Какие факторы влияют на формирование мировоззрения


Человек является социальным существом, что подразумевает наличие способностей к получению информации от других людей. В силу того, что мировоззрение формируется на протяжении большей части сознательной жизни и может изменяться в любой период, рассмотрим причины и принципы его формирования отдельно. В процессе жизни человек мыслит, ищет методы реализации своих идей и учиться определять последствия своих действий до того, как действие будет совершено. За счет того, что каждый человек имеет свою позицию и обладает индивидуальной картиной видения мира, формируется его мировоззрение. Конечно, кроме личных факторов формирования мировоззрения, существенное влияние оказывают и внешние факторы. Так от чего же зависит процесс формирования мировоззрения?

Этапы формирования мировоззрения

В течение жизни человека его взгляды на мир могут меняться. Всё зависит от объема и качества опыта и знаний, которые получает личность. Но первые шаги в формировании мировоззрения зависят от возраста. Можно выделить четыре ступени развития:

  1. Стартовая точка – дошкольный период. Вырисовываются первичные черты характера ребенка. Он учится общению через родителей, родственников и воспитателей. Семья – основной источник формирования мировоззрения.
  2. С 6–7 лет кругозор значительно расширяется. Процесс отдаления ребенка от родителей и общественная жизнь в школе побуждают ребенка к самостоятельному изучению картины мира. Но до сих пор ценности и идеалы зависят от «значимых взрослых».
  3. К 13–15 годам накоплен определенный багаж знаний и опыта. Подросток анализирует жизненные ситуации, поступки других людей. Теперь мировоззрение зависит не только от родителей и окружающего социума. Подросток имеет свое представление о добре и зле, своем месте на свете. Начинается активный поиск себя.
  4. После 18–23 лет молодой человек выбирает жизненный путь. Мировоззрение сформировано с помощью системы понятий и убеждений. Сейчас он руководствуется личными ориентирами. Но представления о жизни всё равно меняются в зависимости от приобретенных знаний и опыта.

Уровни

Уровни мировоззрения, согласно интеллектуальному, духовному развитию человека, а также наличию у него логического и философского мышления, подразделяются на обыденное восприятие (уровень № 1), профессиональное (№ 2) и философское (№ 3).

Обыденное мировоззрение, оно же бытовое, формируется стихийно, за счет повседневной жизнедеятельности индивидуума. Люди, чье миропонимание «застряло» на первом уровне и не развивается дальше, обычно не в силах логически объяснить какое-либо явление, а также сдержать эмоции в конфликтных ситуациях, — в такие моменты чувства преобладают над здравым смыслом. Данный уровень является базовым, тогда как другие уровни мировоззрения считаются приобретенными. Образуется обыденное видение мира на традициях и обычаях, принятых в обществе, окружающем индивидуума, а также на опыте и инстинктах. Благодаря ему человек может свободно общаться, анализировать, учиться.

Профессиональное понимание мира представляет собой обретение навыков и опыта в определенной сфере деятельности: политике, науке, философии, творчестве, культуре. Человек, обладающий профессиональным мировоззрением, может делиться собственными идеями и мыслями — информация такого рода передается от индивидуума к индивидууму, из поколения в поколение. Стоит отметить, что многие известные политические фигуры, а также философы и деятели культуры имели данный уровень.

Философское (теоретическое) мировоззрение считается наиболее развитым этапом. Достигнув его, человек изучает, критикует, анализирует отношение, принятие/непринятие окружающего мира и своего «Я» как такового. Интересен тот факт, что лишь немногие могут достигнуть данного уровня — философское мировосприятие доступно лишь некоторым выдающимся теоретикам и философам.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

При создании системы взглядов на мир мозг человека использует любую информацию для анализа и получения нового опыта. Примерную структуру, из которой формируется мировоззрение, можно условно разделить на внешние и внутренние факторы.

Внешние

В этом пункте факторами являются:

