10 признаков зависимости детей от компьютерных игр и интернета – вред компьютера для детей

Что такое интернет-зависимость

Без компьютеров, смартфонов и интернета сложно представить современную жизнь. Мы общаемся в мессенджерах и соцсетях, узнаем новости на сайтах, и даже школьные оценки дети получают в электронных дневниках. С компьютерами связаны и многие профессии — начиная от программистов и заканчивая бухгалтерами.
Даже компьютерные игры могут стать серьезным занятием. С 2001 года киберспорт в нашей стране признан официальным видом спорта, а в США первые киберспортивные турниры появились еще раньше. И возникает вопрос: как провести грань, за которой киберспорт и здоровое увлечение технологиями превращаются в компьютерную зависимость у подростков.

Термин «интернет-зависимость» появился с легкой руки американского психиатра Ивана (Айвена) Голдберга. Он имел в виду такое увлечение виртуальным миром, от которого страдает социальная и профессиональная деятельность человека.

Сегодня интернет-зависимостью у подростков и взрослых называют поведенческое расстройство, при котором человек имеет навязчивое желание выйти в сеть и теряет контроль над временем, проведенным за монитором.

Американские нейробиологи провели исследование проблемы игровой зависимости и установили, что желание играть в компьютерные игры активизирует те же области мозга, которые ответственны за тягу к наркотикам и азартным играм. Все эти зависимости в чем-то похожи, хотя игровая не разрушает здоровье так, как наркотическая.

Чтобы выстроить у ребенка здоровые отношения с гаджетами и перестать волноваться, от психолога Ларисы Сурковой. Внутри — правила цифровой гигиены и советы эксперта для родителей.

Профилактика зависимостей ребенка от гаджетов


Профилактика компьютерной, телефонной и интернет зависимости
Развитию игровой и интернет-зависимости способствуют широкое распространение компьютеров, телефонов, развитие мобильной компьютерной среды, доступность подключения гаджета к всемирной паутине.

Как не допустить развития игровой или интернет-зависимости у ребенка:

  1. Показывайте личный положительный пример. Дети всегда подражают взрослым и если родители все свободное время проводят в интернете или за играми, то и ребенок будет вести себя так же.
  2. Ограничьте время работы с гаджетами. До 4 лет лучше не давать ребенку гаджеты в руки вообще.
  3. После 4 лет время общения с компьютером, телефоном, планшетом строго дозировать.
  4. Установите твердое правило – «определенное количество минут в день» (от получаса до 2 часов в день — в зависимости от возраста), и не нарушайте его ни при каких обстоятельствах — будьте последовательны.
  5. Интересуйтесь, чем занимаются ваши дети за компьютером, телефоном, планшетом. Будьте рядом, будьте вместе с ребенком.
  6. Обсуждайте игры, в которые любит играть ребенок.
  7. Учите ребенка рассматривать игры, приложения для гаджетов и интернет как средство приобретения новых навыков, получения полезной информации, приносящей практическое значение.
  8. Во избежание полного перемещения ребенка в «виртуальные миры», у него должен быть полный доступ к реальным и увлекающим «мирам» — студии, кружки, походы, общение с природой, творчество, путешествия, театры, кино, музеи.

Виды компьютерной зависимости

Дети проводят время в сети по-разному. Мальчики больше любят стрелялки — такие как Doom или Counter-Strike, а девочки могут часами листать ленту инстаграма. Выделяют три вида зависимости от компьютера, хотя все они имеют одинаковый механизм:

  • Игровая зависимость — чрезмерное увлечение компьютерными играми, которые постепенно вытесняют реальную жизнь. Реалистичная графика и насыщенный сюжет дают ребенку эмоции, а игровые чаты могут полностью удовлетворять потребность ребенка в общении. Также во многих играх есть рейтинги, ежедневные задания, системы поощрений, что дополнительно удерживает игроков.
  • Зависимость от соцсетей — навязчивое желание проверять, нет ли новых лайков и сообщений, подолгу листать ленту, заводить сетевые знакомства. В соцсетях подросткам легко преодолеть неуверенность и создать идеальный образ себя. Но чем больше разрыв с реальностью, тем сложнее принять свою внешность без фильтров и настоящую жизнь, которая кажется слишком скучной и серой.
  • Зависимость от сетевого серфинга — всевозможные сайты и ролики на ютубе могут быть полезны, если подросток смотрит их с какой-то целью. Совсем другое дело — бесцельное блуждание по сети. По сути, это прокрастинация, которая постепенно занимает все больше времени.

Как перестать быть зависимым от телефона? Номофобия — болезнь 21 века

В современном мире большое количество вещей создано для облегчения нашей жизни. Однако их наличие становится для многих проблемой. Одним из таких предметов сегодня стал смартфон. Это не просто средство связи, но и гаджет, который используется для развлечения.

Смартфон позволяет быть в курсе событий, следить за тем, что происходит в мире, общаться с друзьями, быть в курсе того, что у них происходит. Столь плотное взаимодействие с мобильным телефоном приводит к развитию болезни – номофобии.

