Что такое бихевиоризм: 7 главных принципов, плюсы и минусы


Приветствую Вас, друзья!

Бихевиоризм появился практически одновременно с современной психологией в начале XX века и сегодня является одним из главных её направлений. Изначально он был чисто теоретической наукой, изучавшей поведенческие особенности человека и животных, однако впоследствии стало очевидно, что он полезен и как прикладная наука. Его наработки применяются практически во всех сферах человеческой деятельности – от воспитания детей до политики и экономики. Сегодня мы поговорим об основных идеях бихевиоризма, истории его развития и его месте в современной психологии.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – это научное направление в психологии, изучающее поведение людей и животных. В его основе лежит предположение, что наше поведение обусловлено прежде всего реакцией на внешние события, как текущие, так и отложившиеся в наших воспоминаниях. На первых этапах своего становления бихевиоризм ориентировался на постулаты Ивана Павлова, известного своими работами по изучению рефлексов у животных и человека.

Данный термин напрямую позаимствован из английского языка, в котором слово behaviorism произошло от слова behavior (поведение).

Ранние идеи бихевиоризма озвучивались ещё в конце XIX века, но впервые его концепцию сформулировал в 1913 году американский психолог Джон Бродес Уотсон (1878 — 1958), который и считается основателем данного направления.

Важно понимать, что на тот момент психология была молодой наукой, которую не все принимали, считая её постулаты слишком сомнительными как для научной дисциплины. Уотсон стремился найти принципы, которые превратили бы психологию в более точную науку, основывающуюся на объективных исследованиях.

Мотивы возникновения

Теория бихевиоризма как науки о поведении формировалась на фоне критики наиболее распространенного в XIX веке предшествующего ему метода интроспекции, основанного на самодиагностике и самоанализе. Сомнения в точности такой науки вызывал низкий уровень объективности измерений и сильная разрозненность в получаемых сведениях. Дж. Уотсон хотел создать такое направление психологии, данные в котором можно было бы точно измерять и объективно исследовать. Философской основой бихевиоризма была теория Дж. Локка, который считал, что человек рождается с чистым сознанием, а в течение жизни получает весь необходимый опыт, определяющий его состояние.

Ключевые принципы бихевиоризма

Чтобы лучше понять, что такое бихевиоризм, сформулируем основные тезисы, которые однозначно определяют его и обозначают его место в современной психологии:

  1. Основной объект исследования бихевиоризма – поведение и реакции на внешние раздражители (как у человека, так и у животных).
  2. Основной инструмент сбора информации – наблюдение.
  3. Поведение определяет всю жизнедеятельность живого существа.
  4. Поведение в бихевиоризме всегда рассматривается как реакция на некие внешние мотивирующие факторы.
  5. Зная, какие раздражители присутствуют, можно достаточно точно предсказывать ответную реакцию.
  6. Фундаментальная цель бихевиоризма – предсказание реакции особи на обстоятельства и события.
  7. Все виды реакция являются либо унаследованными (безусловные рефлексы), либо приобретенными (условные рефлексы).

ТЕМА 2. РОЖДЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА: «СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ» ДЖОРДЖА ГЕРБЕРТА МИДА

Краткое содержание лекции

: Джордж Герберт Мид, его жизненный путь, особенности интеллектуального наследия, посмертные публикации. — «Социальный бихевиоризм», его радикальное отличие от классического бихевиоризма Дж. Уотсона. — Система координат «организм–среда». — Понятие «акта». — «Фазы» акта: «импульс», «перцепция», «манипуляция» и «консуммация». — Соотношение мидовской схемы «акта» со схемой «стимул–реакция». — Понятие «Я» (
self
), его место в концепции Мида. — Способность относиться к самому себе как к объекту (как к другому). — Формирование значений как принятие установок. — «Я» и «значения». — Самосознание как постоянная саморефлексия («внутренний диалог»). — Социальность «Я». — «Я» как процесс. — Два аспекта («фазы») «Я»: «I» и «me». — Роль
I
и
me
в организации человеческого поведения. — Понятие «проблематичной ситуации». — Концепция социализации Мида. — Роль «значимых других». — Принятие ролей (установок) других. — Имитация;
play
;
game
. — Установка «генерализованного другого» как «установка сообщества». — Принцип относительности и концепция «множественного Я». — Общество как процесс взаимодействия. — Уровни взаимодействия: несимволический и символический. — Понятие «жеста». — «Разговор жестами». — «Значимые символы». — «Голосовой жест»: социальная значимость языка. — Значение идей Мида для социологии ХХ века.

