Потребности и способности человека
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение. Группы потребностей: биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д. социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми. духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека. Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека. Уровни способностей человека: Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Талант – высокий уровень развития способностей. Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность.
На бытовом уровне потребность – то, что человек хочет, а способность – то, что он может.
Потребность – постоянный внутренний побудитель человека к действию, то есть – к активности.
Инстинкт и потребность. Их виды и взаимосвязь
В основе любой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт.
Инстинкт – биологический, то есть природный фактор, присущий индивиду как живому существу.
Инстинкты можно поделить три группы:
1. Витальные (латынь – жизнь), то есть обеспечивающие жизнедеятельность организма (пища, размножение и т.п.);
2. Социальные – необходимость в отношениях между индивидами;
3. Интеллектуальные – необходимость в познании окружающего мира. (ориентировочный инстинкт)
потребности можно поделить на аналогичные группы:
1. Биологические – потребность во всем, что обеспечивает жизнедеятельность;
2. Социальные – потребность в труде, самореализации, самоутверждении – словом, в том, что вытекает из людских взаимоотношений.
3. Духовные – потребности в познании, знании, культуре…
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
Как известно, наука не стоит на месте, но развивается на базе уже известного.
Все потребности делятся на 2 группы: первичные и вторичные.
Первичные (базовые, основные) – врожденные. К ним относятся:
1. Физиологические потребности (примеры выше)
2. Экзистенциальные (англ. – существовать) – комфорт, уверенность в завтрашнем дне, гарантии безопасности…
Вторичные – благоприобретенные. К ним относятся:
1. Социальные потребности – общение с людьми, совместная деятельность…
2. Престижные потребности – самоуважение, достижение успеха, карьера, уважение другими себя…
3. Духовные потребности – самовыражение.
По мнению Маслоу, потребности каждого следующего уровня становятся можно удовлетворить только тогда, когда предыдущий уровень достигнут.
Мнимые и подлинные потребности
Также можно различать подлинные и мнимые потребности
Подлинные потребности – те, которые ведут к развитию личности.
Мнимые или ложные – наоборот, ведут к деградации.
— мнимыми потребностями являются, например: потребности в курении, алкоголе. — удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной жизни, способствует его самосовершенствованию без нанесения ущерба другим людям, природе. — удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Интерес и потребность: сходство и различие
Нужно понимать еще и то, что в жизни часто смешивается понятия интереса и потребности. А это не одно и то же.
Интерес – это осознанная потребность, характеризующаяся отношением людей к предметам или явлениям действительности, имеющим важное общественное значение.
В основе интереса лежит понимание необходимости совершения каких-то действий для достижения цели. То есть это – осознанная потребность. НО!
Интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают этот предмет доступным. Сложно, да? Пример: человек решил пользоваться президентским самолетом в качестве пассажира. Это стало осознанной потребностью. Но для этого он должен стать президентом, и его интерес направлен на то, чтобы баллотироваться на этот пост. А как только он станет президентом – тут же станет и пассажиром борта № 1.
Классификация интересов
Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к определенной социальной группе. Следовательно,
Интересы различаются:
— по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);
— по сфере направленности (экономические, духовные, социальные, политические…);
— по степени осознанности (стихийные или созданные на основе разработанной программы деятельности);
— по возможностям осуществления (реальные и мнимые).
Деятельность человека немыслима без возможностей ее осуществления. Эти возможности и называются способностями.
Способности
Способность – это индивидуальная особенность человека, от которой зависит успешность выполняемой им деятельности.
При этом стоит иметь в виду, что способность –это не просто умение что-то делать хорошо, но и то насколько быстро, насколько полно, насколько прочно (в смысле длительности) сделано что-либо.
Способностями и их происхождением интересовались еще в античные времена. Тогда их трактовали как особые свойства души, присущие человеку изначально, с рождения. В эпоху Просвещения крен пошел в сторону того, что способности полностью зависят от внешних условий жизни человека. ТО есть человек рождается без способностей, а они создаются в процессе жизни (принцип tabula rasa — «чистая доска»).
Современный подход – посередине. Способности сейчас рассматриваются как синтез биологического и социального в человеке.
Попросту говоря, способности закладываются генетически (есть генетические программы поведения, закодированные в молекулах ДНК), но развиваются только в процессе жизнедеятельности.
Иными словами, генетически закладывается не сама способность, а способность иметь способность. Если эту способность иметь способность не развивать, то ничего не проявится.
Стало быть, развитие любой способности зависит от множества социальных факторов.
Критерием для типологии способностей обычно выступают различные виды деятельности – наука, музыка, искусство. И способности выделяют – художественные, музыкальные, инженерные, литературные и т.д.
Кроме того, в рамках психологии, выделяются и общие способности, отвечающие за успешность в различных видах деятельности. (то есть при наличии математических способностей у ученика, к примеру, успешно идет обучение математике, истории, физике, биологии…)
Талант и гениальность
Как серединный и крайний вариант развития способностей различают талант и гениальность.
Талант – это совокупность способностей, которая позволяет создать что-то, отличающееся совершенством, но в рамках уже имеющихся знаний или умений.
Гениальность– это такая совокупность способностей или же способность, которая позволяет создать принципиально новое, то, аналогов чему еще не бывало.
Социальные потребности |
Ценностно-ориентированные потребности Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности. По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности. Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей: 1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности. 2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. 3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. 4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком. Неразумные потребности — такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания. От способности человека различать разумные и неразумные потребности и роли этой способности в формировании разумного образа жизни и, в конечном счете, счастья человека писал французский социалист XVIII века Габриэль Мабли: «Бесполезные (неразумные) потребности вызывают у человека бесполезные для его истинного счастья желания и заполняют его самыми несправедливыми и нелепыми предрассудками или заблуждениями». Извращенными (вредоносными) я называю те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода «человек». Это — чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться. |
Развитие потребности
Любая потребность развивается в два этапа:
- Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
- Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.
Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.
Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.
Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
- комбинировать уже существующие знаний;
- создавать новые образы в сознании (воображение);
- создавать яркие, сильные представления (фантазия);
- получать знания неосознанно (интуиция).
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
- познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
- ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
- прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.