Архетипы личности по Юнгу

Карл Густав Юнг является основоположником аналитической психологии. Интересно, что развивая свои теории и идеи, он часто обращался к мировым религиям, оккультизму, Священному Писанию, посещал «места силы». Именно Карл Юнг ввел в современную психологию такие понятия, как «коллективное бессознательное», «анимус/анима» и «тень».

Многие утверждают, что аналитическая психология открыла широким массам преисподнюю человеческой души. Сначала Зигмунд Фрейд описал бессознательное, в котором обитают комплексы, страхи, тайные желания и сексуальные патологии. А Юнг рассказал о «тени» – оплоте демонической энергии человека.

В первую очередь Юнг отметил, что психика индивида состоит из нескольких частей. Ее центром является сознание. Можно представить, что это целая галактика с «планетами» – архетипами и «солнцем» – сознанием по центру.

Когда мы говорим о человеке, мы подразумеваем целостную личность, но в реальности имеем дело с несколькими субличностями.

В своих исследованиях Карл Юнг подробно описал эти части человеческого «Я». В первую очередь – это комплекс Эго. Среди менее значимых можно наблюдать отцовский или материнский комплекс, множество констелляций и архетипичных образов. Если рассмотреть человека поближе – он состоит из разнонаправленных установок, которые вступают в противоречие друг с другом, создают основу для внутреннего конфликта. Наиболее значимые субличности – это Персона и Тень.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это, действительно, похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека и управляет им. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом индивид теряет осознанный контроль, и власть над его поведением оказывает в руках бессознательного, инстинктивного.

При этом сами архетипы объективны, а в символике архетипических сюжетов лежат истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер.

Мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла — такие сюжеты в сновидении могут трактоваться как предупреждение об искажениях в восприятии реальности спящего. Подсознание располагает более полной информацией о действительности. И то и дело, оно пытается достучаться до сознания во сне, посылая ему знаки, призванные уберечь его от формирования ложных убеждений в реальности. Такие сновидения нередко сняться людям, чьи отношения с родителями приняли искусственную форму доброжелательности, например, в последствии воспитания по модели гиперопеки — удушающей заботы. Такие клиенты на приеме у психолога удивляются, почему горячо любимая мать является в их сновидении в образе злобной колдуньи. Однако, это явный признак вытеснения определенных мыслей и чувств человека в отношении матери в данном случае на уровень подсознания.

Ассоциация глубинной психологии Теурунг™Феномен Тени. Практическое исследование

“Бессознательное – это чудесная вселенная, состоящая из невидимых энергий, сил, форм разума, даже отдельных личностей, которые живут внутри нас.”~ Роберт Джонсон

Статья Феномен Тени. Теоретическое исследование

Тень – внутренняя фигура с яркой и динамичной многоликостью, транслирующая не просто насыщенные желания, а и полноту их многообразия. Можно сказать, что у каждого человека под влиянием Архетипа Тени возникает одновременно множество желаний, которые зачастую противоречат друг другу.

Поэтому одна из задач и позитивных результатов Диалога с Тенью состоит в том, чтобы успокоить Тень – осознав наиболее актуальные потребности в существующей конкуренции желаний, проявляющихся на пороге сознания.

“Любопытно, что с позитивными сторонами своей Тени люди борются гораздо сильнее, чем с темными”, – пишет Роберт Джонсон. “Ощущение внутреннего благородства потрясает гораздо больше, чем осознание своей никчемности. Разумеется, человеку присуще и то, и другое, но он не может выявить в себе одновременно оба этих качества.” [1]

И в самом деле, теневыми становятся не только так называемые антисоциальные влечения, но и позитивные черты человеческой личности, поскольку являются невостребованными или выходящими за пределы установленной нормы.


Определив состояние теневых влечений в данный период жизни человека с тем или иным архетипическим сценарием, появляются возможности для их конструктивной реализации – нахождения компромисса между теневыми желаниями, потребностями аутентичного Я и той социальной реальностью, в которой находится человек.

Конструктивное взаимодействие с Тенью не предполагает разрушение имеющегося социального статуса, превращение в изгоя и социопата.

Наоборот, архетипический ресурс Тени позволяет повысить социальный статус, усилить значимость, вывести авторитет на новые уровни, предъявить окружающим оригинальные ресурсы, которых раньше у человека не было – все это возможности конструктивной реализации Тени.

Для этого необходимо активное и осознанное участие сознания в этом процессе. Необходим диалог с Тенью. А чтобы такой диалог был возможен, необходимо знать собеседника в лицо, увидеть облик Тени, определить ее актуальные для данного периода жизни желания.

Методы проективной диагностики позволяют проводить амплификацию в соответствии с мифо-поэтическими сюжетами. И когда нам удается в проективном материале, предоставленном клиентом, увидеть знакомый архетипический сюжет, здесь мы становимся ближе к конструктивной реализации его теневых влечений, высвобождая творческий ресурс Тени.

В качестве новых методов исследования Тени мы применяем такую разновидность арт-терапевтических методов диагностики, как синематерапия. Методологической основой синематерапии как диагностики является юнговский метод трансцендентальной функции, активизирующий процесс спонтанного воображения.