  • Семья и воспитание. Семейные традиции, нормы общения и поведения ребенок впитывает неосознанно. Затем в зрелом возрасте их часть взрослый человек переносит уже в свою семью. С самого детства родители закладывают понятия о том, что хорошо, а что плохо. Если жизнь родителей полноценна, они образованны и современны, то их взгляд на мир пластичен. Несмотря на большой жизненный опыт, они всё еще впитывают новые знания. Затем передают ребенку актуальную информацию. Ребенок, который растет в безопасной и комфортной обстановке, обладает тягой к познанию мира. Если, наоборот, воспитывать ребенка в чрезмерной строгости, то появится страх проявления себя.
  • Окружение. Выражение «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» очень популярно. Социум, который окружает личность, значительно влияет на его взгляды, ценности и привычки. Приятели, друзья и коллеги выступают примером для развития. Попадая в успешную среду, личность улучшает качество жизни. Появляются новые цели и тяга к расширению кругозора. По поводу правильного окружения в Духовной Экономике говорится: «К чему Я призывал вас на самом деле, так это к тому, чтобы вы не общались ни с одним из тех, кто называет себя вашим братом, а сам остается либо развратником, либо стяжателем, а может быть, идолопоклонником или сквернословом и пьяницей или мошенником. С таким даже не садитесь вместе есть» (РБО, 1 Кор. 5:11). Попав в плохую компанию, человек поневоле становится одним из ее участников. Пропадает тяга к успешной жизни, интересы становятся примитивными.
  • Авторитеты. Источником формирования мировоззрения становится авторитетная личность: родители, учителя, наставники, кумиры. Формирующийся человек пристально следит за словами, эмоциями и, конечно же, делами, которые совершает личность, обозначенная как духовный ориентир. Появляется стойкое желание подражать ей.
  • Образование и наука. Человек получает знания также научным путем в детском саду, школе, университете, на обучающих курсах. Здесь мозгу приходит систематизированная информация. Она позволяет ответить на вопросы: «Как?», «Почему?», и «Зачем?» Например, ребенок старшего возраста узнает о том, как воздействует тепло на кожу, и почему нужно избегать перегрева. Чем объемнее знания, тем крепче становится жизненная позиция. Человеку легче самостоятельно делать выводы, не опираясь на окружающих. Теоретические знания не всегда становятся благодатной почвой для формирования мировоззрения. Если человек получает новую информацию любым путем и проверяет ее на практике, то появляются новые выводы на основе личного опыта.

Знания, которые получает юная личность в школе и университете, дают базу для мировоззрения. Сами учителя и наставники становятся авторитетными личностями для человека. Они передают свой опыт и знания. Качественное образование дает ответы на многие вопросы, которые возникают при поиске себя. Также важно не забывать о самообразовании.

  • Вероисповедание. Оно накладывает заметный отпечаток на мышление людей. Вера учит личность терпению и смирению. Она объединяет, поддерживает нуждающихся.
  • Национальная культура. На мировоззрение влияет страна, в которой родился человек. Любая культура имеет свои традиции и обычаи, которые формируют убеждения и ценности.
  • Средства массовой информации. Так или иначе они рядом с людьми на протяжении всей их жизни. Они рассказывают новости, описывают события, учат, как надо жить. СМИ имеют огромное влияние на целый пласт населения. Информация влияет на формирование кругозора. Именно поэтому важно фильтровать всю информацию, поступающую из телевизора, интернета, газет и журналов.

Социальные сети также имеют огромное влияние на личность. 4,2 млрд человек сегодня зарегистрированы в социальных сетях. Это составляет 53 % от мирового населения. При этом алгоритмы социальных сетей управляют тем, что увидит пользователь. В 2014 году были проведены исследования, которые заключались в том, что людям показывали специально подобранные новости. В эксперименте участвовало 700 тысяч человек. Одной группе людей показывали исключительно положительные новости, а второй – негативные. Через неделю исследований был заметен эффект. Те, кто смотрел негативные новости, всё реже выставляли позитивные посты. При снижении доли негатива в ленте настроение людей улучшалось. Это говорит о том, что социальные сети управляют настроением, формируют базу для мировоззрения. Поэтому важно фильтровать всю информацию, которая приходит из социальных сетей. Также важно ограничивать время пребывания в них.

Внутренние

Здесь важны иные факторы:

  • Личный опыт. С рождения человек познает мир опытным путем. Мозг получает разрозненную информацию о внешнем мире через эксперименты. Например, маленький ребенок 3–4 лет не хочет надеть варежки на улицу зимой. Мама разрешает ему выйти без них. Руки ребенка мерзнут, и он в итоге просит варежки. Мозг сформировал понятие о неприятных ощущениях, которые возникли из–за пребывания на улице без варежек. Так работает познание мира опытным путем. На личном опыте основывается личная система ценностей. Она позволяет взрослому человеку искренне верить в правоту своих действий.
  • Эмоции и чувства. Некоторые убеждения формируются на основе личных переживаний. В Духовной Экономике упоминаются такие слова: ««Радость на сердце – лучшее лекарство, а угнетенный дух иссушает тело» (РБИ, Притч. 17:22). Если человек относится к жизненным ситуациям с оптимизмом, то ему легче расширить границы мировоззрения. Окружение становится интересным, хочется исследовать мир. Но если человек получил серьезную моральную травму, то ему сложно открыться. Мир кажется опасным и злым. В таком случае рекомендуется постепенно и тщательно работать со своими жизненными установками, ведь детские травмы – самые глубокие.
  • Характер. Определенные черты расширяют мировоззрение. Сюда относится воля, вера, склонность к самоанализу. Эти качества помогают достигать поставленных целей, верить в свои силы. Такой человек не плывет по течению, а сомневается в истинности новой информации и знаний. Он проверяет ее и применяет на практике. Это позволяет расширить мировоззрение.

