Коммуникативное общение: стили и характерные особенности

Коммуникативная сторона общения

Вам будет интересно:Функционализм — это что за метод? Понятие, теория, концепция и принципы функционализма в социологии

Общение как коммуникация представляет собой взаимный обмен сведениями между собеседниками, передачу и прием знаний, точек зрения и чувств. Следует обратить внимание, что информация в процессе общения не просто передается от одного лица к другому (человек, который передает сведения, именуется коммуникатором, а получающая сторона – реципиентом) – осуществляется именно обмен. Он может быть реализован как на речевом (вербальном), так и на неречевом (невербальном) уровне.

Задачи тренинга коммуникабельности

Одна из задач тренинга — разрушить неправильные, неэффективные стереотипы общения, приобрести умение сменить позицию, продолжать диалог, постоянно оценивая свои действия и реакцию собеседника. Психологи должны научить своих слушателей умению видеть слабые места в аргументации партнера, использовать это, опираясь не только на логику, но и на личностные качества, эмоциональность. Другая задача — совершенствовать и довести до автоматизма новые схемы поведения.

Имеется в виду не только умение говорить, но и невербальные приемы общения. В итоге, тренинг коммуникативных навыков должен вывести вас на более высокий уровень коммуникабельности. Вы должны овладеть новыми навыками взаимодействия:

  • психотехникой общения с аудиторией;
  • умением создавать комфортную атмосферу психологического существования в рабочем коллективе и дома, преодолевать конфликты;
  • легко вступать в беседу, быстро завоевывать доверие собеседника, понимать его психологическое состояние;
  • активно вести диалог, выделяя манипуляции партнера и нейтрализуя их;
  • оставаясь на своей позиции, отстаивая свои интересы, реагировать на реакцию окружающих, корректируя свои мотивировки и аргументацию;
  • использовать невербальные приемы эффективной коммуникации для убеждения окружающих;
  • умением работать с возражениями

Вербальная информация и ее передача

Вам будет интересно:«Олдскульный» — это мода на прошлое

Вербальная коммуникация (общение) предполагает использование человеческой речи в качестве средства передачи сведений. Зачастую в обществе можно столкнуться с мнением, что речь способна скрыть истинную сущность человека. С другой стороны, именно она может демонстрировать ее, без всяких принципов и вопреки воле говорящего. Стоит отметить, что речевое общение (речевая коммуникация) играет важнейшую роль в общественной жизни. Дело в том, что эффективность категории, как правило, связывается с коммуникативным аспектом.

Ключевой целью обмена сведениями выступает выработка одной точки зрения между общающимися людьми, достижение согласия относительно определенных проблем и ситуаций. При этом важнейшую роль играет правильное понимание информации. Именно поэтому умение грамотно выражать собственные мысли, а также умение слушать – это неотъемлемые составляющие общения как коммуникации.

Психологические барьеры в общении связаны с психологической несовместимостью собеседников и с негативными установками, создающими помехи общению.

Барьер компетентности. Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Этот фактор является весьма существенным, он подрывает общность в коммуникации, общение имеет тенденции к разрушению. Эффективным оно становится лишь тогда, когда собеседников объединяет общее поле опыта, общее пространство, в противном случае один из участников общения кодирует сообщение, исходя из своего видения, а получатель — декодирует только на основании своего опыта. Следовательно, можно говорить с партнером на одном языке и при этом не понимать его («Послушай, скажи по-русски!»). В этой ситуации сообщение входит в конфликт со способом, которым получатель «расшифровывает» его, общение становится невозможным или искаженным.

Искажения возникают из-за разного уровня компетентности собеседников, которые, в свою очередь, могут создавать совершенно иной уровень компетентности в сфере деятельности (например, статус профессора и рядового учителя). В результате у людей формируются разные ценности, потребности и отношения, что может привести к неумышленному искажению получаемой информации. Несоответствие кодирования и расшифровки является распространенным барьером эффективного общения.

Избирательное слушание. При этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям. Так, в информации о вреде курения ее получатель (курящий человек) замечает только то, что подтверждает его суждение («Все курят и ничего»). Сообщение, которое противоречит уже сложившимся представлениям, либо игнорируется, либо искажается так, чтобы оно соответствовало собственным представлениям. Иными словами, если мы слышим только то, что мы хотим услышать, то наша реальность не будет нарушена.

