Чрезмерная ответственность: 9 ловушек мышления, которые мешают человеку достичь успеха

  1. Что такое чувство ответственности
  2. Чувство вины: всегда деструктивно?
  3. Исключают ли друг друга вина и ответственность
  4. Чувство стыда

В одной из предыдущих статей мы затронули тему того, что такое чувство навязанной вины. А в этом материале предлагаем поговорить о соотношении чувств вины, ответственности и стыда. Так, существует точка зрения, что чувство вины априори деструктивно (то есть любая вина равна вине навязанной – такой, какая разбирается в предыдущем материале). Согласно этой теории, у взрослых самодостаточных личностей такого чувства нет: для них характерна лишь ответственность. Другие же придерживаются иного мнения (и нам оно ближе): что вина и ответственность – разные чувства, при этом вина также может быть конструктивной. Предлагаем вам принять решение самостоятельно, основываясь на представленном ниже материале.

Самоуничижение

Многие люди склонны преуменьшать свои достоинства. Такие личности сосредотачиваются на своих отрицательных сторонах, предают им слишком много значения. Обладатели низкой самооценки постоянно сталкиваются с неудачами, которые лишь укрепляют их негативное мнение о самих себе.

Решением проблемы в данном случае может стать откровенный разговор с самим собой. Предположим, человеку кажется, что он не соответствует должности, которую он занимает в компании. Ему следует спросить себя о том, что же мешает руководству уволить его. Возможно, что это способности и таланты, которых он в себе просто не замечает.

Обладатель низкой самооценки может думать, что он не достоин внимания и любви других людей. Ему нужно задуматься о том, что заставляет его родственников и друзей с радостью проводить с ним время. Вероятно, что эти люди видят его положительные черты, которые он просто игнорирует.

Ставьте этику на первое место: что делать, когда у вас очень кокетливый коллега

В шкафу или на подоконнике: как оборудовать импровизированный домашний офис

Общайтесь с друзьями: что делать после зарплаты, чтобы хотелось работать больше

Правильные и неправильные вопросы

В сфере обслуживания

Неправильные QBQ
Когда же служба доставки начнет отправлять заказы вовремя? Как мне помочь им?
Почему у клиента такие завышенные ожидания?
Когда уже отдел продаж научится все делать правильно с первого раза?

В сфере менеджмента

Неправильные QBQ
Почему молодое поколение не хочет работать? Как мне стать более эффективным наставником?
Когда мы найдем хороший персонал? Каким образом я могу лучше понять каждого подчиненного?
Почему у них нет никакой мотивации? Как создать более сильную команду?

Для руководителей

Неправильные QBQ
Кто допустил оплошность? Как мне стать хорошим лидером?
Когда уже они усвоят стратегию? Каким образом показать, что мне небезразлично?
Кто еще будет беспокоиться так, как я? Как научиться общаться эффективнее?

Для подчиненных

Неправильные QBQ
Почему на нас обрушились все эти перемены? Каким образом я могу повысить свою продуктивность?
Когда же меня научат этому?
Почему я мало зарабатываю? Как адаптироваться к меняющимся условиям?
Кто мне четко объяснит мои задачи?
Когда уже менеджмент начнет действовать согласованно? Каким образом развивать себя? Как повысить свою заинтересованность?
Кто разработает для нас стратегию?

Ожидание худшего

Постоянное ожидание худшего – еще одна распространенная ловушка мышления, в которую попадают многие люди. Иногда беспокойство приносит реальную пользу тем, кем оно овладевает. Оно позволяет избегать опасных ситуаций, лучше справляться со своими делами. Однако если тревога не оставляет человека никогда, ему остается лишь мечтать о достижении успеха.

Справиться с постоянным беспокойством поможет анализ. Необходимо представить себе самый плохой вариант развития событий, взвесить вероятность того, что он воплотится в реальность. Затем стоит спросить себя о том, что можно предпринять для того, чтобы этого не произошло. Также следует продумать свои действия в том случае, если негативный сценарий претворится в жизнь, реально оценить возможный ущерб. Возможно, что опасность вовсе не так велика, как это видится человеку, оказавшемуся в плену беспокойства.

