Определение, что такое архетипы
Архетип в переводе с греческого означает первообраз, подлинник, оригинал. В настоящее время в психоанализе под архетипом понимают часть коллективного бессознательного в человеке. Это “темная” частичка личности, которая косвенно влияет на ее жизнь.
Вот такое не очень понятное определение. Давайте теперь разберем, так сказать, на пальцах, что же это за часть такая в каждом из нас.
Карл Густав Юнг – выдающийся ученик Зигмунда Фрейда, но он покинул своего учителя и создал уникальную школу – аналитическая психология. Именно он впервые использовал понятие архетипа.
По Юнгу это понятие означает, что мы имеем определенную тень от предков и когда попадаем в какую-то незнакомую ситуацию, по инерции поступаем так, как поступили бы наши предки. Это и есть влияние коллективного бессознательного на нашу жизнь. Были и последователи Юнга, которые дополняли его теорию про структуру личности. Но классический вариант – это именно его теория.
Я не буду вдаваться в сложные психологические понятия. Приведу пример.
Текла река, потом она по каким-то причинам высохла, но дно осталось с прежними буграми, впадинами, камнями. И когда через несколько лет открываются новые источники и вода начинает течь по дну высохшей реки, струйки воды текут так же, как и предыдущие, спотыкаясь о камни, быстро протекая по ложбинкам. Это “тень” реки.
Так и с архетипами. Есть такие, которые влияют на нас, хотим мы того или нет, например, Анима и Анимус, Самость, Тень, Персона. Влияние остальных архетипов зависит от сценария жизни человека, например, есть архетипы “Мудрый старик”, “Мать”, “Шут” и т. д.
Есть и другие типологии личности человека, но мы поговорим именно о теориях Юнга и Пирсон-Марра.
Психологический подтип Бог
Архетипический концепт продолжила разрабатывать Шинода Болен. Она изучала женскую и мужскую архетипичность в такой науке, как мифология. Ученая выделяла следующие подтипы:
- Зевс — волевой и уверенный в себе типаж.
- Гадес — отстраненный, тихий и загадочный подтип.
- Аполлон — зрелая и рациональная личность, которая действует, руководствуясь здравым смыслом.
- Гефест — трудолюбивая и сильная личность.
- Дионис — увлекающийся и неконфликтный подтип.
Что касается богов-женщин, ученый выделял сильную и рискованную «Артемиду». «Афина» является мудрой и волевой. При необходимости она способна отбрасывать эмоции и анализировать имеющиеся факты.
«Афродита» является чувственной и нежной личностью. «Тюфе» считается противоречивым человеком, стремящимся объять необъятное. Такому подтипу может помешать неспособность к предусмотрению последствий совершаемых действий.
Типаж «Геката» считается великим мистификатором. Люди, относящиеся к этому типу, склонны к изучению оккультных практик.
Каждый индивид сочетает несколько конкурирующих архетипов. Они управляют носителем, оказывая влияние на определение области интересов и направления деятельности.
Структура личности К. Г. Юнга
Теорию архетипов понять несложно, главное – вникнуть, что автор хотел нам сказать о личности.
Архетипы личности по Юнгу
На вершине структуры мы видим слово “Эго”, его иногда заменяют на простое “Я”. Это сознание человека, то, что мы осознаем конкретно в этот момент. А именно: чувства (я голодный), мысли (Вот Ленка предательница, могла и предупредить), воспоминания (какое классное лето было, столько общения и путешествий!).
Рядом с “Эго” расположена “Персона”. Сюда наше сознание отбросило за ненадобностью не очень важные переживания. Например, я переживаю, что сестра приболела, но сейчас для меня важнее то, что я голодная. “Эго” и “Персона” связаны. Человек, когда надо, может без труда извлечь данные из своей “Персоны”. Также от этого архетипа зависит имидж человека, его социальный образ.
