Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности


Что такое стереотип?

О том, что такое стереотипы, приблизительно представляет каждый человек. Это негласное убеждение в чём-либо, ком-либо. Как правило, мы не задумываемся в истинности выдвинутого предположения. Мы принимаем его как данность.

Стереотип – это простыми словами абсолютная уверенность человека в том, что всё будет складываться так, как положено, согласно программе, которая не зависит от воли личности.

Например, вы видите девушку, которая управляет роскошной и дорогой машиной. Какая мысль вам приходит в голову первой? Наверняка вы подумали о богатом любовнике или о состоятельных родителях. Мысль о том, что женщина могла заработать на автомобиль тяжёлым трудом, не пришла вам в голову. Это яркий пример стереотипа в обществе.

Задумайтесь ли вы о том, как часто сталкиваетесь со стереотипами? Оказывают ли они влияние на ваше решение? Выбор? Поступок? Скорее всего, да. Бороться с установками непросто.

Стереотип или социальная установка включает в себя три компонента:

  • информация об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении данного элемента;
  • готовность поступить по заданной схеме.

Таким образом, все стереотипы управляют обществом и поведением индивидов. Плохо то, что чаще всего люди действуют неосознанно, не имея веских оснований для своего поступка, мысли, решения. Они автоматически предпринимают шаги, помимо своей воли. Мышление и сознание при этом ограничено. Такой человек не может считать себя свободной личностью.

Использование стереотипов в деловом общении

Ограниченность личного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами.

Рассматриваемые ниже приемы использования стереотипов не безынтересны с точки зрения практики делового общения.

  • Навешивание ярлыков: человека «подгоняют» под стереотип типа «демагог», «популист», «бабник», «пьяница» и т.д. Успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками
  • «Блистательная неопределенность»‘, использование стереотипов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызывающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как «демократия», «права человека», «общечеловеческие ценности», «в интересах закона» и т.д. Вариант для общения с руководством: «Ваше решение недемократично (нарушает права человека, социальную справедливость)!»
  • Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Преобладает волевой аспект. Сюда относятся суждения типа «по многочисленным просьбам трудящихся»…, «все россияне единодушно поддерживают…» и т.д. Для делового общения подходят аргументы типа «в коллективе есть мнение…», «коллектив считает, что…»
  • Перенос: использование старых символов, уже имеющих определенную ценность. В деловом общении ссылка на авторитетную личность возможна в нескольких вариантах: персонифицированном – ссылка на конкретное руководящее лицо;
  • обезличенном – «Там знают!»; «Сам в курсе»; «И тогда я позвонил, вы понимаете, кому…»; «Обсуждаем проблему и тут зашел сам…» и т.д.;
  • использование цитат — «Еще Сократ говорил, что…». Простонародность, или «свой парень». Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными.

Обезличивание общения, возникающее благодаря стереотипам в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «встречают по одежке…» означает, что «встречают по стереотипу а провожают — по уму!». Особенно актуальна эта проблема в системе отношений «руководитель — подчиненный».

5 стр., 2338 слов

Концепция психологии влияния в книге Р. Чалдини «Психология влияния»

… Благорасположение 7. Авторитет 8. Дефицит Список литературы Введение Труд Роберт Чалдини «Психология влияния», одно из лучших учебных пособий, в котором современному анализу подвергаются механизмы мотивации, … взвешенные решения. Иногда мы мыслим автоматически, часто под действием каких-то стереотипов. Например, к известным стереотипам можно отнести такие, как «все блондинки дуры», «мужчины умнее …

Кто ввёл понятие стереотип?

Понятие «стереотип» введено Уолтером Липпманом в 20-х годах прошлого столетия. Американский журналист объяснил значение явления. Он утверждал, что под стереотипом следует понимать «картинку в голове». Она возникает в определённых ситуациях под воздействием внешних обстоятельств.

По мнению Липпмана, стереотип – устойчивое представление индивида или общества в том или ином явлении. Человек не опирается на собственный опыт. Он действует и думает по готовой схеме, которая создана не им самим.

Термин пришёл к нам из древнегреческого языка. Оно состоит из двух слов: «stereos» – твёрдый и «typos» – отпечаток, то есть, это некий устойчивый след, образ, мнение.

Бороться со стереотипами очень трудно. Человеческое сознание не готово мыслить и анализировать. Легче работать по готовой программе.

Виды стереотипов

Выясним, какие бывают стереотипы. Это не совсем простой вопрос, так как единой классификации не существует. Стереотипы рассматривают с нескольких позиций. Например, О. Комарова выделяет три вида:

  • этнические;
  • профессиональные;
  • полоролевые.

А В. Панферов разделили все стереотипы на экспрессивно-эмоциональные, общественные или социальные и антропологические. Мы рассмотрим виды стереотипов, с которыми мы чаще всего встречаемся в реальной жизни.

