Потребности человека: классификации и пути удовлетворения

В статье мы расскажем:

  1. Понятие потребности человека
  2. Научные теории о потребностях человека
  3. Порядок формирования потребностей человека
  4. Отличия потребностей от желаний
  5. Специфика удовлетворения потребностей человека

Потребности человека разнообразны и с трудом поддаются классификации. Однако ученые предложили несколько методов их группирования и оценки. На этот счет есть несколько популярных теорий.

На первый взгляд может показаться, что потребности – естественная часть нашей жизни и мы сами лучше всего знаем свои нужды. Отчасти это так, но понимание того, как они формируются, какие существуют пути их удовлетворения и в чем разница между потребностями и «хотелками», поможет качественно улучшить жизнь.

В нашей статье мы расскажем, какова природа желаний человека, какими они бывают, а также как их можно закрывать.

Понятие потребности человека

В обществе принято делить все нужды и потребности человека на три группы: физиологические, духовные и социальные. Люди относятся к нужде в одной из областей по-разному, в зависимости от воспитания и образования, личностных особенностей характера и уровня культуры. Когда человек ощущает явный пробел в одной из сфер жизни, у него есть два пути: сделать все, что в его силах, чтобы удовлетворить потребность, или отказаться от нее.

Человек ощущает нужду в одной из жизненных сфер через потребность.

Что такое потребность? Это острая необходимость в обладании какими-то благами, товарами или услугами, которые доставляют личности удовольствие или удовлетворение. Можно дать и другие определения понятию, например, экономическое, когда потребность — это осознанная нужда в чем-то конкретном; личное отношение индивидуума к вещам и предметам; ощущение неудовлетворенности в чем-либо и стремление улучшить свое состояние; стремление обеспечить лучшие условия жизни и т. д.

О потребностях человека можно говорить много и долго. Если подразумевать физиологические потребности, заложенные природой, то их удовлетворение является базой для возможности жизни вообще. Но помимо физиологических, есть еще и социальные потребности человека, которые возникают по мере развития цивилизации, меняются, усложняются и проходят различные трансформации вместе с развитием общества.

Социальные потребности личности

Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.

Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.

Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.

Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.

Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».

Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.

Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.

Научные теории о потребностях человека

Понятие потребностей имеет множество классификаций. В психологии они известны как теории о потребностях. При этом не исключено, что некоторые из теорий вы можете назвать странными и нелогичными. Но все, что мы укажем в статье — основа теории психологии. Предлагаем не тратить время на необъективную критику и подробно рассмотреть каждую из имеющихся теорий. Скорее всего, вы уже с ними знакомы, хотя бы поверхностно.

Пирамида Маслоу — одна из самых известных теорий

Пирамида Маслоу заложена практически в каждую отрасль знаний. Ее изучают в основе психологии, медицины и юриспруденции. Что представляет собой общепринятая пирамида Маслоу?

Предлагаем разобраться вместе:

  • Автор теории — исследователь Абрахам Маслоу, в честь которого и названа одноименная пирамида.
  • Согласно теории, человеческие потребности делятся на первичные и вторичные.
  • По пирамиде Маслоу человек действует, исходя из удовлетворения потребностей, которые выстроены в определенной иерархической последовательности. Они являются основой для человека.

Потребности актуализируются постепенно

Более высокие потребности могут спать, пока активно насыщаются низшие.

Потребности в достижениях и самореализация могут быть не актуальны до поры до времени, пока самое важное – это семья или создание отношений, или обретение хоть какой-то финансовой и физической безопасности. Но если потребность актуализировалась, т.е. это уже стало важным, то неудовлетворение потребности вызывает физический или эмоциональный голод.

Это же касается более ранних потребностей, например, физической, финансовой и эмоциональной безопасности или потребности в сексе. Неудовлетворённая потребность, внутренний голод вызывает напряжение и дискомфорт.

Порядок формирования потребностей человека

Имея представление о классификации потребностей, можно перейти к теме особенностей их возникновения. Первичные, или базовые, потребности человек получает по факту рождения, они обеспечены генетически. Не имея физиологических потребностей, человек просто не выживет, поэтому их удовлетворение стоит на первом месте до самой смерти.

Эти потребности невозможно получить методом насилия или, наоборот, отменить. Их нельзя оценить как хорошие или плохие, можно оценивать только способ их удовлетворения. Так, само желание сходить в туалет не может быть непристойным. А вот использование вместо туалета общественного места для удовлетворения этой потребности — может.