Потом переходим к среднему слою. Там нас встречает “Тень”. Именно здесь мы накапливаем обиды, страхи, переживания, которые наша психика, заботясь о нас, вытеснила. Тут хранится все, что противоречит нашим нынешним идеалам, установкам, то, что не может перенести наше “Я” и “Персона”. Здесь хранятся также наши комплексы.
После этого слоя следуют “Анима” и “Анимус”. Вот мы и подошли к коллективному бессознательному – эти самые архетипы, о которых мы и говорим. Здесь хранятся наши представления о мужчинах и женщинах, идеальном быте, социальных ролях и т. д.
Последний архетип – это “Самость”. Автор считает его самым важным, наиболее гармоничным, полным, всеобъемлющим. Он характеризуется самодостаточностью, целостностью. Это сердцевина личности. Он очень редкий и выражается в личности слабо. Но каждый должен стремиться его развивать, так как это приведет человека к любви к себе и полной гармонии.
Вот эта “распаковка” личности по архетипам Юнга дает возможность психотерапевтам качественно менять жизнь клиентов шаг за шагом, аккуратно пробираясь к установкам, которые прививались годами, поколениями, которые могут спровоцировать неудовлетворенность в нынешних отношениях и поиск несуществующих идеалов.
Итак, по Юнгу архетипы:
- устойчивые;
- всегда вызывают реакцию человека;
- встречаются во всех народах в разное время;
- влияют на эмоциональное состояние;
- могут обладать положительными и отрицательными характеристиками;
- отражаются в сказках, мифах.
Тень
Тень — это то, что меньше всего хочется видеть в себе; то, что заслоняет себя. Но нет способа приблизиться к «я», поэтому столкновение с тенью на пути к истинному «я» неизбежно. Эта архетипичная фигура приняла форму разнообразных персонификаций среди первобытных народов. Они считали плохим предзнаменованием, если кто-то наступает на физическую тень; полученный урон можно восстановить только с помощью специального магического ритуала. Кроме того, фигура тени часто использовалась в искусстве. Наиболее активно художник черпает из бессознательного, своими творениями приводит в движение подсознание читателей, зрителей, слушателей, и в этом кроется главный секрет его влияния на людей. Пробудив в нем образы и фигуры бессознательного, они захватывают и других людей, которые, конечно же, не знают источника своего «захвата».
Развитие тени идет рука об руку с развитием «Я»: качества, которые «Я» не нуждается или не может использовать, откладываются в сторону или подавляются, тем самым теряя свою роль в сознательной жизни человека. Поэтому у ребенка, по сути, нет тени.
Тень может найти свое проявление как в символической фигуре внутреннего мира, так и во внешнем. В первом случае она проявляется через фигуры сновидений, которые воплощают определенные психические характеристики индивида. Во втором случае мы проецируем то или иное из наших латентных, бессознательных качеств на представителя нашей среды, который в силу некоторых характеристик лучше всего подходит для этого. Но самый простой способ заметить «теневые» качества в себе — это признать, что они являются частью нашей природы. Это происходит, например, когда нас захватывают приступы ярости, когда мы внезапно начинаем ругаться или надменно вести себя, когда мы совершаем социально неприемлемые поступки против нашей воли, когда мы мелочны, подлывчаты, малодушны, трусливы, безличны или лицемерны, проявляя таким образом качества, которые при нормальных обстоятельствах были бы скрыты внутри нас или настолько тщательно подавлены, что мы даже не знаем об их существовании. Когда такие качества выведены на поверхность настолько очевидно, что их уже нельзя игнорировать, мы задаемся вопросом: «Как это возможно? Неужели только я?»
Парадоксально, как это может показаться на первый взгляд, тень в виде альтер-эго также может быть представлена как положительная фигура. Такой разворот происходит, когда человек живет «ниже своего уровня» и не развивает свои способности в полной мере. В таких случаях именно положительные качества ведут к темным «теневым» существованиям. Их можно идентифицировать в себе так же, как и темную сторону тени: Именно качества и проявления, составляющие нашу тень, больше всего раздражают и восхищают нас в других.