Оценочные суждения. В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. Например, у сплоченной группы могут сформироваться негативные ценностные суждения относительно всех действий куратора. Оценочные суждения базируются на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

Внутригрупповой язык. Каждый из нас в разное время сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи. Например, исследователь может попросить студентов «подготовить инструмент как часть экспериментального подхода» — вскоре студент узнает, что ему лишь предложили заполнить анкету в письменном виде.

Трудовые, профессиональные социальные группы часто создают жаргон, который понятен только членам этих групп. Такой специфический язык может выполнять позитивные функции. Он вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное общение внутри группы.

Давление времени. Давление времени также может стать серьезным коммуникативным барьером. Например, из-за дефицита времени кому-то не предоставляют обещанное ранее слово, а он может неадекватно среагировать на эту ситуацию (например, обидеться).

Перегрузка общения. Наше время часто называют «информационной» эрой или «эпохой информации». Люди не могут своевременно ответить на все сообщения, адресованные им, поэтому они их «отсеивают», и, следовательно, некоторые из сообщений никогда не прочитываются.

Барьер установки. Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично к вам. При наличии неприязни со стороны собеседника, следует отнестись к ней как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение или неадекватное поведение партнера не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

Барьер психологической защиты. Выстраиваемая психологическая защита — один из серьезных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый или агрессивный, взвинченный, напряженный собеседник нуждается в понимании, в том, чтобы его выслушали и поняли. Осознав, что барьер в общении с неудобным партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком исчезнут.

Барьер темперамента. У каждого человека свой темперамент, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их темперамент не был источником конфликта или дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками. Сангвиник – уравновешенный, подвижный, преобладает хорошее настроение. Быстро сходится с людьми, жизнерадостный, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразной рутинной работы. У сангвиника быстро возникают чувства радости или горя, привязанности или враждебности, но эти чувства неглубоки. Флегматик – медлительный, уравновешенный. Как правило, всегда доводит начатое дело до конца. Выдержанный, спокойный, хладнокровный, его трудно вывести из себя. Устойчивые интересы и стремления. У флегматиков есть способность к работе, требующей длительного сосредоточения, усидчивости. Холерик – человек порывистый, импульсивный, быстрый, подвижный, возбудимый. У него быстрая, громкая речь, выразительная мимика, резкие движения. Холерик склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резкой смене настроения. В общении с другими людьми холерики резки, часто провоцируют конфликтные ситуации. Меланхолик – его эмоции чувства отличаются большой глубиной, силой и длительностью. Чувствительный и ранимый. Тяжело переживает обиды и огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Меланхолики избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. Им свойственна глубина и постоянство, тонкость восприятия.

Слухи, сплетни. Словарь С. И. Ожегова определяет сплетню как «слух о ком-нибудь или чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях».

Сплетни – это недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании заведомо неверных, неточных и измышленных сведений.

Слухи — это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме.

Слух – один из видов распространения информации.

Слухи – это неизбежный процесс, так как информация, которой делятся люди друг с другом претерпевает сильные искажения в процессе передачи. Это происходит помимо воли участников диалога и связано с особенностями памяти: при однократном прослушивании информации мы запоминаем 10-20% от всего объема, остальное теряем. Когда мы пересказываем собеседнику интересные сведения, нам хочется рассказать все как было, но 80% информации потеряно, причем мы об это не подозреваем. Рассказывая подробности той или иной истории, мы домысливаем детали, фантазируем исходя из наших представлений, о том, как оно могло быть на само деле. Мы искренне верим в то, что говорим. Опасность слухов в том, что информация, содержащаяся в них, кардинально отличается от того, что было на самом деле, а отношения, дружба, хорошее знакомство могут рухнуть раз и навсегда.

Что влияет на понимание информации?

Вам будет интересно:Что такое «полон»? Какие значения скрывает слово?

