Основные стили и модели лидерства: особенности, эффективность в разных ситуация

.

Психологи на протяжении длительного времени изучают лидерские качества и склонности людей, которые могут быть руководителями. Личность должна обладать определенным набором качеств, которые привлекают других. У таких индивидов всегда есть сторонники, которые идут за ними, и враги, не приемлющие их концепции. Лидеры никогда не остаются в тени, они всегда воплощают свои идеи, умело организовывают работу других людей, преследуя свои цели.

Основные теории

Первая теория лидерства – харизматическая. Ее приверженцы считали, что руководителем не может быть любой индивид. Человек должен обладать определенным набором качеств и черт с рождения. Подчинение и организация работы других людей – это искусство, а не наука, поэтому научиться быть лидером невозможно.

Бихевиористы считали, что есть определенные закономерности и черты характера не только врожденные, но и приобретенные в процессе социализации. Исследуя процессы и закономерности, специалисты обнаружили более 200 качеств, необходимых для успешного руководства группой людей. Известны случаи, когда человек, не обладая основными лидерскими талантами, прекрасно справлялся с обязанностями руководителя.

Так была выведена ситуационная теория.

Согласно этой концепции лидерства, управленческие качества просыпаются в ответ на определенную ситуацию, т. е. являются средством адаптации организма.

Психологи Запада придерживаются синтетической концепции лидерства. Согласно ей, лидерство является способом организации отношений между группой людей, где руководитель – его куратор. Концепция основана на комплексном подходе к рассмотрению управленческих процессов, которые базируются на 3-х составляющих.

  • Наличие лидерских качеств.
  • Личностные особенности ведомых людей.
  • Характер ситуации.

Не только сам лидер оказывает влияние на ведомых людей и пытается смоделировать ситуацию. На проявление лидерских качеств определенного индивида также оказывает воздействие сама ситуация и окружающие люди.

Компоненты

Отечественных психологов считают, что лидерство имеет 3 составляющие:

  1. Эмоциональный – каждый член группы может обратиться к лидеру со своими проблемами. Его называют душой коллектива.
  2. Деловой – умеет обеспечить связи, организовать взаимодействие, добиться результата. Это «руки группы».
  3. Эрудированный – имеет ответ на все вопросы, легко находит нужную информацию. Это «мозг коллектива».

Обычно успешный лидер совмещает два компонента. Идеальный, которому обладает всеми тремя составляющими, встречается очень редко.

Основные типы

Если рассматривать процесс управления как отношения руководитель — подчинённый, типы лидерства базируются на двух принципах.

  1. Авторитарное правление.
  2. Демократическое.

Авторитарный стиль лидерства предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека. Руководитель самолично выбирает цели и методы их выполнения. Связи между ведомыми людьми минимизированы и полностью контролируются руководителем. Подчиненные подавляются, инициатива не приветствуется. Главным инструментом правления является страх перед наказанием.

Демократический стиль лидерства предполагает активное участие сотрудников в работе над поставленными целями, инициатива приветствуется. Ответственность ведомых людей значительно выше, чем при авторитарном правлении.

Существует еще одна классификация, разработанная М. Вебером. Сегодня это ведущая типология лидерства.

  • Традиционный тип правления – в основе концепции лидерства лежат традиции определенной социальной или культурной группы, ее привычки, ритуалы. Власть передается по праву наследования. Лидером может стать только рожденный в семье правителей.
  • Рациональный тип основан на установленных в определенном обществе правовых нормах. Лидера выбирают в соответствии с этими нормами. Права и обязанности правящего лица также регламентируются общепринятым законодательством.
  • Харизматический тип. Основа его заключается в исключительности лица лидера. Учитывается сочетание реальных качеств человека и тех, которыми его наделило общество ведомых последователей, личные же качества лидера играют второстепенную роль в управлении.

По Веберу ведущим типом правления является харизматический, т. к. он не привязан к прошлому и предполагает развитие, т. е. переход к рациональному типу.

Понятие лидерства

Точного определения понятия «лидерство» нет. Одни говорят, что это способ влияния и управления, другие – умение одного человека мотивировать других усердно работать. Прежде всего лидерство сочетает в себе:

  • силу характера;
  • волю к победе;
  • прекрасный дар убеждения;
  • активное стремление к успеху;
  • готовность нести ответственность за действия других;
  • умение взаимодействовать с людьми и т. д.

Преимущества лидерства в том, что оно дает свободу действий, уважение со стороны других людей, радость от занятия любимым делом. Оно обеспечивает духовный, личностный рост. Дает человеку удовлетворение и самоуважение, потому что люди ему доверились, уверенность в своих возможностях и силах.

Лидерство проявляется в разных сферах жизни – политике, бизнесе, спорте. Это часть семейной жизни, т. к. в семье всегда должен быть лидер. Особенно важно лидерство в экстремальных ситуациях, т. к. только организующее начало (лидерство) может привести в итоге к контролю над ситуацией.

