О чем мечтают скептики: что дало миру течение скептицизм

Одним из важнейших разделов философии является гносеология – дисциплина, изучающая познание, его методы, возможности и теоретические пределы. В ней существует такое направление как гносеологический пессимизм – концепция, согласно которой познавательные возможности человека ограничены и никогда не позволят нам в полной мере понять истинную природу реальности.

Пессимистический подход включает 2 ветви:

  • Агностицизм. В рамках данной концепции мир считается непознаваемым для человека. Иными словами, всегда будут существовать вопросы, достоверные ответы на которые невозможно получить имеющимися в распоряжении средствами и методами.
  • Скептицизм. Эта концепция подвергает сомнению саму возможность достоверного понимания того, насколько верны наши представления о мире и объектах в нём.

Сегодня мы подробно поговорим о скептицизме, рассмотрим его основные идеи, перечислим наиболее известных сторонников, выясним, за что его критикуют, и разберём, чем он отличается от агностицизма.

Что такое скептицизм?

Если говорить простыми словами, скептицизм – это направление в философии, считающее сомнение главным принципом мышления. В частности, скептицизм подвергает сомнению надёжность истины (то есть, отрицает возможность уверенно утверждать, что имеющиеся у нас знания об окружающем мире соответствуют объективной реальности).

Скептицизм возник в IV веке до нашей эры. Его основателем считается древнегреческий философ Пиррон (приблизительно 360-275 годы до н. э.), идеи которого позже развил Секст Эмпирик (годы жизни неизвестны, ориентировочно – II-III век нашей эры).

Интересной особенностью скептицизма является его толерантность по отношению к любым религиозно-философским концепциям и воззрениям. Сторонники данного направления исходят из того, что никакое утверждение не может претендовать на роль единственной и непоколебимой истины. При этом нельзя как утверждать что-либо с абсолютной уверенностью, так и отрицать.

Примечания

  1. Попкин, Р.Х. «История скептицизма от Эразма до Декарта (ред. 1968 г.); К.Л. Стаф, Греческий скептицизм (1969); М. Бёрньят, изд., Скептическая традиция (1983); Б. Страуд, Значение философского скептицизма ( 1984) ». Энциклопедия 2.thefreedictionary.com
    .
  2. «Философские взгляды обычно классифицируются как скептические, если они предполагают некоторую степень сомнения в отношении утверждений, которые в других местах принимаются как должное». utm.edu
  3. Греко, Джон (2008). Оксфордский справочник скептицизма
    . Oxford University Press, США. ISBN 9780195183214 .
  4. «Определение СКЕПТИЦИЗМА». www.merriam-webster.com
    . Получено 5 февраля 2016.
  5. Матилал 2004С. 52–75. Ошибка sfn: нет цели: CITEREFMatilal2004 (помощь)
  6. Диоген Лаэртиус (Тр. Hicks, 1925), ix.72. Смотрите также Бакалис (2005, с. 86)
  7. У. Т. Джонс, История западной философии
    . Нью-Йорк: Harcourt, Brace, 1952, стр. 60 п. 45.
  8. Ричард Х. Попкин, «Скептицизм», в книге Пола Эдвардса, изд., Энциклопедия философии
    , т. 7. Нью-Йорк: Макмиллан, 1967, с. 449.
  9. Аллан Хазлетт, Критическое введение в скептицизм
    . Лондон: Блумсбери, 2014, стр. 4-5.
  10. Попкин, «Скептицизм», с. 450.
  11. Ричард Х. Попкин, История скептицизма от Эразма до Спинозы
    , ред. изд. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1979, главы 1 и 2.
  12. См., Например, Попкин, История скептицизма
    , п. 210.
  13. Цитируется по Попкину, «Скептицизм», с. 456.
  14. Попкин, «Скептицизм», с. 456.
  15. Попкин, «Скептицизм», с. 457.
  16. См., Например, John Greco, ed., Оксфордский справочник скептицизма
    . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2008.
  17. Манн, Дэниел. «Скептик атеизма». Апологетика на сегодня. Получено 2 декабря 2013.
  18. Смит, Питер (2000). Краткая энциклопедия веры бахаи
    . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. С. 266–267. ISBN 1-85168-184-1 .
  19. «Научный скептицизм, CSICOP и местные группы — CSI». www.csicop.org
    . Получено 5 июля 2022.
  20. «AU 230 Надлежащая профессиональная забота при выполнении работы». pcaobus.org
    . Получено 28 апреля 2022.

