9 шагов к профессиональной реализации: как стать востребованным маркетинговым специалистом с очередью на месяц вперёд

По идее, сейчас для маркетологов и околомаркетинговых специалистов наступило золотое время. Рынок пестрит громкими обещаниями и продажами курсов для маркетологов через инструмент личного «успешного успеха».

«Смотри, какой я крутой. Я разбогател, теперь разбогатеешь и ты. У меня случился один конкретный бизнес-успех, и теперь я научу тебя в любой нише повторять этот бизнес-успех».

Люди идут, очарованные мотивацией в виде золотых гор, но чаще всего так и застревают в своей точке А. Бо́льшая часть специалистов (и высокого уровня тоже!) остаются работать «девочкой по продвижению за 10 тыщ».

Проблема самореализации личности в профессиональной сфере

Генезис затруднений самореализации личности в профессиональной сфере проявляется на каждом этапе данного процесса.

Этап самоопределения соответствует высокому развитию личности. Следовательно, барьером в данной ситуации может стать неспособность определить свое место в системе социальных отношений.

На начальной стадии профстановления решающую роль играет соответствие или несоответствие ожиданий личности с внешними условиями жизнедеятельности. Если возникают внутриличностные противоречия, недовольство уровнем профессионального роста, саморазвития, это может привести к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности или к смене вида деятельности.

При переходе от одной стадии становления к другой, возникают кризисы, от преодоления которых зависит дальнейшая перспектива самореализации. Данные процессы могут быть вызваны внешними обстоятельствами – увольнение, переквалификация, окончание обучения и др., а так же внутренними психологическими барьерами.

Переход к этапу профессионального роста может и не состояться, особенно, если у личности преобладает мотив «хочу», а не «могу» и «надо».

На этапах карьерного становления и роста чаще всего возникают следующие барьеры, вызывающие сложности профсамореализации:

  1. Неправильное позиционирование – несоответствующая реакция в процессе общения с коллективом и при выполнении поставленных задач (излишняя эмоциональность, обиды на коллег, неприятие конструктивной критики и др.)
  2. Отсутствие потребности и желания в саморазвитии – для развития профессиональных компетенций необходимо постоянное самообразование и самосовершенствование.
  3. Недостаток ресурсов – неудовлетворительное эмоциональное и физическое состояние.
  4. Сравнение себя с более успешными специалистами – ведет к снижению самооценки и нежеланию к чему-то стремиться.
  5. Неоправданные ожидания отметки своих достижений – отсутствие похвалы за выполненную работу ведет к стагнации действий.
  6. Неуверенность в своем профессионализме – даже при высоком уровне развития в своем направлении, можно быть неуверенным в себе.
  7. Неправильно расставленные приоритеты – личные дела важнее рабочих интересов.

Профессиональная самореализация молодежи

В современном обществе сложилась тенденция, согласно которой обустройство собственной жизни молодежью возможно только при получении высшего образования. Но проблема в том, что многие, ужа на протяжении нескольких лет, стремятся стать экономистами, юристами, управленцами. В результате чего появился дефицит специалистов другого профиля – в промышленности, в сфере услуг, строительстве, транспортной отрасли. Данная тенденция привела к тому, что выпускники ВУЗов не могут трудоустроиться по специальности и вынуждены искать место работы не по своему профилю.

В итоге большое распространение получила безработица молодежи или трудоустройство на специальности, не требующие высокой квалификации. Ежегодно каждый четвертый из числа всех выпускников вынужден идти на переподготовку для получения второй профессии. А часть из них увольняется в первый год работы, из-за неудовлетворенности характером выполняемого труда.

Период становления профсамореализации протекает очень тяжело для молодежи еще и потому, что карьерный путь начинается с несоответствия многим требованиям, предъявляемым специалисту. И как следствие, выпускники оказываются на низших профессионально-должностных ступенях карьерной лестницы. Чтобы выйти из стагнации, молодежь вынуждена быть более гибкой и мобильной в профессиональном отношении.

Таким образом затруднения этапа становления вызваны следующими причинами:

  • отсутствие трудовой репутации;
  • недостаток или полное отсутствие опыта работы в профессии;
  • недостаточная включенность молодежи в профессиональные сети и как следствие ограниченность доступа к свободным вакансиям;
  • неконкурентоспособность молодежи из-за не востребованности полученного образования.

Существование социальных рисков обуславливают неконкурентоспособность молодежи. А неопределенность социально-профессиональной идентичности ведет к наращиванию негативных тенденций профессиональной самореализации.

Психологические факторы успешности профессиональной самореализации

В основе профессиональной самореализации лежат следующие психологические факторы успешности:

  1. Личностные качества – оптимистичность, импульсивность, тревожность, отсутствие личностных барьеров для самореализации и др.
  2. Характеристики рефлексивного плана сознания – свобода выбора, значимость психологического прошлого.
  3. Финансовое благополучие.
  4. Стабильные межличностные отношения.
  5. Позитивный психоэмоциональный настрой.
  6. Удовлетворение от полученных результатов работы.
  7. Толерантность к временно возникающим трудностям.
  8. Наличие способности к самоорганизации.
  9. Контроль и ответственность за выполнение обязанностей.

Отдельно стоит сказать о профессиональном выгорании, которое возникает как следствие негативных психологических переживаний, связанных с работой, отношениями в коллективе или организации в целом. Подобный феномен наблюдается, если один или несколько психологических факторов успешной самореализации личности не срабатывает.

