Фантазия – это качество, которым хочет обладать любой, поскольку человек с фантазией способен креативно решать встающие пред ним задачи, нестандартно выходя из неоднозначных ситуаций, создавать новое, творчески себя являть миру. Когда же человек с фантазией адаптирован в социуме, умеет мыслить логически – он высокоэффективен. Фантазия нужна творческим людям, чтобы рождать образы, воплощая их в искусстве.
Фантазия в психологии это элемент воображения, тесно повязанный с мечтами. Поэтому человек, какой много фантазирует, постоянно хочет чего-то, стремится к предметам своих мечтаний. Окружающими он воспринимается часто как новатор, интересный собеседник, поскольку способен придумывать новое, делать каждый день отличным от остальных.
Слово «фантазия» исходит от понятия в греческом языке, обозначающего явление, какого нет доселе в реальности. Если мы фантазируем – в воображении мы формируем нечто новое. Люди с выраженной способностью фантазировать имеют и сильное представление, легче меняют установки и экспериментируют, воплощая придуманное в жизнь.
Что такое фантазия?
Фантазия — это продукт воображения, характеризующийся силой, живостью, спонтанностью и уникальностью символов, образов или фантазий, которые она создает. Это сверхконцентрация идей, которая стимулирует обучение, вызывает живой интерес ко всему, что нас окружает, и желание все это познать. Согласно этому, способность к воображению — это способность создавать в воображении нечто новое, невероятное, невообразимое, невозможное или неактуальное. Хорошо, что кладовая воображения неисчерпаема.
Без воображения человеку было бы трудно жить с реальностью или создавать ее. Ведь все вокруг нас — это результат чьего-то воображения, воплощенный в материалах, конструкциях, бытовой технике, транспорте, Интернете, книгах, картинах — во всем. Воображение как личное качество необходимо для любого процесса, но в творчестве оно незаменимо. Вот почему художники, писатели, фотографы, дизайнеры, танцоры, стилисты ценят этот навык. Чаще, однако, это называется творчеством.
Но способность мечтать полезна не только для творческих людей. Фантазии, оговорки, свободные ассоциации, неправильные действия — все это прямой путь в бессознательное. А бессознательное является предметом изучения психологии. Недаром Зигмунд Фрейд называл фантазии «фасадами сновидений», которые отражают скрытые мысли, тайные желания, нереализованные намерения. Правда, напомнил он, их необходимо отличать от реальности.
И здесь кроется неоднозначная польза фантазии. С одной стороны, развитие фантазии увеличивает способность создавать, расширять, удваивать реальность. Но с другой стороны, это способ избежать этого. Иногда фантазия становится образом жизни и как-то незаметно заменяет существенную ее часть. И здесь нужно быть осторожным.
Зачем людям нужны воображение и фантазия
Некоторые люди ошибочно полагают, что воображение и композиция — это пустые занятия, не имеющие применения. Но хорошо развитое воображение — это основа творческого мышления, которое так ценится в современном обществе.
Только подумайте: мы не просто подчиняемся своим инстинктам. Вместо этого мы мечтаем, имеем амбиции, ставим цели и наслаждаемся красотой жизни. Вы не можете мечтать, если не представляете себе объект своей мечты. Так что наличие воображения — это то, что отличает людей от животных.
Вот несколько причин, почему воображение — полезная вещь:
- Воображение позволяет вам расти. Если вы будете строить планы только на основе опыта, вы не сможете ничего изменить и создать. Воображение расширяет ваши границы и позволяет ставить цели, которых вы раньше не достигали.
- Воображение помогает быстрее решать проблемы. Вместо того чтобы пытаться делать «бизнес как обычно», люди с активным воображением придумывают новые стратегии и быстрее решают проблемы. Это называется творческим мышлением.
- Воображение ведет к открытиям. Например, Альберт Эйнштейн представлял себе место, где люди могли бы остановить время и навсегда запечатлеть лучшие моменты своей жизни. В конечном итоге эти размышления привели его к созданию общей теории относительности, которая изменила представление человечества о времени. И без воображения люди по сей день считают время фиксированной величиной.
- Воображение дало миру новые изобретения. Полет на самолете, разговор по телефону, горячая вода в ванной — все это началось с воображения. Люди хотели летать как птицы, разговаривать с далекими людьми, не замерзать в ванной. Список можно продолжать еще долго. Все эти классные вещи вокруг нас существуют благодаря воображению.
- Любое творчество начинается с воображения. Без воображения и фантазии не было бы ни музыки Бетховена, ни кинематографической вселенной Marvel, ни всех тех историй, которые начинаются с «Однажды». Видели ли вы необычное, красивое здание? Архитектор увидел это первым в своем воображении. Воображение и творчество — понятия неразделимые.