Основные идеи скептицизма

К числу основных идей скептицизма относятся следующие тезисы:

  • даже если знание выглядит достижимым и достоверным, оно не может быть признано таковым;
  • человеку недоступно как абсолютное знание, так и любое достоверное знание вообще (поскольку оно получено посредством эмпирического познания, которое не может считаться абсолютно надёжным источником);
  • человеку недоступно достоверное знание о каких-либо метафизических явлениях и объектах (Боге, мире, причинности и т.п.);
  • любая гипотеза нуждается в проверке, при этом ни одна проверка не может считаться достаточной или окончательной;
  • никакой из методов научного познания не может дать достоверных знаний об объективной реальности;
  • все имеющиеся у человечества знания являются лишь предположениями и гипотезами, которые невозможно доказать;
  • философ должен воздерживаться от каких-либо окончательных суждений.

Скептицизм считает все наши знания относительными и требует их критического переосмысления. В этом смысле он противопоставляется догматизму – некритичному способу мышления, опирающемуся на догмы. Несмотря на то, что догматизм свойственен прежде всего религиям, античные скептики называли догматиками всех философов, которые выдвигали и отстаивали какие-либо утверждения.

Наука

Основная статья: Скептическое движение § Научный скептицизм

Научный или эмпирический скептик — это тот, кто подвергает сомнению убеждения на основе научного понимания и эмпирических данных.

Научный скептицизм может отбросить убеждения, относящиеся к предполагаемые явления

не подлежат надежному наблюдению и, следовательно, не являются систематическими или проверяемый эмпирически. Большинство ученых, будучи научными скептиками, проверяют надежность определенных видов утверждений, подвергая их систематическому исследованию с использованием определенного типа научный метод.[19] Как результат, ряд претензий рассматриваются как «лженаука», если будет установлено, что они неправильно применяют или игнорируют фундаментальные аспекты научного метода.

Скептицизм Пиррона

Создателем данного философского направления считается древнегреческий философ Пиррон (приблизительно 360-275 до н. э.). Он примечателен тем, что принципиально не писал книг и трактатов, поэтому его идеи сохранились только благодаря ученикам и последователям. В частности, его идеи развивали такие мыслители как Энесидем, Агриппа и Секст Эмпирик.

Античные скептики отождествляли учение Пиррона и скептицизм, и в их трудах слова «скептический» и «пирроновский» часто использовались как синонимы. В некоторых случаях это создавало путаницу, поскольку не все идеи Пиррона были связаны исключительно со скептицизмом.

Сегодня мы имеем представление об античном скептицизме преимущественно благодаря трудам Секста Эмпирика. Он подробно описал идеи Пиррона, Тимона, Карнеада, Энесидема и других сторонников данного учения.

Пиррон считал, что философ – это человек, стремящийся к счастью, для достижения которого необходимо невозмутимое спокойствие, отсутствие всяческой тревожности и страдания. Чтобы достичь этого состояния, необходимо найти ответы на 3 вопроса:

  • Что представляют собой вещи и какими свойствами обладают?
  • Как мы должны к ним относиться?
  • Что нам даст такое отношение?

Сам Пиррон полагал, что попытки найти достоверные ответы на эти вопросы никогда не увенчаются успехом, а значит, не могут привести к счастью. Поэтому он предлагал отвечать на них следующим образом:

  • Мы не можем этого знать.
  • Мы должны воздерживаться от суждений о вещах.
  • Намеренно воздерживаясь от суждений, можно избежать тревоги.

Таким образом, он считал, что достичь философского счастья можно, отрицая саму возможность знания и понимания природы вещей. Состояние умиротворения, возникающее благодаря отказу от знаний, Пиррон позиционировал как высшую степень блаженства и называл «атараксией«. Он сам, а вслед за ним и другие скептики порицали стремление к достоверному знанию, считая его источником тревог и страданий.