Структура

Структура мировоззрения — это несколько аспектов, взаимосвязанных между собой:

  • Знания. Данная часть включает в себя информацию, получаемую с первых моментов понимания окружающей обстановки. Знания играют важнейшую роль в жизни человека — именно благодаря им индивидуум легко ориентируется в пространстве. Чем больше объем усвоенной информации, тем тверже и устойчивей жизненная позиция. Знания, образующие мировоззрение, могут быть научными, практическими и профессиональными.
  • Эмоциональность. То, как реагирует человек на различные жизненные ситуации, также является компонентом мировосприятия. Отрицательные и положительные эмоции, а также нравственность и чувство долга впоследствии формируют у индивидуума собственный взгляд на окружающий мир.
  • Ценности. Отношение человека к происходящему вокруг него, согласно его пониманию собственных стремлений, потребностей, смысла жизни и интересов. Ценности в мировоззрении бывают трех видов: значимые (предметы, события и люди, вызывающие сильные эмоции); полезные (практическая сторона жизни, одежда, еда, кров, знания, навыки); вредные (негативное отношение к чему-либо или кому-либо, к поступкам, ситуациям, к примеру, к убийству, насилию).
  • Поступки. Осуществление человеком на практике собственных идей и взглядов. Могут быть как положительные (помощь людям, благотворительность), так и отрицательные (экстремизм, неприятие людей с физическими недостатками, военные действия, преступления разного рода).
  • Убеждения. Собственные взгляды индивидуума и общества на жизнь. Они объединяют людей и являются жизненно необходимыми для фанатиков, беспринципно следующих своим ценностям. Убеждения могут быть твердыми, истинными, не поддающимися каким-либо изменениям, а также волевыми, воодушевляющими, заставляющими бороться с препятствиями.
  • Характер. Структура мировоззрения также включает в себя личностные качества индивидуума, без которых формирование устойчивых взглядов на жизнь не представляется возможным. Черты характера, способствующие росту и развитию мировоззрения: воля (достижение поставленных задач), вера (уверенность в собственных силах, доверие к другим людям), сомнения («самобичевание» в отношении новых знаний или ценностей).

Активный и пассивный пути формирования мировоззрения

Есть два пути, которые формируют мировоззрение. Пассивный путь не требует усилий. Идеалы, взгляды и принципы те же, что и у общества, в котором человек живет. Пассивное мировоззрение не требует усилий и поиска себя. Индивидуальность стирается. Все взгляды на мир формируются под влиянием жизненных условий.

Активный путь формирования мировоззрения связан с постоянным риском. Человек сам задает себе вопросы и ищет на них ответы, не всегда ориентируется на нормы социума, в котором он живет. Большую часть времени он учится, приобретает новый опыт, ломает стереотипы. При этом ему важно держать баланс. Не всегда полезно идти наперекор общественному мнению и быть белой вороной. Можно и иногда даже нужно приобретать новые знания, опираясь на старый опыт предшественников. А уже затем формировать личный взгляд.

В Духовной Экономике написано следующее: «Вы даже не знаете, что произойдет завтра. Что такое ваша жизнь? Ведь вы как пар, который на некоторое время появляется и потом исчезает» (NRT, Иак. 4:14). Человеческая жизнь коротка, важно это понимать. Поэтому лучше потратить короткий миг на познание, изучение мира и формирование личных взглядов, чем плыть по течению, всегда следуя за толпой. Это поможет ощутить вкус жизни.

Религия — неотъемлемая часть миропонимания

Издавна происходит незримая борьба между религией и наукой. Научные изыскания позволяют человечеству развиваться и побеждать болезни, тогда как религиозные познания обогащают внутренний мир, помогают пережить негативные жизненные моменты. Религиозное мировоззрение является одним из сильнейших и действенных типов восприятия мира. Это объясняется тем, что вера в сверхъестественное, сильное существо, обладающее безграничными познаниями, а также управляющее моральными, нравственными нормами, волей, знаниями и физическими возможностями человека, позволяет сбросить с плеч некоторую часть ответственности за свои поступки. Помимо этого, вера заставляет индивидуума бороться со сложностями и двигаться вперед, собирая группы единомышленников.

