Правила культурного разговора и этические принципы общения

Общение — неотъемлемая часть жизни любого человека. Причем она также подчиняется особым правилам, благодаря которым становится легче наладить разговор. Этические принципы общения определяют нормы нравственного поведения и речи во время разговора. Люди должны соответствовать конкретным моральным ориентирам, зависящим от культуры и национальности. Если кто-то из участников беседы отказывается в их соблюдении, то это может привести к ссорам или же просто неприятным ощущениям. В любом случае, на плодотворный диалог рассчитывать в этом случае не придется.

Об этических принципах разговора часто забывают, тогда как с другой частью — различными поздравлениями, приветствиями, прощаниями знакомы абсолютно все. В деловой среде этика общения щедро сдобрена формальностями и несколько иным подходом к себе и окружающим, однако в целом отличия незначительны.

Статьи по теме

  • Экономическое воспитание как реальность нашего времени 20.01.2022
  • Как распознать лжеца и манипулятора во время общения 26.10.2021
  • Актуальная техника работы с подсознанием 20.09.2021
  • Самые главные направления воспитания 28.08.2021

Что такое культура общения?

Культура общения — это понятие, обусловливающее качество и совершенство коммуникации между людьми, характеризующее нравственные модели общения, нормы и правила взаимодействия между людьми.

Основу культуры общения составляет мораль, поскольку она включена во все сферы жизнедеятельности человеческого общества.

С точки зрения морали человек оценивает все проявления общественной жизни или какой-либо отдельной личности, их соответствие или несоответствие близким ему моральным принципам и нормам.

Также мораль помогает сформироваться образу нравственного идеала для человека, которому он будет стремиться соответствовать.

Мораль ориентирует личность на отношение к человеку, как к самой высокой ценности, помогает следовать идеалам справедливости и добра, что в повседневной жизни выражается в человеческих отношениях в семье, с коллегами, знакомыми и близкими друзьями.

В таких контактах проявляются такие качества нравственности, как уважение, долг, любовь, верность, сочувствие, дружба. Огромную роль при этом играет этика общения.

— Золотое правило разговорной речи.

_______

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

1) альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),

2) добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),

3) требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),

4) справедливость,

5) паритетность (равенство между людьми) и т.д.

Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.

Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).

Этика: понятие

Слово «этика» происходит от греческого «ethikos» — касающееся нравственности, выражающее нравственные убеждения.

Этика общения — это совокупность, свод норм и правил общения в определенных ситуациях, обязанностях людей по отношению друг к другу в тех или иных ситуациях.

Другими словами — это учение о верном проявлении своих нравственных убеждений по отношению к другим людям.

Этикет общения включает в себя множество форм непосредственного человеческого поведения. Это приветствие, правильное обращение к людям пожилого возраста, к коллегам при профессиональном взаимодействии, поздравления и т. п.

Благодаря знанию этики общения человек может не только правильно выразить свои убеждения, обозначить свою позицию партнеру так, чтобы это не привело к конфликтной ситуации, но и сможет быстрее и лучше понять другого человека.

Общение с незнакомцами

Порой трудности возникают при обращении в транспорте или на улице к незнакомым людям. Привычно использовать слова: женщина, мужчина, мальчик, дедушка. Однако такое обращение недопустимо. Согласно этике общения нужно использовать обезличенные фразы: подскажите, пожалуйста, извините.

Согласно этике общения, первым должен приветствовать мужчина женщину, младший старшего (по возрасту или рангу), опоздавший ожидающего, вошедший уже присутствующих.

В зависимости от обстоятельств, выделяют такие виды обращения:

  1. Официальное (мадам, гражданин, господин);
  2. неофициальное (по имени или на «ты»);
  3. обезличенное.

Проблема

Этика оговаривает правила поведения, соответствующие нравственности, а этикет — лишь внешние проявления, формы поведения в той или иной ситуации. Отсюда вытекает главная проблема этики общения — когда человек, действующий по этикету, не соблюдает этических норм.

В таком случае его можно рассматривать как лжеца и лицемера, поскольку его слова не соответствуют внутренним установкам.

Точно так же странно выглядит человек, который демонстрирует высокоморальное поведение, не соблюдая элементарных правил этикета.

Поэтому понятия этики общения и этикета не должны рассматриваться разрозненно. Соблюдая правила этикета, следует всегда помнить о нравственности действий, а совершая высокоморальные поступки, необходимо не забывать и об этикете.

