Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Воля определяет способность добиваться успеха: она выявляет насколько легко приниматься за работу, сопротивляться соблазнам, побеждать прокрастинацию и лень, избавляться от раздражителей и ставить долгосрочные результаты выше желаний получить краткосрочные удовольствия.

Воля в психологии, согласно Википедии – способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Проще говоря, если вы приняли решение что-либо сделать, но после этого не последовало никакого действия, значит решение не было принято, а воля оказалась подавленной страхом, стрессом или ленью.

Современные психологи предполагают, что слабость воли может быть вызвана одной или несколькими из следующих причин:

  • отсутствие подходящих целей;
  • нерешительность, вызванная смещением внимания от одного курса действий к другому;
  • неспособность выбирать между альтернативными курсами действий;
  • неспособность принять твердое решение;
  • неумение ломать плохие привычки;
  • неспособность противостоять желаниям, импульсам и побуждениям.

Функции воли

У воли две функции: побудительная и тормозная.

Побудительная воля – это действие или комплекс действий, которые вам нужно совершить (прививание хорошей привычки). Тормозная – действие, которого не нужно совершать (искоренение плохой привычки).

Воля в той или иной мере проявляется у всех людей. Однако многие, несмотря на то, что рационально понимают, что плохое поведение или привычка разрушают жизнь и могут стоить очень дорого (сидячий образ жизни, потребление алкоголя, курение), изменяют свой быт и поведение лишь на короткий промежуток времени. Через несколько дней, недель или месяцев привычка берет верх и воля оказывается подавленной. До того часа, когда снова возникнет достаточно сильный страх или отвращение к себе.

Существует определенный порог желания, который разделяет мотивацию и волю: когда желание лежит ниже этого порога, оно является мотивацией, а когда пересекает его, то действие становится волевым.

В истории европейской философии

по­ня­тие В. име­ло два осн. зна­че­ния: 1) спо­соб­ность ра­зу­ма к са­мо­оп­ре­де­ле­нию (в т. ч. мо­раль­но­му) и по­ро­ж­де­нию спе­ци­фич. при­чин­но­сти (ра­цио­на­ли­стич. тра­ди­ция, ис­то­ри­че­ски бо­лее влия­тель­ная и не пре­ры­ваю­щая­ся от ан­тич­но­сти до на­стоя­ще­го вре­ме­ни); 2) фун­дам. свой­ст­во су­ще­го, пред­ше­ст­вую­щее ра­зу­му; ос­но­ва всех объ­яс­нит. мо­де­лей (тра­ди­ция во­люн­та­риз­ма 19–20 вв., пред­став­лен­ная пре­им. Ф. В. Шел­лин­гом, А. Шо­пен­гау­эром, Э. фон Гарт­ма­ном, Ф. Ниц­ше и от­час­ти А. Берг­со­ном).

В клас­сич. ра­цио­на­ли­стич. тра­ди­ции В. вы­сту­па­ет как от­но­си­тель­но са­мо­сто­ят. функ­ция ра­зу­ма. Кон­фликт ра­зу­ма и В. здесь поч­ти не­пред­ста­вим, а про­тиво­по­лож­ность во­ле­во­го ир­ра­цио­наль­но­му ра­зу­ме­ет­ся са­ма со­бой. В по­ня­тии В. вы­де­ля­ет­ся пре­ж­де все­го ин­тел­лек­ту­аль­но-им­пе­ра­тив­ный ас­пект твёр­до­го ра­зум­но­го на­ме­ре­ния, дея­тель­ной мыс­ли, стре­мя­щей­ся к осу­ще­ст­в­ле­нию це­ли. Эта про­бле­ма­ти­ка на­ча­ла оформ­лять­ся в рам­ках концепции сво­бо­ды во­ли и пер­во­на­чаль­но ог­ра­ни­чи­ва­лась сфе­ра­ми эти­ки, гно­сео­ло­гии и пси­хо­ло­гии.

