По идее, сейчас для маркетологов и околомаркетинговых специалистов наступило золотое время. Рынок пестрит громкими обещаниями и продажами курсов для маркетологов через инструмент личного «успешного успеха».
«Смотри, какой я крутой. Я разбогател, теперь разбогатеешь и ты. У меня случился один конкретный бизнес-успех, и теперь я научу тебя в любой нише повторять этот бизнес-успех».
Люди идут, очарованные мотивацией в виде золотых гор, но чаще всего так и застревают в своей точке А. Бо́льшая часть специалистов (и высокого уровня тоже!) остаются работать «девочкой по продвижению за 10 тыщ».
Проблема самореализации личности в профессиональной сфере
Генезис затруднений самореализации личности в профессиональной сфере проявляется на каждом этапе данного процесса.
Этап самоопределения соответствует высокому развитию личности. Следовательно, барьером в данной ситуации может стать неспособность определить свое место в системе социальных отношений.
На начальной стадии профстановления решающую роль играет соответствие или несоответствие ожиданий личности с внешними условиями жизнедеятельности. Если возникают внутриличностные противоречия, недовольство уровнем профессионального роста, саморазвития, это может привести к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности или к смене вида деятельности.
При переходе от одной стадии становления к другой, возникают кризисы, от преодоления которых зависит дальнейшая перспектива самореализации. Данные процессы могут быть вызваны внешними обстоятельствами – увольнение, переквалификация, окончание обучения и др., а так же внутренними психологическими барьерами.
Переход к этапу профессионального роста может и не состояться, особенно, если у личности преобладает мотив «хочу», а не «могу» и «надо».
На этапах карьерного становления и роста чаще всего возникают следующие барьеры, вызывающие сложности профсамореализации:
- Неправильное позиционирование – несоответствующая реакция в процессе общения с коллективом и при выполнении поставленных задач (излишняя эмоциональность, обиды на коллег, неприятие конструктивной критики и др.)
- Отсутствие потребности и желания в саморазвитии – для развития профессиональных компетенций необходимо постоянное самообразование и самосовершенствование.
- Недостаток ресурсов – неудовлетворительное эмоциональное и физическое состояние.
- Сравнение себя с более успешными специалистами – ведет к снижению самооценки и нежеланию к чему-то стремиться.
- Неоправданные ожидания отметки своих достижений – отсутствие похвалы за выполненную работу ведет к стагнации действий.
- Неуверенность в своем профессионализме – даже при высоком уровне развития в своем направлении, можно быть неуверенным в себе.
- Неправильно расставленные приоритеты – личные дела важнее рабочих интересов.
Профессиональная самореализация молодежи
В современном обществе сложилась тенденция, согласно которой обустройство собственной жизни молодежью возможно только при получении высшего образования. Но проблема в том, что многие, ужа на протяжении нескольких лет, стремятся стать экономистами, юристами, управленцами. В результате чего появился дефицит специалистов другого профиля – в промышленности, в сфере услуг, строительстве, транспортной отрасли. Данная тенденция привела к тому, что выпускники ВУЗов не могут трудоустроиться по специальности и вынуждены искать место работы не по своему профилю.
В итоге большое распространение получила безработица молодежи или трудоустройство на специальности, не требующие высокой квалификации. Ежегодно каждый четвертый из числа всех выпускников вынужден идти на переподготовку для получения второй профессии. А часть из них увольняется в первый год работы, из-за неудовлетворенности характером выполняемого труда.
Период становления профсамореализации протекает очень тяжело для молодежи еще и потому, что карьерный путь начинается с несоответствия многим требованиям, предъявляемым специалисту. И как следствие, выпускники оказываются на низших профессионально-должностных ступенях карьерной лестницы. Чтобы выйти из стагнации, молодежь вынуждена быть более гибкой и мобильной в профессиональном отношении.
Таким образом затруднения этапа становления вызваны следующими причинами:
- отсутствие трудовой репутации;
- недостаток или полное отсутствие опыта работы в профессии;
- недостаточная включенность молодежи в профессиональные сети и как следствие ограниченность доступа к свободным вакансиям;
- неконкурентоспособность молодежи из-за не востребованности полученного образования.
Существование социальных рисков обуславливают неконкурентоспособность молодежи. А неопределенность социально-профессиональной идентичности ведет к наращиванию негативных тенденций профессиональной самореализации.
Психологические факторы успешности профессиональной самореализации
В основе профессиональной самореализации лежат следующие психологические факторы успешности:
- Личностные качества – оптимистичность, импульсивность, тревожность, отсутствие личностных барьеров для самореализации и др.
- Характеристики рефлексивного плана сознания – свобода выбора, значимость психологического прошлого.
- Финансовое благополучие.
- Стабильные межличностные отношения.
- Позитивный психоэмоциональный настрой.
- Удовлетворение от полученных результатов работы.
- Толерантность к временно возникающим трудностям.
- Наличие способности к самоорганизации.
- Контроль и ответственность за выполнение обязанностей.
Отдельно стоит сказать о профессиональном выгорании, которое возникает как следствие негативных психологических переживаний, связанных с работой, отношениями в коллективе или организации в целом. Подобный феномен наблюдается, если один или несколько психологических факторов успешной самореализации личности не срабатывает.