Номофобия: понятие, признаки и причины

Понятие «номофобия» было введено относительно недавно. Психологи обозначают данным термином беспокойное, а иногда и паническое состояние человека, которое возникает у него в результате того, что он не может поддерживать связь через мобильный телефон. Согласно статистическим данным около 53% людей зависимы от своих гаджетов.

Проявления номофобии

  1. Возникновение паники, чувства дискомфорта, раздражительности при отсутствии гаджета рядом.
  2. Внешний вид смартфона становится для вас очень важен. Человек стремится украсить свой телефон, сделать его особенным, приобрести самую новую модель.
  3. Зависимость от информации. Индивид страдает от того, что может пропустить какую-нибудь новость. И чтобы этого не случилось, готов перевернуть все вверх дном.
  4. Возникают звуковые галлюцинации: кажется, что на смартфон поступают звонки.

Признаки

  1. Вы постоянно носите с собой телефон. Он должен быть рядом даже ночью. Наличие телефона дает вам уверенность и спокойствие.
  2. Вы постоянно держите смартфон в руках, тратите много средств для покупки обновлений и разнообразных программ.
  3. Вы предпочитаете общаться именно по телефону, а не встречаться с людьми лично.
  4. Вы много времени проводите в социальных сетях, постоянно делаете селфи и размещаете их сети, для вас становится очень важным, что подумают люди, рассматривая ваши фото.
  5. Вы боитесь потерять телефон, все время проверяете его наличие.

Причины

  1. Боязнь остаться в одиночестве: телефон создает иллюзию нужности, придает уверенности.
  2. Возможность связаться с людьми в любой момент, где бы они не находились.
  3. Реклама, которая красочно рассказывает о новинках, отмечая их важность в жизни. Это приводит к тому, что человек начинает воспринимать телефон как крайне необходимую для жизни вещь. Особенно этому подвержены дети, которые не умеют должным образом отсеивать ненужную информацию.
  4. Режим работы. Отдельные профессии сегодня лишают человека личной жизни. В этом случае телефон выступает в качестве компенсатора.

Негативное влияние смартфона — как избавится от зависимости?

Гаджеты оказывают большое влияние на человека. Постоянное взаимодействие с ними приводит к тому, что теряются навыки коммуникации, нарушается сон, человек выпадет из реальности, не замечает, что происходит вокруг, т.к. его взор прикован к экрану.

Чтобы избавиться от телефонной зависимости, нужно

  1. Положить гаджет в малодоступное место, чтобы он не находился постоянно под руками. Это снизит потребность заглянуть в него.
  2. Использовать для выхода в интернет компьютер. Его включение занимает больше времени, а потому вы не будете этим заниматься постоянно, чтобы читать сообщения в соцсетях.
  3. Установить сложный пароль для входа в соцсети через мобильный телефон.
  4. Заходить в интернет в строго определенное время, например по 30 минут утром или днем и на столько же вечером.
  5. Оставлять смартфон дома, когда уходите, стараться избегать мест, где имеется свободный доступ к Wi-fi.
  6. Устанавливать таймер, когда заходите в социальные сети, чтобы контролировать время, проведенное там.
  7. Устанавливать на телефоне беззвучный режим, что позволит не отвлекаться постоянно на приходящие оповещения.
  8. Воспользоваться будильником, а не такой же функцией телефона. Это уменьшит соблазн просмотра новостей в лентах соцсетей.

Выполняя эти нехитрые рекомендации, можно побороть желание не расставаться с мобильным телефоном.

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Далеко не всегда частое пребывание за компьютером означает зависимость. Ключевое отличие увлечения от настоящего поведенческого расстройства — утрата контроля над тягой к играм или соцсетям, размытая граница между виртуальным и реальным миром. Повседневные дела постепенно теряют смысл и становятся обузой, с которой хочется быстрее покончить, чтобы погрузиться в виртуальную жизнь.

Некоторые родители считают компьютерную зависимость всего лишь плохой привычкой или пробелом в воспитании, но специалисты по психическому здоровью предлагают рассматривать ее как заболевание. В 2022 году игровые расстройства, включая зависимость от компьютерных игр, внесли в Международную классификацию болезней.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков:

  • Потребность проводить в сети все свободное время, отсутствие других увлечений и хобби
  • Синдром отмены: беспокойство, раздражительность при невозможности выйти в сеть
  • Неоднократный обман родителей или других близких относительно времени, проведенного за компьютером
  • Раздражительность, агрессия в ответ на запреты или уговоры отвлечься от компьютерной игры, соцсетей
  • Стремление продолжать играть, несмотря на проблемы в учебе, испорченные отношения с родителями и друзьями
  • Пренебрежение внешним видом и личной гигиеной — подросток может перестать мыться без напоминания, становится равнодушен к своей внешности
  • Физические признаки: бессонница, нервозность, сухие воспаленные глаза, головные боли. В качестве одного из последствий компьютерной зависимости у подростков может развиться синдром запястного канала (боль в запястье из-за работы мышкой)
Проверьте, есть ли игровая зависимость у вашего ребенка

Предлагаем отдельный тест для родителей и психологические тесты для подростков, которые они должны заполнить самостоятельно.

Игровая зависимость — что это такое?

В адрес любителей поиграть часто можно услышать обвинения в игровой зависимости. Однако не все игроки действительно больны.

