Что делать, если у ребенка эхолалия? Лечение эхолалии в Саратове, России

В том случае, если человек имеет привычку повторять слова за своим собеседником, не особо понимая смысл сказанного, такое явление может свидетельствовать о наличии эхолалии. Такой диагноз ставится при определенном расстройстве неврологического характера. Хотя иногда эхолалия может выступать в качестве формы естественной развития речи ребенка.

Что такое эхолалия, эхофразия? Определение

Эхолалия характеризуется спонтанным компульсивным бессмысленным


неконтролируемым человеком автоматическим повторением звуков, слогов, слов, которые услышаны в речи других людей. Причем может сохраняться даже интонация услышанных слов. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «echo», которое означает «отражение звука», и «lalia», которое означает «речь», или «laleo», означающего «говорю». В древнегреческой мифологии существовала нимфа, которую звали Эхо. Она окаменела. От нее остался только ее голос. Голос повторял окончания слов, которые люди произносили в ее присутствии. Синонимом является эхофразия.

Когда встречается эхолалия?

При каких патологических состояниях, заболеваниях, болезнях встречается эхолалия? Эхолалия чаще может наблюдаться при различных неврологических и психических заболеваниях, таких как синдром Туретта (болезнь Жиль де Ля Туретта), аутизм (ранний детский аутизм, аутистическое поведение, аутистический спектр, аутистические черты характера), синдром Андреаса Ретта, шизофрения (кататоническая), умственная отсталость (слабоумие, олигофрения, имбецильность, дебильность), дисфазия, поражение лобных долей головного мозга. В норме эхолалия встречается как этап развития речи у детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, когда ребенок повторяет услышанные слова, таком образом познает речь. Если же ребенок в 3 года и позже повторяет или выкрикивает слова, то это признак серьезной патологии. В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу.

Диагностика

Обращаться за консультацией к неврологу, логопеду, дефектологу, психиатру нужно, если эхолалия наблюдается у малыша после 4 лет. После беседы с маленьким пациентом, знакомства с характеристикой из сада, от родителей, проведения простого теста, доктор сможет понять, является привычка повторять нормой или патологией.

Если невролог или психиатр заподозрят какие-либо расстройства, понадобятся дополнительные лабораторные и аппаратные исследования. Малышу нужно пройти:

  1. УЗИ мозга
  2. Электроэнцефалограмму
  3. МРТ
  4. Осмотр лор-врача

Выявлять патологию с помощью дополнительных анализов нужно после 4-5 лет. Прогноз на будущее зависит от поставленного диагноза и способности работать над его устранением у малыша, родителей.

Совет! Мамам детей с ЗРР, аутизмом важно избавиться от стереотипов. Психиатрия считается непопулярной наукой и разделом медицины у молодых родителей из-за боязни “страшных” справок о болезни на всю жизнь. Важно не то, что будет написано в карточке ребенка, а насколько быстро вы обратитесь к доктору, сможете помочь ребенку справиться с проблемой. Грамотные психологи и психиатры ставят перед собой именно такую задачу. Откладывать лечение нежелательно.

Виды эхолалии: немедленная, отсроченная, истинная, митигированная

Рефлексотерапевты, неврологи, психиатры выделяет 2 вида эхолалии: немедленная эхолалия, отсроченная эхолалия (отложенная). При немедленной эхолалии ребенок сразу повторяет слово после того, как его услышал от человека или любого другого источника звука. При отсроченной эхолалии дети повторяют ранее услышанные слова после длительного промежутка времени. Может пройти и несколько минут, и несколько лет после услышанной фразы. Отсроченная эхолалия часто встречается при синдроме Туретта и аутизме и является признаком заболевания. Также выделяется истинная эхолалия и митигированная эхолалия. При истинной эхолалии происходит автоматическое повторение обращенной речи, при митигированной эхолалии больной повторяет слова с трансформацией.

Примеры использования эхолалии для развития речи

В наше время терапевты стараются использовать эхолалию как фундамент для развития более продвинутых навыков речи.

Например, Челси, логопед Тейлора, задает ему вопрос, дает ему время, чтобы он его повторил, а затем произносит правильный ответ, ожидая, что он повторит. Она спрашивает: «Хочешь сок?» Тейлор повторяет за ней. Она предоставляет ответ: «Я хочу сок». Тейлор повторяет, и она наливает ему сок.

Используя этот подход, Челси постепенно уменьшает свою подсказку ответа, продвигаясь к тому, чтобы Тейлор просил то, что ему нужно, самостоятельно. После практики, она может сказать: «Хочешь сок?» После того, как Тейлор повторяет вопрос, она говорит только: «Я хочу…» — и Тейлор сам продолжает: «Я хочу… сок!»

Вот другой подход. Челси может задать вопрос, принять повторение Тейлора и в ответ повторить вопрос, расширяя его: «Ты хочешь сок?» Он повторяет. Челси отвечает: «О, ты хочешь сок? Хорошо, пойдем к холодильнику и возьмем его. Сок вкусный и холодный! Пойдем возьмем стакан».