Как изменить мировоззрение: подсказки психологов

Возможно, вы задаетесь вопросом: «Если мировоззрение формируется самостоятельно через пассивный путь, то зачем его менять?» Но такой взгляд на мир остается поверхностным. Вы хотели бы, чтобы ваши личные ценности зависели от мнения других людей? Мировоззрение можно поменять, но в зрелом возрасте сделать это сложнее.

Как можно попробовать изменить свое мировоззрение:

  1. Проведите анализ своих убеждений. Подумайте о своем отношении к жизни. Самоанализ – сильное оружие, если пользоваться им в меру, не превращая в самобичевание. Определите вещи, которые вас не устраивают.
  2. Взвесьте все плюсы и минусы устоявшихся убеждений. Что случится, если убрать из жизни некоторые из них?
  3. Проработайте проблемные зоны. Так как начальное мировоззрение формируется через семью, то проблемы с восприятием мира почти всегда возникают из-за неправильного воспитания и детских травм. Поэтому рекомендуется обратиться к психологу, чтобы проработать все болевые точки.
  4. После анализа и проработки травм уберите из жизни все убеждения, которые доставляют дискомфорт или не приносят вам никакой пользы.
  5. Замотивируйте себя. Важно помнить, для чего вы отказались от прежних убеждений. Дисциплина, терпение и самоконтроль помогут придерживаться новой позиции. А осознание того, что вы освободились от груза мешающих вам установок и стали лучше, будет для вас путеводной звездой на пути к новому «я».

На формирование мировоззрения влияет много факторов. Если вы хотите перемен, но боитесь, что уже слишком поздно, то пройдите курс «Как удалить из головы сомнения в себе. И всего за 14 дней поверить в себя». Всего за 2 недели можно поверить в свои силы и больше никогда не сомневаться в своих способностях, независимо от возраста или воспитания.

Типы

Существует несколько типов восприятия мира, каждый из которых присущ определенному человеку, с его уровнем развития взглядов, особенностями, эмоциями, поступками, ценностями, чувствами. Типы мировоззрения все без исключения затрагивают каждый жизненный аспект человека, его духовный мир, чувства и мысли. Все они помогают адаптироваться в той или иной ситуации, способствуют получению новых навыков и умений. В некоторых случаях один индивидуум может обладать сразу несколькими видами миропонимания — все зависит от его желания самосовершенствоваться.

Типы мировоззрения, различаемые в современном мире: житейское, мифологическое, научное, гуманистическое. Также выделяются философское и историческое. И еще один тип существует, который мы рассмотрим подробнее, — это религиозное мировоззрение.

Основные принципы

Главные принципы мировоззрения касаются взаимоотношения Бога с миром и подразделяются на:

  • Атеизм – отрицание существования сверхъестественного и богов, а первоосновой всего является материя, изучение которой возможно только чувственным образом.
  • Скептицизм – в основе принципа лежат сомнения в непреложности истины и отрицание божественного предназначения человека и смысла его жизни. Разделяющие эти взгляды люди считают, что индивидуум обязан сам определять свою судьбу, главные ценности мировоззрения которого должны состоять в достижении максимального количества удовольствий.
  • Пантеизм – вера в некую основу мира, породившую все сущее. Формой изучения реальности в пантеизме является наблюдение за действительностью и дедукция на физическом уровне, и мистическая интуиция на духовном.
  • Креационизм – принцип, утверждающий Бога, как первопричину всего, но разделяющий компоненты, лежащие в основе мира от природы самого Творца.

Обобщая, что такое мировоззрение, можно определить, что это совокупность всех знаний, чувств, взглядов и оценок реальности человека в его понимании мира.

Духовный аспект

Раньше считалось, что люди – это индивидуумы, получающие духовный опыт на протяжении своей жизни. Современные науки приходят к выводу, что человек – это дух, обретающий опыт в физическом теле. Сегодня все больше уделяется внимания изучению взаимосвязи между Творцом и его творением.

Духовное мировоззрение людей построено на принятии или отрицании Бога. В основе гармонии лежат:

  • любовь к миру в целом;
  • принятие происходящих событий, как проявление божественной воли;
  • подключение к энергии любви через молитву;
  • реализация собственной жизни через гармоничное ее проживание;
  • сбалансированное состояние во всех сферах жизни.

При отсутствии духовного развития людей наполняют обиды, невзгоды, болезни и непонимания смысла жизни.

Научное восприятие

Данный тип полностью опирается на точные мысли, конкретику, факты, лишенные субъективности. Человек, которому присуще научное мировоззрение, рационален, расчетлив и холоден. Так сложилось, что наука, философия и история имеют неразделимую связь и многочисленные общие аспекты. Однако научный тип видения мира на каждое необъяснимое явление позволяет найти обоснованные ответы, в отличие от исторического, включающего в себя мифы и легенды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]