Игровая зависимость — это предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Американская психиатрическая ассоциация выделяет следующие симптомы зависимости от компьютерных (и других онлайн) игр:

  • появление навязчивых мыслей об игре, даже во время других занятий;
  • беспокойное, раздражительное, иногда неоправданно печальное состояние игрока при попытке уменьшить время игры или отказаться от неё;
  • возникновение потребности увеличивать время в игре и использовать более мощный гаджет;
  • потеря контроля над ситуацией: невозможность самостоятельно выйти из игры, перестать думать об игре;
  • восприятие других развлечений (общение с друзьями, хобби) в качестве помех;
  • невозможность остановиться, даже при осознании всех негативных последствий (или проявлений некоторых из них): плохое самочувствие, проблемы с учёбой, финансовые траты, конфликты с близкими;
  • возникновение необходимости лгать себе и близким о количестве времени, проведённом в игре.

На данный момент по различным исследованиям от 12 до 25% людей по всему миру страдает игровой зависимостью. Поскольку проблема с каждым годом всё очевиднее, в январе 2022 года игровая зависимость войдёт в справочник МКБ-11 по рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Типичные причины компьютерной зависимости у подростков

  • Дефицит ярких эмоций

Компьютерные игры и ролики в соцсетях можно сравнить с фаст-фудом — «быстрой едой» для психики и мозга. В реальной жизни для ярких событий нужна деятельность, активность, а в виртуальном мире достаточно запустить игру. Правда, как и фаст-фуд, виртуальные события только утоляют «голод», но не помогают развиваться.

  • Застенчивость, проблемы с общением

В играх и соцсетях для того, чтобы привлечь к себе внимание, достаточно прокомментировать чье-то фото или вместе пройти одну миссию. В реальной жизни заводить знакомства намного труднее, поэтому застенчивым подросткам интернет-среда кажется хорошим выходом.

Она и вправду расширяет круг общения, но с другой стороны, ребенок так и не научится дружить в обычной жизни. Более того, он может потерять к этому интерес.

  • Желание доказать превосходство, получить признание

Строя замки, убивая монстров или снимая ролик для соцсети, подросток получает восхищение и поддержку, которых у него нет в реальном мире. Он чувствует себя значимым и важным, видит лайки как одобрение сверстников.

Бесполезно думать, как отучить подростка от компьютерной зависимости, если в офлайне у него нет ситуаций успеха. И такие ситуации не появятся из ниоткуда, если отключить дома интернет, — над ними нужно работать.

Еще один фактор, который может способствовать развитию компьютерной зависимости у детей и подростков, — отсутствие традиций отдыха в семье. Семейные поездки, занятия спортом и хобби, в которых нужно делать что-то своими руками, учат детей развлекаться занимаясь делом. Но если в семье принято проводить время перед телевизором, ребенку негде научиться другому способу избавлять себя от скуки.

Виды

Интернет зависимость – это постоянное желание войти в интернет и проводить там как можно больше времени. Существует несколько видов интернет зависимостей:

1. Серфинг – бесцельное листание страниц, переходы по разным ссылкам и чтение не нужной информации. 2. Игровая зависимость – постоянное зависание в сетевых играх. 3. Финансовая зависимость – присутствует постоянное желание что-то купить в интернет-магазине. 4. Азартность – частое участие в аукционах, лотереях, розыгрышах, азартных интернет играх. 5. Зависимость от общения – отличается большим количеством переписок, участие в чатах, форумах, слишком большое количество друзей и подписчиков в социальных сетях, с которыми ребенок даже не знаком. 6. Киберсексуальная зависимость – частое посещение сайтов с порнографическим контентом, просмотр роликов и фотографий сексуального характера, интимные переписки. 7. Зависимость от видео – просмотр большого количества фильмов через интернет, сериалов, видеороликов различной тематики. Часто зритель даже не может рассказать о чем было просмотренное видео.

В последнее время эта зависимость все чаще наблюдается у детей и подростков. Основным симптомом является желание в любую свободную минуту зайти в интернет. Взгляд очень долго прикован к смартфону или много времени проводится за компьютером без определенной цели. Часто пропадает реакция на раздражающие факторы вокруг, а при попытке отвлечь от данного занятия проявляется агрессия или истерика.

Возможно, вам будет интересно: Как самостоятельно справиться со стрессом

Впоследствии теряется интерес к реальному миру, пропадает желание общаться с реальными людьми, нет увлечений и интересов. Навязчивые мысли открыть очередной сайт не дают уснуть ночью, а днем отвлекают от обыденных дел. Сильно нарушается режим дня, питания и сна, и, как следствие, падает умственная активность.

Клинические изменения личности

Подросток ищет возможность играть или заходить в соцсети как можно чаще, не умеет по-другому расслабляться и отдыхать. Интереса к другим развлечениям почти не остается, или они явно проигрывают в его системе приоритетов.

Здесь могут появиться прогулы школы, ложь родителям и учителям, трата всех карманных денег на платные опции в игре. Чтобы помочь подростку избавиться от компьютерной зависимости на этом этапе, нужны решительные меры — одних психолого-педагогических внушений будет мало. Родителям нужно создать достойного конкурента интернету. Например, вместе заняться спортом или отправиться в длинный туристический поход.

