Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой

В этой статье мы рассмотрим понятие рефлексии — это что такое на самом деле, как оно выглядит и для чего нужно. Рефлексии уделяется большое внимание в работе с социальными связями, поэтому мы попытаемся рассмотреть различные подходы к ее определению и применению.

Термин «рефлексировать» сейчас употребляется чаще, чем когда-либо прежде. Он используется не только в педагогической деятельности, где предполагается постоянно оценивать то, что происходит в классе, но и в повседневной жизни — для получения позитивных изменений.

Но что именно представляет собой рефлексия?

Что такое рефлексия?

Рефлексия (от латинского reflexio — гнуть спину) является важной составляющей любой деятельности, особенно в психологическом процессе.

Понятие рефлексии уходит корнями в философию и относится к процессу размышления индивида о том, что происходит в его собственном сознании.

Декарт отождествляет его со способностью индивидов концентрироваться на собственном мыслительном процессе, оторванном от всего внешнего и телесного.

Дж.Локк различал понятия ощущения и отражения, в которых отражение представляет собой специфический источник знания (внутренний опыт) по сравнению с ощущением (внешний опыт), основанным на восприятиях и ощущениях органов чувств.

Среди множества определений рефлексии уместно обратиться к тому, которое имеет наиболее психологический контекст:

Рефлексия — это многоуровневый процесс осознания человеком своих основ, средств и способов, поведения, деятельности, субъективного состояния и осознания себя (в конфликтных или проблемных ситуациях), а также своего понимания самосознания и внутреннего мира других.

Проявление в детстве

На самом деле, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что является этапом аффективным, это промежуток жизни где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все. А в тех случаях, когда по каким-то причинам это недоступно для детей, то включается бессознательное приспособление, в которых имеют свое особое значение психические защитные механизмы.


Ребенок и рефлексия

О самонаблюдении в детском возрасте не может быть и речи. Рефлексия »созревает» у человека благодаря контакту с другими, а потом развитие рефлексии продолжается у человека всю сознательную жизнь.

Как начать рефлексировать?

  • Расслабьтесь. Это не обязательно должно быть в тихой комнате с выключенным светом и зажженными свечами (обычно трудно найти время и место для этого). Найдите то, что помогает вам расслабиться — это может быть перед сном или после посещения тренажерного зала.
  • Абстрагируйтесь. Старайтесь подумать о каком-то событии или ситуации отстраненно и воссоздать все остальное — чувства, которые вы испытывали в то время, анализ того, почему вы чувствовали себя так.
  • Задавайте себе вопросы, начинающиеся с “что”, “где” и “почему”. Это не только контекстуализирует ситуацию, но и эффективно запускает процесс оценки.
  • Будьте предельно честны. Признайте то, что вам, возможно, трудно признать. Иногда легче открыть и принять истину своему внутреннему «я», прежде чем вынести ее наружу. Затем начните “взвешивать” другие факторы, которые привели к вашим действиям.
  • Размышляйте и обучайтесь. Размышляйте о своем обучении. На протяжении всего процесса рефлексии основной аспект включает в себя то, как вы себя чувствуете, и те области, которые вы выбрали для развития. Используйте эти точки отражения, когда ситуация возникает снова, чтобы улучшить ситуацию.

Это, безусловно, не единственный метод рефлексии. Он может быть использован для отражения в повседневных ситуациях.

Найдите то, что вам подходит. Помните, что рефлексия не обязательно должна быть после негативного или стрессового события. Старайтесь размышлять о событиях, вызывающих у вас и положительные эмоции, чтобы вы могли продолжать получать их и в будущем.

В сетевом методе рефлексия может быть выражена в следующих формах:

  • Анализ знания с целью получения нового знания, или преобразование неясного знания в ясное;
  • Наблюдение за процессом и состоянием;
  • Выход из рутины, способность чувствовать и различать среди многоголосия мнений и голосов;
  • Акт исследования, направленный человеком на проблему и ситуацию и поиск новых альтернатив выхода.