Юнг различал личные и коллективные формы тени. Первое содержит в себе те душевные качества человека, которые никак не проявлялись в нем или проявлялись в очень ограниченной степени в его раннем детстве. Вторая принадлежит фигурам коллективного бессознательного и символизирует «другую сторону» господствующего цейцгейства, его скрытую антитезу. Обе формы тени играют существенную роль в душевном состоянии человека.
Архетипы Пирсон-Марра
Усовершенствовали теорию об архетипах и их влияния на жизнь человека К. Пирсон и Х. Марр. Эти исследователи тайн души человеческой соединили классическую теорию Юнга с теорией базовых социальных мотивов Д. Мак-Клелланда, Х. Хекхаузена и теорией базовых человеческих потребностей А. Маслоу.
В итоге получилась очень интересная теория о 12 архетипах личности, которая успешно используется в брендинге и торговле. Давайте подробнее разберемся, что за она. Описание этих архетипов довольно интересное.
12 архетипов личности
Искатель
Он старается понять и познать все в этом мире, найти себя, реализовать все, что в нем заложено. Искатель постоянно как “на гребне волны”. Он стремится к яркой, полной жизни, достижению новых вершин. Основные его характеристики:
- амбициозность;
- независимость;
- честность перед собой и окружающими;
- активность;
- непереваривание скуки и однообразия;
- способность идти на риск.
Среди знаменитостей известны такие “Искатели”: Евгений Баженов, Леонид Парфенов, Николай Фоменко.
Простодушный
Иногда называют “невинный”, “ребенок”. Такой человек наивно полагает, что в идеальном мире каждый должен быть “собой” и не нести за это ответственность. Он оттягивает принятие решений, надеется, что все “рассосется”. Он верит в лучшее и думает, что ему удастся идеализировать свою жизнь. Основные характеристики:
- доверием и оптимизмом располагает к себе;
- жизнерадостный;
- искренне желает стать счастливым;
- доверчивый и беззащитный;
- желание дарить радость другим, нравиться им;
- повышенный страх совершить ошибку и быть наказанным.
Среди знаменитостей “простодушные” прячутся. Но из героев фильмов можно назвать Доцента – простого воспитателя из детского сада. Людмилу из “Королева бензоколонки” и некоторых других.
Мудрец
Он же мыслитель и философ. Его главная задача в жизни – понять истину. Все его действия направлены на то, чтобы стать экспертом, узнать важное в этом мире. Обладает высоким интеллектом. Его пугают собственные ошибки в суждениях, боится обмануться в своих ожиданиях. Его привлекает больше теория, а не практика – много мыслей, но мало действий. Основные характеристики:
- умеет мыслить критически;
- опирается на знания, интеллект;
- может всю жизнь изучать, так и не начав действовать;
- умеет точно сформулировать свое мнение.
Этот архетип свойственен был Сократу, Галилею, Будде.
Герой
Это поистине Воин и Победитель. Вся его жизнь проходит в доказательстве миру, что он компетентен, значим, силен и имеет власть. Он склонен выбирать самые сложные пути, обладает бесстрашием и завидной силой воли. Все это использует для помощи окружающим. Боится, если назовут его трусом, не желает показывать свою слабость и уязвимость. Склонен к высокомерию, не может остановиться.
Характеристики:
- храбрый;
- жесткий;
- целеустремленный;
- дисциплинированный;
- защитник;
- решительный и настойчивый;
- склонен делить мир только на черное и белое;
- проявляется хвастливость.
Такой архетипичный образ часто встречается в фильмах, да и в жизни такие люди на виду, так как всегда готовы защитить слабых. Известны такие герои: Джеймс Бонд, Бэтмен и др.
