Что такое мировоззрение — его структура, типы и виды, а также роль мировоззрения в жизни человека

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 192.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 192.

Процесс формирования личности человека начинается в раннем детстве. По мере роста и взросления каждый из нас пытается найти своё место в мире и выработать отношение к разным аспектам жизни. Так как люди воспитываются в неодинаковых условиях и приобретают разный опыт, их взгляды на жизнь могут существенно отличаться. Попробуем разобраться, какую роль мировоззрение играет в жизни человека и что означает этот термин.

Понятие мировоззрения

Кратко мировоззрение можно определить как сложившуюся в процессе жизнедеятельности систему взглядов на окружающую действительность, природу, общество, своё место в мире. Всё, с чем человек сталкивается, вызывает у него определённую реакцию. Этот внутренний отклик становится возможным благодаря мировоззрению.

Если говорить о том, что формирует мировоззрение в жизни человека, можно перечислить следующие факторы:

  • семья;
  • друзья;
  • социум в целом;
  • уровень развития науки и техники;
  • образование;
  • род занятий;
  • саморазвитие, самовоспитание и самодисциплина.


Рис. 1. Студент.
Первые шесть пунктов можно отнести к внешним источникам формирования мировоззрения, последний — к внутренним. Зачастую у человека, который заинтересован в саморазвитии и способен взять на себя ответственность за собственную жизнь, внутренняя мотивация выходит на первое место.

Что влияет на формирование мировоззрения?

Как было отмечено выше, мировоззрение формируется у человека в течение жизни под влиянием различных внешних факторов. Наибольшее влияние оказывают такие факторы как:

  • Окружение. Конечно же, в первую очередь это люди, окружающие ребенка при его взрослении. Это родители и остальные родственники, воспитатели и наставники. Для большинства людей окружение является самым важным фактором. К примеру, верующие люди, как правило, придерживаются именно той религии, к которой их приучили родители.
  • Общество. Мировоззрение социума также играет важную роль. По мере взросления ребёнок в значительной мере перенимает его через культуру, традиции и стереотипы. Его представление о своём месте в обществе, о семейной жизни, об успешности и прочих социальных аспектах формируется именно на основе общественного мировоззрения.
  • Религия. Большинство мировых вероисповеданий напрямую указывает, каких взглядов должен придерживаться верующий человек, а также регулирует основные аспекты личной и социальной жизни.
  • Образование и наука. Высокий уровень образования обычно способствует вырабатыванию у человека научного мировоззрения. Он начинает отделять эмоции от фактов, оценивать достоверность новых знаний.
  • Эпоха. Мировоззрение может быть признаком эпохи и временных обстоятельств, в которых растёт и взрослеет человека. Особенно значимым данный фактор стал сейчас, в эпоху доступной информации и стремительного развития технологий. Поэтому мировоззрение большинства людей сейчас так сильно отличается от родительского.
  • Профессия. Основной вид деятельности, профессиональные знания и опыт оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения. Лучшим примером здесь являются упомянутые выше психологи, которым их образование и опыт позволяют гораздо лучше понимать не только чужие эмоции, но и свои собственные.

Функции мировоззрения

Все решения, принимаемые человеком в процессе жизни, зависят от его взглядов на окружающий мир. Познакомимся с основными функциями мировоззрения в жизни человека.

Определение целей и ориентиров

Жизненные ориентиры закладываются в раннем детстве, опираются на семейные ценности. Взгляды ребёнка на мир зависят от того, как воспринимают окружающую действительность его родители. В дальнейшем ориентиры могут меняться.


Рис. 2. Семейные ценности.

В зависимости от того, какими ценностями руководствуется человек, определяются его жизненные цели. Например, для одного человека главным становится карьерный рост, для другого — обретение семейного счастья. Бесцельное существование ведёт к постепенной деградации личности, её саморазрушению. Таким образом, мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.

Определение способов деятельности

Когда человек ставит перед собой цель, он решает, каким образом её достичь. Действия будут определяться взглядами на окружающий мир. Например, когда кто-то желает получить много денег, он может заняться развитием собственного дела, совершенствуя свои профессиональные навыки. Есть и другой путь — получить лёгкую наживу, ограбив банк. Выбор способа достижения цели при этом будет зависеть от ценностей и принципов человека.


Рис. 3. Руководитель компании.

Роль мировоззрения в деятельности людей состоит и в том, что оно помогает нам вырабатывать собственные методы получения новых знаний, необходимых для достижения целей.

Определение истинных ценностей

Когда человек определяет цели в жизни, совершает какие-либо действия, он руководствуется собственными ценностями и принципами. В процессе жизни к нему приходит понимание, какие из этих ценностей являются навязанными извне, то есть ложными.

Бывает так, что родители, руководствуясь собственными представлениями, заставляют ребёнка получить не ту профессию, которую он хочет, а ту, которая им кажется престижной или более перспективной. Это может привести к разочарованию, выгоранию и даже депрессии. В таком случае следует задуматься о смене рода деятельности.