- Воображение позволяет видеть красоту. Слышали ли вы поговорку «это действует на воображение»? Музыка, живопись, красивый вид из окна, звездное небо, золотые деревья ранней осенью…. Мы воспринимаем все эти вещи через наше воображение, поэтому и видим красоту. Скажем так: человек без воображения не может долго смотреть на горящий огонь или текущую воду. Хотя есть кошки, которые могут долго смотреть в одну точку. Но я думаю, что дело в другом.
Отличным примером человека с активным воображением является Стивен Хокинг. В своем воображении он побывал во многих уголках Вселенной, исследуя ее и удивляясь ее великолепию. Открытия Хокинга в области космологии и квантовой гравитации были сделаны прямо из инвалидного кресла, к которому он был прикован большую часть своей жизни. Человек без воображения и фантазии не способен на такое.
Фантазия позволяет человеку искать смысл жизни и цели деятельности
Этап взросления
Сначала для детских фантазий необходима внешняя опора. Например, палочка помогает вообразить себя волшебником, игрушечная корона — принцессой и т. д. Но по мере взросления потребность во внешних опорах постепенно исчезает, ребенок начинает представлять различные действия с предметами во внутреннем плане, в уме. Это свидетельствует о зарождении нового психического процесса — воображения.
Воображение (по словам известного отечественного психолога Р.С. Немова) — это «способность создавать новые представления и мысли на основе уже имеющегося опыта и образов и умение манипулировать ими».
Благодаря воображению у человека появляется возможность мечтать, выходить за границы своего существования «здесь и сейчас», окунаться в прошлое или представлять и предвидеть частички будущего.
Воображение позволяет познавать мир других людей, представлять то, чего никогда раньше не видел. Оно помогает настраивать себя на предстоящую деятельность, находить нестандартные решения задач, креативно мыслить, творить. Определенные виды деятельности (архитектурная, писательская, инженерная, музыкальная, актерская и др.) в принципе невозможны без воображения.
Кроме того, в некоторых ситуациях воображение помогает отрегулировать свое эмоциональное состояние, справиться со стрессом, снизить интенсивность тяжелых переживаний. Оно помогает не только взрослым, но и детям. Отодвинуть на время отчаяние, страх, тревогу и приобрести возможность идти дальше позволяют:
- воспоминания о счастливых моментах в прошлом;
- мечтания о будущем;
- представление себя в приятном и спокойном месте, визуализация своего желаемого состояния.
Таким образом, значение воображения в жизни человека сложно переоценить, и именно умение фантазировать в детском возрасте постепенно приближает ребенка к овладению такой важной способностью. Поэтому смело можно утверждать, что чаще всего фантазирование — это нормальный и совершенно необходимый этап детского развития.
Чем воображение отличается от фантазии
В наши дни существует стереотип о том, что это одно и тоже. Однако для опровержения этого приведу простую фразу: Завтрашний день строится в воображении сегодняшних людей, сегодняшняя наука — это фантазия из прошлого.
Воображение — это средство, которое позволяет идее стать реальностью. Когда мы говорим о воображении, мы опираемся на логические рассуждения. Фантазия — это свободомыслие; она может быть необоснованной и противоречить здравому смыслу. Однако фантазия и воображение тесно связаны между собой, и любое творчество без них просто невозможно.
Это можно легко объяснить на примере научной фантастики. Многие писатели-фантасты опережают свое время, представляя технологии, которых мир еще не видел. Например, в романе Джулиуса Верна «Двадцать тысяч лье под водой» описывается подводная лодка еще до появления настоящих подводных лодок. Но это не фантазия. Автор специально представил себе существование такого корабля в реальном мире.
Сегодня это научная фантастика о космических кораблях и завоевании Вселенной. Космический туризм все еще находится в зачаточном состоянии, и полеты на Марс нам обещает только Илон Маск. Но авторы таких книг, как «Марсианин», уже представляют себе, как это может выглядеть с научной точки зрения. Такая фантастика основана на логике и здравом смысле. Именно поэтому фантастика называется научной, а люди, разбирающиеся в физике, сносят произведения, в которых авторы выдумали чушь.
Фантазия, с другой стороны, не ограничена законами и правилами. Это все, что приходит вам в голову. Это далеко от науки, но может привести к действительно умным идеям. Воображение используется всеми творческими людьми. Художникам и музыкантам вместо логики нужна лихорадка красок и неожиданных поворотов. С возрастом многие люди перестают фантазировать. Именно поэтому говорят, что творческие люди — это большие дети.
Подведем итог: наши идеи рождаются из фантазии, растут в нашем воображении и затем становятся реальностью.