Психологическая составляющая в деловом общении

Психология в культуре деловой беседы позволяет определять закономерности в психическом состоянии собеседников и в соответствии с его характеристиками уметь создавать благоприятный климат переговоров. Человек, обладающий психологическими знаниями, может защищаться от некорректного поведения партнера, использовать способы разрядки негативных эмоций, опровергать в мягкой форме доводы оппонентов и спокойно выслушивать критику. Особое значение психологическая культура делового общения имеет в разрешении конфликтных ситуаций, поскольку в них зачастую и проявляются особенности разных психологических типов.

Среди приемов и способов психологической поведенческой культуры в процессе деловой беседы можно выделить следующие:

  • Формирование хорошего мнения о себе (или компании).
  • Создание психологически благоприятной обстановки.
  • Выслушивание собеседника и понимание его мотивов.
  • Определение внутреннего состояния партнера (по манерам и голосу).
  • Нейтрализация замечаний в процессе разговора.
  • Способы защиты от некорректного поведения.
  • Техника ведения бесконфликтного разговора.
  • Техника самоуспокоения.

Культурное общение — какое оно?

Культура общения благодаря установленной системе принципов, норм и правил, технике их выполнения помогает решить главную задачу общения, как такового — достичь взаимопонимания контактирующих людей.

Культурное общение подразумевает соблюдение норм межличностного общения в той или иной ячейке общества, включающих множество факторов — нравственные, культурные, психологические.

При этом наиболее сильно культурное общение связано с нравственностью. Культурное общение отличают следующие характерные для него черты:

  1. Уважение к партнеру, вежливость и стремление не употреблять обидных и ранимых для собеседника слов.
  2. Готовность понять и принять позицию собеседника, даже если сказанное не входит в предполагаемую реакцию на реплику-стимул.
  3. Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций, а также толерантность, терпимость к партнеру.
  4. Равенство общающихся в диалоге и принципиальное его соблюдение.

Чем выше нравственность каждого из участников коммуникации, тем выше в целом уровень общения, тем оно эффективнее и полезнее для каждой контактирующей личности в отдельности.

Разрешение конфликтов

Конфликтные ситуации в деловой сфере не являются редкостью, при этом последствия их могут быть довольно серьезными. В связи с этим используются разнообразные средства и пути их разрешения. На сегодняшний день существует 5 базовых концепций, обуславливающих поведение в ситуациях конфликта:

  • Игнорирование действий другой стороны.
  • Приспособление к условиям партнеров.
  • Поиск нового формата для сотрудничества.
  • Поиск компромисса.
  • Конкурентная борьба.

Выбор стиля поведения в конкретной ситуации определяется конкретными интересами участников конфликта. Стиль конкурентной борьбы чаще выбирают люди, которые обладают достаточным авторитетом, волей, широкими полномочиями и при этом не очень заинтересованы в партнерстве с противоположной стороной. Такую тактику можно использовать в случае, если исход конфликта не окажет большого влияния на интересы организации. Но важно помнить, что этика и культура делового общения все же предусматривают соблюдение определенных законов конкурентной борьбы. То есть даже при очевидном преимуществе крупной компании перед маленькой фирмой выиграет руководитель, который будет искать компромиссное разрешение конфликта, действуя и в интересах партнера. Даже если придется поступиться своими интересами, в дальнейшем репутационные дивиденды смогут покрыть упущенную выгоду на текущий момент.

Этические принципы

Этика общения подразумевает соблюдение следующих принципов:

  1. Вежливость. Основополагающий принцип этики, предписывающий уважение к партнеру.
  2. Кооперация. Предполагает вклад в общее дело от каждого из участников для того, чтобы добиться эффективного взаимодействия.
  3. Паритетность. Согласно этому принципу, равны все участники общения, исключая доминирование какого-либо из них. При этом даже при различном социальном статусе общающиеся должны соблюдать принцип вежливости, уважать друг друга.
  4. Правдивость. Партнеры по общению обязаны предоставлять друг другу полную и неискаженную информацию по какому-либо вопросу.
  5. Понятность. При речевом взаимодействии каждый из его участников должен представлять информацию так, чтобы его партнер не прикладывал излишних усилий для правильного ее восприятия.
  6. Последовательность. Этот принцип предписывает последовательное развитие диалога — например, приветствие подразумевает такую же ответную реплику, за поздравлением должна следовать благодарность и т. п.

Соблюдение этических принципов при коммуникации приводит к взаимному уважению и доверию всех партнеров, которые становятся основой для развития дальнейшего взаимодействия между людьми.