Роль мировоззрения в деятельности человека состоит в определении истинных ценностей жизни, которые важны именно для его внутреннего мира.

Мировоззрение и его роль в жизни человека

Для социальной работы характерны субъект-субъектные отношения, в которых клиент часто играет активную роль. Поэтому ее эффективность определяется тем, в какой степени в социальном взаимодействии учитывается внутренний мир человека, ядром которого является мировоззрение. Вот почему в социальной работе так важно внимательное отношение к проблемам мировоззренческого характера. В связи с этим ответим на вопрос: что же такое мировоззрение, какова его роль в жизнедеятельности человека?

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Существуют различные виды мировоззрения, охватывающие определенный круг вопросов: магическое, мифологическое, религиозное, житейское (обыденное), философское, научное, а также различные смешанные их типы. Мировоззрение формируется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и представляет собой автономную и устойчивую систему внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Оно определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Таким образом, мировоззрение представляет собой целостную, многоуровневую систему социальных установок, которая играет определяющую роль в жизнедеятельности человека. Система мировоззрения личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности.

Формирование индивидуальных особенностей мировоззрения зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов жизни человека. Большое влияние на процесс становления мировоззрения играют внешние целенаправленные общественные воздействия. Соответственно принципы социального поведения индивида во многом определяются специфическими материальными и духовными условиями жизни. Вместе с тем только внутренняя активность субъекта, направленная на самопознание, позволяет наиболее адекватно познавать и воспринимать социальную и природную действительность. По мнению Н.А. Бердяева, дорога к внешнему миру лежит через внутренний, ибо смысл в самом человеке.

Происхождение человека, его место в мироздании, его отношение к Богу, судьба и смысл человеческого существования – все эти вопросы с большой глубиной и силой были рассмотрены в творчестве русских религиозных философов. Русские мыслители видели в человеке не только земное, но и космическое существо, суть всей Вселенной, главную ценность мироздания. «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все исторические эпохи», — писал в книге «Смысл истории» Н.А. Бердяев. Он называл человека «экзистенциальным страшной и последней» свободой. Человека невозможно до конца понять разумом. Он всегда нечто большее, чем кажется в своих внешних проявлениях. Он являет собой в некотором роде бесконечность. И его иррациональность и бесконечность объясняются внутренней сращенностью человека с бесконечностью духовного царства.

Для человека характерно стремление к трансценденции, поиску выхода из субъективности. Этот процесс может протекать в двух вариантах. Первый вариант связан с выходом в общество с его императивными формами, ценностями и стандартами, что ведет к нивелированию личности. Второй путь – трансцендирование, в процессе которого происходят экзистенциальные встречи с Богом, с другим человеком. В первом случае человек обезличивается, во втором – он обладает свободой, отсутствуют внешнее принуждение и подавление, сверхличное приобретает личный характер.

Русские мыслители писали, что человек сотворен по образу и подобию Бога, однако, он является существом природным. В его качестве он включен в круговорот жизни. Воплощая образ и подобие Бога, человек является личностью, которая находится в противостоянии с миром общего, с миром зла, она всегда свободна. Человек является загадкой, но не как животное, не как социальное существо, а как личность. Только личность делает человека непохожим на другие вещи мира. Появление личности позволяет обнаружить отсутствие самодостаточности мира, возможность его преодоления. Н.А. Бердяев считает, что вступление личности в мир меняет ход мирового процесса, хотя внешне это незаметно.

Проблема творческого осмысления учения русских религиозных философов о человеке, его месте и роли в мире приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время происходит переоценка ценностей, устоявшихся концепций, стереотипов, взглядов на природу вещей и сущность человека. В то же время на современном этапе развития российского общества наблюдается возрождение религиозного сознания, что повлекло значительное увеличение в стране количества религиозно верующих людей.

В общественном сознании укрепляется авторитет православной церкви, широкое распространение получает христианское учение, оказывающее все более существенное влияние на взгляды и поведение людей. А это значит, что в условиях духовного и нравственного возрождения российского общества религиозная доминанта оказывает существенное влияние на внутренний мир многих людей и это очень важно учитывать в социальной работе.

Социальные работники должны быть не только знакомы с проблемами религиозного мировоззрения, но и уметь компетентно отвечать на возникающие в процессе профессиональной деятельности, вопросы. Это тем более важно, что более шестидесяти процентов людей, получающих социальную помощь, являются носителями религиозного мировоззрения, среди социальных работников также много религиозных людей.

Следует отметить, что диалектико-материалистическое мировоззрение оказалось не в состоянии глубоко и адекватно объяснить окружающую действительность. В настоящее время реальность получает осмысление не только на уровне логического анализа, но и на уровне эмоционально-духовного восприятия мира и человека, на уровне психологического синтеза тонких материй.