По­ня­тие В. не сра­зу по­лу­чи­ло тер­мино­ло­гич. фик­са­цию (по­это­му гре­кам по­рой оши­боч­но от­ка­зы­ва­ли во вся­ком пред­став­ле­нии о В.). У Пла­то­на «во­ле­вое» на­ча­ло впер­вые ста­но­вит­ся осо­бым пред­ме­том реф­лек­сии и по­ни­ма­ет­ся как син­тез ра­зум­ной оцен­ки и стрем­ле­ния, при­чём по­след­нее вы­де­ля­ет­ся в отд. спо­соб­ность ду­ши («Пир», 201 dе; «Федр», 252 b сл.). Ари­сто­тель раз­ра­бо­тал «ана­ли­ти­ку» во­ле­во­го ак­та, рас­смат­ри­вая В. как спе­ци­фич. при­чин­ность, от­лич­ную от чис­той ин­тел­лек­ту­аль­ной сфе­ры (со­зер­цат. ра­зум) и от чис­тых аф­фек­тов. Фун­дам. спо­соб­но­стью ду­ши яв­ля­ет­ся стрем­ле­ние, а В. – единств. вид стрем­ле­ния, ко­то­рый за­ро­ж­да­ет­ся в ра­зум­ной час­ти ду­ши и яв­ля­ет­ся син­те­зом ра­зу­ма и стрем­ле­ния, при­чём пред­мет стрем­ле­ния в ак­те во­ле­ния осоз­на­ёт­ся как цель («О ду­ше», II, 3, 414 b 2; III, 9, 432 b 1 сл.). Сфе­ра В. со­от­вет­ст­ву­ет «прак­тиче­ско­му» ра­зу­му, раз­мыш­ляю­ще­му о дея­тель­но­сти и на­прав­ляю­ще­му на неё. Не­оп­ла­то­низм, не пред­ло­жив прин­ци­пи­аль­ных нов­шеств в об­лас­ти про­бле­ма­ти­ки В., пе­ре­мес­тил её в сфе­ру он­то­ло­гии (В. как «тя­го­те­ние» ума к се­бе и к Еди­но­му у Пло­ти­на – «Эн­неа­ды», VI, 8: «О про­из­во­ле и же­ла­нии Еди­но­го»).

На­ме­тив­ший­ся в рам­ках этой клас­сич. тра­ди­ции про­цесс вы­чле­не­ния В. как спо­соб­но­сти к дей­ст­вию, по­лу­чаю­щей из­вест­ную са­мо­стоя­тель­ность по от­но­ше­нию к ра­зу­му и к аф­фек­ту, на­шёл своё вы­ра­же­ние в лат. тер­ми­не «voluntas» (уже у Лук­ре­ция и Ци­це­ро­на), ак­цен­ти­ро­вав­шем ди­на­мич. мо­мент В. и во­брав­шем в се­бя всю ту со­во­куп­ность зна­че­ний, ко­то­рая бы­ла пред­став­ле­на в разл. греч. тер­ми­нах. Кро­ме то­го, в ла­ти­но­языч­ной тра­ди­ции уже до­воль­но ра­но на­ме­ти­лось чёт­кое раз­гра­ни­че­ние ра­зу­ма и В. (напр., Ци­це­рон, «Тус­ку­лан­ские бе­се­ды», IV, 38, 82; Юве­нал, «Са­ти­ры», VI, 223).

Хри­сти­ан­ст­во, ут­вер­див­шее при­мат сверх­ра­цио­наль­ной ве­ры и люб­ви, ус­ко­ри­ло вы­чле­не­ние В. в ка­че­ст­ве отд. спо­соб­но­сти и при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию свое­об­раз­ной «ме­та­фи­зи­ки В.», осо­бен­но яр­ко про­явив­шей се­бя на лат. За­па­де на­чи­ная с 4 в. В три­ни­тар­ном уче­нии Ма­рия Вик­то­ри­на В. по­ни­ма­ет­ся пре­ж­де все­го суб­стан­ци­аль­но: в Бо­ге В. сов­па­да­ет с бы­ти­ем и яв­ля­ет­ся чис­той по­тен­ци­ей, спо­соб­но­стью к са­мо­реа­ли­за­ции Аб­со­лю­та («Про­тив Ария», I, 52, 1080 B и т. д.). Ав­гу­стин, вы­де­ляя ди­на­ми­че­ски-пси­хо­ло­гич. мо­мент во­ле­ния, в си­лу ко­то­ро­го лю­бой аф­фект сви­де­тель­ст­ву­ет о не­ко­ем во­ле­вом стрем­ле­нии («Ведь во­ля, ко­неч­но, при­су­ща всем [дви­же­ни­ям ду­ши]; ма­ло то­го, все они суть не что иное, как во­ля» – «О Гра­де Божь­ем», XIV, 6), в сво­ём уче­нии о «тро­ич­ной» струк­ту­ре ра­зу­ма ут­вер­жда­ет суб­стан­ци­аль­ное един­ст­во ума, па­мя­ти и во­ли. В. есть та­кая же не­по­средств. оче­вид­ность, как бы­тие и зна­ние о нём («О сво­бод­ном ре­ше­нии», I, 12, 25).