Воображение и возраст
Детство — не единственный период, в котором развивается воображение. Он проходит несколько стадий:
- Детство;
- Переходный возраст;
- Подростковый возраст.
Каждый из этих трех периодов имеет свои особенности и стимулы.
В детстве ребенок знакомится с миром как таковым. Шаблонное мышление еще не сформировано. Все происходит впервые, все ново, все вызывает любопытство. В этом возрасте мозг работает очень быстро. Так задумано природой. В то же время у ребенка нет знаний об окружающем мире.
Подросток думает по-другому. Он ищет свое место в реальном мире. Его воображение основано на настоящем, но в то же время он рисует картины будущего. Мечты становятся важной частью их мышления. Иногда безумный и наивный, но уже рациональный.
Взросление представляет собой другую проблему. Да и сам он уже другой — более или менее устоявшиеся взгляды, более стабильный, более эрудированный. Он может смотреть вдаль и мыслить творчески и свободно, без ограничений. В зрелом возрасте эта способность может ослабнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств.
При шизофрении
В контексте вхождения психического расстройства , известного как шизофрения , лица , которые проявляют признаки выполнения этой конкретной классификации может испытывать фантазии как часть диагноза (Шнейдман, ES 1948). Научное исследование в деятельности так называемой сети по умолчанию в головном мозге (Рэнди Бакнер и др. 2008) показал лиц с диагнозом шизофрения имеют высокие уровни ( «… гиперактивный …») деятельности в пределах их мозгов.
В исследовании восьмидесяти лиц с диагнозом шизофрении, было обнаружено, четверть мужчин, совершивших преступления против контакта женщин были продиктованы сексуально ориентированной фантазии (AD Smith 2008).
Фантазия и действительность
Распространенное мнение о том, что фантазия полностью оторвана от реальности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может быть основана только на впечатлениях от реальности, то есть на том, что человек воспринимает.
Кстати, очень многие ученые видели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Таким образом, фрагментарные пазлы восприятия собираются в целостную картину, вид, гештальт. И эта возможность воображения также важна.
Например, ребенок учит урок за уроком об особенностях какого-то великого события. Он узнает о том, что предшествовало этому, какие люди жили тогда, как они одевались, какие у них были привычки и обычаи, как они строили и развивались. Все это должно сложиться в картину, а это уже задача для воображения. Эта форма работы становится возможной благодаря опыту других людей, опыту общества и расширяет личный опыт ребенка и взрослого.
Фрейд и грезы
Размышление
( Daydream ), 1901, по Поль Сезар Элле
Столь же позитивный взгляд на фантазии было принято Зигмунда Фрейда , который считал фантазии ( немецкий : Fantasie
) в механизме защиты . Он считал , что мужчины и женщины «не могут существовать на мизерном удовлетворении , которое они могут вымогать от реальности.„Мы просто не можем обойтись без вспомогательных сооружений“ , как Теодор Фонтане однажды сказал … жилище на воображаемых желаниях свершений .» В адаптации детства к принципу реальности , разработанный, так что тоже «один из видов мыслительной деятельности выделившейся; она хранилась свободной от тестирования реальности и остался подчинено принципу удовольствия в одиночку. Эта деятельность
фантазирование
… продолжение в
мечтательности
. Он сравнил такую phantasising тому , как «заповедник сохраняет свое первоначальное состояние , в котором все … в том числе и то , что это бесполезно , и даже то , что вредный, могут расти и размножаться там , как это радует.
Грезы для Фрейда, таким образом , является ценным ресурсом. «Эти сны наяву катектируются с большим количеством интересов, они тщательно лелеют эту тему и , как правило , скрываются с большой чувствительностью … такие Фантазии могут быть без сознания точно так же , как в сознании.» Он считал «Эти вымыслы включают большие истинную конституционную сущность личности субъекта» , и что энергичный человек «это тот , кто сумел его усилиями в превращении его желаемое за действительные фантазии в реальность» , тогда как художник «может превратить его фантазии в художественные произведения вместо в симптомы … думы невроза «.
Механизм работы: что, как, почему и зачем?
Умственная деятельность человека протекает в двух режимах:
- Концентрированный — умственные усилия направлены на выполнение конкретной задачи, и в этот процесс вовлечены все ресурсы кратковременной памяти.
- Рассеянный — внимание и усилия не сосредоточены на чем-то конкретном и не имеют мотива. В этом случае человек занимается рутинными делами, которые доведены до автоматического режима: уборка, бег, приготовление пищи во время просмотра телевизора.