В своих работах, посвященных этому феномену, Юнг подробно описал, что спонтанное воображение является процессом имагинации архетипов. Будучи инициированным по методу трансцендентальной функции, процесс спонтанного воображения становится более осознанным и наглядным.

Используя те или иные стимулы, погружающие анализанда в состояние трансцендентальной функции, мы можем предполагать, что инициирован процесс имагинации того или иного архетипа. В этом плане кинематографические стимулы обладают особой эффективностью вследствие своей синкретичности и эмоциональной насыщенности. И история кинематографа, и его современность демонстрирует нам, что тема Тени является одной из ведущих.

Первый фильм о “Фантомасе” был снят в 1913 году, “Франкенштейн” – в 1910 году, фильм о вампире “Дракуле” – в 1921 году. В наше время тематика Тени переживает в кинематографе перманентный ренессанс. Есть целый ряд произведений, общепризнанно ставших классикой “теневого” кинематографа. Например, одним из таких классических произведений является фильм “Основной инстинкт”, главная героиня которого олицетворяет собой одну из наиболее ярких теневых фигур – социопатическую.

Проводя амплификацию материалов проективной диагностики участников терапевтически-развивающих программ, проводимых Ассоциацией глубинной психологии “Теурунг”, мы можем выделить наиболее часто-встречающиеся архетипические сценарии и связанные с ними модели поведения. Далее рассмотрим основные из них.

Архетип Астарты


Архетипическая фигура Астарты

– олицетворение яркой, откровенной, безудержной женской доминантности, реализуемым благодаря страстным, мощным эротическим порывам. Образ Астарты, послужил основой для культов греческой богини Артемиды и римской Весты.

Под влиянием такой теневой фигуры проявляется несокрушимая уверенность, свирепость, буйство, стремление к власти. Священными животными Астарты были львы и леопарды, а кровавый культ служения этой богини предполагал человеческие жертвоприношения. Финикийская богиня является воплощением женской агрессивности, ярости свирепой хищницы, но при этом агрессия не является злобной – скорее, это избыток жизненной энергии, стремление влияния в мужском мире.

Астарта в древние времена была покровительница безумной любви, которая обрушивалась женщиной на мужчину и сводила его с ума, как стремление проявить власть над мужчиной для получения экстатического, ослепляющего наслаждения.

Богиня, олицетворяющая женское господство над мужчинами, проявляется в психике женщины как потребность доминирующей власти, основанной на сексе и агрессии с бурными яркими эмоциями, не подлежащими ограничениям.

В этом архетипическом сценарии Тени мужчине во власти любовного безумия предстоит пасть жертвой такой роковой любви, в которой женщина выступает сексуальной хищницей.

Архетип Скади


Архетип Скади

– божество из древнескандинавских верований. Скади, богиня зимы, была дочерью великана, пришедшей отомстить за смерть отца. Фигура очень похожа на древнегреческую богиню Артемиду, относящаяся к категории амазонок, однако характерной особенностью архетипического сценария Скади является решительная, жесткая и бескомпромиссная борьба за правду. Она, подобно волчице-одиночке, выступает олицетворением бесстрашия и эффективности, хладнокровия и свирепости, всегда следует своим принципам.

Эта архетипическая фигура дает человеку и желание, и возможность бросить вызов как социальной группе, так и всему обществу – выступить против несправедливости. Для такой теневой фигуры характерна не агрессия, а поиск правды, под ее влиянием человеку становится очень важно формирование собственного мировоззрения, предъявление чести и достоинства, обозначение категорий добра и зла, возвышенного и низменного в прикладном значении. Резкая, откровенная, прямолинейная натура Скади, лыжницы – хозяйки горной северной страны, – не теоретик справедливости, а практик.

Она утверждает справедливость везде, где находится и видит нарушения, а не будучи сдерживаемой, становится беспощадной в своем стремлении к перфекционизму и совершенству правды, приводящее к тому, что люди рядом с ней должны быть на одном уровне морали, этики, достоинства и отваги, иначе она поступает с ними как с преступниками. Особенно достается мужчинам, проявляющим слабость.

Архетип Артемиды


Архетипическая фигура Артемиды

– богини охоты и Луны: женщина-амазонка, которая может представать в различных обликах от воительницы до ведьмы-соблазнительницы. Джин Шинода Болен, в описании данного архетипа делает акцент на том, что Артемида персонифицирует независимость женского духа.

Как архетип, она дает женщине право преследовать свои собственные цели в избранной ею самой области и способность полностью сосредоточиться на важном для нее предмете и не обращать внимания на нужды окружающих. Значительная часть ее души не принадлежит никакому мужчине.[2]

Артемида (Диана у римлян) — богиня охоты и Луны. Любимая дочь Зевса и Лето, стройная Артемида весело скитается по диким лесам, лугам и холмам в окружении преданных ей нимф и охотничьих собак. Она — меткий стрелок, одета в короткую тунику, вооружена серебряным луком, за плечами у нее колчан со стрелами. Артемида также изображалась как богиня Луны — с факелами в руках и с нимбом из звезд и Луны вокруг головы. [2]

Мы можем предположить проявление аспекта эротичности, связанного с провокативностью. Под влиянием архетипа Артемиды женщина бросает вызов мужчинам, проверяя их на прочность и, одновременно, исследует и саму себя, затевая обоюдный эксперимент тестирования чувств. В результате таких провокаций и соблазнительных чар, помрачающих сознания, Артемида помогает самой себе разобраться в своих собственных переживаниях.