Культура в телефонном разговоре

Телефонный разговор относится к формам беседы в жестких рамках, что нередко приводит к ошибкам в деловом этикете. С другой стороны, ограниченный формат имеет свои преимущества, одним из которых является возможность моделирования типовых ситуаций и путей их преодоления. Например, правила культуры делового общения в телефонном разговоре можно отразить в нескольких распространенных примерах поведения:

  • Нельзя без предварительного согласования звонить на домашний номер партнера.
  • Оптимальные временные рамки для возможного совершения звонка можно определить так: с 8 утра до 11 вечера.
  • При отсутствии ответа на звонок не стоит сразу бросать трубку.
  • Если связь прервалась, то возобновить ее должен инициатор звонка.
  • Громко говорить не следует, если собеседник не попросил об этом из-за плохой слышимости.
  • Разговор должен быть кратким и по существу.
  • Отвечать на звонки нужно по возможности без задержек, иначе собеседник подумает, что разговор не интересует партнера.
  • Нежелательно отходить от телефона в процессе разговора, но если в этом есть необходимость, то следует заранее предупредить собеседника.

Также не стоит забывать, что общепринятые принципы культуры делового общения предполагают позитивное и в то же время содержательное приветствие и завершение беседы с возможным подведением итога в кратком виде.

Виды норм

Условно все этические нормы общения можно классифицировать как рекомендуемые и обязательные.

Обязательным в процессе коммуникации является принцип «Не навреди».

Не допускается причинение ущерба человеку, его унижение, притеснение, ущемление прав.

При этом следует сдерживать негативные эмоции даже в том случае, если есть все основания их испытывать, не переходить на оскорбления.

Рекомендуемые этические нормы не наносят вреда собеседнику при их несоблюдении, однако позволяют достигнуть большего уважения и доверия к тем, кто им следует. Это сохранение чувства собственного достоинства, скромность и т. п.

Также этические нормы диктуются мотивами общения:

  • положительными — удивить, заинтересовать собеседника, удовлетворить его потребность в понимании, доставить ему радость, сделать комплимент;
  • нейтральными — передать какую-либо информацию;
  • отрицательными — выразить свое возмущение на низкий поступок.

Каждая из проявленных реакций является этичной, поскольку они не противоречат нравственности, обоснованы высокоморальными побуждениями.

Совсем по-иному может быть рассмотрено поведение, которое внешне хотя и отличается безупречным этикетом, однако в основе его лежит, например, желание втереться в доверие к человеку для того, чтобы впоследствии его обмануть.

В чем заключается их несоблюдение?

Несоблюдение этических норм удобно рассмотреть на появляющихся вследствие этого дефектах в общении, которые приводят к таким формам падения нравственности:

  1. Нравственный вакуум. В данном случае у человека отсутствуют знания об этике, как таковой или же он попадает в общество, этические нормы которого ему не знакомы.
  2. Отсутствие нравственной инициативы — человек ожидает проявления нравственности от партнера, до того не проявляя никаких действий для налаживания коммуникации.
  3. Нравственное камуфлирование — стремление произвести на собеседника хорошее впечатление, акцентируя внимание на внешнем проявлении этикета, которое на самом деле не подкрепляется истинно нравственными побуждениями. Как правило, это сопровождается рассуждениями о падении нравственности, навязчивыми призывами соблюдать нормы приличия.
  4. Нравственная регрессия. Потеря усвоенных знаний, угасание интереса соблюдать нормы приличия, давать моральную оценку собственным действиям, а также игнорирование интересов окружающих людей.
    Часто нравственной регрессии сопутствуют жестокость, практичность, агрессия и рационализм.
  5. Нетерпимость. Характеризуется враждебным отношением к инакомыслящим людям в религиозных, политических, культурных и других вопросах. Как правило, присуща авторитарным личностям, имеющим одномерное мышление. При таком дефекте общения может быть абсолютно исключено продуктивное взаимодействие даже в ситуации, которая обещает быть выгодной для обеих сторон.
  6. Примитивизм. В данном случае оправданием для несоблюдения норм нравственности служат былые заслуги либо нескрываемые собственные интересы, которые удовлетворяются посредством намеренно антиморального поведения.
  7. Нравственная глухота — отсутствие желания услышать другого человека, понять и принять его позицию.

Несоблюдение этических норм делают общение контрпродуктивным, не позволяет людям эффективно взаимодействовать друг с другом, получать взаимовыгоду от коммуникации и тем самым нивелирует ее ценность.

Нравственные основы общения

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО -СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

Кафедра философии, психологии и социально — гуманитарных дисциплин.