Стадии развития зависимости

Дети не сразу становятся заядлыми игроманами. Процесс формирования зависимости весьма длительный. Сначала ребёнок знакомится с игрой, её правилами, вымышленным миром, примеряет на себя новые роли, смотрит подходит или не подходит это для него.

Стадия заинтересованности

Может длиться очень долго, и многие подростки на ней и остаются, пробуя всё новые и новые приложения. Здесь ещё нет маниакального желания играть, поэтому и опасности как таковой нет. Если ваш ребёнок играет ограниченное время, легко отказывается от гаджета в пользу других занятий, то переживать и ругаться с ним по поводу этого не стоит. Поддерживайте его в других увлечениях, и зависимость от игр вам не будет страшна.

Стадия увлечённости

Первый звоночек для родителей. Мир фантазии интересует подростка всё больше, хочется поиграть чуть подольше, «ещё пять минуточек». Ребёнок пока способен отказаться от игры, но стремление вернуться туда снова возникает всё чаще. Он проводит за игрой по несколько часов в день, успеваемость падает. Хорошо, если приложение наскучит, разочарует игрока на данном этапе. Или родители мягко вмешаются в жизнь ребёнка и направят его энергию в другую сторону.

Важно понимать, что запрет на игру вызовет только больший протест, а желание играть — усилится. Если на этом этапе упустить время, зависимость довольно быстро перерастёт в следующую стадию.

Стадия зависимости

Школа, друзья, еда и сон – помеха игре. Постоянные конфликты с семьей, все мысли только о том, как улучшить свои результаты при прохождении следующего испытания. Здесь можно наблюдать полноценный синдром о, когда игра становится недоступной для ребёнка.

Агрессия, апатия, депрессивные и суицидальные мысли. Всё это сигнализирует о начале серьёзных проблем у подростка. Закрывать глаза на зависимость уже не получится.

К сожалению, немногие родители смогут самостоятельно справиться с ситуацией, поэтому для блага всей семьи необходимо обратиться к специалистам, которые помогут вывести ребёнка из игромании и наладить отношения с миром, чтобы не случилось рецидива.

Стадия клинической зависимости

Ребёнок больше не в состоянии себя контролировать и может просидеть за компьютером или гаджетом сутки без сна. Снижается аппетит, наблюдается эмоциональная заторможенность, вместе с тем растёт истеричность, импульсивность. Начинаются психосоматические нарушения – головные боли, расстройства желудка, кишечные колики. У некоторых детей появляются слуховые и визуальные галлюцинации. Если срочно не принять меры и не подключить к спасению ребёнка специалистов, могут начаться необратимые изменения в головном мозге.

Клиническая зависимость

На этом этапе подросток не способен легко оторваться от игры, даже если захочет. Все его мысли и планы так или иначе связаны с игрой, в речи появляется много специфических терминов. Если по каким-то причинам у него нет возможности сесть за компьютер, возникает синдром отмены: подавленность, раздражительность, тревожность.

Ребенок становится равнодушен к семейным делам, может проявлять черствость к родителям и близким. На этой стадии у родителей не получится самостоятельно бороться с компьютерной зависимостью у подростка — нужна помощь психотерапевта.

Мой ребёнок зависим или нет? Как определить, когда стоит волноваться

Порой бывает сложно определить, ребёнок просто увлечённо играет или уже зависим и не может остановиться. В таком случае необходимо понаблюдать за ним некоторое время.

Важно обращать внимание на следующие моменты:

Настроение

Ребёнок с зависимостью часто раздражителен, зол, плохо контролирует свои эмоции, особенно когда речь заходит о компьютерных играх. Однако быстро успокаивается, получив возможность играть. Здесь важно уточнить, что злость на маму, которая вырвала из рук гаджет – закономерная реакция и для здорового подростка. Незрелая психика работает медленно, поэтому, чтобы избежать конфликта и подготовить ребёнка к окончанию игры, предупредите его заранее, что время подходит к концу («осталось 5 минут»). Если по истечении этого времени ребёнок достаточно спокойно расстался с игрушкой – проблем нет.

Время в игре

Геймеры часто просто не могут ограничить себя в этом удовольствии. Они готовы отказаться от еды в пользу игры, плохо ложатся спать, прогуливают занятия, чтобы посидеть за компьютером или в гаджете. Бывает, что родители сами провоцируют такую ситуацию, изначально отказывая ребёнку в праве на игру. Если в расписании дня есть чёткое время, отведённое на развлечение – ребёнок меньше тревожится по поводу игры, он точно знает, что получит желаемое вовремя и никто его не накажет.

Финансовые затраты

Ребёнок начинает настаивать на необходимости вкладывать деньги в игру, в улучшение технических характеристик телефона или компьютера. Карманных денег ему не хватает. Возможны кражи из дома.

Общение со сверстниками

Интересы зависимого ребёнка сильно сужаются. С друзьями все разговоры в конечном счёте сводятся к игре. Игроман начинает сокращать количество прогулок с приятелями, под разными предлогами оставаясь наедине с игрой.

Если ваш ребёнок достаточно легко отвлекается от игры, спокойно расстаётся с гаджетом, ведёт активную социальную жизнь, у него нет проблем со сном – всё хорошо. Игры – это развлечение, одно из тысячи возможных. И ругать ребёнка за желание себя развлечь неразумно.