Вовлекая мужчину в конкуренцию, пытаясь ослабить его волю, оскорбляя и провоцируя его в теневых проявлениях, она проделывает некий эксперимент – насколько крепок окажется мужчина, насколько он великодушен и насколько далеко позволит зайти ей в своей конкуренции. А вот результат таких опытов непредсказуем, ведь женщина не имеет представления об итоге, ведь ее вдохновляет сам процесс состязания с мужчиной и, если он оказывается достойным противником, для нее это самая лучшая награда, лучший результат ее усилий.

Архетип Афины


Среди архетипических сценариев женщин-амазонок, только уже с ярко выраженной рассудительностью и уравновешенностью, можно выделить Афину.
В древнегреческой мифологии Афина была верной дочерью своего отца Зевса, а в своей непреклонной воле и ясности разума она даже нередко превосходила верховного бога Олимпа. В мифах мы находим немало примеров того, как Зевс падал духом и даже впадал в страх, а его дочь – ясноокая Афина, как ее называли греки за ее голубые глаза, внушала своему отцу отвагу, в результате чего Зевс вдохновлялся бесстрашием Афины и одолевал своих врагов.

Как внутренняя фигура Афина – это, прежде всего, стремление к безоговорочному успеху, но основанному на собственных интеллектуальных и волевых усилиях. У дневних греков Афина была покровительницей спрогнозированной победы – осознанной и разумной.

Под влиянием теневой фигуры Афины у женщины возникает желание воодушевляюще воздействовать на значимого для нее мужчину подобно тому, как сама богиня влияла на своего отца Зевса и других смертных героев (Персея, Ясона, Ахилла, Одиссея, Ореста), выступая на стороне патриархата и вдохновляя их не подвиги, о которых они даже не могли помыслить. Из всех качеств и психических процессов такая теневая фигура как Афина, прежде всего влияет на волю человека, делая ее практически неуязвимой.

Архетип Феи Морганы


Часто в Тени мы видим такую архетипическую фигуру как Фея Моргана

– волшебницу, персонаж английских легенд артуровского цикла (в ее честь было названо природное явление – Фата-моргана, редкая и сложная природная оптическая иллюзия). Фея Моргана стала неотъемлемой частью легенд о Короле Артуре. Однако впервые о Моргане упоминается в примерно в 1150 году в произведении Гальфрида Монмутского “Жизнь Мерлина”(Vita Merlini). Нужно заметить, это было довольно короткое, но емкое упоминание: Моргана является самой сильной и прекрасной волшебницей из девяти своих сестер, проживающих на волшебном острове Авалон. Ее заботам поручили Артура, когда тот был ранен.

Архетип Морганы напоминает Артемиду, как чародейку и ведьму-приворотницу, она умеет создавать иллюзии и под влиянием этой фигуры женщина может вовлекать мужчину в мир причудливых фантазий. Однако, в отличие от Артемиды, которую интересует сам процесс, Фея Моргана интересуется целью – очаровать мужчину, пленить его, привязать к себе.

И не просто мужчину, а самого лучшего из них. В кельтских легендах Моргана очаровывает самого доблестного рыцаря – человека, выступающего образцом чести и долга, в результате его служением становится любовь к этой женщине. Он видит ее своей музой, ради которой совершает подвиги и все силы своего разума, отваги и воли направляет для того, чтобы превознести и порадовать свою прекрасную вдохновительницу.

Образ ведьмы воплощает в себе ум и силу женщины столь разительно отличающиеся от сознательного рационального мышления и степени женских амбиций. Ее ум и сила в значительно большей степени связаны с природой, сконцентрированы на внутренней жизни, которая возникает из бессознательного источника и не подчиняется законам логики и причинно-следственным связям. Ведьма оказывается вне сообщества и приносит в него новые сочетания хорошо знакомых ингредиентов. Она бросает вызов, пугает и служит источником вдохновения. Ее ум, если он востребован, становится мудростью. [3]

Фея Моргана – теневая фигура, которая побуждает женщину быть вознесенной на пьедестал, став объектом истинного страстного служения со стороны достойного мужчины.

Архетип Гетеры

Также часто мы встречаемся с архетипическим сценарием Гетеры

на светлом полюсе. Под влиянием такой теневой фигуры для женщины характерно стремление к ярким, творческим, чувственным удовольствиям – эротизму, прежде всего, в его психологическом аспекте. Для Гетеры важны чувства, ведь она – повелительница чувственных удовольствий, женщина-импровизатор, творящая в страстном и нежно слиянии с мужчиной.

В этом архетипическом сценарии женщина ощущает себя ценной, желанной, сладостной, получает удовольствие от самой себя и она жаждет слиться в этом упоении с мужчиной, разделить его с ним, наслаждаясь и собой, и партнером. В этом страстном и искреннем любовном слиянии стремится достичь экстатического состояния, когда ее индивидуальность меняется и открываются новые грани ее женской Души. То есть это не просто любовное удовольствие, это – чувственное творчество, раскрывающее в женщине что-то новое, неизведанное доселе.


