождения – это утверждение не вызывает сомнений ни у одного современного психолога.

Действительно, чем раньше родитель начнет вкладывать в него свое внимание и проявлять к нему заботу, тем быстрее дадут знать о себе первые результаты. Упущения, допущенные даже на ранних этапах, могут вылиться в пробелы в воспитании, заполнить которые будет очень непросто еще много лет.

Но всегда ли легко понять, что именно пытается донести он до своих родителей? Чаще всего, даже самые простые эмоциональные реакции вызывают самую неоднозначную реакцию его родственников.


Малыша начинает интересовать общение со сверстниками

Характеристика возрастного периода

Когда ребенку исполняется год и месяц, родители замечают значительные изменения в его умениях и поведении:

  • проявляет самостоятельность;
  • произносит первые слова;
  • ходит, бегает;
  • с интересом изучает окружающие предметы.

Деятельность малыша направлена на познание предметных функций, задач. Он копирует действия родителей, имитируя их манеру поведения. Необходимо озвучивать те манипуляции, которые проделывает взрослый. Важно совместное времяпровождение: складывать кубики, рассматривать картинки в книгах.

Кстати! За первые три года жизни кроха проходит половину пути психического развития.

Воспитание детей от года требует осмысления, понимания детских поступков. Малыш начинает осознавать, как взаимодействовать с предметами, сравнивая свои начинания с таковыми у родителей.

Период характеризуется началом формирования личностных качеств: самоуважения, самооценки, самосознания. Детская речь стремительно развивается, пополняется словарный запас.

Хорошим способом контроля умений ребёнка будет создание календаря развития, где фиксируются приобретенные навыки малыша.

Выделяют ряд критических моментов, являющихся ориентирами для взрослых. Если ребенок в

  • 1 год и 4 месяца не понимает предназначения бытовых предметов;
  • 1 год и 2 месяца не подражает действиям окружающих;
  • 1 и 6 месяцев малыш не умеет ходить;
  • 1 год и 5 месяцев произносит менее 15 лексических единиц;
  • 2 годика не научился составлять предложения.

Физические и интеллектуальные особенности каждого малыша индивидуальны, поэтому темпы развития отличаются.

Плач у ребенка от одного года

В возрасте от одного года до двух лет психология ребенка еще такова, что он еще не располагает средствами взаимодействия с родителями и единственным способом привлечь к себе внимание у него остается плач. Как правило, он может обозначать и жалобу на физическое состояние (когда у него болит живот, беспокоит неудобное положение в кровати и т.д.), и потребность во внимании, и фрустрация какой-либо потребности (голод, жажда и т.д.).

После первого года возможности ребенка взаимодействия с родителями несколько расширяются. Но, тем не менее, он предпочитает общаться с ними при помощи простых проявлений эмоций.


Плач у ребенка – способ заявить о себе
Как реагировать на детский плач? Чаще всего родителям в таких ситуация характерны две нездоровые крайности: одни бегут успокаивать своих детей сразу же, позабыв обо всех домашних делах. Другие предпочитают игнорировать его эмоциональные проявления, считая, что таким образом он просто пытается привлечь к себе внимание, а излишняя опека может испортить ребенка, разбаловав его.

Как правило, первой точки зрения придерживаются сторонники детоцентристского подхода. Они считают абсолютно нормальным и естественным близкий контакт ребенка одного года и предпочитают не ограничивать ребенка в совместном времяпрепровождении. Второй, более традиционный подход, более строг. Его сторонники видят необходимость с самого раннего возраста отучать его требовать свое плачем и криком, переходя к более зрелым способам общения.

Он меня не понимает!

В годовалом возрасте малыш уже хорошо понимает обращенную речь, но не причинно-следственные связи. Поэтому не стоит ожидать от него понимания, как от взрослого человека.

У ребенка еще нет жизненного опыта и многие «нельзя» кажутся ему абсурдными. По этой же причине не стоит ждать от него идеального послушания. Ему хочется изучать мир и лучше убрать все ценные предметы из его зоны доступа.

В тоже время не стоит сюсюкать с ним. Подобное упрощение речи негативно влияет на формирование активного словаря, т.е. слов, которые малыш должен произносить сам.

Любая инструкция для ребенка должна быть:

  • краткой;
  • односложной;
  • максимально доступной для понимания.

Пример: возьми игрушечного слона. Неправильный вариант: возьми игрушечного слона и не смей трогать розового бегемота, сейчас мы пойдем к бабушке.

Годовалые дети еще не воспринимают категории времени. Они живут настоящим моментом, поэтому в случае истерик они легко забывают причину расстройства.

Если родитель хочет, чтобы ребенок его понимал — взрослому нужно обращаться с ним на одном уровне. В годовалом возрасте малышу еще недоступно управление абстрактными понятиями и обещания подарка в дальнейшем не возымеет воспитательного эффекта.

Поэтому лучший вариант — это обмен в туже секунду. Пример: тебе нельзя есть шоколад из-за аллергии, но я могу купить тебе банан или творожок.