Структурные изменения личности

Стадия десоциализации, когда подросток окончательно выпадает из общественной жизни. Для этого этапа характерно безразличие к своему внешнему виду, способность подолгу обходиться без еды и сна, несмотря на плохое самочувствие.

Зависимый человек становится безразличен к внешнему миру, его ничего не радует и не интересует. Если окружающие пытаются заговорить, отвлечь, он реагирует агрессивно. Столь сильная компьютерная зависимость среди подростков встречается редко, но когда ситуация настолько запущена, нужна срочная помощь.

Последствия компьютерной зависимости

Если интернет и компьютер становятся основными каналами общения, это может сильно повлиять на социализацию подростка. В сети не используют мимику и жесты, эмоции выражают смайлами, а при любых конфликтах можно просто выйти из чата. Ребенок не пользуется всеми средствами общения, не развивает их — все это обедняет коммуникацию.

Еще один важный момент — нарушения в формировании привязанностей. В сети легко заводить знакомства, но так же легко расставаться. Можно добавить одного собеседника в черный список и тут же найти нового. В результате у подростка не будет опыта реальных отношений со всеми их трудностями, притирками, ссорами и примирениями.

Не менее вредным последствием компьютерной зависимости у подростков можно считать иллюзию достижений, которая складывается у заядлых игроков или блогеров. В играх можно за несколько дней создать целую вселенную, а если что-то не получилось — пройти уровень еще раз. В жизни нельзя так легко добиться успеха. При этом всерьез киберспортом или развитием своего блога занимаются единицы, остальные же сохраняют иллюзию достижений в то время, как их реальная жизнь разрушается.

Компьютерные игры не влияют на уровень агрессии Многолетнее исследование американских ученых не выявило связи между пристрастием к жестоким играм и повышенным уровнем агрессии.

Участники проекта, которые любили в подростковом возрасте видеоигры с элементами насилия, в 23 года были не более агрессивны, чем их сверстники, никогда не игравшие в такие игры.

Последствия

Многие родители, оправдывая собственные ошибки в воспитании, любят повторять о том, что пусть, дескать, лучше компьютерная зависимость, чем алкогольная или наркотическая. Они правы лишь отчасти, и то лишь потому, что не представляют себе все те последствия, которыми она чревата.

Во-первых, она формируется гораздо быстрее всех остальных видов зависимостей. Во-вторых, только в 20% случаев дети самостоятельно её «перерастают» (сознательно теряют интерес к компьютерам и гаджетам). В-третьих, она крайне опасна для физического здоровья и способна спровоцировать:

  • нарушения зрения;
  • бессонницу;
  • искривление позвоночника, проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • снижение иммунитета;
  • головные боли;
  • мышечную атрофию;
  • быстрое и повышенное утомление;
  • ожирение;
  • боли в спине;
  • туннельный синдром (болевые ощущения в запястье).

В-четвёртых, компьютерная зависимость в буквальном смысле слова трансформирует психику ребёнка, который:

  • вне своей компьютерной реальности чувствует себя «выжатым и опустошённым»;
  • становится вялым, апатичным, раздражительным, нервозным;
  • плохо спит;
  • либо недоедает, либо переедает;
  • перестаёт реально оценивать окружающую действительность, включая самого себя в ней;
  • социально дезориентируется, теряя межличностные контакты и связи.

Если не предпринимать никаких мер по устранению детской компьютерной зависимости, она станет устойчивым паттерном поведения. Дети вырастают замкнутыми и совершенно социально неадаптированными. Они не могут приспособиться к реалиями современного мира, живя и реализуя себя только в вымышленном, виртуальном. По мере взросления у них возникают проблемы с поступлением в учебные заведения и трудоустройством. Большинство из них становятся совершенно «дикими», сутками не выходят из комнаты, ни с кем не общаются, продолжают жить на шее у родителей, тратят любые деньги на игры или покупку технических новинок (процессора, монитора, телефона).

Последствия для здоровья

Зависимость от компьютера часто сопровождается целым рядом соматических проблем. От гиподинамии слабеют мышцы, портится осанка и развивается сколиоз. Нерегулярное питание и фаст-фуд, которым дети любят перекусывать за игрой, приводят к гастриту. Наконец, долгое пребывание за монитором неизбежно влияет на зрение.

Такие проблемы хорошо видны родителям, но могут быть незаметны для подростка. Увлеченные игрой, дети часто не замечают голод и недостаток сна. Тем не менее все это влияет на здоровье.

Как предупредить зависимость от компьютера

Гораздо проще предупредить зависимость, а не лечить ее. Покажите чаду, что вас беспокоит сложившаяся ситуация. Важно, чтобы он видел в вас не агрессора или противника, а родного близкого человека, которому тоже необходима забота.

Постарайтесь, чтобы игры были коллективными – с участием двоих, троих детей. Это позволит периодически отвлекаться на общение, не погружаясь в состояние «транса». Проявляйте интерес к тем играм, которые нравятся вашему ребенку. По возможности предлагайте развивающие варианты.