Также часто в вытесненных теневых желаниях прослеживается архетипический сценарий
Гетеры
, но уже на темном полюсе. В Тени эта фигура проявляется влечениями роковой соблазнительницы, которая возбуждает в мужчине страсть, вовлекает его в себя, заставляет бросить все к ее ногам, а потом разбивает ему сердце и оставляет его опустошенным, отчаявшимся, безнадежным – посреди той разрушенной жизни, которой он пожертвовал ради нее.

Без преувеличения, эта фигура весьма небезопасна, потому что она пробуждает в женщине изощренную, садистичную жестокость. Выйти на конструктивное взаимодействие с такой теневой фигурой довольно сложно, поскольку чаще всего архетипический сценарий активизируется через желание мести. Попадание под влияние теневой фигуры Гетеры опасно тем, что по сути это запуск процесса внутреннего опустошения – разрушения без какого-либо потенциала созидания. Ведь месть стремится к тому, чтобы объект ее интереса вовсе перестал существовать.

Поэтому, при взаимодействии с Тенью такого содержания, необходимо проанализировать – кому хочется отомстить, какая именно душевная боль и страдания подталкивают женщину к реализации потенциала темной Гетеры разбить мужчине жизнь.

Чаще всего это связано с травматическим опытом, а когда нам удается определить истинную причину, использование потенциала такой личной Тени обретает разумный характер, например, формы возмездия – конструктивной агрессии, направленной на самозащиту или компенсации нанесенного ущерба, вразумления человека, находящегося в иллюзии.

Поэтому здесь самым ответственным является работа с истинными желаниями мести, которые должны быть осознаны и изменены. А на какой именно порыв – зависит от конкретной ситуации, ставшей причиной активизации мстительной темной Гетеры.

Среди теневых фигур, связанных с архетипом Гетеры можно выделить аристократичную куртизанку.

Под влиянием этой фигуры женщина становится не просто чувственной и сексуальной, она стремится к утонченным, аристократичным удовольствиям, вовлекая мужчину в изысканность. Она не просто эротичная Муза, ее влияние возвышающее, облагораживающее, пробуждает в мужчине высокие устремления, благородство, чувство собственного достоинства. Гетере-куртизанке удается сочетать страстный эротизм с возвышенностью и служением. Если женщине удается конструктивно взаимодействовать с этой теневой фигурой, она способна превратить мужчину в благородного дворянина, который, ради предмета своего обожания решится на выдающиеся неординарные поступки.

Архетип Электры


Также следует отметить фигуры Электры

– этот архетипический сценарий относится к психотипу женщин-амазонок. По мифу Электра была принцессой, любимицей отца – женщина-воин, решительная, амбициозная. На светлом полюсе – это папина дочь, которой все можно, а на темном полюсе ее привлекает власть. Характерной особенностью в таком архетипическом сценарии является сильно развита воля, что позволяет применять различного рода манипуляции для достижения своих целей.

По мнению Нэнси Картер, с юнгианской точки зрения Электра представляет собой папину дочку с негативным материнским комплексом, puella aeterna

(вечную девочку), застрявшую в пороговом состоянии между детством и взрослостью (как Персефона до ее похищения) [4]. Для Электры отцовские интересы – это идеал, которого она стремится достигнуть, и реализация ее жизненного предназначения. Также это является процессом противостояния фигуре Великой Ужасной Матери, чтобы впоследствии трансформировать ее в своем внутреннем пространстве.

В то же время, эта фигура очень честолюбивая и амбициозная, под ее воздействием женщина считает, что у нее в жизни серьезное предназначение и миссия, в которой она не самостоятельна – ей нужен идеал. В мифе об Электре для нее идеалом был ее отец – величайший царь древности Агамемнон, захвативший Трою, точно также и женщина под влиянием теневой фигуры Электры стремится найти некий идеал, цель или идею для того, чтобы наполнить свою жизнь высоким содержанием, сделать ее неординарной, выдающейся, устремленной к особенным достижениям.

Архетип Геры


Часто в Тени оказывается проявление архетипа древнегреческой богини Геры.

Величавая, царственная, прекрасная Гера, известная у римлян как Юнона, была богиней брака. Она — супруга Зевса-Громовержца (Юпитера у римлян), верховного бога Олимпа, который правил небом и землей. Считается, что ее имя означает «Великая госпожа», женская форма греческого слова hero. Греческие поэты при обращении называли ее «волоокой» — комплимент ее огромным и прекрасным глазам. Ее символами были корова, Млечный Путь, лилия и павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью — кормилицей, обеспечивающей всех пищей [2].

Такая фигура является олицетворением воли к власти, образцом выдержки и достоинства. Это – высокомерная королева, которая транслирует чувство превосходства, значимости, доминирования. Как теневая фигура, Гера пробуждает женщину бросать вызов окружающим, прежде всего, с позиции высокомерия, аристократизма и перфекционизма. Влияние архетипа Геры дает женщине ощущение внутреннего совершенства изысканности и безупречности, воздвигая непреодолимую границу со всем окружающими, менее достойными по ее мнению, обязанными ей служить.

