Типология личности в психологии. Что это кратко, тесты


Что такое типология личности в психологии

Типология личности в психологии основана на разделении людей на психотипы, в зависимости от врожденных или приобретенных особенностей характера, темперамента.

Согласно научному определению, психотип – это система доминирующих поведенческих установок личности при взаимодействии с окружающим миром, основанная на индивидуальных типологических особенностях отдельного человека.

Систематизация поведенческих стереотипов имеет цель объяснить разницу между людьми. Этой теме посвятили свои исследования многие психологи и психиатры, представители различных школ и направлений.

Что такое психотип

Любой человек представляет собой единство общего и индивидуального. Признавая права каждого быть яркой и неповторимой личностью, мы должны понимать, что законы, по которым работает психика, общие для всех, значит, и сходства между людьми много. Это позволяет психологам делать общие выводы и разрабатывать эффективные и применимые ко всем индивидам методы психотерапии и коррекции.

Но наряду с общими и индивидуальными чертами, есть еще и типические, то есть позволяющие объединять людей в группы (типы) по каким-то общим признакам. В данном случае мы будем говорить о психологических особенностях и соответственно о психотипах. Психотип – это комплекс психических характеристик, составляющих обобщенную модель поведения человека и его реакций на внешние раздражители. Эти модели характерны для многих людей, что позволяет объединять их в группы.

Зачем нужны подобные классификации? Психологам они необходимы, чтобы использовать разные подходы к работе с клиентами в соответствии с их типами. Все же слишком общие методики и советы не всегда эффективны, а для того чтобы разобраться в индивидуальных «тараканах» каждого человека, требуется много времени. Проще отталкиваться от типологических особенностей и именно с них начинать анализ индивидуальных проблем, выбирать методы работы.

Вот пример. По особенностям контактов с внешним миром всех людей можно разделить на два типа: экстраверты и интроверты:

  • Экстраверты открыты миру и другим людям и черпают свою энергию извне.
  • Интроверты замкнуты на своем внутреннем мире, они с трудом строят отношения с окружающими и ориентируются на собственные ресурсы.

Понятно, что для выработки правильной стратегии общения и взаимодействия с клиентом психологу нужно знать, к какому типу он относится.

Обычным людям тоже полезно знать о собственном психотипе. Такая информация позволяет эффективнее взаимодействовать с миром и избежать многих ошибок. То есть знание психотипов – вещь полезная, и для их определения были разработаны специальные тесты.

Правда, есть одна проблема: различных типологий, классификаций и их описаний так много, что в них непросто разобраться даже психологу. Поэтому я познакомлю вас только с наиболее популярными.

Причина разделения людей на типы

Вопрос о том, почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному, порой резко противоположным образом, вставал перед каждым хотя бы раз в жизни. В современном мире, который развивается ускоренными темпами, изучению психотипов уделяют все больше внимания, как специалисты, так и отдельные граждане.

В психологии с помощью типологии составляют индивидуальный психологический портрет личности, который включает такие качества, как:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • наклонности;
  • эмоциональность;
  • мотивация;
  • личные ценности.

Несмотря на то, что выделенные психотипы по любой из теорий в чистом виде практически не встречаются, каждый может определить у себя преобладающие черты одного из типажей. По составленному психологическому портрету специалисты могут спрогнозировать поведенческую модель отдельной личности в той или иной ситуации.

  • Знание преобладающего психотипа у себя лично помогает человеку быстрее найти свое предназначение в жизни, повысить самооценку. Личный психологический портрет подскажет, как применить на практике свои лучшие качества и скрыть недостатки.
  • Данными психологических тестов–опросников все чаще пользуются специалисты по персоналу при найме на работу. Такие же тесты позволяют определить, какое поручение лучше дать кому из сотрудников. Также важно подобрать членов коллектива, взаимодействие которых будет направлено на оптимально четкое выполнение задач.
  • Психоанализ позволяет определить слабые места и спрогнозировать действия преступника или врага. Применяется в правоохранительных органах и военных действиях.
  • Типологию личности многие используют при выборе подходящей половинки для создания семьи. Знание психотипов родственников и понимание их действий помогает разрешить или сгладить семейные конфликты.
  • Составление психологического портрета имеет большое значение для подростков, так же, как и для их родителей. Порой приходится признать, что выбранная родителями цель не подходит для темперамента и характера их ребенка. Типология индивидуальности – важный компонент выбора профессиональной направленности.

Понимание структуры личности в различных психологических теориях

Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И.П. Павлова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова и др.

В советской психологии существует традиция различать индивида и личность. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога — Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при некоторых общих различиях или подходах эти авторы определяли сущность и характеристики личности и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте. Человек, по их мнению, является естественным, биологическим существом, обладающим как врожденными, так и сформированными жизнью характеристиками. Личность — это социально сформированная черта.

По мнению А.Н. Леонтьева, человек как природное существо — это индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом и динамическими силами биологических потребностей.

Характеризуя человека как личность, Б.Г. Ананьев писал, что есть основания выделять два основных класса индивидуальных характеристик:

  • Возраст-пол;
  • Индивидуально-типичный.

Первый класс включает в себя:

  • Возрастно-типические характеристики, которые разворачиваются в процессе формирования индивида (этапы онтогенетического развития), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим этапам;
  • Конституциональные характеристики (физическая и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга и особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрия-асимметрия, функция парных рецепторов и эффекторов).

Определяя вышеперечисленные характеристики как первичные, а психофизические функции и органические потребности — как вторичные, указанные авторы отмечают, что в темпераменте и предрасположенности происходит высшая интеграция всех этих характеристик. Определяя отличие личности от индивида, А.Н. Леонтьев писал, что личность, как и индивид, является продуктом интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве основного отличия личности он называл специфические для индивида социальные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.

Для Б.Г. Ананьева отправной точкой структурно-динамических свойств личности является ее положение в обществе, где данная личность формируется и формируется.

А.Н. Леонтьев считает, что личность — это относительно поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека.

Личность как общенаучное и светское понятие означает:

  • Человеческая личность как субъект отношений и сознательной деятельности;
  • Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена определенного общества или сообщества.

В психологии личность понимается как ядро, интегрирующий элемент, который связывает различные психические процессы индивида и придает его поведению необходимую последовательность и стабильность. В зависимости от того, что именно видится в таком начале, теории личности делятся на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные (К. Адлер, К. Хорни и другие неофрейдисты), психостатические («факторные») — (Р. Кеттел, Д. Айзенк и другие).