Постоянная работа в этом направлении приведет к тому, что тревога будет возникать все реже и реже.

Высокая ответственность. Всегда ли она оправдана?

Лекция «Высокая ответственность всегда ли она оправдана?»

Сегодня мы поговорим об ответственности и способах ее распределения между членами семьи. Давайте разберемся, что же такое ответственность?

Ответственность

– волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека.

Ответственность как качество личности – способность взять на себя груз принятия решения, держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, добровольно принимать наказание за неверно выполненное не только, когда принятие ответственности инициировано самим «ответственным субъектом», но и когда на него формально или неофициально возложен контроль за проявлениями групповой активности и ее последствиям. Ответственность в психологической литературе определяется как стремление к осознанию последствий своего поведения, как средство внешнего (внутреннего) контроля и регуляции деятельности личности, как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. В ответственности, как волевом качестве личности заключена необходимость давать отчет в своих решениях и действиях, отвечать за их результат и возможные последствия.

Различают внешние (возложение ответственности из вне: наказуемость, подотчетность) и внутренние формы саморегуляции (когда человек сам контролирует свою деятельность: сформировано чувства долга, чувство ответственности).

Я предлагаю рассмотреть этапы формирования личностного качества как ответственность.

Волевые качества не даны от рождения и формируются только в ситуациях, требующих их проявления. Способностью предвидеть конечный результат своих действий и поступков, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, по мнению Лидии Ильиничны Божович , обладают далеко не все зрелые, сформировавшиеся личности. Психологи полагают, что если развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Экспериментальные исследования З.Н. Борисовой, А.И. Жаворонко, К.А. Климовой, Л.С. Славиной и других авторов свидетельствуют, что ответственное отношение к порученным обязанностям и их исполнение формируются у детей в дошкольном возрасте. К пяти годам ребёнок усваивает и соблюдает правила коллективной жизни, несмотря на то, что эти правила пока недостаточно им осознаны.

Божович Л.И. отмечает, что в игре ребёнок подчиняется этим правилам не по принуждению, а по собственному желанию. Играя, дети испытывают удовлетворение и радость, а это «накладывает светлый эмоциональный отпечаток на сами эти правила, требования и нормы». Игра требует от ребёнка «самопринуждения», а не принуждения «извне». Л.И.Божович приводит пример игры, проведённой Д.Б.Элькониным со своими двумя дочерьми (5 и 7 лет). Он предложил им игру в «сестёр». Следуя правилам игры, девочки перестали ссориться, что часто случалось в обычной жизни, старались вести себя так, как должны вести себя сёстры. Это показывает, что «у игры есть не только план действий, в ней строятся реальные отношения».

Этапы становления ответственности

До 2 лет

— возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает «вдруг». Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно «заучивает» то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать. Пока малышу нужен взрослый, «проводник», который поможет разобраться в этом непростом мире.

От 2 до 3,5 лет

— это период, в который у большинства детей наступает так называемый «кризис трех лет». Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка «опор», чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое — нет.

3,5-5 лет

. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). Таких областей должно быть пока немного, ведь это лишь первые шаги постижения ответственности, но они должны быть обязательно.

В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым. Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.

Например, 4-летний Саша сам убирает свои игрушки, но у него своя «система», которая не нравится маме. После Сашиной уборки мама, ворча, перекладывает все игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Саши наступают негативные последствия (мама ругается). Чувство ответственности за свои вещи угасает, Саша сразу предпочитает перепоручить уборку маме.

Возраст 5-7 лет

характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое — нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.

Например, в старшей группе детского сада обсуждается рассказ о том, как девочка, решив помочь маме, стала протирать пыль и случайно разбила вазу, за что мама ее ругала. Дети, которые пока находятся на более ранней ступени и умеют оценивать поведение лишь по последствиям, скажут, что девочка совершила однозначно плохой поступок, учитывая лишь разбитую вазу и недовольство ее мамы. Дети, у которых уже начала формироваться данная способность, скажут, что поведение девочки было правильным, т.к. она старалась помочь маме, делала доброе дело.

Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности. У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5-7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10-11 годам. Требовать от дошкольника 5-7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребенок должен иметь собственные «зоны ответственности», связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимать важность бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, иметь начальные представления о собственной ответственности за здоровье. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны.

Например, малыш вполне может не учесть, что не стоит ставить сок рядом с клавиатурой компьютера. Или что не нужно «помогать» маме, самостоятельно попытавшись пересадить цветы. Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении, Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж. Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не оказался в их числе?

Зоны ответственности

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст — это время, когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены».

Существует четыре вида ответственности детей, которые даже маленький ребенок может постичь:

бережное отношение к своему здоровью

(как не простудиться, не пораниться и т.д.); •
уважение к окружающим
(не шуметь, когда бабушка отдыхает и т.д.); •
бережное отношение к одежде, игрушкам и другим вещам;

ответственность за сказанные слова
(пообещал – сделай).

  • Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

    . Она начинает развиваться около 2,5-3 лет, когда ребенок начинает осознавать: определенные его действия несут опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота — под запретом. Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: «Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?». Это постепенно развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и теми последствиями (позитивными или негативными), которые могут быть.

  • Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей

    . Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала… «? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Конечно, маленькому человечку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но, например, разница между озорным трехлеткой и «серьезным» первоклассником в этом аспекте очевидна. Но только в том случае, если родители обращают на это внимание, стараются, чтобы ребенок понял: его поведение влияет на отношение к нему других людей.

  • Ответственность за домашних любимцев

    . Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет (например, помочь маме вымыть кормушку). Правда не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этог
    о возраста легко отвлекается,
    имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.

  • Ответственность за собственные вещи

    . Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Что касается игрушек, то малыш начинает понимать свою от-ветственность за их состояние примерно в 3 года. До этого он может в гневе бросать игрушку, если у него что-то не получилось. Но трехлетний малыш после маминого на-поминания «не бей, а то сломается» достаточно быстро успокаивается. С возраста около 3 лет важно приучать ребенка нести ответственность за содержание своего «хозяйства» в порядке. Конечно, этап сознательной уборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Но родители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игру одновременно.

  • Ответственность за данное слово и принятое решение

    . В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал слово». «Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!» -такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.

  • Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи

    . Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Это начинается еще в возрасте до 1,5-2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться. Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. И в будущем, когда малыш познает мир самых разных вещей и игрушек, лучше не излишествовать с помощью. Пусть сам добьется того, чтобы блоки от конструктора встали на свое место, яблоко оказалось вымытым, а постель заправленной. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка — значит блокировать его собственную ответственность за процесс.

  • Экологическая ответственность

    . К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.

Стратегия воспитания.

Карина, Лида и Маша — мамы 5-летних детей, они часто встречаются на детской площадке. Их занимают вопросы воспитания детей. Карина утверждает, что детям нужно давать свободу, но свобода без ограничений — это вседозволенность. Лида говорит, что ребенок должен расти свободно, почти без запретов, чтобы вырасти творческим человеком. Ну а Маша твердо отстаивает свою линию воспитания: ребенок еще мал, чтобы знать, что хорошо, а что плохо, и все должны решать родители. Кто же прав?

Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

  • Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.
  • Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.
  • Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Чтобы ни случилось, «порядок есть порядок». Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И. в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

«Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

ВЫСОКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕБЕНКА.

ВСГДА ЛИ ОНА ОПРАВДАНА?

ОБОРУДОВАНИЕ:

мяч, мел, чистые листы бумаги, раздаточный материал.

I. Разминка

Упражнение “Представление”

Каждый участник характеризует себя, как родителя, тремя прилагательными. Все остальные задают вопросы по существу этих качеств (качества должны быть только положительными), а представляющий себя должен дать аргументы в защиту этих качеств.

II. Чувство ответственности. Как его разделить с ребенком?

Игра – дискуссия “Где вы стоите?”