То, что дрейфует, — это лодка. Но то, что позволяет ей дрейфовать, — это вода, а не лодка. То, что движется, — это карета. Но то, что позволяет ей двигаться, — это бык, а не повозка. Отражение — это ум. Но то, что делает возможным размышление, — это воля, а не ум.

Невозможно понять, почему все так, как есть. Только не зная, почему все так, как есть, вы не стремитесь к тому, что грядет, и не тянетесь к тому, что прошло.

Китайская пословица

Как использовать рефлексию с пользой?

Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства

. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно

. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание

. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

4. Не стремитесь контролировать всё

. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день

. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно

. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Определения рефлексии

В современной науке авторы в рамках различных научных направлений и практических подходов активно исследуют рефлексивные процессы:

  • В философии

Вид (форма) теоретической деятельности, направленной на осмысление собственных действий и законов, по которым они совершаются.

Внутренняя деятельность, направленная не на собственное осмысление, а на осмысление ситуации или проблемы, чтобы впоследствии найти выход из нее.

  • В психологии

Процесс самопознания субъектом своих психических актов и состояний (основа интроспективной психологии).

Процесс понимания состояния другого человека через сопереживание и созерцание его.

  • В социальной психологии

Понимание субъектом (группой, сообществом) того, как они понимаются и принимаются другими партнерами по общению.

Понимание другого человека через его (ее) созерцание.

  • В педагогике

Корреляция с нормами и стандартами. Для Давыдова, Неверовича и Самокиной (1972) понятие рефлексии как специфического познавательного акта заключается в конкретизации знания, в прояснении оснований знания, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.

Сластенин дает следующее определение: «Рефлексия включает в себя построение выводов, обобщений, аналогий, сравнений и оценок, а также эмоциональное переживание, запоминание и решение проблем. Она также включает в себя обращение к убеждениям для интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки».

Каждый человек уникален; нет стандартов, с которыми его можно было бы сравнить. Ситуация проясняется, анализируется, но не оценивается.

Представления о ситуации и проблемах участников построения сетевого сеанса могут быть уточнены, расширены, выявлены и обобщены.

Типология рефлексии

Разработанная Семеновым и Степановым (1992) типология рефлексии дифференцируется на интеллектуальную, личностную, диалогическую, коммуникативную, кооперативную, культурную и экзистенциальную.

Последний тип рефлексии наиболее соотносится с сетевым подходом, поскольку связан с собственным осмыслением человеком своего бытия и сущности, с переосмыслением несоответствия бытия.

Экзистенциальная рефлексия сливается в нестабильных условиях; она раскрывается во взаимодействии с проблемным миром вокруг нас и разрешается в процессе преодоления проблемных ситуаций, что и является экзистенциальной экологией развития личности.

Такое определение рефлексии преодолевает ограниченность рационального понимания ее только как постижения и критичности, что в свою очередь соответствует лишь интеллектуальной и отчасти кооперативной рефлексии как предпосылке познавательной и проектной деятельности.

Другие типы рефлексии — личностная, диалогическая, культурная и экзистенциальная — имеют место не только в формах рационализированного рассуждения, но в основном в интуитивных озарениях, эвристических различениях и иррационально-чувственном проникновении в глубинную тему феноменологии бытия.

Это бытие раскрывается через взаимодействие и диалог человека с миром. Именно на этом взаимодействии, представленном в социально-экологической теории, базируются сетевой метод и реализация рефлексии в сетевой терапии.

Учитывая это, нетворкинг с социальными контактами невозможен, если у специалиста не развиты рациональные и особенно иррациональные формы рефлексии.

Без этого невозможно стать частью опыта постижения объективной реальности или почувствовать внутренний мир другого человека и понять принципы рационального поведения и действий этого человека.

Одним из способов культивирования экзистенциальной рефлексии является живой опыт психологической работы со смыслами и развитие критического (творческого) мышления по отношению к личности.