На основе этих теорий проводится типология личности. Проводится различие между конкретно-историческими типами личности, идеальными типами, соответствующими некоторым теоретическим концепциям, и эмпирическими группировками опрошенных лиц. В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связано с характеристиками и свойствами социально-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория «социально-исторический тип личности» используется для обозначения некоторых наборов черт личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества.

В западной психологии существуют широко распространенные типологии, которые в основном учитывают личностные черты (черты и характеристики индивидов, обусловленные их изначальными врожденными ориентациями).

Что такое темперамент в психологии?

Темперамент переводится с латыни, как «должное соотношение частей». Этим термином обозначают совокупность индивидуальных особенностей человека, которая определяет его активность в течение жизни. Прежде всего, темперамент проявляется в эмоциональности, в степени проявления переживаний, особенностей приспособления к окружающему миру. Темперамент проявляется силой импульсивности.

Темперамент и характер – понятия хоть и связанные между собой, но обозначают совершенно разные категории. Если темперамент определяется уже при рождении ребенка и являет собой биологически обусловленные параметры, то характер формируется под воздействием социальной среды и приобретенного опыта.

Темперамент не меняется в течение всей жизни человека, черты характера могут развиваться и меняться со временем.

Типирование личности по Павлову

Из обзора классификаций темперамента и характера становится ясно, что при выделении типов личности учитываются их устойчивые индивидуальные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телосложения, особенности нервной системы, акцентуации и т.д. Однако, наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, можно выделить наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Такая попытка была предпринята Иваном Петровичем Павловым, который, помимо описания четырех типов темперамента, выделил три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. Типология Павлова основана на относительном участии первой и второй сигнальных систем в восприятии мира и организации человеческой деятельности.

По мнению Павлова, представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария мозга, очень рациональны и склонны к детальному анализу жизненных явлений, абстрактно-логическому мышлению. Их чувства характеризуются умеренностью и сдержанностью и, как правило, выражаются вовне только после прохождения через «фильтр разума». Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, их привлекает научная деятельность.

Активность первой сигнальной системы правого полушария мозга и развитое образное мышление преобладают у людей художественного типа, с высокой эмоциональностью, живым воображением, непосредственностью и живостью восприятия действительности. Их в основном интересует искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в творческой писательской и художественной деятельности. В отличие от скептицизма мыслительного типа, люди художественного типа часто оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) принадлежат к «золотой середине», среднему типу. В их характере легко преобладают рациональные или эмоциональные элементы, в основном в зависимости от воспитания и жизненных обстоятельств. Эти типологические характеристики начинают проявляться в возрасте 12-16 лет: Одни подростки посвящают большую часть своего времени литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике и математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для профессиональной подготовки.

Другим примером системной разработки проблем типологии личности является теория психологических типов К. Г. Юнга. Он связал типологические различия с двумя факторами:

  1. преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида;
  2. преобладание одной из основных психических функций.

Теория Юнга выделяет две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: Интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия подразумевает направленность психической активности на явления и содержание внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В этом случае мотивация действий исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств.

Интроверт — это человек, который смотрит внутрь себя, прислушивается к своему «внутреннему голосу», ведет интенсивную внутреннюю жизнь и проявляет мало интереса к своему окружению.

Экстраверсия, напротив, обращает человека к миру внешних явлений и событий. В этом случае преобладает ориентация на внешнее, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему.

Экстраверт склонен в своем мышлении, чувствах и действиях подчиняться «объективным» внешним требованиям или «привлекательности» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко фиксированными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе каждого человека и чередуются в естественном процессе жизни, например, в фазах систолы (сокращение сердца, после чего кровь перекачивается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца за счет расслабления его мышц, сердце «отдыхает»). Интровертность или экстравертность относится только к преобладающей ориентации сознания. (Заметим, что понимание Юнга не вполне соответствует интерпретации интроверсии и экстраверсии, установленной Г. Айзенком в его знаменитом тесте).

Классификация психотипов личности

Типология личности в психологии исследуется различными психологическими школами. Со времен Гиппократа прошло более 2-х веков, но его теория разделения людей на 4 вида темперамента актуальна и сегодня. Но так как это разделение является очень условным по причине множества индивидуальных качеств отдельной личности, многие психологи предлагают свои методы классификации.

Сложно сказать, какая теория является самой точной, ведь, несмотря на общность некоторых черт у определенных групп людей, рисунок отдельной личности оказывается более сложным, чем описания самого совершенного классификатора. Чем выше уровень развития индивидуума, тем труднее вписать его в шаблонные определения. Классификаций психотипов на сегодняшний день насчитывается около 4 тысяч.

Вот некоторые из теорий, которые используются чаще:

  • Разделение на 4 типа темперамента по Гиппократу.
  • Теория характеров Кречмера.
  • Классификация темпераментов Шелтона.
  • Типология личности Юнга и Майерс-Бригсс.
  • Акцентуации личности по Леонгарду.
  • Разделение на психотипы по Ганнушкину и Личко.
  • Соционические типы Аушры Аугустинавичюте.

Структура личности как совокупность, отечественный подход

«Структура — это набор устойчивых отношений между множеством компонентов объекта, которые обеспечивают его целостность и самоидентичность. Понятие структуры подразумевает рассмотрение объекта как системы…».

Проблема структуры личности в психологии еще более запутанная, чем само понятие «личность». Давайте сначала рассмотрим взгляды бытовых психологов. Б.Г. Ананьев предлагает достаточно подробный анализ особенностей психологической структуры личности, указывая, в частности, на работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова, отмечая, что их расхождения «в трактовке понятия структуры личности достаточно характерны для современного состояния проблемы».

А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как:

  • Темперамент (структура природных черт);
  • Ориентация (система потребностей, интересов и идеалов);
  • Способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств).

Все эти структуры возникают в результате взаимодействия психологических характеристик личности, которые «характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, позволяющий индивиду наилучшим образом адаптироваться к неактивным стимулам в силу наибольшей адекватности их отражения». В процессе деятельности черты определенным образом взаимосвязаны, в соответствии с требованиями деятельности.» Более того, он считает, что «структура психической жизни индивида» формируется соотношением психических процессов, психических состояний и психических свойств индивида.