Сред­не­ве­ко­вая про­бле­ма­ти­ка В. не вы­хо­ди­ла за рам­ки ав­гу­сти­ни­ан­ст­ва (Ан­сельм Кен­тер­бе­рий­ский и др.), ари­стоте­лиз­ма и их воз­мож­ных ком­би­на­ций. Ари­сто­те­лев­ские мо­ти­вы пре­об­ла­да­ют у Фо­мы Ак­вин­ско­го: В. – «при­чи­на са­мой се­бя», спо­соб­ность са­мо­оп­ре­де­ле­ния ра­зу­ма; В. и ра­зум – раз­ные, но тес­но свя­зан­ные спо­соб­но­сти ду­ши. Са­мый «ра­ди­каль­ный» ва­ри­ант ав­гу­сти­ни­ан­ст­ва пред­по­ла­га­ет ди­на­ми­че­ский при­мат В. над ра­зу­мом: у Дун­са Ско­та струк­ту­ра мыш­ле­ния за­да­ёт­ся В. как пер­вич­ной ин­тен­ци­ей: «Во­ля, по­ве­ле­ваю­щая умом, яв­ля­ет­ся бо­лее вы­со­кой при­чи­ной с точ­ки зре­ния её дей­ст­вия» («In I senten­tiarum», IV, 49, 4).

У Р. Де­кар­та по­ня­тие В. не­сколь­ко ши­ре по­ня­тия ра­зу­ма, но по су­ти сво­ей во­ле­ние – мо­дус мыш­ле­ния. Для Б. Спи­но­зы В. и ра­зум – од­но и то же, ибо ра­зум по­зна­ёт при­чин­ную связь ве­щей и идей: че­ло­век оп­ре­де­ля­ет­ся к дей­ст­вию по­зна­ни­ем. С точ­ки зре­ния Г. В. Лейб­ни­ца, во­ле­ние оп­ре­де­ля­ет­ся ра­зу­мом, хо­тя в мо­раль­ной плос­ко­сти и не де­тер­ми­ни­ру­ется им пол­но­стью. У И. Кан­та В. есть спо­соб­ность же­ла­ния, оп­ре­де­ляю­щее ос­но­ва­ние ко­то­рой на­хо­дит­ся в ра­зу­ме: В. – это спо­соб­ность оп­ре­де­лять са­моё се­бя к дей­ст­вию со­об­раз­но пред­став­ле­нию о за­ко­нах, или «вид при­чин­но­сти жи­вых су­ществ, по­сколь­ку они ра­зум­ны» («Ос­но­вы ме­та­фи­зи­ки нрав­ст­вен­но­сти», раз­дел III). Цель дей­ст­вия есть объ­ек­тив­ное ос­но­ва­ние для са­мо­оп­ре­де­ле­ния В. По Г. В. Ф. Ге­ге­лю, «раз­ли­чие ме­ж­ду мыш­ле­ни­ем и во­лей – лишь раз­ли­чие ме­ж­ду тео­ре­ти­че­ским и прак­ти­че­ским от­но­ше­ни­ем, во­ля есть осо­бый спо­соб мыш­ле­ния: мыш­ле­ние как пе­ре­ме­щаю­щее се­бя в на­лич­ное бы­тие, как вле­че­ние со­об­щить се­бе на­лич­ное бы­тие» («Фи­ло­со­фия пра­ва», Вве­де­ние, § 4). У И. Г. Фих­те В. вы­сту­па­ет внут­ри субъ­ек­та как рав­но­прав­ная спо­соб­ность на­ря­ду с ра­зу­мом, при­чём акт В. (как у Дун­са Ско­та) об­ла­да­ет ло­гич. пер­вен­ст­вом в про­цес­се са­мо­оп­ре­де­ле­ния ра­зум­но­го «я». Но­вей­шим при­ме­ром клас­сич. тра­ди­ции мо­жет слу­жить фе­но­ме­но­ло­гич. кон­цеп­ция П. Ри­кё­ра, по­ни­маю­ще­го В. как «фун­да­мен­таль­ную спо­соб­ность» – ин­тел­лек­ту­аль­ную ин­тен­цию, со­дер­жа­щую «про­ект» дей­ст­вия, т. е. стрем­ле­ние к це­ли, не сов­па­даю­щее с «чис­тым» мыш­ле­ни­ем, хо­тя «си­ла» В. – «это ас­пект cogito»: «же­лать – зна­чит мыс­лить».