Джордж Герберт Мид (1863-1931), американский философ и психолог, один из столпов философии прагматизма.

Родился 27 февраля 1863 г. в Саут Хэдли, шт. Массачусетс, в пуританской семье.

Предки по линии отца — фермеры и священники; сам отец — пастор.

Предки по линии матери — интеллектуалы, активно вовлеченные в общественную жизнь.

Пуританская атмосфера в семье: чтение серьезной литературы; ранний интерес к социальным проблемам.

1897 г. — поступил в Оберлин-колледж (протестантский теологический колледж) в штате Огайо, куда к этому времени переехала семья. Учебная программа колледжа была ориентирована на классическое образование и включала изучение древних языков, риторику, литературу, моральную философию, математику, начала химии и ботаники. — После колледжа у Мида осталось феноменальное знание поэзии и литературы, а также хорошее знание латыни и греческого (читал в оригинале античных философов).

1881 г. — смерть отца; финансовые проблемы. Мать преподавала в колледже; Джордж продолжал учиться. — Сомнения в религиозных догмах; преодоление влияния теологических доктрин.

1883 г. — окончание колледжа. Поиски работы: неудачная попытка поработать сельским учителем. Затем: железнодорожный инженер (в штате Висконсин, проработал три года). В зимние месяцы учительствовал: домашний учитель в семье Уильяма Джемса. В свободное время много читал.

Осень 1887 – июнь 1888 гг. — обучение на философском факультете в Гарварде. Тесное сотрудничество с философами-прагматистами У. Джемсом и Джосайей Ройсом.

1888-1891 гг. — поездка в Германию для изучения философии и психологии (несколько слов о значимости таких поездок для молодых американских интеллектуалов в конце XIX века). Лейпциг: знакомство с работами В. Вундта. Берлин: хотел защитить диссертацию под руководством В. Дильтея. В 1891 г. женился на старой подруге Хелен Кастл.

1891 г. — возвращение в Америку. Поселился в Энн Арборе, шт. Мичиган; преподавал на факультете философии и психологии. Знакомство и дружба с Джоном Дьюи.

1894 г. — вместе с Дьюи переходит работать на факультет философии и психологии только что созданного Чикагского университета; и работает там до последних дней жизни.

С 1900 г. — чтение курса социальной психологии (этот курс слушали практически все студенты факультета социологии). Малоизвестность за пределами Чикаго. Не придавал большого значения своим идеям. Мало публикаций, в основном статьи.

Известность к Миду пришла уже после смерти, когда ученики и сподвижники подготовили и опубликовали в виде книг его рукописное наследие (использовались не только бумаги из его архива, но также записей лекций, сделанные студентами). — Позже Герберт Блумер систематизировал социологические идеи Мида и ввел в 1937 г. для их обозначения термин «символический интеракционизм».

Посмертные публикации:

1932 — «Философия настоящего» (курс лекций)

1934 — «Разум, Я и общество» (издана Ч. Моррисом)

1936 — «Течения мысли в девятнадцатом столетии»

1938 — «Философия акта» (издана Ч. Моррисом)

1956 — «Социальная психология Джорджа Герберта Мида» (издана Ансельмом Строссом, в 1964 г. переиздана под названием «Дж. Г. Мид о социальной психологии»).