В таком состоянии женщине трудно быть несовершенной, демонстрируя свое превосходства, она побуждает людей вокруг себя стремиться к утонченному элитарному восприятию и проявлениям, находясь рядом с ней. Она не конкурирует с другими женщинами, потому что считает, что соперничество она выиграла сразу и навсегда. На темному полюсе Гера олицетворяет ледяное высокомерие, презрение, которое заставляет даже самого наглого и самоуверенного человека ощутить себя нелепым простолюдином.

Конструктивная реализация потенциала теневой фигуры Геры может состоять в том, чтобы обличать низменные стремления, когда человек скрывает свои истинные намерения, порой, даже не осознавая этого. И в этом случае, уязвимость оппонента обнажается перед элитарностью и аристократизмом, ироничным юмором, ярким превосходством, транслируемыми архетипом Геры, благодаря которому также появляется способность пробуждать благородство, честь и достоинство, особенно, в мужчинах.

Архетип Плутона


У мужчин довольно часто мы встречаемся с проявлением архетипической фигуры Плутона,

а это – Тень Зевса. Под влиянием архетипа Плутона у мужчины проявляется воля к власти, доминирование, самоутверждение, предъявление авторитета и подчинение всего окружающего пространства своей воле. Но если Зевс это делает явно и открыто через интеллект, правила и организацию, то Плутон свою власть реализует тайно посредством личного неформального влияния, манипуляции, суггестии с использований разных способов внушения. Это – таинственная, вызывающая страх и любопытство фигура.

Плутон очень эффективно и незаметно умеет вовлекать людей в свои интересы, вызывает у окружающих чувство таинственно-восторженного обожания, рядом с ним люди ощущают себя перепуганными, но в то же время, любопытными детьми, которым он может приоткрыть завесу некой тайны и для этого они готовы сделать для него многое. Чаще всего под воздействием такой теневой фигуры, человеку на приходится прибегать к какому-либо давлению, устрашению – ведь он очень хорошо умеет разжигать в людях любопытство и таким способом вовлекать их в реализацию своих целей.

Архетип Аттиса


Не менее часто во внутреннем мире мужчины проявляется теневая фигура, соотносимая с архетипом Аттиса

– по мифу, прекрасного юноши, на которого богиня Кибела обрушила свою страсть. Аттис – греческий бог Фригии (область в Малой Азии), связан с великой римской богиней земли Кибелой, дарительницей плодородия. Согласно одному древнегреческому мифу, Аттис, сын некоего фригийца, неспособный к де-торождению, учреждает в честь богини Кибелы празднества – оргии, но его убивает кабан, посланный Зевсом. По другой версии Аттис – прекрасный юноша, которого полюбила сама Кибела, и, когда он собрался жениться на царской дочери, Кибела из ревности наслала на него безумие, и он погиб, а раскаявшаяся богиня попросила Зевса сделать тело возлюбленного вечно юным и нетленным.

Мария Луиза фон Франц пишет о том, что Аттис, возлюбленный сын Великой Матери, воплощающий вечную, нестареющую божественную юность, представляет паттерн риег aeternus

, вечно прекрасного юного бога, который никогда не грустит, ему не знакомы человеческие ограничения, увядание и смерть.

Многие молодые люди, имеющие ярко выраженный материнский комплекс, подобно этому богу, в какой-то момент понимают, что сама жизнь не позволяет им оставаться вечно молодыми; юность должна закончиться. Их будущее видится блестящим, полным изобилия, славы и богатства; но мы знаем, что ничто никогда не продолжается вечно – всему наступит конец из-за воздействия темной стороны жизни. А потому этот юный бог всегда умирает рано, пригвожденный к дереву, которое снова становится ему матерью. Материнское начало, которое прежде его породило, забирает его к себе обратно таким ужасным образом, и там его настигает увядание и смерть. [5]

Чаще всего, теневое влияние такого архетипического сценария в психике мужчины характерно желанием стать восхитительной, желанной, обожаемой жертвой женской страсти, погрузившись во всю глубину и необузданность ее эротических устремлений.

Архетип Ареса


Среди вытесняемых у мужчин внутренних фигур мы также сталкиваемся с проявлением архетипического образа древнегреческого бога войны Ареса.

Как мужская теневая фигура он близок к женской фигуре Темной Гетеры, излучающей неистовую жажду мести, разрушения, опьянение кровью. Если просыпается архетипический сценарий Ареса, мужчине хочется войны и агрессии, поскольку через такие проявления он ощущает полноту жизни. Это яростная фигура лишает мужчину восприимчивости к каким-либо правилам, разумным аргументам, он начинает действовать под влиянием настроения, не включаясь ни в какие убеждения.

В то же время, Арес очень чувствительный к женским влияниям, по мифу единственная женщина, которая умела влиять на Ареса и пользовалась этим охотно – была Афродита, богиня любви. И женщина, под влиянием архетипа Светлой Гетеры обладает чарующим влиянием на мужчину Аресу, рядом с ней этот свирепый хищник превращается в страстного, любвеобильного любовника. Кроме того, в своем конструктивном проявлении, фигура Ареса в Тени содержит большой потенциал борьбы за правду, он способен стать благородным разбойником, рыцарем без страха и упрека, который сражается с противниками и ему все равно, сколько их и насколько они сильны, ведь он защищает свои идеалы справедливости и ему нет дела до препятствий.