Чудеса фантазии рождаются в распределенном режиме. Мозг работал в собранном режиме. Он собирал и упаковывал информацию с подарочных сайтов, раскрывал тайные архивы воспоминаний. Тогда лучше дать ему отдохнуть. Во время отдыха происходит обработка новой информации, создаются новые связи между нейронами. Когда все готово, открытие приходит само собой — нестандартное и полезное.
Чтобы понять, как работает фантазия, обратимся к исследованиям, проведенным нейрофизиологами Калифорнийского университета. Представьте себе человеческий мозг, состоящий из миллиардов нейронов. Это библиотека опыта и знаний, пополняемая на протяжении всей жизни. Это хранилище всех мелочей. Это хранилище всего забытого и неосознанного. И даже наспех просмотренная книжка с картинками займет свое место в хранилище нейронов. Некоторые залы библиотеки всегда открыты, другие приоткрыты на мгновение, третьи скрыты за коваными решетками и тяжелыми замками условных знаков.
Каждую секунду сознание обращается к этому хранилищу информации. Получив запрос, мозг использует резервы рабочей памяти и направляет свой мыслительный процесс по проторенному пути к группе нейронов, в которых хранится запрашиваемая информация. Например, если вы хотите решить уравнение, ваш мозг направит вас к тем нейронным связям, которые хранят алгоритм этого действия. Чем привычнее и рутиннее задача, тем быстрее приходит решение.
Но что происходит, когда человек посылает нетрадиционный запрос своему подсознанию? Привыкшая к рутинному однообразию, рабочая память направляет мышление по проторенным путям. Полученный ответ оказывается либо очень обычным, либо совершенно неправильным. Ситуация знакома каждому. Пример: 23 февраля и выбрать подарок для любимого человека. Какая первая мысль приходит ему или ей в голову? Носки! Возможно, пена для бритья, складной нож, нижнее белье, дезодорант. Через этот список проходят 90% девушек. Именно здесь возникает необходимость мыслить творчески. Казалось бы, мелочь, но сколько проблем и душевной боли?
Что происходит в голове у человека, наделенного даром магической фантазии?
- Первые варианты отбрасываются,
- запрос меняется с «Что подарить?» на «Необычные подарки на 23 февраля»,
- запускаются новые схемы, предлагаются новые решения.
Если идеи не удовлетворяют, запрос меняется снова, и так далее, пока не будет достигнут желаемый результат. Никто не знает, через какие уголки подсознания пройдет мысль. Все зависит от количества соединений. В поисках идей для подарка девушка наткнется на увлечения своего возлюбленного; она вспомнит восхищенного мистера Штопора или коллекционную бутылку вина. Она вспомнит о его любви к автомобилям и странным освежителям воздуха, о его мечтах играть в гольф или прыгать с парашютом… В этот момент лучше изменить ситуацию и подумать о чем-то другом.
По статистике дети фантазируют больше и чаще уже взрослых людей
Проблемы воображения
Проблемы возникают не тогда, когда человек использует свое воображение, а когда он обращается с ним особым, можно сказать болезненным, образом. Например, магическое мышление.
В «Большой энциклопедии психиатрии» можно прочитать, что магическое мышление — это, в самом общем виде, вера в то, что мы можем влиять на реальность своими мыслями, фантазиями и желаниями. Будучи нормальным явлением, оно в определенной степени свойственно детям до 3-5 лет, которые считают, что их мысли являются причиной или аналогом того, что происходит во внешней реальности, а также представителям «примитивных» культур.
Структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют наряду с другими, более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами. Таким образом, в ортодоксальном сознании может сочетаться несовместимая вера в божественное провидение и вера в то, что человек может магически контролировать обстоятельства своей жизни и использовать, например, силу мысли или мыслеобраза для управления реальностью.
Выход из трудной ситуации
Иногда фантазии необходимы детям, чтобы уйти от проблем, справиться с непереносимыми переживаниями. С помощью воображения они создают свой собственный мир, в котором можно делать то, что недоступно в реальности, чувствовать себя успешными, значимыми, любимыми, контролировать все происходящее. Таким образом происходит своеобразная разрядка эмоционального напряжения, когда нереализованные потребности удовлетворяются в символическом плане.
Если к такому фантазированию ребенок прибегает слишком часто, оно может заменить другие виды деятельности и стать местом ухода от реальности. В этом случае может потребоваться помощь детского психолога.
«У меня была довольно „токсичная“ семья, — делится воспоминаниями Елена (35 лет), — поэтому я часто уходила в фантазии. Родители ругались, наказывали меня за оценки, неправильные поступки. А я пыталась отстраниться от всего этого и уйти в свои мысли. Их это бесило еще больше, они кричали. Но я все чаще как будто отключалась от происходящего, мысленно переживала заново какое-то прочитанное произведение или фильм, только в качестве главного героя была я сама. Придумывала свои концовки: как будто я спасаю мир, побеждаю врагов, разбиваю сердца поклонникам. Такая привычка сохранилась у меня на долгие годы, пока я уже во взрослом возрасте не начала работать с психологом».