Цель: обучение ведению бесконфликтной дискуссии на предложенную тему, используя знания, совершенствование умения слушать, слышать и уважать чужую точку зрения, умение убедить другого.

Аудитория с помощью мела делится на две части, проставляются знаки “+” и “-“. Участники занимают позицию нейтралитета (вне обозначенных сторон).

Психолог произносит то или иное остро поставленное утверждение, участники выбирают и встают на позиции “+” (согласен) или “-” (не согласен). Если кто-то из участников не определился, то пока остается в нейтральной позиции.

Примерные утверждения:

  • Родители обязаны всегда нести ответственность за поступки своих детей.
  • Если ребенок спорит с родителями – он дурно воспитан.
  • Защищать своего ребенка от всех бед – родительский долг!
  • Чем больше проблем встречается в жизни ребенку, тем самостоятельнее он будет во взрослой жизни.
  • У ребенка должны быть зоны ответственности.

Каждый участник, занявший позицию, высказывает свое мнение точно и лаконично. Вначале высказывается одна сторона, затем другая. Участники могут изменить свое мнение и перейти на другую сторону.

Упражнение “Отдайте часть ответственности”

(3-4 части упражнения выполняется дома вместе с ребенком)

1 часть

Каждому участнику тренинга дается список черт.

Задание: выбрать те качества, которые беспокоят Вас в Вашем ребенке, и записать их на отдельном листочке.

  • Не делает уроков
  • Не следит за домашними животными
  • Отказывается от коллективных игр и дел
  • Оставляет грязную посуду
  • Имеет завышенные требования к себе
  • Не понимает чувств и переживаний других людей
  • Много смотрит телевизор
  • Плохо учится
  • Имеет низкую самооценку
  • Приводит друзей домой, когда нет родителей
  • Убегает из дома
  • Дерется с братьями или сестрами
  • Часто спорит с взрослыми
  • Отказывается выполнять просьбы
  • Имеет нежелательных друзей
  • Часто теряет контроль над собой
  • Кажется безразличным к окружающим
  • Грубит учителям
  • Часто дерется в школе/ детском саду
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Закатывает истерики
  • Не убирается в своей комнате
  • Курит
  • Не убирает свои игрушки на место
  • Плачет при неудачах
  • Лжет
  • Мало и беспокойно спит
  • Требует денег
  • Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

2 часть

Выбранные качества распределить в предложенную таблицу.

3 часть

В разделе “Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка” каждый пункт обговорить с ребенком и составить договор, учитывающий интересы и ребенка, и Ваши.

Например:

В пункте “Много смотрит телевизор” совместный договор оговаривает темы и время просмотра телевизионных программ. Особо следует выделить последствия, если договор частично или в целом будет нарушаться. Виды последствия могут быть разнообразными: время сна (более раннее), лишение развлекательных телепередач и т.п.

4 часть

По каждому пункту раздела “Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка” составляется договор. Таким образом, родители начинают отдавать решение проблем самим детям. Главное – форма передачи строится на доверии к ребенку, что позволит ему проявить интерес к самостоятельным действиям. Если же реакция ребенка оказывается неожиданной для Вас (раздражение, отказ, просьба избавиться от ответственности), то лучше спокойно выслушать ребенка и мягко повторить, что это именно то, что Вы хотите сделать.

III. Заключительная часть

Упражнение 2. «Должен или хочу?»

Заменить в приведенных выше высказываниях слова «должен», «обязан» на «хочу». Какие чувства возникают при произнесении этик фраз?

Упражнение 3. «Охапка обязанностей».

Одного из родителей спрашивают, сможет ли он пройти по нарисованной на полу линии. Затем ему в руки дают коробки, символизирующие разного рода обязанности, которые «должен» выполнять родитель. C охапкой этик «обязанностей» пройти по линии уже куда сложнее. Интерпретируя эту аллегорию, родители приходят к выводу, что чрезмерная загруженность обязанностями по отношению к ребенку не позволяет видеть перспектив, «зашумляет» воспитательную стратегию, лишая ее цельности и гармоничности.