Смотрите также

  • Краткая история неверия
    — 3 части Серия PBS (2007)
  • Критическое мышление
  • Разоблачитель (тот, кто разоблачает утверждения как ложные)
  • Отрицание
  • Сомневаться
  • Ричард Попкин
  • Псевдоскептицизм
  • Научный скептицизм
  • Наука
  • Тривиализм (противоположность скептицизма)
  • Трансакционализм
  • Список тем, отнесенных к псевдонауке
  • Скептик
    (Британский журнал), основанная Венди М. Гроссман, исследует секуляризм и паранормальные явления.
  • Комитет по скептическому расследованию, некоммерческая организация, поощряющая исследования паранормальных явлений и второстепенных наук.
  • Скептический вопрошатель
    , журнал, издаваемый Комитет по скептическому расследованию
  • Общество скептиков, некоммерческая организация, занимающаяся противодействием распространению лженауки, суеверий и иррациональных убеждений.
  • Скептик
    (Журнал США), журнал Общества Скептиков
  • Скептицизм
    , еженедельный подкаст Общества скептиков США
    Скептик
    журнал
  • Словарь скептика
    , сборник эссе Роберта Тодда Кэрролла
  • Скептическое движение, движение, основанное на научном скептицизме, термин, введенный Карлом Саганом
  • Скептики в пабе, социальная группа встреч
  • Встреча Amaz! Ng, ежегодная конференция по науке, скептицизму и критическому мышлению
  • Отрицание изменения климата часто ошибочно называют скептицизмом

Скептицизм Секста Эмпирика

Секст Эмпирик – древнегреческий врач и философ, живший во 2-3 веках нашей эры (достоверных данных о месте рождения и годах жизни нет). Это самый известный из последователей Пиррона, прославившийся, в частности, книгой «Пирроновы положения», которая и сегодня остаётся важным трудом для людей, изучающих философию.

В своих работах он изложил методологию скептического сомнения, которая основывалась на критическом осмыслении накопленных знаний в области философии и других естественных наук того времени. Кроме того, Секст Эмпирик коснулся и вопроса существования богов. Сопоставив религию с атеизмом, он пришёл к выводу, что нейтральный скептицизм является наиболее разумной позицией.

Стоит отметить, что атеизм, как и любая религия, противоречит основной идее скептицизма (ничто не может быть доказано или опровергнуто однозначно). Но советский философ Вениамин Богуславский, изучая работы Эмпирика, отмечал, что тот явно склоняется к атеизму, поскольку критикует религиозные взгляды вдвое чаще, чем атеистические.

В своих работах Секст Эмпирик показывает, что скептицизм является самостоятельным направлением в философии и его нельзя смешивать с другими. Причина в том, что любое другое направление одни сущности признаёт, а другие – отрицает. Скептицизм же одновременно и допускает, и подвергает сомнению все сущности.

Источники

  • Греко-английский лексикон
    , Генри Джордж Лидделл и Роберт Скотт, исправлено и дополнено сэром Генри Стюарт Джонсс помощью Родерика Маккензи, Clarendon Press, Оксфорд, Великобритания, 1940 год. В сети, perseus.tufts.edu.
  • Бучваров Панайот, Скептицизм по поводу внешнего мира
    (Oxford University Press, 1998).
  • Daniels, M.D., D .; Прайс, к.б.н. (2000), Основная эннеаграмма
    , Нью-Йорк: ХарперКоллинз
  • Ричард Хенигсвальд, Die Skepsis in Philosophie und Wissenschaft
    , 1914, новое издание (ред. И введение Кристиана Бенне и Томаса Ширрена), Göttingen: Edition Ruprecht, 2008, ISBN 978-3-7675-3056-0
  • Китон, Моррис Т., «Скептицизм», стр. 277–278 в Dagobert D. Runes (ed.), Философский словарь
    , Литтлфилд, Адамс и компания, Тотова, Нью-Джерси, 1962.
  • Ле Морван, П. (март 2011 г.). «Здоровый скептицизм и практическая мудрость» (PDF). Логотипы и эпистема
    . Институт экономических и социальных исследований.
    2
    (1): 87–102. Дои:10.5840 / logos-epsteme20112151. ISSN 2069-0533. В архиве (PDF) из оригинала от 4 сентября 2022 г.
  • Новый международный словарь английского языка Вебстера, второе издание, без сокращений
    , W.A. Neilson, T.A. Knott, P.W. Кархарт (ред.), G. & C. Merriam Company, Спрингфилд, Массачусетс, 1950.