Маг
Это харизматичный лидер, целитель, посредник. Он знает, как устроен мир, старается развивать науку, свое видение и внедрять его в практику. Но у него иногда проявляется “горе от ума” – становится манипулятором. Примеры таких личностей – политики с харизмой, руководители бизнеса, например, Билл Гейтс. Они оказывают мощное влияние на сознание и поведение человека.
Основные характеристики:
- обаяние и харизматичность;
- катализатор изменений;
- умеет найти выход даже там, где его быть не может;
- узнает все до мелочей, чтобы докопаться до истины.
Бунтарь
Его узнают в революционере, дикой женщине или мужчине. Это человек, неприспособленный к жизни по правилам. Ему важно разрушить то, что не работает. Но подсознательно боится оказаться бессильным или непоследовательным. Его можно охарактеризовать:
- стремится сломать все, что не на пользу ему или кому-то другому (именно отсюда идут новые реформы, полезны они или нет, но главное – сломать);
- стремится к радикальной свободе;
- постоянный дух революции;
- имеет желание шокировать окружающих;
- может действовать, казалось бы, в безвыходных ситуациях;
- умеет не горевать за прошлым, а отпускать и начинать новое.
Можно назвать главных революционеров и попасть в точку: с таким архетипом жил Робин Гуд, Зорро, Жанна Д’Арк, Мартин Лютер и др.
Следующие три архетипа выделены на основе потребности в принадлежности и любви, а также социальном мотиве в аффилиации (помощи другим).
Любовник
Основная цель таких людей – добиться чувственного удовольствия. В любых отношениях они стремятся сделать переживания, работу и обстановку приятной. Самое страшное для них – остаться в одиночестве, стать нелюбимым. Но этот тип опасен тем, что “бросая себя в ноги” к окружающим, такой человек рискует потерять свою индивидуальность.
Основные характеристики:
- жажда эмоций, удовольствий;
- романтичная натура;
- стремится любить и получать любовь;
- такие люди больше легкомысленны, они делают ставку на внешнее, чем на содержание человека, его мировоззрение и ценности.
Ярким примером из мифа является древнегреческая Алкиона – она бросилась в море от огромной любви к мужу. Похоже, что с этим архетипом мы встречаем Мерлин Монро. Сейчас многие современные певцы и певицы делают ставку именно на этот архетип, являясь или не являясь таковыми. Это то, что вызывает эмоцию, чувство эстетики, поэтому сексуальность и чувственность делает их популярными.
Славный малый
Это абсолютно простой, “усредненный” человек, реалист, работяга, который хорошо выполняет свои обязанности, с желанием поддерживает общение и всего добивается сам, независимо от того, получается это у него или нет. Такие люди характеризуются:
- непринятием высокомерия со стороны окружающих;
- воспринимает всех наравне, может и с себя посмеяться когда надо;
- добропорядочный гражданин;
- у него нет притворства, он прямолинейный;
- надежный;
- предсказуемый;
- желает быть принятым обществом, поэтому будет защищать это общество;
- но не верит, что что-то хорошее может прийти само;
- похож на осиротевшего ребенка, которому нужно рыть землю для счастья.
Этот архетип хорошо выражен в роли Семена Семеновича Горбункова в фильме “Бриллиантовая рука”.
Шут
Это душа компании, благодаря которой в обществе всегда смешно, весело и интересно. Он ради веселья может постоянно смеяться над другими, абсолютно все переводить в шутку. Такие люди заряжают других своим весельем, но рискуют в этом веселье впустую прожить жизнь. Они характеризуются:
- стремлением жить в настоящем моменте, наслаждаться им и не думать о последствиях;
- легкомыслием;
- желанием принести в мир больше яркости и юмора;
- импульсивностью и спонтанностью.
Самым ярким представителем этого архетипа во все времена является Чарли Чаплин. Но после прочтения его письма к своей старшей дочери я поняла всю глубину этой личности.
