Как стать интеллигентным человеком? Рецепт Дмитрия Лихачева

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части. Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления. Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства. Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и толерантности, благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Кто такой интеллигент

Интеллигентность — это не только высокий интеллект и блестящее образование, это ещё и воспитанность, умение жить в гармонии с собой и окружающими, в согласии со своей совестью, это активная гражданская позиция, понятие о чести и достоинстве, стремление к правде.
Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. <�…> Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…

А. П. Чехов

письмо брату Николаю, 1886 год

И пока кто-то втихую посмеивается над интеллигентами из-за их подчёркнутой корректности и интеллектуальности, во всём мире говорят о русской интеллигенции как о культурном феномене, явлении, которое зародилось в Российской империи и положило начало выделению особенной, пусть и весьма немногочисленной, прослойки общества во всём остальном мире.

Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли.

Д. С. Лихачёв

«Книга беспокойств»

Истинными русскими интеллигентами принято считать А. П. Чехова и Д. С. Лихачёва. В письме брату Николаю молодой Чехов привёл своего рода кодекс интеллигентного человека, на котором во многом и основываются следующие советы.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация. Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта. Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность. Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования. Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять мотивацию человека в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический. Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции. Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы. Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях. При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками. Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей. Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека. И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентнее

Уважайте других

Причём уважение это должно выходить за рамки соблюдения субординации и элементарных правил поведения. Это ещё и уважение к чувствам и желаниям окружающих, эмпатия, в какой-то степени даже сочувствие. Да, нелегко заставить себя сочувствовать окружающим, если вы не привыкли этого делать. Но именно работа над собой отличает интеллигентных людей.

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…

А. П. Чехов

письмо брату Николаю, 1886 год

Не лгите

Помните, что в первую очередь вы лжёте сами себе. Ко лжи интеллигентные люди причисляют и бессмысленную рисовку, лесть, пускание пыли в глаза. Любой обман для них недопустим.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии…

А. П. Чехов

письмо брату Николаю, 1886 год

Будьте скромны

У интеллигентных людей несколько другое восприятие ценностей. Они не суетны.

Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…

А. П. Чехов

письмо брату Николаю, 1886 год

Чаще они молчат, предпочитают не навязывать своё мнение окружающим, тем более когда их не спрашивают. Не откровенничают зря и не добиваются внимания окружающих уничижением себя.

В этом с интеллигентов определённо стоит брать пример. Скромность и умеренность помогут вам во многих сферах жизни, стоит только примерить на себя и принять эту философию.

Стремитесь к эстетике

Интеллигент — эстет. Его восхищает стройность мысли, талант, утончённость образов, изящество и человечность. Именно интеллигенты — главные блюстители того, что мы привыкли называть «вечными ценностями». Старайтесь быть похожими на них. Вовсе не обязательно иметь учёную степень, чтобы разбираться в литературе и восхищаться ей. Не нужно самому писать картины, чтобы получать эстетическое наслаждение от работ художников.

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт.

А. П. Чехов

письмо брату Николаю, 1886 год

Берегите свой талант

Поверьте, что вы талантливы. И берегите свой дар. Интеллигентные люди ставят талант выше всего остального, и именно это позволяет им оставаться представителями «интеллектуальной элиты», творить и созидать.

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.

А. П. Чехов

письмо брату Николаю, 1886 год

Откуда произошло слово интеллигенция?

Слово

появилось в русском языке в первой трети XIX в., оно было заимствовано из польского, однако с измененным значением. Если в польском языке
интеллигентом
называли человека сообразительного, то в России это «образованный человек, как правило, получивший высшее образование».

Интересные материалы:

Сколько времени занимает дрессировка собак? Сколько времени занимает душ? Сколько времени занимает качественный маникюр? Сколько времени занимает лазерная эпиляция всего тела? Сколько времени занимает оформление инвалидности? Сколько времени занимает прохождение гта 4? Сколько времени занимает прохождение киберпанк? Сколько времени занимает процесс имплантации зубов? Сколько времени занимает процесс оплодотворения? Сколько времени занимает проверка данных на сайте госуслуг?

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.

Суть понятия через составляющие

Интеллигентность – это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания. Сюда же вносят и такие этические понятия, как благородство, сердечность. Интеллектуальная продуктивность, живость ума, твердость и надежность сказанного носителем интеллигентности (будем так называть такого человека), терпимость к другим проявлениям человеческого характера также выделены как составляющие. Они помогают понять лучше суть интеллигентности.

Отношение к культурным и научным наработкам своего народа и человечеста в целом имеет значение для интеллигентности. Так, человеку полагается интересоваться и уважать историю, искусство и остальные направления развития человеческой мысли.

Кто относится к интеллигенции?

Интересно то, что объяснение, кто такой интеллигент, менялось со временем. В советские времена так могли назвать человека неспособного к физическому труду. Оно обозначало, что личность образованна, занимается умственной деятельностью. Если говорить о том, какого человека можно назвать интеллигентным именно в эпоху СССР, то к ним приравнивались учителя, врачи, библиотекари, работники культуры, то есть все те, кто не трудился на заводах, фабриках, в колхозах.