Упражнение 4.
Передача контроля.
Родители составляют высказывания для передачи своему ребенку ответственности за решение одной из актуальных, но не слишком болезненных проблем.

Упражнение “Отдайте часть ответственности”

(3-4 части упражнения выполняется дома вместе с ребенком)

1 часть

Задание: выбрать те качества, которые беспокоят Вас в Вашем ребенке, и записать их на отдельном листочке.

  • Не делает уроков
  • Не следит за домашними животными
  • Отказывается от коллективных игр и дел
  • Оставляет грязную посуду
  • Имеет завышенные требования к себе
  • Не понимает чувств и переживаний других людей
  • Много смотрит телевизор
  • Плохо учится
  • Имеет низкую самооценку
  • Приводит друзей домой, когда нет родителей
  • Убегает из дома
  • Дерется с братьями или сестрами
  • Часто спорит с взрослыми
  • Отказывается выполнять просьбы
  • Имеет нежелательных друзей
  • Часто теряет контроль над собой
  • Кажется безразличным к окружающим
  • Грубит учителям
  • Часто дерется в школе/ детском саду
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Закатывает истерики
  • Не убирается в своей комнате
  • Курит
  • Не убирает свои игрушки на место
  • Плачет при неудачах
  • Лжет
  • Мало и беспокойно спит
  • Требует денег
  • Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

2 часть

Выбранные качества распределить в предложенную таблицу.
Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка
Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка

Плохо учится. Будет не успешен в классе, не получит качественное образование.

Плохо учится. Испытывать чувство вины, считать себя плохой мамой, злиться на ребенка.

3 часть

В разделе “Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка” каждый пункт обговорить с ребенком и составить договор, учитывающий интересы и ребенка, и Ваши.

Например:

В пункте “Много смотрит телевизор” совместный договор оговаривает темы и время просмотра телевизионных программ. Особо следует выделить последствия, если договор частично или в целом будет нарушаться. Виды последствия могут быть разнообразными: время сна (более раннее), лишение развлекательных телепередач и т.п.

4 часть

По каждому пункту раздела “Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка” составляется договор. Таким образом, родители начинают отдавать решение проблем самим детям. Главное – форма передачи строится на доверии к ребенку, что позволит ему проявить интерес к самостоятельным действиям. Если же реакция ребенка оказывается неожиданной для Вас (раздражение, отказ, просьба избавиться от ответственности), то лучше спокойно выслушать ребенка и мягко повторить, что это именно то, что Вы хотите сделать.

Гиперответственность

Многие люди склонны принимать на себя ответственность за то, что находится вне сферы их влияния. Они переживают из-за вещей, которые не в состоянии контролировать. Их тревожат действия и поступки других лиц. Часто они берут на себя чужую работу для того, чтобы все было сделано идеально.

Что такое метод (10+2)*5, и как с его помощью можно сэкономить много времени

В каких странах Европы выгодно покупать жилье: обзор рынка недвижимости

«Почему я теряю энергию?»: 30-дневный челлендж для улучшения своей карьеры

Научиться избегать этой ловушки можно только одним способом. Человек должен постоянно спрашивать себя о том, может ли он повлиять на происходящее. Если ответ отрицательный, необходимо запретить себе тревожиться из-за этого.

Чувство стыда

Стыд часто сопутствует вине. Хотя конкретное определение стыда у специалистов разнится, примем, что чувство

вины человек испытывает перед самим собой, а стыд – скорее перед другими. То есть вина отражает то, как мы сами оцениваем свои поступки, а
стыд – это реакция на то, как, на наш взгляд, другие оценивают наши действия и нас в целом
. Мы как бы смотрим на себя чужими глазами, и нам не нравится то, что мы видим. Важно учитывать, что это
наше личное, субъективное представление о мнении других людей
, которое может и не иметь ничего общего с действительностью. Например, нам может быть стыдно перед кем-то за что-то, хотя этот кто-то даже не обратил на наш проступок никакого внимания. И напротив – человек может не чувствовать стыда, хотя важные для него люди не одобряют его поведение.