И последняя триада архетипирования людей основана на потребности в безопасности и мотивации к власти.
Заботливый
Это образ самоотверженной сиделки, честного полицейского, жертвенного учителя. Такие люди спешат одарить всех своей заботой, а нужна она кому-либо или нет – уже не важно. Они склонны:
- помогать окружающим бескорыстно;
- сопереживать;
- проявлять щедрость и благородство;
- проявлять способность идти на разные жертвы ради других людей;
- могут попадать в ловушку, когда другие начинают нагло пользоваться их добротой и сочувствием;
- иногда навязывают свою заботу, даже когда у другого человека нет в этом потребности.
Среди известных людей “заботливого” можно увидеть в Матери Терезе, принцессе Диане, а также прообраз этого архетипа есть в древнегреческой мифологии – богиня плодородия Деметра.
Творец
Его можно увидеть в известных музыкантах, художниках, мечтателях. Они – двигатели прекрасного на земле. Их желание – создать вечные ценности сквозь века проходящие, они свое творчество в мышлении преобразуют в реальность, даря другим эстетическое удовольствие. Их может сломить вечное стремление к совершенству, не достигая его, они рискуют впасть в депрессию, заниматься ложным творчеством.
Их характеристики:
- экспериментаторы, новаторы в своем деле;
- амбициозны, артистичны;
- богатое воображение;
- не терпят посредственного отношения к делу, заурядности;
- фантазеры, мечтают создать что-то ценное, вечное.
Среди известных личностей можно вспомнить Томаса Эдисона, Пабло Пикассо, Людвига ван Бетховена.
Правитель
Название говорит само за себя. Это политики, руководители, ответственные граждане. Их цель – контролировать все и вся. Они боятся хаоса, потерять контроль над чем-то и свое место у власти. Их привлекает статусность, престиж и богатство. Характеристика:
- стремятся к лидерским позициям;
- стремятся получить власть и контроль;
- умеют брать на себя ответственность;
- соответствуют только собственным ценностям;
- желают создать успешное общество, семью, государство;
- испытывают неприязнь к тем, кто нарушает порядок и их каноны.
Известными “правителями” являлись Нерон (но он обладал теневой стороной – правитель-тиран), Маргарет Тэтчер, Уинстон Черчилль, Иосиф Сталин и др.
Это 12 основных архетипов личности, на основе которых создаются бренды, рекламные акции для продвижения разных товаров. Об этом ниже.
Зная свой архетип, вы можете успокоиться, например, что никаких вершин вам достигать и не надо, как этого требуют окружающие, или сможете создать что-то свое и этому посвятить время. Это поможет вам найти цель в жизни.
Анима
Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера.
Архетипическая психология женщины основывается на ее природе, наборе психоэмоциональных качеств, реакций, инстинктов, правил и убеждений, которые не были результатом жизненного опыта.
Амазонка
Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач.
Такая женщина всегда на вершине, в любом коллективе она лучшая, а «пасти задних» не привыкла.
Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом.
Замуж не стремится, дети и семья вызывают у нее чаще уныние, нежели вдохновение.
Гейша
Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода».
Утонченная, изысканная, с врожденным прекрасным вкусом, Гейша любит и умеет наслаждаться жизнью.
Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.
Женщина Колдунья
Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна.
Кажется, что эта дама знает всё про всех и видит весь мир насквозь.
Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.
Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок.
А может превратиться во властную, всемогущую и всего достигающую леди, которую все вокруг будут бояться и уважать.
Архетип Матери и Жены
Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.
Классический архетип Великой Матери довольно часто встречается, ему присущи жертвенность, альтруизм, принцип «не себе, а другим».
Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.
Архетип женщины Королевы
Тесты
После такого подробного описания логично будет поинтересоваться, как узнать свой архетип личности. И у меня для вас отличная новость – это можно сделать в онлайн-режиме. Итак, определяем свой архетип:
- Ваш психологический архетип – от вас требуется ответить на 20 вопросов, заполняя окошки со словами “правда” или “ложь”. Тест поможет определить тип личности по Пирсон-Марру.