Как развивать в себе это качество?

На самом деле, поняв, каким важным является рефлексия, человек осознает, что необходимо развивать и поднимать в себе уровень рефлексии. К счастью, на сегодняшний день для этого есть много методик и возможностей.

К примеру, человек может научиться в тех или иных ситуациях вместо того, чтобы сразу раздражаться, проявлять агрессию, человек может задавать себе вопросы, которые будут некими »проводниками» во внутренний мир. Человек может задать себе такие вопросы:


Агрессия

  • Почему я не могу держать себя в руках?
  • Что именно выводит меня из себя прямо сейчас?
  • Почему мне так тяжело?
  • Какие внешние проявлений моей агрессии, злости, обиды …?
  • Какие обстоятельства раньше меня приводили в такое же состояние?
  • Зачем я должен держать себя в руках в этой ситуации?

Когда человек задает себе эти и другие подобные вопросы, перед ним раскрывается картина. Человек может с легкостью увидеть, что его реакция на данную ситуацию это не что иное, как не пережитый опыт прошлого. А когда человек это осознает, то у него может наблюдаться снижение гнева, злости, обиды.

Если вернуться к нашему примеру с очередью, то у человека могут быть ассоциации с ранним детством, когда он все ждал свою маму, а она не приходила. Как бы странно это не казалось, все же символическое мышление делает с человеком и не такое. И когда человек осознает это, то ему бывает намного легче справиться с ожиданием.

Развивать рефлексию у себя человек может и с помощью психотерапевта. На сеансах психотерапии, с помощью специалиста, каждый может раскрыть в себе дар познания самого себя изнутри. Естественно, в начале, это бывает очень трудно и у разных людей это проявляется в разный промежуток времени: у кого на это могут уйти годы, кто-то может достичь успеха уже через месяц-другой. Тут все зависит от того, с каким человеком работает психотерапевт. Ведь чем выше степень пережитой боли у человека, тем труднее он раскрывается.

Однако, после того, когда человеку удается достичь рефлексии, то перед ним раскрываются новые возможности, меняется качество жизни и сама жизнь.

Рефлексия и психотерапия

В настоящее время большое внимание уделяется внедрению рефлексии в психотерапевтическую практику.

Василюк (1984) раскрывает свою типологию эмоционального переживания как медитации уровней сознания и выделяет уровень рефлексии. В этом режиме функционирования сознания активны и субъект рефлексии и наблюдатель.


Рефлексия сочетается с ясной или неясной нормой или ценностью, через которую человек оценивает свою деятельность. Результат рефлексии проявляется в ее противоречии между нормой (ценностью) и реальными основаниями действий (поведения, поступков).

Это позволяет впервые понять, что происходит, и стимулирует размышления о том, есть ли исходная ценность или основания действий. Иными словами, рефлексия предполагает внимание не только к определенному поступку, но и к его внутренним ценностным основаниям.

Автор данного подхода рекомендует принцип «психотерапевтической майевтики» для руководства работой с этим уровнем рефлексии.

Майевтика — это «метод диалектических дебатов Сократа, заключающийся в нахождении противоречия в аргументации собеседника и доведении его до истины искусно задаваемыми вопросами» (Василюк, 1984).

Рефлексивная способность

В рамках рефлексивно-гуманистического подхода механизм рефлексии понимается как осмысление и переосмысление стереотипов мышления и их эвристических обертонов в той мере, в какой он создает новое (креативно-инновационное) содержание мышления.

В рамках данного подхода рассматриваются основные рефлексивно-психологические термины: рефлексивность, рефлексивная способность, рефлексивная готовность и рефлексивная компетентность.

Рефлексивность — это характеристика типов личности, ценностных ориентаций, способов жизнедеятельности, отличительных особенностей общения людей и их взаимодействия, в процессе которых развивается рефлексия.