Какие бывают фантазии?
Фантазия — настолько обширная тема, что невозможно рассмотреть ее со всех сторон сразу. Давайте поговорим о самых популярных из них.
Бессознательные
Иногда можно услышать упрек: «Вы совершенно лишены воображения». На самом деле людей, неспособных к воображению, не бывает. Просто фантазии возникают бессознательно. Психоанализ Фрейда объясняет их двумя способами: а) они изначально возникли в бессознательном; б) они возникли в сознании, но попали в бессознательное через подавление.
- Плюсы. Это ключевое понятие в психоаналитической теории, которое поможет вам многое узнать о себе.
- Конс. Если его не контролировать, он может вызвать психологические и психосоматические расстройства или бред.
Детские
Детское воображение активно с 3-3,5 лет и не имеет границ. Дети придумывают воображаемых друзей, сюжеты для игр, новые истории для любимой книги или героев мультфильмов. Таким образом они познают мир, учатся вести себя и общаться в реальном мире, формируют механизмы психологической защиты, раскрываются творчески.
- Плюсы. Воображение и творчество помогают им раскрыть свою уникальность и талант, расслабиться и просто повеселиться.
- Если ребенка не научить разнице между фантазией и ложью, он может вырасти патологическим лжецом.
Научные
Инновации — это не просто фантазия. Это революция, которая дает возможность выйти за рамки правильных ответов и найти действительно новое решение. Сочетание воображения и научного мышления привело к появлению роботов-хирургов, сотовой связи, биопротезов, искусственного интеллекта, гибких смартфонов, 3D-печати и виртуальной реальности.
- Плюсы. Ожидаются новые тенденции в мире инноваций и творчества — технологические города будущего, непобедимые квантовые компьютеры, 4D и 5D печать, роботы, способные обучать, и новое поколение автомобилей без водителя.
Писательские
Глубина воображения писателя позволяет читателю путешествовать во времени и пространстве, входить в художественный мир героев, наблюдать увлекательные события из прошлого и будущего. Книги приносят в жизнь читателей столько прекрасных вещей, знаний, эмоций, советов, приключений, что можно только порадоваться такому богатому воображению.
- Плюсы. Чтение — это та самая форма досуга, которая приносит наибольшее ощущение счастья и удовлетворения жизнью.
Эротические
Сексологи шутят: 90% людей предаются сексуальным фантазиям, а остальные 10% просто не признаются в этом. Ночь с бывшим партнером, секс со знаменитостью или незнакомцем, сексуальные игры на природе или в незнакомом месте — эти эротические сны помогают «нарисовать» не очень радостную картину реальности.
- Активные фантазии о сексе позволяют ослабить внутренние запреты, выразить и реализовать подавленные желания.
- Слишком реалистичные и нереализованные эротические фантазии могут привести к сексуальным извращениям. Они также оказывают разрушительное воздействие на отношения. Особенно если партнеры пытаются разыгрывать их на стороне.
Невротические
Пугающие фантазии невротика вызывают страх перед воображаемым будущим. Это могут быть преувеличенные страхи смерти, страхи кометы или падения дома, страхи неизлечимых болезней, извращенные навязчивые идеи. Все это не имеет никакой основы в настоящем времени, но причиняет невротику сильный дискомфорт.
- Страдания, эмоциональная нестабильность, неуверенность — все это часть личности невротика. Зацикленность на своих страшных иллюзиях отравляет невротика и всех окружающих.
Тест на эротический интеллект, или Как понимать наши фантазии
Иллюстрация: Маша Млекопитаева Мы уже привыкли и приняли аббревиатуру EQ — эмоциональный интеллект, или способность понимать и адекватно трактовать собственные и чужие эмоции. Только недавно заговорили еще об одном EQ, эротическом интеллекте. Журнал Psychologies определяет его как «способность доверять себе, понимать свое тело, свои границы, свои ценности и то, как мы ощущаем собственную энергию. Это знание того, что нас заводит, что доставляет удовольствие нашему телу».
Одна из важнейших частей самопознания в этой области — это наши сексуальные фантазии. Они есть почти у всех, но далеко не все знают, что они означают. Более того, на пути этого понимания стоят стигмы невероятных размеров. Социолог Майкл Андерсон в своем TED-выступлении говорит, что из всех табуированных тем для обсуждения в паре сексуальные фантазии являются наиболее запретной.