- Тест на архетип – здесь вы отвечаете на 72 вопроса и изучаете свою личность по теории Юнга. Результат исследования приходит на электронную почту.
- Архетип личности женщины – адаптированный под представительниц прекрасного пола тест, чтобы понять свой архетип. Здесь названия немного изменены, соответственно, и характеристики будут немного отличаться.
- Какой архетип определяет вашу личность? – экспресс-тест, который помогает быстро определить ваш тип, который влияет на ваши решения и ваше поведение. Состоит всего из 9 вопросов.
Остальные интересные тесты смотрите в подборке тестов на архетип личности.
К какому из 12 архетипов вы относитесь – A Real Me
На тестирование у вас уйдет минут 10–15, нужно ответить на 12 вопросов. Количество ответов на каждое утверждение разное. Интересно, что все вопросы вокруг одной темы – полета на самолете. Но они касаются разных реакций человека и поведения в конкретной ситуации. Например, где вы сядете в самолете или что будете делать после взлета.
В такой критической ситуации, особенно если человек страшно боится перелетов, и видны все настоящие, искренние эмоции, что и определяет модель поведения. Занимательный опросник.
В тесте мне особенно понравилось оформление: сразу четко видно, кто вы есть на самом деле. Я увидела, что я “Герой”. Даже картинка такая воинственная! Потом лаконично и четко описывается жизненная цель, а потом талант и наибольший страх. Интересно было почитать… После этого дается описание основных характеристик типа, качеств, привычек, поведения.
Результаты оформлены по четкой структуре, все понятно, не возникает лишних вопросов. Так что можете смело проходить опрос. И не забывайте писать в комментариях, какой из предложенных тестов вам больше всего понравился!
Пройти тест→
Архетипы в маркетинге
Это отдельная область прикладной психологии. По типам личности созданы маркетинговые системы разработки брендов. Здесь основной акцент делается на желаниях клиентов и потребителей.
Например, известный бренд Apple основан на теге “запретный плод сладок”, поэтому упор делается на потребителей с архетипом “Искателя” и “Мага”. А LEGO – на “Творцов”. Playboy любят читать “Любовники”, а Puma носят бунтари.
Архетипы – это прообраз глубин нашей психики, которые сопровождают нас в течение жизни и даются от предков.
Критика
Как и все направления психологии и науки, архетипы подвергались критике.
Образы не наследуются
Адольф Портманн выдвигал теорию на тему того, что высшие животные, к которым относятся млекопитающие, некоторые виды птиц, пресмыкающиеся, имеют инстинкты аналогичные человеческим архетипам. В будущем попытки соединить учения об архетипах с этологией предпринимали и другие сторонники юнговской психологии.
К 2000 году были предприняты попытки связать архетипы с когнитивной психологией. Джин Нокс в своих исследованиях делала упор на теорию привязанности, автором которой является английский психоаналитик Джон Боулби.
Она выстроила предположение о том, что ментальная модель человека – результат слияния архетипов (они наследуются) и личного опыта. В данной модели развития архетип выступает основой для развития личности. Но личный опыт воздействия с важными фигурами, к которым привязан человек, чрезвычайно важен. Сюда относятся отношения с родителями.
Книги
Чтобы дополнить свои знания по этой теме, можете изучить интересные книги. А, и еще, кто думает, что архетип можно определить по дате рождения, – не занимайтесь ерундой! Это не гадание, а тайны личности, а личность у всех разная, со своими родителями и предками. Итак, книги:
- Анна Шарлай “Архетипы и образы”.
- Евгений Спирица “Архетипы. Как понять себя и окружающих”.
- Валерий Байдин “Архетипы и символы русской культуры. От архаики до современности”.
- Кристи Лоовус “Архетипы вечности”.