Рефлексивная способность — это способность субъекта (индивида или группы) размышлять о различных видах и сферах своей деятельности, то есть способность придавать рефлексивное качество любому процессу (в том числе процессу сетевой терапии) и функциональной структуре.

Готовность к актуализации и реализации рефлексивной способности называется рефлексивной готовностью, которая позволяет включить рефлексивность в существующие условия человека или любой другой системы.


Рефлексивная компетентность — это профессиональная характеристика личности, позволяющая осуществлять рефлексивные процессы и эффективно и адекватно реализовывать рефлексивные способности. Это способствует творческому подходу и обеспечивает максимальную эффективность процесса.

Рефлексивная компетентность — это сложное образование. Субъектом рефлексии может быть индивид: знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия; представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков; собственные поступки, поведение и образы себя как личности.

Важно прояснить те перспективы интерпретации рефлексии, которые позволяют психотерапевту оптимизировать рефлексивную компетентность педагогических, родительских, детских и других объединений в кризисных ситуациях.

Саморефлексия и самосознание

Современная терапевтическая практика рассматривает рефлексию как необходимую основу для личностного роста, ответственного выбора, душевного спокойствия и психосоматического здоровья.

В рефлексивном слое сознания происходит осмысление смыслов, смыслы становятся объективными, действия соотносятся с мотивами, происходят процессы с личностной спецификой.

В данном случае саморефлексия — это когда субъектом рефлексии становится сам индивид, его потребности, мотивы и смыслы. Саморефлексия тесно связана с самосознанием.


Известный российский психолог Л. С. Выготский рассматривал саморефлексию как один из ведущих факторов развития личности и указывал на «глубокое различие между нерефлексивной, наивной структурой личности, с одной стороны, и рефлексивной структурой личности, с другой. Рефлексия может оказывать перестраивающее влияние на личность (самонастройка).»

В этом контексте рефлексия — это не только самопонимание и самопознание, но и такие процессы, как понимание и соотнесение с другими.

Рефлексия помогает достичь соотнесения собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями, мнениями и отношениями других людей, групп, общества и, наконец, всего человечества.

Размышлять о чем-то — значит «терпеть», «просеивать свой внутренний мир», «переосмысливать». В сетевом процессе размышлять — значит давать не оценочную, эмпатическую обратную связь тому, что было услышано, увидено и глубоко прочувствовано на сеансе.

Мы видим реальность не такой, какая она есть, а такой, какой мы можем ее видеть, будучи такими, какие мы есть, и с помощью имеющихся в нашем распоряжении средств видения.

Тем не менее, нам часто не хватает понимания нашей собственной точки зрения и ограничения нашего собственного видения, и мы можем быть убеждены, что наше видение мира является единственно правильным и возможным.

Один человек не может построить целостную картину мира, и один человек не может объяснить ее. Мы воспринимаем мир однозначно, и проблемы возникают, когда мы начинаем спорить о том, чье восприятие является правильным.

Часто проблема заключается в том, что человек в силу определенных причин не принимает предложения кого-то другого в качестве вариантов решения проблемы.

Такие причины могут быть экономическими, политическими, культурными, религиозными, теоретическими, практическими и (или) связаны с различиями в этнической принадлежности или культуре.

Соответственно, для ученого человека существует огромное количество «истин», порой взаимоисключающих.

Мир рефлексии разнообразен, обилен и уникален для каждого человека. В частности, способность к рефлексии дает человеку возможность формировать образы и смыслы жизни и действий и блокировать то, что он считает неэффективными «схемами».

Важной характеристикой рефлексивных личностей является их способность управлять собственной деятельностью в соответствии со своими личностными ценностями и смыслами, формировать и переключать на новые механизмы изменения обстоятельств, целей и задач или деятельности.

Рефлексия обеспечивает понимание прошлого и способность предвидеть будущее.

Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?