История развития скептицизма

Как было отмечено выше, скептицизм зародился в Древней Греции и его основателем считается Пиррон. Позже его идеи развивали такие мыслители как Гераклит, Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и другие известные античные философы. Со многими идеями скептицизма, в частности, был солидарен и Сократ, хоть он и не был скептиком.

Причиной зарождения скептицизма стало то, что античные философы столкнулись с проблемой субъективного познания, которое зависело от индивидуальных особенностей восприятия. При этом существовало большое количество философских течений, основанных на противоречащих друг другу идеях и теориях. Наряду с этим существовала религия, которая исключала сомнения и предлагала принимать на веру ничем не обоснованные догматы.

Все эти противоречия привели мыслителей к проблеме кругового доказательства, которую можно выразить в трёх тезисах:

  • Любое утверждение основывается на других утверждениях.
  • Ни одно из утверждений не может считаться неопровержимым.
  • Выбор исходной точки для построения логического доказательства также требует обоснования.

Эти три тезиса представляют собой замкнутый круг, заставляющий сомневаться в том, что истина вообще может быть установлена. Таким образом у античных мыслителей было два варианта: либо вообще исключить возможность накопления достоверных знаний, либо смягчить требования к истине. Они посчитали, что наиболее разумным подходом будет принятие скептицизма как критерия рациональности, руководствуясь которым, можно принимать оптимальные решения.

К слову, проблема кругового доказательства никуда не исчезла и продолжает существовать в современной философии, являясь её постоянным и неотъемлемым элементом.

Приняв такой подход, античные скептики предлагали соблюдать законы, заботиться о собственном здоровье и наслаждаться жизнью, удовлетворяя свои физические потребности и стремление к знаниям. Особенно полезным данный подход оказался для развития античной медицины, которая благодаря ему приобрела первые черты доказательной науки. Стоит отметить, что аналогичные подходы появились тогда в Индии, Китае и на Среднем Востоке.

Средневековье было не особо благоприятным периодом для скептицизма. Вся Европа находилась под сильным влиянием религии, в связи с чем приветствовалась беспрекословная вера в истинность церковных догматов, а любые сомнения были под запретом. Вновь востребованными идеи скептиков оказались в Эпоху Возрождения, когда на смену авторитету религии пришёл авторитет знаний и разума. Скептицизм снова стал одной из главных движущих сил развития науки.

В философии Нового времени концепция скептицизма была пересмотрена. Теперь его рассматривали как направление, значительно расширяющее возможности познания и способное устранить любые существующие противоречия. Основными представителями скептицизма Нового времени были Франциско Санчес, Мишель де Монтень и Дэвид Юм.

Обыденное понятие

В повседневной жизни мы часто используем слова «скептик» и «скептический», говоря о человеке, который не склонен верить другим людям на слово, иными словами, о человеке, которого нельзя убедить в чём-то, не предоставив подтверждений и доказательств.

Отчасти на скептицизме основывается познание мира детьми – они не могут верить всему на слово, ведь нужно на деле убедиться, что вода мокрая, снег холодный, огонь обжигает, а если ходить без шапки в холодную погоду, то можно простудиться.

Так называемый «здоровый скептицизм» — основа безопасного взаимодействия с окружающим миром. Здравое сомнение способно уберечь человека от мошенников, необдуманных поступков, чрезмерного доверия и так далее: прежде, чем дать своё согласие на участие в каком-либо предприятии, разумно будет попросить доказательства того, что затеваемое не принесёт никому вреда. С одной стороны, такой подход может тормозить продвижение вперёд, но с другой стороны, он работает на надёжность результата.