Факторы личной и профессиональной самореализации

О факторах личной самореализации вы можете прочитать в статье «Самореализация личности это». Несомненно, они же влияют на самореализацию в профдеятельности.

Кроме этого для профсамореализации важны приобретенные качества:

  • целеустремленность;
  • уверенность в себе;
  • инициативность;
  • решительность;
  • трудолюбие;
  • жизненная активность;
  • энергичность.

То есть профессиональная самореализация возможна только в том случае, если специалист постоянно развивает свои способности и навыки, работает над собой. Для успешной профсамореализации необходимо саморазвитие и самосовершенствование в своей трудовой деятельности.

Этапы профессиональной самореализации личности

Профессиональная самореализация не происходит одномоментно, она проходит в несколько этапов. Ошибочно полагать, что достижение поставленных целей, и развитие требуемых в данной трудовой деятельности навыков и качеств, это и есть путь трудовой самореализации.

Профессиональная самореализация личности на ее жизненном пути предполагает следующие этапы:

  1. Профессиональное самоопределение, которое выражается в выборе вида трудовой деятельности.
  2. Первоначальное становление в выбранной сфере.
  3. Профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности.

Профессиональное самоопределение

Определение позиции личности в отношении социально значимых ценностей происходит в период обучения в старших классах, в колледже или первых двух курсов ВУЗа. На данном этапе доминирует мотив «хочу» или «надо». В первом случае самоопределение происходит исходя из собственных желаний и потребностей, а во втором, согласно мнению третьих лиц или сложившихся жизненных обстоятельств, социальных тенденций и приоритетов.

Первоначальное становление по специальности

На данном этапе включается мотив «могу», то есть происходит оценка реальных возможностей. И здесь уже могут возникнуть первые затруднения, которые в результате приведут либо к адаптации, либо к смене специальности.

Профессиональный рост

Этап предполагает развитие способностей необходимых в данной профсреде, и адаптацию специальности под себя. Достижение этой стадии самореализации говорит об ее высоком уровне, особенно если происходит признание общественностью профдостижений личности.

Профессиональная самореализация мужчин и женщин

Личностные мужские и женские качества отражаются на профессиональной самореализации мужчин и женщин. В чем разница?

Во-первых, половая принадлежность сказывается на выборе профессии:

  • мужчины – специальности, связанные с механизмами, инструментами, спортом, наукой (особенно физикой, математикой)
  • женщины- виды деятельности, связанные с гуманитарными дисциплинами, эстетикой, общественностью, и др.

Да и в обществе устойчиво сформированы стереотипы, какие профессии «мужские», а какие «женские». Бесспорно, что сейчас и мужчины осваивают женские профессии, и женщины, мужские, но при этом им приходится сталкиваться со своего рода дискриминации по половому признаку. То есть работодатель скорее возьмет на должность парикмахера в женский зал женщину, чем мужчину, или мужчину водителем такси, а не женщину.

Во-вторых, специфика самореализации в профессиональной деятельности выражается в том, что свои перспективы карьерного роста мужчины и женщины тоже видят по-разному.

  • женщины – в большинстве случаев работают ради денег, в меньшей степени – из-за потребности находиться в коллективе;
  • мужчины – важно содержание выполняемой работы, ее общественная значимость, разнообразие, возможность проявить свои способности, а самое главное результат труда.

В-третьих, время для профессиональной карьеры так же отличается.

Как правило, профессиональная самореализация женщины происходит значительно позже, чем мужчины. Как известно, большинство представителей сильного пола могут похвастаться состоявшейся карьерой уже к 30 годам, в то время как для женщин этот показатель может быть реализован ближе к достижению среднего возраста.

На это влияет то, что у женщин в приоритете остается личная жизнь, да и некоторые работодатели скептически настроены к представительницам прекрасного пола из-за детей, декретного отпуска, семейных забот, которые поглощают все мысли и т д.

В-четвертых, руководителей-женщин, на разных уровнях управления, значительно меньше, чем мужчин. С чем это связано, и в чем разница между мужчинами и женщинами-управленцами:

  1. Женщин — управленцев считают менее компетентными.
  2. При отборе на руководящую должность к женщине предъявляют более высокие требования, чем к мужчине.
  3. Для достижения высокого профессионального уровня женщинам мешают наличие семьи и детей.
  4. Женщины склонны использовать демократический стиль руководства, а мужчины – авторитарный.
  5. При принятии решений мужчины больше склонны анализировать и планировать исход дела, а женщины более мобильны в изменяющихся обстоятельствах.
  6. Женщины способны предложить большее число вариантов решения проблемы, чем мужчины.

Различия в профессиональной самореализации личности мужчин и женщин выгодно использовать для назначения на более подходящие должности:

  • мужчин-руководителей – для решения задач, управления мужским коллективом;
  • женщин-руководителей – для установления межличностных отношений, в сфере образования, госслужбе, социальной сфере.

В целом можно сказать, что и мужчины, и женщины способны добиться высоких профессиональных результатов в своей деятельности, но разными способами.

Мы рассмотрели вопрос, о том, что такое профессиональная самореализация, ее этапы и факторы успешной профреализации. Выяснили, что существует разница в самореализации по половому признаку. А так же коснулись проблем, которые характерны для данного направления и в частности трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди при трудоустройстве.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]