Проектная работа «Общение реальное и виртуальное. Что выбрать?

Интернет-коммуникация, общение через Интернет — это виртуальная реальность, а общение лицом к лицу, то есть, вживую — это реальный мир. Чем они отличаются? Что есть такого в реальном, живом общении, чего нет в виртуальном?

Как Вы считаете, есть предположения? Читайте дальше, чтобы узнать.

Общение через Интернет может осуществляться видео-чатом через приложения Skype, Viber или Facebook. А общение живьем осуществляется путем посещения реальных мест, назначенных или случайных встреч.

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

  • Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
  • Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
  • Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
  • Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
  • Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
  • Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Распространенные ошибки


Излишняя навязчивость, как и замкнутость, может оттолкнуть партнера

Во время очной или онлайн беседы даже самые общительные участники коммуникации часто допускают ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • Отсутствие невербального контакта с собеседником (разговаривать, не глядя в глаза другому человеку);
  • Слишком тихий, слабый или, наоборот, очень громкий и резкий голос;
  • Манера «засыпать» человека разными вопросами (даже маленькими и невинными) и требовать ответа на каждый из них;
  • Манипуляция людьми;
  • Бесконечные рассказы о себе, особенно о различных болезнях и других проблемах, могут быстро отпугнуть даже самого терпеливого слушателя.

Также ошибку совершает тот, кто настаивает на разговоре, если собеседник испытывает грусть (тоску, расстройство) и явно не хочет продолжать беседу. Психологи утверждают: чем больше человек навязывает свое общество окружающим (даже родственникам) в той или иной ситуации, тем большее отторжение он вызывает.

Не стоит говорить о лицах, отсутствующих в данный момент, даже если хочется сказать о них что-нибудь хорошее. Также в список неподходящих тем для разговора входят семейные и любовные отношения, возрастные вопросы, работа и заработная плата, отношения с начальством. Однако, если собеседник хочет обсудить именно эти вопросы, его следует внимательно выслушать, не давая конкретных ответов.

Не рекомендуется употреблять в речи большое количество профессиональных терминов или иностранных слов, непонятных другим участникам коммуникации. Такой собеседник рискует выглядеть в глазах окружающих человеком, который очень высокого мнения о себе и о своих умственных способностях. Жаргон и сленг тоже под запретом, следует отдавать предпочтение нейтральной разговорной лексике. Разумеется, ни при каких обстоятельствах нельзя произносить бранные слова (мат), особенно в адрес кого-либо. Это очень важное правило поведения. Тот, кто ругается, вряд ли сможет разговорить собеседника.

Внимание! Во время разговора рекомендуется находиться на некотором расстоянии от собеседника. Несоблюдение дистанции может быть расценено партнером как проявление агрессии. Умеренно жестикулировать не возбраняется, но брать другого человека за руку или хлопать его по плечу не стоит.

Для того чтобы учиться легко ладить с окружающими и комфортно чувствовать себя в любой компании, необходимо, прежде всего, расстаться с комплексами. Главное – уверенность в себе и четкая грамотная речь. Хорошо помогают учебники – пособия по искусству общения. Возможно, достичь желаемых результатов получится не сразу, но приложить усилия непременно стоит. Эффективная коммуникация – залог успеха в карьере и личной жизни.

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

  • Примитивное. Один человек воспринимает другого как объект, от которого можно получить определённую пользу (потребительское отношение).
  • Формально-ролевое. Взаимоотношения между людьми определены их социальными ролями, и общение строится с учетом этого (например, общение покупателя с продавцом или консультантом).
  • «Контакт масок». Поверхностное общение, в ходе которого люди отыгрывают свои социальные роли, изображая наигранные эмоции.
  • Деловое. Это общение, направленное на достижение определённой цели, в процессе которого стороны сосредоточены на деле и игнорируют личностные факторы.
  • Манипулятивное. Человек прибегает к различным неявным приёмам, позволяющим добиться от собеседника определённой реакции, повлиять на его мнение.
  • Светское. Это общение на общие и нейтральные темы. Обычно его используют незнакомые между собой участники мероприятий, чтобы обзавестись новыми связями.
  • Духовное. Это общение между близкими людьми, подразумевающее обмен переживаниями, эмоциональное сближение.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
  • получение помощи;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
  • влияние на взгляды и поведение собеседника;
  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;
  • получение удовольствия от самого процесса общения.

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

  • обмен информацией всех видов (знания, опыт, идеи, рекомендации и прочее);
  • взаимное влияние (воздействие на состояние, манипуляции, принуждение к определённым действиям);
  • межличностное взаимодействие и формирование отношений;
  • эмоциональное сближение, взаимопонимание, разделение эмоций;
  • формирование и использование определённых паттернов поведения;
  • формирование внутреннего «Я» и понимание других людей.