Завышенные требования к другим

Многие люди забывают о том, что универсальных ценностей и норм в нашем мире просто не существует. На формирование личности человека оказывают влияние традиции, культура, религия, образование и так далее. То, что хорошо для одних, может оказаться плохим для других.

Людям, склонным выдвигать завышенные требования к окружающим, живется нелегко. Они постоянно ждут от других того, что те не в состоянии им дать. Справиться с этой ловушкой помогут постоянные напоминания о том, что никто не идеален. Нельзя забывать о том, что все люди отличаются друг от друга, имеют положительные и отрицательные стороны.

Что значит быть ответственным человеком?

Выясним при помощи примеров, что значит быть человеком ответственным. Конечно, это, прежде всего, подразумевает то, что личность готова отвечать за свои поступки.

В психологии понятие не подразумевает юридической ответственности в виде уголовного, административного или иного наказания.

Быть ответственным – это отвечать перед собственной совестью, обществом, близкими. Если выражаться точнее, это значит исключение всяких мыслей, поступков, поведения, которые не соответствует нормам морали, этики, нравственности.

Ответственный человек никогда не подведёт своего товарища. Он держит своё слово. Для него это долг чести. Ответственный человек не может поступиться чужими интересами. Ему можно доверять, рассчитывать на поддержку.

Приведём пример ответственного поведения. Казалось бы, он мелочный и не стоящий. Но именно такие пустяки позволяют нам судить о личности.

Допустим, на входе в парк, где любят отдыхать родители с детьми, висит табличка с предупреждением о запрете курения. Некто решил нарушить запрет. Он курит вдалеке, в надежде, что тут не попадётся на глаза сотрудникам полиции.

Он выкурил сигарету, и, действительно, избежал встречи с правоохранительными органами. Но дети, которые играли рядом, видели эту мужчину. Он стал для них примером бескультурного и безнравственного, а значит, безответственного поведения. Это значит, что быть ответственным – это ещё и предвидение последствий.

Ответственный человек не позволит себе опоздать на встречу. Он осознаёт, что чужое время ценно. Он всегда выполнит порученное дело на отлично, независимо от награды.

Таким образом, быть ответственным, значит, быть зрелым, порядочным, серьёзным, высоконравственным человеком.

Перфекционизм

Перфекционизм – еще одна ловушка мышления, способная отравить человеку жизнь. Казалось бы, нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к идеалу. Однако погоня за совершенством, которого просто не существует, приводит многих людей не к успеху, а к неудачам.

Выделить время на небольшой отдых: как поощрить сотрудников (не только деньгами)

Потеря потенциальных работников: почему не стоит ругать стажеров на работе

Перестали высказывать свое мнение: признаки падения боевого духа подчиненных

Перфекционист должен научиться любить свои ошибки. Ему необходимо рассматривать их как ценные уроки, которые преподносит сама жизнь. Именно ошибки позволяют развиваться, становиться лучше и сильнее. Нельзя позволять себе застревать в прошлом, нужно постоянно смотреть в будущее.

Чувство вины: всегда деструктивно?

Как мы сказали, существует точка зрения, что чувство вины всегда деструктивно и что взрослым, психологически зрелым и органичным личностям оно не свойственно. Однако, на наш взгляд, во-первых, вина и ответственность не исключают друг друга, во-вторых, вина также бывает разной.

В целом чувство вины – это внутренняя негативная оценка своих поступков, осознание, что мы нарушили некие принятые нами долженствования, принципы, установки

. В большинстве случаев это чувство относится к чему-то уже совершенному, но возможно – и к чему-то, что будет сделано или не сделано в будущем. Например, вы что-то пообещали, но точно знаете,
что не выполните. Поэтому час Х еще не наступил, но вас уже мучает вина.
Впрочем, главная особенность этого чувства не «время начала», а довольно расплывчатый «срок окончания»

. Скажем, друг уже давно простил вас за сломанную вещь, а вы все еще терзаетесь. Такая долговременность, особенно если чувство сильное и мешающее, может очень сильно ударить по самооценке, вере в себя и пр. Подобную вину, конечно, не стоит рассматривать как конструктивное чувство.