Ос­но­вой во­люн­та­ри­стич. тра­ди­ции яв­ля­ет­ся он­то­ло­гич. по­ни­ма­ние В., ис­хо­дя­щее из то­го, что не В. есть ак­ци­ден­ция ра­зу­ма, а ра­зум – ак­ци­ден­ция В. Во­люн­та­ри­стич. по­тен­ци­ал в рам­ках клас­сич. тра­ди­ции был в пол­ной ме­ре реа­ли­зо­ван Ав­гу­сти­ном, Дун­сом Ско­том и Фих­те. Эле­мен­ты соб­ст­вен­но во­люн­та­ри­стич. тра­ди­ции мож­но най­ти у Я. Бё­ме (бла­гая или злая В. – он­то­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ки су­ще­го) и Мен де Би­ра­на, но как цель­ная по­зи­ция она пред­став­ле­на фи­ло­со­фи­ей Ф. В. Шел­лин­га и осо­бен­но А. Шо­пен­гау­эра. У Шел­лин­га В. впер­вые вы­сту­па­ет в рам­ках креа­цио­нист­ской мо­де­ли как ир­ра­цио­наль­ная под­ос­но­ва су­ще­го, из ко­то­рой вы­де­ля­ет­ся «соз­на­тель­ная» В. («Фи­ло­соф­ские ис­сле­до­ва­ния о сущ­но­сти че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды…»). У Шо­пен­гау­эра В. по­лу­ча­ет он­то­кос­мич. ста­тус в ка­че­ст­ве ир­ра­цио­наль­ной «во­ли к жиз­ни», вы­сту­паю­щей как уни­вер­саль­ное ме­та­фи­зич. на­ча­ло и вме­сте с тем объ­яс­нит. мо­дель («Мир как во­ля и пред­став­ле­ние», кн. II, § 17 сл.). Ком­би­на­ция идей Шел­лин­га и Шо­пен­гау­эра при­сут­ст­ву­ет в «Фи­ло­со­фии бес­соз­на­тель­но­го» Э. Гарт­ма­на, а у Ниц­ше шо­пен­гау­эров­ская «во­ля к жиз­ни» пре­об­ра­зу­ет­ся в столь же он­то­ло­ги­че­скую по сво­ему ха­рак­те­ру «во­лю к вла­сти». Свое­об­раз­ным про­дол­же­ни­ем во­люн­та­ри­стич. тра­ди­ции яв­ля­ет­ся ир­ра­цио­на­ли­стич. кон­цеп­ция «жиз­нен­но­го по­ры­ва» Берг­со­на. Для це­ло­го ря­да фи­лос. те­че­ний 20 в. про­бле­ма В. не пред­став­ля­ет са­мо­сто­ят. ин­те­ре­са (ана­ли­ти­че­ская фи­ло­со­фия, эк­зи­стен­циа­лизм и др.).