Правильное воспитание ребенка – основная мера предотвращения зависимости любого типа у детей. Если возникла конфликтная ситуация, выраженная с вашей стороны приказом о прекращении нахождения за монитором, то забудьте о торге. Внятно и четко заявите о своей позиции, дайте объяснение ей.

Не ограничивайте ребенка в его действии, методом запрета тех или иных игр. Лучше объяснить, по какой причине то или иное занятие нежелательно для него. При категорическом запрете того или иного вида развлечения без каких-либо объяснений повысит интерес ребенка к такому времяпровождению. Само существование запрета приведет к невозможности обсуждения проблемы между ребенком и родителями.

Всегда оговаривайте время провождения ребенка за монитором, и придерживайтесь этих договоренностей. Продолжительность стоит выбирать, основываясь на возрасте чада. До 5 лет вообще нежелательно, чтобы ребенок увлекался компьютерными играми – поощряйте его познание мира без электроники.

С 6-летнего возраста достаточно 15-20 минут такого досуга. Подростку 10-12 лет можно сидеть около двух часов за устройством, и с перерывами.

Категорический запрет на компьютерные игры непосредственно перед сном. Устройство не должно стоять в детской комнате. Как отмечалось, времяпровождение за компьютером должно проходить в общей комнате, чтобы видеть, для чего он применяется.

Приучайте ребенка к активным играм, спорту, физическому развитию. Это не должно быть в тягость – найдите то, что ему понравится. Компьютерные игры не должны подменять реальное общение с окружающими.

Если есть возможность, периодически общайтесь с ним пока он находится в Сети – это позволит ему не погружаться в игру, и вы будете понимать, чем он занят.

Вы должны быть в курсе его виртуальных контактов, говорите с ним о них. Важно, чтобы ребенок не оставлял «людям из интернета» свой домашний адрес, номер школы, телефона. Также запрещены встречи с новыми знакомыми из Сети без предварительного обсуждения со знакомыми. Доверительные отношения с ребенком впоследствии избавят от многих серьезных проблем.

Как лечить компьютерную зависимость у подростков

Родителям стоит в первую очередь обратить внимание на обстановку в семье и в школе — это ближайшее окружение подростка, где обычно находятся корни всех его проблем. На ранних этапах бывает достаточно наладить атмосферу в семье и предложить ребенку интересное хобби.

А чтобы понять, как вылечить компьютерную зависимость у подростка, если она уже сформировалась и есть негативные последствия, важно проконсультироваться с психологом и вместе найти решение.

Возможные способы лечения:

  • Гештальт-терапия, психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия и другие психотерапевтические методы, включая гипноз. С зависимостями можно работать в рамках разных направлений, родителям лучше выбирать не метод, а хорошего специалиста.
  • Медикаментозное лечение — подбирается исключительно психиатром (психолог не назначает медицинские препараты). Как правило, этот способ используют, если диагностирована клиническая депрессия, которая и стала причиной зависимости.

Любое заболевание лучше предупредить, чем лечить. Методические рекомендации от психологов, направленные на профилактику компьютерной зависимости, включают работу вместе с подростком над выбором активного хобби, над жизненными целями. На это нужно обратить внимание как можно раньше, пока увлечение компьютером не выходит за пределы нормы.

Три принципа избавления от компьютерной зависимости:
  1. Осознание проблемы — работа над любой зависимостью начинается с того, что человек должен признать: «У меня есть проблема».

    Без этого можно вылечить подростка только на ранних стадиях, когда зависимость еще не сформировалась и достаточно переключить его внимание с компьютера на другие дела.

  2. Участие всей семьи — сложно добиться эффекта, если лечением компьютерной зависимости у подростка занимается только психотерапевт, а обстановка в семье никак не меняется.

    Причиной ухода в виртуальный мир часто бывает недостаток теплоты, близости, общения с близкими. Родителям важно помнить, что они влияют на успех лечения не меньше, чем специалисты.

  3. Поиск нового увлечения — вместо компьютера у подростка должны появиться новые интересные дела: активные хобби, спорт.

    Желательно, чтобы они требовали взаимодействия с другими людьми — тогда у ребенка сформируется новый круг общения, который его поддержит.

У детей в семье должен быть выбор, как проводить свободное время и чем увлекаться. Если с ранних лет единственным вариантом отдыха были мультфильмы — есть большая вероятность, что их сменят видеоигры и соцсети, потому что у ребенка не сформируются представления о развлечениях без гаджетов.

Можно ли разделить игры на опасные и не опасные?

На самом деле, нельзя назвать конкретные жанры игр, вызывающие стопроцентную зависимость. Любая игра, сделанная достаточно качественно, продумано, красочно, может привлечь внимание ребёнка и заставить его снова и снова возвращаться к экрану.

К сожалению, разработчики игр вынуждены создавать притягательные миры с секретными уровнями, интересными сюжетами, бонусными системами, иначе их продукцию перестанут покупать. Да и зависимость возникает не у всех игроков.

Если рассмотреть приложения по отдельности, то можно найти для каждого набор ключевых навыков, необходимых для успешного прохождения.