На понимание сообщений, поступающих к реципиенту со стороны коммуникатора, существенное влияние оказывает их содержание и форма. Они в первую очередь зависят от отношения говорящего к слушающему, его личностных характеристик, а также от конкретной ситуации, в условиях которой протекает процесс общения (коммуникации). К примеру, ваш разговор с лучшим другом так или иначе будет отличаться от общения с клиентами или преподавателями. Помимо этого, при коммуникации должны учитываться определенные ценности собеседника. Делом в том, что в процессе рассмотрения мира посредством собственного «видения» следует не забывать о том, что партнер видит, слышит и размышляет несколько иначе. Кстати, именно отсюда возникает непонимание между взрослыми и детьми. Окружающим обстоятельствам и предметам они придают абсолютно разное значение.

Значение коммуникабельности

Развитые коммуникативные навыки плюс личный опыт и знания помогают справиться со многими проблемами, часто возникающими неожиданно и в необычных для нас ситуациях. Здесь важны не только врожденные способности к общению, но и наработанные в течение всей жизни навыки.

Более того, эти навыки можно и нужно специально тренировать, чтобы расширить коммуникативный опыт, более эффективно использовать уже имеющийся, в определенных ситуациях.

Имея в запасе, наработанные варианты и стереотипы общения, творчески используя их в различных условиях, можно чувствовать себя уверенно и спокойно (вам интересно также будет узнать о тренинге повышения уверенности в себе).

Особенности информации

Технология общения и коммуникации предполагает, что посланное сообщение может быть изменено в результате влияния характеристик личности реципиента, а также его отношения к говорящему, конкретной ситуации и содержания общения. Стоит иметь в виду, что любая информация проходит своеобразный фильтр «доверия – недоверия». Именно поэтому зачастую истинные сведения могут показаться неприятными, а ложные – приятными. В большей мере человек доверяет информации, которая получена от близких людей, в меньшей – от дальних знакомых или незнакомцев. Зачастую в процессе общения как коммуникации человек сталкивается с тем, что его побуждения и слова неправильным образом воспринимаются собеседником, иными словами, «не доходят» до него. Действительно, на пути передачи сведений могут возникнуть некоторые препятствия и затруднения. В данном случае речь идет о коммуникативных барьерах, которые классифицируются на барьеры отношения, барьеры непонимания и барьеры социально-культурного различия.

Все это предполагает осознание:

а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы; б) своих перцептивных умений, т. е. способности воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем); в) готовности воспринимать новое во внешней среде; г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм); д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды; е) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания — жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т. п).

Одним из центральных факторов коммуникативности является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей.

Коммуникация и общение: различия

Сегодня общение, будучи достаточно распространенным понятием, по-разному воспринимается философами, психологами, творческими личностями и другими людьми, которых не особо волнует вопрос содержания категории, когда они разговаривают по телефону или дискуссируют на ту или иную тему. Многие считают, что общение и коммуникация – это одна и та же категория. Так ли это на самом деле?

Под общением следует понимать многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности, которая направлена в первую очередь на формирование и дальнейшее развитие контактов. Коммуникация – не что иное, как совокупность речевых и неречевых операций, результатом произведения которых служит обмен сведениями на уровне межличностного взаимодействия. Итак, в понятиях «общение» и «коммуникация» различия все-таки есть.

Определение понятий

Общение представляет собой сложный и разноплановый процесс. В нем задействованы несколько видов деятельности человека – речь, интеллектуальные и психические возможности. Все они направлены на то, чтобы установить контакт с другим человеком (или несколькими людьми), укреплять и развивать его.

Коммуникация является совокупностью доступных человеку вербальных и невербальных операций. Результатом становится обмен информацией. Поступает она на уровне взаимодействия между личностями.

Сравнение категорий

Вам будет интересно:Развитие познавательных способностей младших школьников, ФГОС: формирование, основы воспитания, цели и задачи

Важнейшем свойством общения является универсальность, способность грамотно соединять существующие на сегодняшний день разновидности отношений между людьми, которые служат инструментом для удовлетворения потребности в совместной работе и дают возможность каждому человеку посредством категории взаимопонимания рассматривать себя как уникальную личность. Сюда прежде всего относятся коммуникация (вид общения, который считается основным), взаимодействие между участниками процесса общения и их прямое восприятие друг друга как партнеров, развивающих диалог.

Структура коммуникации

Любая коммуникация подразумевает наличие 4 обязательных элементов:

  • сообщение (передаваемая информация);
  • отправитель сообщения (коммуникатор);
  • канал связи;
  • получатель сообщения (реципиент).