До сих пор многие психологи и терапевты полагаются на устаревшую трактовку фантазий как инфантильного побега от реальности, компенсации слабого либидо и страхов. «Нас учили воспринимать фантазии как симптом невроза или незрелости, как болезненные романтические идеализации, которые подрывают субъектность партнера и являются побегом от реальных отношений», — пишет в своей книге Mating in Captivity (англ. «Размножение в неволе») психотерапевт Эстер Перел.
Одним из первых, кто предложил новую теорию понимания сексуальных фантазий, был психоаналитик Майкл Бэдер. В своей книге Arousal: The secret logic of sexual fantasies (англ. «Возбуждение: Тайная логика сексуальных фантазий») он показывает, что наши сексуальные фантазии и предпочтения являются не результатом программирования общества или биологии, а скорее психологическим инструментом, с помощью которого психика противостоит подсознательным страхам.
За последние десятки лет мы очень многое вытащили из-под грифа «как не стыдно!». Обнаружили, что с помощью лени тело спасает нас от выгорания, с помощью гнева и отвращения защищает от токсичных отношений, с помощью прокрастинации подсказывает, что мы делаем что-то через силу, поперек себя. Пришло время вытащить из-под этого грифа и сексуальные фантазии — наш способ регулирования психики. «Сексуальная фантазия — это путеводная тропа, которую мы прокладываем, чтобы найти путь между тревогой, виной и запретами. Это работа сознания, реагирующего на давление подсознания», — пишет в своей книге Men in Love (англ. «Влюбленные мужчины») психоаналитик и социальный историк Нэнси Фрайдей.
Когда-то мой отец, психолог, доктор наук и академик, научил меня понимать сны. Сон — это как клапан на скороварке. Это способ сознания снизить внутреннее напряжение от тех чувств, которые мы запрещаем себе испытывать и проявлять в нашей дневной реальности. Когда перед важным выступлением мне снится, что я потеряла в городе детей или у меня украли все документы, это мое подсознание стравливает страх, тревогу, которые я днем запрещаю себе испытывать, проговаривая «да все будет нормально», «да ты это сто раз делала». Образы, которые подтягивает мозг, индивидуальны, но подобраны с единственной целью — чтобы во сне я прожила тревогу, восторг, надежду, злость, отчаяние — все то, что я не очень решаюсь чувствовать осознанно. То же самое делают и фантазии. Секс, сексуальность — это минное поле, на котором то тут, то там спрятаны стыд, осуждение, страхи, тревоги, потребности, о которых мы не очень знаем и не очень хотим знать. С помощью сексуальных фантазий наша психика протягивает нам руку помощи. Как во сне, в фантазии мы наступаем на мину и не взрываемся, тем самым проживая больное и опасное без страха.
Именно потому, что сексуальные фантазии позволяют прикоснуться и прожить запретные для нас самих чувства, они редко согласуются с нашим мнением о себе или публичной персоной. Феминистка, возбуждающаяся от фантазии о жестком доминантном мужчине, мать семейства, которую заводят фантазии о быстром сексе в туалете с незнакомцем, любящий муж, испытывающий эрекцию от фантазии группового секса с юными соблазнительницами, властный руководитель, мечтающий, чтобы его связали, могут стыдиться и скрывать то, что вызывает у них эротическое возбуждение, вопрошать «что со мной не так?!», «что я за человек?», сомневаться в своей адекватности.
Но чем большим стыдом маркировано то, что нас возбуждает, тем больше мы подавляем свое эротическое воображение, тем хуже для либидо и принятия своей сексуальности. Понимание, что сценарий фантазии — лишь декорация, что фантазии, как искусство и сны, нельзя трактовать дословно, что это лишь конструкт психики, открывающий дорогу к нашей сексуальности для проживания запретных чувств, для избавления от страхов, позволяет снять эту печать стыда.
Согласно одному из исследований, 62% женщин фантазируют о насильственном сексе. В эпоху #МеToo это удивительное открытие, если рассматривать фантазии, как призыв к действию. Но фантазия — не призыв к действию. Ни одна из женщин не фантазирует о боли из-за сломанного носа или выбитых зубов, в фантазии насильственный секс вызывает возбуждение, удовольствие, оргазм.
Доктор Лори Бет Бисби объясняет этот феномен: «Такие фантазии — как срывание с себя жесткого корсета. Нападающий всегда красив, принадлежит к тому типу мужчин, которому женщина бы и так хотела отдаться. Он груб и напорист с ней, но он не причиняет ей боли по-настоящему, и в конце концов она сдается».