Волевые действия

Волевые действия – это сознательно контролируемые действия, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей. Они возникают в тот момент, когда человек лишен мотивации, жизненных сил и энергии, но при этом четко понимает, что и зачем ему нужно сделать.

Важнейшие компоненты волевых действий:

  • постановка целей;
  • продумывание способов и приемов достижения цели;
  • планирование действий;
  • преодоление отрицательных мотивов;
  • принятие решения;
  • выполнение принятого решения;
  • оценка сделанного;
  • формирование установки на совершение волевых действий в будущем.

Волевое действие является достаточно сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий и фаз. В современном мире так много раздражителей (реклама, интернет, звуки), что человеку становится все тяжелее воспитать в себе это ценное и во многом определяющее успех качество.

Нарушения

Виды нарушения воли:

  1. Гипобулия — в таком состоянии волевая активность снижается. Это расстройство характерно для ленивых, медлительных людей, которым сложно решиться сделать что-то выходящее за их зону комфорта.
  2. Абулия — безволие, ослабление воли, нерешительность. Индивид боится самостоятельно принимать решения, не проявляет инициативу в группе других людей, старается быть на последнем плане.
  3. Гипербулия — нездоровая активность. Проявляется у людей с маниакальными наклонностями. Они берутся за множество дел одновременно, ничего не доводят до конца.

При выявлении нарушений воли человеку нужно оказать соответствующую психологическую помощь.

Что нужно знать о воле

Недостаток воли является самым высоким барьером, который не позволяет человеку измениться. Проблема в том, что ее нужно применять на ежедневной основе, а не время от времени, чтобы привить себе хорошую привычку или сломать плохую. Все наши серьезные цели и планы рушатся именно из-за неспособности управлять волей.

С волей тесно связано понятие отложенного удовольствия. Говоря простыми словами, это способность концентрироваться на долгосрочной цели с тем, чтобы не замечать мгновенное удовольствие, которое может помешать планам. Неделя интенсивных тренировок в спортзале не будет иметь значения, если мы проведем бурные выходные, во время которых будем питаться исключительно пиццей и выпивать.

Воля является ограниченным ресурсом. Если мы пытаемся измениться, например, прекратить поступать импульсивно, то уже к вечеру можем испытывать подавленность и фрустрацию. Это грозит возвращением старой привычки. Однако следует учесть два момента. Первый: волю можно тренировать – и таким образом мы сможем проявлять ее намного дольше в течение дня. Второй: волю можно растрачивать впустую, если заниматься не тем, чем нужно.

Так как воля ограниченный ресурс, то нужно планировать день таким образом, чтобы не расточать ее попусту. Например, избегать мест, которые могут запускать триггер плохой привычки.

Высокий уровень воли практически всегда означает высокую самооценку (ведь нам есть чем гордиться), умение сопротивляться соблазнам в виде алкоголя, сигарет и переедания, улучшение психического и физического здоровья.

Истощенная сила воли делает человека импульсивным. Это значит, что если вы почувствовали, что воля находится на нуле, нужно сделать все возможное для того, чтобы убрать соблазны с глаз долой.

Если вы убедились в исключительной важности развития воли, давайте посмотрим, как именно это можно сделать. Помните, что вам предстоит долгий путь, возможно длиною в жизнь.

1

Развивайте моральные качества

Исследователь Курт Грей, доктор психологии в Гарварде, объясняет этот эффект самоисполняющимся пророчеством: «Окружающие считают высокоморальных людей более волевыми и дисциплинированными, умеющими пребывать в дискомфорте, не теряя головы».

Исследователь уверен, что Ганди или мать Тереза, скорее всего, не родились волевыми людьми, а стали таковыми, пытаясь помочь другим. Он вводит понятие «нравственной трансформации», поскольку предполагает, что моральные поступки способны превращать людей из ленивых и прокрастинирующих в волевых.

2

Не тратьте волю попусту

Если очень «постараться», можно уже к полудню истощить свою волю полностью, что скажется катастрофически на оставшемся дне и тех важных решениях, которые вы так и не сможете принять.

Например, вы поставили целью изменить свой характер, как это делал Франклин: выделять по одной-две недели на одно качество. Это длинный марафон, поэтому нужно многое предусмотреть.

