Умение правильно коммуницировать с людьми — один из ключевых навыков для топ-менеджера. Большинство людей, которые руководят успешными компаниями, хорошо говорят и умеют вести людей за собой. Мне кажется, это что-то вроде естественного отбора. Харизматичные лидеры умеют найти слова, которые резонируют с аудиторией, зажечь людей — настроение повышается, хочется быть лучше и идти за ними.
Хороших коммуникаторов много как среди мужчин, так и среди женщин. Женщины, как правило, умеют лучше слушать, а мужчины увереннее звучат. Но независимо от пола, врожденных способностей и статуса, у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны в коммуникации. Недостающие компетенции можно развить. К тому же, они пригодятся не только в бизнесе, но и в обычной жизни.
Умение наладить контакт
Есть люди, которые любят поговорить о жизни, прежде чем приступить к разговору о бизнесе. Другие, наоборот, сочтут вас несерьезным партнером за лирические отступления. Кому-то сразу нужен от вас ответ, а потом уже весь ход рассуждений, а другой сочтет это проявлением высокомерия. Важно на первой встрече не попасть впросак, угадав, к какому типу относится ваш собеседник. Тут только один совет — постараться изучить его экосистему. Какие-то выводы точно можно делать, примечая, как он себя ведет, какой у него офис — лаконичный или наполнен вещицами. Ваша задача — понять, как этот человек предпочитает общаться. И подстроиться под него по стилю (младший подстраивается под старшего, не наоборот, а в случае с сервисным бизнесом клиент — всегда старший). Это совсем не значит, что вы должны во всем с ним соглашаться, но вам в любом случае важно понять точку зрения собеседника и постараться аргументированно донести ему свою.
Если собеседник настаивает на своей точке зрения и не слышит вашу, помогают расспросы, почему все-таки он так считает, — вы даете человеку возможность в процессе поиска аргументов осознать, что есть иные варианты. Такой диалог может быть очень эффективным.
Твердое рукопожатие
Слабое рукопожатие говорит само по себе. Оно говорит, что человек боится заявить о себе, боится проявить свои чувства, эмоции и себя в целом. Человек со слабый рукопожатием не воспринимается сильным человеком, так как опасается высказывать свое мнение, боясь получить негативную реакцию. И от страха у него начинают потеть руки.
Но никто не хочет вместо руки пожимать скользкую мертвую рыбу. Если ваши ладошки склонны потеть, когда вы волнуетесь, то воспользуйтесь простым лайфхаком. За несколько минут до встречи пойдите и подставьте их под холодную воду. Нормализуется кровоток. И во время рукопожатия у вас будут теплые, сухие ладошки.
Что дает крепкое рукопожатие? Оно наделяет человека уверенностью. Крепкое рукопожатие, прямая осанка, зрительный контакт увеличивают ваши шансы в разы для того, чтобы невербально расположить к себе собеседника.
Умение структурировать проблему
Переходить к поиску решения можно только после того, как вам обоим станет очевидно, какую проблему вы пытаетесь решить. Многие мамы, кстати, оттачивают этот навык в общении с детьми — им нужно нащупать, что на самом деле беспокоит ребенка, когда он требует мороженого или чего-то еще. Помочь человеку понять, чего он на самом деле хочет, можно, правильно формулируя вопросы.
Важный момент: когда вы, внимательно слушая собеседника, выяснили его реальную задачу, нужно суммировать суть, чтобы собеседник услышал свои мысли в структурированном виде, пропустил ее через себя. Хороший психолог не говорит, что нужно делать, а путем наводящих вопросов помогает разобраться в проблеме и осознать ее. Так и в клиентском бизнесе — мы не приносим готовое решение, мы должны выработать его вместе с компанией, чтобы оно было внедряемо.
Умение завершить встречу
Каждая встреча должна иметь ощущение прогресса, движения вперед. Тогда вы понимаете, что есть повод дальше общаться. Всегда нужно давать участникам встречи четкое понимание, чего достигли, что будет дальше, когда, кто на себя берет ответственность. Должно быть четкое понимание не только того пространства, где мы находимся сейчас, но и того, как этот этап относится к целому, где горизонт окончания дальнейшего обсуждения. Как только возникает неопределенность по поводу прогресса вашего совместного процесса, после встречи возникает ощущение неудовлетворенности.