Скептицизмом также называют принцип, который заставляет людей воздерживаться от категоричных высказываний, а также общее состояние неуверенности или сомнения в чём-либо. Это понятие могут даже путать с пессимизмом – ведь именно пессимисты не готовы слепо верить в хороший исход любой затеи.

Критика скептицизма

Исторически основными противниками и критиками скептицизма всегда были стоики. Скептики указывали всем учёным на то, что их знания субъективны и никак не могут быть доказаны. Их основным аргументом в спорах было утверждение «Знание требует уверенности, а ваше учение такой уверенности дать не может».

Этим тезисом и пользовались стоики, найдя в нём логическое противоречие. Они спрашивали: «Если всякое знание требует уверенности, то как вы сами можете знать и утверждать это?». Этот вопрос указывает на реальное логическое противоречие, позволяя критиковать скептицизм даже сейчас.

Также скептицизм обвиняют в том, что благодаря ему христианство распространилось по миру и стало господствующей религией. Дело в том, что именно скептики первыми начали широко критиковать политеистические религии, господствовавшие в мире во времена Античности. Они заставили людей сомневаться в своей вере в древних богов, но не предложили ничего взамен, и христианство появилось как раз в удачный момент, чтобы занять освободившуюся нишу.

дальнейшее чтение

  • Уилсон, Ричард (2009). Не дайте себя обмануть снова: Справочник скептика
    . Значок. ISBN 9781848310520 .
  • Попкин, Ричард Х. (2003). История скептицизма: от Савонаролы до Бейля
    . Oxford University Press, США. ISBN 9780198026716 .
  • Бери, Роберт Грегг (1933). Секст Эмпирик: Очертания пирронизма
    . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674993013 .
  • Эмпирик, Секст; Анна, Юлия; Барнс, Джонатан (20 июля 2000 г.). Секст Эмпирик: очертания скептицизма
    . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521778091 .
  • Burnyeat, Майлз (1983). Скептическая традиция
    . Калифорнийский университет Press. ISBN 9780520037472 .
  • Rosa L; Rosa E; Sarner L; Барретт С. (1 апреля 1998 г.). «Внимательный взгляд на терапевтическое прикосновение». JAMA
    .
    279
    (13): 1005–1010. Дои:10.1001 / jama.279.13.1005. ISSN 0098-7484. PMID 9533499.
  • Новелла, Стивен (2018). Путеводитель скептиков по Вселенной: как узнать, что действительно реально в мире, который все больше и больше полон фейков
    . Ходдер и Стоутон. ISBN 9781473696419 .

Чем скептицизм отличается от агностицизма?

По сути, агностицизм возник из скептицизма, так что между этими двумя направлениями много общего. И всё же их нельзя отождествлять или совмещать, поскольку есть ряд фундаментальных отличий. Агностицизм исходит из того, что человеческие способности познания ограничены, но не отрицает возможность достоверного понимания того, насколько точно имеющиеся знания соответствуют реальности.

Скептицизм исходит из того, что достоверно отличить реальность от вымысла невозможно. Все наши знания получены посредством ненадёжных средств чувственного познания, а значит, могут быть недостоверными, и проверить это никак нельзя. Если агностицизм считает наши познавательные способности ограниченными, то скептицизм вообще исключает возможность сколь-нибудь точно оценивать достоверность знаний, полученных эмпирически.

Бытовой скепсис

Касательно скептицизма в повседневной жизни базовым можно считать сугубо философский подход, который рекомендует сомневаться в достоверности знания. Даже того, что было признано авторитетными научными кругами! Однако речь не идет о полном отрицании или нежелании признавать достижения ученых.

Наоборот, концепция позволяет в «полностью изученных», как некогда казалось, областях проводить уникальные исследования и добиваться новых результатов. Это очень ценное свойство скептицизма – способность к самоанализу и самосовершенствованию, помогающая избежать стагнации.

К сожалению, на обывательском уровне скептицизм нередко превращается в самодовольное неверие. Человек принимает позицию неверующего и отказывается принимать любые аргументы, называя свое поведение «расширением познавательного опыта». Но разве сомнение в истинности любых суждений не противоречит само себе?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]