В случае межличностного общения присутствует также пятый элемент – обратная связь. Обратная связь – это реакция реципиента на сообщение, которую принимает к сведению коммуникатор. В рассмотренных выше примерах обратная связь присутствует между парнем и девушкой (они совместно решают, как провести вечер), а также между продавцом и покупателем. А вот в примере с рекламой обратной связи нет.

Коммуникация как вид общения

Коммуникация, будучи одной из разновидностей общения, наделена важнейшими функциями. Сюда входит речевая деятельность человека, тактильные и визуальные способны восприятия им сведений через мимику, жесты, интонации и позы. Названный вид общения, коммуникация, и речь тесно связаны между собой. Дело в том, что в процессе коммуникативного общения человек слушает и говорит. Кроме того, он выражает собственное отношение к собеседнику и содержанию речи. Человек может улыбаться или злиться, подчеркивать важность сказанного посредством легкого касания руки партнера или «бросаться» фразами в ироничном тоне. Он может несколько откинуться, чтобы продемонстрировать недоверие к словам собеседника, или совершить целый ряд других действий. Общение и средства коммуникации дополняют друг друга, ведь вербальный контакт в настоящее время практически невозможен без невербальной информации. Следует иметь в виду, что лишь в такой форме он превращается в основу общения.

Коммуникативные системы

Коммуникация и все сопутствующие ей процессы имеют тесную взаимосвязь со знаковыми системами. К ним целесообразно отнести числовые символы, условные обозначения, алфавит, дорожные знаки, а также звуковые и цветовые сигналы. Стоит заметить, что применение этих символов способствует установлению дистанционного общения, если непосредственный контакт между участниками считается невозможным.

Общение как коммуникация и форма отношений межличностного плана сочетает в себе перцептивные и интерактивные функции с коммуникативными. Если коммуникация связана с обменом сведениями между людьми, то перцептивная сторона отвечает за их восприятие друг друга, а интерактивная предполагает организацию взаимодействия между ними в соответствии с типом делового, личного или официального общения.

Коммуникативные отношения в системе управления

Коммуникационный процесс в управлении рассматривается как обмен информацией между индивидами с целью выявления проблем и поиска путей их решения.

Информационный обмен сегодня является основополагающим для любой организации. В процессе управления участвуют все индивиды непосредственно или опосредованно. Поэтому управление можно представить как коммуникативный процесс, протекающий в формах межличностного, внутригруппового и массового информационного взаимодействия. Информационное взаимодействие вплетено во все виды и уровни управленческой деятельности. Тем самым коммуникация является механизмом интеграции, связующим и упорядочивающим процессом многообразия деятельностей в единое целое [1].

А одним из важнейших инструментов управления является находящаяся в распоряжении менеджера информация. Особое значение имеет информационная роль руководителя, в рамках которой он действует в качестве центра обработки информации [2,3]. Руководитель принимает информацию, поступающую из внешних источников, от сослуживцев, экспертов, передает ее подчиненным и во внешние организации и, наконец, сам выступает источником информации.

Американский теоретик менеджмента Питер Дракер, анализируя переход от индустриального хозяйства к посткапиталистическому обществу, особо подчеркивает изменение роли руководителя: сегодня это не просто «человек, отвечающий за эффективность и результаты работы коллектива», а «человек, отвечающий за применение и эффективность знания» [4].

Процесс управленческой деятельности предполагает две системы коммуникативных отношений. В рамках первой – информация как совокупность сведений, данных используется субъектом управления для активного воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации. В данной модели управления используются такие методы коммуникации как приказы, директивы, распоряжения. Коммуникация в данном случае есть субъект-объектная связь, где объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять и соответственно ей поступать. Коммуникация является однонаправленным, линейно-циркулярным процессом. Полезность и эффективность информации оценивается по степени ее влияния на поведение объекта. Коммуникация строится не только по факту передачи информации, но и по личностным ее оценкам. То есть, каждый индивид имеет свой уровень интеллектуального развития, свои интересы, потребности, ценностную систему и знания. Работники также могут самостоятельно собирать, обрабатывать, систематизировать информацию, обмениваться знаниями, предложениями, вырабатывать инновационные идеи. С этих позиций управление – это диалектическое взаимодействие между субъектами, состоящее из прямых и обратных связей, а коммуникация – процесс обмена информацией между равноправными субъектами управления, где обе стороны играют активную роль [5].