И наконец, актуальный совет для успеха любых переговоров — оставьте в покое свой телефон. Иначе собеседник никогда не почувствует, что разговор для вас важен и вы настроены серьезно.
- Как нравиться людям: несколько приемов от агента ФБР
- Общайтесь, как миллиардер: три совета от Уоррена Баффета
Язык тела
Невербальное общение не менее важно. Нужно обязательно контролировать руки, держать открытую позицию, улыбаться. Самое главное здесь – быть естественным, открытым и постоянно сохранять зрительный контакт и общаться, глядя своему визави в глаза.
На языке тела безотказно работает метод отзеркаливания. Повторение некоторых движений собеседника помогает вызвать его доверие и постепенно перейти к откровенному разговору.
Главное – делать это незаметно, например, также поправить причёску или дотронуться до уха.
Улыбка и контроль эмоций
Самый простой способ произвести приятное впечатление — улыбка. Она всегда говорит сама за себя: «Я рад видеть именно вас». Разве может настроить на позитив вид угрюмого и недовольного человека? Сразу появляется подозрение, что именно эта встреча вызвала подобные эмоции.
Улыбка особенно важна в первые мгновения общения, а во время диалога нужно стремиться контролировать эмоции. Нельзя постоянно ждать похвалы или одобрения от партнера по общению. Поставив свое состояние в зависимость от этого, человек оказывается в положении участника аттракциона «Американские горки». От комплиментов он окрыляется, от критики — расстраивается.
Руль управления чувствами должен быть в руках самого человека. Только так можно перестать беспокоиться и располагать к себе людей. Эмоциональная стабильность хорошо влияет на взаимоотношения, ведет к оптимистичному взгляду на жизнь, повышенному тонусу. Сам автор сказал об этом так:
Человек, который ищет одобрения у других, доверяет свое счастье незнакомцам. (Д. Карнеги)
Умение быть искренним
Я сторонник теории, что человек не может быть во всем силен и не стоит идти против своей натуры, пытаясь развивать все сразу. Очень важно знать свои естественные сильные стороны, которые могут компенсировать присущие вам слабости. Если человек интроверт, ему не надо пытаться быть «зажигалкой». Возможно, стоит выбрать иной формат разговора — например, один на один. Нужно определить, что вам естественным образом удается лучше всего и на этом строить фундамент своего общения с клиентом.
Для чего нужно знать, как расположить к себе людей
Психология доказывает: наличие коммуникативных навыков способствует профессиональной карьере. Такой личности легче найти высокооплачиваемую работу, пройти собеседование, продвинуться по служебной лестнице. У нее больше шансов выстроить и личную жизнь, не страдая от различного рода комплексов и сниженной самооценки.
Обладая обаянием, человеку легче влиять на людей, используя такой прием, как заражение. В этом случае ему не требуются аргументы, чтобы доказывать свою позицию, достаточно эмоциональной составляющей и внутренней убежденности. По сути, это может привести к безграничной власти над окружающими людьми.
Обаяние увеличивает количество знакомых, среди которых обязательно найдутся люди, способные принести пользу. Поэтому коммуникабельные люди легче справляются со сложными проблемами и жизненными трудностями, минимизируя их количество. Они умеют открывать двери важных кабинетов, не оставляя за собой негативного впечатления.
По мнению специалистов, именно общение делает нашу жизнь более яркой и насыщенной, поэтому каждому необходимы знания о том, как расположить человека к себе. Мы воспользуемся советами и рекомендациями Д. Карнеги, американского оратора, писателя и педагога, который написал по этой теме пять замечательных книг.
Умение сохранять спокойствие
Не спешите. От того, что вы будете говорить быстро, вы не успеете сказать больше. Лучше замедлитесь — это даст возможность найти правильные слова и выглядеть более уверенно. Часто, кстати, молодые сотрудники, быстро продвигающиеся в карьере, упираются в какой-то момент в то, что их не воспринимают серьезно. Им кажется, что это из-за возраста, но дело, скорее, в поведении. Когда вы дергаетесь, суетитесь, чувствуете себя неуверенно, это все производит впечатление неопытности.