В сути этой фантазии лежит чувство неотразимости, желанности. Женщину в ней настолько хотят, что мужчина просто обязан обладать ей, он не в силах себя контролировать. В этой фантазии спрятано так необходимое многим современным женщинам избавление от ответственности, необходимости блюсти себя и принимать решения, от заботы об эго партнера, от стыда и запрета на удовольствие. Она не в силах сопротивляться (читай: она может расслабиться), ее вынуждают отдаться (читай: ей можно наконец перестать себя контролировать), она возбуждена вопреки (читай: она избавляется от маски правильной девочки) и она испытывает оргазм от этого запретного для нее падения. На самом деле она испытывает оргазм от освобождения, реализации запрещенного и отсутствия ответственности за все на свете, включая собственный оргазм.
В фантазиях наши декоративные герои избавляют нас от страхов, от неприятия себя. Фантазия о том, чтобы быть связанным, позволяет проживать подчинение без страха подчиненной позиции, временно отдавая свою потребность в контроле картонному насильнику в черной маске. Фантазия о ненасытных, всегда желающих красотках дарит нам недостающее чувство желанности, уверенности. Фантасмагорические героини в чулках или халатике медсестры всегда хотят, им всегда хорошо, у них не болит голова, им не надо забирать ребенка из садика, у них нет прошлого, венерических заболеваний, сумки с продуктами и раздражения к видеоиграм. С героями фантазий можно рисковать, не рискуя, быть в опасности, не находясь в опасности, выражать желание, не стесняясь, быть в зависимости, не находясь в зависимости, брать свое, не боясь причинить боль.
Мужчины фантазируют о женщине, которую не нужно уговаривать и заманивать, которая не откажет, которая всегда в настроении, которая не скажет с презрительным лицом: «Как ты можешь думать о сексе сейчас!» С ней они могут не чувствовать вины за то, что хотят секса, ответственности за то, чтобы непременно доставить удовольствие и быть «на высоте». Женщины фантазируют о долгом, красивом, запретном соблазнении, в котором можно не стесняться целлюлита и формы груди, в котором она видит и чувствует себя бесконечно желанной, не стыдится, что ей нужна долгая прелюдия. Таинственный настойчивый незнакомец не сбежит, если она скажет, что что-то идет не так, никогда не потеряет эрекцию, за которую она чувствует себя в ответе, не отвернется к стене и не захрапит. В наших фантазиях мы позволяем себе выражать что угодно: страх, сопротивление, наглость, агрессию, желание. Кричать так, как нельзя кричать с соседями за стенкой, заниматься сексом так, как нельзя заниматься с матерью собственных детей, требовать — и получать, не просить — и получать. Наши сценарии могут меняться, но не меняется то, что мы ищем в сексе, что получаем с его помощью: экстаз, власть, побег, привлекательность, желанность, бунт, близость, понимание, победу, уверенность, свободу. Все то, чего нам не хватает.
Герои наших фантазий всегда точно знают, как мы хотим, что нас возбуждает, что приносит нам огромное, запретное удовольствие. Потому что они — это мы. Это мы знаем. Это мы лечим себя, открываем себя, освобождаем себя, перестаем отрицать себя. Это мы даем себе подсказки — что внутри нас требует выхода, что мы запретили, подавили, высмеяли, застыдили, выкинули из сознания. Это мы соединяемся в фантазии со всем отвергнутым, в целостность. И испытываем оргазм.
Добро пожаловать в эротический интеллект.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь
Что такое эскапизм?
Эскапизм — это синоним бегства, неважно куда: работа, секс, искусство, жизнь, религия, отдаленные деревни, монастыри, разговоры на форуме, игры, опьянение или психотропные вещества. На фоне таких «интересов» бегство в мир фантазий выглядит безобидным. Но это только на первый взгляд.
Мир, придуманный фантазией, выглядит более привлекательным, чем реальность. Именно последнее спасает психику от разрушения. Но постепенно такие «игры разума» заменяют реальный мир воображаемым. Когда граница между иллюзией и реальностью ослабевает, исчезает самоконтроль, чувство ответственности за свою жизнь, желание что-то улучшить, чего-то достичь. Поэтому возможна деградация, спуск в психоз или развитие расстройств личности. А это уже диагноз.
Что делать в такой ситуации? Отступите назад и посмотрите на это со стороны. На самом деле, надуманная иллюзия становится мощной силой только тогда, когда она побуждает к действию. Важно различать разные формы фантазии:
- Сладкие мечты похожи на «розовые очки», в которых нет места реальности — не очень хороший знак.
- Фантазии, которые заряжают вас энергией, двигают вперед — полезны.
Есть еще один секрет: воплощать фантазии в реальность гораздо интереснее, чем фантазировать ни о чем.