Возрастные стереотипы

Возрастной стереотип формируется одним поколением и передаётся другому «по наследству». Кроме того, для каждой возрастной группы характерна та или иная социальная установка. В свою очередь, возрастные стереотипы могут быть как положительными, так и негативными, несущими отрицательный посыл.

Например, если мы говорим о пожилом человеке, то автоматически представляем себе дряхлого, немощного старика. Мы не задумываемся о том, что у него может быть отменное здоровье и адекватное восприятие мира. Все его промахи или заслуги мы списываем именно на возраст.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы – это общественное мнение о поведенческих формах мужчины или женщины. Мы уверены: женщина неспособна хорошо управлять автомобилем, а мужчина испечь пирог. Практика показывает обратное. Но это не является для нас доказательством.

Гендерные стереотипы также выработаны временем. Их появление связано с определёнными ценностями в обществе, опытом предыдущих поколений.

Изжить гендерные стереотипы очень трудно. Например, практически везде роль главы семейства отдаётся мужчине. Хотя на деле семью часто содержит именно женщина.

Или, например, принято считать, что декретный отпуск обязана оформить мать. Но таким правом наделён и отец. Однако общество забывает в этом случае о равноправии и осуждает пары, которые поменялись ролями, не согласовав с ним своё решение.

Гетеростереотипы

Гетеростереотипы – это оценка другой народности. Этот вид схож с этническими стереотипами, но разница всё-таки существует.

Мы создаём себе общее представление о каждом народе. И по этой установке судим об отдельном представителе нации. Под нашу оценку попадает и внешность человека, и его характер, и обычаи, и темперамент. Мы лишаем индивидуальности конкретного человека той или иной национальности.

Общественные стереотипы

Стереотипы общественного мнения играют огромную роль в нашей жизни. Они формируются в определённом обществе, в той или иной местности. Часто имеют обособленное распространение, не имеют значения для тех, кто не принадлежит к определённому обществу.

Общество может характеризоваться разными признаками. Например, у педагогов свои стереотипы, профессиональные, а у жителей города Воронеж, допустим, другие.

Социальные стереотипы

Социальный стереотип – это общая установка, она распространяется на все социальные слои, не зависит от положения и статуса или профессии и полового признака личности.

Принято считать, что дети обеспеченных родителей являются безвольными, избалованными существами, которым всё достаётся даром. Наследник богатых мамы и папы изначально лишён обществом всяких положительных качеств. Если он окончил вуз с красным дипломом, значит, документ купили, если он открыл собственный ресторан, значит, отец дал ему денег. Подробности никого не интересуют. Мы заранее знаем итоги. Подтверждения нам не нужны.

Этнические стереотипы

Этнические стереотипы – это тоже общее представление о народе, проживающей на одной территории. Для общества ориентиром служат исторические факты, информация о культуре или быте нации. При всём этом, знания поверхностны.

Мы наделяем всех представителей нации общими признаками. Например, татарские женщины гордятся своим умением выпекать вкусные беляши или эчпочмаки. Когда девушку-татарку просят испечь пирог, все уверены, что она умеет это делать. Но ожидания не всегда подтверждаются.

Исконно русский вопрос

Жертвой стереотипа может быть как ретранслятор заблуждения, так и принимающая, казалось бы не заинтересованная сторона. Забавно, но есть на просторах нашей необъятной родины бродячие уникумы — два в одном. Подобное часто встречается среди подростков, которые сознательно выбирают социально правильную профессию, закидывая в самый дальний угол самого темного мировоззренческого чулана свои природные данные и способности.

Драматизм внутриличностного противоречия — активное наложение собственной самокритичности на жесткие родительские стереотипы. Критерии успешности, правильности, актуальности — вообще явления очень так многозначные, а тут еще и внешнее давление. Совсем беда-беда! Ведь в современном мире таких людей рано или поздно прибивает к “родным” берегам, но сколько времени потрачено впустую!?

Пока не слишком поздно поищем ответ на пресловутый вопрос классика. Что делать со всем этим безобразием? Что делать, если среди всего вышеперечисленного вы отыскали и свой портрет либо пример из собственной жизни?

Естественно, что самый первый шаг — это осознание проблемы. Второй — создание новой модели мира. Той модели, которая станет вашей путеводной звездой, новой картой, с помощью которой вы сможете достичь мира и гармонии в собственной душе.

И финальный, заключительный и, пожалуй, самый трудный шаг — принятие себя новой, на пока еще старой карте мира. Вашему мозгу, психике, душе и даже телу потребуется какое-то время на адаптацию. Несколько механическая формулировка, но любой процесс обучения и принятия нововведений имеет биологическую природу. Даже в таких, казалось бы, достаточно абстрактных вещах. Это отнюдь не пятиминутный процесс. Проявите терпение и границы вашего мира станут шире

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]