В отличие от него, В.Н. Мясищев придерживался двухмерной структуры и функционирования психики — потенциальной и процессуальной. К потенциалу он относил такие качественные особенности личности, как ум, талант, характер, способности; к процессам — деятельность, опыт мышления, причем их функционирование всегда представляет собой диалектическое единство, в котором «о потенциале можно судить по его реализации в процессе, сам же процесс внутренне определяется природой потенциала». Согласно его концепции, единство личности характеризуется направленностью (доминирующим отношением к определенным объектам), уровнем психического развития, динамикой личностных реакций (темпераментом) и структурой личности, которая включает «…соразмерность, гармонию, целостность личности, ее широту и глубину, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что прежде всего называют характером личности». Так, по мнению Б.Г. Ананьева, с точки зрения В.Н. Мясищева, структура личности — «лишь одно из определений ее единства и цельности, т.е. более специальное свойство личности, интегративные особенности которого связаны с мотивацией, установками и тенденциями личности».

К.К. Платонов по-разному представляет степень интеграции в структуре личности. В соответствии с набором критериев он выделяет динамическую функциональную психологическую структуру личности, состоящую из четырех подструктур:

  • Социально обусловленные черты, сформированные воспитанием (ориентации, моральные черты);
  • Биологически обусловленные черты (темперамент, половозрастные особенности, патологические органические изменения, предрасположенности, инстинкты, простейшие потребности);
  • Личный опыт, приобретенный, в том числе в результате обучения (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
  • Индивидуальные характеристики различных психических процессов или психических функций как формы отражения (в наибольшей степени зависящие от биологически обусловленных характеристик).

В дополнение «к четырем основным, так сказать, линиям, на них накладываются еще две подструктуры — характер и способности. Более того, К.К. Платонов называет эту структуру функциональной, «поскольку и вся структура, и составляющие ее элементы рассматриваются как психические функции». Рано или поздно эта функциональная структура как «психологический паттерн» практически полностью перекроет морфологическую и физиологическую структуру как физиологическую канву…». Более того, он называет эту структуру психологической, потому что «она обобщает психологические характеристики личности, хотя и связана с социальными ролями индивида.».

Классификация в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется на основе разделения на темпераменты. Несмотря на древность, теория Гиппократа наиболее известная широкому кругу и актуальна по нынешний день. Современные психологи связывают темпераменты с врожденными свойствами нервной системы, Гиппократ связывал их с преобладанием одного типа жидкости.

Тип темпераментаОсновные чертыПоложительная сторонаОтрицательная сторонаПреобладающая жидкость
Холерик
  • Эмоциональность;
  • импульсивность;
  • быстрота реакции;
  • горячность;
  • страсть.
Пылкий энтузиастНеобдуманное принятие решений.Желтая желчь (холе)
Сангвиник
  • Подвижность;
  • богатые эмоции;
  • оптимизм;
  • продуктивность в работе;
  • стабильность;
  • веселый характер.
Энергичный и гибкий специалист в любой области.Непостоянство, поверхностные увлечения.Кровь (сангвис)
Флегматик
  • Невозмутимость;
  • спокойствие;
  • отсутствие эмоций;
  • медлительность;
  • устойчивые установки и стремления.
Высокий уровень ответственности и выдержка в любых ситуациях.Сухость в общении, безразличие к другим людям.Лимфа (флегма)
Меланхолик
  • Слабая воля;
  • постоянные переживания;
  • замкнутость в себе;
  • тоскливость;
  • грусть.
Глубокие переживания, эмоции.Застенчивость, склонность к депрессиям.Черная желчь (мелэна холе)

Карл Густав Юнг также считал правильным разделение человечества на психотипы, исходя из врожденного темперамента.

В своей теории он пошел дальше Гиппократа, его классификация основана на разделении на 2 основных типа по направленности восприятия:

  • Интроверты – внимание направлено внутрь себя, оценка события и действий происходит, исходя из личного восприятия.
  • Экстраверты – направленность на социум, больше сосредоточены на окружающей реальности, чем на внутренних переживаниях.

Дополнение классификации Юнг основал на 4-х чувствах:

  • мышление;
  • интуиция;
  • эмоции;
  • ощущения.

В результате классификация типов по Юнгу выглядит следующим образом:

Тип личностиОсновные положительные качестваНедостатки
Мыслящий экстравертРассудительности в принятии решений, объективная оценка реальности.Отсутствие эмоций, игнорирование моральных законов.
Интуитивный экстравертАктивность, способность увлечь за собой.Типаж авантюристов, которые быстро загораются идеями и также быстро остывают.
Эмоциональный экстравертСпособность к правильной эмоциональной оценке партнеров и ситуаций, любовь к искусству.Эмоциональность холодная, без внешнего проявления чувств.
Чувствительный экстравертРадующиеся жизни эстеты.Чрезмерная тяга к наслаждениям и удовольствию любой ценой.
Мыслящий интровертВысокая интеллектуальная общительность, направленная на углубление знаний.Трудности в общении с окружающими людьми, плохие учителя и советчики.
Интуитивный интровертСпособность к фантазированию, искусству. Тип художников, мистиков.Творчество не всегда понятно окружающим.
Эмоциональный экстравертПовышенная чувствительность к нуждам других.Эмоции скрыты, склонность к меланхолии.
Чувствительный интровертАкцент на сенсорное восприятие.Трудности в общении, если объект не вызывает сильных ощущений.

Типология Майерс-Бриггс

Индикатор типов (MBTI) Майерс-Бриггс базируется на типологии Юнга. Обе ее создательницы не имели психологического образования, однако после прочтения «Психологических типов» у Юнга принялись активно типировать на практике, проводя наблюдения за поведением людей, его исследования. Живя в военное время, они имели возможность наблюдать за большими массами людей в нестандартных ситуациях, и на основании этого материала подробнее описали различия типов.

Далее MBTI получила эффективное развитие как система, позволяющая формировать рабочие коллективы, подбирать персонал, прогнозировать в компании поведение сотрудников. Специалисты, использующие MBTI, своей целью имеют построение правильного менеджмента в связи с типами личностей как руководителя, так и подчиненных. MBTI позволяет отделить не только сильные, но также слабые стороны субъекта и, сконцентрировавшись на сильных характеристиках, поместить сотрудника на максимально подходящую для него позицию в организации.

