Сущность познавательных процессов и их виды
Определение 1
Познавательные процессы – это комплекс психических функций, которые обеспечивают отражение и познание субъектом явлений объективного мира.
Замечание 1
К познавательной сфере личности относятся ощущения, восприятия, воображение, внимание память, мышление, речь.
В познании окружающего мира первичным психологическим процессом являются ощущения, которые представляют собой отражение отдельных свойств предметов, оказывающих воздействие на органы чувств человека. Основной частью каждого органа чувств являются рецепторы, т.е. окончания чувствующего нерва. Ощущения объективны и субъективны, если в первом случае в них всегда отражен внешний раздражитель, то во втором случае – они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
И. Шеррингтон выделяет три основных класса ощущений:
- экстерорецептивные, возникающие при воздействии на рецепторы внешних стимулов,
- интерорецептивные, образующие органические чувства, например, чувство голода,
- проприорецептивные, помощью которых мозг получает информацию о движении и положении частей тела.
Минимальная величина раздражителя имеет едва заметное ощущение и относится к его нижнему порогу. Человек не ощущает сигналов, интенсивность которых меньше нижнего порога. Максимальная величина раздражителя является верхним порогом чувствительности.
Если ощущения отражают отдельные качества и свойства предметов, то восприятие отражает предмет в целом. Восприятие может быть произвольным и непроизвольным, Произвольное восприятие вызывается особенностями предметов окружения и соответствием их интересам личности. Непроизвольное восприятие заранее поставленной цели не имеет. Восприятие характеризуется такими свойствами, как целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Познавательная сфера человека 400 ₽ Реферат Познавательная сфера человека 270 ₽ Контрольная работа Познавательная сфера человека 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Что касается мышления, то оно позволяет раскрыть недоступное восприятию. Данный психологический процесс связан с открытием нового знания, с творческим преобразованием действительности.
Мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Условием мышления является проблемная ситуация, а основным его механизмом – анализ через синтез.
Мышление включает в себя воображение – способность представлять несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.
В основе развития и обучения лежит важная познавательная функция – память, которая может быть непроизвольной и произвольной.
С точки зрения генетики двигательную память считают первичной – это способность запоминать и воспроизводить систему движений.
Разные люди обладают разным типом памяти – зрительной, слуховой, двигательной, которые отличается уровнем своей организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти лучше запоминает наглядные образы, звуки, лица, цвет предметов.
Словесно-логический тип памяти дает возможность лучше запомнить словесный и часто абстрактный материал, формулы, понятия.
Эмоциональный тип памяти сохраняет и воспроизводит чувства, пережитые человеком.
Замечание 2
Есть еше феноменальная память, характеризующаяся сильной образностью – человек с такой памятью до мельчайших подробностей, может «видеть» отсутствующий предмет.
2.1. Когнитивно-позновательная сфера личности
№ | Предмет исследования | Инструментарий | Я – настоящее | Я идеал | ||
1 | Память | «Хорошая ли у вас память?» | Объект исследования смог запомнить и записать 16 цифр из 20 после однократного прочтения. Механическая слуховая память немного хуже -13 цифр. | Улучшение и развитие состояния слуховой памяти | ||
2 | Внимание | Тест «Мюнстерберга» | В результате данного теста было выявлено, что объект исследования за 2 минуты смог подчеркнуть 22 слова. Что свидетельствует о высокой степени избирательности внимания и помехоустойчивости. | Все устраивает | ||
3 | Тип мышления | «Тип мышления» | Данный тест выявил, что у объекта исследования преобладают Абстрактно-символическое и Словесно-логическое, а так же Предметно-действенный | Развитие креативности | ||
4 | Интеллект | «Гениальность» | Объект исследования правильно решил 18 задач | Нужно развивать и дальше способности и стремиться к идеалу. | ||
5 | Восприятие | «Тип восприятия» | Кинестетик | Все устраивает | ||
6 | Воображение | Тест на способность к воображению | Случаются отдельные вспышки интуиции. | Все устраивает | ||
7 | Ощущения | «Ваши потребности в ощущениях» | Высокая степень потребностей в ощущениях | Все устраивает |
Тест «Хорошая ли у вас память?» выявил, что у объекта исследования преобладает зрительная память над слуховой. Для общего развития личности необходимо развитие и слуховой памяти.
Тест на внимание «Мюнстерберга» показал, что результаты у объекта исследования хорошие показатели, отвечающие за внимание, поэтому на данный момент работа над улучшением внимания не обязательна.
При определении типа мышления на основании теста «Тип мышления» оказалось, что у объекта исследования развито на среднем уровне три типа мышления: предметно-действительное, словесно-логическое, наглядно-образное мышление. 1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они лучше усваивают информацию через движения. 2. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным (словесным) интеллектом. Это умение необходимо руководителям, политикам, общественным деятелям. 3. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Но четвертый тип мышления — Креативность (способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи) развит в меньшей степени, в связи с чем необходимо развитие данного качества.
Тест «Гениальность» выявил, что у объекта исследования хорошо развитый интеллект, но останавливаться на достигнутом не следует.
По результатам теста «Тип восприятия» объект исследования обладает типом восприятие — кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Тест на способность к воображению дал результат: У объекта исследования случаются вспышки интуиции. Но фантазия находиться в зависимости от настроения.