На данный момент существует множество классификаций игр. Мы рассмотрим одну из самых простых, имеющую непосредственное отношение к психологическим аспектам. Игры делятся на шесть жанров:

Действия (Экшен)

Направлены на физические навыки игрока, успешность прохождения зависит от скорости реакции, хорошей координации зрения и моторики. Для этих игр очень важны характеристики компьютера или телефона, на которых они установлены, поскольку от качества прорисовки деталей зависят действия человека.

Типичная задача для игрока этого жанра – собрать все необходимые предметы, победить всех «монстров», найти выход из локации. Некоторые игры предполагают активную работу в команде. Всё это развивает умение быстро принимать решения, мыслить стратегически, просчитывать ходы заранее, а также позволяет сбрасывать лишнюю агрессию. Однако вместе с тем, экшен-игры легко затягивают своей активностью и вызывают быстрое утомление нервной системы. Желательно ограничивать время, проводимое в подобных играх, чтобы давать возможность отдохнуть психике, а телу – размять не только пальцы.

Симулятор

Отличная возможность для ребёнка попробовать себя в различных ситуациях. Например, там можно управлять самолётом или собственным рестораном. Здесь главное помнить, что симулятор не даёт стопроцентной передачи реальности, а показывает только часть жизни.

Стратегии

Игры, требующие качественного мыслительного процесса. Как правило, игроку предлагается роль руководителя государства, компании или группы, и некая цель, к которой он должен привести вверенных ему людей.

Периодическое увлечение этим жанром развивает стратегическое мышление, умение видеть ситуацию широко и с разных точек зрения, принимать неоднозначные решения, думать на перспективу. Здесь перерывы необходимы, чтобы дать мозгу передохнуть, иначе вероятность совершить ошибку увеличивается.

Ролевые игры

Дают возможность подростку стать кем-то другим. Не «скромным мальчиком Петей», а «последним потомком короля эльфов», например. Весьма популярный жанр среди детей, особенно неуверенных в себе.

Эти игры, к слову, встречаются не только в виртуальном мире, но и в реальном. Люди переодеваются в любимых персонажей и собираются на различных играх и фестивалях, чтобы прожить более яркую и необычную жизнь.

Если вы заметили, что ребёнок начал сильно погружаться в ролевые игры, посмотрите, насколько насыщена событиями его реальная жизнь. Возможно, ему не хватает сильных позитивных впечатлений. Поскольку каждый персонаж в игре отличается набором особых характеристик, обратите внимание на то, какие особенности выбирает ребёнок. Помогите ему развить эти качества в настоящей жизни.

Приключения (квест)

Лёгкий жанр, где игрок в образе персонажа проходит некое путешествие, преодолевает препятствия, решает задачки. Очень часто такие игры базируются на сюжетах книг и фильмов. Здесь не важна скорость реакции и стратегическое мышление – гораздо важнее наблюдательность и логика. Игроку предлагаются головоломки, решая которые он получает возможность двигаться дальше. В такие игры можно играть всей семьей. Они увлекательны и полезны. Главное – вовремя делать перерыв.

Головоломки

Игры без особого сюжета. Уровни построены на одних и тех же правилах и заключаются в решении логических задач с постепенным увеличением сложности. От игрока требуются концентрация внимания, логическое мышление, немного стратегии и интуиции. В умеренных дозах головоломки способствуют развитию умственных способностей ребёнка.

Таким образом, нет абсолютно плохих или абсолютно хороших игр – всё хорошо в меру и вовремя. Главное правило как для детей, так и для взрослых – играть в удовольствие и в строго отведённое для этого время. Риск появления зависимости сильно снижается, если человек ведёт активную, насыщенную жизнь, а игра выступает приятной приправой к ней.

Как помочь ребенку: советы родителям

  • Невозможно запретить использование компьютера или выход в интернет совсем — они понадобятся детям для учебы. Но можно показать, что компьютерные технологии созданы не только для развлечений. За монитором можно заниматься программированием, веб-дизайном и т. д. Даже игры бывают не пустой тратой времени — киберспорт является официальной дисциплиной.
  • Пока психолог работает над тем, как избавить подростка от компьютерной зависимости, дело родителей — создать комфортную обстановку дома. Если постоянно ругать и критиковать ребенка, пока он не «исправится», уровень стресса будет только выше, а результат лечения — хуже.
  • Не нужно ожидать, что ребенку хватит общения с родителями и учебы, чтобы не чувствовать себя одиноким. В подростковом возрасте важна компания сверстников — так пусть у ребенка будет возможность завести ее в спортивных или творческих секциях.
  • Чтобы избавиться от компьютерной зависимости, подростку нужна мотивация. Он должен понимать, что в будущем его ждут интересные дела, и знать, как идти к достижению успеха. Родители могут помочь, если будут разговаривать с ребенком о будущей профессии, интересоваться его склонностями и таким образом создавать базу для новых увлечений.
  • Онлайн-игра нередко бывает способом снять стресс и выплеснуть негативные эмоции. Важно научить подростка справляться с эмоциями иначе, а также оказывать ему поддержку в стрессовых ситуациях (даже если причина стресса кажется мелочью).