Согласно MBTI, тип человека представлен в четырех форматах. Первый – источник энергии, откуда человек черпает энергию. Экстраверт принимает энергию извне, ему необходимо постоянно действовать и общаться, таков его способ выживания и зона комфорта. Именно в процессе взаимодействия с миром внешним он получает толчок для развития и материал для него. Интроверт, напротив, черпает внутри себя энергию и потому любит уединение.

Следующий – центр внимания, способ получения сведений об окружающем нас мире. Здесь дело мы имеем с сенсорикой как опорой на органы чувств, интуицией как надсознательным процессом анализа, прогнозирования и предвосхищения событий. Сенсорный тип базируется на настоящем и уже полученном прошлом опыте, тогда как интуит способен видеть образно, целиком всю картину, словно сверху.

Далее следует центр принятия решения по мыслительному или же чувствующему способу. Мыслительный тип рассуждает на основании правильного и неправильного, а чувствующий – базируясь на личных ценностях.

И последняя пара характеристик, суждение и восприятие, связаны со стилем жизни индивида. Люди суждения живут в упорядоченном, предсказуемом мире, тогда как люди восприятия живут в глубоком, стихийном мире с открытыми вариантами для всевозможного выбора, оттого и решений, какие они не принимают вплоть до крайнего момента.

Классификация в зависимости от характера

В отличие от темперамента, который считается врожденной особенностью личности, характер – понятие более широкого смысла. Характер человека формируется на основе врожденного темперамента под воздействием особенностей окружающей социальной среды на протяжении всей жизни.

Типология личности в психологии, основанная на особенностях характера, определяет типы людей по совокупности постоянных способов поведения и естественной реакции на определенные события.

Классификация характеров по Карлу Леонгарду выделяет такие типы индивидуальности:

  • Демонстративный.
  • Педантичный.
  • Застревающий.
  • Возбудимый.

Распространенная в широких кругах теория определения типов характеров Кречмера предлагает разделение на 3 вида телосложения, которым соответствует 3 типа характеров:

  • Астеник – худощавый человек с длинными конечностями, узкой грудной клеткой, животом без жира. Такому типажу соответствует характер шизотим. В поведении этих людей преобладает серьезность, холодность. Общение с окружающими поверхностное, без глубокого внутреннего содержания. Шихотимы – люди со стальной энергией, устойчивые и непоколебимые.
  • Пикник – человек среднего роста, с плотной фигурой, широкой грудной клеткой и массивным животом. Характер – циклотим, определяется повышенной возбудимостью, общительностью, высокой степенью приспособляемости к окружающему миру.
  • Атлетик – человек статного, пропорционального телосложения. Характер – иксотим. Такие люди спокойны, сдержаны, склонны к адекватной оценке событий. Порой тяжело переносят перемены.

Архетипы личности

Одним из методов оценки психических качеств стало определение архетипа.

Архетип — основа, определяющая чувства, мысли, поведение и потребности человека. На основе этих знаний психотерапевт помогает избавиться от нежелательных комплексов и изменить ход его жизни. Архетипы Юнга — часть вселенского бессознательного, данная человеку от рождения генетическая память, формирующая его мировоззрение.

6.1

6 архетипов Карла Юнга

Самость — гармоничное взаимодействие сознательного и бессознательного в человеке как источник творческой энергии. Нормализуется баланс противоположных элементов психики. Юнг сформулировал прообраз самости как основное, всеобъемлющее качество, признак равновесия и сосуществования противоположностей. У многих людей качество не развито, о его существовании им неизвестно.

Персона предпочитает носить маску, соответствовать ожиданиям окружения. Представитель коллективной психики. Выбранная роль помогает коммутировать с обществом, определяет выбор профессии, отношение к людям, вкусы. Может подавлять индивидуальность.

Тень. Проявление бессознательного, которое вытеснено из-за социального неприятия. Мысли, воспоминания, чувства, не признаваемые человеком. Согласно теории Юнга, задача эго — реализация потенциала Тени для развития личности.

Анимус. Мужская составляющая женской натуры, способность выразить личное мнение и отстоять его. Позитивно настроенный анимус — прозрение, мудрые взвешенные поступки. Негативный побуждает к безрассудству. Анимус стремится воздействовать на окружающий мир, выражается в категоричности и твердости суждений.

Анима. Проявление женского начала в мужчине: чувственные порывы, эмоциональность, ветренность, любовь с первого взгляда, романтичность. Женственность направлена внутрь человека, на осознание чувств и самоощущение. Мужчины под влиянием анимуса — эмоционально неустойчивы, раздражительны, импульсивны.

Описание психотипов дает возможность определить сильные и слабые стороны характера человека, избежать конфликтных ситуаций и непонимания. Это возможность понять окружение и мотивы их поведения, чтобы гармонично сосуществовать в семье и обществе.

Какие 12 секретных слов — которые могут быстро влюбить мужчину?

В чем секрет этих слов? Жми кнопку и смотри видео до конца.

3.1

Как привязать к себе мужчину на всю жизнь?

Особенности и методы определения психотипа

Определением психологических особенностей личности для тех или иных целей занимается отдельная отрасль психологии – психологическая диагностика. Для определения психотипов используются различные методики: тесты, опросники, беседы.

Психологические консультации предоставляют конкретному человеку знания, которые помогают глубже понять определенную ситуацию, а также скорректировать свои действия в ней. Современная психология обладает рядом исследований, которые позволяют определить психотипы по внешности, привычкам и ряду других признаков.

Психодиагностические методы классифицируются по нескольким параметрам:

По типу задач:

  • проективные;
  • многофакторные;
  • акцентуации;
  • физиологические;
  • действенные.

По форме:

  • бланковые;
  • компьютерные;
  • сенсорные.

По адресату:

  • сознательные;
  • неосознанные.

Онлайн-тесты на определение типов личности

Самым доступным способом для определения личного психотипа являются онлайн-тесты, которые может пройти каждый с помощью интернета. Большинство тестов имеют направленность на раскрытие внутреннего потенциала человека, его способность к взаимодействию, поведенческих характеристик в кругу близких людей.

Существует также много современных классификаторов для самых различных конкретных задач.