Наряду с физиологическими, появляются и первичные духовные потребности. Так, с самого рождения человек нуждается в любви, гармонии, дружественной обстановке, безопасном пространстве. Для нормального функционирования психики ему необходима самореализация и близкие люди рядом. Конечно, при отсутствии этого всего человек не умрет, но погрязнет в рефлексии.

Вторичные духовные потребности появляются не сразу, а формируются поэтапно.

  • Младенчество. За удовлетворение физиологических нужд младенца несут ответственность родители. Так как ребенок растет в тесном контакте со взрослыми, то уже к 6 месяцам у него формируются социальные потребности: он учится улыбаться, играть с погремушками, четко определять мать, отца или другого близкого взрослого.
  • Раннее детство. Уже в 3 года ребенок начинает понимать, что для удовлетворения потребностей ему нужны определенные игрушки, одежда, еда. Малыш активно изучает мир, лепит, читает, рисует, играет.
  • Дошкольный период, младший школьный возраст. Окружение ребенка сильно расширяется. Он начинает ходить в детский сад или на кружки. У него появляются другие значимые взрослые и друзья — дети. Ребенок нуждается в общении, помощи, признании.
  • Подростки. Период появление последней физиологической потребности — сексуальной. Подросток сталкивается с необходимостью в самореализации, самосовершенствовании. Его познавательные интересы растут. Подросток начинает интересоваться теми вещами и предметами, о которых ранее даже не задумывался. Появившаяся сексуальная потребность формирует нужду в противоположном поле, стремление к проживанию романтических эмоций. Основа коммуникации построена теперь на друзьях, родственники и родители отходят на второй план.

К концу подросткового периода все основные потребности человека считаются сформированными. В дальнейшем их развитие и трансформация происходят через изменение их содержания и методов реализации и удовлетворения.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Отличия потребностей от желаний

Потребности и желания — не одно и то же. Есть отличия.

Потребности Желания
1. Потребности всегда конструктивны. Потребности человека указывают на важность, первостепенность их удовлетворения, для возможности дальнейшего функционирования и жизни. 2. В основе потребности всегда лежит нечто важное и глубинное. 3. Благодаря удовлетворению потребностей человек обретает гармонию с самим собой. 1. Носят деструктивный характер. Могут нанести вред развитию личности и жизни. Так, наркомания – это «хотелка», а не потребность. 2. Другие люди могут навязать «желания». 3. Желания могут быть поверхностными и не удовлетворять истинных потребностей человека.

Попробуем разобраться на примере. Представьте, что вы живете в собственной квартире и мечтаете о даче. У вас нет достаточно денег на покупку дачи, поэтому вы злитесь. В этом случае дача — это желание. А вот если вам негде жить, то покупка любого жилья — это удовлетворение потребности.

Зачем нужно различать потребности и желания? Это необходимо для грамотного распределения энергии и ресурсов. Также это дает возможность лучше понимать себя и других. Ну и, кроме того, видя различия, человек сможет правильно расставлять приоритеты.

Чтобы облегчить задачу, достаточно честно ответить себе на следующие вопросы:

  • Можно ли обойтись без этого? Модное платье — желание, но не потребность. Его можно отложить и купить тогда, когда возможностей для этого будет достаточно.
  • Что я получу? Ответ на это вопрос поможет понять природу происхождения желаемого.
  • Не ограничит ли меня данное приобретение? Желания не должны мешать удовлетворению потребностей. Всегда расставляйте приоритеты.

Материальные и нематериальные блага

Все те средства, которые направлены на удовлетворение наших потребностей, могут быть как нематериальными, так и материальными, то есть ощутимыми. Нематериальные блага – это те ценности, которые создаются непроизводственным путем. Они могут способствовать развитию человеческих способностей и служат удовлетворению духовных потребностей людей. К ним относятся искусство, репутация. Эти блага подразделяются на внутренние, то есть те, которые даны человеку природой (идеальный слух, певческий голос, поэтическое начало, умение рисовать и лепить) Иначе мы их называем талантами. А вот внешние нематериальные блага – это то, что получаем мы извне также для удовлетворения наших потребностей (связи, репутация, отношения с друзьями и коллегами). Кстати, если вы заметили, понятие блага имеет непосредственную связь с другим философским понятием — ценности. Просто то, что представляет ценность для одного, для другого может ничего не означать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]