Лидер может иметь как позитивное, так и негативное влияние

Психологические стили

Модели лидерства базируются на психологических особенностях темперамента. Классификация лидерства по Д. Кейсрич выделяет 4 стиля:

  • интуитивно-эмоциональный;
  • интуитивно-логический;
  • сенсорно-решающий;
  • сенсорно-воспринимающий.

Интуитивно-эмоциональный

Руководитель является своеобразным катализатором для стимуляции роста ведомых людей. Такой лидер внимательно относится к проблемам подчиненных, старается перенаправить их личностный потенциал на общее благо. Для него на первом месте стоит психологический комфорт сотрудников.

Проблемы, возникающие в процессе работы, воспринимаются лидером как личное поражение. Из-за такого стиля правления сотрудники часто становятся слишком своевольными и не выполняют работу вовремя.

Интуитивно-логический

Такому лидеру мало важны чувства окружающих. Вся его работа основана на создании и развитии планов. Любую свою точку зрения он яростно отстаивает. Не слишком нуждается в последователях.

В подчинение себе выбирает людей самостоятельно, никого рядом силой не удерживает.

Нетерпим к людям с низким уровнем интеллекта. Представляет существующую картину сложнее, чем она есть на самом деле.

Сенсорно-решающий

Планирует все заранее. Требует четкого следования плану. Главным критерием в его работе является сохранение установленных правил, материальных ресурсов, традиций. Порядок устоявшейся системы является главной ценностью, не приемлет новых идей.

Такой лидер очень ответственно относится к обязанностям своим и окружающих. Минусами такого правления являются узколобость руководителя в вопросах введения новшеств и тоталитарные предпочтения в общении с подчиненными.

Сенсорно-воспринимающий

Подходит для реализации в силовых структурах, службах скорого реагирования. Лидер быстро находит решение, опираясь только на свои ощущения и знания. Не всегда уважительно относится к установленным законам.

В рутинных делах такой стиль руководства совсем ни к чему. Да и сам лидер, наделенный быстрыми реакциями, не может усидеть на месте.

Политический лидер глазами Макиавелли

В работе «Государь» Никколо Макиавелли (итальянским философом) были подробно описаны требования к человеку, желающему стать успешным политиком. Качества лидера в его представлении выглядят подобным образом:

  1. Избегать ненависти.
  2. Располагать людей, вызывая доверие.
  3. Создавать видимость добродетели перед народом, независимо от поступков.
  4. Действовать быстро и жёстко, если того требует ситуация.
  5. Изменять стиль управления, руководствуясь обстановкой.

Виды лидеров

Социология и психология, изучая межличностные отношения и качества, необходимые руководителям, рассматривают виды лидеров, каждый из которых объединяет группу людей сознательно или бессознательно.

  • Патриархальный повелитель или суеверный – строгий отец, которого любят, мнение его уважают. Может с легкостью подавить волнения в группе. Излучает уверенность. Лидером его часто выбирают из-за ощущения безопасности рядом с ним, любви и почтения к его мнению.
  • Вожак олицетворяет желания ведомых им людей. Его поведение, манеру одеваться и вести себя стараются копировать все члены сообщества.
  • Тиран использует авторитарное лидерство. Окружающие боятся ему противоречить, поэтому выполняют все в соответствии с его указаниями. Такие люди чаще приходят к власти самостоятельно.
  • Организатор умеет наладить работу всех действующих единиц. Видит в каждом потенциал, знает, как перенаправить силы в нужное русло. В процессе управления помогает реализовать цели всего сообщества, в том числе и свои. Быстро справляется с проблемами подчиненных, помогает снять чувство вины, неуверенности в целесообразности действий.

  • Соблазнитель – свою деятельность разворачивает, используя слабости окружающих. Для ведомых людей становится движущей силой, которая помогает освободиться от подавляемых эмоций. Умеет сводить на нет конфликты. Притягивает к себе людей, умело манипулируя их страхами, переживаниями. Ведомая им группа не замечает в нем недостатков и всецело подчиняется его желаниям.
  • Герой: самопожертвование ради других – главная черта его характера, привлекающая общество. Незаменим в борьбе против несправедливого режима. Дурной пример – скрытый лидер, который своим поведением и эмоциями заряжает окружающих. Может легко спровоцировать конфликт.
  • Кумир – пример для подражания. Притягивает, наделяет ведомых своей энергетикой. Не всегда оказывается на этом месте по своему желанию.
  • Изгой или козел отпущения относится к антилидерам. Он является фактором, вызывающим агрессивный настрой. Группа людей объединяется, чтобы противостоять ему. Как только его не станет, коллектив перестанет существовать.

Виды лидерства в психологии


Психологи и психоаналитики тщательно изучают проявления лидерства, как способность вызывать чувство восхищения, уважения, доверия и даже обожания. Среди членов группы подобные чувства по отношению к лидеру возникают бессознательно. В зависимости от особенностей личности лидера выделяют следующие типы лидеров и стили лидерства в психологии.