Примеры категорий онлайн-тестов:

  • Многофакторные методики исследования личности (тест Кеттелла).
  • Проективные тесты (цветовой тест Люшера)
  • Тесты Леонгарда для определения личностных акцентуаций.
  • Тесты для исследований темперамента (Айзенка, Стреляу).
  • Опросники для исследования интеллекта (тест интеллектуального потенциала ИТ).
  • Тесты на исследования различных сфер деятельности (тест Торранса)
  • Методики самоудовлетворения, жизненных ценностей (тест жизнестойкости Мадди).

Типологии личности уделяется все больше внимания в практическом применении. К последним достижениям психологии обращаются специалисты всех сфер деятельности. Методы раскрытия индивидуального потенциала с каждым днем совершенствуются, и позволяют познать сущность человека с большой точностью.

Типы личности. Классификация Юнга:

—>

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.

Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.

— Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

— Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.

Индивидуальность – это совокупность всех унаследованных и приобретенных качеств, отличающих одного человека от другого

Понятие «личность» выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок — лишь кандидат в человека.

Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания. Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

Дополнение:

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.

Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной) организации.

Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.

По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персонализм»–философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.

С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персонализм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира.

Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.

Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность «смотрится» не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психолога новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще надо «выделаться», стать личностью.

В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной культуры.

Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:

Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;

Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность»- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.

Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено соци-альных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;• человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;• верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: • чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;• решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие- меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:

• биологическими(естественными)- в сохранении жизни, питании размножении и др.;

• духовными- стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; материальными- обеспечить достойный уровень жизни;.

• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей(кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы- конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди интересов выделяются:

• личные(индивидуальные);

• групповые;

• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

• государственные

• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:

• материальными и духовными;

• нормальными и ненормальными;

• долговременными и ближайшими;

• разрешенными и неразрешенными;

• общими и антагоническими.

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение(человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.

• Особым аспектом нормальной жизни человека(личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

• поддерживают порядок, равновесие в обществе;

• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;

• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;

• нормы группы, коллектива;

• специальные(профессиональные) нормы;

• нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми(или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек(его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы- особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов(ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

 —>

Социальная типология личности позволяет: упорядочить представления о характере, ориентациях, побудительных механизмах поведения индивида; прогнозировать динамику развития личности, выяв­лять ее возможности; раскрыть единство общих, особенных и индивидуаль­ных черт личности; проанализировать те качества личности, которые обусловлены ее бытием как особого субъекта; охарактеризовать жизнедеятельность, поведение, со­циальные связи, внутреннюю структуру личности; сформировать критерии, признаки, показатели, от­ражающие сущностные черты той или иной группы людей.

В настоящее время известны различные варианты ти­пологии личности. Имеет смысл выделить две основные тенденции в типологии личности: в рамках социально-психологической типологии лю­дей разделяют по психологическим признакам (тем­перамент, характер, интеллектуальные способности и др.); в рамках социологической типологии в качестве критериев для классификации используются такие­ показатели, как социальное положение, образ жиз­ни, характер и направленность интересов и др.

Социальный тип — это обобщенная целостная соци­альная характеристика личности.

Однако все это лишь идеализированные модели: в ре­альности встречаются личности, которые обладают лишь некоторыми признаками того или иного типа.

В современной социологии различаются следующие со­циальные типы личности.

Маргинальная личность (понятием «маргинальность» обозначаются специфические отношения между со­циальным субъектом и социальной общностью, отно­шения, противопо-ложные нормальным). Понятие «маргиналь­ная личность» сформулировано американским социологом Робартом Парком в 1920-е гг., чтобы обозначить социаль­но-психологические особенности иммигрантов, не адаптиро­вавшихся к нормам и требованиям городской жизни.

Характеристики маргинальной личности в социологии: аморальность; пассивность; агрессивность.

Предпосылки маргинальности: одиночество; утрата социальных связей; бедность и безработица; социальная незащищенность; нарушение гражданских прав и свобод личности.

Авторитарная личность (подробно описана Дугласом Келлнером). В числе особенностей данно­го типа личности: ориентация на ценности среднего класса; неспособность критически мыслить, стремление к по­корности; подозрительность, стремление «найти врага», наказать тех, кто нарушает общепринятые нормы; нетерпимость к чужим взглядам и убеждениям; суеверность и стереотипность мышления; бескомпро-миссность, доходящая до фанатизма — от­ношения с людьми строятся на принципах господства и подчинения, силы и слабости; жажда разрушения и цинизм; катастрофизм и эсхатологичность мировоззрения; преувеличенный интерес к сексуальным вопросам.

Кроме обозначенных выше в социологии также выде­ляют такие типы, как культурный идеал личности, ба­зисная личность, нормальная личность. Культурный, идеал личности — культурно обусловлен­ный желаемый образ идеальной личности. Базисная лич­ность (понятие разработано Д. Кардинером и др.) не идеал личности, а комплекс черт, достаточно часто проявляющих­ся у членов того или иного сообщества; личность, воплоща­ющая в себе

комплекс общих типичных черт, присущих боль­шому количеству индивидов.

Нормальной личностью обычно называют статистически среднюю личность, которая приспособилась к условиям дан­ного общества, действующую в рамках установленных соци­альных правил и включенную в систему общественных отно­шений.



Психологические типологии

— это классификации, используемые психологами для описания различий между людьми. Проблема поиска существенной основы для классификации психологических типов — то есть основы для определения более широкого спектра производных характеристик — является ключевой в дифференциальной психологии .

Типология и классификация индивидуальности

Дифференциальная психология

Контрольная работа

Типология и классификация индивидуальности

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие индивидуальности

1.1 Способы классификации и типологизации индивидуальных черт личности

1.2 Типология индивидуальности Э. Кречмера

Глава 2. Классификация индивидуальности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Разнообразны психические особенности людей, изучаемые в дифференциальной психологии. Однако все они — способности и интеллект, темперамент и характер человека, черты его личности — обладают общей фундаментальной характеристикой, а именно: глубоко индивидуальны. Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого. Темой данной работы является типология и классификация индивидуальности.

Индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип — целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга. Рассматриваемая тема актуальна из-за растущего интереса населения к индивидуальности, к обособлению от общества. Люди стремятся проявить себя, стать непохожим на других. Это порождает массу новых классификации индивидуальных черт личности, в которых необходимо разобраться. Объектом работы будет личность, а предметом- индивидуальность личности.