Безусловно, важно найти ключ к собеседнику, чтобы он доверял вам. Но люди очень разные. Каким бы профессионалом вы не были, чисто по темпераменту с каким-то клиентом будет общаться проще, с каким-то — не очень. Можно не быть жизнерадостным на встрече, но важно быть внимательным к своему собеседнику.
Ровная спина, прямая осанка
Ваши родители были правы, когда постоянно ругались, что вы ссутулитесь. Ровная спина, прямая осанка говорит о том, что вы цените себя и готовы справиться с ситуацией. В стрессовых ситуациях тело человека начинает съеживаться и ссутулиться. Неосознанно человек старается показаться меньше или вовсе спрятаться. И это неспроста, так как при реальной опасности в маленькую цель сложнее попасть или вовсе можно не заметить.
Со временем привычка от всего прятаться и неуверенность в себе дает такую скукоженную осанку. И исправить сутулость сложно, но если вы замотивированы производить уверенное впечатление с помощью языка тела, вы с этой задачей справитесь.
Основные выводы
- Искренний интерес и симпатия к человеку – основа для построения хороших отношений.
- Навыки общения можно и нужно совершенствовать постоянно.
- Впечатление, созданное при первой встрече, очень важно: оно может привести к долгосрочному сотрудничеству или, напротив, сделать его невозможным.
- Теплая улыбка, внимание и интерес к собеседнику помогут вам добиться расположения при первой встрече.
- Проявите доброжелательность, найдите точки соприкосновения и дайте человеку почувствовать себя значимым. Так вы сможете завоевать доверие и построить хорошие отношения.
Краткая информация об источнике
Что будет взято за основу? Карнеги Дейл «Как располагать к себе людей» — произведение, дающее ответ на целый ряд вопросов:
- Как заводить новых друзей, при этом сохраняя старых.
- Каким способом можно завоевать доверие окружающих.
- Как эффективно общаться с людьми.
- Можно ли найти общий язык с изначально конфликтным человеком.
- Как повлиять на чужое мнение.
- Каким образом можно понимать чувства других и контролировать собственные эмоции.
Больше всего нас интересует вопрос, как располагать к себе людей. Книга увидела свет в 1936-м и сразу же стала бестселлером. Она по-прежнему актуальна, особенно среди людей, решившихся начать собственный бизнес. При этом автор не скрывает:
Все идеи, которыми я восхищаюсь, не мои. Я взял их у Сократа. Я подслушал у Честерфильда. И подсмотрел у Иисуса. Их все я записал в книгу. (Д. Карнеги)
Рассмотрим более детально его советы.
Помните о благодарности
Если вы руководите важным проектом, и дело пошло вверх – не забывайте отблагодарить всю команду за ее вклад, угостив товарищей праздничным обедом, раздав премиальные и напомнив, как важна для вас была их поддержка. Это же касается дружбы и любви. Чаще напоминайте близким, как вы признательны за их помощь и участие в вашей жизни, устраивайте приятные сюрпризы, не забывайте о благодарности. Все это важно, потому что показывает вас как неравнодушного и щедрого человека, способного оценить других.
Текст:
Умение четко строить речь
На YouTube одно время был популярен ролик, где на совещании кто-то из сотрудников предлагает, как улучшить продажи, на него никто не реагирует. Те же идеи, но более уверенно озвучивает другой человек — и все аплодируют. Нужно уметь сказать так, чтобы вас услышали. Навык четко и ясно выражать свои мысли на 50% обеспечит вам успех, позволяя убеждать других.
Как научиться говорить четко, аргументированно и без слов-паразитов? Одна успешная женщина дала мне дельный совет на эту тему — к каждой встрече нужно готовиться в восемь раз дольше, чем она будет длиться. Кажущаяся легкость разговора в 95% случаев объясняется тем, что люди продуманно строят дискуссию, заранее планируя, что когда сказать, как при этом сидеть, стоять, двигаться, как модулировать голос при том или ином сценарии беседы. Это как театр — если вы хотите, чтобы зритель проникся, нужно, чтобы весь ваш образ словам и эмоциям соответствовал. Собеседник должен чувствовать, что все сказанное вами осмысленно, проанализировано и вашим словам можно доверять.