Как найти золотую середину воспитания? Советы родителям

  1. Прежде всего, необходимо определить, почему плачет ребенок. Несмотря на то, что в таком возрасте дети действительно капризны, за их плаче порой могут скрываться достаточно серьезные причины – например, чувство голода, жажды, или заболевание.
  2. Несмотря на устоявшееся убеждение многих в том, что «плач полезен, так как он разрабатывает легкие и стимулирует дыхание ребенка», это, в любом случае – сигнал о том, что ребенок испытывает дискомфорт. А значит, так или иначе нуждается в родительской помощи. Кроме того, крик истощает человека физически, отнимая у него немало физических ресурсов.
  3. Многие родители бояться сразу реагировать на плач ребенка, боясь избаловать его. На самом деле, избаловать его до двух лет, как мы указали, практически невозможно – это явление начинает давать знать о себе ближе к трем годам. Кроме того, как мы уже указывали – для детей такого возраста крик – это хоть уже и не единственный, но главный доступный им способ сообщить родителю о том, что его тревожит. Конечно же, по мере взросления ребенку нужно объяснять, что существую и другие способы выражения своего недовольства, обиды, дискомфорта и т.д. Но прежде нужно научиться реагировать на его проявления эмоций в простейшем виде.
  4. Психология предупреждает: игнорирование детского плача зачастую приводит к развитию у него различных расстройств – от нарушения сна до неврозов. Именно поэтому важно очень мягко успокоить его, а затем принимать необходимые ему меры.

Буря эмоций

До полутора-двух лет ребенку нужно совсем немного слов для того, чтобы его поняли. Он лепечет или показывает на желанный объект. Если мама его не понимает или не считает возможным предоставить ему то, что он хочет, он начинает рыдать, топать ногами, выражать агрессию. Некоторые дети, не достигнув желаемого, в состоянии довольно быстро переключиться на что-то другое. Другие же оказываются настолько захваченными своими эмоциями, что никак не могут остановиться и успокоиться. Это нелегкое испытание для родителей, которые сами оказываются во власти противоречивых чувств. Гнев на разбушевавшееся чадо перемешивается с жалостью к маленьком «страдальцу». И вы разрываетесь между желанием уступить ему и твердо стоять на своем.

Воспитание самостоятельности ребенка до года

Еще один вопрос, вызывающий немало споров сторонников различных подходов к воспитанию, связан с развитием у младенца такого качества, как самостоятельность. С какого возраста ребенок должен спать отдельно от родителей?


Приучение малыша к самостоятельности

Также как в вопросе о детском плаче, мнения по поводу воспитания самостоятельности ребенка, также разделились. И если одни психологи настаивают на том, что и после года ребенок должен быть практически неразлучен с матерью (а близкий контакт позволит скомпенсировать стресс, полученный при рождении), другие настаивают на том, что чем раньше ребенок станет автономен от родителей, тем лучше это скажется на его развитии в будущем.

И воспитание любого ребенка от 1 до 2 лет не может обойтись без развития у него независимости и самостоятельности.


В 2 года дети умеют организовать самостоятельную игру

И хотя каждый из этих подходов по-своему оправдан, критерием правильности или неправильности воспитания может быть только состояние самого ребенка. Что советую сами психологи в такой ситуации?

  1. Родители, уделяющие много внимания своему ребенку до двух лет, не рискуют воспитать неуверенного в себе и боязливого человека. Интерес к окружающим людям и любознательность – это как раз те качества, воспитать которые возможно только в психологически благоприятной и комфортной среде.
  2. Исследования подтвердили, что родители, проводящие с детьми до двух лет достаточное количество времени, помогают им раскрыть в себе такие качества, как общительность, эмпатия (способность понять настроение другого человека), эмоциональная чуткость. Это достигается за счет того, что общение с родителями – это первый и, несомненно, бесценный опыт взаимодействия с людьми.
  3. Общаясь с ребёнком, не нужно стремиться выполнять за него всю работу, излишне опекая его. Родители, злоупотребляющие этим, лишают ребенка самостоятельного опыта деятельности.
  4. Приучать ребенка до двух лет к самостоятельному сну нужно постепенно. Если ребенок будет испытывать трудности и капризничать первое время, а также у него будут отмечаться проявления тревожности и страхов, переводить его в родительскую комнату не стоит. Достаточно лишь некоторое время посидеть возле его кровати, упокоить ребенка. Но делать это нужно не сразу, а постепенно.


Кризис 3-х лет может начаться гораздо раньше

Приучение к горшку

Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.

Чего нельзя делать при приучении к горшку:

  1. Заставлять.Добиваться того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
  2. Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
  3. Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
  4. Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
  5. Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
  6. Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.

Какие навыки должны развиться у ребенка к первому году?

Психология развития утверждает, что воспитание ребенка в период год и до двух лет – два должно обеспечить ему развитие следующих навыков:

  1. Самостоятельное передвижение по квартире.
  2. Выделение в окружающем его пространстве предметов, представляющих для него больший интерес, людей, более приятных ему в общении.
  3. Развитие автономности и независимости от родителей.
  4. Первые проявления любознательности и интереса к окружающему миру.
  5. Приобретение опыта первых видов самостоятельной деятельности.


Совместная деятельность – лучший способ воспитания
К двум годам ребенок становится еще активнее и любознательнее. У него развиваются познавательные процессы и начинают давать знать о себе первые зачатки характера. Очень важно, чтобы в это время от чувствовал полноценную поддержку со стороны родителей и других, значимых для него людей.
Оставить комментарий

Почему полезно помогать родителям

Домашняя работа необходима не только для развития способностей, но и для приучения к дисциплине. Многие считают, что в первый год ещё рано «нагружать» малыша. Не только можно, но и нужно. К примеру, попросите его принести какую-то вещь, расставить игрушки.

Чадо с удовольствием будет помогать. Со временем можно доверить более сложную работу.

Основное правило – просьбу следует сформулировать, объяснив конкретно и точно, куда отнести предмет.

Помните, что ребёнок не может удерживать информацию в полном объёме, потому каждое поручение должно обозначать одно действие. Раннее «трудовое воспитание» развивает память и внимание, в процессе которого дети запоминают и выполняют определённые обязанности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]