Новый подход к пониманию бытия обогащает понимание современного гуманизма, который наделяется новым качеством, качеством характеризующим человека и его жизнедеятельность в космических параметрах. Все большее признание у зарубежных и отечественных ученых приобретает учение «космического гуманизма», в котором будущее мира определяется высокой духовностью человека, преодолевающей всякую скверну, зло и насилие. Выделяют следующие концептуальные идеи этого направления:

— гармония человека, природы и Космоса;

— единство всего сущего во Вселенной;

— онтологическое единство Человека и Бога;

— этический релятивизм и др.

Важное значение для личного и социального поведения и самочувствия людей является решение ими вопроса о смысле и цели жизни. Как писал Э. Фромм, «Человек – единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее никуда не спрятаться». В отличие от цели, которая представляет определенный рубеж, смысл жизни представляет собой направленность жизнедеятельности человека, реализующуюся в нравственных ценностях человека. Таким образом, смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремление к высшей цели. Обретение подлинного смысла жизни – очень сложный процесс. Смысл жизни находится в реальном бытии человека, и только здесь его можно выстрадать в процессе самоутверждения и нравственных исканий.

Существуют различные точки зрения на смысл жизни, порой взаимоисключающие. Согласно одной из них – существование посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному самоусовершенствованию, личному спасению. Другая – сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида: служение Богу, обществу, великой идее и т.д. Имеются и другие варианты ответа на вопрос о смысле жизни. По нашему мнению, при поиске смысла надо руководствоваться положением Л.Н. Толстого о том, что «разумный смысл жизни должен обладать достоинством неуничтожимости и в определенном отношении оказывается дороже самой жизни».

При определении смысла жизни неверно противопоставлять личное и общественное, абсолютизировать одно из них. Как отмечал В. Соловьев, ошибочно видеть в жизни человечества только общие массы, а личность признавать за ничтожный и преходящий элемент общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя так называемого общего интереса. Личность и общество неразрывны, они предполагают друг друга. Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное общество.

В условиях радикальных преобразований в социально-экономической и политической сферах российского общества значительно обострилась проблема смысла жизни и цели жизни. Увеличилось число людей, утративших жизненные ориентации, смысл существования, что привело не только к росту количества нервно-психических заболеваний, но и к резкому обострению многих социальных проблем (наркомания, пьянство, проституция, преступность и т.д.). И эта проблема требует серьезного анализа и оптимального решения.

В связи с этим следует упомянуть о разработанной В. Франклом логотерапии – учении, ориентированном на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни. В. Франкл считал естественным стремление человека к поиску и реализации смысла жизни, которое является основным двигателем поведения и развития личности. Он полагал, что смыл жизни доступен любому человеку. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. «Однако нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания, не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями» — писал В. Франкл.

Необходимость реализации смысла жизни детеминирована конечностью, ограниченностью и необратимостью человеческого бытия. Человек, благодаря свободе воли, находит и осуществляет смысл жизни, осуществляя тем самым самого себя. Люди, лишившиеся смысла своего бытия – это глубоко несчастные люди. Им необходима помощь. Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Не вдаваясь в описание технологии помощи, предложенной Франклом, отметим, что именно эти жизненно дезоринтированные люди чаще всего нуждаются в социальной помощи.

Таким образом, мировоззрение, являясь стержнем внутреннего мира человека, играет роль своеобразного жизненного компаса, определяющего его решения и поступки.

Составляющие элементы

Что входит в мировоззрение?

Данное понятие состоит из сложных элементов, в которые входят убеждения, ценности, знания, идеалы, нормы, эмоции и чувства.

В целом, можно распределить их по следующим категориям:

  1. Познавательная. Представляет собой обобщенные знания, как повседневные, так и профессиональные. Это представления о том, как все работает, как возникла жизнь, что из себя представляет человек, как устроено общество и т.д.
  2. Ценностно-нормативная. Это нормы, идеалы и ценности. Сюда относят представления о смысле жизни, целях, добре и зле, морали, религии и т.д.
  3. Эмоционально-волевая. В данную категорию входят верование, убеждения, личное мнение. Здесь подразумевается не только интеллектуальная база индивида, но и его эмоциональное состояние.
  4. Практическая. Под рассматриваемой категорией понимается не только совокупность знаний, ценностей, убеждений и личных взглядов. Это еще и реальная готовность вести себя определенным образом в тех или иных обстоятельствах.

О психологической совместимости темпераментов читайте здесь.

Что мы узнали?

Мировоззрение — это сложившаяся у человека система взглядов на окружающий мир и своё место в этом мире. Роль мировоззрения в жизни общества и личности состоит в определении целей и ориентиров, способов деятельности, формировании истинных ценностей.

Предыдущая

ОбществознаниеПризнаки демократического режима – кратко примеры в России, таблица по обществознанию (9 класс)

Следующая

ОбществознаниеТоталитаризм, демократия, авторитаризм – типы политических режимов кратко в таблице (обществознание)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]