Рефлексия — это средство обработки мыслей и чувств о происшествии или трудном дне, она дает нам возможность прийти к согласию с нашими мыслями и чувствами по этому поводу.

Рефлексия может быть особенно полезна при работе с трудной или сложной ситуацией. Этот тип размышления может иметь место, когда у нас есть время, чтобы отойти от чего-то или проговорить: «Поразмыслив, я думаю, что Вы, возможно, правы» или: «поразмыслив, я понимаю, что был расстроен, потому что…».

Этот тип более сфокусированного размышления может привести к новому способу реагирования или подхода к ситуации в следующий раз.

Когда вы размышляете и пишете рефлексивно в рамках своих академических исследований, от вас ожидают, что вы будете записывать процесс своей рефлексии, а также выявлять и оценивать полученные знания.

О чем бы вы ни размышляли, важны следующие моменты:

  • Рефлексия – это исследование и объяснение событий, а не просто их описание.
  • Рефлексия часто включает в себя выявление тревог, ошибок и слабостей, а также сильных сторон и успехов.
  • Обычно необходимо выбрать только наиболее значимые части события или идеи, над которыми вы размышляете. Не пытайтесь рассказать всю историю целиком, иначе вы в конечном итоге будете только описывать, а не размышлять.
  • Часто полезно размышлять о будущем – когда вы можете сделать что-то по-другому в результате размышления, — а также размышлять о прошлом.

Рефлексия в психологии — это основа самоанализа

В психологии – это одно из базовых понятий, на котором строится самоанализ, ведущий к расширению осознавания. Простой пример: если я не способна понять, что мое настроение всегда плохое по той причине, что я всегда думаю о плохом, то вряд ли кто-то или что-то поможет мне выбраться из собственных страданий.

Рефлексивное действие состоит в волевом решении остановить бесконечный поток автоматических мыслей и начать осознавать себя в моменте здесь и сейчас.

Рефлексировать — это значит размышлять, анализировать, заниматься самопознанием. Правильный самоанализ поможет не допускать в дальнейшем ошибок и дает ответы на многие важные вопросы, как психологического так и житейского толка.

В результате индивид (кто это?) обучается мыслить рационально (правильно рефлексировать), не руководствуясь фантазиями и догадками, а также:

  1. контролировать и анализировать мысленный поток;
  2. оценивать собственное мышление;
  3. освобождает себя от ненужных, разрушающих мыслеформ;
  4. приобретает возможность делать осознанный выбор;
  5. открывает свои скрытые способности и ресурсы.

Человек с низким уровнем рефлексии каждый день совершает одни и те же ошибочные действия и сам же страдает от этого.

С другой стороны, термин «рефлексировать» часто применяют к людям, которые остро что-то переживают, начинают заниматься самокопанием, волноваться, нервничать (ломая пальцы).

Допустим, ему сказали, что все кругом идиоты и он начинает это примерять не себя, обижается, зажимается, рефлексирует, т.е. ищет в себе это плохое. Это крайность, которой нужно сторониться. Во всем (и в самокопании особенно) нужна мера.

Если вы хотите изменить себя и свою жизнь, но при этом живете «на автомате» – то это путь к разочарованию и страданию. Нужно учиться правильно рефлексировать (без фанатизма и уничижения, трезво, объективно).

Конструктивная рефлексия полезна. Это когда вы делаете правильные выводы из проведенного самоанализа и используете эти знания в дальнейшем, чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Деструктивная рефлексия крайне вредна. Зацикливание на проблеме, на своем неправильном (с вашей точки зрения) поведении вам не помогает, а наоборот изматывает. Вы начинаете чувствовать вину и не можете от этого чувства избавиться. Иногда выйти из этого состояния помогает только гештальт-терапия.

Кстати, именно рефлексировать нас хотят заставить буржуины, окуная лицом в темные пятна нашей истории (сталинизм, репрессии). Именно формирования чувства вины хотят добиться. Темные пятна есть у всех, но выгодно чтобы зацикливались на этом только мы, а не жители их стран.