Менеджеру следует помнить, что человек является главным субъектом социальной деятельности. А знания и информация выступают как цель, средство, ресурс и результат этой деятельности. Развитие интеллектуального потенциала работника, его знания, умения, образование способствуют развитию интеллектуального инновационного потенциала организации и всего общества [6].

Таким образом, задача и роль современного руководителя заключается в создании условий для получения работниками новых знаний, образования, реализации их способностей, привлечения их в управленческий процесс, использования их интеллектуального потенциала в фактор развития организации. В этом случае возможна положительная обратная связь, взаимопонимание и сотрудничество.

Невербальная коммуникация. Оптико-кинетическая знаковая система

Как выяснилось, обмен сведениями осуществляется не только через речь, но и через иные знаковые системы, которые в комплексе формируют средства невербальной коммуникации. Для начала рассмотрим оптико-кинетическую систему, подразумевающую использование пантомимики, жестов и мимики. Стоит отметить, что в классической литературе можно отыскать более 20 000 характеристик выражения лица. Например, Л. Н. Толстой в известном романе «Война и мир» отобразил 93 разных описаний улыбки.

При попытке создать внутреннюю классификацию оптико-кинетической знаковой системы выяснилось, что актуально использование принципа, аналогичного общему. Так, лицо делится на три части посредством горизонтальных линий: лоб и глаза, нос и область носа, подбородок и рот. Далее обозначается 6 ключевых эмоций, которые наиболее часто используются при помощи средств мимики: удивление, страх, грусть, гнев, радость и отвращение. Следует знать, что установка эмоции в соответствии «с зоной» позволяет фиксировать мимические движения более или менее определенно.

Жесты и позы, которые применяет человек при общении, оказывают достаточно серьезное воздействие на собеседника. К примеру защитные жесты (скрещенные на груди руки; сжатые кулаки; ладони, прикрывающие лицо) предполагают усиление чувства закрытости собеседника, а соответственно, ухудшают контакт. Наоборот, улыбающееся лицо и открытые ладони бессознательным образом снимают чувство напряжения даже у человека, с которым вы находитесь в весьма натянутых отношениях.

Средства

Средства коммуникации в психологии делят на две основные группы:

  1. Вербальные. Знаковой системой, при помощи которой передается информация, является речь. Это универсальное средство коммуникации. Во время речевого общения смысл передаваемых от субъекта объекту сведений усваивается лучше всего. При помощи речи коммуникатор (говорящий) кодирует информацию, а реципиент (слушатель) ее декодирует.
  2. Невербальные. Часто значение слов, произнесенных говорящим человеком, варьируется в зависимости от его невербальных сигналов (жестикуляция, мимика, тональность голоса, взгляд, поза, паузы и т.д.). То есть, важно не то, что человек говорит, но и то, как он говорит.

Проксемика и визуальный контакт

Проксемика – не что иное, как организация времени и пространства в процессе коммуникации. Рассмотрим, к примеру, нормы приближения человека к собеседнику, свойственные для американской культуры (в сантиметрах):

  • От 0 до 45 – интимное расстояние.
  • От 45 до 120 – персональное расстояние.
  • От 120 до 400 – социальное расстояние.
  • От 400 до 750 – публичное расстояние.

Члены команды должны находиться справа от лидера.

Кроме того, у каждого человека есть своя «зона личного пространства», которую можно осознать интуитивным образом. Как правило, она варьируется от 40 до 50 сантиметров. Если данную зону пересекает несимпатичный или незнакомый человек, то появляется стихийное раздражение. Однако в отношении симпатичных людей стоит ожидать противоположной реакции. Посредством изменения физической дистанции можно даже управлять состоянием собеседника. Следует знать, что у женщин эта дистанция в некоторой степени больше, чем у мужской части населения. Именно поэтому дамы более болезненно реагируют на ее сокращение.

Под визуальным контактом следует понимать длительность взглядов, частоту обмена ими, смену динамики и тактики взглядов или их избегание. К примеру, исследователи показали, что у женщины, которая смотрит на любимого человека, расширяются зрачки глаз. Несомненно, это делает ее лицо более привлекательным по сравнению с лицом в ситуации, когда она посмотрим на неприятного ей или незнакомого человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]