Целью работы выдвигается изучение индивидуальности человека. Задачами выступят: определение понятия индивидуальности, изучение различных типологизации и классификации индивидуальности.

Глава 1. Понятие индивидуальности

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. [ 5, c 54]

Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип — целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.

1.1 Способы классификации и типологизации индивидуальных черт личности

Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей — от общего к частному — предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем — проверку и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.

Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения. Целесообразно рассмотреть три соответствующих им подхода, открытые в психологической науке и прикладных областях. [ 3, c 23]

Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма — аналитическим и физиологическим — данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.

Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности — характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.

Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода — знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности — обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.[ 4 c 67-71]

Каждый из названных подходов связан, главным образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности. Так, установление психотелесных соответствий индивидуальных черт и причинно-следственных связей между ними направлено на выделение того вклада, который вносят в индивидуальность человека врожденные особенности его организма. Описание разнообразия типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций и относится, прежде всего, к прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства сознательного овладения своим поведением самоопределения, личностного развития.

1.2 Типология индивидуальности Э. Кречмера

Ещё до систематизированных научных исследований в этой области некоторые люди начали подмечать соответствия характера с выражением индивидуальных особенностей человека в его внешнем облике. Но обычно принято говорить, что это “народная примета”, правда как выясняется потом “народное”, это когда позабыли имя автора. Так люди склонные к полноте, представляются добродушными, но ленивыми, худые — проницательными и саркастическими, обладателями огненно-рыжих волос приписывается гневная вспыльчивость, а синеглазым людям несдержанность в поступках и т. п. Интересно то, что исходя из таких данных некоторые писатели делали образ своего героя, пусть даже сказочного, начиная от “Карлсона который живёт на крыше” и заканчивая Николаем Всеволодовичем из “Бесов” Достоевского.

Поиском таких оснований для классификации индивидуальностей занимался еще Гиппократ. Помимо выделения типов темперамента, он впервые попытался связать конституциональные особенности, телосложение людей с их предрасположенностью к определенным заболеваниям. На основе эмпирических сопоставлений он показал, что люди невысокого роста, плотные, склонны к апоплексическому удару, люди же высокие и худые — к туберкулезу. Эти два типа строения тела являются, конечно, самыми общими, но именно их описания положили начало конституциональному подходу к анализу индивидуальности, развиваемому в современной психологии и психиатрии. Основной идеей этого подхода, первым шагом к классификации индивидуальных психических черт стало установление коррелиции между типами телесной конституции, с одной стороны, и конкретными психическими заболеваниями — с другой. [ 5, c 76]

Кречмер говорил что телесная конституция — это совокупность всех индивидуальных качеств человека, которые либо заложены генетически, либо формируются к моменту его рождения. Понятно, что эти качества — морфологические, физиологические, гормональные и др. — являются относительно стабильными. Поэтому их наиболее типичные совокупности могут быть выделены эмпирически, подобно составным фотографиям, т. е. путем объединения индивидуальных случаев, в результате которого их общие, совпадающие детали как бы усиливаются, составляя тип, а частные — устраняются. И строение тела и характер, определяются, по его мнению, в конечном счёте, врождённой эндокринной системой.

Идя таким курсом он и построил представление об основных типах телесной конституции. Обследовав порядка 260 пациентов Кречмер установил взаимосвязь в сложении, которую подразделил на три типажа: а) астенический (или лептосомный), б) атлетический, в) пикнический.[ 7, c 45]

Астенический (от греч. asthenes — слабый) тип телосложения характеризуется, прежде всего, сочетанием среднего роста по высоте и слабого роста по ширине, от чего люди этого типа кажутся выше, чем на самом деле. Его общая картина представляет собой худого человека с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Лицо астеника обычно длинное, узкое и бледное, в профиле резко выступает несоответствие между удлиненным носом и небольшой нижней челюстью, и поэтому по форме его называют угловым. Лептосомные женщины в общем сходны с мужчинами, но они не только бывают худыми, но часто и малорослыми. Основные черты выявляются уже в детстве. Выглядят они слабыми и нежными, быстро развиваются, оставаясь худыми, а в старости не склонны к развитию мышц и отложению жира.

Атлетический (от греч. athletes — борец) тип отличает сильное развитие скелета и мускулатуры, туловище по ширине значительно уменьшается книзу. Люди этого типа обладают средним или высоким ростом, широкими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом. Голова у атлетиков плотная и высокая, она прямо держится на сильной свободной шее, а лицо имеет обычно вытянутую яйцевидную форму. Атлетический тип женщины соответствует мужскому, только развитие жира более интенсивно. Особенно отчётлив он становится после 25 лет. Астеническая форма лица характеризуется повышенным развитием костей и кожи. Костный рельеф проявляется в сильно развитых надбровных дугах, в выступании скуловых костей и в грубом строении нижней челюсти. Нос крупный, притуплённый. Высокий подбородок и слабый рельеф профиля. Лицо часто очень высокое, особенно за счёт средней его части. Спереди лицо имеет форму яйца или щита и напоминает пятиугольную форму лица пикника. У женщин средняя часть лица часто чрезмерно развивается в ширину.

Пикнический (от греч. pyknos — плотный) выделяется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) — при слабом двигательном аппарате (плечевого пояса и конечностей). Пикники — люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая створчатая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот, который является своего рода центром данного типа телосложения (по сравнению с плечевым поясом у атлетиков). Фронтальное очертание лица напоминает пятиугольник (за счет жировых отложений на боковых поверхностях челюстей), само же лицо — широкое, мягкое, закругленное. По общему эстетическому впечатлению лица астенического и атлетического типа — интереснее, пикнического — правильнее. [ 6,c. 87]

Доказательством связи между физическими и психическими данными людей может служить соотнесения указанных типы телосложения с двумя основными видами душевных расстройств. Одно- маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз, выраженный в периодической смене гиперактивных, аффективно-приподнятых (маниакальных) состояний больного и состояния подавленности (депрессии), пассивности и уныния. Второе заболевание — шизофрения — характеризуется бедностью (уплощенностью) эмоциональной сферы и ареальностью в мышлении, нередко доходящей до бредовых фантазий и галлюцинаций. Результаты соотнесения показали высокую корреляцию между этими типами психических заболеваний:

а) циркулярного психоза с пикническим строением тела и б) шизофрения с астеническим и атлетическим. [ 8, c 45]

Этот факт говорил в пользу идей Кречмера, однако пока он был единственным убедительным доводом, но его к тому же было мало. Для того, чтобы закрепить верность предположения в глазах учёного мира, требовалось показать сходство типичных психических качеств вышеперечисленных заболеваний с характерологическими данными нормальных людей. Тогда бы предположение Кречмера о связи между строением тела и психическими особенностями был бы вполне закономерен. Кречмер попытался установить это сходство, высказав предположение об отсутствии резкой грани в индивидуальных характерах между нормой и патологией.

