Уместность и эффективность: особенности речевого поведения в разных типах беседы


Речевое поведение

​​Речевое поведение человека — сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности, особенностями.

Речевое поведение — проявление поведения в словесной форме, состоящее из:

— фраз,

— интонаций,

— внутреннего подтекста.

Речевое поведение человека в целом служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает, прежде всего, наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

Речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью (говорящий употребляет слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами).

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи — грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи и последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности.

Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако пытаясь ее исправить, обычно еще больше «путается». Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

В доказательство можно привести пример из студенческой жизни: студенты, излагающие материал в обычных условиях семинара, а также в ходе экзамена. В студенческой аудитории говорящий свободно излагает материал, пользуясь всем лексическим запасом. В ходе экзамена студент чувствует себя менее комфортно, в его ответах снижается количество употребляемых слов и глаголов по сравнению с числом прилагательных и наречий, увеличивается количество слов обозначающих неуверенность («по-видимому», «может быть», «вероятно»). Возникают повторы отдельного слова или нескольких стоящих рядом. Растёт число слов, выражающих оценку объектов, событий (так называемая семантическая безысключительность с использованием слов «никакой», «всегда», «совсем», выступающая характерным признаком эмоционально-окрашенной речи). Удлиняются паузы обдумывания, допускаются «самоперебивы» с целью исправить уже сказанное, что портит общее впечатление об ответе.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% личностных характеристик будут новыми, а остальные 80% остаются постоянными. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Интонация, тембр составляют фонд значимых фонаций, которыми мы широко пользуемся в общении. Это вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений.

Через интонацию, говорящий передаёт слушающему оценочную характеристику содержания текста. Для точной передачи мысли необходимо использовать логические средства. Это своего рода эмоциональные ударения, или интонирование речи.

В русском языке выделяют три типа логической интонации:

— сообщения,

— вопроса,

— побуждения.

При этом установлено, что простая интонация вопроса и ответа, т.е. интонация сообщения, определяется на слух не по конечному движению тона всей фразы, а по движению тона с учётом темпа и интенсивности в слове, независимо от его лексического значения.

Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата.

Часто писатели обозначают именно голосовое сопровождение произносимых персонажами высказываний: говорить мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

Антон Штангль на основе голоса характеризует личностные особенности человека следующим образом:

— оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

— спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

— заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;

— сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;

— ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;

— нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Виды речевого поведения:

  • Позитивное речевое поведение — вежливая беседа, душевный разговор, конструктивная дискуссия.
  • Негативное речевое поведение — хныканье, ворчание, надоедание с просьбами, угрозы, дурачества, провокации на ссору.

Self-усиление

Здесь Скиннер проводит параллель к его положению на самоконтроль и примечании: «Человек контролирует свое поведение, словесной или иначе, так как он контролирует поведение других людей.» Соответствующее речевое поведение может быть слабым, как и забыть имя, и нуждается в укреплении. Это, возможно, было недостаточно опыта, а на иностранном языке. Повторяя формулу, декламируя стихи, и так далее. Эти методы манипулирования раздражители, изменение уровня редактирования, механическое производство речевого поведения, изменение мотивационных и эмоциональных переменных, инкубацию, и так далее. Скиннер дает пример использования некоторых из этих методов, предусмотренных автором.

Autoclitics

Autoclitic является формой речевого поведения, который изменяет функции других форм речевого поведения. Например, «Я думаю, что идет дождь» обладает autoclitic «Я думаю», что умеряет прочность заявления «идет дождь». Примером исследований, которые участвуют autoclitics бы Lodhi и Грир (1989).

Одной из форм autoclitic важнейшего значения в развитии языка, является концепцией Скиннера из autoclitic кадра. Autoclitic кадры помогают для быстрого изучения нового речевого поведения и построения правил. Штеммер (2000) имеет место: «(1) События несут ответственность за продуктивный характер поведения слушателя и, с помощью эффекта переноса, речевого поведения в целом (2) Вместе с остенсивным событием, события несут ответственность за большинство аспектов. вероятно, даже для всех аспектов, раннего поведения слушателя. (3) Поскольку обучение наглядно очевидное не требует повторного усиления конкретных ответов на вокальных раздражители, события являются основной причиной взрыва в начале речевого поведения «.

Исследования и теория

Функциональная аналитическая психотерапия является применением модели Скиннера речевого поведения, как правило , развивается взрослым человек населения в (клинических) настройках нелабораторных. В качестве такой этот подход представляет собой попытку эмпирически проверки Прикладной анализ поведения и речевого поведения для таких проблем, как депрессия и другие общие клинические проблемы.

Современные исследования в речевом поведении публикуется в Анализе речевого поведения

(TaVb) и других Behavior аналитических журналов , таких как
The Journal Опытного анализа поведения
(JEAB) и
Журнал прикладной анализ поведения
(Жаба). Также исследования представлены на стендовых сессиях и конференциях, таких , как на региональных конвенций анализа поведения или ассоциации для анализа поведения (ABA) конвенций на национальном или международном уровне . Существует также речевое поведение Special Interest Group (SIG) Ассоциации для анализа поведения (ABA) , который имеет список рассылки.