Еще одна черта вины: фактически она не требует от нас каких-либо действий

. Как мы говорили выше, ответственность подразумевает активную работу по исправлению ошибок, вина же «по умолчанию» не включает такую функцию (а по мнению тех, кто считает, что она всегда деструктивна, – никогда не включает). Формально это чувство заставляет просить прощения, но не исправлять содеянное.

Впрочем, на наш взгляд, с виной не все так плохо. Порой именно она подстегивает к работе над ошибками, останавливает от совершения непродуманных поступков, учит отделять плохое от хорошего

. Все дело в том, какую вину вы испытываете, и в степени этого чувства. И тут мы перейдем к наиболее противоречивому вопросу: вина vs. ответственность.

Стремление понравиться всем

Человек может постоянно беспокоиться о том, что подумают о нем другие. Такие люди придают слишком большое значение тому, какое впечатление они производят на окружающих. Они тревожатся из-за того, что не нашли общего языка со случайным знакомым, сказали что-то не то продавцу в магазине и так далее.

Люди, попавшие в эту ловушку, забывают о том, что нравиться всем просто невозможно. Даже знаменитые личности, имеющие множество поклонников, постоянно сталкиваются с чьим-то негативным отношением. Симпатия и антипатия зависят от большого числа факторов, на которые удается повлиять далеко не всегда.

Человек, который стремится выбраться из этой ловушки, должен напоминать себе о том, что ему самому нравятся далеко не все, с кем он сталкивается на своем жизненном пути. Вполне достаточно беспокоиться о впечатлении, которое он производит на людей, играющих важную роль в его жизни.

Чтение мыслей

Некоторым людям кажется, что они способны читать мысли окружающих. В действительности же они могут придавать чужим словам и поступкам смысл, который в них вовсе не вкладывается. Они оценивают чужое поведение исходя из собственного опыта. Часто их интерпретация оказывается ошибочной.

Как вписать рабочее место в домашний интерьер: советы декораторов

Не говорите — «Я прав, а вы ошибаетесь!»: советы, как уладить конфликт на работе

Язык может лгать, но не тело: как лидеру улучшить коммуникативные навыки

Человек, попавший в эту ловушку, должен чаще напоминать себе о том, что мир не вертится вокруг него. В большинстве случаев слова и действия окружающих не имеют к нему никакого отношения. Поэтому не стоит придавать им слишком большого значения.

Что такое ответственность?

Ответственность – это простыми словами разновидность контроля человека. Она может быть обусловлена законодательными актами и подразумевать некое наказание за преступное деяние, халатность и т.п.

Это ещё и соблюдение общепринятых правил. Личность может поступиться своими принципами, желаниями, но сделать то, что предписывают установленные нормы. Ответственные люди наделены волевым, сильным характером.

Понятие ответственности используют не только юристы. Это слово часто употребляют люди в повседневной жизни, призывая окружающих к некому действию – ответу за слова, поступки.

Чувство ответственности должно быть развито в полной мере у каждой зрелой личности. Только тогда она считается способной к сохранению человечества как рода. Безответственные люди не вправе воспитывать детей. Они представляют для них серьёзную опасность.

Ответственность в жизни человека играет огромную роль. Это значимая характеристика. Ответственные люди ценятся на работе, они уважаемы и законопослушны.

Когда психологи дают характеристику того или иного человека, они всегда указывают на степень зрелости личности. Важный показатель: готовность индивида отвечать за свои поступки, слова, мысли, деяния перед совестью, людьми и законом.

Чувство ответственности не зависит от возраста человека. Уже маленький ребёнок может проявлять данное качество. Например, ответственно отнестись к поручению матери и полить цветы или убрать в комнате. И, наоборот, взрослые часто показывают своё безответственное отношение. Они опаздывают на работу, позволяют себе аморально вести себя в присутствии детей и т. д.