Он довольно плавно переходил от научно-клинического наблюдения типов до анализа индивидуальности окружающих его людей. Изучая родственников и друзей Кречмер выделил промежуточные формы, которые совпадали по свои основным симптомам с циркулярным и шизофреническим психозом. Он назвал эти формы циклоидной и шизоидной. [ 4, c 54]

И главное Кречмер наметил две фундаментальных группы людей сходных как по типичным психическим особенностям, так и конституционально. За счёт такого обобщения, заболевания и формы, близкие к ним, понимались как резкие, обострения определенных «биотипов» индивидуальностей — цикло- и шизотимического. Теперь путь от норы к патологии стал разделен на три уровня: из общего круга представителей определенного конституционального типа (цикло- либо шизотимиков) выделяются случаи его аномального «усиления» (цикло- либо шизоидного), доходящего иногда до степени душевного расстройства (циркулярного психоза, либо шизофрении).

Циклоиды и шизоиды диаметрально противоположны как в отношении к самим себе, так и в отношении к социуму и миру в целом.

Циклоиды обычно радушны, мягки, улыбчивы, общительны, миролюбивы. К жизни они относятся довольно реалистично и легко приспосабливаются к изменившимся условиям, не ставят себя в оппозицию обществу и не подчиняют себе кого-либо. Это люди у которых скорее силён эмоциональный аспект натуры, нежели холодный ум и взвешенный подход к ситуации. В отношении с другими людьми они способны глубоко сопереживать другим, но при этом не всегда являясь последовательными и принципиальными. В повседневном состоянии они довольно продуктивны и изобретательны, исключая правда периоды депрессии, но им не хватает упорства, тщательности и желания. Они могут легко забросить дело, за которое схватились десять минут тому назад с лихорадочностью золотоискателя. Как эмоциональную часть данного типа можно выделить черту, которая заставляет циклоида колебаться по жизни от состояний бурной радости и веселья до меланхолии и печальности. Эти два диаметрально противоположных настроения могут меняться очень часто, но даже если есть ощущение того, что человека захлестнула волна маниакальности, то где-то есть и частичка депрессивного настроя, и наоборот. [ 5, c 63]

Шизоиды крайне замкнуты, раздражаются, когда к ним лезут с вопросами и большую часть времени сосредоточены на своём внутреннем мире. Они часто бывают равнодушны к окружающему миру, хотя могут отстаивать непонятно зачем свою точку зрения, которая может оказаться кстати и ошибочной, но просто “назло фактам”, сравнивая их с принятыми нормами жизни. Шизоиды очень склонны к самоанализу, доходящего порой до систематики. В общении с окружающими людьми они крайне суровы. Как правило общаются они только с определённым кругом людей, который обычно очень узок, или просто равнодушны и не заинтересованы в общении, разговаривая без интереса. Если всё же шизоиду удаётся завести такую связь, то он крайне ревностно относятся к противоположной стороне, требуя для поддержания отношений отдачи “без остатка”. Человек которого он выбрал должен отвечать установленному им идеалу, и скорее всего вызовет немилость к себе, если чем-то нарушит сложившиеся отношения, так как шизоид крайне тонко прореагирует на это. В эмоциональном плане, как и в случае с циклоидами, так же есть два полюса: крайняя сентиментальная чувствительность к происходящему и полное отсутствие какого-либо интереса к происходящему вокруг. В конкретных индивидуальных случаях обе эти крайности, также как и у циклоидов, дополняют друг друга: за демонстративным равнодушием скрывается чрезмерная нежность и ранимость, а фоном чувствительной, интимной откровенности оказывается холодность и неприступность.

Глава 2. Классификация индивидуальности

Существует множество критериев классификации индивидуальности.

С точки зрения индивидуально-психологических данных возможна типизация на основе физической конституции, особенностей нервной системы (Кречмер, Шелдон, И.П. Павлов). Сюда относятся: [ 3, c 49-58]

* достаточно популярное деление на астеников, пиквиков и атлетов; сангвиников (сильный, уравновешенный, подвижный), холериков (сильный, неуравновешенный), флегматиков (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхоликов (слабый, неуравновешенный, инертный);

* разработанное Юнгом деление на экстравертов (расположены к общению, ориентированы вовне) и интровертов (не склонны к общению, ориентированы вовнутрь);

* типология Хейманса — Ле Сенна (восемь типов личностей, различающихся по эмоциональности, активности, впечатлительности) и т.д.

Из перечисленных выше психотипов личности наибольшее практическое значение имеет деление по темпераменту, под которым понимается определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо во внешний мир.

Здесь важно учитывать, что

1) принадлежность к тому или иному типу определяется генетической предрасположенностью;

2) «чистых» психотипов практически не существует;

3) существует прямая связь между темпераментом и деловыми качествами конкретного индивида. [ 6, c 83]

У холерика нет устойчивых психических реакций, он неусидчив, суетлив, тороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, находчив в споре, зато не обидчив и не злопамятен. Отсюда следует, что он склонен к конфликтам, не умеет слушать других людей, склонен к риску, плохо работает с неодушевленными предметами, т.е. не годится для рутинной работы и требующих терпения длительных переговоров. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель-флегматик.

Иным набором личностных качеств обладает сангвиник: начинает дело с увлечением, но редко доводит его до конца, неустойчив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся деловой ситуации. Контактен и легок в общении, умеет слушать других людей. Вместе с тем его ориентация на одушевленные предметы не позволяет ему кропотливо работать с деловыми документами, персональными компьютерами. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе как руководитель.