————————–

Как мы видим, из вытесненных в Тень влечений, которые очень часто проявляются в результате терапевтической работы на программах Ассоциации глубинной психологии “Теурунг”

, отмечаем такие, которые связаны с либидо – проявлением чувственных удовольствий и агрессией. И это не удивительно, ведь во времена Фрейда под главным табу была телесность, а сейчас вытеснение сместилось на душевность и доверительность переживаний.

Теневые желания чаще всех остальных «стучатся» из бессознательного, особенно те, которые являются одними из самых запретных. Хотя сексуальная революция произошла уже давно, эротические теневые желания остаются ограниченными до сих пор. Чувственность, особенно доверительная, опирающаяся на глубоко личные, ау тентичные переживания эротических партнеров в наше время, ориентированное на телесность, отчетливо табуирована, а романтичность и сензитивность воспринимаются источником уязвимости.

Поэтому важной задачей является выявить, какие аспекты чувственных доверительных отношений вытеснены в Тень, определить возможности их принять и реализации в отношениях без опасности их разрушения. Расширение диапазона сексуальных влечений через взаимодействие с Тенью дает новый импульс отношениям и открывает в человеке новую энергетику удовольствий и жизненной активности в целом.


Итак, на основании проведенного исследования,
мы можем сделать следующие выводы:
Тень является самым динамичным ресурсом индивидуации.

Динамизм влияния Тени связан с конфронтацией Супер-Эго. Это означает, что те жизненные сценарии индивидуации, которые инициированы Тенью, неизбежно предполагают экспансию в ближайшее социальное окружение и трансформацию социально-ролевой структуры личности.

Преобладающими интенциями Тени являются либидо и агрессия. Под влиянием современных моделей культуры, связанных с публичностью, обществом потребления и гедонизмом, теневыми становятся сентиментально-романтические, доверительно-близкие либидиозные влечения. И теневая агрессия носит прежде всего контркультурный характер. В сущности, именно такую теневую агрессию описывает Герберт Маркузе в своей философской концепции “великого отказа”, изложенной в работе “Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества”[6].

Важнейшей задачей аналитика в работе с клиентом является найти наиболее конструктивные формы такого влияния Тени, которые приводили бы не к разрушению социального статуса и изгойству личности, а напротив, к формированию позиции самодостаточности, лидерства, социального конструктивизма. Для этого мы опираемся на понимание аутентичности эго, являющееся развитием идеи Юнга anima media natura –

“душа связующей природы”.

“В нашей терапевтической и исследовательской работе мы используем метод трансцендентной функции как основной метод диагностики защитных механизмов бессознательного. Опираясь на одноименную работу К.Г.Юнга, мы исходим из высказанной им мысли, что процесс активного воображения является «наиболее эффективным способом выведения на поверхность того содержимого бессознательного, которое располагается сразу же за порогом сознания и, будучи подвергнуто активизации, как правило, спонтанно врывается в осознающий разум». И К.Г.Юнг, и все его последователи обращают внимание на то, что содержания сознания и бессознательного весьма редко стыкуются друг с другом. Антиномичные позиции бессознательного не представляют особой угрозы для эго до тех пор, пока не обретут избыточный энергетический заряд. Это, в свою очередь наблюдается тогда, когда рационалистическая направленность сознания становится излишне концентрированной, а, следовательно, препятствующей любому проявлению иррациональности. Если противостояние тенденций сознания и бессознательного становится антагонистичным, то возникает угроза прорыва антиномичной тенденции бессознательного в сознание.

Однако именно соединение тенденций сознания и бессознательного приводит к образованию трансцендентной функции, которая, кстати, и называется так, потому что позволяет осуществлять переход от бессознательного к сознанию не утрачивая содержания первого. К.Г.Юнг называет это метод конструктивным или синтетическим и результатом этого синтеза являете прозрение анализанда. Теоретически транцендентной функцией выступает то самое переходное пространство психики, которое К.Г.Юнг назвал «anima media natura». Однако даже для нетравмированной личности использовать эту функцию самостоятельно – задача предельной сложности. Для травмированной же это вообще невозможно, поскольку защитные механизмы бессознательного дезинтегрируют переходное пространство психики.