Что такое рефлексивное письмо?

Рефлексивное письмо — это свидетельство рефлексивного мышления.

В академическом контексте рефлексивное мышление и письмо могут быть организованы в три этапа:

  • определите предмет рефлексии (событие, что-то, что произошло, критический инцидент на месте размещения или ход выполнения группового проекта);
  • внимательно смотрите на то, что произошло, включая ваши мысли, чувства и реакции в то время; анализируйте то, что произошло, глубоко или с разных точек зрения, часто используя теорию вашего субъекта, чтобы исследовать и понять событие;
  • тщательно обдумайте то, что вы узнали в ходе всего рефлексивного процесса и как развивалось ваше понимание, и, наконец, определите ключевые моменты для дальнейшего развития, как личного, так и профессионального.

Рефлексивное письмо более личностно, чем другие формы академического письма, но все же нуждается в формальной структуре. Нужно, чтобы было возможно определить различные стадии рефлексии (как описано выше).

Это возможно в пределах одного короткого текста, такого как приведен ниже.

Краткий пример базового рефлексивного письма:

«Хотя внутри группы царила атмосфера сотрудничества, никто, казалось, не хотел принимать решения о том, как распределить задачи. В конце концов, я сделал шаг вперед и составил список задач и людей, но понимал, что это может быть расценено, как несправедливый способ продолжать.

Я понимал, что подталкиваю людей к действию, но считал важным, чтобы мы как можно скорее приступили к работе над проектом. Важен вопрос о том, как группы принимают совместные решения».

Смит (2009) комментирует важность консенсуса в принятии групповых решений и то, как это способствует «позитивной взаимозависимости». Однако установление такого уровня сотрудничества в группе может быть затруднено.

Хотя у нас был успешный результат, мы, возможно, должны были найти способ включить всех в процесс принятия решений с самого начала. В будущей групповой работе я, вероятно, предложу это и буду знать, как это поможет групповой динамике с самого начала.


Структурирование рефлексивного письма

Рефлексивное письмо в дневнике или ваших собственных заметках может быть неструктурированным и все же очень полезным, помогая вам исследовать идею или опыт.

Однако в формальном академическом письме ваш наставник будет ожидать увидеть хорошо структурированную часть работы.

Даже в коротком абзаце, как в предыдущем примере, можно увидеть три широких этапа: описание, исследование и анализ, а также результат или заключение:

Описание (коротко)

  • Что случилось?
  • Что исследуется?

Изучение и анализ

  • Что самое важное (интересное)?
  • Релевантно ли это событие (инцидент)?
  • Как вы думали (реагировали) в то время?
  • Почему?
  • Как это можно объяснить дальше, например, с помощью теории?

Итог (заключение)

  • Чему я научился из этого?
  • Что это означает для моих будущих действий (решений)?

Выше приведен лишь один краткий пример того, как может быть структурирован рефлексивный абзац. В зависимости от того, о чем вы размышляете, изучение теории может быть гораздо более обширным.

Может быть полезно думать о второй стадии, как о включающей:

  • анализ ваших мыслей, чувств и реакций;
  • определение ключевого вопроса, который вы затем можете «теоретизировать» – то есть исследовать немного дальше – для того, чтобы улучшить свое понимание.

Хотя внутри группы царила атмосфера сотрудничества, никто, казалось, не желал принимать решения о том, как распределить задачи.

В конце концов, я сделал шаг вперед и составил список задач и людей, но я знал, что это может быть расценено, как несправедливый способ продолжать. Я понимал, что подталкиваю людей к действию, но мне казалось важным, чтобы мы как можно скорее приступили к работе над проектом.

Важен вопрос о том, как группы принимают совместные решения.