Главное качество флегматика — ориентация на неодушевленные предметы, самого себя. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся деловую ситуацию запаздывает, ему трудно установить обратную эмоциональную связь с собеседником и, следовательно, общаться, вести деловой диалог. Он прагматик в том смысле, что собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Зато флегматик незаменим при работе с документацией, это — идеальный бухгалтер.

«Недоразумение природы» — так некоторые называют меланхолика. Его главная черта — обостренная чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество, например для художника, но оно отрицательно сказывается на деловом общении. Меланхолик стеснителен и застенчив, мнителен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительности. Наряду с этими качествами общение с другими людьми затрудняют скрытность, стремление замкнуться в себе; склонность к образному, а не понятийному мышлению затрудняет анализ деловой ситуации, но создает прекрасные предпосылки для деятельности, например, в области рекламы.

Под социально-психологическими качествами имеются в виду социальные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентации. Такой подход характерен для Мертона (конформистский и девиантный типы) и Э. Фромма (накопительский и эксплуататорский) и т.д.

Для практики делового общения наибольшее значение имеет классификация основателя социометрии американского ученого Я.Л. Морено (1892—1974), исследовавшего неформальные отношения в группе с точки зрения распределения симпатий и антипатий («звезды», т.е. неформальные лидеры, и изолированные члены группы, представляющие как бы разные полюсы неформальной структуры).[ 2, c 90]

Интересную классификацию предложил российский ученый В.М. Шепелъ:

коллективисты — общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания;

индивидуалисты — тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности;

претензионисты — работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;

подражатели — сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;

пассивные — слабовольные работники, не проявляющие инициативы;

изолированные — работники с несносным характером. [ 10, c 43]

Так же, важно затронуть тему акцентуации характера, как критерии определения индивидуальности.

Акцентуация — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.[ 4, c 59]

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию.

К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:

· гипертимный — желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи

· дистимический — заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи

· аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны

· аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ

· тревожный — боязливость, робость, покорность

· эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание

К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:

· демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон

· педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам

· застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию

· возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты

К личностному уровню были отнесены типы:

· экстравертированный

· интровертированный, введенные Юнгом.

Заключение

личность индивидуальный типология психический

Таковы основные подходы к классификации, типологии индивидуальности. Завершая тему, очертим еще раз предметы ее изучения, результаты их теоретических приложений.

1. Конституциональные (морфологические, физиологические и др.) свойства организма, заданные генетически, — биологическая основа индивидуальности. Теоретическим результатом исследования их связи с психическими чертами являются общие объективные закономерности, имеющие высокую статистическую надежность. На практике эти закономерности могут учитываться при организации профессионального обучения, адекватного психологического климата и общения в коллективах, хотя для точных рекомендаций факты психотелесного соответствия требуют дополнительного содержательного анализа.

2. Дифференциальный подход к изучению индивидуальности показал огромное многообразие классификации от темперамента, экстраверсии — интроверсии до акцентуации характера.

3. Все это складывается в совокупность черт личности, которые в психологии и называются индивидуальностью.

Список используемая литературы

1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986., — 321с.

2 Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер.с англ. О. Исакова и др. — М.: КСП +;СПб.: Ювента.1999. — 464 с.

3 Анастази А. Дифференциальная психология.- М.: Апрель -Пресс. 2001

4 Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Прометей.1993. — 306 с.

5 Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей.1997. — 328 с.

6 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер.2001. — 464 с.

7 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1963., 581с.

8 Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейский, российских и американских традиций. — М.: Смысл. 2000. — 549 с.

9 Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии.- СПб.: Изд-во С. — Петербургского университете.1998. — 132 с.

10 Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности.- М.: Просвещение.1989. — 454 с.

11 Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич- Щербо. — М.:Педагогика.1988. — 330 с.

12 Русалов В.М. Биологические основы индивидуально- психологических различий. — М.:Наука. 1979. — 352 с.

13 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд-во АПН РСФСР.1961. — 256 с.

14 Теплов Б.М. психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Изд-во «Институт практической психологии».1999. — 544 с.

Историческое прошлое

Логика развития классификационных гипотез в психологии

Вся история гуманитарных исследований с системно-классификационных позиций выступает ареной борьбы двух противоположных методологических направлений, целями которых были:

1) «поймать» центральное организующее звено, своего рода двигатель всякой конструкции, и распределить людей по качественной специфике этих центральных звеньев;

«Типологический подход заключается в глобальном восприятии человека с последующим сокращением разнообразия индивидуальных форм до небольшого числа групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа» (Мейли, 1960).

2) разложить психику на составные части, чтобы понять работу ее частей и создать классификацию, основанную на различиях в структуре и качестве частей.

«Необходимо свести все черты характера личности к элементарным ментальным элементам и элементарным формам основных психологических законов, раскрывающих природу обнаруженных связей» (Полан, 1894).

В настоящее время существует несколько тысяч различных психологических классификаций, указывающих на те или иные различия между людьми или психические характеристики как таковые.

Классификации могут иметь разные базовые шкалы обобщений, степени внутренней строгости.

Классификация людей и психологические характеристики

Логика развития психологических классификаций требовали параллельное существование двух научных подходов: один из которых был назван «психология типов», и «Другие- психологии черт». С течением времени оба подхода смещались друг к другу: психология типов — в попытках понять структуру психологических черт каждого типа, психология черт — в попытках достичь более высокой системы обобщений.

«Как только тот факт, что наблюдаемые черты не соответствуют отдельным сущностным психическим характеристикам, а являются лишь аспектами личности и поведения , получил всеобщее признание, сразу же возник как необходимость выявления фундаментальных факторов, лежащих в основе этих черт. Хайманс и Вирсма, а также другие ученые после них пытались решить эту проблему . Однако все эти исследования носили отрывочный характер, их результаты были обусловлены предварительными гипотезами, а выбор признаков, как правило, определялся личным мнением исследователя »Р. Майли.

Пример развития психологии черт (этапы):

  1. Выделение типов любви как психологии черт. В античные времена очень популярной была типология видов любви, в которую входили:

Используемые источники:

  • https://healthperfect.ru/tipologiya-lichnosti-v-psihologii.html
  • https://studopedia.ru/24_36269_chelovek-individ-individualnost-lichnost-tipologiya-lichnosti.html
  • https://studopedia.ru/14_67995_tipologizatsiya-lichnosti.html
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/psychological_typologies
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]