Мид считается основоположником символического интеракционизма

. Сам Мид, однако, никогда не пользовался термином «символический интеракционизм», определяя свои социально-психологические идеи как «
социальный бихевиоризм». Интеракционистские идеи развивались в начале ХХ в. и другими американскими философами, психологами и социальными учеными (Дж. Дьюи, У. Джемс, Ч.Х. Кули, У.А. Томас, Э. Фэрис и др.); тем не менее именно Мид, без всякого специального намерения, сыграл ключевую роль в заложении основ позднейшего символического интеракционизма.
«СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ»

Эту свою концепцию Мид противопоставил классическому бихевиоризму Джона Уотсона (который тоже работал в Чикагском университете и с которым Мид дружил). — Основная идея, лежащая в основе этой концепции: человеческое поведение, поскольку оно является осмысленным, не может быть адекватно описано с помощью схемы «стимул–реакция». — Эта идея роднит Мида с другими адептами «понимающей социологии».

Отвергая бихевиористскую объяснительную схему «стимул–реакция», Мид продолжает оставаться в рамках общей прагматистской системы координат, основополагающей для поведенческого подхода в психологии: это система координат «организм–среда».

В этой системе координат упор делается на рассмотрение «опыта», взаимодействия «организма» (или «живой формы») со «средой» («окружением»), в которой, помимо всего прочего, присутствуют другие «организмы». — «Поведение», рассматриваемое как «взаимодействие», трактуется как первичное (в конечном счете) по отношению к субъективным состояниям, в том числе «разуму» (mind), «сознанию», «идеям» и т.д.; «сознание» истолковывается как всего лишь аспект (или «фаза») поведения, который можно истолковать только в контексте поведения в целом, включающего также и другие аспекты («фазы»). — Процесс жизнедеятельности «организма» (или «живой формы») есть процесс непрерывного взаимодействия со средой, в ходе которого он непрерывно приспосабливается и переприспосабливается к этой среде.

Вместо понятия «поведения», в его строгом бихевиористском смысле, Мид предлагает понятие акта, имея в виду прежде всего рефлексивное, осмысленное поведение. — Это понятие является одним из центральных в философии Мида и используется им отнюдь не только в социологических и социально-психологических целях (Rf.: «Философия акта»). Вместе с тем его можно считать основополагающим для его социально-психологической концепции: схема «акта» заменяет схему «стимул–реакция» как схема, устанавливающая специфичность осмысленного человеческого поведения по сравнению с неосмысленным реагированием животного на свою среду.

АКТ И ЕГО «ФАЗЫ»

«Акт» определяется Мидом как «продолжающееся событие, состоящее в стимулировании, реакции и результате реакции». — «Акт» рассматривается как целостность, в которой могут быть аналитически выделены несколько аспектов («фаз»). — В мидовской схеме «акта» эти «фазы» представлены в их логической

последовательности, как стадии.

«Фазы» (стадии) акта:

(1) «импульс»;

(2) «перцепция»;

(3) «манипуляция»;

(4) «консуммация».

Импульс: это функционально связанное с внешним стимулом побуждение к действию. — Организм, погруженный в среду, непрерывно получает «импульсы», побуждающие его действовать, реагировать, приспосабливаться к изменениям в ней.

Перцепция: это центральный, организующий элемент «акта», состоящий в интерпретации ситуации, т.е. в формировании «объектов» и придании им «значений», без которых не было бы возможным осмысленное реагирование на «импульс». — Здесь в процесс действия входит «сознание». — Здесь возможна «репетиция в воображении» (термин Дж. Дьюи), т.е. формирование представления об «акте» как успешно совершенном, в котором значимые его элементы упорядоченно связываются друг с другом. — У Мида подчеркивается, что человек реагирует не на физические события в среде как таковые, а на сконструированные им в «перцепции» смысловые «объекты», наделенные им определенными «значениями».

Манипуляция: непосредственное деятельное вмешательство в «среду», исходящее из тех интерпретаций, которые вырабатываются в фазе перцепции, и вызывающее изменения в этой «среде».

Консуммация: завершающая фаза акта, включающая как непосредственное потребление полученных посредством манипуляции результатов, так и интеграцию нового опыта в уже имеющуюся систему «перцептов». — Иначе говоря, результаты действования непрерывно возвращаются в фазу перцепции, либо подтверждая активированные в ней схемы интерпретации, либо побуждая к их перестаиванию. — Схемы интерпретации подвергаются постоянной проверке в ходе самого процесса действования.