Аналитик, таким образом, выступает в качестве внешней интегрирующей силы для «anima media natura» анализанда, т.е. выполняет трансцендентную функцию. К.Г.Юнг отмечает в связи с этим особую важность переноса для процесса анализа, поскольку именно с помощью переноса анализанд «делегирует» трансцендентную функцию аналитику. Логично, что это может приводить к очень сильной привязанности анализанта к аналитику, что, конечно, имеет и свои негативные стороны.” [7]

Статья Феномен Тени. Теоретическое исследование

Ирина Калинина

аналитический психолог, юнгианская психотерапия, практикующий консультант в сфере глубинной психологии, руководитель киевского отделения Ассоциации глубинной психологии Теурунг

  1. Роберт Джонсон. Как овладеть своей тенью. Глубинные аспекты темной стороны психики. /
    Перевод с англ. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014 – 96 с.
  2. Болен Джин Шинода. Богини в каждой женщине. Главные архетипы в жизни женщин
    / Джин Шинода Болен; [пер. с англ. Г. Бахтияровой]. – М.: Свет, 2018. – 384 с. С. 58-102.
  3. Энн и Барри Уланов. Ведьма и Клоун. Два архетипа человеческой сексуальнрости. Часть 1
    – М.; “Касталия”, 2022. – 384 с.
  4. Картер Нэнси, Комплекс Электры в психологии женщин:
    пер. с англ./Под ред.и с послесл. Л.А.Хегая. – М.: ЛЕНАНД, 2018 – 160 с. С. 09
  5. Франц М.-Л.фон Ф Феномены Тени и зла в волшебных сказках
    / Пер. с англ. В. Мершавки. – М.: Независимая , 2010. – 360 с.
  6. Одномерный человек. М.: «Refl-book»,
    1994. — 368 с.
  7. Сагайдак А.Н. Anima media natura как юнгианский подход к психике
    / А.Н. Сагайдак //История российской психологии в лицах. Дайджест. – 2016. – №6. – с. 153-162

Феномен Тени. Теоретическое исследование

Вам понравилось? Поделитесь ссылкой в соцсетях:

Власть над архетипами

Осознание системы собственных архетипов дает человеку власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и бессознательного. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Трактовка и анализ собственных архитипических снов и представлений — путь к личностному развитию и духовному росту.

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Осознание – возможность для обретения человеком свободного выбора. Только через осознание влияния архетипов возможно проявление индивидуальности, которое не опосредовано бессознательными иррациональными мотивами. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, человек уходит от заданных шаблонов поведения. Этим он выражает творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Это путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.


Мандала — символ архетипа Самости.

Основные архетипы Юнга

В структуре личности Юнг выделял 3 сферы:

  • сознание;
  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное.

Сознание — это «Я осознающее» здесь и сейчас. Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. А вот коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм. При этом развитие личности по Юнгу основано на взаимодействии 5-ти основных архетипов, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.

Основные архетипы Юнга:

  • Эго;
  • Анима и Анимус;
  • Тень;
  • Персона;
  • Самость.


Темный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.

Суть теории личности Юнга

Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

Осознаваемая часть личности или «супер-эго» находится в перманентном состоянии естественных противоречий с обусловленными животной сущностью человека неосознанными импульсивными желаниями, которым Фрейд дал название «ид». Почему же возникают противоречия между «супер-эго» и «ид»? Все дело в том, что существующие моральные, этические и социальные установки направлены на подавление животной сущности человека.

Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

Эго или «Я»

Эго – центр психической сферы. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним мирами. Отсюда же начинается путь развития личности или «индивидуализация», как ее определил Карл Густав Юнг.

Индивидуализация — слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре — архетипическом образе Самости.


Анима в образе Эвридики, спасаемой из подземного царства Орфеем.

Интроверты и экстраверты

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Он ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основные виды направленности личности (эго-ориентации).

Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций.

Интроверты — этотакие люди, которые направляют либидо на внутренний мир. Такие люди склонны к созер­цательности, интроспекции. Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты.

Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний.

В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интровертированный человек может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов (психологических типов). Он считает, что все личностные различия проявляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах, ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем ориентиро­ваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном. Мышление и чувство относятся к рациональным психическим функциям, а ощущение и интуиция к иррациональным.

Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии Юнга обозначают образ противоположного пола в генетической памяти. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женщине. Юнг называет это образом души. Именно по этому образу люди выбирают друг друга для построения отношений и создания семьи. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы, освещая позитивный или негативный аспект личности.

Например, женское начало может быть проявлено в амплуа нежной девы или злой колдуньи. Мужское начало может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.

Образ души оказывает влияние не только на выбор партнера, но и на отношения с противоположным полом в целом. Кто Я для своего супруга или супруги — «благородная дама сердца» или «ревнивая мегера»; «рыцарь» или «синяя борода»? Также, от индивидуального архетипа Анимы/Анимуса в психике человека, по большей части, и зависит проявление гендерных качеств в характере личности.

Архетип Анимы в образе Венеры — богини красоты.

Архетипы Анимы и Анимуса двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе.

Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Например, внешние показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя соответствующего спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Содержание

  • Структура личности по К. Юнгу
  • Архетипы
  • Интроверты и экстраверты
  • Отличия психоанализа Фрейда от аналитической психологии Юнга

Карл Юнг (1875-1961) продолжал развитие психоаналитической теории. Он сотрудничал с Зигмундом Фрейдом и играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Но в дальнейшем Юнг не следовал фрейдовским традициям, а пошёл своим путём, создав аналитическое направление. Потому сотрудничество Фрейда и Юнга не было столь уж долгим.

Архетип Тени

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует архетип Тени.

Юнг заключил: то, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, уже через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику и поведение. Чем активнее работает вытеснение, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.


Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны.