Этот метод расширяет словарный запас Тейлора, чтобы ему было проще составлять в дальнейшем собственные предложения, а не просто полагаться на то, что говорят другие.

Когда Тейлор начинает говорить больше слов, его учительница, Камерон, может использовать с ним еще один подход — воспринимать слова Тейлора буквально. Камерон спрашивает: «Ты хочешь сок?» Тейлор: «Ты хочешь сок?» Камерон: «Нет, спасибо, я не хочу сок. Но, похоже, ты хочешь сок!» После этого она подсказывает Тейлору сказать: «Я хочу сок».

Даррен, о котором шла речь выше, все еще очень часто повторяет то, что он слышал раньше. Иногда это социально неуместно, например, когда его учительница Джанет хвалит его за правильный ответ, он выражает радость, выкрикивая фразы любимых рестлеров. Хотя это может мешать в классе, Джанет призналась Лаките, логопеду Даррена, что в глубине души она просто рада, что он делится своими чувствами. Лакита решила начать работать с Дарреном над тем, когда можно или нельзя говорить определенные фразы. Вместе с его мамой они разработали план, как учить Даррена более уместной речи, например, говорить о том, чем они сейчас занимаются.

Причины возникновения эхолалии

Когда и почему возникает эхолалия? Эхолалия при аутизме может заполнить паузу, выразить согласие или несогласие, назвать окружающие явления, людей, предметы, позволяет ребенку успокоиться, тренироваться, понять чужую речь, вспомнить прошлое, поделиться своими чувствами, повеселиться, поделиться переживаниями и чувствами. Существуют различные причины возникновения эхолалии.

Самостимулирующее поведение ребенка, стимминг.

В этом варианте ребенок часто повторяет слова, прочитанные в книжках или услышанные по телевизору. В этом случае у мальчика иди девочки возникают ассоциации и эмоции об увиденных действиях или предметах. Причем возникновение образов не связано с текущей ситуацией. Это сильно мешает ребенку общаться с другими детьми или взрослыми.

Коммуникация настроения.

Ребенок может выражать свое настроение, и это настроение часто ассоциируется у него с определенной фразой, которую он запомнил накануне. Причем фраза может быть не связана по смыслу с тем настроением, которая она выражает у ребенка.

Систематизация итогов дня.

У маленьких детей отсроченная эхолалия может выражать своеобразную обработку информации, которую они получили в течение всего дня, и которая не дает им успокоится.

К сожалению, в старшем возрасте эхолалия в большинстве случаев свидетельствует о серьезной патологии, синдроме Туретта, аутизме, которые нужно лечить своевременно.

Зачем ребенок повторяет слова и фразы?

Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:

  • Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
  • Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
  • Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
  • Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
  • Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
  • Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
  • Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.

Лечение эхолалии у детей и взрослых в Саратове

Сарклиник (Россия, Саратов) успешно применяет аппаратные и неаппаратные методы лечения эхолалии у детей, подростков и взрослых в Саратове. Лечение проводится в амбулаторных условиях курсами. Минимальная продолжительность одного курса лечения – 10 рабочих дней. Общее количество курсов зависит от степени тяжести патологии. Сарклиник знает, как лечить эхолалию у мальчиков и девочек, как избавиться от эхолалии у парней и девушек, что делать при эхолалии у мужчин и женщин.

Сарклиник также проводит лечение задержки речевого развития, лечение задержки психоречевого развития, общего недоразвития речи (ОНР), лечение ЗРР, ЗПРР, лечение алалии, дислалии, аутизма у детей.

Запись на консультации Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

При использовании материалов статьи активная ссылка на sarclinic.ru обязательна. Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: © davetroesh / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Акалькулия, дискалькулия, лечение акалькулии

Минимальная мозговая дисфункция у детей, лечение ммд у детей

Как лечить ночное недержание мочи у детей, лечение в Саратове, России

Перинатальная энцефалопатия, последствия, лечение

Неврозы у детей, детский невроз, лечение неврозов

Комментарии ()

Коррекция при эхолалии

  • Коррекция, конечно, должна строиться индивидуально в зависимости от механизма нарушения.
  • При замедлении обработки слуховой информации показан Томатис (это нарушение часто можно увидеть по результатам обследования с помощью вызванных потенциалов);
  • Можно использовать для помощи ребенку визуальные и кинестетические опоры-подсказки (картинки, предметы);
  • При нарушении мышления, соотнесения слова и предмета, планирования высказывания полезны игры с чек-листами, решение «проблемных» ситуаций (которые провоцируют выход из зоны комфорта и активизацию инициативы, но посильных для ребенка), визуально-ритмические задания, а также специальные пособия на развитие мышления (например, пособие Стребелевой).

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону или заполните форму на сайте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]