КАК ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ
Эту не удовлетворяющую нас ситуацию нам с детства (с детства человечества и с нашего личного детства) приходится как-то корректировать. Недолюбливаемый современной биологией закон Геккеля («онтогенез есть краткое повторение филогенеза») как будто отыгрывается здесь, на чужой площадке, в полную силу. Непознанные и необъяснимые вещи и явления наши предки легко превращали в забавные, страшные, дружелюбные или опасные, но неизменно диковинные сущности.
Делали они это, несомненно, в интересах целостности наблюдаемого мира и сохранения в нем причинно-следственных связей. Гром гремит, потому что Илья-пророк на колеснице едет. В лесу путает тропинки леший, по небу с фонарем пролетела Баба-яга в ступе, утопленника утащила русалка, а гриву лошади кикиморы заплели…
Ровно то же самое делают сегодня и наши дети. «Кто там стучит? – Бабай за стенкой живет». «Почему занавеска так странно колышется? – Там привидение стоит». Гремучая смесь примитивных пояснений и сладкого метафизического ужаса, ровно как у наших предков. Бывает и в чистом виде плод незамутненной детской фантазии.
Из моей практики. Ребенок пяти лет спросил: «Зачем царапину йодом мажут?» Ему ответили: «Чтоб микробов убить». И больше ничего объяснять не стали. «Отчего же йод щиплет? – подумал ребенок. – Ведь если водой помыть, то больно не будет. Ага! (Непротиворечивая фантазийная картинка начала выстраиваться.) Вода микробов не убивает, а от йода они умирают. Микробы – это что-то живое (раз умирают), такие очень маленькие вредные зверюшки. И вот, когда они умирают, они в последней злобе, своими маленькими зубками вцепляются в руку. Поэтому и больно (картинка достроилась)».
Как развить воображение и фантазию у взрослых
Воображение — это способность, которая является врожденной для каждого человека. Поэтому его не нужно учить, его нужно просто подпитывать.
Чтобы развить воображение, нужно просто заниматься деятельностью, которая его стимулирует. Ниже приведен список рекомендаций, которые, по моему мнению, являются наиболее простыми и эффективными.
Выключите телевизор и найдите хобби
Просмотр телепередач — распространенный способ снять стресс после тяжелого рабочего дня. Я и сам люблю посмотреть несколько серий телевизора в выходной день или перед сном. Но это способ пассивного расслабления, при котором мозг бездействует.
Вместо того чтобы постоянно наблюдать за жизнью других людей, найдите хобби, которое позволит вам создать свою собственную историю.
Обращайте внимание на забавные мелочи
Попробуйте найти странные и забавные вещи там, где их нет. Забавные сочетания надписей на близлежащих рекламных щитах, причудливые формы облаков, смешная походка голубя. Все эти вещи требуют работы воображения и могут сделать вашу жизнь немного веселее (приятный бонус).
Попробуйте ничего не делать
Наш разум постоянно находится в шумной среде из-за внешних раздражителей. Это может быть тот же телевизор, музыка, постоянные социальные сети и лента уведомлений. Попробуйте посидеть в тишине и прислушаться к собственным мыслям. Иногда вы можете быть поражены идеями и озарениями, которые приходят в голову, когда вас ничто не отвлекает.
Слушайте музыку без слов
Доказано, что прослушивание музыки повышает производительность труда на работе. Но если это песни с текстами, то мы подсознательно прислушиваемся к их идеям, оставляя свои собственные. Я сам заметил, что даже песни на незнакомом мне языке могут выбить меня из колеи. С другой стороны, музыка без текста стимулирует воображение и дает зеленый свет новым идеям.
Фантазия людей: современные методы изучения
Для распознавания творчества и определения оригинальности используются следующие методики:
- Нетрадиционное применение или трактование предметов. Испытуемый должен изобрести несколько способов необычного употребления бытовых предметов или истолковать неотчетливые изображения.
- Предвидение результатов. Участник теста описывает последствия, которых можно ожидать из-за изменения конкретной ситуации.
- Заголовок к рассказу. Человека просят придумать несколько оригинальных названий для прочитанного рассказа.
- Тест Роршаха. Задача для исследуемого – представить уникальные трактовки чернильных клякс.
- ТАТ. Индивиду показывают несколько картинок и просят растолковать их, составить по ним рассказ, придумать развязку изображенной ситуации.
- Анаграммы. Нужно составить редко употребляемые лексемы из букв, которые имеются в составе данного слова.
- Сочинение рассказа. Необходимо придумать повествование, в которое входило бы максимальное число слов из предложенных 50 наречий, прилагательных и существительных.
- Тест Шульмана. Следует в сложных формах обнаружить замкнутые пространства.
В основе всех перечисленных испытаний лежит взгляд на творчество как алогичный процесс. Результаты тестов позволяют выявить оригинальность мышления, чувствительность к новизне, восприимчивость к непростым проблемам.