Понятие «ответственность» многогранно. Оно касается абсолютно всех сфер жизни человека. Даже сексуальные отношения обязывают к ответственности перед партнёром (исключение нежелательной беременности, инфицирование венерическими заболеваниями).

Важно понимать, что существуют разные виды ответственности. Поговорим об этом подробнее.

Позиция жертвы

Человеку может казаться, что он не контролирует свою жизнь. Все плохое, что с ним случается, происходит из-за действий других лиц. Он постоянно находит тех, кого можно обвинить в своих неудачах. К примеру, если такого человека не повышают в должности, он считает, что это происходит из-за негативного отношения к нему начальства. Если от него уходит вторая половина, то он не видит своей вины в том, что произошло.

Человек, который хочет справиться с этой проблемой, должен взять ответственность за свою жизнь на себя. Ему необходимо останавливать себя всякий раз, когда у него возникает желание обвинить кого-то в очередной своей неудаче. Вместо этого следует проанализировать случившееся и извлечь урок из допущенных ошибок. Затем необходимо подумать о том, как можно обернуть ситуацию в свою пользу.

За что в ответе каждый из нас?

Какие ответственности лежат на людях? Мы должны отвечать за каждое принятое решение, выбор, стремление,


поскольку наделены от природы мыслительной способностью. Исключение из правил – личности со сложными травмами головного мозга, а также отсталые в умственном развитии.

Читайте нашу статью «Дыхательные практики: характерные черты основных техник».

Такое качество проявляется:

  • При исполнении родительских обязательств – все родители должны отвечать за собственных детей;
  • В трудовой деятельности – в работе бывает разного уровня. Руководители отвечают за результаты деятельности своих подчиненных, которые также отвечают за свой участок работы;
  • В ситуации конфликтов интересов – ответственность одного из участников конфликта дает возможность стать контролером процесса, принять важное решение за всех. У него все в порядке с ответственностью за свое поведение, чувством долга и силой характера;
  • В военной службе – командный состав в ответе за подчиненных, за их жизнь, поступки;
  • При выполнении любых обязательств – предполагает наличие сроков и высокого уровня качества выполненных работ, оказанных услуг.

Видовое разнообразие развития этого качества


Чтобы не бояться брать на себя ответственность, получить более развитую черту следует:

  • Работать над собой, совершенствовать самоконтроль. Мы должны внимательно относиться к себе, собственным высказываниям, не обещать невыполнимые вещи, принимать решения взвешенно. Необходимо запастись терпением и результаты обязательно будут;
  • Использовать прием письменных заданий самому себе – предполагает записывание на бумаге, в блокноте задач, имеющих конкретные сроки исполнения. Когда человек выполняет собственное задание, он развивает свои индивидуальные навыки;
  • Заниматься организационной деятельностью. Взаимодействуя с людьми, организовывая их, координируя их действия, каждый из нас способен прийти к заветной цели;
  • Взаимодействовать с детьми. В таких ситуациях мобилизуется вся ответственность человека, ведь за ребенка всегда отвечает взрослый. Здесь просто не будет другого выхода.

Краткосрочные удовольствия

Психологи считают, что ничего плохого в умении наслаждаться текущим моментом нет. Даже напротив, это помогает людям избегать стрессов, депрессий. Однако когда человек полностью отдается в плен краткосрочных удовольствий, не думая о последствиях, он совершает большую ошибку.

В качестве примера можно привести избыточный вес. Люди наполняют свое меню вредными продуктами, употребление которых приводит к появлению лишних килограммов. Они получают краткосрочное удовольствие от вкуса пищи, не думая о той опасности, которую они создают для своего здоровья в долгосрочной перспективе. Другие примеры такой психологической ловушки – пристрастие к спиртным напиткам и сигаретам, зависимость от азартных игр.

Каждый человек должен наполнять свою жизнь удовольствиями. Однако он должен избегать занятий, которые принесут ему гораздо больше вреда, чем пользы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]