Журнал раннего и интенсивного Behavior Intervention

и
журнал логопедия и прикладной анализ поведения
и публиковать клинические статьи о вмешательствах на основе речевого поведения.

Скиннер утверждал , что его учетная запись речевого поведения может иметь сильное эволюционное параллельно. В статье Скиннера Выбор по последствиям

он утверждал , что оперантного кондиционирования является частью процесса три уровня с участием генетической эволюции, культурной эволюции и оперантного обусловливания. Все три процесса, по его мнению, были примерами параллельных процессов селекции последствий. Дэвид Л. Халл, Родни Э. Лангман и Сигрид С. Гленн разработали эту параллель в деталях. Эта тема продолжает оставаться в центре внимания аналитиков поведения. Поведение analysists работает на развитие идей , основанные на вербальном поведении в течение пятидесяти лет, и , несмотря на это, испытывают трудности с объяснением порождающего речевого поведения.

Новые комбинации фрагментарных ответов

Особый случай, когда несколько причинно-следственная связь вступает в игру, создавая новые глагольные формы в то, что Скиннер описывает как фрагментарные ответы. Такие комбинации, как правило, вокал, хотя это может быть из-за различные условия самостоятельного редактирования, а не какое-либо специальное имущество. Такие мутации могут быть «нонсенсом» и не могут далее словесный обмен, в котором оно происходит. Фрейдистских проскальзывает может быть один частный случай фрагментарных ответов, которые, как правило, дать подкрепление и может препятствовать самостоятельной редактирования. Это явление чаще встречается у детей, и у взрослых изучение второго языка. Усталость, болезнь и невоздержанность может, как правило, производят фрагментарно отвечает.

Tacting частных мероприятий

Частные мероприятия являются событием, доступным только динамик. Общественные события события, которые происходят за пределами кожи организма, которые наблюдаются более чем одного человека. Головная боль является примером частного случая и автомобильная авария является примером публичного мероприятия.

Tacting частных мероприятий организма формируются словесным сообществом, дифференцированно усилить разнообразие поведения и реакцию на частные события, которые происходят (Катания, 2007, стр. 9). Например, если ребенок устно заявляет, «круг», когда круг находится в непосредственном окружении, это может быть тактичностью. Если ребенок устно заявляет: «У меня болеет зуб», он / она может быть tacting частного мероприятия, в то время как стимул присутствует на динамик, но не остальные словесного сообщества.

Словесная сообщество формирует первоначальную разработку и поддержание или прекращение из тактов для частных мероприятий (Катания, 2007, стр. 232). Организм реагирует так же, как частных, так и общественных стимулов, раздражителей (Skinner, 1957, стр. 130). Тем не менее, это сложнее словесное сообщество формировать речевое поведение, связанное с частными событиями (Катания, 2007, стр. 403). Это может быть более трудно формировать частные события, но есть критические вещи, которые происходят в коже организма, которые не должны быть исключены из нашего понимания речевого поведения (Катания, 2007, стр. 9).

Некоторые проблемы связаны с tacting частных мероприятий. Скиннер (1957) признал два основных дилемм. Во-первых, он признает нашу трудность с предсказывать и контролировать стимулы, связанные с tacting частные события (стр. 130). Катания (2007) описывает это как отсутствие стимула к членам вербального сообщества (стр. 253). Вторая проблема Скиннер (1957) описывает это наша текущая неспособность понять, как развивается вербальное поведение, связанное с частными событиями (стр. 131).

Скиннер (1957) продолжает описывать четыре возможных пути словесное сообщество может поощрять речевое поведение с отсутствием доступа к стимулам говорящих. Он предлагает самый частый метод с помощью «единого общественного сопровождения». Пример может быть, что, когда ребенок падает и начинает кровоточить, воспитатель говорит им заявление, как, «вы получили больно». Другой метод является «обеспечение ответа», связанным с частным раздражителя. Пример может быть, когда ребенок подбегает и плачет, и держа руки над их коленом, воспитатель может сделать такое заявление, «ты получил травму». Третий путь, когда словесное сообщество обеспечивает армирующий контингент на откровенном поведении и организм обобщающий на частное мероприятие, которое происходит. Скиннер называет это «метафорическим или метонимическим расширением». Последний метод, который предполагает Скиннер может помочь сформировать наше речевое поведение, когда поведение первоначально на низкий уровень, а затем превращается в частный случай (Skinner, 1957, стр. 134). Это понятие можно обобщить, понимая, что речевое поведение частных событий может быть сформировано с помощью словесного сообщества расширения языка (Catania тактов, 2007, стр. 263).

Частные мероприятия ограничены и не должны служить в качестве «объяснения поведения» (Skinner, 1957, стр. 254). Скиннер (1957) продолжает предостерегает, что «язык частных событий может легко отвлечь нас от общественных причин поведения» (см функции поведения).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]