  1. Автократическое. Характеризуется быстрым и единоличным принятием решений, жесткой властью лидера над группой. Лучшие результаты проявляет в кризисные моменты.
  2. Деловое. Лидер берет на себя роль ведущего в коллективе для выполнения конкретной задачи. Чаще всего это амбициозные люди с четкой мотивацией, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице или в общественной иерархии и проявляющие качества лидера.
  3. Демократическое. Демократический стиль лидерства подразумевает под собой активное участие в принятии решений для всех членов группы. Демократические лидеры креативны, умеют вдохновлять, заботятся о создании оптимальных условий работы.
  4. Лидерство, ориентированное на взаимоотношения. Основа — поддержка членов коллектива, забота об их развитии и эффективности. Такой стиль лидерства поощряет командную работу и успешное сотрудничество.
  5. Обслуживающее. Характеризуется управлением людьми посредством оказания им помощи. Лидер осуществляет честное и разумное руководство, схожее на демократическое.
  6. Безучастное. Характеризуется предоставлением членам группы полной свободы действий, что присуще группам опытных, самостоятельных и инициативных людей.
  7. Проблемно-ориентированное. Нацелено на выполнение конкретной задачи. В этой модели лидеры выполняют задачи постановки целей, разработки методов их решений, распределения обязанностей, контроля.
  8. Харизматическое. Основывается на вдохновении членов группы, пробуждении в них энтузиазма. Личность лидера выходит на передний план и его интересы ставятся на первое место по отношению к интересам группы.
  9. Трансформационное. Строится на мотивации команды на достижение 100 % результата. Лидер делает упор на эффективность взаимодействия членов группы, заботится о реализации общих целей и интересов. В бизнесе такая модель считается наиболее успешной.

Типологии личности

Виды лидерства полностью зависят от личностных качеств, самооценки и сложности Я-концепции. Согласно этой теории, лидеры бывают 4-х типов.

  1. Аполитичный тип присущ человеку с высокой самооценкой и усложненной Я-концепцией. Он обрабатывает новую информацию и преподносит ее так, чтобы не переступать через себя.
  2. Лидер-прагматик обладает низкой самооценкой и усложненной Я-концепцией. Ведет себя в соответствии с условиями обратной связи с окружающими. Прислушивается к мнению других, остро воспринимает критику в свой адрес. Часто занимается самобичеванием, уличая себя в ошибках.
  3. Идеолог – для него характерна высокая самооценка и низкая сложность Я-концепции. Практически не реагирует на проблемы других. Сосредоточен только на удовлетворении своих потребностей. Отличается жестким поведением.
  4. Недетерминированный лидер – ему характерна низкая самооценка и низкий уровень Я-концепции. Его стили руководства основаны на влиянии определенных социальных факторов.

Как вычислить неформального лидера

Самый точный способ определить НЛ — социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

  • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
  • к кому обращаются за профессиональным советом;
  • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
  • кто вносит новые предложения и идеи.

Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком спора. Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором — вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять. Главное — распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

Функциональный аспект

Все модели лидерства базируются на определенных действиях, которые будет выполнять руководитель. Функции лидерства и их характеристика описаны ниже.

  • Конструктивная – заключается в выражении и осуществлении целей определенного общества, без ущемления в процессе работы прав других социальных слоев. Установка идеально звучит, но на практике еще ни разу не была осуществлена. Из-за отсутствия продуманных концепций современного типа и плана их воплощения в жизнь большая часть революций закончилась неудачей.
  • Организационная – лидер не занимается полностью всей работой самостоятельно. Для воплощения в жизнь определенных идей ему нужны свободные руки. Основные его задачи заключаются в умении увидеть потенциал в человеке и сделать его работоспособным звеном общей системы.
  • Координация – осуществление контроля работы органов власти и принятие решений в соответствии с установленными в обществе законами, обычаями. Интегративная – привлечение единомышленников к своей программе. Без этого качества ни один лидер не сможет надолго задержаться на главных ролях.

Принцип невмешательства

Также интересен лидер, в поступках которого прослеживается принцип невмешательства. Такой стиль более прогрессивен, чем демократический. Этот лидер позволяет подчинённым свободно принимать решения. Также подопечные обладают полной свободой в выполнении заданий, которые не ограничены указаниями руководителя.

Но все типы лидерства предполагают, что окончательную ответственность за принятые решения несёт управляющий. И принцип невмешательства не является исключением. Такому человеку не свойственна халатность. Он имеет ясное представление о том, что на самом деле представляет собой его подопечный. Поэтому такой лидер идеально знает, чего и в какой ситуации следует ожидать от подчинённого. Его задача состоит в том, чтобы правильно распределить обязанности. После этого можно предоставить подопечным достаточно свободные условия, как будто только слегка контролируя их.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]