Своим вмешательством в сознательную жизнь Тень направляет личность в сторону удовлетворения его подавленных желаний и высвобождения невыраженных эмоций. В конечном итоге, вмешательство Тени должно привести личность к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику внутреннего мира (сновидения), так и в реальных фигурах мира внешнего (люди, которые нам по неизвестным причинам не нравятся). Она может преследовать человека в кошмарах в олицетворении демона или чудовища. Но может проецироваться и на окружающих. Так, иногда мы можем встретить в окружающих качества, которые спровоцирует нашу Тень на действия. И тогда, ведомый гневом и обидой индивид поддается бессознательному влиянию Тени и начинает совершать неадекватные поступки, что часто выражаются в агрессивном поведении, злословии, недоброжелательности. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной. Недаром у духовных практиков существует рецепт: если что-то в этом человеке тебя раздражает, поищи в себе.


Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение.

Самость

Я — это архетип, который ведет от первичной полярности к союзу сознательного и бессознательного через их общий центр. Именно достижение самого себя, то есть достижение понимания того, кто мы есть на самом деле, является главной задачей на жизненном пути. По мнению Юнга, «Я» — это не только центральная точка психики, орган адаптации и гомеостаза индивидуального совершенства, но и организующий гений всей психики, ответственный за процесс существования на всех этапах жизненного цикла. По мнению Юнга, для «Я» характерна специфическая теологическая функция (стремление к полноте и осознанию) — индивидуация. По мнению Юнга, индивидуализация — это акт самосоздания индивида, а доминирование сознательных или бессознательных проявлений обуславливает разворачивающиеся характеристики Я-образа. Когда достигается «Я», «…сознание перестает быть раненым, эгоистическим накоплением личных желаний, страхов, надежд и амбиций….. Напротив, она берет на себя функцию связи с миром объектов и приводит индивида к абсолютному, когерентному и неразрывному единению с миром в целом».

Юнг смог показать, что путевые знаки, обозначающие процесс индивидуализации, соответствуют определенным архетипичным символам, проявления и типы которых многообразны. И здесь решающую роль играет личностный фактор: ибо «метод — это всего лишь путь и направление, по которому человек идет, чтобы сделать свои поступки истинным выражением своей природы».

Персона (маска), архетип, который наиболее очевидно доминирует в сознании человека и в то же время является наиболее поверхностным и поддающимся разумной оценке, относится к социальному образу человека. Название Юнг взял из древнего театра, где актеры называли маску, наносимую на лицо, персоной. Мы видим маску, когда смотрим на себя в зеркало.

Персональный комплекс представляет собой ту социальную роль, которую человек играет в удовлетворении потребностей общества, скрывая свое истинное «я». Это функция, которая возникает для удовлетворения потребности в соответствии или для обеспечения некоторых других удобств, но ни в коей мере не идентична персоне как таковой.

Персона — это коллективный образ, посредством которого люди ошибочно воспринимают свою и чужую личность. Например, актер с длинными волосами и необычной одеждой кажется чем-то уникальным (как персонаж), в то время как он просто наряжается и выглядит как другие исполнители группы. Маска — это искусственный, неидентичный статус индивидуальности, который регулирует ее положение в обществе, являясь «упаковкой» для «я».

По мнению М. Якоби, для человека, находящегося в гармонии как с окружающей средой, так и со своей жизнью, маска является лишь тонким защитным покрытием, помогающим естественным отношениям с окружающим миром. В то же время, неразвитая личность делает человека очень чувствительным, и он чувствует угрозу даже при взаимодействии с близкими людьми. У мужчин маска часто превращается в рыцарский шлем, чтобы защитить себя и следовать архетипу героя (см. ниже). Шлем сужает взгляд на реальность, искажает восприятие себя и своего партнера, и делает его неудобным и недоступным для контакта с душой.

Очень часто можно увидеть трагическую ситуацию отождествления с личностью, когда эго ошибочно считает, что это одна из ролей личности. Тогда возникает ощущение, что угроза личности — это угроза целостности самого эго. Как только человек нашел в себе силы посмотреть «позади» персоны, но потом соскользнул назад, он оказывается в оборонительном состоянии. Вместо того, чтобы обнимать капризы процесса духовного роста, человек принимает на себя предполагаемую оборонительную роль.

Персоны, как и тени (см. ниже), возникают в детстве из-за несоответствия между спонтанным поведением ребенка и ожиданиями, которые исходят от осмысленных взрослых. В то же время, в детстве желание сохранить и подтвердить ту или иную характеристику маски стимулирует творческие способности, в том числе дилижанс, «навыки реинкарнации» и воображение. Однако, когда эго подавляет этот творческий процесс, невыраженные и несбывшиеся намерения попадают в царство тени.

Архетип Персоны

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – социальный аспект личности. Все самое лучшее собрано в нем. С другой стороны, это – только образ, который выбирает личность, чтобы быть принятой социумом. И под эту задачу он скрывает свою темную сторону, вытесняя ее в Тень.


Социальные модели поведения диктует человеку Персона — лицо личности

Но вот тот, кем овладевает архетип Персоны, превращается в очень удобного и безликого человека, лишенного индивидуальности и живущего не свою жизнь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]