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

  • Осознание потребности. Всё начинается с того, что у человека возникает необходимость передать другому информацию.
  • Анализ обстоятельств и инициация общения. На данном этапе выбирают наиболее подходящий канал и способ кодирования информации (звонок по телефону, личная встреча, общение в чате).
  • Непосредственно общение (передача сообщения). Отправитель формулирует свою мысль и передаёт её адресату выбранным способом.
  • Получение и анализ обратной связи. Отправитель считывает реакцию адресата (ответное сообщение) и интерпретирует её.
  • Коррекция методов общения. Отправитель меняет стиль общения и формулировки, подстраиваясь под собеседника, чтобы продолжать общение в желаемом направлении.

Особенности виртуального общения

Интернет прочно вошел в жизнь людей, являясь не только источником информации, но и средством коммуникации. Компьютерная коммуникация имеет ряд особенностей в сравнении с реальным общением. К этим особенностям относят следующее:

— расширение возможностей и границ коммуникации, поскольку собеседников можно найти во всех странах мира;

— оба партнера в процессе коммуникации находятся в привычном жизненном пространстве, пользуясь различными приемами передачи информации;

— виртуальное общение преимущественно осуществляется в письменной форме (чат, e-mail), что дает возможность совершенствовать умения и навыки письменной речи;

— кроме совершенствования языковых знаний, участники коммуникации получают о личности партнера информацию о его взглядах на окружающий мир,

— виртуальное общение осуществляется в форме устных сообщений или электронных писем;

— обмен сообщениями позволяет совершенствовать умение понимать письменный текст, который сопровождается при необходимости пояснениями носителя изучаемого языка. Регулярный обмен электронными письмами при виртуальной коммуникации позволяет усовершенствовать умения и навыки письменной речи, обогащает словарный запас, расширяет социокультурную компетенцию и кругозор, совершенствует навыки работы с интернетом.

Индивидуальный проект «Социальные сети.Почему люди предпочитают живому общению виртуальное?»

Объект: Социальные сети, группа 20-ЗИО1-9.

Предмет: Воздействие соцсетей на общество, психология людей их отношение к общению.

Гипотеза: Я считаю, что виртуальное общение доминирует над реальным.

Современный мир предоставляет нам огромное множество информационных услуг, мир становится ближе. Главная заслуга в этом принадлежит Интернету. Родители, педагоги, психологи и врачи бьют тревогу о том, что современные подростки большую часть свободного времени проводят в сети Интернет. Можно предположить, что виртуальное общение не просто заменяет реальное общение, а оно его вытесняет, необходимо подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, так как большинство современных подростков обладают стационарными или мобильными устройствами для выхода в Интернет.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

1.1 Люди и социальные сети

Социальные сети в 21 веке являются неотъемлемой частью жизни миллиардов людей. Мы общаемся в них с друзьями, родственниками, узнаём новости, заводим новые знакомства, делимся своими мыслями и событиями из жизни. Но почему же люди так любят социальные сети? Почему часто предпочитают живому общению виртуальное? Психологи выделяют различные причины:

Всегда на связи. Благодаря соцсетям можно с лёгкостью оставаться на связи практически всегда. В соцсетях нет тех официальностей и сложностей, как, например, в почтовой переписке. Можно написать в чат и получить быстрый ответ, позвонить не только по аудио, но и по видео связи, отправить фотографию и т.д.

Любопытство. Очень часто люди регистрируются в соцсетях ради того, чтобы наблюдать за жизнью конкретных людей, будь то знаменитость или, например, понравившиеся молодые люди. Постепенно круг «наблюдения» расширяется и вот вы уже наблюдаете за жизнью десятков незнакомых людей. Другой вопрос – почему людей это так интересует? Есть множество вариантов, от обыкновенного любопытства и скуки, до одиночества, зависти и желания самоутвердиться.

Личный архив. Многие социальные сети позволяют сохранять огромное количество личной информации: фотографии, музыка, контакты, переписки. Очень удобно, что всё доступно в одном месте. Фактически социальные сети нередко становятся архивом нашей жизни и хранилищем воспоминаний и другой информации, поэтому потеря аккаунта способна обернуться трагедией.

Работа и реклама. В 21 веке появилось большое количество профессий, связанных с социальными сетями, люди ведут чужие аккаунты, решают вопросы в технических аспектах, занимаются маркетингом и продвижением страниц и т.д. Многие фирмы и компании создают страницы в социальных сетях, как способ рекламы и привлечения клиентов, даже есть не большие магазины, которые продают свой товар только на платформах соцсетей. Также люди зарабатывают на блоггерстве или продаже, например, рукодельных изделий.

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

  • Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.
  • Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.
  • Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]