А вот у продавцов признаки интеллигентного человека не находили. Эта профессия даже была антонимом слова интеллигент.

Можно было встретить такое выражение: «Ведёшь себя, как базарная торговка». Оно подразумевало шумную, порой вульгарную личность.

Трудовая интеллигенция – это учителя, музыканты, художники, врачи. Они были примером. Им могли и хотели подражать.

Интеллигентный человек – это тот, кто был немногословен, выбирал выражения, умел вести себя в обществе. Отлично, если он также был образован.

Интеллигентный человек должен был служить образцом для подрастающих детей. Это эталон поведения и нравственности.

Чтобы сказать человеку, что его поведение недостойно, укорить его, ему говорили: «Как же тебе не стыдно! Ты же интеллигентный человек!». Но в советские времена интеллигентность служила признаком неприспособленности к жизни.

Например, никого не удивляла учительница, не умевшая топить печь и колоть дрова. Ей были простительно её неумение. Она была интеллигенткой, белоручкой.

В это время даже появилось такое понятие, как интеллигентные профессии. Родители наставляли своих детей и мечтали о том, чтобы они выбрали специальность интеллигентную.

Стоит обозначить и современные черты интеллигентного человека. В принципе, презрение к интеллигенту сохранилось и сейчас в определённых кругах. Но оно уже не так резко проявляется.

Итак, назовём признаки интеллигента:

  • тактичность;
  • деликатность;
  • воспитанность;
  • знание правил этикета;
  • умение вести себя в обществе;
  • образование.

Интеллигент уважает интересы других людей, он не вмешивается в чужие дела, понимает, где нужно промолчать и не заметить очевидное.

Если говорить простым языком, то интеллигентный – значит, воспитанный в соответствии с эпохой и временем. А так как правила этикета изменяются со временем, то и значение понятия тоже меняется.

Кроме того, интеллигент умеет держать себя в руках. Он не поддаётся эмоциям, кажется хладнокровным. Он не позволяет себе разражаться матерными словами, когда негодует или ему больно. Он сохраняет уравновешенность и не устраивает сцен ревности, не закатывает истерик.

Многие при разрыве со второй половинкой употребляют такое выражение, как: «Давай разойдёмся, как интеллигентные люди». Это значит, что инициатор разрыва ждёт: ссор, конфликтов, упрёков, подлостей, но истерик не последует. В этом случае говорят об эмоциональной интеллигентности. Эмоциональный интеллигент не позволяет себе дебоширить. Он держит свои чувства и эмоции в узде.

Возможно, он сильно переживает, возмущается, огорчается или радуется, но понять, что происходит в его душе трудно. Он не показывает никому, что испытывает, и кажется холодным и неэмоциональным.

Этимология слова

«Интеллигентность» — слово, пришедшее из латыни. Intelligentia – познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus — понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя – либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Нужна ли интеллигентность в современном мире?

Давайте подведём итог и установим, для чего нужна интеллигентность современным людям. Прежде всего, нам удастся избежать конфликтов, стычек, зависти, сплетен.

Мы научимся уважать друг друга, будем снисходительными к небольшим недостаткам окружающих, а значит, станем терпимее и добрее.

Интеллигентное общение даёт великолепные результаты. Необязательно кричать и толкаться в очереди, стоит следить за своей речью, учиться просить и отвечать на просьбы.

Многим детям, подросткам не достаёт интеллигентности. Они не считают нужным здороваться, грубят учителям, родителям, опускаются до выяснения отношений между собой при помощи кулаков. Они не воспитаны, и вряд ли станут интеллигентами.

Родителям своим примером нужно учить подрастающее поколение обходиться без грубостей, не снимать на телефон человека, который нуждается в помощи, а помогать ему.

К сожалению, примеров интеллигентности очень мало. Блогеры, снимающиеся на фоне святынь, подшучивающие над стариками, не служат образцом для подражания.

Если вы считаете себя неинтеллигентным человеком, то значит, пора им становиться. Возьмитесь за себя и измените своё поведение и отношение к жизни.

Выводы

Таким образом, мы сформировали некий образ понятия «интеллигентность». Что такое она представляет собой, как проявляется эта черта и что может дать своему носителю — все это представить теперь проще.

Проявление данной черты в других людях нам нравится, ведь общение с такими личностями исключительно приятно. Для самосовершенствования и в себе стоит развивать и поддерживать интеллигентность. Что такое она для вас лично — вы определите, когда осознаете, что вам нужно. Кратко резюмируем общепринятое понятие таким образом, что интеллигентность выражается в эмоциональном, интеллектуальном, культурном, этическом аспектах человеческой личности.

Значение интеллигентности велико. Развивайте в себе данные качества, вам будет проще сформировать из себя полноценную личность. Таким образом, развивать в себе интеллигентность — значит расти прежде всего над самим собой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]