Заранее примите не очень важные решения, которые обычно «высасывают» из вас энергию. На ближайшие месяцы составьте меню и придерживайтесь его. Купите одинаковые рубашки, брюки и обувь, чтобы не тратить ментальные ресурсы на то, чтобы постоянно думать о том, что надеть и обуть. Здесь и сейчас нужно принять только те решения, которые касаются вашего характера. Об остальных побеспокойтесь заранее.

Те же советы касаются и других сфер жизни: похудения, избавления от вредных привычек, достижения уровня Advanced в изучении английского и многого другого. Примите все не слишком важные решения заранее и фокусируйтесь только на самых ценных. Не распыляйте свою волю.

3

Проведите сеанс саморефлексии

Для этого вам понадобится дневник. Запишите все действия, которые выполняете бессознательно (они стали привычными), но от каких хотите избавиться. Например:

  • Во время работы я постоянно отвлекаюсь на новостные сайты.
  • Во время чтения я люблю отвлекаться на свой телефон.
  • Во время разговора я фокусируюсь на том, что хочу сказать, а не на словах собеседника.

Если составите список хотя бы из десяти пунктов, это уже можно будет назвать хорошим сеансом саморефлексии. А теперь выберите две самые разрушительные привычки.

Запишите из каких последовательных действий состоят эти нежелательные привычки. Под действиями стоит понимать также мысли и связанные с ними эмоции. К примеру, если во время разговора с человеком вы склонны не слушать его, отмечайте, какие мысли или убеждения появляются в вашей голове. Вероятно, именно они и не позволяют концентрироваться на продуктивном диалоге. Изучите природу этих мыслей.

Подумайте над тем, как можно пресечь данное поведение. Помните, что вы можете быть осознанными в каждом своем действии. Речь идет о привычке, главное – распознать последовательность шагов.

На протяжении следующего месяца полностью контролируйте эти две привычки.

4

Останавливайтесь на три секунды

Наша жизнь – это километровая цепь привычек. Некоторые из них помогают, другие мешают.

На протяжении всего дня останавливайтесь в процессе какой-либо деятельности (конечно, если не ведете машину) и задумывайтесь, на какой стадии какой привычки сейчас находитесь. Если речь идет о потреблении плохой пищи, то даже приятные мысли о кока-коле – это уже часть привычки. Задумайтесь на три секунды: к чему приведет эта мысль? Разумеется, к накручиванию: «без колы я буду несчастным человеком, а с колой буду самым счастливым человеком на планете». После чего пойдете и купите ее. Вспоминайте дальше: после того, как вы выпили эту газировку, как себя чувствуете? А через полчаса? Можно выявить, что на самом деле вы обманывали себя, стали жертвой рекламы и привычки.

Пытайтесь осознавать себя в течение трех секунд как можно чаще на протяжении дня. При помощи этого метода можно избавиться от непреодолимого желания критиковать, злиться и обижаться. Как только «три секунды» станут привычкой, вы уже не будете истощать свою волю данным упражнением (оно станет выполняться автоматически) и сможете изменяться, побуждать себя к работе или пресекать нежелательные действия намного быстрее и эффективнее.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Что такое реализация намерения
  • Волевые качества личности
  • Сферы личности
  • Все о привычках +Марафон!
  • Как пересмотреть свои успехи за последние шесть месяцев
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Формирование полезных привычек
  • Преодоление негативного поведения
  • Теория умственных действий Гальперина
  • Стратегия для преодоления плохих привычек

Ключевые слова:1Психорегуляция, 4Психорегуляция

Как развить силу воли

Сила воли подобна мышце. Если она не накачана, то тяжело будет тянуть на себе сложные задачи. Поэтому развитие силы воли – всегда последовательный процесс. Каждый день нужно прикладывать малейшие краткие усилия. Когда это будет делать проще, можно усложнять задачу. Например, отказаться от сладкого хотя бы один раз или прекратить работать по первому требованию ума, но не сразу, а через 10 минут.

Также хорошо помогает развивать силу воли медитация, потому что она тренирует те участки мозга, которые отвечают за это качество.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]