Схема «акта» — аналитическая конструкция. Мид вовсе не имеет в виду, что поведение человека механически выстраивается из отдельных «актов» как единиц, или элементов. «Акт» мыслится им как непрерывный, «продолжающийся» процесс

. — Соответственно, логическая последовательность названных стадий («фаз») ни в коем случае не является эмпирической. — Все «фазы» имеют место одновременно.

«Перцепция» — : в ней присутствуют сразу все его «фазы», как мысленные «объекты», наделенные «значениями». Именно «перцепция» является тем, что преобразует базовые механизмы человеческого поведения по сравнению с простыми схемами прямого реагирования на стимулы, постулированными в бихевиоризме. — Этот элемент настолько трансформирует характер взаимодействия человека со средой, что ни один из аспектов этого взаимодействия не является простым дублем элементов поведения, включенных в схему «стимул–реакция»: «импульс» качественно отличен от «стимула», а «манипуляция» – от простой «реакции».

История развития

Как мы уже говорили, основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон. Он стремился сделать психологию более точной и объективной наукой, изучающей свойства психики строгими научными методами. При этом он ориентировался на работы Ивана Павлова, которого можно считать предшественником теории бихевиоризма. Именно его исследования условных и безусловных рефлексов были положены в основу данного направления.

Уотсон озвучил основополагающую идею бихевиоризма: стимул провоцирует ответную реакцию. Таким образом, поведение каждого человека всегда зависит от внешних стимулов и того, как он их воспринимает. Он был уверен, что его учение в будущем позволит сделать каждого человека полезным для общества и востребованным, независимо от врожденных талантов и базовых предпосылок.

Впоследствии эстафету подхватил американский психолог Беррес Скиннер, ставший главным популяризатором бихевиористической теории XX века. Он разработал большое количество исследовательских методик, позволяющих анализировать поведение, выявлять в нём закономерности и сопоставлять с определенными внешними факторами. Скиннер внёс огромный вклад не только в развитие бихевиоризма, но и в его популяризацию. Он позиционировал данное направление психологии как инструмент, который позволит преобразить социум, повысить качество жизни и культурный уровень.

Немалый вклад в развитие научного направления внёс также американский психолог Эдвард Торндайк. Впоследствии его наработки позволили значительно дополнить и усовершенствовать общую теорию бихевиоризма, однако в классическую концепцию они не попали, поскольку принимали в расчёт субъективные и физиологические характеристики человека. В частности, Торндайк считал, что исходной точкой формирования реакции становится не просто стимул, а некая ситуация, вызывающая у человека отклик – положительный или отрицательный. В таком случае человек реагирует, а если стимул ему безразличен, то и реакции не последует.

Бихевиоризм в психологии

Ключевая идея данного направления психологии заключается в том, что всё поведение человека является следствием не мыслей и чувств, а реакции на внешние стимулы. Таким образом, всегда должна присутствовать связка из двух элементов:

  • Стимул. Некое воздействие внешнего мира, произошедшее в данный момент или оказавшее влияние на человека ранее.
  • Реакция. Действия, предпринимаемые для того, чтобы приспособиться к воздействию.

Часто присутствует также третий элемент – подкрепление. Это дополнительный фактор, который может повлиять на решение человека. Возможны две формы подкрепления:

  • положительное (побуждает отреагировать и запомнить эту реакцию как правильную);
  • отрицательное (заставляет воздержаться от реакции и воздерживаться от неё впредь).

В качестве положительного подкрепления может выступать похвала или поощрение. В качестве отрицательного – критика или наказание.

Внутренние мотивы бихевиористы не рассматривают в качестве факторов, обуславливающих поведение. При этом они их не отрицают, но считают, что они крайне сложны для объективного изучения, поэтому будут негативно влиять на точность научной модели. В самом определении того, что такое бихевиоризм, заложено утверждение, что в нём рассматриваются только внешние стимулы и следующие за ними реакции.

Исследования бихевиоризма имеют две основных цели:

  1. Предугадать реакцию, зная стимул (или набор стимулов).
  2. Определить стимул по реакции (или для вызова реакции).