Начало работы: Ведение учета вашего опыта

  • Делайте краткие ежедневные заметки, когда вы находитесь на месте или на протяжении всего курса проекта.
  • Важно писать что-то каждый день, чтобы помнить то, что прошло хорошо, а также то, что прошло не так хорошо.
  • Важно отметить, что все прошло хорошо. Понимание того, почему что-то прошло хорошо, важно, если вы хотите позитивно повлиять на опыт в будущем.

Полезной структурой для этих заметок является простая 3-ступенчатая модель:

  • Что? Обратите внимание, что произошло и когда — основные детали
  • Ну и что? Это то, как вы чувствовали и понимали, что произошло в то время – это может включать ваши чувства, все, что вас удивило, и все остальное, что казалось важным/полезным /значительным/интересным/загадочным в том, что произошло.

Это также может включать в себя указание на то, почему вы чувствовали себя так, как чувствовали.

  • Что дальше? Вы можете, например, решить спросить руководителя по упражнению о чем-то, что произошло, или проверить теорию на чем-то, что вы видели в упражнении или попытаться сделать что-то по-другому в следующий раз.

Примечания по рефлексивному стилю письма

Рефлексивное письмо является более личным, чем общее академическое письмо.

В рефлексивном письме вы можете использовать первое лицо – » Я » и » Мы » – для описания своих чувств и мыслей, а также того, что повлияло на них. При этом размышление должно быть спокойным и вдумчивым по тону.

Вы рассматриваете чувства после этого события и не должны находиться в их «власти», какими бы сильными ни были в то время эмоции.

Не пишите:

«Мне не понравилось, как она говорила в группе. Она была слишком властной, и это расстраивало людей».

Это звучит так, как будто вы все еще раздражены, и вы не пытаетесь исследовать, почему вы чувствовали себя так. Вы также делаете суждение – «она была слишком властной» — и предположение – «это расстраивало людей» – не давая доказательств ни тому, ни другому.

Слово «властный» здесь слишком эмоционально и нарушает любую объективность.

Правильнее:

«То, как она разговаривала с группой, раздражало меня, потому что я думаю, что меня возмутило то, как она, казалось, указывала нам, что делать. Оглядываясь назад, я понимаю, что в то время у меня самого не было четких идей, и ее уверенность заставляла меня чувствовать себя менее уверенным в своих собственных силах.

Это дает понять, что, хотя вы были раздражены в то время, вы можете «отойти в сторону» и исследовать свои чувства с честностью и отстраненностью. Вы также различаете, как вы видели вещи тогда и как вы видите их сейчас. Тон спокойный и объективный.

Полезные фразы для рефлексивного письма:

  • Я думаю…
  • Я чувствовал…
  • Я был в курсе…
  • Я понял…
  • Мне было неловко…
  • Оглядываясь назад, я теперь думаю…
  • В то время я думал…оглядываясь назад, я вижу, что

Имейте в виду, что использование этих слов и фраз не обязательно сделает вас более рефлексивным.

Интересный тест

В подтверждение наличия у человека возможности обратить мысли на чужое сознание приведем один из известных тестов.

Трем тестируемым демонстрируют реквизиты: 3 черных и 2 белых колпака. После чего одевают им повязки на глаза и черные колпаки. При этом сообщают, что у любого из них на голове может быть одет либо черный, либо белый колпак.

Затем повязки снимаются, а тестируемым дают задание:

  1. Поднять руку, если видишь хотя бы один черный колпак;
  2. Выйти из комнаты, если догадаешься, какой колпак на тебе.

В результате все сразу поднимают руку, но потом наступает заминка. В конце концов, кто-то выходит из комнаты.

Здесь и проявляется рефлексия относительно чужого мышления: «Я в белом колпаке?», «Нет, будь он белым, то один из двух других участников увидел бы, что третий тянет руку, так как видит черный колпак лишь на нем самом. Но тогда он бы вышел, но он сидит. Значит, я в черном колпаке!»

Догадаться о цвете колпака помогла уникальная способность рассуждать за двух других участников сразу. У того, кто первым вышел более развита рефлексивность, нежели у других.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]