Реферат

по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет»

На тему: «Нравственные основы общения»

Автор: Горбатенко Ирина Евгеньевна специальность 030901.65 — Правовое обеспечение национальной безопасности, гр.ПОНБ-12-2 Научный руководитель: доцент кафедры — кандидат исторических наук, доцент, полковник полиции Кузнецов Алексей Александрович

Иркутск – 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

1 Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение…………..5

2 Культура и антикультура в общении………………………………………………………..6

3 Общение и этика………………………………………………………………………………………9

4 Деловой этикет………………………………………………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………………………………………..26

Введение

В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения, психология общения, философия общения, эстетика общения, педагогика общения. И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения» не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения, наверное, самый значимый и сложный, несомненно, предполагает свое отражение в соответствующем термине. Более того, особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения детерминируют целесообразность создания специализированного раздела этического знания под названием «этика общения».

Итак, суть нравственности, как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, на законах человеческого самосохранения. Поэтому исходя из вышесказанного, считаю данную тему реферата актуальной и многозначащей в жизни всего общества.

Цель работы: рассмотреть нравственнее основы общения. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть общение как нравственную ценность: сущность и предназначение

2. ознакомиться с культурой и антикультурой в общении

3. рассмотреть общение и этику

4. ознакомиться с делововым этикетом

1. Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение

Пожалуй, главным достижением демократизации и гуманизации нашего общества стали тенденции, изменившие содержание и форму общения людей друг с другом. Прежде всего, оно стало более свободным. Это новое качество общения проявляется во всём: сегодня нет тем, запретных для обсуждения, люди почувствовали вкус свободы самовыражения, и этого уже у них не отнять. Свобода проявляется и в раскованности, с которой мы стали общаться друг с другом, и в расширении сферы общения.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, можно утверждать, что отношение к общению как ценности существенно изменилось. Люди не только почувствовали, но и осознали потребность в общении как жизненной необходимости, и как следствие возросло внимание к культуре общения.

Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно — важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении, отношении одного человека к другому на основе взаимного признания « самости и самоценности». В таком понимании определяются важнейшие, с точки зрения гуманистической этики, черты и свойства общения. Во-первых, оно предстаёт как деятельность, что подчёркивает его активно-процессуальный характер; во-вторых, подчёркивается, что деятельность эта состоит в установлении отношения одного человека к другому; в-третьих, отмечается, что эти отношения должны носить субъект — субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты; в-четвёртых, оговариваются условия общения: каждый признаёт за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждёт того же от него.1 Ещё одна особенность общения — его творчески-импровизационный характер, благодаря которому выявляются качества субъекта — его свободная активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

Таким образом, общение — это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только роскошь, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включённость в социум и культуру.

Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Выделяются основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом.

Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса общения, важно выявить его ценностные ориентиры — те морально значимые факторы, которые определяют его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь.

2. Культура и антикультура в общении

Культура общения — система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение тех норм межличностного общения, которые, во-первых, соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности; во-вторых, приняты в данном сообществе как « руководство к действию»; в-третьих, не противоречат взглядам и убеждениям самой личности; в-четвёртых, предполагают её готовность и умение соблюдать эти нормы.2

Культура общения определяется совокупным действием многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Уровень культуры общения самым тесным образом связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами общества — с тем, что составляет понятие нравственной культуры.

Продуктивность общения достигается при соблюдении определённых условий:

— уважительное отношение к партнёру, сдержанность, вежливость, бережное отношение со словом, которое может глубоко ранить человека;

— ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;

— постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

— соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации.3

Естественно, чем выше уровень нравственной культуры, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры, нравственная « протокультура», порождает определённые дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в обществе.

Можно выделить несколько «дефектных» уровней общения, детерминированных издержками антикультуры.

Нравственный вакуум — человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения.

Отсутствие нравственной инициативы — человек занимает выжидательную позицию, ждёт от другого тепла, заботы, внимания и только потом отвечает на них.

Нравственный камуфляж — стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры.

Нравственный анахронизм — человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.

Нравственная регрессия — упрощение и опрощение нравов, потеря достигнутого, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам.

Нравственная глухота — отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его.

Нравственный примитивизм — бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса.

Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одновременного мышления, признающего единственную истину и правоту.

Очевидно, что для полнокровной реализации ценности человеческого общения необходимы, как минимум, две вещи: во-первых, добрая воля, желание и стремление к взаимопониманию. Но чтобы эти добрые намерения могли распознаваться, улавливаться другой стороной, чтобы партнёр мог откликнуться на них, необходимо, во-вторых, общее «пространство понимания»,основа которого — высокая культура общения, требующая от каждого человека самоанализа, самокритичности и работы над собой.

3. Общение и этика

Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям…».

Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна гуманизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Она стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

Слово, «этика» происходит от греческого «еthos», слово «мораль» — от латинского «mos». Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.

Нравы и обычаи — это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.

Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к поступкам и людей.

Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную жизнь человека.

Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в том числе и нравственной.

Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества. Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных групповых и общественных интересов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]