Факторы личной и профессиональной самореализации
О факторах личной самореализации вы можете прочитать в статье «Самореализация личности это». Несомненно, они же влияют на самореализацию в профдеятельности.
Кроме этого для профсамореализации важны приобретенные качества:
- целеустремленность;
- уверенность в себе;
- инициативность;
- решительность;
- трудолюбие;
- жизненная активность;
- энергичность.
То есть профессиональная самореализация возможна только в том случае, если специалист постоянно развивает свои способности и навыки, работает над собой. Для успешной профсамореализации необходимо саморазвитие и самосовершенствование в своей трудовой деятельности.
Этапы профессиональной самореализации личности
Профессиональная самореализация не происходит одномоментно, она проходит в несколько этапов. Ошибочно полагать, что достижение поставленных целей, и развитие требуемых в данной трудовой деятельности навыков и качеств, это и есть путь трудовой самореализации.
Профессиональная самореализация личности на ее жизненном пути предполагает следующие этапы:
- Профессиональное самоопределение, которое выражается в выборе вида трудовой деятельности.
- Первоначальное становление в выбранной сфере.
- Профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности.
Профессиональное самоопределение
Определение позиции личности в отношении социально значимых ценностей происходит в период обучения в старших классах, в колледже или первых двух курсов ВУЗа. На данном этапе доминирует мотив «хочу» или «надо». В первом случае самоопределение происходит исходя из собственных желаний и потребностей, а во втором, согласно мнению третьих лиц или сложившихся жизненных обстоятельств, социальных тенденций и приоритетов.
Первоначальное становление по специальности
На данном этапе включается мотив «могу», то есть происходит оценка реальных возможностей. И здесь уже могут возникнуть первые затруднения, которые в результате приведут либо к адаптации, либо к смене специальности.
Профессиональный рост
Этап предполагает развитие способностей необходимых в данной профсреде, и адаптацию специальности под себя. Достижение этой стадии самореализации говорит об ее высоком уровне, особенно если происходит признание общественностью профдостижений личности.
Профессиональная самореализация мужчин и женщин
Личностные мужские и женские качества отражаются на профессиональной самореализации мужчин и женщин. В чем разница?
Во-первых, половая принадлежность сказывается на выборе профессии:
- мужчины – специальности, связанные с механизмами, инструментами, спортом, наукой (особенно физикой, математикой)
- женщины- виды деятельности, связанные с гуманитарными дисциплинами, эстетикой, общественностью, и др.
Да и в обществе устойчиво сформированы стереотипы, какие профессии «мужские», а какие «женские». Бесспорно, что сейчас и мужчины осваивают женские профессии, и женщины, мужские, но при этом им приходится сталкиваться со своего рода дискриминации по половому признаку. То есть работодатель скорее возьмет на должность парикмахера в женский зал женщину, чем мужчину, или мужчину водителем такси, а не женщину.
Во-вторых, специфика самореализации в профессиональной деятельности выражается в том, что свои перспективы карьерного роста мужчины и женщины тоже видят по-разному.
- женщины – в большинстве случаев работают ради денег, в меньшей степени – из-за потребности находиться в коллективе;
- мужчины – важно содержание выполняемой работы, ее общественная значимость, разнообразие, возможность проявить свои способности, а самое главное результат труда.
В-третьих, время для профессиональной карьеры так же отличается.
Как правило, профессиональная самореализация женщины происходит значительно позже, чем мужчины. Как известно, большинство представителей сильного пола могут похвастаться состоявшейся карьерой уже к 30 годам, в то время как для женщин этот показатель может быть реализован ближе к достижению среднего возраста.
На это влияет то, что у женщин в приоритете остается личная жизнь, да и некоторые работодатели скептически настроены к представительницам прекрасного пола из-за детей, декретного отпуска, семейных забот, которые поглощают все мысли и т д.
В-четвертых, руководителей-женщин, на разных уровнях управления, значительно меньше, чем мужчин. С чем это связано, и в чем разница между мужчинами и женщинами-управленцами:
- Женщин — управленцев считают менее компетентными.
- При отборе на руководящую должность к женщине предъявляют более высокие требования, чем к мужчине.
- Для достижения высокого профессионального уровня женщинам мешают наличие семьи и детей.
- Женщины склонны использовать демократический стиль руководства, а мужчины – авторитарный.
- При принятии решений мужчины больше склонны анализировать и планировать исход дела, а женщины более мобильны в изменяющихся обстоятельствах.
- Женщины способны предложить большее число вариантов решения проблемы, чем мужчины.
Различия в профессиональной самореализации личности мужчин и женщин выгодно использовать для назначения на более подходящие должности:
- мужчин-руководителей – для решения задач, управления мужским коллективом;
- женщин-руководителей – для установления межличностных отношений, в сфере образования, госслужбе, социальной сфере.
В целом можно сказать, что и мужчины, и женщины способны добиться высоких профессиональных результатов в своей деятельности, но разными способами.
Мы рассмотрели вопрос, о том, что такое профессиональная самореализация, ее этапы и факторы успешной профреализации. Выяснили, что существует разница в самореализации по половому признаку. А так же коснулись проблем, которые характерны для данного направления и в частности трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди при трудоустройстве.