У объекта исследования высокий уровень потребностей в ощущениях по результатам теста «Ваши потребности в ощущениях». Ему присущи предусмотрительность и осторожность в ущерб получению новых впечатлений и информации от жизни. Он предпочитаете динамичность и быстрый темп жизни.
Приемы запоминания
Существуют приемы, предназначенные для облегчения запоминания и позволяющие записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов – это мнемотехника.
Довольно действенным способом запоминания информации является рифма и ритм. Данный способ, который используется в ряде мнемонических упражнений, широко применяется в рекламе. Зарифмованная информация запоминается значительно быстрее, врезается в память независимо от желания и часто избавиться от неё невозможно.
Другим приемом запоминания является аббревиатура (акроним). Такая аббревиатура, как МВФ, ООН и др. не только сокращает длинные названия организаций, но и способствует их запоминанию.
Способ запоминания предметов при помощи фиксирования места их расположения, пришел из Греции. Человек этот метод использует довольно часто, хотя и не отдает себе в этом отчета. Например, на вопрос, сколько окон в доме, где живет человек, сразу дать ответ сложно, но, если представить, что он идет по своему дому, тогда можно все окна подсчитать.
Метод связи между цифрами и буквами широко применяется для запоминания чисел. Способ помогает перевести числа в слова, потому что слова для человека имеют больше смысла. Соответствие между цифрами и согласными буквами является основой данного метода.
Метод картинок – суть состоит в переводе имен собственных в картинки на основе их смыслового значения или звучания. Особенно полезен этот метод для запоминания профессий и фамилий людей.
Для фиксирования в памяти имен собственных или просто предметов довольно полезно использовать цепочки. Для запоминания надо связать каждый предмет из списка с последующим при помощи ассоциаций.
2.2. Эмоционально-волевая сфера личности
8 | Темперамент | Тест Г. Айзенка | Холерик (15;16) | Следует развивать терпение |
«Художник или мыслитель» | Мыслитель | Все устраивает | ||
Тест «Какое полушарие у вас главное?» | Доминирует левое полушарие головного мозга | Все устраивает | ||
9 | Эмоции | «Насколько вы эмоциональны?» | Очень эмоциональны | Все устраивает |
Тест на выявление преобладающих отрицательных эмоций личности | Раздражительность, вербально-словесная агрессия | Не устраивает | ||
10 | Характер | Психогеометрический тест | Круг – мифологический символ гармонии | Все устраивает |
11 | Акцентуация характера | Опросник Леонгарда – Шмишека | Все показатели, кроме Дистимности выражены( больше 12) Демонстративность и Экзальтированность выявлены как ведущие | Все устраивает |
Тест Айзенка выявил, что объекту исследования соответствует темперамент холерика. Данному типу присущи: увлеченная борьба за новые дела, но сил хватает ненадолго, свойственны спады и подъемы настроения. В общении часто заметны: крикливость, вспыльчивость, нетерпеливость.
По результат теста «Художник или мыслитель» у объекта исследования был выявлен аналитический склад ума, основные черты объекта по данным теста — мягкость, осторожность. Характерные черты характера — бесконфликтность, терпимость и расчетливость, в отношениях предпочтение дистанции.
Тест на определение эмоциональности показал, что объект исследования очень эмоционален. Он легковозбудим и очень эмоционален. Ему необходимы ободряющее участие и доверие других. Благодаря эмоциональности объект исследования вполне может стать столь же проницательным, сколь и чувствительным человеком.
При определении характера, объект исследования выбрал круг. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом.
Тест на определение акцентуации характера «Опросник Леонгарда – Шмишека» выявил эмотивный тип. Характерными особенностями данного типа являются: чувствительность, гуманность, отзывчивость. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.
2.3. Потребностно-мотивационная сфера личности
12 | Направленность | Опросник В. Смекала – М. Кучера | Личностная направленность – на себя | Все устраивает |
Мотивация успеха и мотивация боязни неудач | Мотивация успеха | Все устраивает | ||
Тест «Занятость» | Деловитость(14 баллов) | Все устраивает | ||
«Как Вы справляетесь с делами» | Уязвимые места: знание себя; постоянство поведения. Не трудно справляться со своей работой. | Анализ результатов полученных посредством данного проекта | ||
Как вы относитесь к самому себе? | Объект исследования относится к своему «Я» отстраненно, с недоверием | Все устраивает | ||
Тест: Какое счастье ваше? | Счастье в достижении «Остановиться и наслаждаться» | Все устраивает |
Диагностика направленности личности на основании теста «Опросник В. Смекала – М. Кучера» у объекта исследования показала – направленность на себя выражена с большей силой. Личностная направленность – преобладают мотивы собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. Человек занят собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.
Результаты теста «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач» выявил мотивацию успеха, что характеризуется, в первую очередь, активностью и инициативностью. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных.
Тест «Занятость» определил деловитость объекта исследования, что является серединой между типом бездельника и работоголиком.
При прохождении теста «Как Вы справляетесь с делами» у объекта исследования уязвимыми местами являются знание себя и постоянство поведения, что означает, что в поведении объекта исследования не замечается твердой линии поведения в различных ситуациях.