Профилактика

Однако самый лучший способ борьбы с любыми зависимостями – не доводить дело до крайности. Так и с игровыми пристрастиями. Если ребёнок активно развивается, полон творческой энергии, участвует в спортивных мероприятиях, много общается с ровесниками, чувствует поддержку со стороны близких, ему просто некогда и незачем прятаться в мире игр. Поэтому поддерживайте своих детей, разговаривайте с ними, помогайте им наполнить свою жизнь смыслом, взращивайте в них уверенность в своих силах, ведь именно родители – главные люди в жизни любого ребёнка.

Чего не стоит делать

  • Бороться физическими методами — отключать интернет и силой выгонять ребенка погулять или почитать. Это не работает, новые интересы не возникают просто так.
  • Заострять внимание на негативе и пугать игрока последствиями для здоровья. Как правило, дети не придают этому должного значения — вред для здоровья они осознают намного позже.
  • Жестко указывать на болезнь — называть игроманом, ненормальным, говорить «тебя вылечат». Это может вызвать обратный эффект и только оттолкнуть ребенка от похода к психологу или психотерапевту.
  • Силой вести ребенка к специалисту. Иногда это бывает оправдано, но зависимость от компьютера не тот случай. Если подросток отказывается от помощи, лучше сходить на консультацию самим родителям, чтобы психолог подсказал выход из ситуации.
  • Критиковать друзей в сети. Даже если они действительно плохо влияют на ребенка, он не воспримет критику, и в результате родители рискуют только испортить отношения.
  • Отгораживаться от ситуации и ждать, когда проблема решится сама. Лечение компьютерной зависимости требует активного участия родителей и терпения, иначе можно потерять время и дойти до той стадии, когда даже помощь специалиста не всегда эффективна.
  • Компьютер, как и все в этом мире, не абсолютное зло, а инструмент. Он может быть полезен для ребенка, если родители обучат его правильно пользоваться им.

Советы психолога родителям

Интернет-зависимость является широким понятием, включающим в себя множество частных пунктов. Но коррекционная работа по избавлению от неё будет иметь схожие направления.

В максимальной зоне риска попадания в зависимость от интернета находятся подростки и дети. Неокрепшая психика и отсутствие критического мышления являются прекрасным фундаментом для развития любой формы аддиктивного поведения. Так что же делать родителям, чей ребёнок попал в сети всемирной паутины, которая заменила ему реальный мир?

Понять причины

Любое зависимое поведение напрямую связано с потребностью человека уйти подальше от дискомфортной реальности. В случае с подростком стресс могут вызывать трудности в социальной адаптации, конфликты со сверстниками, неудачи в учебе и многое другое.

Если мама или папа попробуют честно и доверительно поговорить с ребенком о том, что происходит в его жизни, то корни возникновения интернет-зависимости станут понятнее. Если же достучаться до сына или дочери не получается, имеет смысл обратиться к психологу.

Предложить альтернативу

Человек впадает в зависимость от чего-либо в том случае, когда объект аддикции восполняет для него актуальные потребности. Выявив их самостоятельно или же с помощью специалиста, родителям следует поискать для ребёнка другой способ получения недостающего. Если подростку не хватает общения со сверстниками, можно поискать для него кружок или секцию. Если ребёнку не хватает ярких впечатлений, стоит посмотреть в сторону соревновательных видов спорта.

Важно помнить, что предложенный способ времяпрепровождения должен быть привлекательным для подростка. Ни в коем случае нельзя навязывать ребёнку свои идеи, так как это вызовет протестную реакцию, которая усугубит зависимость.

Наладить контакт

Данный совет актуален при любой форме девиантного поведения у подростка. Выстраивание доверительного общения сглаживает многие углы и шероховатости. Однако родители часто не знают с чего начать. Далее рассмотрим несколько пунктов, которые необходимо соблюдать в общении с ребенком.

Не критикуйте

Для взрослого человека критика может быть стимулом для развития. Но для подростка, чья самооценка часто реактивна и зависит от мнения окружающих, она болезненна. Если мама или папа строит общение с ребёнком на языке критики, то о доверии можно забыть. А вот степень погружения в виртуальный мир усиливается.

Сначала говорите про чувства, потом про действия

Еще одна ошибка подавляющего числа родителей заключается в том, что, слыша о проблеме у сына или дочери, они сразу предлагают готовое решение. Но первое, что нужно сделать, это разделить чувства. Подросток всё ощущает острее, нежели взрослый. Следовательно, и потребность поделиться своими переживаниями у него выше.

Иногда достаточно просто выслушать ребёнка, чтобы он сам увидел пути разрешения ситуации. Но даже если этого не происходит, после работы с чувствами юноша или девушка более открыты к принятию советов.

Проявляйте интерес

Доверие не строится, когда общение происходит «для галочки». Родителям следует пытаться смотреть на мир глазами своего ребёнка, быть заинтересованными в его жизни. Вопрос «как дела?» не должен быть пустым, за ним действительно должно стоять любопытство.

Зависимость от интернета часто связана с недостатком общения в реальной жизни. Если родители станут для подростка теми людьми, с которыми можно поделиться чем-то личным, то желание их сына или дочери безвылазно находиться в сети будет уменьшаться.

Конечно, речь идет о начальной стадии зависимости, когда время еще не упущено. Но даже в более тяжелых случаях работа родителей будет заключаться в налаживании контакта с ребёнком и поиске альтернативного восполнения его потребностей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]