Изначально психологи считали, что поведение человека является непредсказуемым и зависит от множества внутренних факторов, которые невозможно учесть. Но после того, как бихевиоризм стал одним из ключевых направлений в психологии, концепция несколько поменялась. Понимание того, какие стимулы могут провоцировать определенные поступки, позволяет не только предсказывать поведение человека, но и влиять на него, достигая желаемого результата.

Основные идеи

Представители бихевиоризма выдвигали следующие основные положения своей теории:

  • человек действует всегда исходя из личной полезности своего поведения, старается вести себя так, чтобы получить одобрение и расположение со стороны окружающих;
  • поведение, которое можно объективно наблюдать, является надежной научной величиной;
  • главная задача психологии – изучать механизмы, стимулирующие необходимое поведение;
  • животные и люди всегда ведут себя так или иначе в зависимости от реакций, вызываемых определенными раздражителями (стимулами);

  • изучение механизмов стимула можно предсказать реакцию животного или человека;
  • реакции человека формируются только с помощью воздействия извне.

Направления бихевиоризма

В рамках современного бихевиоризма существует довольно много самостоятельных направлений, при этом нет достаточно точной классификации, которая объединяла бы их все. Рассмотрим наиболее важные направления:

  1. Методологический. Это классический бихевиоризм, в основе которого лежит утверждение, что лишь внешние стимулы оказывают влияние на поведение человека. Он не принимает во внимание мысли и чувства ни качестве причины, ни в качестве следствия.
  2. Радикальный. В основе данного направления лежит подход Скиннера, считавшего внутренние события не менее важными. Он считал, что они также зависят от внешних стимулов и могут оказывать влияние на то, как человек воспринимает различные обстоятельства.
  3. Теоретический. В рамках данного течения также принимаются в расчёт мысли и чувства, которые можно наблюдать, анализировать и даже измерять количественно благодаря современным технологиям.
  4. Психологический. Данное направление основал американский психолог Артур Стаатс как прикладную науку, рассчитанную на практическое применение. В частности, психологический бихевиоризм активно применяется в детском воспитании, а также при разработке современных подходов к образованию.

Суть подхода

Суть бихевиористического подхода заключается в изучении и формировании поведения человека посредством различных стимулов. Они могут быть обусловлены средой – пример из жизни – пережитое «голодное» время делает человека чрезмерно запасливым; или быть искусственными – например, эксперимент с маленьким Альбертом, которого искусственно заставили бояться всего белого и пушистого. Кроме того, стимулы могут быть как ощутимыми физически – сильная жара или мороз, физические наказания, частые объятия; так и словесными, исходящими от окружения – порицание или похвала. Субъективные переживания – эмоции, чувства, состояния, в бихевиоризме не отрицаются, но считается, что они лишь зависят от внешних воздействий, а не определяются ими.

Плюсы и минусы бихевиоризма

Бихевиоризм – это хорошо проработанное направление в современной психологии, обладающее прочным научным фундаментом. При этом существуют определенные ограничения в его применении, поскольку у него есть как преимущества, так и недостатки. Практикующие психологи обычно учитывают их, выбирая, какой инструмент использовать для достижения наилучшего эффекта.

Основные плюсы бихевиоризма заключаются в том, что он:

  • стал одним из важнейших направлений в психологии, расширил её, позволил сделать её не только прикладной, но и более объективной наукой;
  • показал себя как эффективный инструмент для изучения, объяснения и предсказания поведения, а также влияния на него;
  • достаточно достоверно установил поведенческие закономерности.

Противники бихевиоризма критикуют его за следующие минусы:

  • игнорируются сознание, воля, мотивация, рефлексия и прочие мыслительные процессы человека;
  • человек рассматривается как животное, а все формы его поведения – как система инстинктов и рефлексов;
  • все поведенческие навыки сводятся к базовым реакциям на раздражители;
  • бихевиоризм не объясняет, почему человек стремится к удовлетворению потребностей, находящихся на вершине пирамиды Маслоу.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]